Научная статья на тему 'О некоторых проблемах квалификации нарушений правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней'

О некоторых проблемах квалификации нарушений правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1726
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ / ПРИРОДНЫЕ ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ / НАРУШЕНИЯ СДАЧИ / КВАЛИФИКАЦИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ / ДИСПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кучин О. С.

The major component of economic safety of Russian Federation, along with power, industrial, information and so on the financial safety is defensive. The criminal legislation is obliged to protect financial safety of Russian Federation, including in sphere of regular replenishment of the State fund of precious metals and gems and the Gold Reserves of our country. Stability of economy and of its financial side in particular defines such indicator as volume of gold and exchange currency reserves of Russian Federation. The saved up gold and exchange currency reserves are the powerful tool of a financial policy of the state and they are allow to provide a safe condition of economical functioning. That's why the state provides protection of these relations by the criminal law, but however, these laws nave the number of logical holes and contradictions. For elimination of these doubts it is necessary to introduce respective alterations in the law and other standard legal certificates. For example, the legislator should establish the criminal liability for evasion from gathering and transfer for the further processing of secondary raw materials in the sphere of precious metals, which is not used in own manufacturing, and jewels, and also to take other measures which are in details shown in this article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кучин О. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах квалификации нарушений правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней»

ченный в ст. 2421 УК, — извлечение дохода в крупном размере (т.е. в сумме, превышающей 50 тысяч рублей).

В заключение хотелось бы отметить, что система уголовного закона не должна меняться в угоду спонтанным и случайным изменениям общественного мнения, поскольку это не сулит ничего положительного. Уголовный закон не может «подгоняться» под частные случаи. Изменения в законодательстве должны отличаться последовательностью и проработанностью, будучи инструментом такого тонкого механизма, как уголовная политика.

О.С. Кучин *

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ КВАЛИФИКАЦИИ НАРУШЕНИЙ

ПРАВИЛ СДАЧИ ГОСУДАРСТВУ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ

Ключевые слова: драгоценные металлы, природные драгоценные камни, нарушения сдачи, квалификация, преступления, незаконный оборот, диспозиция.

The major component of economic safety of Russian Federation, along with power, industrial, information and so on the financial safety is defensive. The criminal legislation is obliged to protect financial safety of Russian Federation, including in sphere of regular replenishment of the State fund of precious metals and gems and the Gold Reserves of our country. Stability of economy and of its financial side in particular defines such indicator as volume of gold and exchange currency reserves of Russian Federation. The saved up gold and exchange currency reserves are the powerful tool of a financial policy of the state and they are allow to provide a safe condition of economical functioning.

That's why the state provides protection of these relations by the criminal law, but however, these laws nave the number of logical holes and contradictions. For elimination of these doubts it is necessary to introduce respective alterations in the law and other standard legal certificates. For example, the legislator should establish the criminal liability for evasion from gathering and transfer for the further processing of secondary raw materials in the sphere of precious metals, which is not used in own manufacturing, andjewels, and also to take other measures which are in details shown in this article.

Уголовное законодательство обязано защищать финансовую безопасность Российской Федерации, в том числе и в сфере систематического пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и золотого запаса Российской Федерации.

* Кандидат юридических наук, доцент кафедры криминалистики Юридического института Дальневосточного государственного университета. [[email protected]]

Вместе с тем в действующем уголовном законодательстве норма права, защищающая данные отношения, нуждается в изменении в соответствии со сложившейся экономической ситуацией.

Важнейшим компонентом экономической безопасности Российской Федерации, наряду с оборонной, энергетической, промышленной, информационной и продовольственной, является финансовая безопасность. Выделение этой самостоятельной части экономической безопасности вполне оправдано значением финансового рынка как механизма перераспределения капитала, так как от его четкой настройки зависит общее благополучное состояние экономики '. Устойчивость экономики в целом и ее финансовой стороны в частности определяет такой индикатор, как объем золотовалютный резервов государства. Накопленные золотовалютные резервы являются мощным инструментом финансовой политики государства и позволяют обеспечивать безопасное состояние функционирования экономики. Это дает возможность государству осуществлять валютную интервенцию для поддержания курса рубля и возможности относительно быстрой продажи части золотого запаса в целях высвобождения дополнительных денежный средств. Увеличение золотовалютных резервов положительно влияет на устойчивость экономики, позволяет справиться с внешними и внутренними негативными влияниями.

