Научная статья на тему 'О некоторых социальных и финансово-правовых гарантиях прекращения службы в учреждениях и органах ФСИН России (административно-правовой аспект)'

О некоторых социальных и финансово-правовых гарантиях прекращения службы в учреждениях и органах ФСИН России (административно-правовой аспект) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
217
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / PENAL SYSTEM / СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ / SOCIAL SAFEGUARDS / УВОЛЬНЕНИЕ / ДЕНЕЖНОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ / ЕДИНОВРЕМЕННОЕ ПОСОБИЕ / ДЕНЕЖНОЕ СОДЕРЖАНИЕ / СТРАХОВЫЕ ВЫПЛАТЫ / INSURANCE PAYMENTS / КОМПЕНСАЦИЯ / COMPENSATION / RETIRING / MONEY ALLOWANCE / LUMP-SUM PAYMENT / FINANCIAL ALLOWANCE / WELFARE PAYMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чудакова Светлана Николаевна

в статье анализируются основные социальные гарантии, предоставляемые сотрудникам уголовноисполнительной системы при увольнении, отмечается, что их динамичное развитие повысит престиж службы и значительно снизит отток кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME SOCIAL, FINANCIAL AND LEGAL SAFEGUARDS OF CESSATION OF EMPLOYMENT IN THE INSTITUTIONS AND AGENCIES OF FSIN OF RUSSIA (ADMINISTRATIVE-LAW ASPECT)

in the article, the main social safeguards available to the personnel of the penal system at retiring are analyzed, their dynamic development is expected to raise the status of the service and to considerably lower the reduction of personnel.

Текст научной работы на тему «О некоторых социальных и финансово-правовых гарантиях прекращения службы в учреждениях и органах ФСИН России (административно-правовой аспект)»

_ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ УИС

УДК 342.9 S.N. CHUDAKOVA

ББК 67.401.032

4-84 ON SOME SOCIAL, FINANCIAL AND LEGAL SAFEGUARDS OF CESSATION OF EMPLOYMENT IN THE INSTITUTIONS AND AGENCIES OF FSIN OF RUSSIA (ADMINISTRATIVE-LAW ASPECT)

Annotation: in the article, the main social safeguards available to the personnel of the penal system at retiring are analyzed, their dynamic development is expected to raise the status of the service and to considerably lower the

reduction of personnel.

Keywords: penal system, social safeguards, retiring, money allowance, lump-sum payment, financial allowance,

insurance payments, welfare payments, compensation.

СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА ЧУДАКОВА,

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров (Академия ФСИН России) E-mail: svetachudakova@rambler.ru

О НЕКОТОРЫХ СОЦИАЛЬНЫХ И ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ ГАРАНТИЯХ ПРЕКРАЩЕНИЯ СЛУЖБЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ ФСИН РОССИИ (АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

Аннотация: в статье анализируются основные социальные гарантии, предоставляемые сотрудникам уголовно-исполнительной системы при увольнении, отмечается, что их динамичное развитие повысит престиж службы

и значительно снизит отток кадров. Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, социальные гарантии, увольнение, денежное довольствие, единовременное пособие, денежное содержание, страховые выплаты, социальные выплаты, компенсация.

Социальные гарантии - это совокупность Стоит согласиться с позицией Н. П. Бараба-

социально-экономических и правовых преферен- нова и Н. Н. Макаровой, которые отмечают, что

ций, обеспечивающих каждому члену общества достичь эффективных результатов в реализации

реализацию его важнейших социально-экономи- функций уголовно-исполнительной системы не-

ческих прав и свобод. возможно без разрешения проблем, связанных

Персонал учреждений и органов ФСИН Рос- с созданием оптимального механизма социаль-

сии решает широкий спектр задач, связанных с но-экономических гарантий персонала1. Одна-

исправлением осужденных, охраной их жизни и ко эти социальные гарантии должны быть со-

здоровья, обучением, организацией их труда и зданы и эффективно функционировать как в пе-

адаптации к жизни на свободе после освобож- риод прохождения службы в учреждениях и

дения. Кроме того, сотрудники уголовно-испол- органах ФСИН России, так и при увольнении с

нительной системы осуществляют функции по нее.

