Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОДАЖИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ДИСТАНЦИОННЫМ СПОСОБОМ'

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОДАЖИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ДИСТАНЦИОННЫМ СПОСОБОМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
292
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННАЯ ТОРГОВЛЯ ЛЕКАРСТВАМИ / ДИСТАНЦИОННЫЙ СПОСОБ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ / ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕЦЕПТ / ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ МАРКИРОВКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яценко А.М.

Рассматриваются особенности правовой регламентации продажи лекарственных препаратов дистанционным способом с учётом последних изменений в законодательстве. Проанализирована специфика дистанционной торговли рецептурными и безрецептурными препаратами. В результате всестороннего изучения текущей ситуации и обоснования возможных методов совершенствования систем выдачи электронных рецептов, а также обязательной маркировки лекарственных средств, делается вывод о возможности дальнейшего развития дистанционной торговли лекарствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Яценко А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF THE SALE OF MEDICINAL PRODUCTS BY REMOTE METHOD

The article discusses the features of the legal regulation of the sale of drugs remotely taking into account the latest changes in legislation. The specificity of distance selling of prescription and non-prescription drugs is analyzed. As a result of a comprehensive study of the current situation and substantiation of possible methods for improving systems for issuing electronic prescriptions, as well as mandatory labeling of medicines, a conclusion was drawn about the possibility of further successful development of distance selling of medicines.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОДАЖИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ДИСТАНЦИОННЫМ СПОСОБОМ»

2. Васильчикова Н.В. Криминология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.В. Васильчикова, В.В. Кухарук. - 2-е изд. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. - 118 c. - ISBN 978-5-4486-0470-6. - : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - Режим доступа: URL: http://www.iprbookshop.ru/79801 .html (дата обращения: 25.11.2020).

3. Гилинский Я.И. Преступность несовершеннолетних: криминологический анализ /Я.И. Гилинский // Криминалист. - 2010. - № 2. - С. 84-90.

4. Лунеев В.В. Курс мировой и российской криминологии: учебник. В 2 т. Т. II. Особенная часть. / В.В. Лунеев. - М.: Издательство Юрайт, 2011. -С.735-736.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 27.10.2020)/0бщая часть /Раздел V. Уголовная ответственность несовершеннолетних /Глава 14. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних /Статья 87. Уголовная ответственность несовершеннолетних. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/

6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (Дата обращения: 17.02.2021)

7. Шахбанова Х.М. Основные причины преступности несовершеннолетних на современном этапе развития российского общества / Х.М. Шахбанова // Вопросы управления. - 2013. - № 2. - С. 18-20.

Яценко А.М.

Студент

Институт государственного и международного права Уральский государственный юридический университет

г. Екатеринбург, Россия

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОДАЖИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ДИСТАНЦИОННЫМ СПОСОБОМ

Аннотация: Рассматриваются особенности правовой регламентации продажи лекарственных препаратов дистанционным способом с учетом последних изменений в законодательстве. Проанализирована специфика дистанционной торговли рецептурными и безрецептурными препаратами. В результате всестороннего изучения текущей ситуации и обоснования возможных методов совершенствования систем выдачи электронных рецептов, а также обязательной маркировки лекарственных средств, делается вывод о возможности дальнейшего развития дистанционной торговли лекарствами.

Ключевые слова: дистанционная торговля лекарствами, дистанционный способ продажи товаров, электронный рецепт, обязательная маркировка.

Yatsenko A.M.

Student

Institute of State and International Law Ural State Law University Ekaterinburg, Russia

ON SOME PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF THE SALE OF MEDICINAL PRODUCTS BY REMOTE METHOD

Abstract: The article discusses the features of the legal regulation of the sale of drugs remotely taking into account the latest changes in legislation. The specificity of distance selling of prescription and non-prescription drugs is analyzed. As a result of a comprehensive study of the current situation and substantiation of possible methods for improving systems for issuing electronic prescriptions, as well as mandatory labeling of medicines, a conclusion was drawn about the possibility of further successful development of distance selling of medicines.

Key words: distance selling of medicines, distance selling of goods, electronic prescription, mandatory labeling.

