Научная статья на тему 'Особенности регулирующего воздействия на развитие инновационной деятельности в России'

Особенности регулирующего воздействия на развитие инновационной деятельности в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
334
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации / регулирующее воздействие / нормативно-правовая база / институты / технологии. / innovations / regulatory impact / regulatory legal acts / institutions? technologies

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Т. В. Игнатова, А. В. Глущенко

В статье раскрыты особенности регулирующего воздействия нормативно-правовых актов в сфере инновационной деятельности на внедрение достижений научно-технического прогресса. Дается анализ институциональной практики, которая используется в Российской Федерации для создания современных рыночных условий хозяйствования и использования инновационных разработок. Авторами предложена структура механизма институционально-правового регулирования инновационной деятельности на территории России. Система нормативно-правового регулирования разбита на блоки в соответствии с иерархией и юридической силой документов, которые регламентируют инновационную деятельность. На основе проведенного анализа регулирующего воздействия и систематизации нормативно-правовых документов сферы инновационной деятельности, выявлены проблемы и предложены дальнейшие пути развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF REGULATORY IMPACT ONTO THE DEVELOPMENT OF INNOVATION ACTIVITIES IN RUSSIA

The article substantiates the influence of regulatory legal acts in the sphere of innovation activity onto the implementation of achievements of scientific and technological progress. The analysis of institutional practice that is used in Russia for the development of mature market conditions for managing and implementing the achievements of innovative developments is given. The structure of mechanism of legal regulation of innovation in Russia is offered by authors. The regulatory system is divided into blocks in accordance with hierarchy and the legal force of the documents that govern innovation. According to the results of the regulatory impact analysis and systematization of regulatory documents in the field of innovation, problems are identified and ways of further development are proposed.

Текст научной работы на тему «Особенности регулирующего воздействия на развитие инновационной деятельности в России»

B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%20%D0%BA%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B 5%D0%BA%D1%82%D1%83%202020-2022.pdf

5. Анализ динамики налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации / Челтыгмашева Т.С., Данилова А.В., Дюбанова Е.П., Бертунова Е.А., Данилова А.С., Шалык Д.К. // Экономика и предпринимательство. 2019. № 9 (110). С. 133-138. References:

1. Federal'nyj zakon ot 29 noyabrya 2018 goda № 459-FZ «O federal'nom byudzhete na 2019 god i na planovyj period 2020 i 2021 godov» v redakcii Federal'nogo zakona ot 2 dekabrya 2019 goda № 389-FZ. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_312362/

2. Federal'nyj zakon ot 02.12.2019 N 380-FZ "O federal'nom byudzhete na 2020 god i na planovyj period 2021 i 2022 godov". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339305/

3. Zakon Sahalinskoj oblasti «Ob oblastnom byudzhete na 2020 god i na planovyj period 2021 i 2022 godov». URL: http://pub-lication.pravo.gov.ru/Document/View/6500201912230002

4. Byudzhet dlya grazhdan. K proektu zakona «Ob oblastnom byudzhete Sahalinskoj oblasti na 2020 god i na planovyj period 2021 i 2022 godov».URL: https://openbudget.sakhminfin.ru/sand-box/pdfflip/pdf/%D0%91%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0% B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%20%D0%BA%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B 5%D0%BA%D1%82%D1%83%202020-2022.pdf

5. Analiz dinamiki nalogovyh dohodov federal'nogo byudzheta Rossijskoj Federacii / CHeltygmasheva T.S., Danilova A.V., Dyubanova E.P., Bertunova E.A., Danilova A.S., SHalyk D.K. // Ekonomika i predprinimatel'stvo.2019. № 9 (110). С. 133-138.

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10391

Т.В. Игнатова - д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономической теории и предпринимательства, Южно-Российский институт управления РАНХиГС, г. Ростов-на-Дону, Россия, tignatova@aaanet.ru,

T.V. Ignatova - Doctor of Economic Science, Professor, Head of Cathedra of Economic Theory and En-trepreneurship, South-Russia Institute of Management - branch of RANEPA, Rostov-na-Donu, Russia;

А.В. Глущенко - аспирант кафедры экономической теории и предпринимательства, ЮжноРоссийский институт управления РАНХиГС, г. Ростов-на-Дону, Россия, alin a.glushchienko.1995@mail.ru,

A.V. Glushchenko - aspirant of Cathedra of Economic Theory and Entrepreneurship, South-Russia Institute of Management - branch of RANEPA, Rostov-na-Donu, Russia.

