Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ СОГЛАШЕНИЯ О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ МЕЖДУ НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ '

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ СОГЛАШЕНИЯ О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ МЕЖДУ НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
27
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
горное право / недропользователь / недра / Арктическая зона / Арктика / соглашение о социально-экономическом сотрудничестве / условия лицензии на право пользования недрами / конкурс / аукцион / mining law / subsoil user / subsoil / Arctic zone / Arctic / agreement on socio-economic cooperation / terms of the license for the right to use subsoil / tender / auction

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Левочко Валентина Вячеславовна

Настоящая статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ 21-510-22001 проекта «государственное регулирование недропользования и охраны окружающей среды во Франции и в арктической зоне Российской Федерации: сравнительное исследование, методология и практика». В статье автор приводит результаты анализа российского законодательства по регулированию соглашений о социально-экономическом сотрудничестве, заключаемых недропользователем и муниципальным образованием. Автор приходит к выводу, что для достижения поставленных задач по развитию Арктической зоны РФ необходимо внести изменения в Закон РФ «О недрах» и Федеральный закон «О поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» в части закрепления конкурса для предоставления права пользования недрами, определение предмета и обязанности заключать соглашения о социально-экономическом сотрудничестве, ведения рейтинга недропользователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Левочко Валентина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On some problems of the agreement on socio-economic cooperation between the subsoil user and the municipality in the context of the need for development Arctic zone of the Russian Federation

This article was prepared with the support of the RFBR grant 21-510-22001 of the project "State regulation of subsoil use and environmental protection in France and in the Arctic zone of the Russian Federation: comparative research, methodology and practice." In the article, the author presents the results of an analysis of Russian legislation on the regulation of agreements on socio-economic cooperation concluded by a subsoil user and a municipal entity. The author comes to the conclusion that in order to achieve the goals set for the development of the Arctic zone of the Russian Federation, it is necessary to make changes to the Law of the Russian Federation “On Subsoil" and the Federal Law “On Support of Entrepreneurial Activities in the Arctic Zone of the Russian Federation" in terms of securing the competition for granting the right to use subsoil, the definition subject and obligation to conclude agreements on socio-economic cooperation, maintaining a rating of subsoil users.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ СОГЛАШЕНИЯ О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ МЕЖДУ НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_11_361 УДК 349

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ СОГЛАШЕНИЯ О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ МЕЖДУ НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ On some problems of the agreement on socio-economic cooperation between the subsoil user and the municipality in the context of the need for development Arctic zone of the Russian Federation

ЛЕВОЧКО Валентина Вячеславовна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова. 677000, Россия, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Белинского, 58. E-mail: heartval@inbox.ru;

Levochko Valentina Vyacheslavovna,

Сandidate of Juridical Sciences, Associate Professor of the Department of Civil Law and Procedure of the Faculty of Law,

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

677000, Russia, Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, Belinsky st., 58.

E-mail: heartval@inbox.ru

Краткая аннотация: Настоящая статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ 21-510-22001 проекта «государственное регулирование недропользования и охраны окружающей среды во Франции и в арктической зоне Российской Федерации: сравнительное исследование, методология и практика». В статье автор приводит результаты анализа российского законодательства по регулированию соглашений о социально-экономическом сотрудничестве, заключаемых недропользователем и муниципальным образованием. Автор приходит к выводу, что для достижения поставленных задач по развитию Арктической зоны РФ необходимо внести изменения в Закон РФ «О недрах» и Федеральный закон «О поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» в части закрепления конкурса для предоставления права пользования недрами, определение предмета и обязанности заключать соглашения о социально-экономическом сотрудничестве, ведения рейтинга недропользователей.

Abstract: This article was prepared with the support of the RFBR grant 21-510-22001 of the project "State regulation of subsoil use and environmental protection in France and in the Arctic zone of the Russian Federation: comparative research, methodology and practice." In the article, the author presents the results of an analysis of Russian legislation on the regulation of agreements on socio-economic cooperation concluded by a subsoil user and a municipal entity. The author comes to the conclusion that in order to achieve the goals set for the development of the Arctic zone of the Russian Federation, it is necessary to make changes to the Law of the Russian Federation "On Subsoil" and the Federal Law "On Support of Entrepreneurial Activities in the Arctic Zone of the Russian Federation" in terms of securing the competition for granting the right to use subsoil, the definition subject and obligation to conclude agreements on socio-economic cooperation, maintaining a rating of subsoil users.

