Научная статья на тему 'О некоторых проблемах реализации права граждан на осуществление местного самоуправления в Российской Федерации'

О некоторых проблемах реализации права граждан на осуществление местного самоуправления в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1241
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА / ПРАВО НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ИНСТИТУТ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шибаева Диана Валерьевна

В статье рассматривается содержание политического права граждан на осуществление местного самоуправления, анализируются некоторые проблемы, возникающие в процессе его реализации и перспективы развития данного института в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах реализации права граждан на осуществление местного самоуправления в Российской Федерации»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х

- секретно, «Top Secret» - совершенно секретно.

Кроме того, секретная информация также может быть отмечена специальным дескриптором, определяющим сферу, к которой данная информация относится: «бюджет», «коммерческий», «награды», «управление», «медицинский», «персональные данные», «политика», «персонал» и «посещения» (членов королевской семьи, министров). Секретная информация может также иметь дополнительные пометки, указывающие, какое гражданство должны иметь лица для допуска к данной информации, среди них: «UK EYES ONLY» - только для граждан Великобритании; «CANUKUS EYES ONLY» - только для граждан Великобритании, Канады и США; «AUSCANNZUKUS» - только для граждан Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Канады и США; «LOCSEN» - имеют локальную чувствительность, не могут быть доступны муниципальным служащим»; «NATSEN» - имеют национальную чувствительность; «DEDIP DESDEN» - не могут быть показаны определенным категориям должностных лиц [3, с. 197].

В РФ же допуск иностранных граждан к ГТ осуществляется только на основании международного договора, предусматривающего обязательства иностранного государства или международной организации по защите передаваемых им сведений, составляющих ГТ, однако полученный уровень допуска разрешает доступ ко всей ГТ с соответствующим грифом секретности.

Таким образом, в результате сравнительного анализа выявлено, что законодательства РФ и Великобритании определяют понятие ГТ, категории открытой информации, категории засекречиваемой информации, степени секретности, ответственность за преступления касательно ГТ. В законодательстве Великобритании рекомендуется по аналогии с законодательством РФ определить перечень конкретной информации, отнесенной к ГТ, с целью упрощения ее защиты и недопущения ложных обвинений в преступлениях, касающихся ГТ; рекомендуется отделить ГТ от прочей защищаемой информации. Законодательство РФ в области ГТ можно усовершенствовать введением дополнительного категорирования информации в зависимости от сферы ее применения и от доступности ее для граждан иностранных государств, получивших допуск к ГТ РФ.

Список использованной литературы:

1. О государственной тайне: федер. Закон РФ от 21.07.1993 №5485-1 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2481/ (02.12.2016)

2. Official Secrets Act (11.05.1989) [web-site] // legislation.gov.uk. URL: http: //www .legislation.gov.uk/ukpga/ 1989/6/contents (02.12.2016).

3. Журавленко Н. И. Организация защиты информации в развитых зарубежных странах: учебное пособие / Н. И. Журавленко. - Уфа : РИЦ БашГУ, 2014. - 330 с.

© Шамсутдинов Р. Р., 2016 г.

УДК 342.7

Шибаева Диана Валерьевна

студентка 3 курса Юридический институт Московский городской педагогический университет г. Москва, Российская Федерация

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

В статье рассматривается содержание политического права граждан на осуществление местного самоуправления, анализируются некоторые проблемы, возникающие в процессе его реализации и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_

перспективы развития данного института в Российской Федерации.

Ключевые слова:

политические права, право на осуществление местного самоуправления, институт местного самоуправления, гражданское общество, реализация права.

В Российской Федерации наряду с общегосударственными интересами, то есть интересами народа Российской Федерации, признаются и гарантируются общие интересы населения отдельных территориально обособленных частей государства, к которым относятся субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования [6, с. 30].

Признание и гарантирование общих интересов граждан на обособленных территориях муниципального образования предоставляет населению каждого отдельного муниципального образования право на осуществление местного самоуправления.

