Научная статья на тему 'О некоторых проблемах предоставления гарантий работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей'

О некоторых проблемах предоставления гарантий работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
635
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОТНИК / РАБОТОДАТЕЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ / ГАРАНТИИ / СРЕДНИЙ ЗАРАБОТОК / EMPLOYEE / EMPLOYER / GOVERNMENT OBLIGATIONS / GUARANTEES / AVERAGE EARNINGS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шайхутдинова Надежда Павловна

Анализируются проблемы, связанные с реализацией гарантий работникам при исполнении ими государственных обязанностей. Указанные проблемы рассматриваются как дефекты трудового права и как правовые коллизии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some problems in the provision of guarantees for the employees in the exercise of state or public duties

This paper analyzes the problems associated with the implementation of guarantees to workers in the performance of public duties. These problems are considered as defects of the labor law and as legal collisions.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах предоставления гарантий работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

УДК 349.2

Н.П. Шайхутдинова

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГАРАНТИЙ РАБОТНИКАМ

ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ИМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

Анализируются проблемы, связанные с реализацией гарантий работникам при исполнении ими государственных обязанностей. Указанные проблемы рассматриваются как дефекты трудового права и как правовые коллизии.

Ключевые слова: работник, работодатель, государственные обязанности, гарантии, средний заработок.

Наряду с исполнением трудовых обязанностей, работники могут привлекаться к исполнению различных государственных и общественных обязанностей в рабочее время. Тем самым обеспечивается реализация конституционных прав и обязанностей и общественных прав и обязанностей (члены избирательных комиссий, присяжные заседатели, доноры, выборные профсоюзные работники и др.).

Г лава 25 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ), регулирующая рассматриваемый вопрос, не содержит перечня государственных или общественных обязанностей, которые работник может выполнять в рабочее время и за которые предусмотрены указанные гарантии и компенсации. Действующим законодательством определен достаточно широкий круг случаев, связанных с исполнением работником государственных или общественных обязанностей. Все указанные случаи условно можно разделить на несколько групп:

- в связи с реализацией избирательного права: участие в качестве члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц кандидатов и т.д.;

- в связи с осуществлением правосудия и участием в деятельности правоохранительных органов: участие в качестве арбитражных заседателей, присяжных заседателей, свидетелей, переводчиков, специалистов, экспертов, понятых, потерпевших, законных представителей потерпевших и т.д.;

- в связи с выполнением воинских обязанностей: привлечение работников на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы;

- в связи с избранием работника на выборные должности в государственных органах и органах местного самоуправления: деятельность депутата Государственной Думы РФ, члена Совета Федерации, деятельность на выборных должностях в государственных органах РФ, субъектов РФ и органах местного самоуправления;

- в связи с выполнением работником некоторых общественных обязанностей: в связи с участием в деятельности профсоюзных организаций, в комиссии по трудовым спорам, в примирительных комиссиях и т.д.

В соответствии со ст. 170 ТК РФ работодатель должен освободить работника на время исполнения государственных или общественных обязанностей от работы с сохранением за ним места работы (должности). Что подразумевается под термином «освободить», в законе не раскрывается. Остается полагать, что речь идет об известной трудовому праву конструкции о предоставлении работнику отпуска без сохранения заработной платы, что означает недопустимость его увольнения по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) или перевода на другую работу без его согласия в этот период. Сохранение заработной платы работнику за этот период в соответствии с ТК РФ не гарантируется, а предусмотрена компенсация, которая должна предоставляться не работодателем, а тем государственным органом или общественным объединением, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей. Размер компенсации определяется законом, иным нормативным правовым актом или решением соответствующего общественного объединения.

Но в некоторых случаях имеется специальное правовое регулирование, предусматривающее дополнительные гарантии и компенсации, не указанные в ТК РФ, работникам, исполняющим в рабочее

О некоторых проблемах предоставления гарантий работникам. ЭКОНОМИКА И ПРАВО

время отдельные государственные обязанности. В числе таковых обязанность работодателя предоставить неоплачиваемый отпуск, сохранить средний заработок, предоставить прежнюю работу и т.д.

Для того чтобы работник приступил к исполнению государственных или общественных обязанностей, согласие работодателя не требуется, важно лишь своевременно и в надлежащей форме поставить его в известность. Для этого необходимо своевременно предъявить документы, свидетельствующие о выполнении работником таких обязанностей.

Работодатель не вправе препятствовать участию работника в исполнении государственных или общественных обязанностей.

Так, воспрепятствование работодателем явке в суд народного или присяжного заседателя для участия в судебном разбирательстве влечет за собой административную ответственность согласно ст. 17.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее КоАП). За нарушение законодательства о военной службе предусмотрена административная и уголовная ответственность. Административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда предусмотрена ст. 5.27 КоАП РФ.

Вместе с тем предоставляя указанные в законе гарантии работникам, работодатель нередко оказывается в затруднительном положении, поскольку нормативные требования разных законодательных актов предписывают ему иные, порой совершенно противоположные обязательства. Так, согласно ч. 2 ст. 170 ТК РФ компенсацию за исполнение этих обязанностей работнику выплачивают государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению этих обязанностей. В то же время отдельными федеральными законами, регулирующими случаи привлечения работников к исполнению государственных обязанностей, предусматривается сохранение среднего заработка работодателем по основному месту работы. Подобные нормы содержат в себе Федеральный закон от 30.05.2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» (ст. 7), Налоговый кодекс РФ (ч .1) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (п. 3 ст. 131), Арбитражно-процессуальный кодекс от 24.07.2002 г. № 95-ФЗ (п. 4 ст. 107), Федеральный закон от 28.03.1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 6).