Ключевые слова: горное право, недропользователь, недра, Арктическая зона, Арктика, соглашение о социально-экономическом сотрудничестве, условия лицензии на право пользования недрами, конкурс, аукцион.

Keywords: mining law, subsoil user, subsoil, Arctic zone, Arctic, agreement on socio-economic cooperation, terms of the license for the right to use subsoil, tender, auction.

Для цитирования: Левочко В.В. О некоторых проблемах соглашения о социально-экономическом сотрудничестве между недропользователем и муниципальным образованием в условиях необходимости развития Арктической зоны Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2023. № 11(227). С. 361-365. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_361.

For citation: Levochko V. V. On some problems of the agreement on socio-economic cooperation between the subsoil user and the municipality in the context of the need for development Arctic zone of the Russian Federation // Law and state: theory and practice. 2023. No. 11(227). pp. 361-365. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_361.

Статья поступила в редакцию: 08.11.2023

Президент РФ в качестве первой цели государственной политики России в Арктике, согласно пп. «а» п.9 Указа Президента РФ от 05.03.2020 № 164 «Об основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» (далее Указа Президента РФ от 05.03.2020), указал повышение качества жизни населения Арктической зоны Российской Федерации, в том числе лиц, относящихся к малочисленным народам [1].

В этой связи был принят Федеральный закон от 13.07.2020 № 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации", основной целью которого является экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации, стимулирование и активизация инвестиционной и предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации, а также для создания экономической основы для опережающего социального развития и улучшения качества жизни в Арктической зоне Российской Федерации [2].

Согласно статье 3 указанного Федеральный закон от 13.07.2020 № 193-ФЗ финансовое обеспечение создания (модернизации) объектов инфраструктуры Арктической зоны осуществляется за счет средств внебюджетных источников, в том числе с применением механизмов государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства, а также в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований [2].

Соглашения о социально-экономическом сотрудничестве с недропользователями, которые разрабатывают или будут разрабатывать крупные месторождения Арктики могут заключаться во исполнение задач указанных в п. 11 Указа Президента РФ от 05.03.2020 года. Например, целью соглашения о социально-экономическом сотрудничестве может быть обеспечение доступности первичной медико-санитарной помощи, качественного дошкольного, начального общего и основного общего образования, среднего профессионального и высшего образования, услуг в сфере культуры, физической культуры и спорта в населенных пунктах, расположенных в отдаленных местностях, в том числе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, либо обеспечение граждан доступным, современным и качественным жильем, повышение качества жилищно-коммунальных услуг, улучшение жилищных условий лиц, ведущих кочевой и полукочевой образ жизни, относящихся к малочисленным народам, и т.д. согласно 8 обозначенным в Указе задачам.

В России имеется положительный опыт заключения соглашений о социально-экономическом сотрудничестве недропользователей с органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов РФ. В разных субъектах РФ имеется своя практика заключения и исполнения таких соглашений.

В большинстве случаев эффективность и успешность исполнения таких соглашений зависит от того к какой категории субъектов предпринимательства относится недропользователь. Субъекты крупного бизнеса имеют реальные финансовые возможности и желание поддерживать деловую репутацию, поэтому соглашения о социально-экономическом сотрудничестве заключают регулярно и на большие суммы финансирования социальных и экономических проектов в муниципальных районных, в которых они занимаются недропользованием. Результаты анализа заключенных соглашений о социально-экономическом сотрудничестве, позволяют делать авторам выводы о неоценимом вкладе крупных недропользователей по обеспечению социально-экономической стабильности в регионах в условиях спада российской экономики, бюджетном недофинансирования социальных проектов и дефиците местных и региональных бюджетов [3, С.42].

