Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
местное самоуправление / правовое регулирование / экономические основы / муниципальная собственность / местный бюджет / публичная власть / муниципальное образование город Краснодар / local self-government / legal regulation / economic foundations / municipal property / local budget / public authority / municipal formation of the city of Krasnodar

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бочкарева Екатерина Александровна, Стрельцова Анна Николаевна

В статье представлены результаты анализа достаточности и эффективности правового обеспечения муниципальной собственности и бюджетной деятельности в рамах третьего уровня национальной бюджетной системы (местных бюджетов), как ведущих элементов экономических основ местного самоуправления. На примере имущественной и бюджетной состоятельности муниципального образования город Краснодар раскрыты проблемы управления муниципальной собственностью, а также отдельные недостатки бюджетной политики. Авторы обосновывают необходимость дополнения правовых актов муниципального образования об экономических основах местного самоуправления принципами организации соответствующей сферы правоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бочкарева Екатерина Александровна, Стрельцова Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF THE ECONOMIC BASIS OF LOCAL SELF-GOVERNANCE IN MODERN RUSSIA

The article presents the results of the analysis of sufficiency and effectiveness of legal support of municipal property and budgetary activity in the frames of the third level of the national budgetary system (local budgets), as the leading elements of the economic foundations of local self-government. On the example of property and budgetary solvency of the municipal formation of the city of Krasnodar the problems of municipal property management, as well as the shortcomings of budgetary policy are revealed. The authors substantiate the need to supplement the legal acts of the municipality on the economic foundations of local self-government with the principles of organization of the relevant sphere of legal relations.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

4. Виноградова Е.В., Кобзарь-Фролова М.Н., Сморчкова Л.Н. К вопросу о правовом регулировании общественных отношений в сфере противодействия формированию этнических анклавов // Правовая политика и правовая жизнь. 2024. № 1. С. 161-174.

5. Грачева А.М. Раскрытие понятия беженец в Конвенции ООН «О статусе беженцев» 1951 г. и в Федеральном законе «О беженцах» // Апробация. 2016. № 10. С. 128-129.

6. Карамова С.Н. Проблемы правового регулирования административно-правового статуса беженцев в Российской Федерации // Государственная служба и кадры. 2019. № 4. С. 222-224.

7. Ляпина А.Р. РВП вместо статуса беженца: правовое положение сирийских черкесов-беженцев в России // Журнал исследований социальной политики. 2022. Т. 20. № 3. С. 521-536.

8. МВД России разработан проект федерального закона «О предоставлении убежища на территории Россйиской Федерации» // URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/guvm/news/item/28166807/?ysclid=lwufbnyjjo800181614 (дата обращения: 07.06.2024).

9. Прудников А.С., Сазон К.Д. О законодательных инициативах в области предоставления убежища в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 5. С. 126-129.

10. URL: https://base.garant.ru/56962688/?ysclid=lx0pfvi4b6616617919 (дата обращения: 07.06.2024).

References and Sources

1. Na chto imeyut pravo bezhency i kak poluchit' etot status // Parlamentskaya gazeta, 03.04.2022. URL: https://www.pnp.ru/social/na-chto-imeyut-pravo-bezhency-i-kak-poluchit-etot-status.html (data obrashcheniya: 07.06.2024).

2. Kak izmenilis' problemy bezhencev s Ukrainy v rossijskih regionah // URL: https://www.rbc.ru/society/13/11/2023/653a85439a7947c8c509d048 (data obrashcheniya: 07.06.2024).

3. Pochemu chislo bezhencev v mire dostiglo rekordnyh pokazatelej v 2023 godu // URL: https://www.rbc.ru/politics/02/01/2024/65898ffd9a79476836fi2644 (data obrashcheniya: 07.06.2024).

4. Vinogradova E.V., Kobzar'-Frolova M.N., Smorchkova L.N. K voprosu o pravovom regulirovanii obshchestvennyh otnoshenij v sfere protivodejstviya formirovaniyu etnicheskih anklavov // Pravovaya politika i pravovaya zhizn'. 2024. № 1. S. 161-174.