Государственный фонд драгоценный металлов и драгоценный камней Российской Федерации и золотой запас Российской Федерации являются частью золотовалютных резервов. Часть золотого запаса, хранящаяся в Центральном банке РФ, учитывается на его счетах, другая, находящаяся в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней, учитывается на счетах специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Решение о порядке использования средств с этих счетов принимают соответственно Центральный банк РФ и Правительство Российской Федерации. Перед государственными органами стоит задача увеличения государственный резервов драгоценный металлов и природных драгоценный камней. Увеличение запасов драгоценный металлов и драгоценных камней является выподным с точки зрения государства в связи с тем, что, во-первых, эти ценности в меньшей степени, нежели иностранная валюта, подвержены риску обесценивания. Во-вторых, накопление государством иностранной валюты другого государства позволяет последнему, используя выпуск в обращение дополнительной денежной массы, приобретать товары или услуги. Это, в свою очередь, дает экономическое преимущество государству-эмитенту, т.к. оно получает необходимые ему товары

1 Экономика /под ред. A.C. Булатова. М.: БЕК, 1997. С. 436.

без затрат. Поэтому, накапливая валюту иностранного государства, Российская Федерация обеспечивает благосостояние другого государства за счет собственных ресурсов. И, в-третьих, драгоценные металлы, природные драгоценные камни являются стратегическим ресурсом, который в дальнейшем может быть использован в целях обороны страны.

По мнению К.В. Бессонова, перед государством в сфере добычи и производства драгоценный металлов и драгоценных камней стоят следующие задачи, выполнение которыж позволит обеспечить стабильное развитие этого сектора экономики:

— накопление государством запаса драгоценных металлов и драгоценный камней, достаточного для обеспечения устойчивого функционирования экономики;

— переориентирование экспорта драгоценных камней с необработанного сырья на ограненные камни и на готовые ювелирные и промышленные изделия;

— определение и поддержание по всем видам минерального сырья экономически целесообразного уровня добычи полезных ископаемыгх, а также распределение их долей, поступающих на внутренний рынок и на экспорт;

— поддержание геологоразведочных работ на уровне обеспечения безопасного состояния индикатора соотношения прироста разведанных запасов полезных ископаемых к объемам погашения запасов в недрах;

— внедрение технологий наиболее рационального использования драгоценных металлов и драгоценных камней в промышленности, а также обеспечение максимально полного извлечения указанный ценностей из вторичного сырья и сокращение их безвозвратный потерь '.

Учитышая важность укрепления финансовой безопасности страны, государство предусматривает и уголовно-правовую защиту вышеуказанных общественных отношений. Так, в ст. 192 УК РФ существует ответственность за нарушение правил сдачи или обязательной продажи государству драгоценных металлов и драгоценных камней. Данная норма предусматривает ответственность за нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней, т.е. за уклонение от обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи государству добыпых из недр, полученных из вторичного сырья, а также поднятыгх и найденных драгоценных металлов или драгоценных камней, если это деяние совершено в крупном размере, т.е. если стоимость ценностей превышает 250 тыс. руб. в ценах, определяемых Правительством Российской Федерации за 1 грамм химически чистого драгоценного металла или 1 карат драгоценного камня данного вида.

1 Бессонов К.В. Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней: дис. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2003. С. 20—21.

Однако нужно отметить, что преступления, предусмотренные ст. 192 УК РФ, в следственной и судебной практике встречаются крайне редко, и обобщить судебную и следственную практику по этим делам не представляется возможным. Причиной слабой работы правоохранительных органов по выявлению и расследованию указанный преступлений, по мнению автора статьи, является, в частности, не совсем четкое уголовно-правовое определение диспозиции рассматриваемого состава преступлений.

Так, по сведениям Департамента правовой информации Министерства юстиции РФ и Судебного департамента при Верховном Суде РФ в 1998 году по ст. 192 УК РФ были осуждены 2 человека, в 1999 году — 4, в 2000 году — 1 1. По сведениям, опубликованным в юридической научной литературе, было зарегистрировано: в 2001 году — 8 преступлений, в 2002 году — 4, в 2003 году — 1, в 2004 году — 1 2. М.В. Арзамасцев в своем исследовании говорит о 12 уголовный делах по ст. 192 УК РФ, возбужденныгх в 1997 году 3. По нашему мнению, эта уголовно-правовая норма носит, скорее всего, превентивным характер предупреждения одного из способов поступления драгоценных металлов и драгоценный камней в сферу незаконного оборота.

Этот состав преступления будет иметь место и в случаях обнаружения клада, так называемого «старого золота», что встречается в местах его исторической добычи; уклонения от его сдачи в золотоприемную кассу (ЗПК) золотодобывающего предприятия; обнаружения технического лома драгоценных металлов и уклонения от его сдачи в специальные приемные кассы; обнаружения на золотодобывающих полигонах крупных самородков золота и уклонения от его сдачи в ЗПК предприятия. То же самое касается и случаев уклонения от сдачи найденных природныгх драгоценных камней.

