Научная статья на тему 'Анализ проблем экспорта продукции лесопромышленного комплекса'

Анализ проблем экспорта продукции лесопромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВО И ЭКСПОРТ / ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ТАМОЖЕННЫЕ ПРАВИЛА / ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ / PRODUCTION AND EXPORT / TIMBER INDUSTRY BRANCH / CUSTOMS REGULATION / CUSTOMS CLEARANCE / CUSTOMS CONTROL / CUSTOMS VALUE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журова А. В.

В статье дается общая характеристика производства и экспорта продукции лесопромышленного комплекса России. Также анализируются основные проблемы таможенного регулирования, связанные с экспортом лесоматериалов в Китай из России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF EXPORT PROBLEMS OF TIMBER PROCESSING COMPLEX OUTPUT GOODS

General characteristics of timber processing industry of Russia and its output goods export are presented in the article. The main problems of customs regulation of timber export to China from Russia are also analyzed by the author.

Текст научной работы на тему «Анализ проблем экспорта продукции лесопромышленного комплекса»

ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ

А. В. Журова

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ЭКСПОРТА ПРОДУКЦИИ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

В статье дается общая характеристика производства и экспорта продукции лесопромышленного комплекса России. Также анализируются основные проблемы таможенного регулирования, связанные с экспортом лесоматериалов в Китай из России.

Расчетная лесосека России, по оценкам специалистов, составляет 564 млн. га, из которых только 250 млн. га экономически выгодно разрабатывать. Из этого объема 130 млн. га доступно для лесопользования с точки зрения транспортной инфраструктуры [1]. Больше половины запаса леса в азиатской части страны приходится на Сибирский федеральный округ. Самые крупные запасы леса здесь сосредоточены в Красноярском крае и Иркутской области, доли которых от общего объема лесных ресурсов России [2] - 14,4 и 11,2% соответственно. Основными контрагентами России являются: на востоке - Китай, Япония и Республика Корея; на западе - Финляндия, Швеция, Эстония; на юге - Турция. Доля остальных стран не превышает 5% (табл.).

Т а блица

Динамика экспорта российского делового круглого леса по странам в 2004-2005 гг.

Страна 2004 г. 2005 г.

млн. долл. % млн. долл. %

Китай 923,0 39,6 1 336,7 46,8

Финляндия 502,7 21,5 632,5 22,1

Япония 451,8 19,4 357,6 12,5

Швеция 115,4 4,9 118,7 4,2

Республика Корея 99,3 4,3 114,5 4,0

Эстония 73,2 3,1 77,5 2,7

Турция 59,0 2,5 82,9 2,9

Прочие 109,1 4,7 137,6 4,8

Всего 2 333,5 100 2 858,0 100

Крупнейшими импортерами российской древесины (в основном это круглый лес) и лесоматериалов первичной обработки являются Япония, Китай и Финляндия. На

эти три страны приходится до 80% российского экспорта древесины. Наибольшие ценовые преимущества на азиатских рынках Россия имеет по необработанной древесине и древесине первичной обработки, при этом импорт из России растет во много раз быстрее, чем из других стран. Так, если весь китайский импорт пиломатериалов увеличился за 1996-2003 гг. в семь раз, то импорт из России - в 82 раза [3].

Однако анализ структуры экспорта лесоматериалов свидетельствует о негативных тенденциях, наблюдающихся в отрасли. За последние 20 лет заготовка деловой древесины сократилась в 2,7 раза, пиломатериалов - в 3,5, выпуск бумаги и картона -в 1,5 раза. Доля России в мировой торговле товарами лесопромышленного комплекса (далее - ЛПК) уменьшилась с 18 до 2%. Около 50% продукции ЛПК вывозится из страны. На экспорт идут преимущественно необработанный круглый лес по крайне низким ценам, а также наиболее дешевые продукты деревообработки и целлюлозно-бумажного производства. В настоящее время Россия обеспечивает до 35% мирового рынка сырья для лесобумажной промышленности (по физическому объему), причем этот показатель продолжает расти. В то же время готовая продукция лесопереработ-ки из России мало заметна на мировом рынке [4].

Ни одна другая страна, кроме более отсталых, не имеет столь невыгодного экспортно-импортного баланса древесины. Сырьевая структура лесного экспорта - естественное отражение положения дел в самой отрасли.

Причинами малоэффективной деятельности ЛПК являются: отсутствие национальной политики в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, технологическая и экономическая разобщенность лесохозяй-ственных, заготовительных и перерабатывающих предприятий, крайняя изношенность основных производственных фондов, отсутствие необходимых инвестиций.

