Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ'

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
67
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНАЯ ОТРАСЛЬ / ПРАВООТНОШЕНИЯ / ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ / ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ковалев Виктор Сергеевич

Статья посвящена актуальным проблемам правового регулирования отношений в лесной отрасли. Проведен анализ неправомерных правоотношений (правонарушений) в сфере использования лесных ресурсов, обозначены наиболее важные пробелы в гражданском законодательстве в этой области, отмечены основные направления таможенно-тарифного регулирования Федеральной таможенной службы России в целях обеспечения экономической безопасности страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME IMPLEMENTATION PROBLEMS LEGISLATION IN THE FOREST INDUSTRY

The article is devoted to the actual problems of legal regulation of relations in the forest industry. The analysis of illegal legal relations (offenses) in the field of the use of forest resources is carried out, the most important gaps in civil legislation in this area are identified, the main directions of customs and tariff regulation of the Federal Customs Service of Russia in order to ensure the economic security of the Russian Federation are noted

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ»

О некоторых проблемах реализации .

УДК 34

о некоторых проблемах реализации законодательства в лесной отрасли

Ковалев Виктор Сергеевич

Общество изучения истории отечественных спецслужб (г. Санкт-Петербург), e-mail: odon20081@ rambler.ru

Статья посвящена актуальным проблемам правового регулирования отношений в лесной отрасли. Проведен анализ неправомерных правоотношений (правонарушений) в сфере использования лесных ресурсов, обозначены наиболее важные пробелы в гражданском законодательстве в этой области, отмечены основные направления таможенно-тарифного регулирования Федеральной таможенной службы России в целях обеспечения экономической безопасности страны

Ключевые слова: лесная отрасль; правоотношения; правонарушения в лесной отрасли; таможенно-тарифное регулирование

about some implementation problems legislation in the forest industry

Kovalev Viktor S.

Society for the Study of the History of Domestic special services (St. Petersburg), e-mail: odon20081@ rambler.ru

The article is devoted to the actual problems of legal regulation of relations in the forest industry. The analysis of illegal legal relations (offenses) in the field of the use of forest resources is carried out, the most important gaps in civil legislation in this area are identified, the main directions of customs and tariff regulation of the Federal Customs Service of Russia in order to ensure the economic security of the Russian Federation are noted

Keywords:

offenses regulation

in

forest the forest

industry; industry;

legal customs

relations; and tariff

Для цитирования: Ковалев В.С. О некоторых проблемах реализации законодательства в лесной отрасли // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2021. № 4 (80). С. 67-70.

Российская Федерация является одной из самых крупных стран мира. Стоит отметить, что правонарушения в сфере лесного хозяйства представляют большую угрозу для безопасности государства, так как подрывают экологическую и экономическую безопасность страны, международный авторитет и бюджетную систему РФ.

За последнее время участились случаи преступлений в рассматриваемой сфере, в силу чего одним из важных направлений деятельности органов власти является выявление, раскрытие и пресечение преступлений, совершаемых в данной отрасли.

Российский экспорт обработанных лесоматериалов, по данным Федеральной таможенной службы Российской Федерации (ФТС РФ), в 2019 г. составил 16,8 млн т, что на 3,8 % больше, чем за аналогичный период 2018 г. В денежном эквиваленте экспорт вырос всего на 0,4 % (до 3,8 % млрд долл.) [1]. Российский экспорт обработанных лесоматериалов по итогам периода с января по октябрь 2020 г. составил более 12,6 млн т, т.е. на 6,6 % меньше, чем за аналогичный период 2019 г. По данным ФТС РФ в стоимостном выражении экспорт снизился на 6,3 % и составил 2,1 млрд долл. [2].

Как отмечает Н.И. Кузнецова, «...с начала XXI века в России лесное браконьерство как негативное социальное явление изменилось качественно. Оно в значительно большем объеме стало совершаться организованно, профессионально, с использованием современных технических средств» [3].

