Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ СОТРУДНИКАМИ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ СОТРУДНИКАМИ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
44
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ПОСТРАДАВШИЕ / СОТРУДНИКИ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ / СКОРАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ПРАВИЛО «ЗОЛОТОГО ЧАСА»

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Мальцева О.А., Котов М.Ю.

Рассмотрены понятие первой помощи и вопросы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, указаны статистические данные аварийности, состояния безопасности дорожного движения. Обосновано значение периода времени между моментом совершения ДТП и информирования о нем диспетчера скорой медицинской помощи, а также правила «золотого часа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Мальцева О.А., Котов М.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF FIRST AID TO VICTIMS OF ROAD ACCIDENTS BY EMPLOYEES OF THE STATE TRAFFIC INSPECTORATE

In this article, the concept of rst aid is given, statistical data on the accident rate of road safety are indicated. Topical issues of rescue of victims in road accidents are considered. The value of the time period between the moment of the accident and informing the ambulance dispatcher about it, the rule of the «Golden Hour», is justi ed.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ СОТРУДНИКАМИ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ»

Научная статья

NIION: 2010-0082-1/23-117

MOSURED: 77/27-006-2023-01-136

© Мальцева О.А., Котов М.Ю., 2023

УДК 614.882

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ СОТРУДНИКАМИ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ

'Ольга Алексеевна Мальцева, 2Михаил Юрьевич Котов

'ФГАОУ ВО Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова

2Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации

1O-malzeva@mail.ru

2mkotov@mvd.ru

Аннотация. Рассмотрены понятие первой помощи и вопросы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, указаны статистические данные аварийности, состояния безопасности дорожного движения. Обосновано значение периода времени между моментом совершения ДТП и информирования о нем диспетчера скорой медицинской помощи, а также правила «золотого часа».

Ключевые слова: первая помощь, дорожно-транспортное происшествие, пострадавшие, сотрудники Госавтоинспекции, скорая медицинская помощь, правило «золотого часа»

Для цитирования: Мальцева О.А., Котов М.Ю. Актуальные вопросы оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях сотрудниками Госавтоинспекции // Современная наука. 2023. № 1. С. 29-31.

Original article

TOPICAL ISSUES OF FIRST AID TO VICTIMS OF ROAD ACCIDENTS BY EMPLOYEES

OF THE STATE TRAFFIC INSPECTORATE

'Olga A. Maltseva, 2Mikhail Yu. Kotov

1RNIMU named after N.I. Pirogov 1O-malzeva@mail.ru

2Main Directorate for Road Safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia 2mkotov@mvd.ru

Abstract. In this article, the concept of first aid is given, statistical data on the accident rate of road safety are indicated. Topical issues of rescue of victims in road accidents are considered. The value of the time period between the moment of the accident and informing the ambulance dispatcher about it, the rule of the «Golden Hour», is justified.

Keywords: first aid, traffic accident, victims, traffic police officers, ambulance, the rule of the «golden hour» For citation: Maltseva O.A., Kotov M.Yu. Topical issues of first aid to victims of road accidents by employees of the State traffic inspectorate // Modern science. 2023. № 1. P. 29-31.

В России за 2022 г произошло 115 118 дорожно-транспортных происшествий (далее -ДТП), погибли 12 753 человека, ранены - 144 754 [1]. Для того чтобы успешно справиться с поставленными задачами, каждый сотрудник Госавтоинспекции должен владеть необходимыми знаниями и умениями по оказанию первой помощи [2]. Первая помощь -это мероприятия по спасению жизни человека и предотвращению более серьезных последствий для здоровья пострадавшего (ст. 31 Федерального закона

от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации»).

В 2022 г. в Российской Федерации зарегистрировано порядка 1,2 тыс. фактов оказания помощи пострадавшим в ДТП сотрудниками Госавтоинспекции. По сведениям автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС ГИБДД), за период с 1 января по 15 ноября 2022 г. сотрудниками Госавтоинспекции оказана первая помощь пострадавшим в 653 ДТП (рис. 1).

■ Московская область

■ Челябинская область

■ Кировская область ® Республика Адыгея

■ Республика Карелия

■ Саратовская область и Орловская область □ Тамбовская область » Ярославская область

Воронежская область

■ Республика Марий Эл в Республика Дагестан

Республика Башкортостан Республика Татарстан

Остальные субъекты Российской Федерации

Рисунок 1 - Оказание первой помощи сотрудниками Госавтоинспекции в субъектах Российской Федерации

MODERN SCIENCE 2023. № 1.

Наибольшее количество таких фактов зафиксировано в Московской (175), Челябинской (90), Кировской областях (49), республиках Адыгея (37), Карелия (29), Саратовской (29), Орловской (19), Тамбовской (18), Ярославской (18), Воронежской областях (16), республиках Марий Эл (16), Дагестан (11), Башкортостан (11), Татарстан (10). В ряде регионов число таких фактов менее 10.