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ SPECIFICS OF REGULATORY IMPACT ONTO THE DEVELOPMENT OF INNOVATION ACTIVITIES IN RUSSIA

Аннотация. В статье раскрыты особенности регулирующего воздействия нормативно-правовых актов в сфере инновационной деятельности на внедрение достижений научно-технического прогресса. Дается анализ институциональной практики, которая используется в Российской Федерации для создания современных рыночных условий хозяйствования и использования инновационных разработок. Авторами предложена структура механизма институционально-правового регулирования инновационной деятельности на территории России. Система нормативно-правового регулирования разбита на блоки в соответствии с иерархией и юридической силой документов, которые регламентируют инновационную деятельность. На основе проведенного анализа регулирующего воздействия и систематизации нормативно-правовых документов сферы инновационной деятельности, выявлены проблемы и предложены дальнейшие пути развития.

Abstract. The article substantiates the influence of regulatory legal acts in the sphere of innovation activity onto the implementation of achievements of scientific and technological progress. The analysis of institutional practice that is used in Russia for the development of mature market conditions for managing and implementing the achievements of innovative developments is given. The structure of mechanism of legal regulation of innovation in Russia is offered by authors. The regulatory system is divided into blocks in accordance with hierarchy and the legal force of the documents that govern innovation. According to the results of the regulatory impact analysis and systematization of regulatory documents in the field of innovation, problems are identified and ways of further development are proposed.

Ключевые слова: инновации, регулирующее воздействие, нормативно-правовая база, институты, технологии.

Keywords: innovations, regulatory impact, regulatory legal acts, institutions? technologies.

1. Введение Теории инноваций и эмпирическое их воплощение показывают, что развитие любого успешного государства обусловлено применением инновационных технологий и факторов развития. Вследствие этого инновации и инновационная деятельность становятся основополагающим фактором эффективного государственного развития и управления региональными структурами. Изучая основные документы, затрагивающие стратегическое развитие российского государства, можно отметить, что все существенные изменения должны произойти на основе современных методов и методик управления и достижений научно-технического прогресса.

Вследствие того, что на современном этапе общественного развития увеличивается роль и значение инновационной деятельности, на территории российского государства должна быть создана, чтобы эффективно функционировать комплексная система регулирующего воздействия в сфере поддержки инновационной деятельности. Современный политический курс, принятый государством, а также анализ статистических данных позволяют понять, что нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности нуждается в совершенствовании, так как инновации характеризуются как относительно новая для экономической науки категория, которая постоянно претерпевает изменения.

В настоящее время существует огромное количество нормативных актов, так или иначе касающихся инновационной деятельности либо содержащих понятие «инновация» и производные от него, причем большинство из этих актов носит декларативный характер, а многие из них содержат противоречивые нормы, что является одной из причин недостаточно эффективной государственной инновационной политики и создаёт определённые сложности в стимулировании «догоняющего» инновационного развития экономики.

2. Методология исследования Почти все ученые, так или иначе писавшие об организационно-правовом регулировании инноваций и инновационной деятельности и касавшиеся терминологических аспектов в данной сфере, отмечают несовершенство используемых дефиниций.

Опыт законодательной практики, который используется на территории Российской Федерации относительно современных рыночных условий хозяйствования и использования достижений инновационных разработок пока еще сравнительно мал. Во многих ситуация законодательная база, функционирующая на территории России, относительно сферы регулирования интеллектуальной собственности и экономических аспектов инновационной деятельности руководствуется принципами Индустрии 3.0 индустриальной экономики, в то время как наиболее развитые страны опираются в формировании и развитии своего правового поля на положения Индустрии 4.0 -постиндустриальной экономики [3].

Несомненно, организация инновационной деятельности на территории российского государства основывается на правилах и механизмах управления, которые регламентированы действующим законодательством.

Источниками нормативно-правового регулирования инновационной деятельности выступает совокупность нормативно-правовых актов, которые характеризуются различной юридической силой и юридической направленностью. В общем виде структура регулирующего воздействия в сфере регулирования инновационной деятельности представлена в виде схемы, изображенной на рисунке 1.