5. Gracheva A.M. Raskrytie ponyatiya bezhenec v Konvencii OON «O statuse bezhencev» 1951 g. i v Federal'nom zakone «O bezhencah» // Aprobaciya. 2016. № 10. S. 128-129.

6. Karamova S.N. Problemy pravovogo regulirovaniya administrativno-pravovogo statusa bezhencev v Rossijskoj Federacii // Gosudarstvennaya sluzhba i kadry. 2019. № 4. S. 222-224.

7. Lyapina A.R. RVP vmesto statusa bezhenca: pravovoe polozhenie sirijskih cherkesov-bezhencev v Rossii // Zhurnal issledovanij social'noj politiki. 2022. T. 20. № 3. S. 521-536.

8. MVD Rossii razrabotan proekt federal'nogo zakona «O predostavlenii ubezhishcha na territorii Rossjiskoj Federacii» // URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/guvm/news/item/28166807/?ysclid=lwufbnyjjo800181614 (data obrashcheniya: 07.06.2024).

9. Prudnikov A.S., Sazon K.D. O zakonodatel'nyh iniciativah v oblasti predostavleniya ubezhishcha v Rossijskoj Federacii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2016. № 5. S. 126-129.

10. URL: https://base.garant.ru/56962688/?ysclid=lx0pfvi4b6616617919 (data obrashcheniya: 07.06.2024).

СМОРЧКОВА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА - доктор юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Институт государства и права Российской академии наук (Москва, Россия) (l.smorchkova@mail.ru).

SMORCHKOVA, LARISA N. - Doctor of Law, Associate Professor, Leading Researcher of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia) (l.smorchkova@mail.ru).

УДК 342.55 DOI: 10.24412/2411-2275-2024-2-36-42

БОЧКАРЕВА Е.А., СТРЕЛЬЦОВА А.Н. О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Ключевые слова: местное самоуправление, правовое регулирование, экономические основы, муниципальная собственность, местный бюджет, публичная власть, муниципальное образование город Краснодар.

В статье представлены результаты анализа достаточности и эффективности правового обеспечения муниципальной собственности и бюджетной деятельности в рамах третьего уровня национальной бюджетной системы (местных бюджетов), как ведущих элементов экономических основ местного самоуправления. На примере имущественной и бюджетной состоятельности муниципального образования город Краснодар раскрыты проблемы управления муниципальной собственностью, а также отдельные недостатки бюджетной политики. Авторы обосновывают необходимость дополнения правовых актов муниципального образования об экономических основах местного самоуправления принципами организации соответствующей сферы правоотношений.

BOCHKAREVA, E.A., STRELTSOVA, A.N. ON SOME PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF THE ECONOMIC BASIS OF LOCAL SELF-GOVERNANCE

IN MODERN RUSSIA

Key words: local self-government, legal regulation, economic foundations, municipal property, local budget, public authority, municipal formation of the city of Krasnodar.

The article presents the results of the analysis of sufficiency and effectiveness of legal support of municipal property and budgetary activity in the frames of the third level of the national budgetary system (local budgets), as the leading elements of the economic foundations of local self-government. On the example of property and budgetary solvency of the municipal formation of the city of Krasnodar the problems of municipal property management, as well as the shortcomings of budgetary policy are revealed. The authors substantiate the need to supplement the legal acts of the municipality on the economic foundations of local self-government with the principles of organization of the relevant sphere of legal relations.

Экономические характеристики и перспективы развития каждого муниципального

образования являются одними из приоритетных направлений совершенствования публичного управления в современной России. Несмотря на структурированную бюджетную систему и многочисленные правовые нормы, регулирующие межбюджетное перераспределение средств централизованных фондов, местные бюджеты чаще всего страдают от недостатка денежных ресурсов. Неудовлетворительность собственных доходов приводит к хронической «дистрофии» местной экономики и препятствует инновационному развитию муниципальных образований, сдерживает темпы развития и регионов, и государства в целом.