содержанию подозреваемых и обвиняемых в По мнению Б. Б. Казака и Н. В. Заводчико-

совершении преступлений, находящихся под ва, «для увольняемых сотрудников учреждений

стражей, осуществляют охрану и конвоирова- и органов ФСИН быть социально защищенны-

ние лиц данной категории, а также функции по ми - значит иметь реальную, а не гипотетичес-

контролю и надзору за поведением условно осуж- кую возможность пользоваться установленны-

денных или осужденных, которым предоставле- ми для них социальными гарантиями»2. Отсю-

на отсрочка отбывания наказания, и многие дру- да можно сделать вывод о том, что в условиях

гие. Отсюда следует, что социальные гарантии реформирования уголовно-исполнительной сис-

для сотрудников и членов их семей, закреплен- темы меняются подходы и к социальным га-

ные в законодательстве, должны компенсировать рантиям сотрудников ФСИН России. Одним из

сложные условия службы. важнейших направлений реализации социальных

и финансово-правовых гарантий сотрудников системы исполнения наказаний является их законодательное закрепление. К ряду гарантий и льгот законодательством отнесены: выплата единовременного пособия при увольнении; выплата по обязательному государственному страхованию в случае гибели (смерти), получения инвалидности, увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, а также пособия по социальному обеспечению.

По мнению Н. Н. Макаровой, материальные гарантии представляют собой систему реально реализуемых специальных материальных благ3. В данном контексте необходимо отметить, что с 1 января 2013 г. установлено новое денежное довольствие сотрудников УИС. В связи с этим изменились и выплаты сотрудникам, увольняющимся из уголовно-исполнительной системы. Так, ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудникам УИС при увольнении предусмотрены следующие выплаты: сотрудникам, общая продолжительность службы которых составляет 20 лет и более, при увольнении со службы в учреждениях и органах выплачивается единовременное пособие (далее - ЕДП) в размере семи окладов денежного содержания, а сотрудникам, общая продолжительность службы которых составляет менее 20 лет, при увольнении со службы, в учреждениях и органах выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания исходя из должностного оклада и оклада по специальному званию, установленных сотруднику на день увольнения.

До 1 января 2013 г. выплата ЕДП при увольнении производилась в соответствии с ч. 17 п. «б» Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941, и размер его исчислялся следующим образом: лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уволенным со службы по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья, выплачивается единовременное пособие в размерах: при выслуге менее 10 календарных лет -пяти месячных окладов, при выслуге от 10 до 14 календарных лет включительно - 10 месячных окладов, при выслуге от 15 до 20 календарных лет включительно - 15 месячных окладов

и при выслуге свыше 20 лет - 20 месячных окладов денежного содержания, а уволенным по другим основаниям - 40 % указанных размеров. Кроме того, учитывались и те суммы ЕДП, которые были выплачены сотрудникам, ранее уволенным из органов внутренних дел.

Следует отметить, что производить расчет выплаты ЕДП с 2013 г. стало гораздо проще, однако разница между двумя окладами денежного содержания (оклад + звание) и 7 окладами денежного содержания достаточно значительна. Возможно, законодателю следует пересмотреть такую существенную разницу?

Кроме того, в ч. 8 ст. 3 Федерального закона № 283-Ф3 предусмотрено, что единовременное пособие не выплачивается гражданам, уволенным со службы в учреждениях и органах по следующим основаниям, а именно в связи: с грубым (однократным грубым) нарушением служебной дисциплины или систематическим (неоднократным) нарушением служебной дисциплины при наличии дисциплинарного взыскания, наложение которого осуществлено в письменной форме; нарушением (невыполнением) условий контракта сотрудником; утратой доверия; представлением (установлением факта представления) подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в учреждения и органы, а также в связи с представлением сотрудником в период прохождения службы в учреждениях и органах подложных документов или заведомо ложных сведений, подтверждающих его соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в части, касающейся условий замещения соответствующей должности в учреждениях и органах, если это не влечет за собой уголовную ответственность; осуждением сотрудника за преступление (на основании вступившего в законную силу приговора суда), а также в связи с прекращением в отношении сотрудника уголовного преследования за истечением срока давности, примирением сторон (за исключением уголовных дел частного обвинения), вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием; употреблением сотрудником наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача; отменой решения суда о восстановлении сотрудника на службе в учреждениях и органах; отказом сотрудника от перевода на нижестоящую должность (в порядке исполнения дисциплинарного взыскания); несоблюдением сотрудником ограничений и запретов, установленных федеральными законами.

Сотрудникам, удостоенным в период прохождения службы в учреждениях и органах государственных наград (государственной награды) СССР или Российской Федерации либо почетного звания размер единовременного пособия увеличивается на один оклад денежного содержания.

Следует учесть, что сотрудникам, уволенным со службы в учреждениях и органах без права на пенсию и имеющим общую продолжительность службы в учреждениях и органах менее 20 лет, ежемесячно в течение одного года после увольнения выплачивается оклад по специальному званию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в следующих случаях увольнения: по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в учреждениях и органах; по состоянию здоровья; в связи с проведением организационно-штатных мероприятий (по сокращению штатов); в связи с нарушением (невыполнением) условий контракта уполномоченным руководителем; по болезни.

