Научная статья на тему 'Ответственность за посягательства на лиц и учреждения, которые пользуются международной защитой, по законодательству зарубежных государств'

Ответственность за посягательства на лиц и учреждения, которые пользуются международной защитой, по законодательству зарубежных государств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
459
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСЯГАТЕЛЬСТВО / ЛИЦА И УЧРЕЖДЕНИЯ КОТОРЫЕ ПОЛЬЗУЮТСЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЩИТОЙ / РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ (КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ) СИСТЕМА УГОЛОВНОГО ПРАВА / АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ СИСТЕМА УГОЛОВНОГО ПРАВА / МУСУЛЬМАНСКАЯ СИСТЕМА УГОЛОВНОГО ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куличков Алексей Александрович

Цель работы состоит в том, чтобы на основе анализа зарубежных уголовно-правовых норм об ответственности за посягательства на международно защищаемых лиц и учреждения сформулировать пути повышения эффективности противодействия данным посягательствам по российскому законодательству. Отдельные вопросы, связанные с наделением лиц иммунитетным статусом, и, соответственно, признанием их пользующимися международной защитой, рассмотрены в трудах J. Brown, G.P. Buzzini, Y. Dinstein, T. Ingadottir, G.V. McClanahan, P.J. O'Keefe, C.L. Rozakis, A. Sanger, P.C. Szasz, С.E. Wilson, M.C. Wood. Рассматриваются особенности правовой регламентации уголовной ответственности за изучаемые преступления по законодательству стран с различными типами уголовно-правовых систем. Делается вывод о том, что отечественному законодателю надлежит учесть положительный зарубежный опыт уголовно-правового противодействия исследуемым посягательствам путем создания комплекса самостоятельных норм о различных преступлениях против лиц и учреждений, пользующихся международной защитой. Работа адресована преподавателям, студентам, аспирантам высших учебных заведений и всем тем, кто интересуется проблемами международного уголовного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Куличков Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESPONSIBILITY FOR ENCROACHMENTS ON INTERNATIONALLY PROTECTED PERSONS AND INSTITUTIONS UNDER THE LAWS OF FOREIGN COUNTRIES

The aim of the work is that on the basis of foreign criminal law about responsibility for offences against internationally protected persons and institutions to formulate ways of increase of efficiency of counteraction of these encroachments according to the Russian legislation. Selected issues related to the empowerment of persons with special status, and, accordingly, recognition of their internationally protected status, are considered in the works of J. Brown, G.P. Buzzini, Y. Dinstein, T. Ingadottir, G.V. McClanahan, P.J. O'Keefe, C.L. Rozakis, A. Sanger, P.C. Szasz, C.E. Wilson, M.C. Wood. The conclusion that the native legislator must take into account positive foreign experience of criminal legal counteraction to analyzed encroachments by creating a set of separate norms on the various crimes against internationally protected persons and institutions is being made. The article is addressed to teachers, students, post-graduate students of higher educational institutions and all those interested in issues of international criminal law.

Текст научной работы на тему «Ответственность за посягательства на лиц и учреждения, которые пользуются международной защитой, по законодательству зарубежных государств»

5.4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА ЛИЦ И УЧРЕЖДЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПОЛЬЗУЮТСЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЩИТОЙ,

ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ

Куличков Алексей Александрович, соискатель. Место учебы: Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России). Подразделение: кафедра уголовного права и криминологии. E-mail: kulichkovalexey@gmail.com

Аннотация: Цель работы состоит в том, чтобы на основе анализа зарубежных уголовно-правовых норм об ответственности за посягательства на международно защищаемых лиц и учреждения сформулировать пути повышения эффективности противодействия данным посягательствам по российскому законодательству. Отдельные вопросы, связанные с наделением лиц иммунитетным статусом, и, соответственно, признанием их пользующимися международной защитой, рассмотрены в трудах J. Brown, G.P. Buzzini, Y. Dinstein, T. Ingadottir, G.V. McClanahan, P.J. O'Keefe, C.L. Rozakis, A. Sanger, P.C. Szasz, C.E. Wilson, M.C. Wood. Рассматриваются особенности правовой регламентации уголовной ответственности за изучаемые преступления по законодательству стран с различными типами уголовно-правовых систем. Делается вывод о том, что отечественному законодателю надлежит учесть положительный зарубежный опыт уголовно-правового противодействия исследуемым посягательствам путем создания комплекса самостоятельных норм о различных преступлениях против лиц и учреждений, пользующихся международной защитой. Работа адресована преподавателям, студентам, аспирантам высших учебных заведений и всем тем, кто интересуется проблемами международного уголовного права.

