Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
виртуальное пространство / дистанционные продажи / досудебный порядок разрешения споров / защита прав потребителей / Интернет-технологии / потребительские риски / товары / услуги / электронная коммерция / virtual space / remote sales / pre-trial dispute resolution / consumer protection / Internet technologies / consumer risks / goods / services / e-commerce

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Овчаренко Богдан Дмитриевич

В рамках статьи рассмотрены проблемы, возникающие в сфере защиты прав потребителей в современных условиях, а также предложены некоторые меры по их преодолению. Рассмотрено влияние Интернет-технологий на защиту прав потребителей в сфере оказания новых видов услуг и товарооборота в виртуальном пространстве. Описываются факторы потребительских рисков, приводящие к нарушению прав потребителей в информационном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME PROBLEMS OF CONSUMER PROTECTION IN MODERN CONDITIONS

Within the framework of the article, the problems arising in the field of consumer protection in modern conditions are considered, and some measures to overcome them are proposed. The influence of Internet technologies on the protection of consumer rights in the provision of new types of services and trade turnover in the virtual space is considered. Consumer risk factors leading to violation of consumer rights in the information society are described.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 343

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Овчаренко Богдан Дмитриевич

Студент Московского государственного юридического университета

имени О.Е. Кутафина (МГЮа)

В рамках статьи рассмотрены проблемы, возникающие в сфере защиты прав потребителей в современных условиях, а также предложены некоторые меры по их преодолению. Рассмотрено влияние Интернет-технологий на защиту прав потребителей в сфере оказания новых видов услуг и товарооборота в виртуальном пространстве. Описываются факторы потребительских рисков, приводящие к нарушению прав потребителей в информационном обществе.

Ключевые слова: виртуальное пространство, дистанционные продажи, досудебный порядок разрешения споров, защита прав потребителей, Интернет-технологии, потребительские риски, товары, услуги, электронная коммерция.

В условиях рыночной экономики жизнь человека окружена изобилием товаров, работ и услуг. Так или иначе, каждый из нас является потребителем, обладающим комплексом прав в названной сфере. В их числе: формулировка необходимых условий договора приобретения товара или услуги, надлежащего качества, выбор исполнителя, заявление претензии в случае невыполнения условий договора в целом, либо в определенной части [2].

Следует заметить, что, несмотря на достижения научно-технического прогресса, развитие промышленных технологий, то, что мы потребляем как рядовые граждане (товары, услуги] не всегда обладает теми свойствами и качествами, с которыми мы их отождествляем. Именно наличие договора (применительно к теме настоящей статьи, -договора-купли продажи], является одним из основных средств защиты прав потребителя, поскольку он (договор] выступает основанием установления, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей (ч. 1 ст. 420, ст. ст. 454-491 ГК РФ] [1].

В этой связи следует отметить, что законом установлена обязанность продавца продать товар или выполнить услугу установленного качества согласно условиям договора (ст.ст.469, 721 ГК РФ]. Однако ни один нормативный акт в исследуемой сфере не имеет дефиниции «товар ненадлежащего качества» и не раскрывает содержание данного понятия. Считаем, что данная проблема должна быть оперативно решена законодателем, поскольку установленные критерии товара являются руководством для проведения соответствующих экспертиз, а последние, зачастую, выступают решающим доказательством в деле разрешения споров между покупателем и продавцом товара либо услуги.

Развитие экономики, с ориентацией на растущие запросы потребителя, развитие Интернет-технологий обуславливает появление новых форм оказываемых услуг и продаваемых товаров. Очевидно, что указанный процесс должен протекать одновременно с закреплением на законодательном уровне таких мер по защите прав потребителей, которые были бы максимально эффективны.

В настоящее время защита прав потребителей осуществляется в досудебном и судебном порядке. И если с последним практика уже отработана до мелочей и не вызывает особых дискуссий, то в случае с досудебным порядком остаются вопросы, касающиеся его многоступенчатости (претензия потребителю, в случае отказа-обращение в Федеральную службу по защите прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) [3], и только если и в этом случает потребитель не

69 | Страница • АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ № 2 - 2 0 2 3

удовлетворен, он обращается в суд]. То есть законодатель предлагает потребителю несколько раз доказывать продавцу его неправоту, тратя на это свои силы, деньги и время.

Разумный потребитель, следуя логике, идет по наименьшему пути сопротивления, то есть обращается за защитой своих нарушенных прав в суд сразу же, минуя досудебный порядок урегулирования спора, поскольку законом установлено только два исключения из правил обязательности подобной процедуры. Они касаются неисполнения обязательства из договора об оказании услуг связи, а также в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза или в связи с буксировкой буксируемого объекта внутренним водным транспортом [4].

Очевидно, что такая ситуация приводит к загруженности судов общей юрисдикции и обуславливает длительность рассмотрения исков, хотя большей их части можно было бы избежать, прибегнув к досудебной процедуре урегулирования споров. В этой связи считаем целесообразным законодательно установить правило обязательности применения указанной формы рассмотрения споров по защите прав потребителей.