Спорным в квалификации являются случаи, когда золотодобывающая организация или бригада старателей длительное время не сдает добыпый металл на аффинажный завод, дожидаясь повышения закупочный цен. Сложность заключается в том, что законодатель не определил сроки сдачи драгоценный металлов или драгоценных камней государству. В некоторых случаях, в зависимости от совокупности обстоятельств, эти действия можно квалифицировать как неоконченное преступление. В других случаях, если удержание драгоценных металлов или драгоценных камней зависит только от колебания закупочных цен и не связано с другими обстоятельствами, эти действия вряд ли являются преступными.

1 Бессонов К.В. Нарушение правил сдачи государству драго ценных металлов и драгоценных камней: дис. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2003. С. 5.

2 Криминология/ под ред. проф. А.И. Долговой. Норма, М.: 2005. С. 634.

3 Арзамасцев М.В. Уголовно-правовая характеристика незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 191 УК РФ): дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2001. С. 49.

Для устранения всех перечисленных пробелов необходимо внести соответствующие изменения в закон и иные нормативные правовые акты, установить сроки сдачи государству драгоценных металлов и природных драгоценных камней, определив их период промышленным сезоном в течение календарного года, или установив срок от момента их добыгаи до момента сдачи. Учитывая, что все предприятия по добыте, хранению и переработке драгоценный металлов и драгоценных камней являются режимными и должны обеспечивать режим их сохранности, бышо бы целесообразно установить уголовную ответственность за нарушение режима хранения и учета драгоценных металлов и драгоценных камней, повлекшее их утрату (недостачу).

Государственное регулирование добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и камней выражается не только в лицензировании соответствующих видов деятельности, но и в установлении монопольного, преимущественного права их приобретения Гохраном РФ, ЦБ РФ, занимающихся формированием золотого запаса РФ. Во вторую очередь формируются государственные фонды указанных ценностей субъектов Федерации.

Для добыпых из недр в соответствии с лицензией драгоценных металлов и камней, несмотря на то, что они являются собственностью субъектов добыти, федеральным законодательством установлен порядок обязательной сдачи добыггых и произведенных драгоценных металлов на аффинажные предприятия. Аффинажем называется процесс очистки извлеченных драгоценный металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории РФ или международным стандартам (ст. 1 Федерального закона № 41-ФЗ от 26.03.1998 г. «О драгоценный металлах и драгоценных камнях»). Аффинаж могут осуществлять только те предприятия, которые включены в Перечень, утвержденныш Постановлением Правительства РФ № 972 от 17.08.1998 г.

Несколько иной порядок продажи государству природных драгоценный камней установлен Положением о совершении сделок с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 759 от 27 июня 1996 г. На основании данного постановления Министерство финансов РФ и Центральным банк РФ размещают свои заказы на приобретение драгоценных камней в добывающих организациях — юридических лицах, имеющих лицензию и осуществляющих добычу драгоценных камней в пределах установленных квот. Добывающие организации, самостоятельно осуществляющие сортировку (классификацию, аттестацию) природныгх драгоценных камней, могут реализовывать сырые сортированные оцененные драгоценные камни обрабатывающим организациям и промышленным потребите-

лям, имеющим право на приобретение драгоценных камней, при преимущественном праве их покупки Гохраном и Центральным банком РФ. Добывающие организации, не имеющие возможности сортировать и оценивать добытые драгоценные камни, в установленном порядке реализуют или передают их на сортировку и оценку Министерству финансов.

Что касается вторичного сырья драгоценных металлов (лом и отходы), то оно продается (поставляется) его владельцами Министерству финансов РФ или предприятиям-заготовителям, осуществляющим сбор и первичную обработку такого сырья, а затем продающим (поставляющим) это сырье Министерству финансов или заключающим договоры с аффинажными заводами на переработку вторичного сырья. Невыполнение правил обязательной сдачи минерального сырья, содержащего драгоценные металлы, на аффинаж, а также обязательной продажи драгоценных металлов или драгоценных камней в крупном размере, образует объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 192 УК РФ.

Ответственность за неоконченную преступную деятельность по ст. 192 УК РФ наступает только за покушение на совершение данного преступления. Приготовление к нарушению правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней не влечет уголовной ответственности, т.к. данное преступление относится к категории преступлений средней тяжести, а законом (ст. 30 ч. 2 УК РФ) наказуемость за приготовление установлена только применительно к тяжким и особо тяжким преступлениям. В юридической науке существует полемика по вопросу, когда же преступление, предусмотренное ст. 192 УК РФ, является оконченным1. При рассмотрении объективной стороны этого вида преступлений видно, что состав является формальным. Законодатель не требует наступления какого-либо вреда. Как это уже указывалось выше, законодателем на сегодняшний день не установлены сроки для сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней. Специфика права собственности на них заключается в том, что с момента извлечения драгоценных металлов или драгоценных камней из недр, они становятся собственностью субъекта их добычи, но с обязательной сдачей государству. В связи с этими законодательными пробелами затруднен процесс доказывания состава этого преступления при расследовании уголовных дел данной категории. Это видно на примере статистических данных: так, в 2001 году было возбуждено 8 уголовных дел по ст. 192 УК РФ, а привлечено к уголовной ответственности всего 1 лицо (остальные дела были прекращены по различным основаниям)2.