Ключевые слова: посягательство; лица и учреждения, которые пользуются международной защитой; романо-германская (континентальная) система уголовного права; англо-американская система уголовного права; мусульманская система уголовного права.

RESPONSIBILITY FOR ENCROACHMENTS ON INTERNATIONALLY PROTECTED PERSONS AND INSTITUTIONS UNDER THE LAWS OF FOREIGN COUNTRIES

Kulichkov Alexey Alexandrovich, competitor. Place of study: Russian Law Academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation. Department: Criminal Law and Criminology chair. E-mail: kulichkovalexey@gmail.com

Annotation: The aim of the work is that on the basis of foreign criminal law about responsibility for offences against internationally protected persons and institutions to formulate ways of increase of efficiency of counteraction of these encroachments according to the Russian legislation. Selected issues related to the empowerment of persons with special status, and, accordingly, recognition of their internationally protected status, are considered in the works of J. Brown, G.P. Buzzini, Y. Dinstein, T. Ingadottir, G.V. McClanahan, P.J. O'Keefe, C.L. Rozakis, A. Sanger,

P.C. Szasz, C.E. Wilson, M.C. Wood. The conclusion that the native legislator must take into account positive foreign experience of criminal legal counteraction to analyzed encroachments by creating a set of separate norms on the various crimes against internationally protected persons and institutions is being made. The article is addressed to teachers, students, post-graduate students of higher educational institutions and all those interested in issues of international criminal law.

Keywords: encroachment; internationally protected persons and institutions; Romano-Germanic (continental) system of criminal law; Anglo-American system of criminal law; Muslim system of criminal law.

Безусловным постулатом международных отношений, в которых участвует Российская Федерация, является уважение к дипломатическим представителям всех государств независимо от того, каково качество взаимоотношений конкретного иностранного государства с Российской Федерацией. Российская Федерация категорически против использования в международных отношениях любого насилия или даже неуважительного отношения к дипломатическому корпусу. Эта позиция России выразилась в том, что наша страна является активным участником конвенций, посвященных защите международно-представительской деятельности, и предусмотрела в своем уголовном законодательстве нападение на дипломатические миссии и дипломатических представителей в качестве самостоятельного преступления (ст. 360 УК РФ). Кроме того, необходимо учесть, что нападение на лиц или учреждения, пользующиеся международной защитой, часто используется как способ причинения вреда интересам государства. Современная международная обстановка - яркий тому пример. На этом основании в отечественном уголовном законодательстве необходима эффективная и действующая норма, предусматривающая ответственность за нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой.

Повышение эффективности уголовно-правового подобным посягательствам предполагает анализ норм, регламентирующих ответственность за совершение аналогичных преступлений в зарубежных странах. Исследование данного вопроса требует классификации уголовно-правовых систем на романо-германскую (континентальную), англо-американскую и мусульманскую.

Нормы об ответственности за анализируемые преступления по законодательству стран с континентальным типом уголовно-правовой системы расположены в разделах (главах) о посягательствах против международного права (УК Испании), иностранных государств и отношений с ними (УК Австрии, Нидерландов, Таиланда, Турции, Финляндии, ФРГ, Швейцарии), независимости и безопасности государства (УК Дании, Сан-Марино, Туниса, Швеции). Данные нормы в большинстве своем содержат условия наказуемости: наличие дипломатических отношений с иностранной державой (УК Австрии, Нидерландов, Турции, ФРГ); гарантии взаимности (УК Австрии, Испании, Турции, ФРГ); инициирование преследования органом власти принимающего (УК Дании) или зарубежного государства (УК Швейцарии).

В рамках континентального типа можно выделить следующие группы: французскую (Бельгия, Таиланд, Тунис, Франция и др.), германскую (Австрия, Лихтенштейн, ФРГ, Швейцария), итало-иберийскую (Испания,

Италия, Сан-Марино, Турция и др.), группу СНГ, «югославскую» [2, с. 33-38].