В литературе отмечается весьма важная функция таких соглашений, которая заключается в перераспределении доходов крупных компаний, зарегистрированными не на территории региона и выводящими из него доходы [4, С.161].

Стоит подчеркнуть особую роль градообразующих предприятий, которые помимо социальной поддержки своих работников и их семей, заключают соглашения о социально-экономическом сотрудничестве для развития территории муниципальных образований и проводят открытое финансирование в специальные фонды, созданные для организованного спонсорства в целях дофинансирования конкретных проектов [5, С.116, 117].

Однако, несмотря на широкое распространение таких соглашений и востребованность в них общества и власти, соглашения о социально-экономическом сотрудничестве, заключаемые недропользователем с муниципальными образованиями, как вид договора в федеральном законодательстве не обозначен как таковой.

Правовая природа такого соглашения также практически не исследована в научной литературе. При этом следует особо отметить отличия соглашений о социально-экономическом сотрудничестве от соглашений о государственном частном партнерстве. Так, соглашение о социально-экономическом сотрудничестве в основном по своим признакам представляют собой благотворительную (безвозмездную) деятельность недропользователей. В соглашениях о государственном частном партнерстве частный инвестор нацелен на получение соответствующей объему вложений прибыли, в частности одним из результатов такого соглашения становиться имущество, собственность на которое будет принадлежать частному инвестору. Поэтому совершенно обосновано в литературе высказываются опасения на счет реализации соглашений о государственном частном партнерстве в социальной сфере, а именно на практике объекты социальной сферы, став собственностью частного инвестора, в большей степени используются для получения прибыли за счет платных услуг, в то время как количество социальных услуг населению существенно сокращается [6].

Предмет соглашений о социально-экономическом сотрудничестве весьма разнообразен и наполняется различными обязательствами недропользователя в силу действия принципа свободы договора (ст.421 ГК РФ). В данное соглашение можно включить абсолютно любые мероприятия и обязательства, которые так или иначе касаются социальной и экономической жизни муниципального образования или региона в целом.

Такая широта и неопределенность с одной стороны способствует договорному процессу, «доброй воле» недропользователя и усмотрению сторон. С другой стороны, отсутствие правового регулирования ведет к неравномерности распределения нагрузки на разные компании и представляет собой коррупциогенный фактор, позволяя шантажировать субъектов предпринимательства и создавать почву для «выпрашивания» взяток в целях заключения менее обременительных соглашений для недропользователя.

Так в некоторых соглашениях указывается общие обязанности недропользователя, например, создание рабочих мест и обеспечение трудоустройства местных кадров, обеспечение подготовки и переподготовки местных кадров по специальностям востребованным недропользователем, обеспечение привлечение к работам местных подрядчиков и исполнителей, обеспечение своевременной уплаты платежей за пользование недрами, компенсация ущерба, причиненный землевладельцам, а также территориям традиционного природопользования. При этом конкретный объем обязательств (количество рабочих мест, количество местных кадров и т.д.) и порядок контроля соблюдения данных соглашений не всегда прописывается.

В других соглашениях помимо указанного предусматривается конкретные объемы частных инвестиций недропользователя для финансирования конкретных мероприятий по подготовке кадров, строительства социальных объектов инфраструктуры и т.д.

Таким образом, однозначно местные органы власти и недропользователи нуждаются в типовой форме соглашения о социально-эко-

номическом сотрудничестве для того, чтобы обеспечить единообразие соглашений и правовых форм взаимодействия сторон по отношению друг к другу. Безусловно, объемы расходов недропользователя на такие соглашения должен соотноситься с его финансовыми возможностями без ущерба производству, другим обязательствам и частным интересам инвестора получать прибыль. Поэтому обязанность исполнять такие соглашения должна возникать только после выходы недропользователя на производственную мощность и получения доходов, покрывающую все его расходы, и чистую прибыль, удовлетворяющую частный интерес инвесторов, а также учитывать категорию субъекта предпринимательства: малый, средний или крупный бизнес.