Нормативно-правовая база

Правовое регулирование инновационной деятельности

Применение норм права

Защита прав (в случае нарушения)

Рисунок 1 - Поэлементная структура регулирующего воздействия в сфере инновационной деятельности.

Каждый аспект системы функционирования инноваций и инновационной деятельности находит своё отражение в разработанных с учетом мировой практики институциональных нормах. Регуляторная база, регламентирующая и координирующая инновационную деятельность, характеризуется как совокупность законодательных и подзаконных актов, которые регулируют отдельные вопросы и стороны осуществления инновационной деятельности. «Соблюдение данных норм законодательства обеспечивает правоприменительную практику. В случае нарушения установленных прав субъекты, осуществляющие инновационную деятельность, могут обратиться за защитой в органы судебной власти» [7].

Механизм реализации институциональных норм и правил в инновационной деятельности представлен на рисунке 2.

Правовая норма

Ф

Наличие прав и обязанностей

Ф

Реализация прав и обязанностей

Рисунок 2 - Механизм реализации институциональных норм и правил в инновационной деятельности [2]

Таким образом, именно нормативно-правовая база характеризуется правовой основой для осуществления инновационной деятельности. Совокупность нормативно-правовых актов, законов, положений, регламентов

формируют у всех участников инновационной деятельности наличие ряда прав и обязанностей. Именно совокупность данных прав и обязанностей выступает механизмом реализации комплексной и эффективной инновационной политики государства.

Также, необходимо отметить, что система нормативно-правового регулирования взаимоотношений, складывающихся между субъектами инновационной деятельности и сторонними участниками, которые оказывают влияние на инновационный процесс, предполагает:

- выполнение и формирование нормативно-правовых аспектов взаимодействия между всеми субъектами инновационного процесса;

- гарантированность прав и обязанностей субъектам инновационной деятельности, в частности относительно прав интеллектуальной собственности;

- формирование комплексной системы охраны прав владения, пользования и распоряжения результатами и достижениями инновационной деятельности и инновационного процесса;

- создание и развитие на территории российского государства договорных отношений относительно выполнения НИОКР, проектных и научных работ, а также иных аспектов работы с инвесторами.

В целом же, можно отметить, что современная роль российского государства относительно формирования нормативно-правовой базы развития инновационной деятельности выступает не только в качества партнера, который располагает значительным объёмом ресурсов, но и выступает в роли организатора и регулятора институциональной основы инновационного процесса.

3. Классификация документов регулирующего воздействия в сфере инновационной деятельности

Для комплексной классификации документов в сфере регулирования инновационной деятельности необходимо сгруппировать нормативно-правовые акты по различным критериям. Первый большой блок - общий для реализации инновационной деятельности и для предпринимательской деятельности. В рамках него предлагается классифицировать нормативные акты:

- на устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности, распространяющиеся на соответствующие виды инновационной деятельности:

• Федеральный закон от 08.08.2001 №2 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

• Федеральный закон от 04.05.2011 №2 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

• Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

• Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»);

- определяющие основные правила устройства и функционирования рынка:

• Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции»;

• Федеральный закон от 21.11.2011 № 325-Ф3 «Об организованных торгах»;

• Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг»);

- закрепляющие правовое положение и организационно-правовые формы субъектов предпринимательства и субъектов инновационной деятельности:

• Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»;

• Федеральный закон от 28.11.2011 № З35-Ф3 «Об инвестиционном товариществе»;

• Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

• Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;

• Федеральный закон от 08.05.1996 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах»;

• Федеральный закон от 14.11.2002 №2 161 -ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);

- регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности, чаще всего связанные с инновационной деятельностью:

• Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;

• Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности»;

• Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»; Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе»).

Второй блок представлен группами норм, распространяющихся собственно на инновационную деятельность.