Уголовный кодекс Туниса не содержит специальных норм, предусматривающих ответственность за изучаемые посягательства. Между тем в ст. 61 bis установлена ответственность за следующие деяния: осуществление тунисским или иностранным гражданином совместно с агентами или разведкой иностранного государства действий, направленных на нанесение вреда военному положению или дипломатическим интересам Туниса [14, с. 29].

Законодатель Таиланда, напротив, криминализовал практически все возможные деяния, направленные против иностранных представителей: причинение телесного вреда или совершение акта насилия против свободы главы дружественного иностранного государства (ст. 130) либо против свободы иностранного представителя, приближенного к королевскому двору (ст. 131); убийство названных потерпевших (ст. 132); клевета, оскорбления, угрозы в их адрес (ст. ст. 133134); совершение действий над флагом или другой эмблемой, символизирующей дружественное иностранное государство, «с намерением высмеять их нацию» (ст. 135) [13, с. 82-83].

В § 317 УК Австрии закреплена наказуемость дискредитирования символов иностранного государства. В качестве предмета преступления выступают: государственный флаг или государственные символы зарубежного государства или межгосударственного учреждения; исполняемый по официальному поводу иностранный гимн. Объективная сторона выражается в следующих действиях: оскорбление «с ненавистью»; осквернение; дискредитация иным образом. Обязательным признаком состава является публичный способ совершения преступления. Немаловажно отметить, что описанная норма является в УК Австрии фактически единственной, специально защищающей интересы международного общения и сотрудничества. Иных статей, об ответственности за рассматриваемые посягательства, австрийский УК не содержит. Вероятнее всего, действия лица при совершении подобных преступлений будут подпадать под понятие терроризма (§§ 278c, 278d) [10, с. 308-312, 343-344].

Своеобразием в исследуемом вопросе характеризуется швейцарский уголовный закон, содержащий следующие преступления: оскорбление иностранного государства (ст. 296); оскорбление межгосударственных организаций (ст. 297); насильственные нападения на чужие символы государственного суверенитета (ст. 298). Более того, УК Швейцарии, подчеркивая ее нейтральный статус, криминализовал такие деяния, как нарушение дипломатического территориального суверенитета иностранного государства (ст. 299) и враждебные действия в отношении руководителей государств, ведущих войну, или воинских частей иностранного государства (ст. 300) [17, с. 262-266].

В § 102 УК ФРГ установлена ответственность за посягательство на органы или представителей иностранных государств. Объективную сторону преступления образует деяние в виде посягательства на жизнь или здоровье главы зарубежного государства, члена его правительства или аккредитованного на территории Федерации главы иностранного дипломатического представительства. Поскольку защита чести и достоинства зарубежных представителей является залогом успешной дипломатии, немецкий законодатель карает оскорбление органов и представителей

иностранных государств (§ 103), повреждение их флагов и государственных символов (§ 104) [16, с. 76—77].

В УК Испании существуют следующие нормы, обеспечивающие охрану международно-представительской деятельности: убийство находящегося в стране главы иностранного государства или другого лица, имеющего международную защиту по Договору (п. 1 ст. 605); причинение им телесных повреждений (п. 2 ст. 605); нарушение их личной неприкосновенности (ст. 606). Согласно УК Испании усиление ответственности за рассматриваемые посягательства осуществляется с помощью отягчающего обстоятельства, содержащегося в ст. 605. Суть указанной нормы заключается в том, что любое преступление, совершенное против упомянутых потерпевших либо против их присутственных мест, частной резиденции или транспортных средств, «наказывается по соответствующим статьям настоящего Кодекса, причем наказание назначается ближе к верхнему пределу санкции» [12, с. 182-183].

Уголовный кодекс Турции предусматривает ответственность за снятие с места, срывание, повреждение официальных флагов или гербов дружественных государств, надругательство над ними иным образом с целью оскорбления (ст. 165). Кроме того, в ст. 164 УК Турции содержится отягчающее обстоятельство: наказание, предусмотренное законом за преступление, увеличивается от одной шестой до одной трети, если оно было совершено против главы иностранного государства. В силу ст. 166 УК Турции послы, аккредитованные в Турецкой Республике, в случае совершения против них преступления в связи с занимаемой ими должностью, фактически рассматриваются в качестве государственных чиновников Турции [15, с. 124-125].

