Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ'

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
безопасность дорожного движения / дорожно-транспортное происшествие / дорожно-транспортный травматизм / первая помощь / пострадавшие / road safety / traffic accident / traffic injuries / first aid / medical care

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сафонов Р. А., Шевчук Д. В.

В статье представлена характеристика отдельных проблем оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Сформулирован и обозначен ряд мероприятий, которые могли бы способствовать совершенствованию современного механизма оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Проанализированы статистические данные, связанные с оказанием помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сафонов Р. А., Шевчук Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME PROBLEMS OF PROVIDING ASSISTANCE TO VICTIMS OF ROAD ACCIDENTS

The article presents a description of some of the problems of providing assistance to victims of road accidents. A number of measures have been formulated and outlined that could contribute to the improvement of the modern mechanism for providing first aid to victims of road accidents. Some statistical data related to the provision of assistance to victims of road accidents have been analyzed

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ»

Научная статья © Сафонов Р.А., Шевчук Д.В., 2024

УДК 34

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ

'Роман Александрович Сафонов, 2Денис Викторович Шевчук

12Научный центр БДД МВД России

1romansafonov_81@mail.m

2mister.shewchuk2016@yandex.ru

Аннотация. В статье представлена характеристика отдельных проблем оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Сформулирован и обозначен ряд мероприятий, которые могли бы способствовать совершенствованию современного механизма оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Проанализированы статистические данные, связанные с оказанием помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие, дорожно-транспортный травматизм, первая помощь, пострадавшие

Для цитирования: Сафонов Р.А., Шевчук Д.В. О некоторых проблемах оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях // Современная наука. 2024. № 3. С. 45-49.

Original article

ABOUT SOME PROBLEMS OF PROVIDING ASSISTANCE TO VICTIMS OF ROAD ACCIDENTS

'Roman A. Safonov, 2Denis V. Shevchuk

12Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation

1romansafonov_81@mail.ru

2mister.shewchuk2016@yandex.ru

Abstract. The article presents a description of some of the problems of providing assistance to victims of road accidents. A number of measures have been formulated and outlined that could contribute to the improvement of the modern mechanism for providing first aid to victims of road accidents. Some statistical data related to the provision of assistance to victims of road accidents have been analyzed. Keywords: road safety, traffic accident, traffic injuries, first aid, medical care

For citation: Safonov R.A., Shevchuk D.V. About some problems of providing assistance to victims of road accidents // Modern Science. 2024. № 3. P. 45-49.

Российская Федерация в современных условиях развития, с одной стороны, находится под серьезным экономическим давлением недружественных стран, а с другой - наглядно демонстрирует показатели роста и развития. В данных обстоятельствах президентом названы направления развития нашей страны в современных условиях [1].

Необходимо решать задачи по развитию логистических маршрутов товарообмена, в том числе путем строительства новой и совершенствования имеющейся дорожной инфраструктуры, по увеличению скорости транспортировки грузов и обеспечению роста транспортной связанности различных субъектов Российской Федерации, в том числе и интеграции новых территорий в дорожную инфраструктуру нашей страны.

Однако обусловленные современной действительностью тенденции по смене направлений транзита товаров автомобильным транспортом в сторону восточных границ, увеличение возраста автопарка, значительный рост транзита военного транспорта в зону проведения специальной военной операции влекут кратное увеличение количества ДТП, а также неизбежно приводят к более тяжким последствиям в результате таких происшествий.

Так, по данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации за 2022 год [2], доля числа погибших в ДТП до момента приезда скорой медицинской помощи (далее - СМП) составляет 63,7%.

на до приезда 63 7%

на месте ДТП по прибытии Hfl 47% СМП, до транспортировки Н" '

при транспортировке в 3 7%

медицинскую организацию

течение 1 суток

в течение 2-30 суток

13%

Рисунок 1 - Доля числа погибших в зависимости от периода наступления смерти

Справедливо полагать, что множество травм, полученных в результате ДТП, например, переломы, сотрясение головного мозга, ушибы мягких тканей, вывихи и т.п. не являются смертельными.

