http://doi.Org/10.37493/2409-1030.2022.1.14
А. С. Кирпа
ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ
Целью настоящей статьи является изучение вопросов законодательного регулирования инновационных кластеров в системе финансового и налогового права. Исследуются отдельные аспекты проблематики в области налогового стимулирования инновационных кластеров. Приоритетной целью исследования является проведение актуального анализа законодательных трендов, сопровождающих инновационные кластеры. Исследование вносит вклад в формировании подходов в отношении ценности, эффективности и адресности финансово-правовых стимулов, влияющих на развитие инновационных кластеров.
При этом авторы исходили из междисциплинарного подхода, поскольку проблема правового статуса инновационных кластеров неизбежно затрагивает предмет регулирования различных отраслей права и имеет как конституционно-правовые, так и финансово-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые и иные аспекты.
Для наиболее верного и единообразного понимания элементов рассматриваемых общественных отношений авторами уделяется внимание категориально - понятийному аппарату, отражающему межотраслевые связи и двойственную правовую природу изучаемых отношений, возникающих в результате функционирования инновационных кластеров. Обобщение и систематизация основных направлений, трендов государственной политики по вопросам развития правового регулирования инновационных кластеров позволило раскрыть актуальность и значимость финансовой поддержки со стороны публичной власти, как стимула инновационного развития экономики.
Взаимодействие наук существенно повышает результативность финансово-правовых исследований. Инновационные кластеры также рассматриваются в контексте соотношения права и экономики. Только междисциплинарные подходы с бесспорным учетом законодательного зарубежного опыта, включая правоприменительную практику, должны быть положены в основу научно-правового осмысления правового статуса инновационных кластеров, стимулирования деятельности инновационных кластеров как локомотивов современной экономики, разработки финансово-правовых инструментов, способствующих эффективной реализация кластерной политики в современном правовом поле.
Проведенный анализ публикаций показывает отсутствие научных монографических исследований, посвященных изучению финансово-правовой сущности инновационных кластеров. Автор считает, что в современных условиях развития цифровой экономики, создающей новые вызова для инноваций, изучение финансово-правовой сущности инновационных кластеров является важным и своевременным.
Для наиболее верного и единообразного понимания элементов рассматриваемых общественных отношений авторами уделяется внимание категориально-поня-
тийному аппарату, отражающему межотраслевые связи и двойственную правовую природу изучаемых отношений, возникающих в результате функционирования инновационных кластеров. Обобщение и систематизация основных направлений, трендов государственной политики по вопросам развития правового регулирования инновационных кластеров позволило раскрыть актуальность и значимость финансовой поддержки со стороны публичной власти, как стимула инновационного развития экономики.
Также в статье отмечены неразвитость законодательно-правового поля кластеризации экономики и негативное влияние законодательного фактора на ее полноценное развитие. Законодательство в сфере инноваций (кластеризации) не носит системного характера, в нем доминируют многочисленные разрозненные подзаконные нормативно-правовые акты, в том числе регионального уровня.
Большое внимание автором уделено финансово-правовой сущности и природы инновационных кластеров, как организационно-правовой формы привлечения инвестиций. Финансово-правовая сущность инновационных кластеров обусловлена следующими важными факторами. Правовое регулирование инвестиционных кластеров охватывает широкие сферы общественной жизни страны и является частью общего финансово-правового регулирования денежных потоков - инвестиций, которые входят в финансовую системы государства. Инновационные кластеры привлекают инвестиции, которые являются одной из системообразующих категорий финансового права. К основным направлениям финансово-правового регулирования инвестиционных кластеров также принадлежат бюджетный вектор, реализующийся через действенность государства как инвестора через бюджетные ассигнования. Очевидно налоговое регулирование инновационных кластеров, характеризующееся поощрительно-стимулирующей и мобилизационной направленностью. Исследуются практический опыт применения законодательства в рассматриваемой области, а также наиболее эффективные методы стимулирования инновационных кластеров. Исследование осуществлено на основе общенаучных междисциплинарных и специфических методов (формально-юридический, сравнительно-правовой, структурно-функциональный).
Ключевые слова: финансы, финансовое право, инновации, налоговые льготы, инновационная деятельность, инновационный кластер.