В 26 регионах первая помощь пострадавшим в ДТП сотрудниками Госавтоинспекции не оказывалась: республики Ингушетия, Северная Осетия -Алания, Мордовия, Хакасия, Чеченская Республика, Забайкальский, Камчатский, Хабаровский края, Волгоградская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Костромская, Новгородская, Оренбургская, Пензенская, Ростовская, Томская, Сахалинская, Ульяновская области, Еврейская автономная область, Ненецкий и Чукотский автономные округа, г. Москва, г. Севастополь, федеральная территория «Сириус».

При этомв соответствии сежемесячным прогнозом развития ситуации социального риска гибели в ДТП годовые значения показателей превышены в республиках Алтай, Бурятия, Калмыкия, Мордовия, Карачаево-Черкесской Республике, Алтайском, Забайкальском, Приморском, Хабаровском краях, Амурской, Астраханской, Белгородской, Вологодской, Кемеровской, Псковской, Рязанской областях и Еврейской автономной области, что свидетельствует о том, что системная работа по оказанию сотрудниками Госавтоинспекции первой помощи пострадавшим в ДТП не организована на должном уровне.

Анализ ДТП показал, что в течение первого часа с момента происшествия бригады скорой медицинской помощи (далее также СМП) прибывали на место ДТП в 99,4% случаев (88 730 из 89 265 ДТП).

При этом в течение «золотого часа» тяжесть последствий ДТП (то есть соотношение числа погибших и пострадавших) различается в зависимости от времени прибытия СМП. Так, в случае прибытия СМП и начала оказания медицинской помощи в течение первых 20 мин. тяжесть последствий составила 9,2%, 21-40 мин. - 13,3% и 40-60 мин. - 17,3%. То есть в случае прибытия бригад СМП на место ДТП позднее чем через 20 мин. тяжесть последствий увеличивается в полтора раза и более.

Стоит отметить, что критически важное значение имеет период времени между моментом совершения ДТП и информирования диспетчера СМП. Так, доля бригад СМП, прибывших на место ДТП в течение 20 мин. с момента поступления сообщения о ДТП, от всех выездов СМП на ДТП составила 95,1% (84 891), а с момента самого происшествия - 81% (72 305). Таким образом, задержка во времени при передаче сообщения о ДТП повлияла на оперативность прибытия бригад СМП до 20 мин. с момента происшествия на 12,5 тыс. ДТП.

Несмотря на то, что количество фактов прибытия бригад СМП на место ДТП более чем через 1 час составляет менее 1% от всех выездов, в 2022 г. в 687 ДТП погиб 171 человек, в 2021 г. почти две трети от общего числа погибших в ДТП (7 906 человек) скончались до прибытия бригад СПМ. Высокий показатель смертности на этом этапе связан с тем, что в большинстве случаев участники происшествий по-

лучили травмы, несовместимые с жизнью или требующие мгновенного оказания первой помощи.

В первом полугодии 2022 г. в 293 таких ДТП погибли 73 человека [3].

Анализ информации, поступившей из отдельных регионов, где зафиксировано наибольшее количество таких фактов, показывает, что основными причинами столь позднего прибытия экстренных служб, наряду с погодными условиями (снегопады, обледенение дорог и т.д.) и неудовлетворительным состоянием автомобильных дорог, явились географические особенности регионов (значительная протяженность территории и удаленность мест совершения ДТП от мест дислокации бригад СМП и подразделений МЧС России - в некоторых случаях составляет свыше 100 км).

Такие причины отмечены в Республике Саха (Якутия), Вологодской, Иркутской, Ленинградской, Тверской и Тюменской областях, Алтайском, Забайкальском, Красноярском, Пермском, Приморском и Хабаровском краях.

Например, 2 января 2022 г. время прибытия экипажа СМП на место ДТП с одним погибшим и одним пострадавшим, произошедшего на 117 км региональной автодороги в Забайкальском крае, составило 70 мин., а МЧС - более двух часов. 5 января 2022 г. время прибытия бригады СМП на место ДТП с двумя пострадавшими несовершеннолетними, произошедшее в Забайкальском крае на 427 км федеральной автомобильной дороги Р-297 «Амур», составило почти 2 часа в связи с отдаленностью на 121 км от ближайшей станции скорой медицинской помощи.

В Республике Саха (Якутия) на федеральной автомобильной дороге А-504 «Колыма» имеется длинный участок дороги протяженностью 484 км (с 479 км по 963 км), где отсутствуют населенные пункты со станциями скорой медицинской помощи.

Так, 13 июля 2022 г. на место ДТП, произошедшего на 709 км федеральной автомобильной дороги «Колыма», скорая медицинская помощь из ближайшего населенного пункта (п. Усть-Нера), находящегося на расстоянии 254 км от ДТП, прибыла только через 5 часов. Пострадавший остался жив .

Как отмечено выше, существенное влияние на оперативное прибытие нарядов СМП и аварийно-спасательных служб на места происшествий оказывает своевременная передача сообщения о произошедшем ДТП.