К ним относятся:

- регулирующие деятельность субъектов инновационной деятельности на территории особых экономических зон (Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», Федеральный закон от 07.04.1999 № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» и Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»);

- документы программного характера, например, Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 г., утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. Согласно ей инновационное развитие должно стать основным источником экономического

роста в результате повышения производительности труда и эффективности производства во всех секторах экономики, расширения рынков и повышения конкурентоспособности продукции, создания новых отраслей, наращивания инвестиционной активности, роста доходов населения и объемов потребления. Инновационно-ориентированный рост, полученный вследствие реализации данной стратегии, расширит возможности для появления новых продуктов и технологий, позволит государству увеличить инвестиции в развитие человеческого капитала и продвижение технологических нововведений [10];

- регулирующие порядок создания и деятельности малых инновационных предприятий, который

предусмотрен ФЗ № 217 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

Регулированию инновационной деятельности посвящен большой массив регуляторных актов, среди которых немалое количество указов Президента Российской Федерации, в основном по вопросам институционального оформления мер государственной поддержки в сфере науки, технологий и техники.

Рассматривая уровень регионального институционального нормотворчества, регулирующего инновационную деятельность, можно наблюдать, что во всех территориально-административных единицах федерации были приняты соответствующие профильные законы, например, закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 июня 1998 г. № 30 «Об инновационной деятельности». При этом, например, в одной группе регионального законодательства под субъектами инновационной деятельности понимаются физические лица, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, к другой помимо перечисленных также относятся индивидуальные предприниматели, иностранные организации, осуществляющие инновационную деятельности на территории субъекта Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления. Следует учитывать все три составляющих институциональной структуры: бизнес - государство - научные организации [9].

Большинство законов субъектов РФ недостаточно чётко отображают предмет регулирования, по-разному определяя основополагающие для инновационной деятельности в целом понятия. Инновационная деятельность определяется либо путём перечисления видов деятельности, либо как набор признаков данной сферы. Вместе с тем нормативно-правовое обеспечение субъектов Российской Федерации значительно отличается по уровню системности и степени проработки, что обусловлено тесной связью нормативной базы с основными приоритетами развития регионов [8]. Это выражается в предоставлении привилегий отдельным инновационным предприятиям в разных сферах промышленности.

В целом можно положительно оценить данный подход, поскольку в регионах определять приоритеты развития легче, чем это делать из центра. В результате анализа законодательства, регулирующего инновационную деятельность, можно сделать вывод о его недостаточной структурированности и неэффективности, характеризующейся отсутствием закрепленного на законодательном уровне комплексного правового инструментария, что делает возможным появление в недалёком будущем очередного неработающего документа.

4. Препятствия комплексному развитию регулирующего воздействия в сфере инновационной деятельности

Перманентно кризисное состояние российской экономики обуславливает снижение эффективности регулирующего воздействия в сфере инновационной деятельности, которое проявляется в следующих тенденциях:

1. Деятельность по разработке и внедрению инноваций близка к научной, творческой, однако сопряжена с повышенным риском провалов при коммерциализации инноваций.

2. На сегодняшний день отсутствует комплексная взаимосвязь между Гражданским, Налоговым и Бюджетным кодексами относительно регулирования инновационной деятельности. Нужна разработка нормативно-правовых актов, регламентирующих объективность и прозрачность финансирования инновационной деятельности [1].

3. Нормативно-правовая база, регулирующая инновационное развитие России во многом носит фрагментарный характер.

4. Отсутствует единый комплексный документ, который консолидирует совокупность иных нормативно-правовых актов, затрагивающих осуществление инновационной деятельности по различным аспектам.

В Федеральном законе от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» выделяются научно-техническая и научно-исследовательская деятельность как особые виды. Однако содержание данного нормативно-правового акта и его практическое применение отмечено наличием большой совокупности проблем, что приводит к возникновению конфликтов и снижает общий уровень мотивации занятием инновационной деятельностью [6].

5. Выводы и рекомендации На основе проанализированных проблем, их причин и факторов, можно предложить ряд направлений дальнейшего развития институциональных норм регулирующего воздействия в сфере инновационной деятельности в России:

1. Предлагается принятие комплексного, единого нормативно-правового акта, который будет устанавливать и регламентировать осуществление инновационной деятельности на территории России. Принятие подобного комплексного закона будет способствовать инновационному развитию, повышению инвестиционной

привлекательности, переходу к цифровой экономике, определению критериев и границ нормативного регулирования, установлению полномочий и предметов ведения органов власти, а также формированию институционального инструментария регулирования данной сферы [4-5].

2. На основе государственных и региональных программ развития определить конкретные органы исполнительной власти субъектов Федерации, которые будут ответственны за создание механизмов координации участников инновационного процесса, включая обьединения представителей бизнеса, научных сообществ, производственных площадок.

