С.А. Воронцов
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Представляется, что проблема региональной безопасности на сегодняшний день является особенно значимой и актуальной в связи с тем, что в этом году на практике применяется ряд антикоррупционных законов; внедряются положеня Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., призванной стать мобилизующим фактором обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления государственной безопасности и правопорядка; приобретается опыт применения новелл уголовно-процессуального законодательства, в частности, главы 40.1 УПК РФ «Особый порядок применения судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве», а также других нововведений в правовой сфере.
Сегодня имеются все основания утверждать, что меры, принятые Президентом и Правительством России по укреплению правоохранительного сообщества, дают положительные результаты. Так, практически завершено становление новой правоохранительной структуры - Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации, завоевавшего авторитет у граждан России и коллег за рубежом, активно разворачивает деятельность по противодействию идеологии и практике терроризма и экстремизма Национальный антитеррористический комитет, продолжается оптимизация структур и функций ряда правоохранительных органов.
Как позитивный результат можно рассматривать тот факт, что в январе-сентябре 2009 года зарегистрировано преступлений на 6,1 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года, на 10,6 % уменьшилось число погибших в результате преступных посягательств и на 50,4 % число лиц, которым причинен тяжкий вред здоровью. По сравнению с прошлым годом возросло число раскрытых преступлений. В 2009 году раскрыто 52 970 преступлений прошлых лет. Имеются и другие позитивные тенденции, свидетельствующие о росте профессионализма правоохранительных органов России.
Однако государству и обществу не удалось остановить рост преступлений террористического характера и преступлений экстремистской направленности, увеличилось количество выявленных фактов взяточничества и преступлений против государственной службы. В связи с этим необходимо проанализировать ряд проблем, связанных с региональной безопасностью.
Первая проблема - это алгоритм противодействия идеологии экстремизма и терроризма. Основание для данной деятельности сформулированы в федеральных законах РФ «О противодействии экстремистской деятельности» [1] и «О противодействии терроризму» [2]. Значимость данной деятельности весьма высока, так как в ряду модернизационных рисков, характерных для субъектов Южного федерального округа, экстремизм и терроризм представляют особую опасность. «Накладываясь» на сепаратизм, национализм, фундаментализм, они неизбежно порождают крайние формы существования этих явлений, приводят к обострению правовых, политических, социально-экономических, религиозных отношений, на длительное время сохраняют их конфликтогенность. В правовой и политической жизни ряда субъектов Юга России экстремизм и терроризм стали повседневной реальностью, причем их отличительными чертами являются пропаганда и использование насилия, иных крайних средств достижения политических целей, попытки отдельных религиозных и националистически настроенных лидеров использовать методы криминального террора, а криминальных авторитетов - камуфлировать откровенный бандитизм радикальными политическими лозунгами.
Рассматривая пути противодействия идеологии насилия необходимо иметь в виду, что говорить об этом беспредметно, без анализа конкретной ситуации непродуктивно. Идеология насилия всегда опирается на конкретную систему ценностей, систему идей, причем порой достаточно стройную систему: от левых бригад, например, национал-большевиков до религиозных экстремистов.
В последние годы в рассматриваемой сфере мы становимся свидетелями некоего кентавризма -сочетания несочетаемого. Ибо в противодействии государству иногда объединяются системы ценностей, имеющие между собою ярко выраженные антагонистические противоречия. Например, взять боевиков НБП и радикальных либералов из «Другой России». Интересный казус - «марш несогласных», где псевдолибералы в силу природной трусости выступают в блоке с НБП, подталкивают последних на баррикады, сами оставаясь в стороне.
На наш взгляд, желательно, чтобы подобные системы идей, факторы, их детерминирующие (религиозные, этнические, классовые, социальные, экономические, ментальные, психологические и т.д.), стали объектом кропотливых исследований применительно к каждому террористическому или экстремистскому течению. Даже на уровне психологии личности адепты того или иного течения имеют свои групповые особенности, не характерные для других. Скажем, боевики НБП - это люди действия. Радикальные либералы - это, как правило, болтуны-провокаторы.