Зачастую информация о ДТП, случившемся в малонаселенной местности или на автодороге с низкой интенсивностью движения, в условиях неустойчивого покрытия сотовой связи поступает в экстренные службы с некоторым опозданием. Такие факты отмечены в Республике Саха (Якутия) и Забайкальском крае.

На всей протяженности автомобильных дорог Республики Саха (Якутия) вне населенных пунктов полностью или частично отсутствует подвижная радиотелефонная связь.

Так, 2 апреля 2022 г. на 1267 км федеральной автодороги А-331 «Вилюй», где в ДТП погибли 4 человека и 3 получили ранения, из-за отсутствия на данном участке сотовой связи участники происшествия не смогли самостоятельно вызвать скорую помощь и находились там, пока проезжающие мимо

30

PEDAGOGICS

водители не сообщили о происшествии с ближайшего места, где появилась связь (через 8 мин.). Бригада СМП из г. Мирный (115 км) прибыла только через 3 часа [4].

Также 25 апреля 2021 г. в районе 624 км федеральной автомобильной дороги Р-504 «Колыма», где в ДТП погибли 4 человека и 3 получили ранения, в связи с отсутствием на данном участке автодороги сотовой связи о факте ДТП (через 12 мин.) сообщил проезжавший мимо водитель, у которого имелось средство спутниковой связи. Скорая помощь прибыла из ближайшего населенного пункта, расположенного на расстоянии 147 км, только через 4 часа [5].

Однако стоит отметить, что на время прибытия бригад СМП на места ДТП повлияли не столько задержка сообщения о происшествии (в обоих случаях время от момента ДТП до сообщения в СМП составило 12 и 8 мин.) и отдаленность места дислокации СМП от места ДТП (147 и 115 км), сколько неудовлетворительное состояние автомобильных дорог. Средняя скорость движения автомобилей СМП в обоих случаях составила не более 40 км/ч .

Таким образом, оказание первой помощи существенно влияет на снижение смертности, инвалидности и сроков утраты трудоспособности у пострадавших в ДТП, особенно если реализуется правило «золотого часа».

Список источников:

1. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения // URL: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 03.02.2023).

2. Мальцева О.А., Кузнецова Н.М. Организационно-правовые основы оказания первой помощи пострадавшим в ДТП сотрудниками полиции // Обеспечение безопасности дорожного движения: вызовы и решения:

сборник статей Всероссийского форума. М.: Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя, 2021. С. 78-81.

3. Глава ГИБДД на форуме «Дорога-2022»: «Чем хуже дороги, тем для нас лучше. Извините за такой сарказм...» // URL: https://dzen.ru/a/Y0bh9dxptxhntZDu (дата обращения: 03.02.2023).

4. ДТП на трассе Вилюй: четверо погибших, трое травмированных // URL: https://sakhalife.ru/dtp-na-trasse-vilyuj-chetvero-pogibshih-troe-travmirovannyh / (дата обращения: 03.02.2023).

5. В Якутии возбудили дело после ДТП, в котором погибли четыре человека и трое пострадали // URL: https://tass.ru/proisshestviya/11239261 (дата обращения: 03.02.2023).

References:

1. Information about indicators of the state of road safety // URL: http://stat.gibdd.ru/ (date of access: 03.02.2023).

2. Maltseva O.A., Kuznetsova N.M. Organizational and legal framework for the provision of first aid to victims of road accidents by police officers // Ensuring traffic safety: challenges and solutions: collection of articles of the All-Russian forum. M.: Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot. M., 2021. P. 78-81.

3. The head of the traffic police at the Road-2022 forum: «The worse the roads, the better for us. Sorry for such sarcasm...» // URL: https://dzen.ru/aZY0bh9dxptxhntZDu (date of access: 03.02.2023).

4. Accident on the Vilyuy highway: four dead, three injured // URL: https://sakhalife.ru/dtp-na-trasse-vilyuj-chetvero-pogibshih-troe-travmirovannyh/ (date of access: 03.02.2023).

5. A case was opened in Yakutia after an accident in which four people died and three were injured // URL: https://tass.ru/proisshestviya/11239261 (date of access: 03.02.2023).

Информация об авторах

О.А. Мальцева - кандидат педагогических наук, доцент, старший преподаватель ФГАОУ ВО Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова Контакты: ул. Островитянова, д. 1, Москва, Россия, 117513

М.Ю. Котов - старший инспектор Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства

внутренних дел Российской Федерации

Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121293

Information about the authors

O.A. Maltseva - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, senior lecturer N.I. Pirogov Russian National Research Medical University

Contacts: ul. Ostrovityanova, d. 1, Moscow, Russia, 117513

M.Yu. Kotov - Senior inspector of the Main Directorate for Road Safety of the Ministry of Internal Affairs ofRussia Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121293

Статья поступила в редакцию 03.02.2023; одобрена после рецензирования 09.02.2023; принята к публикации 16.02.2023. The article was submitted 03.02.2023; approved after reviewing 09.02.2023; accepted for publication 16.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.