3. Программные документы муниципального и регионального развития следует в дальнейшем привести в соответствии с новыми нормами регулирования инновационной деятельности.

Таким образом, проведенное исследование особенностей сложившейся базы регулирующего воздействия в сфере инновационной деятельности в РФ показало, что, несмотря на существенное продвижение в институциональном оформлении инновационного процесса в последние десятилетия, остались прежние проблемы недостаточной комплексности и иерархичности регуляторной базы, усугубляемые нарастанием кризиса в российской экономике в целом в связи с расширением спектра международных санкций и необходимостью долговременного преодоления последствий пандемии коронавируса. Объединение усилий представителей различных отраслей знаний - экономистов и юристов послужит воплощению обоснованного вывода о том, что целесообразным является разработка комплексного нормативно-правового акта, регламентирующего инновационную деятельность.

Источники:

1. Белокрылова О.С., Шитова А.С. Промышленная реинституционализация как предпосылка реиндустриализации экономики России //Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2017. № 3. С.74-80.

2. Бондарев С. А., Тюрина В. Ю. Нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности в Российской Федерации // Вестник СГТУ. 2011. № 2 (60). С.94.

3. Волынкина М.В. Правовая модель регулирования инновационных отношений // Инновации. 2015. № 6. С.51.

4. Игнатова Т.В., Черкасова Т.П. Интеграция технологических факторов и институциональных условий перехода к инновационному типу экономического роста // Journal of Economic Regulation. 2019. Т. 10. № 2. С. 72-82.

5. Костенко Л.Н. Понятие и правовое регулирование инновационной деятельности // Научный журнал КубГАУ -Scientific Journal of KubSAU. 2018. № 96. С.61.

6. Лапина М.А. Правовое регулирование национальной инновационной системы России // Административное и муниципальное право. 2017. № 12. С. 26

7. Орлов Л. Н. Инновационная деятельность : экономико-правовая сущность и проблемы регулирования // Право интеллектуальной собственности. 2016. № 1. С. 4-10.

8. Сергеев А.В. К вопросу о понятии инновации в Российском законодательстве // Административное право и процесс.

2017. № 8. С. 68.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Якунов Н.С. Правовая интерпретация категории «Инновации»: Понятие, виды // Право и экономика. 2016. № 1. С. 65.

10. Ignatova T., Ovcharenko G., Larkina N., Filimontseva E. Higher education impact onto development of innovative thinking of managers //Revista ESPACIOS. 2019. Vol.40. № 21. P.11. Retrieved from: https://revis-taespacios.com/a19v40n21/19402117.html

References:

1. Belokrylova O.S., Shitova A.S. Industrial reinstitutionalization as a prerequisite of reindustrialization of economy of Russia //State and Municipal management. Scholar notes of SKAGS. 2017. № 3. Pp.74-80.

2. Bondarev S. A., Tyurina V. Yu. Regulatory and legal support for innovation in the Russian Federation //Bulletin of SSTU. 2011. № 2 (60). - P. 94.

3. Volynkina M.V. Legal model of regulation of innovative relations //Innovations. 2015. № 6. - P. 51.

4. Ignatova T.V., Cherkasova T.P. Integration of technological factors and institutional conditions for the transition to an innovative type of economic growth //Journal of Economic Regulation. 2019. T. 10. № 2. Pp. 72-82.

5. Kostenko L.N. Concept and Legal Regulation of Innovation //Scientific Journal of KubGAU - Scientific Journal of KubSAU.

2018. № 96. P. 61.

6. Lapina M.A. Legal regulation of the national innovation system of Russia //Administrative and municipal law. 2017. № 12. P. 26

7. Orlov L. N. Innovative activity: economic and legal essence and problems of regulation //Intellectual property law. 2016. № 1. P. 4-10.

8. Sergeyev A.V. On the concept of innovation in Russian legislation //Administrative law and process. 2017. № 8. P. 68.

9. Yakunov N.S. Legal interpretation of the category "Innovations": Concept, types //Law and economics. 2016. № 1. P. 65.

10. Ignatova T., Ovcharenko G., Larkina N., Filimontseva E. (2019) Higher education impact onto development of innovative thinking of managers. Revista ESPACIOS. Vol.40. № 21. P.11. Retrieved from: https://revis-taespacios.com/a19v40n21/19402117.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.