Научная статья на тему 'О некоторых проблемах использования уголовно-правовой техники на примере статьи 354. 1 УК РФ «Реабилитация нацизма»'

О некоторых проблемах использования уголовно-правовой техники на примере статьи 354. 1 УК РФ «Реабилитация нацизма» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1811
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОНОПРОЕКТ / УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА / УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ТЕХНИКА / УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ЭКСПЕРТИЗА ЗАКОНОПРОЕКТОВ / BILL / CRIMINAL REMEDIES / CRIMINAL LAW MACHINERY / CRIMINAL-LEGAL POLICY / EXPERTISE OF DRAFT LAWS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Осипов Михаил Юрьевич

Эмпирическая основа статьи анализ некоторых проблем уголовно-правовой техники в РФ. В ходе исследования анализировались положения Уголовного кодекса РФ. Показано, что в целом ряде случаев при подготовке законов о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ нарушается ряд базовых положений науки уголовного права. Сделан вывод о том, что качество использования уголовно-правовой техники резко снижается, а также о необходимости проведения тщательной уголовно-правовой экспертизы всех законопроектов о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ и о недопустимости решения уголовно-правовыми средствами тех проблем, которые стоят перед российским обществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The empirical basis of the article is the analysis of some problems of criminal-law machinery in the Russian Federation. The study analyzed the provisions of the criminal code of the Russian Federation. It is shown that in a number of cases in the preparation of laws on amendments and additions to the RF criminal code violated a number of basic provisions of the criminal law science. The conclusion is that the quality of the use of criminal law machinery is sharply reduced. The conclusion about the necessity of conducting thorough criminal-legal expertise of all draft laws on making amendments and addenda in the criminal code and on the inadmissibility decisions by criminal law means those problems facing Russian society.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах использования уголовно-правовой техники на примере статьи 354. 1 УК РФ «Реабилитация нацизма»»

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УГОЛОВНОПРАВОВОЙ ТЕХНИКИ НА ПРИМЕРЕ СТАТЬИ 354.1 УК РФ «РЕАБИЛИТАЦИЯ НАЦИЗМА»

ОСИПОВ Михаил Юрьевич

Аннотация. Эмпирическая основа статьи - анализ некоторых проблем уголовно-правовой техники в РФ. В ходе исследования анализировались положения Уголовного кодекса РФ. Показано, что в целом ряде случаев при подготовке законов о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ нарушается ряд базовых положений науки уголовного права. Сделан вывод о том, что качество использования уголовно-правовой техники резко снижается, а также о необходимости проведения тщательной уголовно-правовой экспертизы всех законопроектов о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ и о недопустимости решения уголовно-правовыми средствами тех проблем, которые стоят перед российским обществом.

Annotation. The empirical basis of the article is the analysis of some problems of criminal-law machinery in the Russian Federation. The study analyzed the provisions of the criminal code of the Russian Federation. It is shown that in a number of cases in the preparation of laws on amendments and additions to the RF criminal code violated a number of basic provisions of the criminal law science. The conclusion is that the quality of the use of criminal law machinery is sharply reduced. The conclusion about the necessity of conducting thorough criminal-legal expertise of all draft laws on making amendments and addenda in the criminal code and on the inadmissibility decisions by criminal law means those problems facing Russian society.

Ключевые слова: законопроект, уголовно-правовые средства, уголовно-правовая техника, уголовно-правовая политика, экспертиза законопроектов.

Key words: bill, the criminal remedies, criminal law machinery, criminal-legal policy, expertise of draft laws.

Одной из актуальных проблем, стоящих перед современным уголовным правом, является проблема грамотного использования положений науки уголовного права и положений юридической техники для защиты общества от преступлений1.

Одним из главных требований уголовноправовой техники является принцип размещения составов преступлений в зависимости от особенностей родового объекта преступления.

К сожалению, данное требование нередко нарушается.

