Научная статья на тему 'О некоторых проблемах регламентации административных процедур противодействия коррупции'

О некоторых проблемах регламентации административных процедур противодействия коррупции Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
40
4
Поделиться
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ДОСТОВЕРНОСТЬ / НЕЗАКОННЫЕ РЕШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Стахов А.И.

Выделяются административные процедуры противодействия коррупции, вскрываются недостатки достигнутого уровня регламентации данных процедур.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Стахов А.И.,

About some problems of regulation of administrative procedures, combating corruption

In the article describes the administrative procedures for combating corruption, revealed the shortcomings of the achieved level of regulation and failures of these procedures.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах регламентации административных процедур противодействия коррупции»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

pravo.gov.ru) 1 августа 2014 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 августа 2014 г. № 31 ст. 4398.

3 СЗ РФ. 2006. № 30. Ст. 3285.

4 Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 32. Ст.1227.

5 Указ Президента Российской Федерации от 9 августа 1994 г. № 1668 «О Федеральной миграционной программе» // СЗ РФ. 1994. № 18. Ст. 2065.

6 Ваше право. Миграция. 2012. № 13.

7 Акимова С.А. Особенности законодательства в сфере миграции в современных государствах // Государственная служба и кадры. 2015. № 3. С. 18.

8 Утв. Законом Азербайджанской Республики от 2 июля 2013 г. № 713-IVQ. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx-?rgn=62530#B3VX0QSSG8Fp_Vbuhfw rjltrc (дата обращения: 1.12.2015). Неофициальные перевод.

9 Прудников А.С. Незаконная миграция как источник угрозы национальной безопасности России // Государственная служба и кадры. 2015. № 3. С. 35.

10 Закон Азербайджанской Республики от 21 мая 1999 г. № 668-IQ «О статусе беженцев и вынужденных переселенцев (лиц, переселенных в пределах страны)» // Сборник законода-

тельных актов Азербайджанской Республики. 1999. № 7. Ст. 392; Указ Президента Азербайджанской Республики от 13 ноября 2000 г. № 419 «Об утверждении порядка рассмотрения ходатайства о предоставлении статуса беженца» // Газета «Азербайджан». 2000. 4 ноября.

11 Прудникова Т.А. Особенности законодательства в сфере миграции в современных государствах // Государственная служба и кадры. 2015. № 3. С. 38.

12 Конституция Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 года // Сборник законодательства Азербайджанской Республики. 1997. № 1.

13 Уголовный кодекс Азербайджанской Республики от 30 декабря 1999 года // Сборник законодательных актов Азербайджанской Республики. 2000. № 4. Ст. 251.

14 Кодекс Азербайджанской Республики об исполнении наказаний: утв. Законом Азербайджанской Республики от 14 июля 2000 г. № 908-1Г // Собрание законодательства Азербайджанской Республики, 2000 г., №8, III книга, ст. 586, №12, ст. 835.

15 Кодекс Азербайджанской Республики об административных проступках: утв. Законом Азербайджанской Республики от 11 июля 2000 г. № 906-^ // Сборник законодательных актов Азербайджанской Республики от 2000 г., №8 (кн. 1), ст. 584.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

УДК 34 ББК 67

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ РЕГЛАМЕНТАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ СТАХОВ,

заведующий отделом административно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия, доктор юридических наук, профессор, Научная специальность 12.00.14 - административное право; административный процесс

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Выделяются административные процедуры противодействия коррупции, вскрываются недостатки достигнутого уровня регламентации данных процедур.

Ключевые слова: противодействие коррупции, достоверность, незаконные решения.

Annotation. In the article describes the administrative procedures for combating corruption, revealed the shortcomings of the achieved level of regulation and failures of these procedures.

Ключевые слова: противодействие коррупции, достоверность, незаконные решения

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон о коррупции)1 предусматривает комплекс мер по про-

филактике коррупции. В их числе: проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов; рассмотрение вопросов правоприменительной

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными нормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений; проверка сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной службы; представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о расходах; проверка достоверности и полноты указанных сведений; уведомление об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений; предотвращение и урегулирование конфликта интересов.

Все перечисленные меры нуждаются в процессуальном обеспечении. На сегодняшний день административные процедуры проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов установлены Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ2.

Административные процедуры проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими установлены Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1065 (далее - Указ № 1065)3. Этим же Указом установлены административные процедуры проверки достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера, сведений о расходах.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Кроме того, Положение, утвержденное Указом № 1065, устанавливает процедуры проверки соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, а именно - соблюдения государственными служащими в течение трех лет, предшествующих поступлению, информации, явившейся основанием для осуществления проверки, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Законом о коррупции.

В Методических рекомендациях по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, разработанных Минтрудом России и размещенных на официальном сайте Минтруда России в сети Интернет4, названо шесть антикоррупционных процедур:

• информирования о случаях склонения к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи соответствующей информации;

• информирования о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами или иными лицами и порядка рассмотрения таких сообщений;

• информирования о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов;

• защиты работников, сообщивших о коррупционных правонарушениях от формальных и неформальных санкций;

• заполнения декларации о конфликте интересов;

• периодической оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности организации, наиболее подверженных таким рискам, и разработки соответствующих антикоррупционных мер;

• ротации работников, замещающих должности, связанные с высоким коррупционным риском.