Незаконная вырубка, производство, заготовка и контрабанда леса приняли столь огромные масштабы, что это предопределило возникновение транснациональной экономической проблемы. Соседние государства, например такие как Финляндия, Китай прекратили промышленную вырубку собственного леса, рассчитывая на более дешевое сырье, поставляемое из нашей страны, не взирая на его нелегальное происхождение. Одним из главных потребителей российского леса является Китайская Народная Республика, в которой с 1994 г. на законодательном уровне запрещена вырубка лесов на большей части территории страны. Однако при этом стремительно развивающаяся экономика КНР требует увеличения объема производства древесины, что способствует укреплению роли Китая как крупнейшего импортера леса.

Следует иметь в виду, что Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин 30 сентября 2020 г. на итоговом совещании по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса заявил, что экспорт необработанного или грубо обработанного леса будет запрещен с 2022 г. [4].

Кроме того, Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Владимирович Мишустин постановил ужесточить наказание за незаконный вывоз лесоматериалов за рубеж [5].

По мнению В.Ю. Розанова, «основными причинами, способствующими латентности преступлений в рассматриваемой сфере, являются:

- отсутствие законодательных актов, регламентирующих обязанность экспортеров документально подтверждать при декларировании законность происхождения вывозимых лесоматериалов;

- недостаточность технической оснащенности таможенных органов, позволяющей проводить досмотр всех партий вывозимых лесоматериалов и определять точный их объем;

- перенос фактического досмотра на пограничные таможенные органы, работающие в интенсивном режиме по принципу выборочного контроля;

- отсутствие действенного механизма, способствующего выявлению реальных объемов рубки лесных насаждений и позволяющего отслеживать движение лесоматериалов от момента рубки до переработки древесины и ее реализации;

- несогласованность действий органов, осуществляющих контроль в сфере лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса;

- слабая эффективность результатов оперативно-розыскных мероприятий правоохранительных органов и др.» [6, с. 62].

На сегодняшний день, помимо прямой контрабанды леса, все активнее стали использоваться ухищренные способы: необоснованное применение преференций, занижение таможенной стоимости товаров и ресурсов, фальсификация кодов товарной номенклатуры и стран - производителей товаров, а также фиктивные сделки. Так, с целью ухода от налогов и наложенных штрафов участились случаи ликвидации организаций, после чего создаются и регистрируются новые юридические лица, использующие реквизиты дочерних организаций для получения новых лицензий таможенных перевозчиков, и возобновляется противоправная деятельность.

Наиболее распространенными способами при незаконном экспорте являются: занижение стоимости и сортности вывозимой древесины, использование поддельных санитарных сертификатов, а также продажа партий леса по поддельным документам. Подобные схемы используются во всех округах, экспортирующих лес. Распространённые уголовные деяния - это недекларирование или недостоверное декларирование товаров, а подпадающие под административные нарушения -несоблюдение сроков подачи таможенной декларации. Также контрабанда лесоматериалов возможна через подставные фирмы с использованием поддельного валютного контракта с иностранными компаниями.

В целях контроля за оборотом леса в 2015 г. была запущена единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины (ЛесЕГАИС), которая включает в себя сведения о правах на заготовку древесины и о сделках с древесиной, в том числе экспортной.

В настоящее время анализ поступающей оперативной информации свидетельствует о том, что система ЛесЕГАИС работоспособна не в полном

объеме, что в результате способствует легализации незаконно добытой древесины.

Основным законодательным правовым актом, который регулирует правоотношения в данной сфере, является Лесной кодекс Российской Федерации (ЛК РФ) [7], вступивший в силу 1 января 2007 г.

В настоящее время федеральный государственный лесной надзор осуществляют Федеральное агентство лесного хозяйства и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в пределах полномочий, определенных ч. 1 ст. 83 ЛК РФ.

В соответствии с ч.1 ст. 50.5 ЛК РФ юридические лица, индивидуальные предприниматели, совершившие сделки по закупке древесины, представляют оператору ЛесЕГАИС декларацию о сделках с древесиной (ДСД).