Однако совокупность указанных травм, а также несвоевременность оказания первой помощи может привести к ухудшению состояния пострадавшего. Для того, чтобы снизить тяжесть последствий от ДТП, необходимо до прибытия СМП либо экипажей службы медицины и катастроф обеспечить оказание первой помощи пострадавшим любыми очевидцами ДТП.

От грамотной, своевременной и эффективной первой помощи зависит выживаемость лиц. В данном случае речь идет не о квалифицированной медицинской помощи, а об алгоритме действий, связанных с первичным оказанием помощи пострадавшим.

Результаты исследования готовности водителей и пешеходов к оказанию приемов первой помощи пострадавшим в ДТП [3] свидетельствуют о том, большинство опрошенных не смогут оказать своевременную и умелую первую помощь.

Согласно оценке знаний элементарных основ оказания первой помощи пострадавшим в ДТП определить наличие сознания смогут 20% пешеходов и 29% водителей, 97% пешеходов и 91% водителей - наличие дыхания.

Правильно определить пульс смогут лишь 12% пешеходов и 8% водителей. Выполнить искусственную вентиляцию легких не смогут 97% пешеходов и 78% водителей; 15% водителей и 26% пешеходов могут правильно выполнить непрямой массаж сердца.

Оценивая собственные навыки по остановке кровотечений, 22% пешеходов и 32% водителей указали, что не умеют правильно останавливать наружное кровотечение.

На вопрос о правилах транспортировки пострадавшего с травмой позвоночника 94% опрошенных пешеходов и 85% водителей ответили, что транспортировка должна проводиться на спине.

При спонтанной рвоте для предупреждения аспирации 74,4% пешеходов и 70,1% водителей смогут придать пострадавшему оптимальное положение. Наложить повязку при травме грудной клетки правильно смогут 40% пешеходов и 34% водителей.

Только 22% пешеходов и 56% водителей считают, что им необходимо повысить исходный уровень знаний и навыков по оказанию первой помощи. При этом готовы потратить на это собственное время лишь 9% опрошенных.

Данные опросов свидетельствуют о неготовности очевидцев происшествия немедленно приступить к оказанию первой помощи.

Указанная проблематика может свидетельствовать о недостаточной психологической готовности населения к чрезвычайным ситуациям, связанным с необходимостью применения навыков по оказанию помощи пострадавшим, отсутствием практических навыков, и о стирании из памяти базовых теоретических основ оказания помощи пострадавшим в ДТП ввиду большого временного промежутка, который прошел с момента получения указанных знаний при обучении для получения права на управление транспортным средством.

Однако общепризнанным остается факт, что в экстренной ситуации, в том числе и при возникновении ДТП, каждый человек, оказавшийся рядом, должен быть готов незамедлительно при-

ступить к оказанию помощи нуждающимся, поскольку своевременное оказание как первой, так и медицинской помощи пострадавшему кратно снижает риск летальности исходов при ДТП, а также обеспечивает положительную перспективу на избежание осложнения состояния пострадавшего и инвалидизации.

Неоднократно упомянутое во многих публикациях на тему оказания помощи пострадавшим в ДТП правило «Золотого часа» [4, 5] наиболее точно характеризует суждение о том, что первоочередной задачей по борьбе с тяжестью последствий от происшествий на дорогах является своевременность оказания помощи.

Наиболее низкая тяжесть последствий у пострадавших в ДТП фиксируется по прибытии СМП на место происшествия в течение первых 20 минут с момента его возникновения. Ключевое значение имеет минимизация временного промежутка с момента совершения ДТП до момента передачи сообщения в экстренные службы.

Так, доля прибытия СМП в течение первых 20 минут с момента возникновения ДТП на 11,1% ниже, нежели доля прибытия СМП за аналогичный временной промежуток, прошедший с момента передачи сообщения о происшествии.