Переход к рыночной экономике, повлекший за собой значительное расширение ассортимента продаваемой продукции и установление приоритета охраны интересов потребителя как менее экономически защищенного субъекта, обусловил необходимость правовой регламентации отношений, возникающих между потребителем и субъектом предпринимательской деятельности. Закон Российской Федерации № 2300-I «О защите прав потребителей», являясь важнейшим воплощением государственной политики, ориентированной на создание прозрачного, справедливого и конкурентного рынка, включает в себя нормы о закреплении правового статуса потребителя, об основных потребительских правах и механизме их реализации, а также о набирающем в последнее время популярность дистанционном способе продажи товаров. Под этим давно нашедшим законодательное закрепление термином понимается заключение договора розничной купли-продажи, при котором ознакомление потребителя с товаром происходит посредством методов, исключающих возможность прямого личного контакта покупателя с приобретаемым товаром или его образцом [1, п. 1 ст. 26.1]. В зависимости от того, какой способ используется для изучения основных характеристик товара и получения его наглядного изображения, дистанционная торговля подразделяется на каталожную, те-

левизионную продажу товаров и электронную торговлю, осуществляемую с помощью информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» [10, с. 24].

Правоотношения, возникающие в сфере дистанционного способа продажи товаров, реализуются в рамках заключаемых между потребителем и продавцом договоров розничной купли-продажи, к числу отличительных особенностей которых может быть отнесен их публичный характер, то есть обязанность продавца оформлять договор с любым лицом, изъявившим желание приобрести товар на условиях оферты [2, п. 12]. Несмотря на стремительное развитие дистанционной торговли и постоянное совершенствование правового регулирования, направленного на обеспечение баланса интересов хозяйствующих субъектов и покупателей, правоприменительная практика и научные исследования нередко обнаруживают определенное количество проблем, требующих детального рассмотрения. Наиболее востребованной с учетом сложившейся в 2020 году неблагоприятной эпидемиологической обстановки стала дистанционная торговля лекарствами, процесс принятия законопроекта о легализации которой лично просил ускорить президент Российской Федерации, выступая на февральском форуме «Деловая Россия» [14].

Анализ актуальных изменений в области дистанционной продажи лекарственных средств свидетельствует о повышенной заинтересованности законодателя в улучшении состояния социальной и здравоохранительной сферы, а также позволяет сделать вывод о направленности на поддержку граждан в период распространения коронавирусной инфекции, которая была включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих [3]. До вступления в силу Федерального закона от 3 апреля 2020 г. № 105-ФЗ «О внесении изменений в статью 151 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» у потребителей имелся доступ к оформлению заказа необходимой продукции на интернет-сайте аптечной организации с последующим приобретением заказанных товаров в самой аптеке, что не могло быть признано дистанционной торговлей в связи с отсутствием такого важного ее признака, как доставка заказанного по установленному адресу. Подтверждение этому можно найти в судебной практике. Так, в Постановлении от 02.12.2016 № Ф09-10250/16 Арбитражный суд Уральского округа указал на то, что аптека, предоставляя возможность выбрать необходимое лекарство на интернет-сайте, оказывает потребителям услугу только по брониро-

ванию лекарственных средств на определенный промежуток времени; заключенным же договор будет считаться с момента явки покупателя в аптеку и покупки товара [9]. Существование запрета на реализацию лекарственных препаратов дистанционным способом объяснялось их повышенной социальной значимостью и опасениями, связанными с нарушениями правил транспортировки, причинением вреда окружающей среде или здоровью человека [11, с. 122]. Однако сторонники законодательной инициативы высказывали точку зрения о том, что легализация дистанционной торговли лекарствами позволит лицам, страдающим какими-либо заболеваниями, получить доступ к необходимым лечебным средствам, которые зачастую оказываются непредставленными в местных аптеках, а также значительно облегчит положение малоподвижных и пожилых групп населения [12, с. 69]. Особенно явной потребность законодательного дозволения продажи лекарств дистанционным способом оказалась в связи с введением на территории Российской Федерации режима самоизоляции, предусматривавшего преимущественное нахождение людей дома и их перевод на удаленную работу. По этой причине правовая норма, разрешающая осуществлять дистанционную торговлю рецептурными препаратами, появилась в законодательстве, однако действовала она только до конца 2020 года [4, ч. 9 ст. 55]. Основным препятствием, с которым приходится сталкиваться законодателям при обсуждении вопроса о дистанционной продаже рецептурных лекарств на постоянной основе, является вполне оправданный риск, связанный с невозможностью обеспечения эффективного контроля за достоверностью предъявляемых рецептов [11, с. 122].