Исследовав данные проблемы, можно выйти на конкретные предложения и технологии по противодействию той или иной системе ценностей, в том числе по ее компрометации и разоблачению. При этом следует помнить, что в борьбе идей могут победить только идеи. Даже, несмотря на кажущийся проигрыш на начальном этапе. Вспомним, например, кем был Николай II весь XX век для русского и советского народа. Среди эпитетов, данных современниками - один «кровавый» чего стоит. И кем он стал сейчас - Святым страстотерпцем. Задача науки искать и находить истину. Мало скомпрометировать ту или иную систему идей, надо заменить другой, более привлекательной. Какими будут критерии новой системы - должно сказать научное сообщество.
Вторая проблема - «омоложение» экстремизма и терроризма: за последние десятилетия в ряде субъектов Южного федерального округа сформировался существенный людской ресурс для пополнения рядов экстремистов и, прежде всего, из числа молодежи. Безусловно, на участие молодежи в экстремистских акциях значительное влияние оказывают психо-физиологические факторы, юношеский максимализм, в силу которого молодое поколение во все эпохи находилось на острие решения социальных проблем. Возникновение молодежного экстремизма, отчасти, можно объяснить феноменом, авторство которого приписывают Уинстону Черчилю: «кто в молодости не был радикалом - у того нет сердца, кто в зрелости не стал консерватором - у того нет ума». Однако истинные причины радикализации молодежи на Юге России - достигшая критического уровня дифференциация материального благосостояния населения, обострившиеся проблемы трудоустройства и социальной защищенности, утраченные идейные и нравственные ориентиры. Все это, в первую очередь, затрагивает молодежь, которая в поисках самоидентификации и по-своему понимаемой справедливости нередко выбирает крайние формы самовыражения, вливается в различные радикальные группировки и движения, в том числе использующие религиозный либо националистический фактор.
Распространение идеологии радикального ислама в национальных субъектах ЮФО зависело в последние десятилетия не только от внутренних, но и от внешних факторов, к которым относятся финансовые потоки, исходящие от международных исламских организаций фундаменталистского толка, направленные на идеологическую обработку молодежи, финансирование незаконных вооруженных формирований.
Однако надо объективно признать, что помимо безработицы и экономической нищеты, толкающих совершать преступления из корыстных побуждений, в ряде субъектов ЮФО сформировалась прослойка молодежи, полностью выведенная из пространства российской культуры. Как следствие, часть участников НВФ выступает против власти не только за деньги и под воздействием наркотиков. Речь идет о глубоко и широко укоренившемся религиозно-политическом экстремизме, базирующемся не столько на религиозных основаниях, сколько на искусственно поддерживаемой экстремистами ненависти ко всему российскому. Именно это положено в основу идеологии так называемого экстремистского «подполья», воспринимающего российскую государственность как враждебную силу. Один из идеологов религиозного экстремизма М. Тагаев прямо указал в своей книге, что «главной целью должна быть тайная война со штабами войск, райвоенкоматами, радиостанциями, железнодорожными станциями, особенно имеющими узловое назначение, линейными отделениями милиции, административно-управленческими зданиями, главами администраций».
Перерастание традиционных форм групповой подростковой преступности в организованные преступные формирования и далее - в экстремистские и террористические организации, является весьма опасной тенденцией. Следует согласиться с А.В. Баженовым [3, с. 4] в том, что именно подростковая преступность формирует тот тип личности, который будет доминировать и развиваться в дальнейшем. Подростки, их поведение, ценностные ориентации - это, образно говоря, барометр, позволяющий прогнозировать различные параметры будущего общества, и одновременно индикатор имеющих место в конкретном социуме кризисных явлений. Примером тому служат известные события во Франции, Бельгии, Германии, когда правоохранительные органы данных стран не могли в течение нескольких недель справиться с массовыми экстремистскими проявлениями, учиненными экстремистскими молодежными группами.