Содержание права на осуществление местного самоуправления является многозначным. В научной литературе его принято рассматривать как: 1) право граждан, местного сообщества на самостоятельное заведывание местными делами; 2) деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения; 3) форму народовластия, то есть способ осуществления населением принадлежащей ему власти; 4) одну из разновидностей социального управления, которое существует наряду с государственным управлением; 5) одну из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей (деление властей по горизонтали) определяет систему управления (деление властей по вертикали) [8, с. 131].

Что касается законодательного определения данного права, то в Конституции Российской Федерации и в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» его четкого содержания не закреплено. Вместе с тем данное право можно определить как политическое право [4, с. 60-67], представляющее собой форму осуществления народом своей власти, самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения.

Право на осуществление местного самоуправления включает группу индивидуальных и коллективных прав [3, с. 43-57] . Коллективные права можно определить, как права, обладателями которых является население, осуществляющее самостоятельную деятельность в пределах муниципального образования. К коллективным правам относятся: право населения на самоорганизацию и на признание городских, сельских поселений, других территорий в качестве муниципальных образования; право на самостоятельное осуществление населением власти через органы местного самоуправления; право на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления; право на самостоятельное владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и другие права.

Индивидуальные права определяются, как права, принадлежащие населению муниципального образования, которые реализуются не коллегиально, а единолично. К индивидуальным правам относятся: право избирать и быть избранными; право граждан быть инициаторами местного референдума, участвовать в его проведении; право на индивидуальные обращения в органы местного самоуправления; право на получение полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления; право граждан на равный доступ к муниципальной службе; право на объединение по месту жительства и другие права [9, с. 608-609].

Основу права на осуществление местного самоуправления составляют политические права и свободы, которые реализуются в пределах муниципального образования. Определяя право на местное самоуправление политическим, следует особо подчеркнуть, что оно имеет свое обоснование и объективно вытекает из содержания статьей 3, 32, 130, 131 Конституции Российской Федерации [1]. Политические права самым непосредственным образом обеспечивают функционирование демократических институтов, позволяющих формировать местные органы представительной и исполнительной власти, выявлять мнение населения по важным вопросам жизнедеятельности низовых территориальных образований, контролировать деятельность выборных лиц и органов. Данное право можно отнести к политическим правам и свободам, потому как население определенного местного самоуправления наделено правом

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_

избирать и быть избранными, участвовать в референдуме. Оно составляет ядро самоуправленческого статуса гражданина Российской Федерации, основу всей системы муниципальных (территориальных) прав. Единство содержания права на осуществление местного самоуправления и политических прав и свобод обусловливается совпадающим объектом регулирования. В обоих случаях таким объектом выступает народовластие как форма осуществления власти народом [5, с. 57-59].

Несомненным достоинством института местного самоуправления выступает тот факт, что право на осуществление местного самоуправления, как политическое право, является федеральной гарантией демократичности организации публичной власти в Российской Федерации. Он позволяет учитывать этническую, национальную, историко-культурную и другую специфику населения муниципального образования, проживающего на определенной территории, что, несомненно, практически отсутствует при государственно-правовом регулировании общественных отношений. Данный институт позволяет сплотить население муниципального образования, позволяет улучшить уровень жизни населения на территории его проживания. Местное самоуправление представляет собой неотъемлемое звено в механизме осуществления власти народом, одну из гарантий самостоятельности, автономности гражданского общества, его самореализации. Это один из эффективных способов реализации многочисленных интересов, которые отражают особенности индивидуального бытия части человеческого сообщества в конкретном месте его проживания: в городе, поселке, районе и других муниципальных образованиях. Местное самоуправление -это уровень публичной власти, где осуществляется непосредственное обеспечение нормальной жизнедеятельности каждого человека, его права на достойную жизнь.

Для эффективной реализации права граждан на осуществление местного самоуправления, необходимо функционирование института гражданского общества, поскольку только он может обеспечить общественную активность граждан в решении вопросов жизнедеятельности муниципального образования.