В соответствии с гл. 16 приказа ФСИН России от 27 мая 2013 г. № 269 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, порядка выплаты премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы и порядка оказания материальной помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы» сотрудникам, уволенным со службы в учреждениях и органах УИС, замещавшим на день увольнения должности сотрудников или находившимся в распоряжении, выплата денежного довольствия производится по день увольнения включительно на основании приказа об увольнении сотрудника.

Кроме того, сотрудникам, увольняемым со службы, выплачивается денежная компенсация за все отпуска, не использованные до 1 января года увольнения, независимо от оснований увольнения.

Сотрудникам по их желанию также выплачивается денежная компенсация за не использованный в году увольнения очередной ежегодный отпуск полностью при увольнении со службы в учреждениях и органах УИС по следующим основаниям: по выслуге срока службы, дающего право на пенсию; по достижении предельного возраста; по состоянию здоровья; в связи с проведением организационно-штатных мероприятий (по сокращению штатов); в связи с нарушением (невыполнением) условий контракта уполномоченным руководителем; по болезни.

Сотрудникам, уволенным по другим основаниям, выплата компенсации производится за все виды отпусков пропорционально периоду службы в году увольнения из расчета 1/12 часть отпуска за каждый полный месяц службы.

Необходимо отметить еще один немаловажный момент: сотрудникам, уволенным со службы в учреждениях и органах УИС, оказывается материальная помощь пропорционально отработанному времени на основании приказа соответствующего руководителя учреждения или органа УИС, если она не была выплачена ранее.

Исходя из практического опыта, как правило, выплата материальной помощи при увольнении прописывается в приказе об увольнении сотрудника, одновременно с выплатой единовременного пособия и компенсации за неиспользованный отпуск в текущем году, с учетом оснований увольнения.

Продолжая анализ системы социальных гарантий сотрудников ФСИН России, отметим и то, что одной из выплат, которая входит в сумму денежного довольствия сотрудника УИС, является премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей (далее - премия), размер которой составляет 25 % от оклада денежного содержания.

Сотрудникам, уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе, премия в месяце увольнения не выплачивается, если увольнение произведено по следующим статьям: статье 38.2 (увольнение в связи с утратой доверия) и подпунктами «д» (по вине сотрудника), «и», «к», «л», «м», «о» и «п» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

При увольнении выплата всех сумм денежного довольствия, причитающихся сотруднику, производится в день увольнения сотрудника. Если сотрудник в день увольнения отсутствовал на службе, то соответствующие суммы денежного довольствия выплачиваются не позднее следующего дня после предъявления уволенным сотрудником требования о расчете.

При предоставлении сотруднику отпуска с последующим увольнением окончательный расчет с ним производится не позднее последнего рабочего дня перед началом отпуска.

В случае спора о размерах сумм денежного довольствия, причитающихся сотруднику при увольнении, учреждение или орган УИС обязаны в срок, указанный в ст. 140 Трудового кодекса Российской Федерации, выплатить не оспариваемую им сумму.

/ЭЭМ 2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2014. № 1

68

Еще одной социальной гарантией сотрудников уголовно-исполнительной системы после прекращения службы в учреждениях и органах ФСИН России является получение ими страховых выплат.

Как известно, жизнь и здоровье сотрудников УИС подлежит обязательному государственному страхованию со дня начала службы по день окончания службы и в течение года после увольнения. В связи с этим сотрудник согласно ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ в течение года после увольнения при наступлении страхового случая, а именно получения инвалидности, имеет право обратиться за получением страховых выплат. Их размер на сегодняшний день составляет: инвалиду I группы - 1 500 000 рублей; инвалиду II группы - 1 000 000 рублей; инвалиду III группы - 500 000 рублей4.-

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в ка-

лендарном исчислении составляет 10 лет и более, имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы.

Статьей 4 нового Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах УИС.

Право на данную выплату сохраняется за сотрудником, уволенным со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятым в период прохождения службы на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты.

Безусловно, социальные и финансово-правовые гарантии для сотрудников уголовно-исполнительной системы в их качественном и реальном исполнении - это уверенность в завтрашнем дне и надежный тыл, позволяющий, с одной стороны, обеспечить деловой настрой в повышении престижности службы в УИС, с другой - значительно снизить отток кадров, прекращающих государственную службу по различным основаниям.

Список использованной литературы

1 См.: Барабанов Н. П., Макарова Н. Н. Социальная и правовая защита персонала уголовно-исполнительной системы (теоретический, организационный и правовой аспект) : монография. Рязань, 2006. С. 3.

2 Казак Б. Б., Заводчиков Н. В. Прекращение службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (организационно-правовой аспект) : монография. Псков, 2008. С. 110.

3 См.: Макарова Н. Н. Организация деятельности уголовно-исполнительной системы по социальной и правовой защите персонала : дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2006. С. 36.

4 См.: Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы : Федер. закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 13. Ст. 1474.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.