Научная статья на тему 'О некоторых проблемах региональной безопасности'

О некоторых проблемах региональной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
151
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / КОРРУПЦИЯ / ИДЕОЛОГИЯ / REGIONAL SAFETY / TERRORISM / EXTREMISM / CORRUPTION / IDEOLOGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронцов Сергей Алексеевич

Актуальность темы статьи обусловлена необходимостью остановить рост преступлений террористического характера и экстремистской направленности. Автор исследует основные проблемы региональной безопасности и предлагает конкретные меры по противодействию терроризму, экстремизму и коррупции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Воронцов Сергей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About some problems of regional security

The urgency of a theme of article is caused by necessity to stop growth of crimes of terrorist character and an extremist orientation. The author investigates the basic problems of regional safety and offers concrete measures on counteraction to terrorism, extremism and corruption

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах региональной безопасности»

С.А. Воронцов

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Представляется, что проблема региональной безопасности на сегодняшний день является особенно значимой и актуальной в связи с тем, что в этом году на практике применяется ряд антикоррупционных законов; внедряются положеня Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., призванной стать мобилизующим фактором обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления государственной безопасности и правопорядка; приобретается опыт применения новелл уголовно-процессуального законодательства, в частности, главы 40.1 УПК РФ «Особый порядок применения судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве», а также других нововведений в правовой сфере.

Сегодня имеются все основания утверждать, что меры, принятые Президентом и Правительством России по укреплению правоохранительного сообщества, дают положительные результаты. Так, практически завершено становление новой правоохранительной структуры - Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации, завоевавшего авторитет у граждан России и коллег за рубежом, активно разворачивает деятельность по противодействию идеологии и практике терроризма и экстремизма Национальный антитеррористический комитет, продолжается оптимизация структур и функций ряда правоохранительных органов.

Как позитивный результат можно рассматривать тот факт, что в январе-сентябре 2009 года зарегистрировано преступлений на 6,1 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года, на 10,6 % уменьшилось число погибших в результате преступных посягательств и на 50,4 % число лиц, которым причинен тяжкий вред здоровью. По сравнению с прошлым годом возросло число раскрытых преступлений. В 2009 году раскрыто 52 970 преступлений прошлых лет. Имеются и другие позитивные тенденции, свидетельствующие о росте профессионализма правоохранительных органов России.

Однако государству и обществу не удалось остановить рост преступлений террористического характера и преступлений экстремистской направленности, увеличилось количество выявленных фактов взяточничества и преступлений против государственной службы. В связи с этим необходимо проанализировать ряд проблем, связанных с региональной безопасностью.

Первая проблема - это алгоритм противодействия идеологии экстремизма и терроризма. Основание для данной деятельности сформулированы в федеральных законах РФ «О противодействии экстремистской деятельности» [1] и «О противодействии терроризму» [2]. Значимость данной деятельности весьма высока, так как в ряду модернизационных рисков, характерных для субъектов Южного федерального округа, экстремизм и терроризм представляют особую опасность. «Накладываясь» на сепаратизм, национализм, фундаментализм, они неизбежно порождают крайние формы существования этих явлений, приводят к обострению правовых, политических, социально-экономических, религиозных отношений, на длительное время сохраняют их конфликтогенность. В правовой и политической жизни ряда субъектов Юга России экстремизм и терроризм стали повседневной реальностью, причем их отличительными чертами являются пропаганда и использование насилия, иных крайних средств достижения политических целей, попытки отдельных религиозных и националистически настроенных лидеров использовать методы криминального террора, а криминальных авторитетов - камуфлировать откровенный бандитизм радикальными политическими лозунгами.

Рассматривая пути противодействия идеологии насилия необходимо иметь в виду, что говорить об этом беспредметно, без анализа конкретной ситуации непродуктивно. Идеология насилия всегда опирается на конкретную систему ценностей, систему идей, причем порой достаточно стройную систему: от левых бригад, например, национал-большевиков до религиозных экстремистов.

В последние годы в рассматриваемой сфере мы становимся свидетелями некоего кентавризма -сочетания несочетаемого. Ибо в противодействии государству иногда объединяются системы ценностей, имеющие между собою ярко выраженные антагонистические противоречия. Например, взять боевиков НБП и радикальных либералов из «Другой России». Интересный казус - «марш несогласных», где псевдолибералы в силу природной трусости выступают в блоке с НБП, подталкивают последних на баррикады, сами оставаясь в стороне.