Для цитирования: Кирпа А. С. Финансово-правовые аспекты инновационных кластеров // Гуманитарные и юридические исследования. 2022. Т. 9 (1). С. 118-123. DOI: 10.37493/2409-1030.2022.1.14
fri
СКШУ
Angelina S. Kirpa
FINANCIAL AND LEGAL ASPECTS OF INNOVATION CLUSTERS
The purpose of this article is to study the issues of legislative regulation of innovation clusters in the system of financial and tax law. Some aspects of the problems in the field of tax incentives for innovation clusters are studied. The priority goal of the study is to conduct an up-to-date analysis of legislative trends that accompany innovation clusters. The study contributes to the formation of approaches to the value, effectiveness and targeting of financial and legal incentives that affect the development of innovation clusters.
At the same time, the authors proceeded from an interdisciplinary approach, since the problem of the legal status of innovation clusters inevitably affects the subject of regulation of various branches of law and has both constitutional and legal, financial, legal, civil, administrative and other aspects.
For the most correct and uniform understanding of the elements of the social relations under consideration, the authors pay attention to the categorical and conceptual apparatus, which reflects intersectoral relations and the dual legal nature of the studied relations arising from the functioning of innovative clusters. Generalization and systematization of the main directions, trends of state policy on the development of legal regulation of innovation clusters made it possible to reveal the relevance and importance of financial support from public authorities as an incentive for innovative development of the economy.
The interaction of sciences significantly increases the effectiveness of financial and legal research. Innovation clusters are also considered in the context of the relationship between law and economics. Only interdisciplinary approaches with indisputable consideration of foreign legislative experience, including law enforcement practice, should be the basis for scientific and legal understanding of the legal status of innovation clusters, stimulating the activity of innovation clusters as locomotives of the modern economy, developing financial and legal instruments that contribute to the effective implementation of cluster policy in the modern world. legal field.
The conducted analysis of publications shows the absence of scientific monographic studies devoted to the study of the financial and legal nature of innovation clusters. The author believes that in the modern conditions of the development of the digital economy, which creates new challenges for innovation, the study of the financial and legal essence of innovation clusters is important and timely.
Сегодня кластеризация экономической деятельности является одним из основных трендов и инструментов продвижения инновационной экономики во всем мире. Инновационные кластеры объединяют интересы публичные и частные в сфере развития бизнеса, создания стартапов и поддержки инноваций. Следует выделить наиболее успешные модели инновационных кластеров, показывающие длительный эффект и результат.
Американская модель, которая существует более пяти десятков лет, является наиболее совершенной и широко используется как базовая.
For the most correct and uniform understanding of the elements of the social relations under consideration, the authors pay attention to the categorical and conceptual apparatus, which reflects intersectoral relations and the dual legal nature of the studied relations arising from the functioning of innovative clusters. Generalization and systematization of the main directions, trends of state policy on the development of legal regulation of innovation clusters made it possible to reveal the relevance and importance of financial support from public authorities as an incentive for innovative development of the economy.
The article also notes the underdevelopment of the legislative and legal field of economic clustering and the negative impact of the legislative factor on its full development. Legislation in the field of innovation (clustering) is not systemic, it is dominated by numerous disparate by-laws, including those at the regional level.
Much attention is paid by the author to the financial and legal essence and nature of innovative clusters as an organizational and legal form of attracting investments. The financial and legal essence of innovation clusters is determined by the following important factors. The legal regulation of investment clusters covers wide areas of the country's public life and is part of the general financial and legal regulation of cash flows - investments that are included in the financial system of the state. Innovation clusters attract investments, which are one of the backbone categories of financial law. The main areas of financial and legal regulation of investment clusters also include the budget vector, which is realized through the effectiveness of the state as an investor through budget allocations. Obviously, the tax regulation of innovation clusters is characterized by an incentive-stimulating and mobilization orientation. The practical experience of the application of legislation in the area under consideration, as well as the most effective methods of stimulating innovation clusters are studied. The study was carried out on the basis of general scientific interdisciplinary and specific methods (formal-legal, comparative-legal, structural-functional).
