Научная статья на тему 'К вопросу понимания сущности, мотивов и приемов преодоления заикания у подростков и взрослых в современных условиях'

К вопросу понимания сущности, мотивов и приемов преодоления заикания у подростков и взрослых в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
1074
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАИКАНИЕ / ЛОГОНЕВРОЗ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ / БОЛЕЗНЬ / НЕДОСТАТОК / ЛЕЧЕНИЕ / КОРРЕКЦИЯ / ЛОГОФОБИЯ / ПСИХОТЕРАПИЯ / СУГГЕСТИЯ / STUTTERING / STAMMERING / LOGONEUROSIS / DEFINITION / DISEASE / MEDICATION / GLOSSOFOBIA / SPEECH ANXIETY / PSYCHOTHERAPY / SUGGESTION

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Зиновьева Е.А., Миссуловин А.Л., Миссуловин Л.Я.

В статье приводится авторское определение заикания. Проводится дифференциальная диагностика понятий «заикания» «логоневроз». Анализируются некоторые особенности течения и устранения заикания в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article provides author's definition of stuttering including differential diagnosis of the concept 'stuttering-logoneurosis'. Author describes some features and ways to eliminate stuttering in the modern world.

Текст научной работы на тему «К вопросу понимания сущности, мотивов и приемов преодоления заикания у подростков и взрослых в современных условиях»

УДК 376.1 - 056.264

Е. А. Зиновьева, А. Л. Миссуловин, Л. Я. Миссуловин

К вопросу понимания сущности, мотивов и приемов преодоления заикания у подростков и взрослых в современных условиях

В статье приводится авторское определение заикания. Проводится дифференциальная диагностика понятий «заикания» - «логоневроз». Анализируются некоторые особенности течения и устранения заикания в современных условиях.

This article provides author's definition of stuttering including differential diagnosis of the concept 'stuttering-logoneurosis'. Author describes some features and ways to eliminate stuttering in the modern world.

Ключевые слова: заикание, логоневроз, определение, болезнь, недостаток, лечение, коррекция, логофобия, психотерапия, суггестия.

Key words: stuttering, stammering, logoneurosis, definition, disease, medication, glossofobia, speech anxiety, psychotherapy, suggestion.

Выбор методик и приемов лечения или, как считают до сих пор многие исследователи и практики, устранения заикания зависит от того, как понимается специалистами сущность этой патологии речи, во многих случаях резистентной к терапевтическим воздействиям.

До настоящего времени в литературе высказываются различные, а иногда и прямо противоположные точки зрения по поводу понимания клинических особенностей заикания и его методов устранения. В качестве примера приведем высказывания только некоторых авторов. Так, Эмиль Фрешельс полагает, что так называемое заикание есть осознание неправильности речи и наслоения многочисленных вспомогательных средств, происходящих частично из центра. Автор предлагает заменить существующий термин «заикание» другим названием - «ассоциативная афазия» и тем самым ошибочно связывает все случаи заикания с тяжелой речевой патологией органического генеза - афазией. Многими исследователями указанная точка зрения Э. Фрешельса не подтверждается [10].

В середине 60-х гг. прошлого столетия Р.Е. Левиной предлагается определение заикания как расстройство речи с преимущественно нарушением ее коммуникативной функции. Очевидно, что это определение, правильно трактуя нарушение одной из функции

© Зиновьева Е. А., Миссуловин А. Л., Миссуловин Л. Я., 2016

209

экспрессивной речи, не отражает полностью всего многообразия и сложности данного заболевания и является основополагающим для разработки педагогических методик устранения заикания [6].

Такие известные исследователи, как Н.А. Власова, В.С. Кочергина, К.-П. Беккер, М. Совак, М. Зееман, М.Я. Хватцев, В.М. Шкловский и др., не исключая у заикающихся наличия невротических проявлений, отмечают у многих органические симптомы поражения ЦНС. Такая оценка этиопатогенетической основы заикания более точно раскрывает сущность исследуемой проблемы [1; 2; 5; 11; 12].