Однако ряд отечественных ученых считают, что перспективы развития данного института в нашей стране отнюдь не радужные, и нашему обществу предстоит долгий и сложный путь по привитию элементов гражданственности. К таковым, например, можно отнести В. Н. Руденко: «до настоящего времени институт народной инициативы в России остается одним из наименее развитых институтов. В стране имеются лишь отдельные случаи принятия нормативных актов по инициативе граждан на муниципальном уровне. И это несмотря на то, что во многих муниципальных образованиях уже имеются необходимые нормативные правовые акты, регламентирующие порядок выступления с народной инициативой». Вполне солидарны с данным автором Д. С. Валиева, В. В. Лысенко, мнение которых по вопросу становления гражданского общества и гражданской активности россиян следующее: «практика реализации института народной инициативы на местном уровне как таковая отсутствует. Такое положение дел объясняется тем, что органы местного самоуправления вправе отказать гражданам в принятии их инициатив без всяких оснований, сославшись на нецелесообразность, использование механизма инициативы граждан в целях внесения проекта правового акта на рассмотрение органа местного самоуправления будет неоправданно сложным». В этом же свете представляет проблему М. А. Кузьмин: «становление современного гражданского общества, дальнейшее развитие местного самоуправления непосредственно связано с активностью граждан, в первую очередь по месту жительства, при решении вопросов местного значения в таких основных формах непосредственного участия, как местный референдум, муниципальные выборы, собрания (сходы), обращения в органы местного самоуправления, территориальное общественное самоуправление, а также правотворческая инициатива граждан. Последняя форма сегодня практически не востребована, хотя имеет колоссальное значение в укреплении правовой «ткани» местного сообщества». Основным препятствием на пути к формированию гражданского общества и повышению гражданской активности служит нежелание граждан участвовать в управлении муниципальным образованием: «основным фактором, препятствующим формированию эффективной системы местного самоуправления, является отсутствие у населения традиций самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения. В массовом сознании граждан местное самоуправление представляется институтом, созданным исключительно органами государственной власти. Этот важнейший институт неизбежно воспринимается как часть системы органов государственной власти, что ослабляет мотивацию

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_

самоуправленческой деятельности граждан и тем самым обуславливают низкую эффективность системы местного самоуправления. Участие граждан в деятельности органов местного самоуправления недостаточное, данное обстоятельство связано безынициативностью, боязнью чего-то нового, а также недоверием к органам местного самоуправления. Таким образом, местному сообществу не может сопутствовать успех, если его граждане пребывают в состоянии апатии, дезорганизации и не располагают в нем сетью общественных структур, способных мобилизовать и четко выразить волю большинства, превратить ее в эффективный инструмент местного самоуправления. Очевидно, что местный уровень власти - это самый короткий и прямой путь, к решению насущных, жизненно важных для населения проблем.

Немаловажным фактором в привлечении граждан к участию в местном самоуправлении является информационное обеспечение событий, происходящих в муниципальном образовании: «чтобы население могло принимать активное участие в деятельности местного самоуправления, оно должно быть хорошо информировано о его законодательной базе, социально-экономическом положении муниципального образования, задачах, которые ставит перед собой муниципальная власть, и роли, которую могут сыграть жители в решении этих задач. Деятельность муниципальной власти должна носить открытый характер. Население должно быть не только осведомлено о деятельности муниципальной власти, но и иметь возможность выражать свое мнение по поводу этой деятельности. Хорошая информированность населения о положении дел в муниципальном образовании и о перспективах его развития составляет основу «информированного согласия», когда население знает, понимает и поддерживает муниципальную власть. Среди способов информирования можно выделить основные: личные встречи руководителей с населением, информационные стенды, справочно-информационные материалы, печатные, радио и телевизионные средства массовой информации и т. д. Личные встречи главы муниципального образования, депутатов, руководителей органов и должностных лиц местного самоуправления с жителями служат одной из важнейших форм информирования населения. Достоинство этой формы в том, что жители могут напрямую задавать интересующие их вопросы и получать ответы. Главы и другие должностные лица муниципальных образований могут проводить переговоры с населением по телефону. Такая форма общения с жителями позволяет не только получать оперативную информацию, но и помогает руководителям местной администрации лучше узнавать о нуждах и проблемах населения, особенно ограниченной категории населения, которая не может прийти на встречу с главой муниципального образования, а также состоянии дел на местах, снимать напряженность в решении отдельных вопросов [7, с. 294-297].

