Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
109
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
инновационная деятельность / стратегическое развитие / устойчивое развитие / инновации / цель инноваций / innovation activity / strategic development / sustainable development / innovation / purpose of innovation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А. А. Свистунов

в статье рассматриваются актуальные вопросы правового регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации. Актуальность избранной автором темы обусловлена совокупностью сложных межотраслевых геополитических вызовов, с которыми сегодня сталкивается Российское государство и для преодоления которых ключевое значение имеет научно-исследовательская и инновационная деятельность в виде соответствующих результатов. Целью работы является определение основных теоретических и юридических проблем современной инновационной деятельности и определение путей развития соответствующей отрасли общественных отношений. Методологическая основа исследования представлена формально-правовым анализом положений действующего российского законодательства, а также сравнительным анализом отдельных управленческих решений зарубежных государств в контексте выработки и реализации государственной политики в сфере инновационной деятельности. Результаты: показан межотраслевой характер категории «инновации», рассмотрены механизмы их стимулирования и показаны перспективы правового регулирования. Автор приходит к выводу о целесообразности разработки стратегии инновационного развития современной России, которая определит миссию, цели и принципы инновационной деятельности и будет учитывать существующую ресурсную базу в решении задач устойчивого развития государства и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF INNOVATION ACTIVITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

the article deals with topical issues of legal regulation of innovation activity in the Russian Federation. The relevance of the topic chosen by the author is due to the complex intersectoral geopolitical challenges that the Russian state is facing today and for overcoming which research and innovation activities in the form of relevant results are of key importance. The purpose of the work is to determine the main theoretical and legal problems of modern innovation and to determine the ways of development of the relevant branch of public relations. The methodological basis of the study is presented by a formal legal analysis of the provisions of the current Russian legislation, as well as a comparative analysis of individual management decisions of foreign countries in the context of the development and implementation of state policy in the field of innovation. Results: the intersectoral nature of the category «innovation» is shown, the mechanisms for stimulating them are considered, and the prospects for legal regulation are shown. The author comes to the conclusion that it is expedient to develop a strategy for the innovative development of modern Russia, which will determine the mission, goals and principles of innovative activity and will take into account the existing resource base in solving the problems of sustainable development of the state and society.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

о

X

X

■а

А.А. Свистунов, A.A. Svistunov,

доцент кафедры частного права Associate Professor of the Department АНО ВО «Российский новый of Private Law of ANO VO «Russian

университет», New University», Ph.D. in Law кандидат юридических наук kozhevinaaa@minobrnauki.gov.ru

DOI:

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО ¡

РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ П

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ §

со

Аннотация: в статье рассматриваются актуальные вопросы правового ре- ^

гулирования инновационной деятельности в Российской Федерации. Актуальность а

ÍD

избранной автором темы обусловлена совокупностью сложных межотраслевых §

геополитических вызовов, с которыми сегодня сталкивается Российское государство -а

и для преодоления которых ключевое значение имеет научно-исследовательская и ин- §

новационная деятельность в виде соответствующих результатов. Целью работы |

является определение основных теоретических и юридических проблем современной s

инновационной деятельности и определение путей развития соответствующей g

отрасли общественных отношений. Методологическая основа исследования пред- 8

ставлена формально-правовым анализом положений действующего российского g

законодательства, а также сравнительным анализом отдельных управленческих ре- g

шений зарубежных государств в контексте выработки и реализации государственной

политики в сфере инновационной деятельности. Результаты: показан межотраслевой 2

характер категории «инновации», рассмотрены механизмы их стимулирования и по- §

казаны перспективы правового регулирования. Автор приходит к выводу о целесо- Xg

образности разработки стратегии инновационного развития современной России, g

которая определит миссию, цели и принципы инновационной деятельности и будет о

учитывать существующую ресурсную базу в решении задач устойчивого развития о

государства и общества. s

о

Ключевые слова: инновационная деятельность, стратегическое развитие, g

устойчивое развитие, инновации, цель инноваций. *

ON SOME PROBLEMS OF LEGAL REGULATION ü

OF INNOVATION ACTIVITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract: the article deals with topical issues of legal regulation of innovation activity in the Russian Federation. The relevance of the topic chosen by the author is due to the complex intersectoral geopolitical challenges that the Russian state is facing today and for overcoming which research and innovation activities in the form of relevant results are of key importance. The purpose of the work is to determine the main theoretical and legal problems of modern innovation and to determine the ways of development of the relevant branch ofpublic relations. The methodological basis ofthe study is presented by a formal legal analysis ofthe provisions ofthe current Russian legislation, as well as a comparative analysis of individual management decisions of foreign countries in the context of the development and implementation of state policy in the field of innovation. Results: the intersectoral nature