Основываясь на наших многолетних наблюдениях и не претендуя на исчерпывающее определение сущности заикания, мы полагаем, что это состояние речи, при котором в периферическом речевом аппарате больного наблюдаются судороги различной тяжести, продолжительности и частоты, возникающие в большинстве случаев вследствие невротических, неврозоподобных состояний либо органических заболеваний нервной системы и в свою очередь вызывающие у значительной группы больных вторичные реактивные невротические наслоения. Эти наслоения могут обусловливать определенные изменения личности и приводить к нарушениям системы общения больного с окружающими. При этом по данным научной литературы (и по нашим наблюдениям не всегда выявляется четкая зависимость между логоневротическим синдромом и степенью заикания, т. е. выраженностью речевых судорог [7].

Таким образом, в синдроме заикания мы наблюдаем два основных симптомокомплекса:

1) речевые судороги с локализацией в области артикуляционного аппарата, а также судороги, переходящие на различные группы мышц тела, т. е. сопутствующие движения;

2) невротические наслоения, в которые, как правило, входят логофобии, нередко протекающие на фоне общеневротических симптомов (повышенная утомляемость, головные боли, вегетативные нарушения и пр.). Нередко у наших пациентов наблюдаются симптомы невроза навязчивых состояний, либо психастенической акцентуации характера. Указанная симптоматика выражается в наблюдающейся у многих больных логофобии и сопутствующих фобиях - эрейтофобии (боязнь покраснения), гипсофобии (боязнь высоты), скоптофобии (боязнь запаха пота, влажных, холодных ладоней при вегетативных нарушениях).

Почти у 40 % взрослых заикающихся мы обнаружили в настоящее время на фоне усилившейся невротизации, обусловленной социальными причинами (отсутствие постоянной работы, случайные заработки, нередко создающие конфликтные ситуации, разлад семейных отношений и пр.), боязнь несостоятельности при супруже-

ских взаимоотношениях - у мужчин страх отсутствия адекватной эрекции, у женщин - боязнь отсутствия оргазма и пр. (по А.М. Свядощу - невроз ожидания) [9]. Не исключаются и некоторые другие фобии, характерные для невроза навязчивых состояний. Но отождествлять невроз навязчивых состояний с заиканием нельзя, так как при неврозе навязчивых состояний диапазон фобий значительно шире, чем при заикании, и отсутствует речевая судорож-ность.

Из сказанного выше достаточно убедительно видно, что заикание является заболеванием, которое прежде всего обусловлено нервно-психической патологией. Еще одним доказательством является то, что заикание является судорожной речевой патологией, а лечением судорожности занимаются неврологи.

Еще одним дискуссионным вопросом и в литературе, и в практике является дифференциация понятий «заикания» - «логонев-роз». Многими специалистами эти понятия отождествляются. По мнению таких известных ученых, как В.В. Ковалев, Б.Д. Карвасар-ский, А.М. Свядощ и др., развитию невроза на фоне акцентуации характера предшествует психическая травма [3; 4; 9] У большей части заикающихся мы видим аналогичную картину. По нашим наблюдениям в настоящее время можно отнести около 90 % заикающихся, в анамнезе которых прослеживается психотравматизация, количественный и качественный диапазон которых в последнее время в связи с осложнившимися условиями жизни значительно расширился (в 1988 г. мы насчитывали 86 % больных с диагнозом «логоневроз»). К остальным 10 % заикающихся без логоневротических наслоений и отсутствия страха речи мы в основном относим больных со сниженным интеллектом, а также нечасто встречающихся наших пациентов, у которых наблюдаются как острые, так и хронические психические заболевания: реактивный параноид, шизофрения, редкие случаи маниакально-депрессивного психоза. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества заикающихся с различными формами психопатии. Для больных с психическими заболеваниями и пограничными состояниями лечение заикания является не актуальным. Подростков, как правило, приводят на лечение родители, взрослых заикающихся приводят близкие родственники в расчете получить какие-либо льготы. И те и другие быстро прекращают посещение логотерапевтического центра.