На наш взгляд, желательно, чтобы подобные системы идей, факторы, их детерминирующие (религиозные, этнические, классовые, социальные, экономические, ментальные, психологические и т.д.), стали объектом кропотливых исследований применительно к каждому террористическому или экстремистскому течению. Даже на уровне психологии личности адепты того или иного течения имеют свои групповые особенности, не характерные для других. Скажем, боевики НБП - это люди действия. Радикальные либералы - это, как правило, болтуны-провокаторы.

Исследовав данные проблемы, можно выйти на конкретные предложения и технологии по противодействию той или иной системе ценностей, в том числе по ее компрометации и разоблачению. При этом следует помнить, что в борьбе идей могут победить только идеи. Даже, несмотря на кажущийся проигрыш на начальном этапе. Вспомним, например, кем был Николай II весь XX век для русского и советского народа. Среди эпитетов, данных современниками - один «кровавый» чего стоит. И кем он стал сейчас - Святым страстотерпцем. Задача науки искать и находить истину. Мало скомпрометировать ту или иную систему идей, надо заменить другой, более привлекательной. Какими будут критерии новой системы - должно сказать научное сообщество.

Вторая проблема - «омоложение» экстремизма и терроризма: за последние десятилетия в ряде субъектов Южного федерального округа сформировался существенный людской ресурс для пополнения рядов экстремистов и, прежде всего, из числа молодежи. Безусловно, на участие молодежи в экстремистских акциях значительное влияние оказывают психо-физиологические факторы, юношеский максимализм, в силу которого молодое поколение во все эпохи находилось на острие решения социальных проблем. Возникновение молодежного экстремизма, отчасти, можно объяснить феноменом, авторство которого приписывают Уинстону Черчилю: «кто в молодости не был радикалом - у того нет сердца, кто в зрелости не стал консерватором - у того нет ума». Однако истинные причины радикализации молодежи на Юге России - достигшая критического уровня дифференциация материального благосостояния населения, обострившиеся проблемы трудоустройства и социальной защищенности, утраченные идейные и нравственные ориентиры. Все это, в первую очередь, затрагивает молодежь, которая в поисках самоидентификации и по-своему понимаемой справедливости нередко выбирает крайние формы самовыражения, вливается в различные радикальные группировки и движения, в том числе использующие религиозный либо националистический фактор.

Распространение идеологии радикального ислама в национальных субъектах ЮФО зависело в последние десятилетия не только от внутренних, но и от внешних факторов, к которым относятся финансовые потоки, исходящие от международных исламских организаций фундаменталистского толка, направленные на идеологическую обработку молодежи, финансирование незаконных вооруженных формирований.

Однако надо объективно признать, что помимо безработицы и экономической нищеты, толкающих совершать преступления из корыстных побуждений, в ряде субъектов ЮФО сформировалась прослойка молодежи, полностью выведенная из пространства российской культуры. Как следствие, часть участников НВФ выступает против власти не только за деньги и под воздействием наркотиков. Речь идет о глубоко и широко укоренившемся религиозно-политическом экстремизме, базирующемся не столько на религиозных основаниях, сколько на искусственно поддерживаемой экстремистами ненависти ко всему российскому. Именно это положено в основу идеологии так называемого экстремистского «подполья», воспринимающего российскую государственность как враждебную силу. Один из идеологов религиозного экстремизма М. Тагаев прямо указал в своей книге, что «главной целью должна быть тайная война со штабами войск, райвоенкоматами, радиостанциями, железнодорожными станциями, особенно имеющими узловое назначение, линейными отделениями милиции, административно-управленческими зданиями, главами администраций».

Перерастание традиционных форм групповой подростковой преступности в организованные преступные формирования и далее - в экстремистские и террористические организации, является весьма опасной тенденцией. Следует согласиться с А.В. Баженовым [3, с. 4] в том, что именно подростковая преступность формирует тот тип личности, который будет доминировать и развиваться в дальнейшем. Подростки, их поведение, ценностные ориентации - это, образно говоря, барометр, позволяющий прогнозировать различные параметры будущего общества, и одновременно индикатор имеющих место в конкретном социуме кризисных явлений. Примером тому служат известные события во Франции, Бельгии, Германии, когда правоохранительные органы данных стран не могли в течение нескольких недель справиться с массовыми экстремистскими проявлениями, учиненными экстремистскими молодежными группами.