Также наблюдаются проблемы, связанные с недостаточно эффективной работой должностных лиц, поскольку эффективность системы местного самоуправления может быть достигнута не только с помощью активного участия населения муниципального образования, но и с помощью взаимодействия должностных лиц непосредственно с населением.

Характерными недостатками являются несвоевременное и некачественное рассмотрение обращений, отсутствие отлаженной системы делопроизводства и действенного контроля за деятельностью должностных лиц местного самоуправления. Существуют факты низкой исполнительской дисциплины, грубости, некомпетентности, несоблюдения законодательства отдельными должностными лицами. Нарушение права на обращение проявляется в том, что заявители получают ничем не обоснованные ответы, либо им вообще не даётся никаких ответов, который они могли бы обжаловать в суде [10].

Не смотря на выявленные проблемы реализации права граждан на осуществление местного самоуправления и в целом системы местного самоуправления, данный институт является необходимым для гражданского общества, поскольку именно местное самоуправление призвано приблизить власть к нуждам населения определенного муниципального образования, реализовать повседневные потребности отдельных людей, искать компромисс между властью на местном уровне и населением.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) - М.: Закон, 2015. - 50с.

2. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х

самоуправления в Российской Федерации» // «Парламентская газета», № 186, 08.10.2003.

3. Афанасьева С.А. Реализация политических прав и свобод человека и гражданина (на примере г. Москвы): диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук/Академия управления МВД Российской Федерации. Москва, 2009.

4. Афанасьева С.А. Классификация политических прав и свобод человека и гражданина//Вестник МГПУ, Серия «Юридические науки». -2008. № 2 (28). -149 с.

5. Еремин А.Р. Право на осуществление местного самоуправления в системе прав и свобод человека и гражданина // Социально-политические науки. Серия: Юридические науки. 2013. № 3. С. 57-59.

6. Игнатюк Н.А. Муниципальное право. Учебник для вузов. «Юстицинформ», 2005. 215 с.

7. Сипий Л.А. Некоторые проблемы гражданской активности в реализации права на участие в местном самоуправлении // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Серия: Юридические науки. 2008. № 65. C. 292-297.

8. Шугрина Е.С. Понятие права на осуществление местного самоуправления // Вопросы государственного и муниципального управления. Серия: Юридические науки. 2008. № 2. С. 131-145.

9. Эскиев М. А. Основные положения о местном самоуправлении. Полномочия органов государственной власти относительно местного самоуправления // Молодой ученый. 2016. №13. С. 607-610.

10. URL: http://pandia.ru/text/78/383/169.php (дата обращения: 07.11.2016 г)

© Шибаева Д.В., 2016

УДК 330

Эсмурзиева Ашат Микаиловна

магистрант 2 курса (ЗФО) Ростовского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России) E-mail: grinev77@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ ПЕРЕВОДЧИКА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ РОССИИ

Аннотация

Научная статья посвящена процессуальному статусу переводчика в российском уголовном процессе. Уделяется большое внимание вызову переводчика для его участия в следственных действиях. Рассматриваются ответственность и меры принуждения, применяемые к переводчику.

Ключевые слова

Переводчик, уголовный процесс, следственное действие, ответственность, права

Прежде чем перейти к анализу участия переводчика в отечественном уголовном судопроизводстве необходимо дать определение данного незаинтересованного участника. В соответствии с ч. 1 ст. 59 УКП РФ, что переводчик- это «лицо, привлекаемое к участию в уголовном судопроизводстве в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, свободно владеющее языком, знание которым необходимо для перевода».

Термин «переводчик» еще шесть раз употреблен законодателем в настоящей статье. И не всегда его значение полностью совпадает с предыдущим понятием «переводчик». Однако у нас не стоит задача в проведении анализа значения понятия переводчик в ст. 59 УПК РФ, а нас, прежде всего, интересует вопрос: Как переводчик появляется в следственных действиях по уголовному делу? И на данный вопрос мы попытаемся ответить в данной научной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.