303

of the category «innovation» is shown, the mechanisms for stimulating them are considered, and the prospects for legal regulation are shown. The author comes to the conclusion that it is expedient to develop a .strategy for the innovative development of modern Russia, which will determine the mission, goals and principles of innovative activity and will take into account the existing resource base in solving the problems of sustainable development of the state and society.

Keywords: innovation activity, strategic development, sustainable development, innovation, purpose of innovation.

Современный этап развития Российского государства характеризуется сложными условиями геополитических вызовов, которые диктуют повышенные требования к эффективности реализуемой социально-экономической политики. Традиционные вопросы экономики требуют сегодня поиска новых управленческих решений, „о способных обеспечить устойчивое развитие не только в краткосрочен ной, но и в долгосрочной перспективе. Все это актуализирует потребность не только в научно обоснованном регулировании соответ-№ ствующих отраслей общественных отношений и их непрерывном § развитии, но и создании условий для прорывного характера научно-§ исследовательской деятельности, который способен позволить выве-2 сти результаты исследований на качественно новый уровень развития. В современных условиях особенно убедительно данный тезис — звучит применительно к развитию отраслей энергетики, медицины § и оборонно-промышленного комплекса, так как выработанная года-^ ми стратегия развития перечисленных отраслей потребовала пересмо-§ тра как в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, ^ так и на фоне беспрецедентного и всестороннего давления со стороны западных государств.

СО _

о Действующее законодательство подходит к определению иннова-^ ций как введенного в употребление нового или значительно улучшен-С ного продукта (товара, услуги) или процесса, нового метода продаж или нового организационного метода в деловой практике, организации 304 рабочих мест или во внешних связях [1]. С одной стороны, существу-^ ющая дефиниция, во многом определяющая подход к реализации (V соответствующей государственной политики в сфере инновационной ® деятельности, представляется не вполне точной в отсутствие признака ^ принципиальной новизны соответствующего «продукта», а именно, его невзаимозаменяемости или взаимозаменяемости при условии значительного улучшения при снижении расходов на его производство, на что автором уже обращалось внимание [2]. С другой стороны, очевидна явная направленность приведенной дефиниции на эко-

номический контекст, тогда как инновации имеют и должны иметь своей направленностью не только максимальную экономическую

эффективность. Следует согласиться с исследователями в том, что ®

«переход к постиндустриальному обществу формирует предпосылки |

к социально-гуманитарной направленности развития теории иннова- 3

ций», а роль инноваций, как таковых, должна быть переосмыслена я

с точки зрения гуманитарной, ценностной составляющей [3, с. 31]. ?

Подход к инновациям, которые подразумевают трансформационные |

преобразования в той или иной сфере, как к заведомо желательной 8

и позитивной самоцели, не может претендовать на универсальность §

со

по причине очевидного противоречия одному из ключевых принци- §

пов управления в виде целесообразности принимаемых решений. 3

В связи с этим обращает на себя внимание аксиологический аспект 5

а

данного вопроса - в литературе справедливо отмечается риск вы- 3

холащивания культурно-антропологического основания инновации, 2

обесценивания ее качественного основания вкупе со значением для §

современной общественной практики [4, с. 9], а также суть науки 5

как средства, но не цели прогресса [5, с. 213]. На примере развития §

■с

высшей школы можно видеть неоднородный подход к определению §

ключевых целевых установок. Так, существовавшее в недавнее время, §

но скорректированное сейчас смещение акцента с исследователь- ь

ской составляющей обучения в аспирантуре в сторону получения -Ц

квалификации исследователя можно рассматривать как фактически 5

§

нерешаемый вопрос соответствия отечественной системы ученых |

степеней западной модели, на интеграцию в которую была направлена »