В рамках континентального типа уголовно-правовой системы выделяется относительно обособленная североевропейская региональная уголовно-правовая модель (Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция).

Уголовный кодекс Швеции в ст. 11 содержит норму, усиливающую ответственность за следующие преступления: публичное оскорбление иностранной державы путем оскорбления Главы Государства иностранной державы или его представителя в Швеции; оскорбление иностранной державы, совершенное путем вторжения в помещение, занимаемое ее представителями, или нанесением повреждения такому помещению или имеющемуся в нем имуществу [18, с. 161-1б2].

Достаточно разработанным является механизм уголовно-правовой охраны международно-представительской деятельности по УК Финляндии. Предусмотрена ответственность за убийство, иное насилие, клевету в отношении главы дружественного государства, иностранного дипломатического агента, надругательство над государственными печатями или иными символами иностранного государства [20, р. 43-44].

Голландская уголовно-правовая модель является нетипичной, поскольку сочетает в себе черты континентального и англосаксонского типов уголовно-правовой системы. В Нидерландах помимо УК используются судебные прецеденты и отдельные положения доктрины уголовного права, разрабатываемые в США [1, с. 71]. Особенностью УК Голландии является большое количество норм, создающих усиленный режим охраны зарубежных представителей: посягательства на жизнь и свободу (ст. ст. 115, 117), телесную неприкосновенность (ст. ст. 116, 117а) главы дружественного государства или лица, пользующегося международ-

ной защитой; насильственные посягательства на «защищенную собственность» (ст. 117b); «умышленная дискредитация» названных потерпевших (ст. ст. 118, 119) [11, с. 254-258].

Англо-американский (англосаксонский) тип уголовно-правовой системы распространен в Австралии, Великобритании, Ирландии, Канаде, США. Англосаксонское право наряду с законом и доктриной признает в качестве источника судебный прецедент. В рамках англосаксонского типа уголовно-правовой системы можно выделить британскую и американскую модели.

Особенностями британской уголовно-правовой модели являются отсутствие кодифицированного законодательства и наличие значительного количества региональных уголовно-правовых норм [1, с. 72]. Основным источником уголовного права Великобритании в исследуемом аспекте является изданный в 1978 г. в связи с присоединением страны к Европейской конвенции по борьбе с терроризмом Закон о лицах, подлежащих защите в соответствии с международным правом [5, с. 43]. Его действие распространяется на британских и иностранных граждан, а также на преступления, совершаемые как на территории Великобритании, так и за ее пределами. Среди преступлений против защищаемых лиц упомянуты: предумышленное убийство (murder); непредумышленное убийство (manslaughter); злостное (виновное) убийство (culpable homicide); изнасилование; угроза причинением вреда здоровью; похищение; незаконное лишение свободы; причинение беспокойства. Установлена ответственность за нападение на помещение или транспортное средство защищаемых лиц. Наказуемы угроза совершить перечисленные преступления, покушение на них, пособничество, подстрекательство, дача советов, обеспечение их совершения, причастность к ним [19].

Нельзя обойти вниманием особенности криминализации представляющих интерес деяний в австралийском законодательстве. Австралийская модель входит в британскую «ветвь», но характеризуется кодифицированным уголовным правом [2, с. 39-40]. Уголовный кодекс Австралии в гл. 4 «Целостность и безопасность международного сообщества и иностранных правительств» содержит раздел 71 «Преступления против чиновников Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала». Перечень преступлений, предусмотренных в данном разделе, обширен и включает в себя: предумышленное убийство (murder) (ст. 71.2); убийство (manslaughter) (ст. 71.3); умышленное причинение серьезного вреда (serious harm) (ст. 71.4); умышленное причинение вреда (ст. 71.6); незаконное сексуальное проникновение (ст. 71.8); похищение (ст. 71.9); задержание (ст. 71.10); умышленное причинение убытков собственности (ст. 71.11); угрозу совершить другие преступления (ст. 71.12). В качестве потерпевших от упомянутых посягательств УК Австралии называет чиновника ООН или лицо, связанное с ней.

