Научная статья на тему 'Право граждан на местное самоуправление'

Право граждан на местное самоуправление Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1395
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
НАРОДОВЛАСТИЕ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / НАСЕЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кашапова Наиля Рустамовна

В данной статье изучено понятие народовластия и особенности осуществления гражданами своего права на местное самоуправление. Рассмотрены формы осуществления народовластия и функции местного самоуправления. Затрагивается вопрос о проблеме отчуждения населения от реализации местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Право граждан на местное самоуправление»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х

В ч. 2 ст. 2912 УК РФ содержится квалифицирующий признак: получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей, совершенное лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, 2911 УК РФ. Данный квалифицирующий признак предусматривает специальный рецидив.

Согласно примечания к ст. 2912 УК РФ, лицо, совершившее дачу взятки в размере, указанном в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки, либо это лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

В данном примечании речь идет о позитивном посткриминальном поведении лица, способствующем раскрытию и расследованию преступления.

Список использованной литературы:

1. Кирпичников А.И. Российская коррупция. 3-е изд., испр. и доп. - СПб., 2004. С. 7.

2. Федеральный закон от 03.07.2016 № 324-Ф3 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Российская газета. 8 июля. 2016 г.

3. Сергей Иванов: В регионах в борьбе со взятками «конь не валялся». URL: https://rg.ru/author-Tatiana-Zamahina/ (дата обращения 09.11.2016).

4. Куликов В. Как накажут за взятку меньше 10 тысяч рублей? URL: https://rg.ru/gazeta/subbota/2015/06/11.html (дата обращения 09.11.2016).

5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях». URL: htpp: //www.consultant.ru/document/cons_LAW_149092/ (дата обращения 09.11.2016).

6. Российское уголовное право. Общая и Особенная части: учебник. В 3 т. Т. 3 Особенная часть. 2-е изд., испр. и доп. / под ред. докт. юрид. наук, проф. Н.А. Лопашенко. М., 2014 (авторы главы Бытко Ю.И. и Мирошниченко Д.В.).

7. Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 ноября 2016 года по делу 22-9985/2016. URL: https://rospravosudie.com/court-verxovnyj-sud-respubliki-bashkortostan-respublika-bashkorto- stan- s/act-536445111/ (дата обращения 14.11.2016).

8. Задунаев В. 24 сотрудника хабаровской ГИБДД отправились под суд за взятки http://www.omsk.kp.ru/daily/author/818416/ (дата обращения 14.11.2016).

9. Здравомыслов Б.В. Квалификация взяточничества: учебное пособие.- М.: МЮИ. 1991. С. 5.

10. Чуклина Э.Ю. Выделение уголовной ответственности за мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ): критический взгляд. URL: https://naukaplus.ru> archive/uploads/pages/2016_10/26.pdf (дата обращения 7 ноября 2016 г.).

© Кашапов Р.М., 2017.

УДК 342

Кашапова Наиля Рустамовна

магистрант, Институт права БГУ г. Уфа, РФ E-mail: kashapova-n@bk.ru

ПРАВО ГРАЖДАН НА МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Аннотация

В данной статье изучено понятие народовластия и особенности осуществления гражданами

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

своего права на местное самоуправление. Рассмотрены формы осуществления народовластия и функции местного самоуправления. Затрагивается вопрос о проблеме отчуждения населения от реализации местного самоуправления.

Ключевые слова

Народовластие. Местное самоуправление. Население. Государство.

Одна из особо приоритетных задач в Российской Федерации в наше время является реализация права граждан на местное самоуправление. Учитывая то, что 12 декабря 1993 года на всенародном голосовании, была принята Конституции Российской Федерации, начался новый период в становлении, формировании и развитии местного самоуправления в России. Органы местного самоуправления представляют специфический уровень власти, на котором могут решаться местные проблемы способами, которые являются присущими для осуществления государственно-властных полномочий [1].

Народовластие - принадлежность всей полноты власти народу. Народный суверенитет означает, во-первых, принадлежность народу всей полноты власти в данной стране, во-вторых, возможность осуществления народом принадлежащей ему власти как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления [4].