Несмотря на то, что в федеральном законодательстве отсутствует норма права, обязывающая недропользователя заключать такие соглашения, и норма права, определяющая условия и порядок заключения таких соглашений, с 90-х годов органы уполномоченные на выдачу лицензий на право пользования недрами дополняют лицензии и лицензионные соглашения обязательным условием пользования недрами принимать участие в социально-экономическом развитии муниципальных образований и (или) региона, заключать такие соглашения в связи с реальной востребованностью по причине дефицитов местных бюджетов и бюджетов субъектов РФ, неспособных обеспечить развитие социальной инфраструктуры муниципальных образований.

Такие обязательные условия лицензии обосновываются ст. 15 Закона РФ «О недрах», в которой одной из главных целей лицензирования недропользования является соблюдение социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на соответствующей территории, и всех граждан Российской Федерации, а также ст. 12 Закона РФ «О недрах», которая хоть и претерпевала значительные изменения на протяжении своего существования, но всегда сохраняла открытый перечень условий пользования недрами лицензии, которая могла дополняться иными условиями. Поэтому в качестве иных условий предусматривали и до сих пор в некоторых регионах предусматривают обязанность недропользователя заключать соглашения о социально-экономическом сотрудничестве [7].

В лицензиях на право пользования недрами подчеркивалось, что такое условие является существенным условием пользования недрами, за нарушение и неисполнение которого может быть начата процедура досрочного прекращения права пользования недрами. Также на практике недропользователей, нарушивших условия лицензии в части незаключения соглашений о социально-экономическом сотрудничестве привлекают к административной ответственности по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ (например, решение Арбитражного суда Архангельской области от 03.06.2008 по делу N А05-5254/2008).

Таким образом, в настоящее время только условия некоторых лицензии на права пользования недрами, обязывают недропользователя заключать такие соглашение, при этом конкретные условия и объемы социально-экономического участия указываются только условиях к лицензиям, оформляющих право пользование недрами, предоставленного по результатам конкурсов, в остальных случаях указывается на обязанность заключить соглашение и конкретные условия формулируются в рамках договорного процесса с субъектом РФ или муниципальным образованием.

Более того до 01.01.2022 года действовала обязанность проводить конкурсы на крупные месторождения, а не аукционы. Так, ранее в прошлой редакции статье 13.1 Закона РФ «О недрах» (до редакции Федерального закона от 30.04.2021 N 123-ФЗ), предусматривался конкурс на право пользования недрами, критерием определения победителя в котором мог быть, в частности предложенный заявителем вклад в социально-экономическое развитие территории.

Например, ООО «Нефтяная компания «Северное сияние» стало победителем конкурса и получило лицензию на право пользование недрами НРМ 14287 НР от 24.10.2007 выдана на изучение, разведку и добычу углеводородного сырья в пределах Мусюршорского участка недр сроком до 31.12.2025. Как приложение к этой лицензии между Федеральным агентством по недропользованию и обществом с ограниченной ответственностью «НК «Северное сияние» подписано лицензионное соглашение об условиях пользования Мусюршорским участком недр от 15.10.2007. В соответствии с пунктом 5.1 статьи 5 Лицензионного соглашения Компания, как владелец лицензии, приняла на себя обязательство заключить с администрацией Ненецкого автономного округа договор о сотрудничестве и участии в программах социально-экономического развития округа на сумму не менее 79, 4 млн. руб., в том числе ежегодно осуществлять следующие затраты:

- осуществлять в летний период оздоровительные поездки детей в количестве 50-80 человек, затраты по предварительной оценке 1,5

млн. руб.;

- выделять до 2 млн. руб. для подготовки молодежи из числа жителей НАО по избранным специальностям в учебных заведениях;

- выделять 1 млн. руб. для проведения лечебно-профилактического обслуживания многодетных и малоимущих семей;

- принимать долевое участие в финансировании программ в размере 1,5 млн. руб., организуемых Администрацией НАО по проведению различных видов спортивных соревнований;

- осуществлять мероприятия по мониторингу охраны окружающей среды в объеме финансирования 3 млн. руб.

Всего размер ежегодных затрат установлен в размере 9 млн. руб.