Вместе с тем, суть и содержание антикоррупционных процедур в нормативных правовых актах и в специальной литературе раскрываются крайне скупо, несмотря на то, что по ряду антикоррупционных процедур государственными органами утверждены соответствующие инструкции или порядки. Так, утверждены порядки уведомления работодателя (представителя нанимателя) о фактах обращения каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (приказы Ространснад-зора от 1 апреля 2015 г. № АК-344фс, Минобороны России от 26 февраля 2015 г. № 108, Минприроды России от 5 декабря и др.).

Порядки уведомления о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утверждены, в том числе приказами МЧС России от 24 ноября 2015 г. № 611, Росводресурсов от 23 ноября 2015 г. № 248, ФСКН России от 31 июля 2015 г. № 270 и др.

Административные процедуры ротации утверждены только отдельными органами исполнительной власти, например, приказом ФСКН России от 14 ноября 2013 № 476, приказом МИД России от 14 мая 2013 г. № 7016.

Процессуальная регламентация антикоррупционных административных процедур остается довольно фрагментарной. Так, порядок уведомления работниками, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МЧС России, об обращении к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, утвержденный приказом МЧС России от 24 ноября 2015 г. № 611, предусматривает, что уведомление об обращении к работнику каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений составляется в произвольной форме. Общие требования к форме уведомления заключаются в необходимости указать сведения, позволяющие идентифицировать работника (фамилия, имя, отчество, должность), сведения о факте обращения (время, дата, средство обращения, способ обращения, способ склонения, сущность предложения), сведения об обратившемся лице (фамилия, имя, отчество, должность). Работник должен

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

указать дату заполнения уведомления и поставить личную подпись.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Организация приема и регистрации уведомлений возложена на кадровое подразделение, в котором ведется учет и хранение персональных данных работника. Но собственно порядок подачи уведомления не регламентирован. Не указан конкретный работник, что означает, что уведомление обязан принять любой работник кадрового подразделения. Представляется, что должны быть какие-то иные способы подачи уведомлений, например, посредством почтового или телеграфного отправления, электронных средств связи. Возможно, в некоторых случаях целесообразно установить ящик для приема уведомлений. Необходимо учитывать, что работник не всегда заинтересован в широкой огласке факта подачи такого рода уведомления, особенно, если обращение в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения поступило от сотрудника или от одного из руководителей.

По нашему мнению, крайне важно в таких случаях обеспечить конфиденциальность уведомления. Работники кадрового подразделения, осведомленные о факте направления уведомления, должны взять на себя обязанность не разглашать ставшие им известными в связи с обработкой уведомления сведения. Такая обязанность должна стать элементом статуса работников кадрового подразделения и закрепляться в должностных регламентах (должностных инструкциях).

Если прием уведомления рассматривать как первый этап административной процедуры, то вторым этапом будет его регистрация в журнале уведомлений. Рассматриваемый Порядок содержит основные требования к регистрации уведомлений. В журнале регистрации уведомлений должны быть отражены: порядковый номер уведомления; дата и время принятия; должность, фамилия, имя, отчество работника, подавшего уведомление; должность, фамилия, имя, отчество работника кадрового подразделения, зарегистрировавшего уведомление; краткое изложение фактов, указанных в уведомлении; должность, фамилия, имя, отчество должностного лица, принявшего уведомление для проверки - представителя нанимателя; сведения о принятом решении и иные данные.

Третьим этапом административной процедуры должно быть рассмотрение сведений, изложенных в уведомлении, и принятие какого-либо решения представителем нанимателя или уполномоченным им должностным лицом. К сожалению, этот этап не регламентируется в нормативных правовых актах. Соответственно, не определены виды решений, которые могут

быть приняты по результатам рассмотрения уведомления, не установлен срок рассмотрения уведомления.

Отметим, что этап рассмотрения уведомлений не регламентирован и в порядке сообщения о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

В Порядке, утвержденном приказом ФНС России от 20 ноября 2011 г. № ММВ-7-4/536@5, руководитель ФНС России или уполномоченное им должностное лицо рассматривает уведомление, принимает решение об организации проверки содержащихся в уведомлении сведений. Проверка сведений должна быть проведена в течение пяти дней с момента регистрации уведомления. Результаты проверки представляются уполномоченному руководителю для принятия решения о направлении материалов в правоохранительные органы. Данный Порядок также требует от работников отдела профилактики обеспечивать конфиденциальность полученных от работников сведений в соответствии с законодательством о персональных данных.

Несмотря на то, что в данном Порядке осуществлено более полное нормативное правовое регулирование, отдельные вопросы остаются нерешенными. В частности, не определен срок принятия указанного решения.

Таким образом, приходится констатировать, что административные процедуры противодействия коррупции недостаточно регламентированы. Во-первых, имеет место существенное расхождение их содержания в разных федеральных органах исполнительной власти, не связанное со спецификой их организации и деятельности. Во-вторых, не устанавливаются процессуальные статусы должностных лиц, участвующих в данных административных процедурах. В-третьих, не регламентируется этап рассмотрения представителем нанимателя или уполномоченным им должностным лицом полученных уведомлений, не устанавливаются сроки рассмотрения, виды принимаемых решений и т.д.

Представляется, что вскрытые проблемы регламентации административных процедур могут и должны быть решены путем внесения соответствующих изменений в действующее антикоррупционное законодательство.

1 СЗ РФ. 2008. № 52. Ст. 6228.

2 СЗ РФ. 2009. № 29. Ст. 3609.

3 СЗ РФ. 2009. № 39. Ст. 4588.

4 Электронный ресурс: http://www.rosmintrud.ru по состоянию на 16 апреля 2014 г.

5 СПС КонсультантПлюс.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.