Так, например, 5 мая 2014 года Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому в Уголовный кодекс РФ вводится ст. 354.1 «Реабилитация нацизма». Она гласит: «1. Отрицание фактов, установленных приго-

1 Ляпунов Ю.И. Понятие, предмет, метод, задачи и функ-

ции уголовного права // Уголовное право. Общая часть М., 1997.

С. 11 ; Разгильдяев Б.Т. Задачи уголовного права и их реализация. Саратов, 1993. С. 4-5.

вором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, одобрение преступлений, установленных указанным приговором, а равно распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, совершенные публично, - наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или с использованием средств массовой информации, а равно с искусственным созданием доказательств обвинения, - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или за-

ниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, а равно осквернение символов воинской славы России, совершенные публично, - наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года»2.

На наш взгляд, данный законопроект был подготовлен с грубейшими нарушениями положений науки уголовного права и требований юридической техники3.

В чем же состоят эти нарушения? На наш взгляд, в следующем.

Во-первых, они нарушают учение об объекте преступления.

Известно, что перечень составов преступления, закрепленных в Уголовном кодексе, строится по объекту преступления. При этом под объектом преступления понимаются общественные отношения, ценности или блага, на которые посягает преступник. Естественно возникает вопрос, на какие общественные отношения, ценности или блага может посягать лицо, совершившее преступление, предусмотренное ст. 354.1 Уголовного кодекса РФ. Анализ показывает, что подобного рода преступление посягает на историческую память народа РФ.

Между тем, данная статья почему-то отнесена к преступлениям против мира и безопасности человечества. Возникает вопрос о том, какое отношение составы преступлений, закрепленные в данной статье, имеют отношение к преступлениям против мира и безопасности человечества? Для ответа на данный вопрос необходимо понять, что представляют собой преступления против мира и безопасности человечества.

Анализ Уголовного кодекса РФ показывает, что к преступлениям против мира и безопасности человечества относятся следующие преступления:

2 Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 128-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации // Российская газета. 2014. № 101. 7 мая.

3 Кашанина Т.В. Юридическая техника. М., 2006. С. 160162.

— планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны;

— публичные призывы к развязыванию агрессивной войны;

— разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения;

— применение запрещенных средств и методов ведения войны;

— геноцид;

— экоцид;

— наемничество;

— нападение на лиц или учреждения, ко-

„4

торые пользуются международной защитой .

Согласно же Римскому статуту Международного уголовного суда к наиболее тягчайшим преступлениям, вызывающим озабоченность всего международного сообщества, относятся:

a) преступление геноцида;

b) преступления против человечности;

c) военные преступления;

d) преступление агрессии5.

При этом слово «геноцид» означает любое из следующих деяний, совершаемых с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

a) убийство членов такой группы;

b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

c) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;

d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

e) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую6.

Под преступлениями против человечности понимаются любые из «следующих деяний, когда они совершаются в рамках широкомасштабного или систематического нападения на любых гражданских лиц, и если такое нападение совершается сознательно:

а) убийство;

4 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 05.05.2014 г.) [с изм. и доп., вступ. в силу с 05.06.2014 г.] // СПС «КонсультантПлюс».

5 Римский статут Международного уголовного суда от

1 7 июля 1998 г. // СПС «КонсультантПлюс».

6 Там же.

b) истребление;

c) порабощение;

d) депортация или насильственное перемещение населения;

e) заключение в тюрьму или другое жестокое лишение физической свободы в нарушение основополагающих норм международного права;

£) пытки;

g) изнасилование, обращение в сексуальное рабство, принуждение к проституции, принудительная беременность, принудительная стерилизация или любые другие формы сексуального насилия сопоставимой тяжести;

^) преследование любой идентифицируемой группы или общности по политическим, расовым, национальным, этническим, культурным, религиозным, гендерным, как это определяется в пункте 3, или другим мотивам, которые повсеместно признаны недопустимыми согласно международному праву, в связи с любыми деяниями, указанными в данном пункте, или любыми преступлениями, подпадающими под юрисдикцию Суда;

0 насильственное исчезновение людей; j) преступление апартеида; к) другие бесчеловечные деяния аналогичного характера, заключающиеся в умышленном причинении сильных страданий, или серьезных телесных повреждений, или серьезного ущерба психическому или физическому здоровью»7.