Подобная ситуация в ЛПК выгодна странам Азиатско-Тихоокеанского региона. Такая организация рынка не стимулирует приток инвестиций, модернизацию отрасли, организацию глубокой переработки леса. Это позволяет использовать лесные ресурсы России как сырье для развития лесоперерабатывающих предприятий других стран. Например, поставки российского леса определяют конкурентоспособность китайских бумагоделательных фабрик и прочих предприятий по переработке древесины.

Китай, экономика которого набирает обороты высокими темпами, оказывает серьезное влияние на развитие мирового производства и торговли лесными товарами, выступает крупнейшим игроком на рынке тропических лесных товаров, наращивая объемы производства и потребления обработанных лесоматериалов из импортной древесины. Кроме того, Китай импортирует круглый лес и лесные товары умеренной зоны, в том числе пиловочник и шпон, не только из России и других стран СНГ, но и из Северной Америки и европейских стран. Значительная доля древесины, перерабатываемой на китайских предприятиях (по оценкам международных экспертов, от 15 до 25%), является результатом нелегальной вырубки лесов и зачастую поставляется в страну по демпинговым ценам.

Китай использует различные методы государственного стимулирования развития лесной и деревообрабатывающей промышленности, включая предоставление субсидий и целевых кредитов производителям и экспортерам, отмену импортных пошлин на круглый лес и другие сырьевые товары, высокие ввозные тарифы на обработанные лесоматериалы. Так, при импорте пиловочника и пиломатериалов таможенная пошлина составляет 0%, в то время как при ввозе продукции с более высокой добавленной стоимостью, например фанеры, импортный тариф составляет от 2 до 12%. При

^ ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ

ввозе ДВП и ДСП взимается таможенная пошлина в размере 6,2 и 9,6% соответственно. В отношении России, Вьетнама и Мьянмы действует преференциальный импортный режим, стимулирующий пограничную торговлю. Начиная с 1996 г. импорт из этих стран облагается таможенной пошлиной по льготной ставке и НДС, размер которого вдвое меньше, чем в обычной практике.

Китай стратегически ориентируется на поставки российского сырья - необработанной древесины и целлюлозы. Китай импортирует 29,6% российской экспортной древесины, 48,7% целлюлозы и всего 5,6% готовой бумаги и картона [5].

Серьезные экономические интересы Китая в Сибири и на Дальнем Востоке не могут не порождать столь же серьезных проблем у российской власти на уровне государственного управления этими краями и областями. Очевидно, что Китай всей своей мощью будет защищать завоеванные в российских лесах экономические позиции и реально занятые географические рубежи.

Недостаточная степень контроля на всех стадиях процесса торговли лесоматериалами приводит к низкой эффективности контроля и на таможенной границе РФ. Рассмотрим основные проблемы, возникающие при экспорте леса и лесоматериалов в Китай с приграничных территорий РФ.

1. Во внешней торговле лесом при таможенном оформлении сохраняются негативные тенденции недостоверного декларирования размерных и качественных характеристик необработанной древесины.

Перевозку древесины по крупным автомобильным трассам от промежуточных складов в порты или через сухопутные переходы в Китай осуществляют транспортные фирмы, официально привлекаемые для этих целей поставщиками леса. В этом случае груз сопровождается всеми необходимыми официально оформленными документами. Но так как большинство сотрудников таможенных органов визуально не могут определить породу, вид, сорт вывозимой древесины, район ее заготовки, контрабандисты, используя документы на перевозку древесины низкого качества или распространенных сортов, заменяют ее высококачественной и редкой, соблюдая объемы, указанные в документах. В результате только на одном автомобильном таможенном переходе в зимний период со стороны Приморья границу с Китаем ежедневно пересекают до 50-70 лесовозов, каждый из которых перевозит от 15 до 20 кубометров древесины аукционного качества. Нередко в целях введения в заблуждение таможенные органы недобросовестные коммерсанты декларируют груз от имени подставных юридических лиц [6].

То же самое характерно и для железнодорожного транспорта: занижение объемов экспорта в транспортных документах (перегруз вагонов); расхождение с грузовой накладной, грузовой спецификацией, таможенной декларацией по круглому лесу. Выборочные проверки показали, что вагоны, загруженные, например, в Читинской области, как правило, идут с перегрузом в пределах от 3 до 14 кубометров. Таким образом, неучтенный вывоз достигает 500 тыс. кубометров. Также имеет место не только занижение объемов, но и пересортица вывозимой древесины.

Сотрудники таможни отмечают отсутствие действенных инструментов для пресечения этих нарушений. Современное контрольное оборудование - лазерные измерители, фотометрия с цифровой обработкой и т. п. не применяются. По мнению экспертов, в этих условиях необходимо использовать показатель нормативной загрузки вагона, установленный по максимуму выборочной проверки.