Key words: finance, financial law, innovation, tax incentives, innovation activity, innovation cluster
For citation: Kirpa A. Financial and legal aspects of innovation clusters // Humanities and law research. 2022. V. 9 (1). P. 118-123. DOI: 10.37493/2409-1030.2022.1.14
В США впервые концепция кластеризации инновационной деятельности была реализована в Силиконовой долине, которая была создана на базе Стэнфордского университета, и до сих пор не имеет аналогов по своей конкуретностобно-сти и значению для развития новейших технологий. Первый start-up Долины - компания Hewlett Packart была создана выпускниками Стэнфорда на средства венчурного инвестора, профессора того же университета. Сегодня средства, инвестируемые основанными в Силиконовой Долине компаниями, составляют треть национальных
инвестиций в экономику США, а сами компании фактически владеют 10% всех патентов, зарегистрированных в США. [3]
Характерной чертой американских инновационных структур является то, что они в меньшей степени основаны на государственном финансировании, а в большей - на корпоративном, частном и фондовом инвестировании.
Европейские инновационные образования имеют свои терминологические особенности: во Франции они называются полюса конкурентоспособности, в ФРГ - инновационные и технологические центры, в Голландии - научные парки, в Бельгии - исследовательские парки и т. д., в Великобритании - бизнес-инкубаторы, научные парки и инновационные центры. Европейские территориальные образования, как раз, характеризуются весомой государственной поддержкой, которая реализуется посредством прямого финансирования и установления налоговых льгот. Европейский подход весьма схож с российским, в котором доля государственной поддержки также достаточно высока.
Крупнейшие инновационные проекты России («Сколково» и «Национальная технологическая инициатива» - «НТИ», долина «Воробьевы горы») реализуются в основном за счет субсидий бюджетных средств, в формате государственно-частного партнерства. Научно-технологическая долина МГУ «Воробьевы горы» - уникальный литерный инновационный проект на базе кампуса Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Над концепцией проекта работает фонд «Национальное интеллектуальное развитие». Стоимость долины - 149,9 млрд руб. за счет субсидий бюджетных средств в формате государственно-частного партнерства [5].
В последнее время распространилась тенденция к определению подобных инновационных образований через категорию «инновационных кластеров». Воспринимаясь в начале очередным терминологическим веяниям, теперь оно сформировалось в концепцию, которая была внедрена на уровне Европейского Союза и закрепилась в рабочем документе Еврокомиссии «Концепция кластеров и кластерной политики и их роль для конкурентоспособности и инноваций» [2].
Анализ публикаций за последнее десятилетие показывает, отсутствие научных монографических исследований, посвященных вопросам финансово-правового регулирования инновационных кластеров. Тема инновационных кластеров является межотраслевой, опирается на достижения экономики и права. В процессе исследования были изучены труды отечественных и зарубежных ученых. Отбирая источники зарубежного права, авторы использовали акты различных правовых систем. Зарубежные источники исследовались исключительно для лучшего понимания
отечественного опыта развития инновационных кластеров, но не с целью выявить дефекты и противоречия зарубежного законодательства.
История развития общества не раз доказывала, что эффективное функционирование экономики напрямую зависит от государственного регулирования отдельных ее элементов. Нынешняя обстановка в государстве указывает на недостатки существующей системы и требует немедленного вмешательства и совершенствования. Последние два года богаты на события. Вынужденные меры по самоизоляции в связи с пандемией вируса указали на неготовность экономики нашего государства к потрясениям такого рода. Что в свою очередь, указывает на повышенную потребность в инновациях, абсолютно во всем сферах. В нынешних реалиях это нужно воспринимать как вызов государственному регулированию инвестиционной и инновационной сфер.
Законодательство Российской Федерации характеризуется необходимостью совершенствования методов налогового регулирования инвестиционной и инновационной сфер и повышением инвестиционной активности на территории нашего государства. Дальнейшее развитие невозможно без обеспечения благосостояния населения, характеризующегося высоким уровнем и создания устойчивой экономической системы. Достижение данных целей напрямую зависит от повышения инвестиционной привлекательности государства и перехода экономики на инновационную модель развития, что, в свою очередь, невозможно без эффективной системы инструментов налогового регулирования.
Политика государства направлена на совершенствование и повышение уровня функционирования двух данных сфер, взаимосвязанных и взаимообусловленных. Выражается это в невозможности стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности по отдельности, так как качество и эффективность обеих снижаются. Инвестирование необходимо осуществлять в приоритетные области, с целью придания экономике инновационной направленности.
Государственное регулирование данных сфер возможно как прямым методом, так и косвенным. Прямой предполагает непосредственное финансирование государством инвестиционных проектов, развитие наукоемких производств и высоких технологий. Косвенный метод - стимулирует данную деятельность с помощью налоговых методов -налогов и законного от них освобождения.