Под военными преступлениями понимаются:

«а) серьезные нарушения Женевских конвенций от 12 августа 1949 года, а именно любое из следующих деяний против лиц или имущества, охраняемых согласно положениям соответствующей Женевской конвенции:

0 умышленное убийство; и) пытки или бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты;

ш) умышленное причинение сильных страданий или серьезных телесных повреждений или ущерба здоровью;

^) незаконное, бессмысленное и крупномасштабное уничтожение и присвоение имущества, не вызванное военной необходимостью;

у) принуждение военнопленного или другого охраняемого лица к службе в вооруженных силах неприятельской державы;

7 Римский статут...

у^ умышленное лишение военнопленного или другого охраняемого лица права на справедливое и нормальное судопроизводство;

уп) незаконная депортация или перемещение или незаконное лишение свободы; уш) взятие заложников;

Ь) другие серьезные нарушения законов и обычаев, применимых в международных вооруженных конфликтах в установленных рамках международного права, а именно любое из следующих деяний:

о умышленные нападения на гражданское население как таковое или отдельных гражданских лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях;

и) умышленные нападения на гражданские объекты, т.е. объекты, которые не являются военными целями;

ш) умышленное нанесение ударов по персоналу, объектам, материалам, подразделениям или транспортным средствам, задействованным в оказании гуманитарной помощи или в миссии по поддержанию мира в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, пока они имеют право на защиту, которой пользуются гражданские лица или гражданские объекты по международному праву вооруженных конфликтов;

iv) умышленное совершение нападения, когда известно, что такое нападение явится причиной случайной гибели или увечья гражданских лиц или ущерба гражданским объектам или обширного, долгосрочного и серьезного ущерба окружающей природной среде, который будет явно несоизмерим с конкретным и непосредственно ожидаемым общим военным превосходством;

у) нападение на незащищенные и не являющиеся военными целями города, деревни, жилища или здания или их обстрел с применением каких бы то ни было средств;

у^ убийство или ранение комбатанта, который, сложив оружие или не имея более средств защиты, безоговорочно сдался;

уп) ненадлежащее использование флага парламентера, флага или военных знаков различия и формы неприятеля или Организации Объединенных Наций, а также отличительных эмблем, установленных Женевскими конвенциями, следствием которого является смерть или причинение ущерба личности;

уш) перемещение, прямо или косвенно, оккупирующей державой части ее собственного гражданского населения на оккупируемую ею территорию, или депортация или переме-

щение населения оккупируемой территории или отдельных частей его в пределах или за пределы этой территории;

ix) умышленное нанесение ударов по зданиям, предназначенным для целей религии, образования, искусства, науки или благотворительности, историческим памятникам, госпиталям и местам сосредоточения больных и раненых, при условии, что они не являются военными целями;

x) причинение лицам, которые находятся под властью противной стороны, физических увечий или совершение над ними медицинских или научных экспериментов любого рода, которые не оправданы необходимостью медицинского, зубоврачебного или больничного лечения соответствующего лица и не осуществляются в его интересах и которые вызывают смерть или серьезно угрожают здоровью такого лица или лиц;

х^ вероломное убийство или ранение лиц, принадлежащих к неприятельской нации или армии;

хп) заявление о том, что пощады не будет;

хш) уничтожение или захват имущества неприятеля, за исключением случаев, когда такое уничтожение или захват настоятельно диктуются военной необходимостью;

xiv) объявление отмененными, приостановленными или недопустимыми в суде прав и исков граждан противной стороны;

ху) принуждение граждан противной стороны к участию в военных действиях против их собственной страны, даже если они находились на службе воюющей стороны до начала войны;

ху^ разграбление города или населенного пункта, даже если он захвачен штурмом;

хуп) применение яда или отравленного оружия;