2. Постановлением Правительства РФ от 01.06.1998 № 551 «Об утверждении Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации» введен запрет на

рубку особо ценных пород древесины. В соответствии с положением «О порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.10.1996 № 1299, экспорт ценных пород осуществляется на основании лицензий, получаемых у уполномоченного Министерством экономического развития и торговли РФ субъекта Федерации. Требования, предъявляемые к получению лицензий, заключаются в том, что заявитель обязан предоставить помимо различных регистрационных документов внешнеторговые договоры и внутренние договоры на приобретение экспортной лесопродукции.

учитывая то, что большая часть твердолиственных пород заготавливается браконьерским способом и оплачивается наличными средствами, на заготовленную подобным образом продукцию отсутствуют договоры купли-продажи. В целях легализации незаконно заготовленной древесины недобросовестные участники ВЭД при получении лицензий представляют уполномоченному Министерством экономического развития и торговли РФ субъекту Федерации подложные договоры купли-продажи и/или договоры комиссии. Затем полученные лицензии представляются в таможенные органы, и на их основании осуществляется перемещение через таможенную границу РФ лесопродукции ценных пород, чем нарушается законодательство РФ в сфере таможенного дела.

Данный способ незаконного перемещения лесопродукции служит не только для легализации круглого леса, заготовленного браконьерским способом в нарушение лесного законодательства РФ, но и для отмывания «грязных» денег (валютная выручка не поступает на счета российских предприятий, а ввозится наличными денежными средствами, после чего идет на приобретение незаконно заготовленной лесо-продукции).

3. Для вывоза большого объема леса, не прошедшего фитосанитарный контроль, используются недействительные фитосанитарные сертификаты, в которых может быть исправлена дата выдачи сертификата, представляются также сертификат, выданный на другой товар, или повторный сертификат, уже ранее сданный с другой ГТД и на другое транспортное средство.

Лицензии и фитосанитарные сертификаты играют важную роль в обеспечении контроля таможенных органов за вывозом ценных пород древесины. Выдача и сопровождение лицензий не обеспечены соответствующими процедурами контроля и требуют мер для обеспечения контроля лицензий на стадии получения в Министерстве экономического развития и торговли РФ. Следует наладить документально проверочную деятельность на данном этапе для последующего таможенного контроля, а также проведение необходимых оперативных и следственных действий при незаконном вывозе ценных пород древесины.

4. По-прежнему остается острой проблема выявления и ликвидации фирм-однодневок, которые являются основными нарушителями таможенного законодательства. Среди фирм-однодневок немало предприятий со 100% иностранным капиталом, преимущественно китайским, создаваемых ради проведения единственной экспортной операции. После завершения процедуры государственной регистрации предприятия заключается контракт на экспорт древесины. Российский партнер исполняет свои обязательства, и лес переправляется за границу. Предприятие прекращает свою финансово-хозяйственную деятельность без осуществления процедуры ликвидации в установленном законом порядке, валютная выручка за экспортированный лес на территорию РФ не поступает.

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 1 • 2009

ПЕРВыЕ шАГИ В НАуКЕ

В целях выявления и контроля фирм-однодневок в отношении всех новых участников ВЭД подразделения таможенной инспекции проводят проверки сведений, заявленных в учредительных документах. Взаимодействие таможенных органов с налоговыми и иными государственными органами способствовало бы более эффективному и оперативному решению задач по выявлению и пресечению деятельности «однодневок». Но на сегодняшний день данная проблема продолжает сохранять свою актуальность.

Иностранные граждане, временно находящиеся на территории РФ, также могут использовать подставные фирмы-посредники. Данные лица скупают лесоматериалы по внутренним российским ценам, а затем через подставные посреднические российские предприятия экспортируют их, после чего во многих случаях валютная выручка не возвращается. В результате реализации такой комбинации нарушителем таможенных правил является фирма-посредник, получившая реально незначительную долю от суммы сделки и не имеющая в своей собственности какого-либо капитала.

Использование фирм-однодневок и теневого посредничества при экспорте леса и лесоматериалов - основные способы правонарушений в таможенной сфере. Для обеспечения экономической безопасности страны в сфере лесопользования необходимы выявление всей цепочки посредников и выход на конечного заготовителя и/ или экспортера с целью наложения соответствующих санкций. Для этого следует осуществлять межведомственное взаимодействие других правоохранительных органов: милиции, налоговых органов и др., что позволит проводить профилактику угроз экономической безопасности, выходить на устойчивые схемы нелегального экспорта леса и лесоматериалов и в дальнейшем создавать системы противодействия.