Управлением ФСБ России по Н-ской области в рамках дела оперативного учета с классифицирующим признаком «Контрабанда стратегически важных товаров и ресурсов» ч. 1 ст. 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации [8] задокументирована контрабанда лесоматериалов хвойных пород из Российской Федерации в Республику Казахстан с применением указанного пробела в лесном законодательстве. В соответствии с действующим законодательством в действиях покупателей отсутствует состав административного или уголовного деяния.

Так, в 2019 г. граждане Республики Казахстан непосредственно через жителей Сибирского федерального округа (СФО) приобретали лесоматериалы за наличный расчет в ООО «Рубцовский ЛДК», а также у владельцев пилорам, расположенных на территории Омской, Новосибирской областей и Алтайского края. После этого продукция с использованием фиктивных сопроводительных документов вывозились в Республику Казахстан. В результате проведенных опросов данных жителей СФО установлено, что к ним обращались граждане Республики Казахстан с целью покупки пиломатериалов. Продукция приобреталась за наличный расчет, сделки в системе ЛесЕГАИС не регистрировались и в дальнейшем вывозились в Республику Казахстан автомобильным и железнодорожным транспортом, а оттуда - в страны Средней Азии и Китай.

Было установлено, что сопроводительные документы за денежное вознаграждение изготавливали индивидуальные предприниматели вышеуказанных районов, которые указывались там отправителями. Всего выявлено и задокументировано 46 эпизодов преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 226.1 УК РФ, т.е. совершенного группой лиц жителей из числа граждан СФО и граждан

О некоторых проблемах реализации

Республики Казахстан с применением вышеуказанного пробела в лесном законодательстве Российской Федерации [9].

За нарушение требований лесного законодательства в сфере учета древесины и сделок с ней, а именно: непредоставление или несвоевременное предоставление деклараций о сделках с древесиной и информации в ЛесЕГАИС, предоставление заведомо ложной информации - юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также должностные лица несут административную ответственность в соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 8.28.1. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) [10] (нарушение требований лесного законодательства об учете древесины).

В соответствии с указанными составами административных правонарушений в ЛесЕГАИС разработан и действует функционал, обеспечивающий поиск в автоматическом ежесуточном режиме таких признаков нарушений.

По данным Министерства природных ресурсов и экологии «в 2019 году системой ЛесЕГАИС выявлено наибольшее количество указанных признаков нарушений требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней (далее - нарушения) в Сибирском федеральном округе - 63 120, Приволжском федеральном округе - 49 480 и Северо-Западном федеральном округе - 35 215. Наибольшее количество признаков таких нарушений выявлено в Центральном федеральном округе - 29 106, в том числе, несвоевременное представление ДСД (пиломатериалы) - 17 463; Приволжском федеральном округе - 13 974 и Северо-Западном федеральном округе - 13 605» [11].

По нарушениям, касающимся ч. 2 ст. 8.28.1 КоАП РФ (непредставление или несвоевременное представление должностными лицами уполномоченных органов государственной власти в ЛесЕГАИС, а также представление заведомо ложной информации в ЛесЕГАИС) наибольшее количество признаков нарушений выявлено в Сибирском федеральном округе - 49 034, Приволжском федеральном округе - 35 758 и Дальневосточном федеральном округе - 28 851.

Наибольшее количество указанных признаков нарушений по ч. 1 и 2 ст. 8.28.1 КоАП РФ выявлено в следующих субъектах Российской Федерации:

- Красноярский край - 21 404 (несвоевременное представление информации о договорах купли-продажи лесных насаждений - 11 651, несвоевременное представление информации об отчетах, об использовании лесов - 4 107);

- Пермский край - 20 940 (несвоевременное представление информации о договорах купли-продажи лесных насаждений - 10 161, несвоевременное представление информации об отчетах, об использовании лесов - 8 608);

- Республика Саха (Якутия) - 15 447 (несвоевременное представление информации о договорах

купли-продажи лесных насаждений - 10 161, несвоевременное представление информации об отчетах, об использовании лесов - 4 665);

- Кировская область - 14 311 (несвоевременное представление информации о договорах купли-продажи лесных насаждений - 10 166);

- Кемеровская область - 9 860 (несвоевременное представление информации об отчетах об использовании лесов - 5235);

- Московская область - 9 621 (несвоевременное представление деклараций о сделках с древесиной (пиломатериалы) - 5880);

- Москва - 9 225 (несвоевременное представление деклараций о сделках с древесиной (пиломатериалы) - 7 603) [12].