хуш) применение удушающих, ядовитых или других газов и любых аналогичных жидкостей, материалов или средств;

xix) применение пуль, которые легко разрываются или сплющиваются в теле человека, таких, как оболочечные пули, твердая оболочка которых не покрывает всего сердечника или имеет надрезы;

xx) применение оружия, боеприпасов и техники, а также методов ведения войны такого характера, которые вызывают чрезмерные повреждения или ненужные страдания или которые являются неизбирательными по своей сути в нарушение норм международного права вооруженных конфликтов, при условии, что такое

оружие, такие боеприпасы, такая техника и такие методы ведения войны являются предметом всеобъемлющего запрещения и включены в приложение к настоящему Статуту путем поправки согласно соответствующему положению, изложенному в статьях 121 и 123;

хх^ посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение;

ххп) изнасилование, обращение в сексуальное рабство, принуждение к проституции, принудительная беременность, как она определена в пункте 2 ’Т’ статьи 7, принудительная стерилизация и любые другие виды сексуального насилия, также являющиеся грубым нарушением Женевских конвенций;

ххш) использование присутствия гражданского лица или другого охраняемого лица для защиты от военных действий определенных пунктов, районов или вооруженных сил;

xxiv) умышленное нанесение ударов по зданиям, материалам, медицинским учреждениям и транспортным средствам, а также персоналу, использующим в соответствии с международным правом отличительные эмблемы, установленные Женевскими конвенциями;

хху) умышленное совершение действий, подвергающих гражданское население голоду, в качестве способа ведения войны путем лишения его предметов, необходимых для выживания, включая умышленное создание препятствий для предоставления помощи, как это предусмотрено в Женевских конвенциях;

хху^ набор или вербовка детей в возрасте до пятнадцати лет в состав национальных вооруженных сил или их использование для активного участия в боевых действиях»8.

Иными словами, преступления против мира и безопасности человечества посягают на фундаментальные основы международного мира и безопасности, установленные нормами международного права. Именно эти и только эти преступления должны входить в гл. 34 Уголовного кодекса РФ и никакие другие. Это обусловлено тем, что согласно Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы»9.

8 Римский статут.

9 Конституция Российской Федерации : [принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.] : [с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ] // СЗ РФ. 2014. № 15. Ст. 1691. 14 апр.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В данном же случае при всей гнусности отрицания фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, одобрение преступлений, установленных указанным приговором, а равно распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, совершенных публично, а также распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, а равно осквернение символов воинской славы России к преступлениям против мира и безопасности человечества, к сожалению, к вышеперечисленному не относятся, поскольку никак не посягают на международный мир и международную безопасность.

На наш взгляд, принятие данного закона является необоснованным.

В современном уголовном праве есть достаточно средств, обеспечивающих необходимый правопорядок и предотвращающих указанные преступления.

1. Что касается публичного осквернения символов воинской славы России, то существует 214 статья в Уголовном кодексе РФ «Вандализм - то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах».

Кто мешал законодателю внести соответствующие изменения и дополнения в эту статью, предусмотрев повышенную уголовную ответственность за осквернение зданий или иных сооружений, порчу иного имущества, связанного с местами и символами воинской славы России.

2. Публичное одобрение преступлений, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, очевидно относится к деянию, близкому к понятию «экстремизм», и, следовательно, если поступать юридически грамотно, то публичное отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, одобрение преступлений, установленных указанным приговором, очевидно, должно подпадать под понятие «экстремизм».

Что касается распространения заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы

Второй мировой войны, совершенных публично, а также распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, то, как это не прискорбно, но, на наш взгляд, эти деяния вообще не подпадают под понятие преступления и не являются преступными. Почему?

Согласно Уголовному кодексу РФ «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания». Таким образом, признаками преступления являются: а) общественная опасность; б) противоправность; в) виновность; г) наказуемость.

Рассмотрим эти признаки более подробно.