5. Имеются и искажения при определении стоимости экспорта. Например, контрактная цена за кубометр, заявляемая лесоэкспортерами, - 1 591 руб., индикативная цена - 1 760 руб., цена в Китае - до 3 090 руб. Наблюдается трехкратный перепад цен: стоимость заготовки - 800-900 руб. Статистическая стоимость экспорта по отчету -218,6 млн. долл. Но и эта цифра неполная и неточная. Таможня ведет ценовой контроль и ценовую статистику Китая не по реальным данным, а по условным и заниженным цифрам, которые называются индикативными ценами. Цена вопроса - порядка 50 долл. в расчете на один кубометр с соответствующими потерями бюджета. В связи с применением заниженных индикативных цен по Читинской области недополучение валютной выручки составляет 2 340 млн. руб. Потери бюджета: плата за древесину на корню - 132 млн. руб., таможенные платежи - 189 млн. руб., налог на прибыль - 559 млн. руб. [7].

6. Низкий жизненный уровень обитателей российской глубинки, составляющих трудовые ресурсы ЛПК, в сочетании с развалом экономики лесных регионов фактически лишили основную массу населения легальных источников заработка. Потеря управляемости и отсутствие действенного механизма надзора за законностью со стороны заинтересованных структур создали условия для роста теневого сектора в ЛПК.

В приграничных районах Сибири и Приморского края лесозаготовки - единственный источник заработка для населения, вынужденного продавать лес на любых условиях. Не имея средств для оплаты дорогостоящего транспорта, лесозаготовители прибегают к помощи посредников (преимущественно из Китая). Последние диктуют свои правила, что приводит к распространенности неформальных отношений в сфере лесопользования.

Надо отметить, что оперативные подразделения таможенных органов ориентированы на повышение эффективности оперативно-розыскной деятельности по линии

А. В. Журова_ ^вв^

борьбы с незаконным вывозом леса и лесоматериалов, получение упреждающей информации не только об отдельных фактах контрабанды, но и на раскрытие существующих криминальных схем и механизмов незаконных экспортных операций.

Ежегодно ФТС России планируются и проводятся специальные операции, направленные на защиту экономических интересов РФ, выявление, предупреждение и пресечение фактов незаконного экспорта лесопродукции, выявление лиц, причастных к незаконному вывозу и организации каналов контрабанды, выявление субъектов хозяйствования, вовлеченных в криминальную деятельность.

Но так как многие правонарушения в этой отрасли выходят из-под компетенции таможенных органов, остро необходимо содействие других структур: ФНС России, МВД России (Департамента по борьбе с организованной преступностью России, Департамента экономической безопасности России), ФСБ России.

С 2004 г. регулярно проводятся оперативно-профилактические мероприятия «Лес», направленные на выявление и пресечение правонарушений в сфере добычи, переработки, транспортировки, реализации леса и лесоматериалов. Так, в 2006 г. ФТС России был разработан план мероприятий в рамках межрегиональной операции «Лес», направленной на выявление и пресечение контрабанды леса и продуктов переработки древесины в Дальневосточном, Сибирском, Северо-Западном, Уральском, Южном и Центральном федеральных округах.

Еще одним направлением деятельности таможенных органов по совершенствованию и упрощению таможенного контроля за экспортом лесоматериалов является работа по сокращению количества мест отгрузки лесоматериалов путем создания консолидированных мест контроля экспортируемых лесоматериалов с их привязкой к железнодорожным станциям и лесоперерабатывающим предприятиям.

Успешное решение таможенными органами поставленных перед ними задач для достижения целей политики экономической безопасности России сегодня возможно при полноценной и эффективной системе контроля; налаженной системе взаимодействия ФТС России и других правоохранительных органов. Это, в свою очередь, будет способствовать декриминализации ЛПК России.

Использованные источники

1. Эскин В. Н., Липин А. С. Регулирование лесного экспорта // Всероссийский экономический журнал. 2007. № 1.

2. Балашова Е. Запас лесных ресурсов, использование расчетной лесосеки, лесозаготовка // Экономическое развитие России. 2006. Т. 13. № 5.

3. Королев И. С., Жуковская В. М, Трофимова И. Н. Переход к экспорту продукции высоких переделов: международные сопоставления // Вопросы статистики. 2007. № 8.

4. Материалы думских слушаний «О правовом обеспечении федеральной программы по развитию лесного сектора экономики России» // Парламентская газета. 2007. 5 апреля.

5. Мусин М. Русский лес, или как организовано хищение миллиардов долларов // Российская Федерация сегодня. 2007. № 5.

6. Милякина Е. В., Магомедов З. Н. Экономико-правовые аспекты функционирования лесопромышленного комплекса Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2002. № 11.

7. Доклад руководителя Федерального агентства лесного хозяйства В. П. Рощупкина «О результатах проверки в Читинской области и предлагаемых мерах по предотвращению незаконных заготовок и нелегального оборота древесины».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.