Осуществляется он на основе налогов и их функций. В отношении инновационных кластеров, налоговое регулирование проявляется в предоставлении субъектам, их осуществляющим, специальных налоговых ставок, льгот, каникул, а так же инвестиционного налогового кредита.
fri
СКШУ
В этой связи представляет интерес Декрет Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 № 12 «О Парке высоких технологий» и Указ Президента Республики Беларусь от 30.08.2012 № 392 «Об отдельных вопросах налогообложения резидентов Парка высоких технологий». Согласно этим нормативным правовым актам резиденты Парка высоких технологий освобождаются: от налога на прибыль; налога на добавленную стоимость по оборотам от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории Республики Беларусь; уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, взимаемых таможенными органами, при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь товаров по перечню, утвержденному этим Указом.
Нельзя недооценивать значение налогового регулирования инновационных кластеров. Что касается собственно налогового стимулирования инновационных кластеров, то, по нашему мнению, его нужно понимать как процесс формирования и реализации налоговых рычагов в направлении активизации инновационной деятельности.
В мировой практике функционирования механизма налогообложения наиболее распространены такие формы налогового стимулирования инноваций: дифференциация налоговых ставок в зависимости от социально-экономического значения отрасли и ее продукции; налоговые каникулы или полное освобождение от налогов вновь созданных субъектов хозяйственной деятельности в начале их деятельности; налоговый кредит; снижение налогооблагаемой базы; предоставление налоговых каникул и другое. Зато отечественная налоговая система использует только небольшую часть из приведенного арсенала форм стимулирования инновационной деятельности.
На данный момент экономика нашего государства не может эффективно функционировать старыми способами, должны быть усовершенствованы и разработаны новые способы ее функционирования. А для этого необходима законодательная база. При этом отечественная налоговая система регулирования и стимулирования не достаточно эффективна и разработана.
Например, преференции, предусмотренные по налогу на прибыль, обладают высокой фискальной значимостью и регулирующим потенциалом. Однако в полной мере они не реализуется, хотя играют существенную роль в воздействии на повышение привлекательности инновационных кластеров.
Так же большое экономическое значение имеет инвестиционный налоговый кредит. Он достаточно эффективен в вопросе осуществления инвестиционной и инновационной сфер. Государство, предоставляя инвестиционный налоговый кредит, дает возможность налогоплательщику направить денежные средства на осуществление
своей деятельности, а государство с его помощью решает задачи государственной инвестиционной и инновационной политики. Однако особой привлекательности данный инструмент налогового регулирования не приобрел.
Налоговые каникулы также является одной из форм налогового стимулирования, которые активно используются в мировой практике в зависимости от сфер применения и тому подобное. Обычно это временное, частичное или полное отсрочка уплаты налогов на определенный период времени. Налоговые каникулы могут вводиться и для субъектов хозяйствования, и для особых видов деятельности, и для некоторых территорий.
Еще одной особенностью налоговых правоотношений в сфере инвестиционной деятельности является налоговое освобождение субъекта (участника) инновационной деятельности. Прежде всего, отметим, что понятие «налоговое освобождение» используют в науке финансового права довольно часто, хотя единства в понимании этого правового явления ученые в настоящее время не достигли. В налоговом законодательстве применяется категория «Налоговые льготы». В свою очередь, отсутствие единого определения рассматриваемого понятия создает проблемы при применении норм налогового права.
Налоговое освобождение инноваций - это легитимированный государством фискальный способ избежать налогообложения субъектами инновационной деятельности или уменьшить его объемы, который требует от них конкретных, определенных в законодательстве действий или реализации установленных условий в процессе созданий инновационных технологий, и применяется только согласно четко определенным законодательством основаниям [4].
Активизация инновационной деятельности (которая является насущной необходимостью для экономического развития в современных реалиях), на наш взгляд, невозможно без трансформации отечественной системы налогообложения, поэтому усилия государства должны быть направлены на реальные результаты налоговой реформы и формирование такой налоговой системы, которая способствовала бы развитию инноваций.
Наряду с этим необходимо отметить, что применение большой части налоговых инструментов дает положительный результат первые 3-5 лет, далее они начинают приносить обратный эффект. Это указывает на то, что с определенной периодичностью необходимо осуществлять поиск новых налоговых инструментов - разрабатывать собственные, и перенимать зарубежный опыт.