Сравнивая ситуации доперестроечного периода с условиями жизни в настоящее время, беседуя с пациентами и основываясь на собственных наблюдениях, мы видим, что условия, при которых осуществляется лечение, в последнее время значительно усложнились. Так, взрослые пациенты отмечают, что резкое расслоение нашего общества на богатых и бедных, систематический рост цен

на продукты питания, которые нередко бывают некачественными, повышение стоимости коммунальных услуг, процветание коррупции, несмотря на активную борьбу с ней, вовлеченность в коррумпированные дела лиц, которые по своей должности были обязаны с нею бороться, сложное международное положение и пр. создают в основном у взрослых заикающихся подавленное, нередко, депрессивное состояние, усиливают невротические проявления и мешают логопедической и психотерапевтической работе. Аналогичное влияние на наших пациентов нередко оказывают сообщения в газетах, теле- и радиопередачи. Детективные телесериалы, в которых постоянно демонстрируются убийства, трупы в моргах с бирочкой на большом пальце ноги (бесконечно длящийся сериал «След» и др.), считают своим долгом показывать довольно частую связь «оборотней в погонах» с криминальным миром. В связи со сказанным мы нередко слышим от наших пациентов вопросы, на которые довольно трудно дать убедительный ответ: как жить? кому верить? А наши ответы должны успокаивать больных, указывать на светлые стороны жизни, внушать им уверенность в завтрашнем дне.

Все сказанное выше нам позволило ввести в литературу новый термин - «телерадиогения», последствия которой необходимо учитывать в лечебно-логопедической работе со взрослыми и подростками, страдающими заиканием [8].

Нельзя не отметить еще целый ряд психотравмирующих факторов, поступающих регулярно из средств массовой информации: ежедневно передаются сообщения о крушениях самолетов с большим количеством жертв, а также о дорожно-транспортных происшествиях. Вот что нам приходится слышать от наших впечатлительных пациентов. Больной С., 32 года. Логопедический диагноз: заикание в тяжелой степени, диагноз психотерапевта - специфическая фобия (логофобия). На групповом занятии, при обсуждении вопроса преодоления страхов сообщил, что у него появляется страх перед полетами на самолете, который ранее отсутствовал. С. связывает это с информацией, полученной по телевизору.

Больная М., 26 лет. Логопедический диагноз: заикание в средней степени с выраженным страхом речи, диагноз психотерапевта -логоневроз, выраженная специфическая фобия (логофобия). В беседе больная сообщила, что машину водит уже четыре года, о ДТП все хорошо знает. На протяжении указанного времени нередко ей их приходилось видеть, но во время вождения она себя чувствовала достаточно уверенно, точно соблюдая все правила. В настоящее время, в связи с поступающей информацией за рулем она стала себя чувствовать напряженно, нередко предпочитая общественный транспорт собственной машине.

Учитывая тревожно-мнительные черты характера наших пациентов, приведенные выше факты, усиливающие характерологические особенности больных, усложняют нашу лечебно-коррекционную работу с этими лицами.

В настоящее время, собирая анамнез жизни и болезни подростков, страдающих заиканием, мы нередко слышим от матерей, что в вечернее время при семейном просмотре по телевизору художественных фильмов, в основном зарубежных, довольно часто можно увидеть очень откровенные эротические сцены. Родители, чувствуя себя неловко, пытаются отправить сына в другую комнату, на что получают ответ: «Предки, вы отстали от жизни. Все это я давно видел в Интернете и, если мне надо будет, могу в любую минуту все это посмотреть. Но, чтобы вы успокоились, мне все это уже неинтересно». Родители, выслушав подросшего ребенка приходят в замешательство. И мать на приеме с волнением и страхом говорит о том, что все это очень преждевременно, а еще, отмечает она, идет постоянная реклама прокладок и разных других вещей, которые делают детей циничными, лишают романтического отношения к девочкам и первых светлых чувств, которые обычно возникают в этом возрасте.