Отмеченные моменты обусловливают актуальность исследования правовых гарантий формирования экономических основ местного самоуправления сообразно целям и задачам, стоящим перед российским государством и социумом. При этом для иллюстрирования выявленных проблем уместным представляется анализ правового обеспечения и параметров развития конкретного муниципального образования - города Краснодара.

В статье используется совокупность различных методов научного познания, включая философский метод диалектики, общенаучные методы анализа и синтеза, а также частно-научные методы формально-юридического и финансово-экономического и анализа. Основной массив исследования составили положения федерального и регионального законодательства, а также правовые акты муниципального образования город Краснодар, затрагивающие экономические основы местного самоуправления. Также анализировались статистические данные за 2021-2024 годы, отражающее количественные показатели формирования доходной и расходной частей бюджета, динамику межбюджетных отношений, состояние муниципального долга, представленные на официальных сайтах органов Краснодарского края, города Краснодара, а также ресурсы интернет-проекта «Бюджет для граждан».

Правовые проблемы управления имущественным комплексом муниципального образования.

Предпосылкой новейшего этапа реформирования организации местного самоуправления стал Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» [1], включивший органы местного самоуправления в единую систему публичной власти. В результате, как отмечает С.В. Михнева: «...новое понятие «публичная власть» и новая смысловая содержательная конструкция «единая система публичной власти» внесли новые принципиально иные основы в формирование, организацию и функционирование всей системы государственного и муниципального управления» [2, с. 295].

Давая заключение по указанному выше акту, Конституционный Суд России отметил: «Местное самоуправление, будучи коллективной формой реализации населением права на решение вопросов местного значения и одновременно - выражением власти местного сообщества, вместе с тем в лице своих органов интегрировано в общую институциональную систему осуществления на соответствующей территории функций демократического правового социального государства.» [3].

Таким образом, еще раз была озвучена правовая позиция, согласно которой основной задачей местного самоуправления является решение вопросов местного значения, но не абстрактно, а в интересах граждан, проживающих на территории муниципалитета, в том числе посредством предоставления им социальных благ должного уровня. При этом очевидно, что выполнение миссии местного самоуправления без должного материального сопровождения вряд ли возможно.

Важным источников формирования экономической основы муниципалитета является его имущество, или муниципальная собственность. При этом, по справедливому замечанию Е.С. Шугриной: «собственником муниципальной собственности является муниципальное образование, от имени которого действуют органы местного самоуправления» [4, с. 4].

Например, в соответствии с Уставом МО г. Краснодар, «В собственности муниципального образования город Краснодар может находиться:

1) имущество, предназначенное в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для решения вопросов местного значения;

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования город Краснодар, в случаях, установленных федеральными законами и законами Краснодарского края;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Краснодар и должностных лиц муниципального образования город Краснодар, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с решениями городской Думы Краснодара;

4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения;

5) имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 85).

Таким образом, в цитируемом акте при перечислении видов муниципального имущества соблюдается принцип его целевого назначения и взаимоувязка с полномочиями муниципального образования.

Муниципальное имущество достаточно разнообразно по своему составу. В муниципальной собственности могут находиться: муниципальные земли и другие природные ресурсы, муниципальные банки (для Краснодара таковым до 2020 года являлось ПАО «Крайинвестбанк», реорганизованное в форме присоединения к ПАО «РНКБ Банк» [5]) и другие финансово-кредитные учреждения, имущество органов местного самоуправления, муниципальные предприятия и организации, учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, другое движимое и недвижимое имущество.

Однако, как отмечает Е.С. Шугрина: «На имущественную базу муниципального образования надо смотреть не только в контексте профильности активов, их целевого назначения, но и с позиции достаточности для осуществления соответствующих функций, в том числе для выполнения публичных обязательств» [4, с. 6].