Участие граждан в местном самоуправлении является основанным на принципах законности и добровольности. Содействие населению в осуществлении им местного самоуправления и участии в его осуществлении должны оказывать государственные органы и их должностные лица, а в том числе органы и должностные лица местного самоуправления.

Проведя анализ можно выделить две группы форм народовластия: прямая (непосредственно) и косвенная (через органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления). ФЗ № 131 дает следующий перечень форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления: 1) местный референдум, 2) муниципальные выборы, 3) голосование по вопросам местного значения, 4) сход граждан. Ко второй группе относятся такие формы, как: 1) собраний и конференций, 2) территориального общественного объединения, то есть самоорганизации граждан по месту их жительства, территории их поселения для осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения, 3) публичных слушаний, 4) опроса, 5) правотворческих инициатив [2].

Если говорить о функциях, выделяемых в местном самоуправлении, то ими являются основополагающими направлениями муниципальной деятельности. Они взаимосвязаны и дополняют друг друга. К ним относятся:

1. Обеспечение участия населения в решении местных дел.

2. Обеспечение развития соответствующей территории.

3. Управление муниципальной собственностью, а так же финансовыми средствами местного самоуправления.

4. Обеспечение режима законности на данной территории.

5. Защита прав и интересов гарантированных Конституцией РФ.

Искужина Г.Р., Аминов И.Р. в своей работе «Местное самоуправление как институт публичного управления в Российской Федерации» указывают, что норма, закрепленная статьей 12 Конституции РФ не говорит об организационном отделении данного уровня власти, а заключается лишь в определенной специфике ее функционирования и деятельности, представляющей собой право населения муниципального образования самостоятельно решать местные дела, но отнюдь не отделение местного самоуправления от государства.

Таким образом, местное самоуправление максимально приближено к населению, является первичной ячейкой организации публичной власти, поэтому сбои и недостатки в работе органов местного самоуправления негативно отражаются на всем обществе, а, следовательно, на всем государстве в целом [5, с. 232]. В наше время местное самоуправление является не только самостоятельной сферой, а в то же время и уровнем публичной власти, что вызывает особый научный интерес для его изучения. Современное местное самоуправление в России находится на стадии становления, что является предпосылкой для вышесказанного.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

Дальнейшее изучение и развитие местного самоуправления необходимо для России, как государства, и для всего её населения. К сожалению, на сегодняшний день существует такая проблема, как - отчуждение народа от власти, то есть между народом и наделенной ее властью существует некая пропасть, которая мешает в осуществлении народовластия [6, с. 413].

Для активного вовлечения граждан в реализацию местного самоуправления требуется разработка и осуществление ряда согласованных действий государственными и местными органами власти при активном участии самих граждан. Органы местной власти должны проводить работу среди граждан по разъяснению сущности муниципального управления, выработке основ сознательного участия граждан в осуществлении муниципального управления, формированию условий способствующих осуществлению прав граждан на самоуправление, активному привлечению населения к решению местных вопросов [3, с. 44].

В заключении представляется, что уровень муниципалитетов наглядно отображает тесную взаимосвязь, которая формируется между государством и населением. Основным фактором для эффективности местного самоуправления будет являться проявление инициативы граждан, а так же работа муниципальных органов власти.

Список использованной литературы:

1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 17.01.2017).

2. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 28 декабря 2016 г.№17-ФЗ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=262962 (дата обращения: 17.01.2017).

3. Артемьева Д.В., Аминов И.Р. Проблемы взаимодействия населения и местной власти // Вестник международных научных конференций. - 2014. - № 3 (3). - С. 44.

4. Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/2791/Суверенитет (дата обращения: 18.01.2017).

5. Искужина Г. Р., Аминов И. Р. Местное самоуправление как институт публичного управления в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 26. - С. 231235.

6. Эскиев М. А. Местное самоуправление в системе народовластия // Молодой ученый. - 2014. - №17. - С. 412-414.

© Кашапова Н.Р., 2017

УДК 343.01

Кобец Петр Николаевич

доктор юридических наук, профессор главный научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»

г. Москва, Российская Федерация E-mail: pkobets37@rambler.ru

ЭЛЕМЕНТЫ И ПРИЗНАКИ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

Аннотация

Состав преступления является основанием уголовной ответственности. Он позволяет правильно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.