По мнению некоторых авторов, федеральные законы, касающиеся отдельных случаев исполнения работниками государственных или общественных обязанностей, должны применяться с учетом правила части первой ст. 170 ТК РФ [1. С. 382]. Так, например, указание в ст. 7 Федерального закона от 30.05.2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» на обязательство работодателя сохранять за арбитражным заседателем средний заработок в период осуществления им правосудия рассматривается как противоречие ст. 170 ТК РФ (Там же. С. 383). Подобное мнение возникает также в связи с толкованием ст. 423 ТК РФ, предусматривающей, что с принятием ТК РФ ранее действовавшие законы, содержащие нормы трудового права, продолжают действовать в части, не противоречащей ТК РФ. Так, отдельные авторы считают, что утрачивают силу положения, обязывающие работодателя выплачивать за счет своих средств средний заработок работнику за время исполнения государственных или общественных обязанностей [2. С. 343].

Согласно ч. 3 ст.5 ТК РФ нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ.

Если федеральный закон указывает на необходимость сохранения за работником по месту работы среднего заработка за время исполнения им государственных обязанностей, а часть вторая ст. 170 ТК РФ указывает о выплате работнику компенсации органом, привлекшим его к исполнению государственных обязанностей, то налицо факт несоответствия норм двух федеральных законов. В то же время сложно назвать данную ситуацию противоречием, поскольку ТК РФ не содержит запрета на сохранение среднего заработка работнику работодателем, а лишь умалчивает об этом. По смыслу ч. 4 ст. 5 ТК РФ в случае противоречия между ТК РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется ТК РФ. Но в практике при реализации положений федеральных законов, предусматривающих дополнительные гарантии работникам при исполнении ими государственных обязанностей, в частности сохранения среднего заработка по месту работы, наблюдается возложение обязательств на работодателя по предоставлению этих дополнительных гарантий.

Полагаем, что данной ситуации можно было бы избежать, указав в ст. 170 ТК РФ на необходимость предоставления дополнительных гарантий работодателем в случаях, предусмотренных в иных федеральных законах. Отсутствие же такого указания позволяет применять двоякое толкование правовой нормы. В науке трудового права такое явление получило название «дефект трудового права».

Н.П. Шайхутдинова

ЭKОНОMИKА И ПРАВО

По мнению MA. Жильцова, подобные дефекты могут быть предотвращены еще на стадии принятия нормативного правового акта, а также на стадии реализации и применения норм трудового права путем внесения в нормативный акт изменений и дополнений, отмены дефектных норм трудового права [3. С. 31-32].

По нашему мнению, в данной ситуации речь идет о дифференциации правового регулирования труда. По сути, ТК РФ не содержит нормы о сохранении среднего заработка, но также не содержит нормы, напрямую указывающей об обратном. Полагаем, что в отдельных случаях работник, пребывая во временном статусе исполняющего государственные обязанности в рабочее время, может иметь двойное вознаграждение: сохраняется средний заработок по месту основной работы и выплачивается компенсация по месту исполнения государственных обязанностей.

На подобные мысли наводит и содержание части пятой ст. 5 ТК РФ, где указывается, что если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК РФ, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в ТК РФ. Но никаких изменений по данному вопросу в ТК РФ не вносилось после принятия, например, Арбитражно-процессуального кодекса от 24.07.2002 г. № 95-ФЗ, в то же время в правомерности его применения сомнений не возникает.

Таким образом, следует полагать, что наличие указания на сохранение среднего заработка в иных федеральных законах не является противоречием, а рассматривается как специальная норма права, дополняющая общую.

В федеральных законах имеются и иные дополнительные гарантии работникам, исполняющим государственные обязанности в рабочее время, например, включение указанных периодов в трудовой (страховой) стаж (Федеральный закон от 20.08.2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (пункты 3,4 статьи 11)), невозможность увольнения по инициативе работодателя после окончания срока полномочий по исполнению государственных обязанностей (Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (п. 6 ст. 45)) и др.

Таким образом, можно согласиться с мнением MA. Жильцова, указывающего, что анализ приведенных норм права позволяет утверждать о наличии объективно существующей правовой коллизии, обусловленной конкуренцией общих и специальных норм права [3. С. 21].

* * *

1. Трудовое право России: учебник I под ред. С.Ю.Головиной, M3. Mолодцовa. M.: Норма, 2008.

2. Киселев И.Я., Леонов А.С. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. M.: Дело, 2003.

3. Жильцов MA. Дефекты трудового права и способы их преодоления: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2011.

Поступила в редакцию 10.02.13

N.P. Shaykhutdinova

Some problems in the provision of guarantees for the employees in the exercise of state or public duties

This paper analyzes the problems associated with the implementation of guarantees to workers in the performance of public duties. These problems are considered as defects of the labor law and as legal collisions.

Keywords: employee, employer, government obligations, guarantees, average earnings.

Шайхутдинова Надежда Павловна, кандидат юридических наук, доцент

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул.Университетская, 1 (корп. 4) E-mail: n.shaykhutdinova@mail.ru

Shaykhutdinova N.P.,

candidate of law, associate professor

Udmurt State University

426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4 E-mail: n.shaykhutdinova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.