А. Л. Миссуловин
О некоторых социофобиях в связи с задачами комплексного преодоления заикания у подростков и взрослых
Исследования многих авторов, изучающих такую сложную в этиопатогене-тическом отношении как заикание, и наш собственный опыт позволяют условно разделить заикание на два основных синдрома:
1) речевые судороги с локализацией в отделах артикуляционного аппарата, а также судороги, переходящие на различные группы мышц тела, т.е. сопутствующие движения;
2) невротические наслоения, в которые, как правило, входит логофобия, нередко протекающая на фоне общеневротических симптомов (повышенная утомляемость, головные боли, раздражительность, тревожность, вегетативные нарушения и пр.).
Нередко у наших пациентов наблюдаются симптомы невроза навязчивых состояний и предшествовавшая ему акцентуация характера по психастеническому типу [1]. В последние годы мы наблюдаем в невротическом фоне заикания отсутствие во многих случаях четких проявлений той или иной формы неврозов. Чаще всего в картину невроза навязчивых состояний вкрапливаются симптомы истерии, такие как эгоцентричность, условная желательность усиления заикания и пр. В тех случаях, когда мы наблюдаем преобладание симптоматики невроза навязчивых состояний либо акцентуацию по психастеническому типу на первое место, как правило, у заикающихся подростков и взрослых выступают логофо-бия и сопутствующие ей эрейтофобия и скоптофобия. Почти у 40 % взрослых заикающихся мужчин в нашем центре была выявлена боязнь несостоятельности при супружеских взаимоотношениях [5]. Не исключаются и некоторые другие фобии, характерные для невроза навязчивых состояний [2, 3, 6].
Учитывая хронизацию невротических состояний, которые, как правило, являются фоном заикания в течение заболевания более семи лет, мы можем говорить о невротическом развитии по тому или иному типу в зависимости от преобладания симптоматики той или иной формы неврозов. Причиной хрониза-ции заикания и стойких невротических состояний являются неблагоприятные условия жизни, затянувшиеся психотравмирующие ситуации, острая психотравма и пр.
В книге «Лечение заикания» Л.Я. Миссуловина случаи острого психического травмирования в связи с содержанием психотравмы были разделены на 8 групп (психотравмы, полученные в результате столкновениями с дикими и домашними животными; пугающие явления природы; ятрогении, дидактогении и пр.). Не возвращаясь подробно к уже опубликованным материалам, мы сосредоточим внимание на содержании новых психических травм, постперестоичными условиями жизни [2]. Кратко их перечислим: введение в нашем городе в 1991 г. продовольственных талонов (временное), отсутствие многих продуктов питания не только отрицательно сказывались на здоровье многих слоев населения, но и тяжело травмировали психику лиц перенесших блокаду Ленинграда, детей войны, знавших очень голодные годы, учащихся ПТУ и др. [4].
Следующую психическую травму, характерную для нашего времени, можно условно назвать телерадиогенией: речь идет о том вреде теле- радиопередач,
которые воздействуют, прежде всего, на детей и подростков - это зачастую разнузданная реклама, сопровождающаяся подробным изложением симптомов различных заболеваний, регулярная демонстрация по телевидению детективных фильмов со стрельбой и трупами, ежедневная информация и демонстрация последствий террористических актов, криминальных убийств и пр.
Необходимо указать еще на один вид психического травмирования, которое существовало всегда, но значительное распространение получило в последнее время. Мы имеем в виду избиения, ограбления, убийства на улице и в квартирах. Многие начали испытывать страх перед нападением бандитов, укрепляя свои окна решетками, а двери большим количеством замков, некоторые лица боятся выходить по вечерам из дома.
Перечисленные выше психогенные факторы, особенно сильно влияя на заикающегося с тревожно-мнительными чертами характера, заостряли указанные черты, усиливали заикание, особенно у больных, страдающих логофобией и ко-морбидными состояниями. Эти фобии отражают содержание вызвавших их психотравм, имеют выраженную социальную направленность и могут быть квалифицированы как социофобии (по классификации проблемной группы по социальной фобии Всемирной Ассоциации Психиатрии, под редакцией проф. Монтгомери).
В тех случаях, когда у больного выражен обсессивно-фобический синдром основным методом в общем комплексе лечебно-коррекционных мероприятий является рациональная и суггестивная психотерапия.
Специфика нашей жизни, связанные с нею, новые по своему содержанию психотравмы и соответственно фобии, в частности, боязнь подростков и молодых людей быть избитыми на улице, привели нас к поискам адекватных коррек-ционных приемов.