Если характеризовать положение МО г. Краснодар, то по данным Инвестпортала Краснодара в инвестиционный портфель города входит 8 предложений относительно инвестиций в развитие земельных участков (например, такие программы, как размещение на землях муниципалитета объектов пищевой промышленности, строительство складов, административных зданий, и др.), а также 14 инвестиционных проектов разной направленности [6]. При этом в планах развития предполагается к 2023 году довести показатель привлечения инвестиций в инфраструктуру города до 25.

Представляется, что с учетом уникальности характеристик географического расположения, климатических, природных и иных особенностей Краснодара, количество таких проектов может быть существенно больше.

В целом, на наш взгляд, недостатки управления муниципальным имуществом и проблемы в государственным секторе схожи. В их числе специалисты выделяют:

- организационные проблемы, связанные с несовершенством законодательства;

- проблемы эффективности управления в части формирования неналоговых доходов;

- проблемы разграничения объектов ведения между субъектами управления муниципальным имуществом [7, с. 91].

Данные проблемы нельзя игнорировать, потому как недостатки в использовании муниципального имущества негативно сказываются и на состоянии доходной и расходной частей бюджета [8]. Например, «.прибыль от собственных предприятий, деятельность которых направлена на хозяйственную деятельность, является одном из основных источников муниципального бюджета, поэтому в настоящее время у муниципального образования существуют большое количество областей для привлечения доходов, но, к сожалению, не все их них используются активно» [9, с. 70].

Полагаем, что для оптимизации и наращивания имущественной составляющей экономики МО г. Краснодар подходят рекомендации, сформулированные Министерством экономического развития России к заседанию Совета по местному самоуправлению при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на тему: «Концепция развития местного самоуправления в Российской Федерации. Актуальные вопросы финансового обеспечения исполнения органами местного самоуправления публичных функций и реализации инициативных проектов» [10]. К ним относятся:

- инвентаризация муниципального имущества;

- сокращение издержек на его содержание посредством реализации комплексов, не используемых для решения вопросов местного значения;

- включение в налоговый оборот неучтенных объектов недвижимости и земельных участков.

Также, на наш взгляд, было бы целесообразно, дополнить правовые акты МО г. Краснодар, касающиеся имущественной основы местного самоуправления положениями (как отсылочными, так и прямыми) о принципах организации соответствующей сферы отношений.

Например, может быть расширен п. 1.2 Положения «О порядке управления и распоряжения объектами муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар» [11]:

«1.2 Настоящее Положение устанавливает общие принципы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар (далее - объекты муниципальной собственности).

Владение, пользование и распоряжение объектами муниципальной собственности основано на таких принципах, как самостоятельность экономической деятельности в рамках компетенции органов местного самоуправления; социальная направленность экономической деятельности; участие граждан, их объединений в управлении экономикой муниципального образования; прозрачность (транспарентность) деятельности органов местного самоуправления в экономической сфере; развитие всех форм контроля, включая общественный; результативность экономической деятельности».

Представляется, что в такой редакции рассматриваемое Положение будет в полной мере отвечать конституционной формулировке о том, что «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» (ст. 130 Конституции России).

Совершенствование бюджетной составляющей экономических основ местного самоуправления.

Специалисты, исследующие проблемы экономического обеспечения функционирования системы местного самоуправления, в первую очередь, обращают внимание на недостатки бюджетной политики, просчеты по линии межбюджетных отношений и бюджетной деятельности уполномоченных субъектов, что обусловлено исключительной важностью и вместе с тем болезненностью состояния местных финансов для муниципальной экономики. Данному вопросу посвящены как монографические работы [12] и диссертационные исследования [13], так и многочисленные научные публикации [14, 15].

Относительно бюджетной политики органов публичной власти необходимо отметить ряд аспектов, непосредственно влияющих на устойчивость экономической основы местного самоуправления.

Во-первых, сильная трансфертозависимость муниципального бюджета ставит экономическую политику органов местного самоуправления в зависимость от решений, принятых на уровне федерации и субъекта.