Влияние финансово-правовых стимулов на развитие инновационных кластеров оценивается весьма противоречиво. Можно выделить два подхода. Сторонники первого подхода считают результат влияния финансово-правовых стимулов
краткосрочным и исключают возможность ожидания долгосрочного результата. Прямые государственные субсидии благоприятствуют фирмам в краткосрочной перспективе, но препятствуют их инновационной деятельности в долгосрочной перспективе, вместе с тем выделяя отдельные фискальные инструменты, например, налоговый кредит, обеспечивающий всеобъемлющий результат (Jing Jing Zhang, Jiancheng Guan, 2018) [7].
Второй подход выражает абсолютную перспективность и результативность фискальных стимулов на развитие инновационных кластеров (Tan Yigitcanlar, Jamile Sabatini-Marques, Eduardo Moreirada-Costa, Md Kamruzzaman, Giuseppe loppolo, 2019) [8].
Все имеющиеся дискуссии объединяет единство в рентабельности инвестиций в инновации, поскольку специфика инновационной экономики состоит не только в способности генерировать новые идеи непрерывно по новой цене, но и в качестве человеческого потенциала.
Активизация развития инноваций, технологий обуславливает необходимость создание целостной системы его финансового обеспечения, согласование публичных интересов, бизнеса, субъектов хозяйствования по расширению аккумулирования свободных денежных средств. Для этого необходима надлежащая инновационная мотивация. Основной задачей Российской Федерации на данный момент является совершенствование источников пополнения бюджета, особенно ранее не востребованных. Инновационная сфера обладает в этом вопросе огромным потенциалом.
Важнейшим способом реализации политики государства является налоговое стимулирование инновационной сферы, которое следует осуществлять в совокупности с иными мерами. Необходимы изменения в налоговой системе, которые были бы направлены на снижение налогового
бремени. Именно налоговое стимулирование является одним из важнейших условий реализации нынешней политики государства и создания благоприятной обстановки для деятельности инновационных кластеров.
Под сущностью налогового стимулирования понимается применение к деятельности инновационных кластеров таких налоговых инструментов, как налоговые ставки, льготы, каникулы, применяемые с целью воздействия со стороны государства на экономические и социальные процессы в обществе. Налоговым законодательством Российской Федерации предусмотрен достаточно обширный перечень налоговых льгот и преференций. Применение существующих мер налогового льготирования инновационных кластеров не вполне эффективно, что обусловлено отсутствием комплексной системы их использования и недостаточной разработанности самих льгот. Эти несовершенства препятствуют осуществлению, заданной государством политике, осложняют деятельность субъектов инновационных кластеров. А так же способствуют развитию злоупотреблений и бюрократии в данной сфере.
Таким образом, на современном этапе развития экономики России крайне необходимо принять меры, направленные на поддержку и стимулирование развития инновационных кластеров, что невозможно без совершенствования ее налогового регулирования и стимулирования. В связи с этим важной задачей является проведение реформирования и изменения налогового законодательства, в части предоставления налоговых льгот субъектам, осуществляющим данную деятельность. То есть необходимо активное вмешательство государства в правовые вопросы процедуры осуществления инновационной деятельности, особенно в условиях цифровизации мира.
Список литературы
1. Инновационные кластеры: доктрина, законодательство, практика / А. А. Мохов, А. Е. Балашов, О. А. Шевченко и др.; отв. ред. А. А. Мохов. М.: КОНТРАКТ, 2018. 100 с.
2. Мешков И. Основные черты кластерной политики ЕС URL: http://www.sov-europe.rU/images/pdf/english/2020/1 -2020/17. pdf (Дата обращения 28.02. 2022)
3. Симсон О. Инновационные партнерства на региональном уровне (Инновационные кластеры) URL: https://dspace. nlu.edu.ua/bitstream/ 123456789/3736/1/Simson_250_264.pdf (Дата обращения: 28.02.2022)
4. Смирнов Д. А. Особенности налогообложения на территориях со специальным режимом предпринимательской и инвестиционной деятельности // Развитие научных идей профессора Н. И. Химичевой в современной доктрине финансового права: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в рамках III Саратовских финансово-правовых чтений научной школы Н. И. Химичевой, посвященных 90-летию со дня рождения Нины Ивановны (Саратов, 2 октября 2018 г.); ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия». Саратов: СГЮА, 2020. - 240 с.(с. 218-222).