активность российской образовательной системы в направлении так °

называемых Болонских принципов. Текущая ситуация агрессивных Ц

недружественных действий со стороны европейских государств, вы- §

ражение которых с сожалением приходится констатировать и в обла- -

стях науки и высшего образования, показала оправданность развития §

собственных традиций развития высшей школы, которому должно & корреспондировать взвешенное, точечное и осторожное применение

зарубежного опыта. Логичным и своевременным откликом государ- 305

ственной политики стало послание Президента РФ Федеральному а

Собранию РФ, среди тезисов которого прозвучали предложения ь

о возврате к базовой подготовке специалистов с высшим образовани- &

ем, а также обособление аспирантуры в качестве отдельного уровня 5

профессионального образования [6]. §

Вместе с тем бесспорно, что верность традициям и достижениям отечественной высшей школы и образовательной системы в целом не умаляет значимости новых разработок, направленных на совер-

шенствование образовательного процесса и повышение его эффективности. Прежде всего, это объясняется спецификой образования и целью наиболее полного раскрытия способностей обучающегося вне зависимости от продолжительности и уровня образовательной программы. Уже по этой причине максимальная эффективность обучения в отрыве от инновационных преобразований выглядит труднодостижимой или даже невозможной [7, с. 770].

Кроме того, говоря о значимости получения и внедрения инноваций в неэкономических областях, нельзя не отметить медицину. Достижения медицинской науки, подчас характеризующиеся пресловутым прорывным, инновационным характером, сами по себе никак не способствуют повышению экономической эффективности, однако переоценить их значимость для самого существования общества и государства невозможно. Кроме того, с точки зрения процесса „о управления и организации оказания медицинской помощи всех видов также важно применение инновационных технологий [8, с. 88].

Представляется, что при формировании и реализации госу-

I

- -

<£ регулирования той или иной отрасли, что, в свою очередь, восходит к вопросу стратегического планирования. Иными словами, полу— чение инновации, подразумевающей принципиально новый, не-

§ взаимозаменяемый или уникальный результат, должно оцениваться с

§ с точки зрения соответствия стратегическим ориентирам в виде § миссии и цели, определяемыми уполномоченными органами вла-^ сти и их должностными лицами [9]. Вместе с тем здесь возникает другая проблема эффективности использования существующих о ресурсов. Как справедливо отмечает Е. В. Сумина, «регионы часто

дарственной политики поиск компромисса между традициями и инновациями должен быть не только основан на принципе целесообразности, но также и на таких категориях, как миссия и цели

^ даже не осознают, сколько знаний они имеют в своем распоряжении,

^ какие знания им еще нужны и где они могут получить эти знания» [10, с. 85]. Иными словами, при формировании и реализации инно-306 вационной политики на любом уровне важно не только определение ^ соответствующих направлений развития, но и существующие для (V этого ресурсы, а также соответствующие потребности в приращении ® таких ресурсов и поиске новых. Таким образом, первичным шагом

при определении стратегии инновационного развития той или иной сферы должна быть инвентаризация существующих ресурсов, на основе которой возможно проводить аналитическую и прогностическую работу, направленную на определение таких категорий, как миссия, цели и задачи.

В вопросе определения направлений инновационного развития представляет интерес опыт Вьетнама. Наряду с традиционными направлениями совершенствования соответствующей отрасли в виде 5 совершенствования нормативной базы, осуществления инвестиций § и развития государственного и частного финансирования, авторы | справедливо обращают внимание на качественную составляющую я высшего образования в виде ценностной ориентации обучающихся ^ на решение задач развития страны в трудовой деятельности [11, 1 с. 728-729]. Данный тезис заставляет вспомнить о стратегическом я ориентире высшего порядка в виде национальной идеи, которая § сформулирована Президентом РФ В.В. Путиным как «патриотизм, § направленный на развитие страны» [12] и нашла отражение как в при- 3 нятых в 2020 г. поправках в Основной Закон, так и во многих других а нормативно-правовых актах. Представляется, что при формировании § эффективной государственной политики в области инноваций следо- 5 вание данному ключевому принципу имеет принципиальное значе- & ние, так как подготовка профессиональных кадров высшей школы § неразрывно связана с подготовкой научных и научно-педагогических С кадров, которые, в свою очередь, и выступают в роли генераторов | новых научно-значимых результатов, часть которых приобретает § статус инноваций. 31 Комплексная федеральная стратегия инновационного развития | действовала в России в период с 2012 по 2020 г. [13], однако приня- | тие нового документа требуется не только по очевидным причинам § утраты силы предыдущего, но и в связи со значительным изменением §