Доля прибытия СМП на место ДТП в течение первых 20 минут

95,0%

83.9%

С момента ДТП С момента сообщения

Рисунок 2 - Доля прибытия СМП на место ДТП в течение первых 20 минут

По данным статистики, если ДТП случилось в пределах населенного пункта, то доля экипажей скорой медицинской помощи, прибывших на место происшествия в течение первых 20 минут с момента получения сообщения, составляет 90%.

Если рассматривать аналогичную ситуацию, при условии, что ДТП произошло за пределами населенного пункта, то доля бригад СМП, которые прибыли в течение этого же времени, составит лишь 67%.

Наибольшую опасность, связанную с рисками получения максимально тяжких последствий, представляет ситуация, когда время прибытия СМП на место ДТП, произошедшее за пределами поселений, превышает 20 минут. В данной ситуации доля погибших достигает 77,5% [6].

Стоит отметить, что в случае возникновения ДТП за пределами населенных пунктов, время прибытие бригад СМП не оказывает значительного влияния на выживаемость пострадавших.

Так, минимальное значение (70,4%) зафиксировано в случае прибытия СМП в течение 10 ми-

нут. Такое положение обусловлено иным скоростным режимом и организацией дорожного движения на загородных участках автомобильных дорог. Однако совсем иная ситуация наблюдается при ДТП, возникших в пределах населенного пункта.

Если экипажу СМП удается оказаться на месте пришествия в течение первых 10 минут с момента происшествия, то доля погибших в результате полученных травм составляет (49,7%).

В свою очередь, чем дольше СМП добирается до места ДТП, тем выше доля летальных исходов пострадавших. В случае если бригада СМП в среднем затратила на путь до места происшествия от 20 до 40 минут, доля погибших составляет 65,7%.

Может показаться, что на загородных участках автомобильных дорог число погибших, мгновенно получивших травмы, не совместимые с жизнью, превосходит такие же случаи на участках автомобильных дорог в населенных пунктах, в связи с чем не имеет решающего значения оперативность прибытия СМП. Об этом свидетельствуют статистические данные, в связи с чем может возникнуть мысль, что логичнее сосредоточить усилия на оказании помощи пострадавшим в ДТП в пределах населенных пунктов, так как данный подход может оказать большее влияние на выживаемость пострадавших.

Однако это обстоятельство не отменяет необходимость совершенствования системы оказания помощи пострадавшим в ДТП вне населенных пунктов и в первую очередь ставит вопрос о более активном вовлечении лиц, оказавшихся непосредственно на месте ДТП [6], к немедленному оказанию первой помощи пострадавшим, ведь чем раньше будут предприняты хотя бы первичные действия, направленные на оказание помощи, тем ниже вероятность летального исхода.

Основными причинами задержки прибытия СМП на места ДТП, учитывая анализ информации, поступившей из отдельных регионов, являются неблагоприятные метеорологические условия, неудовлетворительное состояние улично-до-рожной сети, в том числе автомобильных дорог, значительная протяженность территории, а также загруженность дорог по пути в медицинские организации в определенные дни недели.

В отдельных субъектах Российской Федерации расстояние между населенными пунктами может достигать сотен километров, из-за чего ситуации, когда удаленность места дорожно-транспортного происшествия от ближайших больниц и подразделений МЧС может достигать свыше 100 км, для таких регионов являются нередкими.

Указанные географические особенности отмечены в Забайкальском, Алтайском, Пермском, Красноярском, Приморском и Хабаровском краях, в Республике Саха (Якутия), а также в Вологодской, Иркутской, Ленинградской, Тверской и Тюменской областях.

Например, в Республике Саха (Якутия) на федеральной автомобильной дороге А-504 «Колыма» имеется длинный участок дороги протяженностью 484 км (с 479 по 963 км), где отсутствуют населенные пункты со станциями скорой медицинской помощи. 13 июля 2022 года время прибытия скорой медицинской помощи на место ДТП составило 5 часов (254 км) [3].