Во-вторых, несогласованность межведомственного взаимодействия в сфере управления -как «горизонтального» (между различными органами местного самоуправления), так и «вертикального» (между разноуровневыми органами публичной власти), что приводит к задержкам в принятии решений долгосрочного характера и частому использованию ситуативного «ручного» управления.

В-третьих, можно наблюдать тенденцию снижения налоговых отчислений от хозяйствующих субъектов на территории муниципального образования. Это связано с сокращением представителей иностранного бизнеса в различных секторах муниципального хозяйства. При этом российские предприниматели только начали занимать освободившиеся рыночные ниши и не набрали еще достаточную экономическую мощь, которая бы позволила отчислять налоги в местные бюджеты в размере, необходимом для его сбалансированности.

В-четвертых, перманентной проблемой бюджетной деятельности муниципального уровня является отсутствие сбалансированности доходов и расходов местных бюджетов, что затрудняет процесс решения задач, относящихся к вопросам местного значения [16, с. 70-71]. Это детерминирует, с одной стороны - поиск дополнительных источников пополнения доходной части бюджета, а с другой - разработку мер по оптимизации расходования ресурсов муниципального образования [17, с. 106].

Обозначенную проблему возможно решить при условии повышения эффективности использования как материальных, так и финансовых ресурсов муниципалитетов и совершенствования управления данной деятельностью. Положительным моментом для преодоления несбалансированности выступает использование муниципальными образованиями долгосрочного планирования, направленного на повышение предсказуемости финансовых взаимоотношений между органами различных уровней управления и разработку комплекса мер стратегического характера.

В-пятых, рыночный механизм в современных условиях не всегда достаточен для обеспечения устойчивого развития муниципального образования. В связи с этим целесообразным представляется поиск баланса частных и публичных интересов в сфере экономики и финансов.

Полагаем, что для решения обозначенных проблем недостаточно только лишь найти новый вид дохода или секвестировать расходные обязательства. Важно грамотно организовать и осуществить аккумулирование и перераспределение имущественных и финансовых потоков с тем, чтобы обеспечить населению муниципального образования достойный уровень жизни.

Отметим, что данные по источникам финансирования дефицита и структура муниципального долга МО г. Краснодар показывают некоторый возврат к практике коммерческого кредитования бюджетов публично-правовых образований, которая ранее уже имела место быть и практически полностью была нивелирована к 2020 году [18]. Однако параметры муниципальных внутренних заимствований свидетельствуют о планируемом увеличении бюджетных средств, направляемых как на банковские кредиты, так и на обслуживание (проценты) возникшего долга.

Представляется, что обозначенная тенденция потребует особого внимания уполномоченных финансовых органов МО г. Краснодар в аспекте недопущения рисков разбалансированности муниципального бюджета [19].

Бюджет МО г. Краснодар, как и все бюджеты муниципальных образований Краснодарского края, планируется в разрезе программно-целевых расходов. Всего на 2022-2024 гг. в бюджете МО г. Краснодар запланирована реализация 24 муниципальных программ. При этом, на официальном сайте Администрации МО г. Краснодар отсутствует информация о реализуемых в городе муниципальных программах [20]. Нам такое положение представляется неверным, так как не отвечает принципу открытости (транспарентности) бюджетной деятельности, и должно быть скорректировано в сторону насыщения сайта информацией. При этом на сайтах исполнительных органов иных муниципальных образований Краснодарского края сведения о целевых программах представлены достаточно подробно [21].

Итак, к проблемам формирования экономических основ местного самоуправления в современной России можно отнести:

- высокую зависимость муниципальных бюджетов от трансфертной поддержки из бюджетов вышестоящих уровней бюджетной системы;

- несогласованность межведомственного взаимодействия в сфере управления - как «горизонтального» (между различными органами местного самоуправления), так и «вертикального» (между разноуровневыми органами публичной власти);

- тенденцию снижения налоговых отчислений хозяйствующих субъектов, отрицательно сказывающуюся на формировании доходной части местного бюджета;

- несбалансированность доходной и расходной частей бюджетов муниципальных образований;

- недостаточность только лишь рыночных методов и механизмов для обеспечения устойчивого развития муниципального образования, детерминирующая на всех уровнях управления поиск баланса частных и публичных интересов в сфере экономики и финансов.