Необходим качественный анализ отечественного и зарубежного опыта для выстраивания работы по противодействию экстремизму в молодежной среде, ориентированной на упреждение экстремистских и террористических проявлений, своевременную локализацию причин и факторов, их порождающих.

Третья проблема - противодействие коррупции. Что принципиально важно в контексте рассматриваемой проблемы применительно к современному моменту? Принципиально важно, чтобы власть, элита - употреблю этот устоявшийся в политологии термин, на самом деле жила, а не рядилась в ту или иную систему ценностей. Это принципиальная проблема, оказывающая существенное влияние на формирование идеологии экстремизма, так как коррупционное поведение части «власть имущих», является для молодежи весомым обоснованием неизбежности террористической и экстремистской деятельности. И.А. Ильин в своей известной работе «О сущности правосознания» указывал на данный

фактор, порождающий противодействие власти: «Государственно-правовая власть только там на высоте, где соприкосновение с ней вызывает уважение, в том числе и к себе самому... Только в этом случае она действительно может исполнить свое предназначение. В основе всякого рода продажности (коррупции, взяточничества, демагогии) лежат отсутствие духовного достоинства, духовная немощь, политико-правовая недееспособность, а народ, терпящий такую власть, не уважает своего достоинства» [4].

Поэтому принципиально важно, чтобы во власти доминировали люди с системой ценностей и поведением, направленным на сбережение народа, а не на его утилизацию, на соблюдение закона, а не на его игнорирование.

На современном этапе противодействие коррупции предполагает в приоритетном порядке очищение от криминала государственных и муниципальных структур, олицетворяющих в глазах граждан власть и право, а также оперативно-разыскных, следственных, надзирающих и судебных органов, призванных вести борьбу с преступностью. Для этого:

- во-первых, следует повысить профессионализм сотрудников оперативных и следственных подразделений правоохранительных органов, прежде всего, в вопросах совершенствования организации и проведения оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий по выявлению и документированию коррупционных проявлений среди должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительной системы и судебной власти, формированию доказательственной базы в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства. В этих целях следует в полной мере использовать возможности институтов повышения квалификации правоохранительных органов, разработать современные методические пособия, учебно-методические комплексы, деловые игры, привлекать к работе с молодыми оперативными работниками и следователями опытных сотрудников и ветеранов правоохранительных органов;

- во-вторых, оценивать итоги работы по противодействию коррупции не по численным показателям арестованных воспитателей детских садов, учителей, врачей, рядовых сотрудников милиции и т.п., а по итогам вскрытия и разрушения звеньев системной коррупции, выявления и нейтрализации коррупционеров, связанных с организованными преступными сообществами;

- в-третьих, следует разработать механизм реализации оперативно-разыскной задачи, отраженной в пакете антикоррупционных законов, по выявлению и пресечению каналов вывода за рубеж средств коррумпированных чиновников. Наличие за рубежом коммерческих интересов, заводов, гостиниц, фирм и т.п., уже само по себе является достаточным основанием для интереса правоохранительных органов к источникам средств, за которые это имущество приобретено;

- в-четвертых, организуя противодействие коррупции необходимо учитывать, что существенное влияние на формирование системной коррупции в правоохранительных органах оказывает сложившаяся в высших учебных заведениях, готовящих будущих юристов, система вымогательства денег, которая начинается с момента, когда молодой человек переступает порог учебного заведения, становясь абитуриентом, и не прекращается до получения им диплома. То есть уже на этапе обучения, в сознании будущих сотрудников органов правопорядка, закрепляются элементы коррупционного мышления и поведения. Системная коррупция в высших учебных заведениях, готовящих кадры для правоохранительных структур, должна быть ликвидирована в полном объеме, невзирая на должности и звания.

Литература

1. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Российская газета. 2002. 30 июля.

2. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» // Российская газета. 2006. 10 марта.

3. Баженов А.В. Социально-психологические детерминанты формирования личности несовершеннолетнего преступника: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1999.

4. Ильин И.А. О сущности правосознания // Ильин И.А. Сочинения в 2-х т. Т. 1. Философия права. Нравственная философия. М., 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.