5. Шестак В., Тютюнник И. Финансово-правовое обеспечение инновационной активности URL: https://financetp.fa.ru/ jour/article/view/594/459 (Дата обращения 28.02.2022)
6. Янковский Р. М. Правовое регулирование государственной поддержки инноваций в Российской Федерации // Предпринимательское право. 2017. № 3. С. 21-29.
7. Jing Jing Zhang, Jiancheng Guan. The time-varying impacts of government incentives on innovation // Technological Forecasting and Social Change. Vol. 135. October 2018. P. 132-144.
8. Tan Yigitcanlar, Jamile Sabatini-Marques, Eduardo Moreirada-Costa, Md Kamruzzaman, Giuseppe loppolo. Stimulating technological innovation through incentives: Perceptions of Australian and Brazilian firms// Technological Forecasting and Social Change. Vol. 146. September 2019. P. 403 - 412.
fr I
СКШУ
References
1. Innovatsionnye klastery: doktrina, zakonodatel'stvo, praktika (Innovation clusters: doctrine, legislation, practice) / A. A. Mokhov, A. E. Balashov, O. A. Shevchenko6, ed by A. A. Mokhov. Moscow: KONTRAKT, 2018. 100 p. (In Russian).
2. Meshkov I. Osnovnye cherty klasternoi politiki ES (The main features of the EU cluster policy) URL: http://www.sov-europe.ru/images/pdf/english/2020/1-2020/17.pdf (Accessed: 28.02.2022). (In Russian).
3. Simson O. Innovatsionnye partnerstva na regional'nom urovne (Innovatsionnye klastery) (Innovation partnerships at the regional level (Innovation clusters) URL: https://dspace.nlu.edu.ua/bitstream/ 123456789/3736/1/Simson_250_264.pdf (Accessed: 28.02.2022). (In Russian).
4. Smirnov D. A. Osobennosti nalogooblozheniya na territoriyakh so spetsial'nym rezhimom predprinimatel'skoi i investitsionnoi deyatel'nosti (Features of taxation in territories with a special regime for entrepreneurial and investment activities) // Razvitie nauchnykh idei professora N.I. Khimichevoi v sovremennoi doktrine finansovogo prava: sbornik nauchnykh trudov po materialam Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii v ramkakh III Saratovskikh finansovo-pravovykh chtenii nauchnoi shkoly N.I. Khimichevoi, posvyashchennykh 90-letiyu so dnya rozhdeniya Niny Ivanovny (Saratov, 2 oktyabrya 2018 g.); FGBOU VO «Saratovskaya gosudarstvennaya yuridicheskaya akademiya». Saratov: SSLA publ., 2020. S. 218-222. (In Russian).
5. Shestak V., Tyutyunnik I. Finansovo-pravovoe obespechenie innovatsionnoi aktivnosti (Financial and legal support of innovative activity) URL: https://financetp.fa.ru/jour/article/view/594/459 (Accessed: 28.02.2022). (In Russian).
6. Yankovskii R. M. Pravovoe regulirovanie gosudarstvennoi podderzhki innovatsii v Rossiiskoi Federatsii (Legal regulation of state support for innovation in the Russian Federation) // Predprinimatel'skoe pravo. 2017. No. 3. P. 21-29. (In Russian).
7. Jing Jing Zhang, Jiancheng Guan. The time-varying impacts of government incentives on innovation // Technological Forecasting and Social Change. Volume 135. October 2018. P. 132-144.
8. Tan Yigitcanlar, Jamile Sabatini-Marques, Eduardo Moreirada-Costa, Md Kamruzzaman, Giuseppe Ioppolo. Stimulating technological innovation through incentives: Perceptions of Australian and Brazilian firms// Technological Forecasting and Social Change. Volume 146. September 2019. P. 403-412.
Сведения об авторе
Кирпа Ангелина Сергеевна - старший преподаватель кафедры административного и финансового права Юридического института Северо-Кавказского федерального университета; e-mail: kirpa1994@yandex.ru
Information about the author
Kirpa Angelina S. - Senior Lecturer, Department of Administrative and Financial Law, Law Institute North-Caucasus Federal University; e-mail: kirpa1994@yandex.ru