В целом, перечисленные проблемы подтверждают констатируемое авторами состояние «.повсеместного запаздывания реакции муниципальных органов на изменения социально-экономической действительности», обусловленное, в том числе, сложной международной обстановкой и сменой стратегических приоритетов [22, с. 24].

Завершая анализ, считаем необходимым, прежде всего, подчеркнуть, что реализация мероприятий финансово-экономического характера подразумевает не только их согласованность с соответствующими органами публичной власти, но и легитимность с точки зрения одобрительного отношения местного сообщества. В этом направлении позитивную роль могут сыграть такие меры как максимальное раскрытие информации о планах органов местного самоуправления в экономической сфере, усиление взаимодействия местных органов власти с хозяйствующими субъектами, экспертным сообществом, представителями органов территориального общественного самоуправления и некоммерческих организаций.

Литература и источники

1. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.03.2020.

2. Михнева С.В. Новеллы государственного и муниципального управления современной России в ракурсе единой системы публичной власти // Новеллы права, экономики и управления 2022: Материалы VIII Международной научно-практической конференции, Гатчина, 25 ноября 2022 года. Т. 1. Гатчина: Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, 2023.

3. Заключение Конституционного Суда РФ от 16.03.2020 № 1-З «О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2020. № 12. Ст. 1855.

4. Шугрина Е.С. Муниципальная собственность как ключевой элемент экономической основы местного самоуправления // Муниципальное имущество: экономика, право, управление. 2018. № 4.

5. ПАО «Крайинвестбанк» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wwwbanki.ru/banks/memory/bank/?id=11143009.

6. Земельные участки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://invest.krd.ru/ru/investitsionnye-predlozheniya/zemelnye-uchastki/.

7. Хамалинская В.В., Хамалинский И.В., Кузнецова Е.К. Современные проблемы управления государственным имуществом в Российской Федерации // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2023. № 3(46).

8. Дебердиева Н.П. Экономическое регулирование использования объектов имущественного комплекса муниципального образования. Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Тюмень, 2017. 28 с.

9. Бекренева В.А. Финансовая устойчивость организации. Проблемы анализа и диагностики: Научное издание. М.: Дашков и К, 2012.

10. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Материалы к заседанию на тему «Концепция развития местного самоуправления в Российской Федерации. Актуальные вопросы финансового обеспечения исполнения органами местного самоуправления публичных функций и реализации инициативных проектов»// [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://council.gov.ru/media/files/gBPP7Teg2yku7AfpFHD31XdKfrSSyEYg.pdf.

11. Решение городской Думы Краснодара от 24.02.2005 № 63 п.8 «О Положении о порядке управления и распоряжения объектами муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар». Краснодар. 2005. № 11.

12. Печенская М.А. Межбюджетные отношения: состояние, регулирование, оценка результативности: монография. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2015. 164 с.

13. Баклаева Н.М. Развитие системы межбюджетных отношений в Российской Федерации: современные тенденции и новые инструменты: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Владикавказ, 2017. 28 с.

14. Зинич Л.В. Проблемы формирования финансовых основ местного самоуправления // Креативная экономика. 2022. Т. 16. № 11. С. 4503-4515.

15. Шарыбар С.В., Барышева А.А. Анализ формирования и исполнения бюджета муниципального образования // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2023. № 5. С. 390-395.

16. Дубовикова И.И. Муниципалитетам нужны бюджеты развития // Бюджет. 2019. № 10 (202).

17. Гареева Л.Э. Межбюджетные отношения местного самоуправления и обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления // Экономика, прикладная информатика, гуманитарные науки: современные тренды и перспективы развития: Сборник научных статей и материалов международной научно-практической конференции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Москва, 14 апреля 2021 года. - Москва: Образовательное учреждение профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений», 2021.