За 2018 г. должностными лицами департаментов лесного хозяйства федеральных округов за нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней по ч. 1, 2, 4 ст. 8.28.1 КоАП составлено 11 552 протокола об административных правонарушениях, в том числе в отношении юридических лиц - 3 227 протокола; в отношении должностных лиц - 6 044; в отношении индивидуальных предпринимателей - 2 281 [12].

В то же время, исходя из положения ЛК РФ, физические лица не обязаны декларировать сделки на приобретение древесины, владельцами которой они являются, в результате чего не применяется и норма о внесении в декларации информации о сделках с древесиной в ЛесЕГАИС, что, в свою очередь, способствует легализации незаконно добытой древесины, а также контрабанде леса.

Следует выделить некоторые проблемы в области лесных отношений и лесного комплекса:

- отсутствие согласованной и продуманной на концептуальной основе лесной политики в Российской Федерации, включающей лесные отношения и лесной комплекс;

- непоследовательность и нестабильность правового регулирования лесных отношений и системы органов государственного управления в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов в связи с их многократным реформированием.

Указанные обстоятельства негативно влияют на законность в сфере лесного законодательства, а также отрицательно сказываются на поддержании и сохранении лесного фонда государства, что влечет непоправимый ущерб экологии и интересам государства.

Таким образом, в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений в лесной отрасли, соблюдения лесного законодательства автор предлагает:

- внести изменения в положение ч. 1 ст. 50.5. ЛК РФ в части определения объема древесины, с которого физические лица обязаны декларировать приобретение и реализацию пиломатериалов, представлять сопроводительные документы на транспортировку древесины, владельцами которой они являются;

- в настоящее время, в соответствии со ст. 8.28.1. КоАП РФ, административный штраф налагается: на должностных лиц в размере от 5 до 20 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 7 до 25 тыс. руб.; на юридических лиц -от 100 до 200 тыс. руб. Думается, необходимо ужесточить административное наказание в данной сфере, в частности, увеличить размер административного штрафа как минимум в 2 раза;

- внести изменения в ЛК РФ и Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства Российской Федерации: для осуществления надзора за незаконной вырубкой древесины ввести в практику использование квадрокоптеров и беспилотных летательных аппаратов, особенно в труднодоступных и удаленных местностях.

Библиографический список:

1. Официальный сайт ФТС РФ экспорт России важнейших товаров за 2019 г. URL: https://customs.gov.ru/ folder/512

2. Официальный сайт ФТС РФ экспорт России важнейших товаров за январь-октябрь 2020 г. URL: https:// customs.gov.ru/folder/513

3. Кузнецова Н.И. Социальные последствия экологической преступности // Вестник Калинин-

градского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 3 (49). С. 55.

4. Газета Коммерсантъ № 179 (6900) от 01.10.2020.

5. URL: https://rbc-ru.turbopages.org/

6. Розанов В.Ю. Проблемы борьбы с контрабандой леса и лесоматериалов на Дальнем Востоке. Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2010. № 3(52). С. 61.

7. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ // Российская газета. 2006. № 277.

8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996 г. № 25. Ст. 2954.

9. Материалы из практики органов прокуратуры Алтайского края.

10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Российской газета. 2001. № 256.

11. URL:https://minprirody.alregn.ru/directions/lesnoe_ xozjajstvo/lesopolzovame/narushenrja_trebovanrj_ lesnogo_zakonodatelstva_ob_uchete_drevesiny_i_ sdelok_s_nej_v_2019_godu_po_dannym_sistemy_ lesegais/

12. Официальный сайт Федерального агентства лесного хозяйства URL: https://rosleshoz.gov.ru/departments

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.