Представляется важным высказать предположение, что функционирующая в современной российской действительности система выдачи электронных рецептов, ознаменовавшая переход к новому этапу электронного документооборота, способна послужить основанием для дальнейшего совершенствования дистанционной торговли рецептурными лекарствами. Электронный рецепт - это юридически значимый документ, подтверждающий факт назначения медицинским работником лекарственных препаратов и содержащий его квалифицированную электронную подпись [15].

Согласно изменениям, внесенным в 2018 году в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств», рецепт на лекарственный препарат может быть выдан как на бумажном носителе, так и в электронной форме [5, п. 53 ст. 4]. При этом, как отмечается в Приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 июля

2020 г. № 683н, решение об использовании на территории того или иного субъекта системы отпуска лекарств по электронным рецептам, должен принимать уполномоченный орган субъекта Российской Федерации [6]. Только в этом случае будет сформировано единое информационное пространство, охватывающее аптечные организации, поликлиники, стационары и обеспечивающее взаимодействие врачей, фармацевтов и пациентов. Несмотря на то, что процесс по цифровизации документооборота уже активно реализуется в некоторых регионах страны, делать выводы о равномерности и абсолютной эффективности информационного обмена пока рано. Многие эксперты указывают на отсутствие законодательно закрепленного определения «электронный рецепт», что порождает некоторые сложности с формулированием единых подходов и требований к структуре этого документа [16]. Также одной из проблем является направленность учетной деятельности исключительно на определенную группу лекарств, оборот которых ограничен и в отношении которых установлен режим строгой отчетности. К числу требующих серьезного изучения аспектов относится и значительная разница в информационном развитии регионов, существенно затрудняющая государственное решение задач в сфере лекарственного оборота. В качестве необходимых первоочередных мер для совершенствования процесса выдачи электронных рецептов могут быть перечислены: выработка законодательного определения понятия «электронный рецепт», преодоление неоднородности функциональных мощностей информационных систем регионов России, представление унифицированного подхода к учету информации об обороте лекарственных средств [13, с. 23]. Обеспечение оперативного взаимодействия всех участников оборота лекарственных препаратов имеет особое значение для оказания потребителям качественной медицинской помощи и развития дистанционного способа продажи лекарств как перспективного, отвечающего требованиям времени, вида торговли.

В настоящее время аптечные организации наделены правом розничной торговли только безрецептурными лекарственными препаратами дистанционным способом при условии наличия у этих организаций лицензий на фармацевтическую деятельность в течение минимум года и разрешения от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения [5, п. 1.1 ст. 55]. Правила выдачи указанных разрешений и иные требования сфере дистанционной торговли лекарствами закреплены в Постановлении Правительства от 16 мая 2020 г. № 697. Согласно перечисленным в данном нормативном акте правилам, сотруд-

ник аптечного подразделения, уполномоченный на принятие заказов, обязан проконсультировать покупателя, заключить с ним договор розничной купли-продажи с согласованием условий доставки, а также обговорить необходимость предоставления документов, подтверждающих качество лекарственной продукции [7]. Следует добавить, что дополнительные гарантии в подлинности лекарств потребитель может получить, воспользовавшись введенной с 1 июля 2020 года национальной системой цифровой маркировки товаров «Честный знак» [17]. Сервис, направленный на повышение прозрачности рынка и борьбу с поддельными товарами, позволяет ознакомиться со всей необходимой информацией о лекарстве и в случае обнаружения некачественной продукции обратиться в соответствующие органы. Ранее маркировка лекарственных препаратов являлась в России добровольной и осуществлялась в экспериментальном формате, теперь - является необходимой для всех лекарственных средств и участников оборота [8, п. 7 ст. 1]. Эксперты отмечают, что на этапе внедрения дистанционного способа продажи лекарств, бесперебойная работа системы обязательной маркировки приобретает особую значимость. Приоритетной целью дальнейшего улучшения ситуации можно считать разработку программ обучения для сотрудников аптек, особенно из небольших населенных пунктов, чтобы изменения были восприняты качественно и повлияли на уровень оказываемых аптечными организациями услуг положительным образом [18].