О

совокупности общественных отношений, в которых имеют значение |

вопросы инновационного развития. В настоящий момент документы §

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

§

стратегического планирования инновационной деятельности встреча- ©

■2

ются в отдельных отраслях, чего явно недостаточно для комплексного 3

регулирования столь значимого направления государственной поли- Ц

тики [14]. В связи с этим, а также принимая во внимание изложенное 8

выше, можно сделать вывод о целесообразности разработки стра- 307 тегии развития инновационной политики в Российской Федерации,

которая будет иметь межотраслевой характер и определит основные ь

принципы, миссию, цели и задачи инновационного развития в со- §

ответствии с национальными интересами современной России, 5

направленностью на обеспечение устойчивого ее развития, полным § учетом существующих ресурсов регионов и их целесообразного использования и методичного планирования, исходя из преодоления сегодняшних вызовов.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 35, ст. 4137; - 2003. - № 52, ч. 1, ст. 5038.

2. Свистунов, А. А. Понятие инноваций в российском законодательстве / А. А. Свистунов // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2020. - № 6 (149). - С. 38-43.

3. Барский, Я.О. Становление и генезис теории инновационного развития / Я.О. Барский // Естественно-гуманитарные исследования. - 2022. - № 34 (5). - С. 27-32.

4. Краузе, А. А. Философский анализ феномена «инновация» / А. А. Краузе // Вестник ПГГПУ. - Серия № 3: Гуманитарные и общественные науки. - 2020. - № 2. - С. 4-10.

5. Васильев, А. А. Развитие науки и технологий: цель или средство прогресса? / А. А. Васильев, О.Е. Зацепина // Управление наукой: теория и практика. - 2022. - № 4. - С. 205-217.

6. Послание Президента Федеральному Собранию от 21 февраля 2023 г. ЭС // Президент России. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/ S messages/70565 (дата обращения: 11.05.2023).

^ 7. Стефанова, Н.А. Специфика внедрения инноваций в образование /

5 Н.А. Стефанова, А. В. Черная // Вопросы устойчивого развития общества. -| 2022. - № 8. - С. 765-771.

cq 8. Жунусова, М.М. Применение инновационных технологий в управ-

2 лении качеством медицинской помощи / М. М. Жунусова, К.Б. Шегирбаева // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. - 2020. - № 77. s - С. 83-88.

§ 9. Лэйфэй, Ч. Этапы стратегического планирования развития пред-

¡S приятий высокотехнологичной промышленности / Ч. Лэйфэй // Вестник S Академии знаний. - 2022. - № 53 (6). - С. 283-293.

О 10. Сумина, Е. В. Теоретические подходы к управлению инновационной

^ деятельностью на основе концепции опережающего развития / Е.В. Сумина // Инновационная политика. Управление инновациями. - 2021. - № 2-3

■Л

С

308

(62-63). - С. 78-8

§

® 11. Ло, Т.Х.В. Стимулирование инноваций как фактор устойчивого раз-

вития экономики: опыт Вьетнама / Т.Х.В. Ло, Д.Г. Родионов, Т.К.Ч. Нгуен

// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2021. - Вып. 17, № 4 (397). - С. 719-738.

12. Путин рассказал о национальной идее России // ТАСС. - URL: https:// tass.ru/obschestvo/8438743 (дата обращения: 10.05.2023). (у 13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря

О 2011 г. № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития ^ Российской Федерации на период до 2020 года» // Собр. законодательства CV Рос. Федерации. - 2012. - № 1, ст. 216; - 2018. - № 44, ст. 6772.

14. Распоряжение Росавтодора от 3 марта 2021 г. № 771-р «Об утверждении стратегии развития инновационной деятельности в области дорожного хозяйства на период 2021-2025 годов» // Документ опубликован не был. Доступ предоставлен СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.