1 Бессонов К.В. Нарушение правил сдачи государству драго ценных металлов и драгоценных камней: дис. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2003. С. 5—10.

2 Криминология / под ред. проф. А.И. Долговой. М.: Норма, 2005. С. 634.

Обытно преступления, предусмотренные ст. 192 УК РФ, совершаются в совокупности с преступлением, предусмотренным ст. 191 УК РФ, когда лица, уклонившись от обязательной сдачи государству указанный ценностей, совершают с ними незаконные сделки. Данные преступления совершаются только умышленно.

Субъектом может быть физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет и выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, как гражданин РФ, так и лицо без гражданства либо иностранец. Вместе с тем, думается, что законодателю следует повысить возраст уголовной ответственности по данному преступлению и определить его с 18 лет, т.е. с момента совершеннолетия. В частности, субъектом преступления может быть руководитель организации, добывающей драгоценные металлы и драгоценные камни или занимающейся производством драгоценных металлов, а также физические лица — члены артелей старателей, добывающие полезные ископаемые на основании лицензии, а также лица, нашедшие самородки драгоценных металлов и драгоценных камней.

Лицо, уклонившееся от обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи государству добыпых из недр, полученных из вторичного сырья, а также поднятыж и найденныж драгоценныж металлов и камней и совершившее с ними сделку, либо хранившее, осуществлявшее их перевозку или пересылку, подлежит ответственности по совокупности совершен-ныж преступлений (ст. 191—192 УК РФ).

В целях приведения текста уголовного закона в соответствие с действующим законодательством, регламентирующим отношения в сфере добыти, производства и использования драгоценных металлов и драгоценныж камней, необходимо дополнить описание признаков объективной стороны нарушения правил сдачи государству драгоценныж металлов и драгоценныж камней. Законодателю следует установить уголовную ответственность за уклонение от сбора и передачи для дальнейшей переработки не используемого в собственном производстве вторичного сырья драгоценныж металлов и драгоценныж камней.

Если сравнить диспозиции ст. 191 УК РФ и ст. 192 УК РФ, то очевидно, что законодатель не указывает в диспозиции ст. 192 УК РФ жемчуг как предмет данного преступления. Причем данное правовое положение в юридической литературе не освещалось. По мнению автора статьи, жемчуг следует вообще исключить из списка драгоценныж камней, т.к. он на территории Российской Федерации не добывается, а 98% поступающего на рышки жемчуга является выращенным искусственно и, следовательно, не является природным драгоценным камнем. Также следует отметить, что в РФ жемчужного промысла нет. Вместе с тем в целях защиты янтарныж месторожде-

ний (п. Янтарный в Калининградской области) от их хищнического уничтожения надо внести янтарь в перечень драгоценных камней, подлежащих обязательной сдаче государству.

Таким образом, подводя итог всему сказанному, автор считает нужным предложить внести изменения в ст. 192 УК РФ и изложить ее в следующей редакции:

«Статья 192. Незаконная разработка недр и нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов, природных драгоценных камней и янтаря.

Незаконная, без соответствующей лицензии или за пределами горного отвода разработка недр, совершаемая с целью извлечения драгоценных металлов, природных драгоценных камней или янтаря:

— наказывается лишением свободы на срок до пяти лет, со штрафом в размере от ста тысяч рублей до одного миллиона рублей.

Те же деяния, совершенные:

а) лицом, с использованием служебного положения;

б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой,

—наказываются лишением свободы на срок от двух до семи лет, со штрафом в размере от пятисот до двух миллионов рублей.

Уклонение в нарушение установленных сроков от обязательной сдачи на аффинаж, а равно от обязательной продажи государству добытых из недр, полученных при переработке вторичного сырья, а также поднятых или найденных драгоценных металлов, природных драгоценных камней и янтаря, а также укрытие от обязательного учета добытых из недр или полученных при переработке вторичного сырья драгоценных металлов, природных драгоценных камней и янтаря, а равно укрытие от обязательного учета вторичного сырья, содержащего драгоценные металлы или природные драгоценные камни,

— наказывается лишением свободы на срок до двух лет и штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Те же деяния, совершенные:

а) в крупном размере;

б) группой лиц по предварительному сговору;

в) лицом, с использованием своего служебного положения,

— наказываются лишением свободы на срок до семи лет и штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей.

Если такие изменения будут внесены в уголовное законодательство, то, по нашему мнению, они поспособствуют более активной и продуктивной борьбе правоохранительных органов с незаконным оборотом драгоценных металлов и природныгх драгоценных камней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.