Я являюсь по образованию дефектологом - логопедом, много лет занимаюсь восточными единоборствами и имею высокую квалификацию. Мною предложено в процессе курса лечения заикания для лиц, имеющих минимальные физические задатки, обучение элементам самообороны и занятия оздоровительными практиками.
Восточные боевые искусства и, прежде всего теория и философия этого значительного пласта восточной культуры (Андо, Тамура и др.), дают возможность мастеру в русле комплексной терапии заикания поработать над эмоционально-волевой сферой ученика. Повысить его самооценку, вселяют в него чувства уверенности в своих силах и пр. Непосредственное овладение техникой боевого искусства вооружает ранее робкого, боязливого заикающегося приемами адекватной самозащиты. За последний год, такую подготовку прошли и продолжают заниматься 6 человек.
У указанных пациентов не только улучшилось психосоматическое состояние, окрепла эмоционально-волевая сфера, они не только могут дать квалифицированный отпор хулиганам, но и речь их значительно улучшилась. Приведем пример. Больной М., 1984 г.р., студент II курса технического вуза. Из анамнеза: ребенок от первой беременности, которая протекала с токсикозом во второй половине. Наблюдалась угроза выкидыша. Госпитализации не предложили. Роды срочные, со стимуляцией в связи со слабой родовой деятельностью. Закричал сразу. Масса тела 3950 гр., рост 51 см. К груди приложен через 12 часов. Почти
сразу переведен на искусственное питание. Ребенком был беспокойным, до 2-х лет часто плакал по ночам. С 1,5 лет посещал ясли. Со слов матери, психическое и физическое развитие в пределах нормы. Фразовая речь появилась после 2-х лет, хорошо говорил к 3-м годам (но не произносил звук «р»).
Из заболеваний: частые ОРВИ, бронхиты, хроническая пневмония. Наследственность по материнской линии не отягощена, по отцовской - сведений нет.
Заикается с 4-х лет, без видимой причины. С 5-6 лет посещал логопедический детский сад, где сформировали произнесение звука «р», однако в отношении заикания улучшения речи не отмечали. Наблюдался районным невропатологом, получал седативные препараты, посещал ЛФК. В школе учился хорошо. В пубертатном возрасте наблюдалось значительное ухудшение речи. Мать считает сына тревожным, замкнутым, боязливым (боялся воды в открытых водоемах). По вечерам до 18 лет боялся выходить из дома, т.к. в этот же период был избит хулиганами, после чего значительно ухудшилась речь и усилилась логофобия.
Из беседы с больным: эмоционально-значимыми ситуациями являются общение с незнакомыми людьми, общение в магазинах, по телефону, выступление перед аудиторией.
Данные экспериментально-психологического обследования по «Речевому опроснику» выявило III уровень логофобии. По шкале Тейлор определено 34 балла, что говорит о высоком уровне тревоги.
Логопедический диагноз: заикание (логоневроз) в средней, ситуационно - в тяжелой степени, смешанная форма, тонико-клонический тип речевых судорог.
Медицинский диагноз: заикание на органической основе, специфическая фобия (логофобия). Врачом психотерапевтом назначен фенибут. Комплексное лечение проводилось 3,5 месяца.
Пациент много работал над речью, выполнял все рекомендации. К концу курса у него наблюдалась практически здоровая речь и ему разрешили начать тренировки по восточным единоборствам.
Уже на первых контрольных проверках речи пациент сообщал, что в ранее «трудных» ситуациях говорит без заикания. Чувствует себя уверенно. На улице в вечернее время смог дать отпор трем хулиганам.
Впоследствии, окончил успешно институт, аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию.
Исходя из сказанного выше, мы полагаем, что примененный прием, предлагаемый избирательно отдельным пациентам, может оказать положительное воздействие как на речь заикающегося и его нервную систему, так и на личность в целом.
Список литературы
1. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983. -256 с.
2. Щугарева Л., Фесенко Ю., Лохов М. Заикание. Неврология или логопедия. - СПб.: ЭЛ-БИ, 2005. - 608 с.
3. Ляпидевский С.С. Некоторые вопросы теории и практики исправления заикания // Труды второй научной сессии по дефектологии. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - С. 193-201.
4. Миссуловин Л.Я. Лечение заикания. - Л.: Медицина. 1988. - 184 с.
5. Миссуловин Л.Я. Патоморфоз заикания. - СПб., 2002.
6. Селиверстов В.И. Заикание у детей. - 4-е изд., доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛА-ДОС, 2001. - 208 с.