18. Анализ действующей практики формирования бюджетных прогнозов субъектов Российской Федерации // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=132277.

19. Бочкарева Е.А., Вороненко Е.В. Теоретико-нравовая характеристика основных показателей бюджета публично-нравового образования // Право и практика. 2023. № 3. С. 107-113.

20. Муниципальные программы, реализуемые в городе Краснодаре // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://krd.ru/dokumenty/dokumenty-administratsii/normativnye-pravovye-akty/munitsipalnye-programmy/.

21. Официальный сайт Администрации Крымского городского поселения Крымского района // [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://xn—ftbdvalramfg2j.xn--p1ai/munitcipal-nye-programmy-0.html.

22. Иванов Д.Ю., Суслов Е.Ю. Методологические проблемы государственного проектного управления социально-экономическим развитием России // Human Progress. 2023. Т. 9. Вып. 1.

References and Sources

1. Zakon RF o popravke k Konstitucii RF ot 14.03.2020 № 1-FKZ «O sovershenstvovanii regulirovaniya otdel'nyh voprosov organizacii i funkcionirovaniya publichnoj vlasti» // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 14.03.2020.

2. Mihneva S.V. Novelly gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya sovremennoj Rossii v rakurse edinoj sistemy publichnoj vlasti // Novelly prava, ekonomiki i upravleniya 2022: Materialy VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Gatchina, 25 noyabrya 2022 goda. T. 1. Gatchina: Gosudarstvennyj institut ekonomiki, finansov, prava i tekhnologij, 2023.

3. Zaklyuchenie Konstitucionnogo Suda RF ot 16.03.2020 № 1-Z «O sootvetstvii polozheniyam glav 1, 2 i 9 Konstitucii Rossijskoj Federacii ne vstupivshih v silu polozhenij Zakona Rossij skoj Federacii o popravke k Konstitucii Rossij skoj Federacii «O sovershenstvovanii regulirovaniya otdel'nyh voprosov organizacii i funkcionirovaniya publichnoj vlasti», a takzhe o sootvetstvii Konstitucii Rossij skoj Federacii poryadka vstupleniya v silu stat'i 1 dannogo Zakona v svyazi s zaprosom Prezidenta Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2020. № 12. St. 1855.

4. Shugrina E.S. Municipal'naya sobstvennost' kak klyuchevoj element ekonomicheskoj osnovy mestnogo samoupravleniya // Municipal'noe imushchestvo: ekonomika, pravo, upravlenie. 2018. № 4.

5. PAO «Krajinvestbank» // [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.banki.ru/banks/memory/bank/?id=11143009.

6. Zemel'nye uchastki [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://invest.krd.ru/ru/investitsionnye-predlozheniya/zemelnye-uchastki/.

7. Hamalinskaya V.V., Hamalinskij I.V., Kuznecova E.K. Sovremennye problemy upravleniya gosudarstvennym imushchestvom v Rossijskoj Federacii // Vestnik Moskovskogo universiteta im. S.Yu. Vitte. Seriya 1: Ekonomika i upravlenie. 2023. № 3(46).

8. Deberdieva N.P. Ekonomicheskoe regulirovanie ispol'zovaniya ob"ektov imushchestvennogo kompleksa municipal'nogo obrazovaniya. Avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. Tyumen', 2017. 28 s.

9. Bekreneva V.A. Finansovaya ustojchivost' organizacii. Problemy analiza i diagnostiki: Nauchnoe izdanie. M.: Dashkov i K, 2012.

10. Sovet Federacii Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii. Materialy k zasedaniyu na temu «Koncepciya razvitiya mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii. Aktual'nye voprosy finansovogo obespecheniya ispolneniya organami mestnogo samoupravleniya publichnyh funkcij i realizacii iniciativnyh proektov»// [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://council.gov.ru/media/files/gBPP7Teg2yku7AfpFHD31XdKfrSSyEYg.pdf.