Еще одной существенной проблемой северных регионов со значительным географическим

удалением населенных пунктов друг от друга является отсутствие покрытия отдельных местностей сотовой связи и сети Интернет, в связи с чем могут возникать ситуации, когда от момента ДТП до передачи сообщения о происшествии специализированным и экстренным службам затрачивается значительное время. Такие факты отмечены в Республике Саха (Якутия) и Забайкальском крае.

Например, на всей протяженности автомобильных дорог Республики Саха (Якутия) вне населенных пунктов полностью или частично отсутствует подвижная радиотелефонная связь.

2 апреля 2022 года на 1267 км федеральной автодороги А-331 «Вилюй» произошло ДТП, в котором погибли 4 человека и 3 получили ранения. Следует отметить, что одной из причин таких последствий стало отсутствие на данном участке сотовой связи. Участники ДТП не смогли самостоятельно вызвать скорую медицинскую помощь. Она прибыла только через 3 часа [3].

25 апреля 2021 года в районе 624 км федеральной автомобильной дороги Р-504 «Колыма», где в ДТП погибли 4 человека и 3 получили ранения, в связи с отсутствием на данном участке автодороги сотовой связи о факте ДТП (через 12 минут) сообщил проезжавший мимо водитель, у которого имелось средство спутниковой связи. Скорая медицинская помощь прибыла из ближайшего населенного пункта, расположенного на расстоянии 147 км, только через 4 часа [3].

Еще одной проблемой, связанной с оказанием помощи пострадавшим в ДТП, стало заметное снижение случаев эвакуации лиц с тяжелыми травмами сотрудниками территориальных центров медицины катастроф.

С 2011 года число эвакуированных взрослых снизилось на 73%, детей - на 35%. Кроме того, на 66% (с 2013 года) уменьшилось количество эва-куаций, произведенных отделениями экстренной и консультативной медицинской помощи.

В целях изучения вопроса оказания первой помощи сотрудниками подразделений ДПС Госавтоинспекции в 2021 году проведено анкетирование, в ходе которого опрошены 2327 сотрудников ДПС из 72 субъектов Российской Федерации.

Результаты опроса показали следующие результаты:

1781 человек (76,54% от числа опрошенных) считает себя готовым к оказанию первой помощи пострадавшим в ДТП;

1587 человек умеют оказывать первую помощь (68,2% от числа опрошенных);

2126 человек (91,36% от числа опрошенных) указали на необходимость проведения регулярного обучения по оказанию первой помощи.

Из приведенных данных следует, что даже среди лиц, у которых обязанность по оказанию первой помощи пострадавшим прямо предусмотрена в законодательстве Российской Федерации, примерно треть считает, что не умеет оказывать первую помощь, в том числе пострадавшим в результате ДТП.

Кроме того, более 90% опрошенных видят первоочередной задачей по снижению тяжести последствий дорожно-транспортного травматизма проведение обучения в виде практических и теоретических занятий по оказанию первой помощи.

14520

12780

6630 6249 5427 5936

1020 |897 3980 3504 3666 I I 3859

|о ||: Ь У 1^3

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

I ТЦМК

I в т.ч. отделениями экстренной и консультативной медицинской помощью из них авиационным транспортом

Рисунок 3 - Число пострадавших, эвакуированных с мест ДТП сотрудниками территориальных центров медицины катастроф

Перечисленные обстоятельства позволяют сформулировать основные проблемные вопросы оказания помощи пострадавшим в ДТП.

1. Пробелы в организации оказания первой помощи, в том числе недостаточный уровень знаний и навыков среди участников дорожного движения, а также психологическая неготовность их к действиям в реальных условиях.

2. Удаленность медицинских организаций, в том числе станций скорой медицинской помощи, от мест ДТП вследствие значительной протяженности улич-но-дорожной сети.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Неоптимальная маршрутизация движения автомобилей экстренных служб к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь пострадавшим в ДТП, в том числе с учетом загруженности отдельных участков автомобильных дорог, территориальной подчиненности, а также недостаточной квалификации в лечении тяжелых изолированных, сочетанных и множественных травм.