Общественная опасность преступления. Согласно определению Ю.И. Ляпунова «уголовно-правовая общественная опасность - это определенное объективное антисоциальное состояние преступления, обусловленное всей совокупностью отрицательных свойств и признаков и заключающее в себе реальную возможность причинения вреда (ущерба) общественным отношениям, поставленным под охрану закона»10.

По мнению Н.И. Ветрова, общественная опасность - свойство деяния причинять вред общественным отношениям (интересам)11. На наш взгляд, эти определения нуждаются в одном уточнении: преступление посягает на общественные отношения (причиняет ущерб или создает возможность причинения ущерба общественным отношениям, поставленным под охрану уголовного закона). Этим общественная опасность преступления отличается от общественной опасности иных правонарушений.

В теории уголовного права выделяют два понятия, характеризующие общественную опасность: характер и степень общественной опасности. Характер общественной опасности зависит от объекта посягательства, содержания причиненного вреда, особенностей способа посягательства, вида вины, содержания мотивов и целей преступления. Степень общественной опасности - выражение сравнительной опасности одного и того же деяния. Она определяется величиной ущерба, характером вины, стойкостью низменных мотивов преступления,

10 Ляпунов Ю.И. Общественная опасность деяния как универсальная категория советского уголовного права М., 1989. С. 39

11 Ветров Н.И. Понятие и признаки преступления // Уголовное право. Общая часть М., 1997. С. 127.

сравнительной опасностью преступления в зависимости от места, времени, обстоятельств совершенного преступления.

Анализ указанного состава показывает, что распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, пусть даже совершенное публично, никак не затрагивает существующие общественные отношения, ценности или блага, которые предусмотрены уголовным кодексом, и никак на них не посягает. Оно, конечно же, посягает на историческую память, но возникает вопрос, насколько такое посягательство серьезно, чтобы его отражать с помощью Уголовного кодекса РФ.

К тому же, по Конституции РФ «Каждому гарантируется свобода мысли и слова»12. Согласно ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод «каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обес-

печения авторитета и беспристрастности пра-восудия»13.

Кроме того, как отметил Европейский суд по правам человека в деле Кудешкина против России, «свобода выражения мнения составляет одну из существенных основ демократического общества и одно из главных условий для его прогресса и самореализации каждого гражданина. С учетом пункта 2 статьи 10 Конвенции она распространяется не только на ’ин-формацию” или ”идеи”, которые благосклонно принимаются или считаются безвредными или нейтральными, но также на оскорбляющие, шокирующие или причиняющие беспокойство. Таковы требования плюрализма, терпимости и широты взглядов, без которых невозможно ”демократическое общество”. Как следует из статьи 10 Конвенции, данная свобода содержит ряд исключений, которые... подлежат, однако, строгому толкованию, и необходимость любых ограничений должна быть установлена, вне всякого сомнения»14.

Принятие уголовного закона, допускающего введение уголовной ответственности за распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, думается, несовместим с положениями ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и положениями ст. 29 Конституции РФ и в этом смысле нуждается в серьезном пересмотре.

Также, на наш взгляд, необходимо проведение тщательной экспертизы уголовного законодательства при принятии решения о внесении изменений и дополнений в соответствующие статьи Уголовного кодекса РФ с привлечением ведущих специалистов в области уголовного, конституционного и международного права, в целях избегания соблазна решать сложные проблемы общества уголовно-правовым методом.

13 Конвенция о защите прав человека и основных свобод : [заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.] : [с изм. от 13.05.2004 г.] (вместе с «Протоколом [№ 1]» (подписан в г. Париже 20.03.1952 г.), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод, помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (подписан в г. Страсбурге 16.09.1963 г.), «Протоколом № 7» (подписан в г. Страсбурге 22.11.1984 г.)) // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163. 8 янв.

14 Постановление Европейского суда по правам человека по делу Кудешкина (Кudeshkina) против Российской Федерации // Цит по: Нешатаева Т.Н. Решения Европейского суда по правам

человека: новеллы и влияние на законодательство и правоприменительную практику : моногр. М. : Норма : ИНФРА-М, 2013.

12 Конституция Российской Федерации. 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.