Специалисты попадают в затруднительное положение. С тревожным вопросом матери нельзя не согласиться, и к тому, что было сказано, мы можем добавить, что большинство заикающихся подростков да и подростков со здоровой речью не читают книг, не знают литературы, которую обязаны знать по школьной программе, пишут безграмотно, а речь их страдает не только от заикания, но и от модного молодежного сленга. На логопедических занятиях мы не можем, как в прошлые годы, использовать знание подростком литературы, позаниматься с ним на материале школьных уроков.

И возникают два извечных вопроса, характерных для нашей интеллигенции: «Что делать?» и «Кто виноват?». Мы безусловно против цензуры, которая существовала в советское время. Но полагаем, что государство обязано в указанных случаях контролировать СМИ, не давая многим программам, а также зачастую глупой и пошлой рекламе преследовать только одну цель - обогащение, тем более совершенно необходимо взять под контроль Интернет, который уже насчитывает ряд подростковых суицидов и, если не закрыть определенные сайты, такие, как «Группа смерти» и пр., мы дождемся новых трагедий.

Современные социальные условия, безусловно, влияют и на лечение подростков и взрослых, страдающих заиканием. По существующему положению бесплатная логопедическая помощь оказывается пациентам логопедических кабинетов детских поликлиник, пациентам ЦВЛ «Детская психиатрия». Для подростков и взрослых,

страдающих заиканием, лечение в кабинетах психоневрологических диспансеров является платным, так как заикание считается не «базовым» заболеванием.

Уже при наборе новой лечебной группы, после того как мы ставим в известность, что трех-четырехмесячный курс комплексного лечения, в который входит обследование пациента, проводимое дефектологом-логопедом, медицинским психологом, психотерапевтом, врачом по функциональной диагностике, является платным, нередки случаи, когда больные отказываются от лечения, хотя длительный курс с применением различных логопедических приемов и психотерапевтических методик, включая суггестивные методы, в нашем учреждении стоит недорого. При этом только в отдельных случаях мы можем решить вопрос о бесплатном лечении (инвалиды, больные, состоящие на учете нашего диспансера). Это не единственное организационное затруднение, с которым мы сталкиваемся в начале курса лечения. Многие пациенты, преимущественно молодого возраста, работают и учатся. Им трудно посещать групповые занятия два раза в неделю. Мы стараемся, по возможности, идти им навстречу, назначая их на индивидуальные занятия в удобное для них время. Предъявляя серьезные требования нашим пациентам, мы учитываем, что работать, учиться, регулярно посещать центр и выполнять определенную логопедическую работу дома - трудно. Поэтому основная лечебно-коррекционная нагрузка переносится в центр, так как пациент не имеет возможности заниматься дома.

На основании врачебного осмотра заикающимся назначаются лекарственные препараты, укрепляющие нервную систему, снижающие гиперактивность, свойственную многим больным, предупреждающие переутомление, улучшающие сон и пр. Нередко отдельные пациенты боятся принимать лекарства, так как знают о случаях продажи в аптеках фальсификатов. Некоторые заикающиеся об этом говорят открыто и лекарств не принимают, отдельные пациенты обманывают нас, утверждая, что они принимают все, что им было назначено.

Иногда нам приходится сталкиваться с сектантами, которых в настоящее время значительно больше, чем в прошлые годы. Эти лица по совету своего гуру категорически отказываются от аутогенной тренировки и сеансов лечебного гипноза. В этих случаях мы освобождаем их от указанных психотерапевтических процедур и стараемся восполнить их отсутствие рациональной психотерапией.

Проведение трехдневного охранительного режима молчания также в настоящее время имеет свою специфику. Некоторые пациенты в связи с большой нагрузкой в учебных заведениях и на работе отказываются от проведения указанного режима, другим

пациентам мы идем навстречу и проводим этот режим в удобное для них время.