Отдельно нужно коснуться проблемы, связанной с гарантией прав граждан, использующих для реализации своих потребностей электронную коммерцию. Следует отметить, что дистанционная торговля посредством различных Интернет-площадок получила широкое распространение в последнее два десятилетия (Amazon.com, aliexpress.com. и др.]. По данным независимых экспертов в Российской Федерации дистанционно приобретается каждая пятая услуга и каждый третий товар [7]. Это, помимо прочего, обусловлено такими свойствами данного ресурса как глобальность, трансграничность и распространенность. Информация, которую размещает продавец для потенциальных покупателей в сети Интернет, становится доступной для максимально неопределенного круга лиц в минимально сокращенный временной промежуток.

Подобные продажи происходят, как правило, посредством изучения покупателем онлайн - каталога товаров или услуг, с приложением их фотоснимков и детального описания. Согласно действующим нормативным правовым актам, регламентирующим дистанционную торговлю, потребитель имеет от покупателя лишь некоторый набор информации о товаре, включающий в себя: серийный номер и наименование, оптимальный срок использования, данные о целях применения, правила эксплуатации, меры предосторожности.

Очевидно, что в этом случае велика вероятность потребительских рисков, поскольку покупатель оплаченных товара или услуги, не имеет возможности визуально и тактильно изучить материальный субстрат, который он купил, до момента его доставки, а также оценить качество услуги до того, как она будет выполнена. Кроме того, информация на сайте продавца товара не носит материального характера. Сайт представляет собой совокупность электронных (виртуальных] документов (файлов] частного лица или организации в компьютерной сети, объединенных под одним адресом (доменным именем или IP-адресом]. А рядовой потребитель не сможет получить информацию о лице, отвечающем за содержание сайта. С подобным запросом о данных владельца домена или администраторе сайта-нарушителя в Российский научно-исследовательский институт развития общественных сетей (РосНИИРОС), осуществляющий регистрацию доменных имен в зонах «.ru» и «рф». может обратиться только официальное лицо, например, следователь, расследующий уголовное дело о совершении так называемого «дистанционного» мошенничества [6].

В этой связи очевидна необходимость систематизации действующих нормативных правовых актов, а также выработка единых правовых предписаний, регламентирующих электронную торговлю товаров и услуг. Актуальность указанного положения подтверждается и дискуссией, развернувшейся по этому поводу в научной литературе [5]. Считаем это обоснованным, поскольку очевидно, что стихийность функционирования любого рынка, независимо от того реальный он или виртуальный, ослабление контролирующих функций со стороны государства, приводит к нарушению

принципов его работы, архаике поведения и несоблюдению прав его основных участников.

Кроме того, нужно разработать и реализовать на государственном уровне комплекс, правовых и организационных мер, направленных на закрепление гарантий покупателей-пользователей социальных сетей. Одной из них может быть установление административной ответственности информационных посредников за непредставление подробной информации о товаре. Другой, не менее востребованной мерой, может быть легальное закрепление требований, которым должен отвечать коммерческий сайт.

В заключение отметим, что в рамках данной статьи были исследованы лишь некоторые проблемы, возникающие в сфере защиты прав потребителей. Полагаем, что их оперативное разрешение будет являться залогом гарантий тех прав, которое государство предоставляет своим гражданам.

Список использованных источников

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ// Собрании законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. № 5 ст. 410.

2. «О защите право потребителей»: Закон от 7.02.1992г. № 2300-1. НПП «Гарант - сервис» [Электронный ресурс]: URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 16.02.2023].

3. «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»: Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004г. № 322. НПП «Гарант - сервис» [Электронный ресурс]: URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 17.02.2023).

4. «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2июня 2012г № 17 // «Российская газета» от 11 июня 2012г. №17

5. Архипов В.В., Килинкарова Е.В., Мелащенко Н.В. Проблемы правового регулирования оборота товаров в сети Интернет: от дистанционной торговли до виртуальной собственности. М.: Наука, 2016; Багрянская П.Д. и др. Защита прав потребителей: в поисках оптимальной модели. М.: Общество с ограниченной ответственностью «ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА КОНТРАКТ», 2021 и др.

6. Макаренко М. М. Расследование преступлений в сфере экономики и коррупционных преступлений. Ачинск: Ачинский филиал Красноярский государственный аграрный университет, 2018. С. 74.

7. Справочно-информационные материалы Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека. [Электронный ресурс]: URL: http: https://www.rospotrebnadzor.ru/ (дата обращения: 17.02.2023].

ABOUT SOME PROBLEMS OF CONSUMER PROTECTION IN MODERN CONDITIONS

Ovcharenko B.D.

Within the framework of the article, the problems arising in the field of consumer protection in modern conditions are considered, and some measures to overcome them are proposed. The influence of Internet technologies on the protection of consumer rights in the provision of new types of services and trade turnover in the virtual space is considered. Consumer risk factors leading to violation of consumer rights in the information society are described.

Keywords: virtual space, remote sales, pre-trial dispute resolution, consumer protection, Internet technologies, consumer risks, goods, services, e-commerce.

Овчаренко Богдан Дмитриевич, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.