Вместе с тем сокращение количества погибших в ДТП путем совершенствования системы оказания помощи пострадавшим видится значительный резерв. При этом следует принять во внимание, что указанные проблемные вопросы могут быть в той или иной степени разрешены в рамках существующего правового поля.

Об этом свидетельствует опыт организации деятельности по оказанию помощи пострадавшим в ДТП, накопленный федеральными и региональными органами государственной власти Российской Федерации. При этом следует принять во внимание следующее.

Более трети погибших на дорогах Российской Федерации скончались после прибытия на место ДТП СМП, при транспортировке, а также во время пребывания в стационаре медицинской организации.

Учитывая сказанное, повышение эффективности оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП способно в значительной степени сократить этот показатель. Для этого необходимо:

сокращать время прибытия автомобилей скорой медицинской помощи на место ДТП путем оптимизации размещения станций скорой медицинской помощи, обустройства трассовых пунктов, создания необходимых условий для бесперебойного движения;

расширять возможности использования для доставки пострадавших в медицинские организации автомобилей скорой медицинской помощи класса С,

а также санитарной авиации, предусмотрев соответствующие критерии;

проанализировать, в том числе с учетом результатов картографического анализа ДТП, и при необходимости оптимизировать схемы маршрутизации пострадавших в медицинские организации;

проанализировать региональное законодательство в области оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП, в том числе с сочетанными, множественными и изолированными травмами, сопровождающимися шоком, в целях выявления и устранения имеющихся пробелов с учетом положительно зарекомендовавших себя практических наработок других субъектов Российской Федерации;

изучить и реализовать возможность более широкого задействования для лечения пострадавших в ДТП с сочетанными, множественными и изолированными травмами, сопровождающимися шоком, профильных ведомственных медицинских организаций;

провести анализ обоснованности тарифов на оплату медицинской помощи пострадавшим в ДТП, застрахованным по системе обязательного медицинского страхования;

разработать систему мониторинга эффективности оказания помощи пострадавшим в ДТП и реализовать обратную связь с органами, ответственными за формирование системы оказания помощи пострадавшим в ДТП.

Таким образом, в результате анализа существующей проблематики по оказанию помощи пострадавшим в ДТП выявлены правовые и организационные аспекты функционирования указанной системы, которые нуждаются в совершенствовании и совместной вовлеченности всех организаций и структур, обеспечивающих охрану жизни и здоровья граждан Российской Федерации.

Основной задачей остается планомерная работа по повышению эффективности системы подготовки и переподготовки лиц, обязанных в силу закона, а также имеющих право оказывать первую помощь пострадавшим в ДТП.

Соответствующие полномочия в данной области имеются как у федеральных органов исполнительной власти, так и у исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом данная работа должна носить системный и последовательный характер, принимать во внимание психологический аспект, обусловли-

вающий неготовность к действиям даже подготовленных по соответствующим программам граждан и должностных лиц в реальных условиях.

Список источников

1. Совещание по развитию дорожного строительства 2 июня 2022 года // URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/transcripts/68558 (дата обращения 16.05.2024).

2. Государственный доклад о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации 2022. М.: Научный центр БДД МВД России. 2023.

3. Михно В.А., Каурина А.В., Поройский С.В. Готовность участников дорожного движения к оказанию первой помощи // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 2-2. С. 180. EDN TWABAR.

4. Механтьева Л.Е., Склярова Т.П., Енин А.В. и др. Результаты анализа оказания медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях на территории Липецкой области // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2019. № 78. С. 24-29.

5. Калашников М.Н., Мадатова М.К., Иванова П.Ф. и др. Мониторинг травм вследствие ДТП на базе 1РКБ за 2018 год города Ижевска // Авиценна. 2020. № 54. С. 16-19.

6. Баканов К.С., Ляхов П.В., Айсанов А.С. и др. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2022 год: информационно-аналитический. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2022. 150 с.

7. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 19.05.2024).

8. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 28.11.2011. № 48. Ст. 6724.

9. Распоряжение Правительства РФ от 8 января 2018 г. № 1-р «Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 20182024 годы» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 19.04.2024).

10. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. 11.12.1995. № 50. Ст. 4873.

11. Минасов Б.Ш., Афанасьева Н.В., Костив Е.П. и др. Проблемы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях // Тихоокеанский медицинский журнал. 2018. № 1(71). С. 85-88.

12. Михно В.А., Поройский С.В. Степень готовности водителей транспортных средств к оказанию первой помощи // Вестник РГМУ 2014. № 2. С. 338-339.

13. Дежурный Л.И., Халмуратов А.М., Лысенко К.И. Факторы, определяющие оказание первой помощи пострадавшим в ДТП водителями транспортных средств. Проблемы управления здравоохранением. 2009. № 1. P. 81-85.

References

1. Meeting on the development of road construction dated 02.06.2022 // URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/transcripts/68558 (date of access 16.05.2024).

2. State report on the state of road safety in the Russian Federation 2022. Moscow: Scientific Center for Road Safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023.

3. Mikhno V.A., Kaurina A.V., Poroisky S.V Readiness of road users to provide first aid // International Student Scientific Bulletin. 2015. № 2-2. P. 180. EDN TWABAR.

4. Mekhantyeva L.E., Sklyarova T.P., Enin A.V et al. Results of the analysis of medical care in road accidents in the Lipetsk region // Scientific and Medical Bulletin of the Central Black Earth Region. 2019. № 78. P. 24-29.

5. Kalashnikov M.N., Madatova M.K., Ivanova P.F. et al. Monitoring injuries due to road accidents at the 1st RKB for 2018 in the city of Izhevsk // Avicenna. 2020. № 54. P. 16-19.

6. Bakanov K.S., Lyakhov P.V, Aisanov A.S. et al. Road traffic accidents in the Russian Federation for 2022: information and analytical. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», 2022. 150 p.

7. Decree of the President of the Russian Federation dated 07.05.2018 № 204 «On national goals and strategic objectives for the development of the Russian Federation through 2024» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 19.05.2024).

8. Federal Law dated 21.11.2011 № 323-FZ «On the fundamentals of protecting the health of citizens in the Russian Federation» // Collection Legislation of the Russian Federation. 28.11.2011. № 48. Art. 6724.

9. Order of the Government of the Russian Federation dated 08.01.2018 № 1-r «On approval of the road safety Strategy in the Russian Federation for 2018-2024» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 19.04.2024).

10. Federal Law dated 10.12.1995 № 196-FZ «On road safety» // Collection Legislation of the Russian Federation. December 11.12.1995. № 50. Art. 4873.

11. Minasov B.Sh., Afanasyeva N.V, Kostiv E.P. et al. Problems of providing assistance to victims of road accidents // Pacific Medical Journal. 2018. № 1 (71). P. 85-88.

12. Mikhno V.A., Poroisky S.V The Degree of Readiness of Vehicle Drivers to Provide First Aid // Bulletin of the Russian State Medical University. 2014. № 2. P. 338-339.

13. Dezhurny L.I., Khalmuratov A.M., Lysenko K.I. Factors determining the provision of first aid to road accident victims by vehicle drivers. Problems of Healthcare Management. 2009. № 1. P. 81-85.

Информация об авторах

Р.А. Сафонов - начальник отдела научного и технического обеспечения деятельности по надзору за участниками дорожного движения Научного центра БДД МВД России

Д.В. Шевчук - научный сотрудник отдела научного и технического обеспечения деятельности по надзору за участниками дорожного движения Научного центра БДД МВД России

Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121293 Information about the authors

R.A. Safonov - Head of the Department of Scientific and Technical Support for Supervision of Road Users of the Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation

D.V. Shevchuk - Researcher of the Department of Scientific and Technical Support for Supervision of Road Users of the Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation

Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121293

Статья поступила в редакцию 24.06.2024; одобрена после рецензирования 01.07.2024; принята к публикации 08.07.2024. The article was submitted 24.06.2024; approved after reviewing 01.07.2024; accepted for publication 08.07.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.