В целях реализации Лицензионного соглашения 24 ноября 2015 года между Администрацией Ненецкого автономного округа и обществом с ограниченной ответственностью «Нефтяная компания «Северное сияние» было заключено Соглашение о сотрудничестве. В связи с нарушением условий соглашения о сотрудничестве решением Арбитражный суд Архангельской области от 09.07.2017 по делу № А05П-118/2017 с ООО "Нефтяная компания "Северное сияние" взыскано 9 216 246 руб. 58 коп., в том числе 9 000 000 руб. 00 коп. долг и 216 246 руб. 58 коп. проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 10.01.2017 по 07.04.2017, а также проценты по начиная с 08.04.2017 по день фактической уплаты долга.

К сожалению, в настоящее время часть 5 ст. 13.1 Закона РФ «О недрах» содержит норму права, которая хоть и указывает, что Правительство Российской Федерации в целях реализации документов стратегического планирования, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации, а также соблюдения социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на соответствующей территории, и всех граждан Российской Федерации вправе устанавливать специальные требования к участникам аукциона на право пользования участками недр, указанными в части первой указанной статьи [7] , однако, это не позволяет в качестве условий указать на обязанность участия в социально-экономическом развитии территории, где расположено месторождение, ибо это не соответствует смыслу требований для допуска заявителя к участию в аукционе и ограничивает круг участников, которые могут впервые инвестировать в новый регион.

Более того принят был новый совместный приказ Минприроды России и Роснедр №782/13 от 25.10.2021 «Об установлении формы лицензии на пользование недрами и порядка оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование недрами», в котором обозначены типовые условия лицензии, среди которых нет условия об обязанности недропользователя в участии в социальном-экономическом развитии региона или муниципального образования [8] .

Поэтому в настоящее время только органы исполнительной власти некоторых субъектов РФ (например, Республика Саха (Якутия), Красноярский край), уполномоченные лицензировать участки недр местного значения, продолжают в условия лицензии включать обязанность недропользователя участвовать в социально-экономическом развитии муниципального образования. Как известно, участки недр местного значения - это участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые (песок, гравий, торф и т.д., в каждом регионе свой перечень полезных ископаемых), участки недр для строительства подземных сооружений, не связанные с добычей полезных ископаемых, регионального значения, а также участки недр для добычи подземных вод объемом 500 куб.м. в сутки.

Однако, недропользователи, работающие на участках недр местного значения, могут позволить себе небольшую социально-экономическую помощь муниципальному образованию. Между тем Арктическая зона РФ славиться огромными месторождениями, относящимися к участкам недр федерального значения, полномочия по которым принадлежат федеральным органам власти.

В регионах Арктической зоны РФ осознают экономическое значение месторождений нефти, газа, золота и других ценных полезных ископаемых, а также то, что разовые платежи, регулярные платежи, НДПИ за такие месторождения в большей степени поступают в федеральный бюджет, частично в региональный бюджет, а местные бюджеты не получают дохода от разрабатываемых на их территории месторождений. Поэтому органы исполнительной власти субъектов РФ стараются неформально стимулировать и привлекать недропользователей крупного и среднего бизнеса к заключению соглашений о социально-экономическом сотрудничестве в регионах и муниципальных образованиях.

В некоторых регионах были приняты законы, определяющие впервые на законодательном уровне, понятие и предмет соглашений о социально-экономическом сотрудничестве, порядок его заключения (Закон Республики Саха (Якутия) от 3 июля 2018 г. 2043-3 № 1645^ «Об ответственном недропользовании на территории Республики Саха (Якутия)» [9], Закон Чукотского автономного округа №100-ОЗ от 28.12.2022 «Об ответственном недропользовании на территории Чукотского автономного округа» [10]).

В немногих регионах, которые не относятся к Арктической зоне РФ, действуют уточняющие подзаконные акты по вопросам соглашений о социально-экономическом сотрудничестве (например, Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Республики Башкортостан от 14 августа 2019 года N 736п «Об утверждении критериев заключения соглашения о соблюдении социально-экономических и экологических интересов населения территории между органом местного самоуправления Республики Башкортостан, на территории которого расположен участок недр местного значения, и пользователем участка недр местного значения» [11]).