Приступая к работе над самостоятельной речью, мы учитываем уровень образованности пациентов и подбираем для них соответствующий дидактический материал. При тренировке диалога мы просим членов группы учитывать возможности партнера и задавать ему такие вопросы, которые не ставили бы его в тупик. Проводя указанную работу, мы жестко контролируем и содержание задаваемых вопросов, снимая многие темы, связанные с реалиями нашего времени (материальное положение, должности родителей, наличие и количество машин, фешенебельный отдых, превосходство над окружающими и пр.).

Ближе к концу курса лечения, начиная проведение функциональных тренировок речи, мы учитываем участившиеся уличные конфликты, подробно инструктируем пациентов, рекомендуем женщинам задавать вопросы только женщинам, мужчинам не обращаться к прохожим сомнительного вида. По содержанию вопросы должны быть самые нейтральные (как пройти на такую то улицу? на каком транспорте удобнее доехать до такого то вокзала? и пр.).

Имея в штате центра дефектолога-логопеда, являющегося мастером восточных единоборств, мы направляем к нему на специальные занятия всех желающих. Такого рода тренировки не только помогают улучшить координацию общих движений наших больных, быстрее автоматизировать речевое дыхание, но и вооружают их отдельными приемами самообороны. Эти занятия имеют и важное психологическое значение: вырабатывают у пациента уверенность в своих силах, снижают уровень тревожности, положительным образом влияют на преодоление страха речи.

В процессе логопедического и психологического обследований мы выявляем ряд эмоционально-значимых ситуаций, в которых нашим пациентам наиболее трудно разговаривать. В числе различных ситуаций обычно заикающиеся указывают на трудности речи по телефону. Положительным фактором современной жизни является широкое использование мобильных телефонов. Использование мобильных телефонов у заикающихся снимает страх речи, когда он звонит своим близким, друзьям, либо отвечает на чей-то вызов и решает, видя кто ему звонит, ответить или нет, т. е. наши пациенты почти полностью исключают из своего обихода использование городских телефонов. Такую же роль играет переписка в Сети, если, разумеется, она является реально нужной человеку. Что же касается компьютерной зависимости и просиживания у компьютера длительного времени в ущерб учебе либо работе, мы выступаем решительно против такого рода фактов, беседуя с пациентами и их родителями.

Исходя из вышесказанного, отметим, что комплексную лечебно-коррекционную работу необходимо проводить с учетом специфики нашего времени, коррегируя и смягчая все, что мешает лечению и подчеркивая все полезное, что появляется в наши дни.

Список литературы

1. Беккер К.П., Совак М. Логопедия / под ред. Н.А. Власовой. - М., 1981.

2. Зееман. М. Расстройство речи в детском возрасте / пер. с чешск. - М.,

1962.

3. Карвасарский Б.Д. Неврозы // Руководство для врачей. - М., 1980.

4. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М., 1979.

5. Кочергина В.С. Роль органического поражения центральной нервной системы в патогенезе заикания у взрослых // Журн. невропатологии и психиатрии. - 1971. - Вып. 12.

6. Левина Р.Е. О генезе заикания у детей в связи с развитием коммуникативной функции речи // Тезисы докл. на симпозиуме по вопросам заикания у детей. - М., 1963.

7. Миссуловин Л.Я. Лечение заикания. - Л., 1988.

8. Миссуловин Л.Я., Миссуловин А.Л., Шарапова М.А. Обсессивно-фобический синдром при заикании и некоторые приемы его устранения // Вестн. клинич. Психологии. - №1. - Т. 3. - СПб., 2005.

9. Свядощ А.М. Неврозы. 3-е изд. - М., 1982.

10. Фрешельс Э. Заикание. Ассоциативная афазия / пер. с нем. - М.; Л.,

1931.

11. Хватцев М.Е. Логопедия. - М., 1959.

12. Шкловский В.М. Заикание. - М., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.