Необходим качественный анализ отечественного и зарубежного опыта для выстраивания работы по противодействию экстремизму в молодежной среде, ориентированной на упреждение экстремистских и террористических проявлений, своевременную локализацию причин и факторов, их порождающих.
Третья проблема - противодействие коррупции. Что принципиально важно в контексте рассматриваемой проблемы применительно к современному моменту? Принципиально важно, чтобы власть, элита - употреблю этот устоявшийся в политологии термин, на самом деле жила, а не рядилась в ту или иную систему ценностей. Это принципиальная проблема, оказывающая существенное влияние на формирование идеологии экстремизма, так как коррупционное поведение части «власть имущих», является для молодежи весомым обоснованием неизбежности террористической и экстремистской деятельности. И.А. Ильин в своей известной работе «О сущности правосознания» указывал на данный
фактор, порождающий противодействие власти: «Государственно-правовая власть только там на высоте, где соприкосновение с ней вызывает уважение, в том числе и к себе самому... Только в этом случае она действительно может исполнить свое предназначение. В основе всякого рода продажности (коррупции, взяточничества, демагогии) лежат отсутствие духовного достоинства, духовная немощь, политико-правовая недееспособность, а народ, терпящий такую власть, не уважает своего достоинства» [4].
Поэтому принципиально важно, чтобы во власти доминировали люди с системой ценностей и поведением, направленным на сбережение народа, а не на его утилизацию, на соблюдение закона, а не на его игнорирование.
На современном этапе противодействие коррупции предполагает в приоритетном порядке очищение от криминала государственных и муниципальных структур, олицетворяющих в глазах граждан власть и право, а также оперативно-разыскных, следственных, надзирающих и судебных органов, призванных вести борьбу с преступностью. Для этого:
- во-первых, следует повысить профессионализм сотрудников оперативных и следственных подразделений правоохранительных органов, прежде всего, в вопросах совершенствования организации и проведения оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий по выявлению и документированию коррупционных проявлений среди должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительной системы и судебной власти, формированию доказательственной базы в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства. В этих целях следует в полной мере использовать возможности институтов повышения квалификации правоохранительных органов, разработать современные методические пособия, учебно-методические комплексы, деловые игры, привлекать к работе с молодыми оперативными работниками и следователями опытных сотрудников и ветеранов правоохранительных органов;
- во-вторых, оценивать итоги работы по противодействию коррупции не по численным показателям арестованных воспитателей детских садов, учителей, врачей, рядовых сотрудников милиции и т.п., а по итогам вскрытия и разрушения звеньев системной коррупции, выявления и нейтрализации коррупционеров, связанных с организованными преступными сообществами;
- в-третьих, следует разработать механизм реализации оперативно-разыскной задачи, отраженной в пакете антикоррупционных законов, по выявлению и пресечению каналов вывода за рубеж средств коррумпированных чиновников. Наличие за рубежом коммерческих интересов, заводов, гостиниц, фирм и т.п., уже само по себе является достаточным основанием для интереса правоохранительных органов к источникам средств, за которые это имущество приобретено;
- в-четвертых, организуя противодействие коррупции необходимо учитывать, что существенное влияние на формирование системной коррупции в правоохранительных органах оказывает сложившаяся в высших учебных заведениях, готовящих будущих юристов, система вымогательства денег, которая начинается с момента, когда молодой человек переступает порог учебного заведения, становясь абитуриентом, и не прекращается до получения им диплома. То есть уже на этапе обучения, в сознании будущих сотрудников органов правопорядка, закрепляются элементы коррупционного мышления и поведения. Системная коррупция в высших учебных заведениях, готовящих кадры для правоохранительных структур, должна быть ликвидирована в полном объеме, невзирая на должности и звания.
Литература
1. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Российская газета. 2002. 30 июля.
2. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» // Российская газета. 2006. 10 марта.
3. Баженов А.В. Социально-психологические детерминанты формирования личности несовершеннолетнего преступника: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1999.
4. Ильин И.А. О сущности правосознания // Ильин И.А. Сочинения в 2-х т. Т. 1. Философия права. Нравственная философия. М., 1993.