Как правильно отмечено в литературе, немаловажным является обеспечение постоянно действующего мониторинга исполнения соглашений и анализа их влияния на социально-экономическое развитие региона [4, С.162].

Так, стоит отметить положительный опыт Республики Саха (Якутия), а именно в соответствии со статьей 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 3 июля 2018 г. 2043-З № 1645^ «Об ответственном недропользовании на территории Республики Саха (Якутия)», Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.07.2021 №260 утвержден порядок ведения мониторинга и составления рейтинга социальной эффективности недропользователей, ведущих деятельность на территории Республики Саха (Якутия). Согласно Постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) ГАУ «Центр стратегических исследований при Главе Республики Саха (Якутия)» определен уполномоченной организацией по ведению мониторинга социальной эффективности недропользователей и составлению рейтинга недропользователей [12].

На основании изложенного следует сделать вывод, что в соответствии с ч.1 ст.9 Конституции РФ, п.3 ч.3 ст.15 Закона РФ «О недрах» и в целях достижения поставленных Указом Президента РФ от 05.03.2020 № 164 задач по развитию социальной и экономической инфраструктуры Арктической зоны РФ за счет привлечения частных инвестиций необходимо в Законе РФ «О недрах» предусмотреть нормы права, определяющие предмет соглашений о социально-экономическом сотрудничестве и обязанность недропользователей, вышедших на проектную мощность добычи полезных ископаемых, заключать соглашения о социально-экономическом сотрудничестве с муниципальными образованиям Арктической зоны РФ. Также стоит подчеркнуть успешный опыт проведения конкурсов на право пользования недрами, а не аукционов, для определения наиболее выгодных для регионов условий вклада в социально-экономическое развитие, поэтому необходимо возвратить в ст.10.1 и ст.13.1 Закона РФ «О недрах» конкурсы для определения недропользователей месторождений Арктической зоны РФ.

Также необходимо дополнить Федеральный закон от 13.07.2020 № 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" нормой права, определяющей порядок ведения реестра соглашений о социально-экономическом сотрудничестве недропользователей и муниципальных образований, порядок мониторинга их исполнения, ведения рейтинга

недропользователей по вкладу в социально-экономическому развитию, а также предусмотреть меры государственной поддержки и награждений недропользователей в зависимости от рейтинга недропользователя.

Библиография:

1. Указ Президента РФ от 05.03.2020 N 16 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» // Собрание законодательства РФ, 09.03.2020, N 10, ст. 1317.

2. Федеральный закон от 13.07.2020 N 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации»// Российская газета, N 155, 16.07.2020.

3. Пахомова Е.О. Соглашение о социально-экономическом сотрудничестве: проблемы и перспективы государственно-частного партнерства //Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология и практика. 2016. № 21. С.38-43.

4. Курбатова М.В., Трофимова Ю.В., Соглашения о сотрудничестве органов власти и бизнеса и их роль в развитии региона (на примере Кемеровской области) // ЭКО. 2015. № 2 (488). С.151-162.

5. Попова Е. Ю. Роль градообразующих предприятий в решении социальных проблем моногородов // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2018. № 4. С. 113-118.

6. Золотарева, А. Б. Комментарий к Закону о ГЧП // https://ipei.ranepa.ru/ru/publikatsii/kommentarii/276-kommentarij-k-zakonu-o-gchp.

7. Закон РФ «О недрах» 21 февраля 1992 № 2395-1 // Российская газета, № 52, 15.03.1995.

8. Приказ Минприроды России и Роснедр №782/13 от 25.10.2021 «Об установлении формы лицензии на пользование недрами и порядка оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование недрами» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 14.12.2021.

9. Закона Республики Саха (Якутия) от 3 июля 2018 г. 2043-3 № 1645-V «Об ответственном недропользовании на территории Республики Саха (Якутия)» // Якутские ведомости, № 28, 19.07.2018.

10. Закон Чукотского автономного округа №100ЮЗ от 28.12.2022 «Об ответственном недропользовании на территории Чукотского автономного округа» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.12.2022.

11. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Республики Башкортостан от 14 августа 2019 года N 736п «Об утверждении критериев заключения соглашения о соблюдении социально-экономических и экологических интересов населения территории между органом местного самоуправления Республики Башкортостан, на территории которого расположен участок недр местного значения, и пользователем участка недр местного значения»// Официальный Интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru, 02.10.2019.

12. Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.07.2021 №260 «Об организации мониторинга социальной эффективности недропользователей, ведущих деятельность на территории Республики Саха (Якутия)»//Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 27.07.2021.

References:

1. Ukaz Prezidenta RF ot 05.03.2020 N 16 «Ob Osnovax gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v Arktike na period do 2035 goda» // Sobranie za-konodatel'stva RF, 09.03.2020, N 10, st. 1317.

2. Federal'ny'j zakon ot 13.07.2020 N 193-FZ «O gosudarstvennoj podderzhke predprinimatel'skoj deyatel'nosti v Arkticheskoj zone Rossijskoj Federacii»// Rossijskaya gazeta, N 155, 16.07.2020.

3. Paxomova E.O. Soglashenie o social'no-e'konomicheskom sotrudnichestve: problemy' i perspektivy' gosudarstvenno-chastnogo partnerstva //Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie v XXI veke: teoriya, metodologiya i praktika. 2016. №21. S.38-43.

4. Kurbatova M.V., Trofimova Yu.V., Soglasheniya o sotrudnichestve organov vlasti i biznesa i ix rol' v razvitii regiona (na primere Kemerovskoj oblasti) // E'KO. 2015.№2 (488). S.151-162.

5. Popova E. Yu. Rol' gradoobrazuyushhix predpriyatij v reshenii social'ny'x problem monogorodov // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Politicheskie, sociologicheskie i e' konomicheskie nauki. 2018. № 4. S. 113-118.

6. Zolotareva, A. B. Kommentarij k Zakonu o GChP // https://ipei.ranepa.ru/ru/publikatsii/kommentarii/276-kommentarij-k-zakonu-o-gchp.

7. Zakon RF «O nedrax» 21 fevralya 1992 № 2395-1 // Rossijskaya gazeta, № 52, 15.03.1995.

8. Prikaz Minprirody' Rossii i Rosnedr №782/13 ot 25.10.2021 «Ob ustanovlenii formy' licenzii na pol'zovanie nedrami i poryadka oformleniya, gosudar-stvennoj registracii i vy'dachi licenzij na pol'zovanie nedrami» // Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii http://pravo.gov.ru, 14.12.2021.

9. Zakona Respubliki Saxa (Yakutiya) ot 3 iyulya 2018 g. 2043-Z № 1645-V «Ob otvetstvennom nedropol'zovanii na territorii Respubliki Saxa (Yakutiya)» // Yakutskie vedomosti, № 28, 19.07.2018.

10. Zakon Chukotskogo avtonomnogo okruga №100-OZ ot 28.12.2022 «Ob otvetstvennom nedropol'zovanii na territorii Chukotskogo avtonomnogo okruga» // Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 29.12.2022.

11. Prikaz Ministerstva prirodny'x resursov i e'kologii Respubliki Bashkortostan ot 14 avgusta 2019 goda N 736p «Ob utverzhdenii kriteriev zaklyucheniya soglasheniya o soblyudenii social'no-e'konomicheskix i e'kologicheskix interesov naseleniya territorii mezhdu organom mestnogo samoupravleniya Respubliki Bashkortostan, na territorii kotorogo raspolozhen uchastok nedr mestnogo znacheniya, i pol'zovatelem uchastka nedr mestnogo znacheniya»// Oficial'ny'j Internet-portal pravovoj informacii Respubliki Bashkortostan http://www.npa.bashkortostan.ru, 02.10.2019.

12. Postanovleniem Pravitel'stva Respubliki Saxa (Yakutiya) ot 22.07.2021 №260 «Ob organizacii monitoringa social'noj e'ffektivnosti nedropol'zovatelej, ve-dushhix deyatel'nost' na territorii Respubliki Saxa (Yakutiya)»//Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii http://pravo.gov.ru, 27.07.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.