Принимая во внимание высокий уровень нормативно-правового регулирования в сфере дистанционной торговли лекарственными средствами и неизбежность развития информационных технологий, способствующих росту популярности электронного способа оформления заказов, следует отметить, что в рассматриваемой сфере правоотношений все равно имеются слабые стороны, а именно:

- оперативность контрольно-надзорной деятельности, связанной с защитой потребителей от фальсифицированной продукции, с выявлением нарушений санитарно-эпидемиологических требований, а также с соблюдением условий хранения и транспортировки лекарственных препаратов;

- необходимость законодательного закрепления используемых в современной действительности понятий;

- преодоление неоднородности развития информационных технологий в субъектах Российской Федерации;

- своевременный учет особо значимой информации.

Это лишь немногие из проблем, нуждающихся в дальнейшем всестороннем изучении.

Список литературы

1. О защите прав потребителей [Электронный ресурс]: Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 08.12.2020). - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 31.01.2021).

2. Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463. -Режим доступа: URL: https://www.garant.ru (дата обращения: 31.01.2021)

3. Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 (ред. от 31.01.2020). - Режим доступа: URL: http://docs.cntd.ru (дата обращения: 31.01.2021).

4. О внесении изменений в статью 15-1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 03.04.2020 № 105-ФЗ. - Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru (дата обращения: 31.01.2021).

5. Об обращении лекарственных средств [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ (ред. от 22.12.2020) .- Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 31.01.2021).

6. О внесении изменений в Правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.07. 2017 г. № 403н [Электронный ресурс]: Приказ Министерства здравоохранения РФ от 07.07.2020 № 683н. - Режим доступа: URL: http://publication.pravo.gov.ru (дата обращения: 31.01.2021).

7. Об утверждении Правил выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом, осуществления такой торговли и доставки указанных лекарственных препаратов гражданам и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным

способом [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 16.05.2020 г. № 697. - Режим доступа: URL: https://www.garant.ru (дата обращения: 31.01.2021).

8. О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 28.12.2017 № 425-ФЗ (ред. от 27.12.2019). - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 31.01.2021).

9. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 02.12.2016 по делу № Ф09-10250/16 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.audar-info.ru (дата обращения: 31.01.2021).

10. Фролов И.В. Правовое регулирование дистанционной торговли товарами и услугами в Российской Федерации: дис. канд. юрид. наук: 12.00.03. / И.В. Фролов. - М., 2018. - 178 с.

11. Романова А.Э. Дистанционная реализация лекарственных средств как возможная новелла в российском законодательстве / А.Э. Романова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2019. - № 3. - С. 120-124.

12. Крысанов И.С., Ермакова В.Ю. Анализ организационно-правовых основ дистанционной продажи лекарственных средств / И.С. Крысанов, В.Ю. Ермакова, Ю.А. Клюева, А.В. Борисова, В.С. Шлыков, А.Р. Малахова, Г.Ё. Шукурлаева // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. - 2020. - № 2. - С. 68-75.

13. Раузина С.Е., Щелгунов В.А., Зарубина Т.В. Проблемы и перспективы системы «Электронный рецепт» в России. Систематический обзор / С.Е. Раузина, В.А. Щелгунов, Т.В. Зарубина // Социальные аспекты здоровья населения. - 2020. - № 66 (5). - С. 1-35.

14. Госдума делает поправку по рецепту [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2020/03/20/5e72442d9a7947449 ac69bdb (дата обращения: 31.01.2021).

15. Электронный рецепт на лекарства: тяготы внедрения. Опытом делится заведующая государственной аптеки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://pharmznanie.ru/article/rabota-v-apteke/elektronniy-recept-na-lekarstva (дата обращения: 31.01.2021).

16. Электронный рецепт: как это работает [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: https://www.katrenstyle.ru/articles/journal/goods_ sales/elektronnyiy_retsept_kak_eto_rabotaet (дата обращения: 31.01.2021).

17. Обязательная маркировка товаров Честный ЗНАК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://честныйзнак.рф (дата обращения: 31.01.2021).

18. Маркировка лекарств: Плюсы и минусы старта в условиях пандемии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.ural.kp.ru/daily/217165/4265096/ (дата обращения: 31.01.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.