11. Reshenie gorodskoj Dumy Krasnodara ot 24.02.2005 № 63 p.8 «O Polozhenii o poryadke upravleniya i rasporyazheniya ob"ektami municipal'noj sobstvennosti municipal'nogo obrazovaniya gorod Krasnodar». Krasnodar. 2005. № 11.

12. Pechenskaya M.A. Mezhbyudzhetnye otnosheniya: sostoyanie, regulirovanie, ocenka rezul'tativnosti: monografiya. Vologda: ISERT RAN, 2015. 164 s.

13. Baklaeva N.M. Razvitie sistemy mezhbyudzhetnyh otnoshenij v Rossijskoj Federacii: sovremennye tendencii i novye instrumenty: avtoref. dis. . kand. ekon. nauk. Vladikavkaz, 2017. 28 s.

14. Zinich L.V. Problemy formirovaniya finansovyh osnov mestnogo samoupravleniya // Kreativnaya ekonomika. 2022. T. 16. № 11. S. 4503-4515.

15. Sharybar S.V., Barysheva A.A. Analiz formirovaniya i ispolneniya byudzheta municipal'nogo obrazovaniya // Konkurentosposobnost' v global'nom mire: ekonomika, nauka, tekhnologii. 2023. № 5. S. 390-395.

16. Dubovikova I.I. Municipalitetam nuzhny byudzhety razvitiya // Byudzhet. 2019. № 10 (202).

17. Gareeva L.E. Mezhbyudzhetnye otnosheniya mestnogo samoupravleniya i obespechenie garantij finansovoj samostoyatel'nosti mestnogo samoupravleniya // Ekonomika, prikladnaya informatika, gumanitarnye nauki: sovremennye trendy i perspektivy razvitiya: Sbornik nauchnyh statej i materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 14 aprelya 2021 goda. - Moskva: Obrazovatel'noe uchrezhdenie profsoyuzov vysshego obrazovaniya «Akademiya truda i social'nyh otnoshenij», 2021.

18. Analiz dejstvuyushchej praktiki formirovaniya byudzhetnyh prognozov sub"ektov Rossijskoj Federacii // [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4= 132277.

19. Bochkareva E.A., Voronenko E.V. Teoretiko-pravovaya harakteristika osnovnyh pokazatelej byudzheta publichno-pravovogo obrazovaniya // Pravo i praktika. 2023. № 3. S. 107-113.

20. Municipal'nye programmy, realizuemye v gorode Krasnodare // [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://krd.ru/dokumenty/dokumenty-administratsii/normativnye-pravovye-akty/munitsipalnye-programmy/.

21. Oficial'nyj sajt Administracii Krymskogo gorodskogo poseleniya Krymskogo rajona // [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://xn— ftbdvalramfg2j.xn--p1ai/munitcipal-nye-programmy-0.html.

22. Ivanov D.Yu., Suslov E.Yu. Metodologicheskie problemy gosudarstvennogo proektnogo upravleniya social'no-ekonomicheskim razvitiem Rossii // Human Progress. 2023. T. 9. Vyp. 1.

БОЧКАРЕВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - доктор юридических наук, доцент, заведующая кафедрой административного и финансового права, Российский государственный университет правосудия, Северо-Кавказский филиал (Краснодар); профессор кафедры конституционного и административного права, Кубанский государственный университет (finansyst23@mail.ru).

СТРЕЛЬЦОВА АННА НИКОЛАЕВНА - заместитель начальника отдела - начальник отделения, Управление экономической безопасности и противодействия коррупции Главного Управления МВД России по Краснодарскому краю (annapapikyn@mail.ru).

BOCHKAREVA, EKATERINA A. - Doctor of Law, Associate Professor, Head of the Department of Administrative and Financial Law of the North Caucasus Branch, Russian State University of Justice (Krasnodar), Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law, Kuban State University.

STRELTSOVA, ANNA N. - Deputy Head of Department - Head of Department of the Department of Economic Security and AntiCorruption of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Krasnodar Territory

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.