В определенном смысле уникальными являются нормы о неосторожном причинении серьезного вреда (ст. 71.5) и неосторожном причинении вреда (ст. 71.7). Удивление вызывает возможность вменения нормы о неосторожном преступлении, совершенном в отношении специального потерпевшего. Непривычными являются и чрезмерно суровые санкции за преступления, совершаемые по неосторожности: 15 и 7 лет лишения свободы. Если же преступления были «квалифицированными», то наказание увеличивается до 19 и 9 лет лишения свободы соответственно. Под «квалифицированным» австралийский законодатель

понимает такое преступление, которое совершено: 1) с использованием пытки; 2) с использованием или угрозой использования оружия с целью нападения; 3) путем злоупотребления властью (ст. 71.13). Не вполне понятно, каким образом перечисленные признаки могут быть квалифицирующими в составах неосторожных преступлений [9, с. 142-156].

В израильском уголовном праве реализована так называемая модель министерства колоний Великобритании [2, с. 40]. Закон об уголовном праве Израиля в разделе зайн «Безопасность государства, международные отношения и официальные тайны» содержит ст. 121 «Причинение вреда международным отношениям», представляющую собой общий состав исследуемых посягательств. Помимо этого предусмотрена ответственность за такие преступления, как: насилие против иностранного государства (ст. 165), причинение вреда флагу или гербу дружественного государства (ст. 167), оскорбление чести главных лиц иностранного государства (ст. 168). Указанные нормы содержатся в разделе хет «Причинение вреда государственным и общественным устоям» [4, с. 150-151, 186-187].

Необходимо обратиться к рассмотрению американской уголовно-правовой модели. В США действуют 53 самостоятельные правовые системы: общефедеральная юрисдикция, правовые системы штатов, округа Колумбия, территории Пуэрто-Рико. Федеральное законодательство представлено: 1) Титулом 18 Свода законов США, выполняющим функции федерального УК; 2) иными законами, принимаемыми для урегулирования конкретных вопросов. В качестве источников уголовного права выступают отдельные подзаконные нормативные акты [6, с. 13-15].

В Титуле 18 Свода законов США содержится достаточно разработанный комплекс норм об ответственности за анализируемые преступления, «разбросанных», однако, по разным главам. Например, в гл. 7 «Нападение» расположен § 112 «Защита иностранных официальных лиц, официальных гостей и лиц, пользующихся международной защитой». Виновным в таком преступлении признается тот, кто: нападает на упомянутых потерпевших; наносит побои, ранения; лишает свободы; пытается применить насилие; совершает иные насильственные действия; совершает нападение на их официальную резиденцию, частное жилище транспортное средство; покушается на совершение каких-либо из перечисленных действий.

Криминализованы также следующие умышленные деяния: запугивание иностранного официального лица или официального гостя; принуждение; угрозы; причинение беспокойства; затруднение исполнения обязанностей. Преступным признается умышленное объединение с двумя или более лицами с намерением совершить указанные действия, если такое объединение имеет место «в пределах 100 футов от какого-либо здания или помещения, полностью или частично принадлежащих, используемых или арендуемых для осуществления официальной деятельности либо для дипломатических, консульских целей или для проживания официальных иностранных лиц».

В гл. 45 «Международные отношения» Титула 18 содержится § 970, обеспечивающий защиту имущества, находящегося во владении зарубежного государства, его представителя, международной организации или официального гостя. Ответственность предусмотрена не только за умышленное повреждение, разрушение либо попытку повредить или разрушить имущество, но и за насильственное проникновение в соответствую-

щее здание или помещение с намерением запугать или принудить, а равно за отказ покинуть эти объекты.

Наконец, в гл. 45 «Убийство» Титул 18 закрепляет нормы об ответственности за тяжкое или простое убийство иностранных представителей, официальных гостей или лиц, находящихся под международно-правовой защитой (§ 1116). На основании § 1117 наказуем сговор с целью убийства [8, с. 592-593, 609-610, 612].

Мусульманский тип уголовно-правовой системы распространен в странах с религиозной системой права, основанной на исламе. Наиболее полная исламизация уголовного права осуществлена в Иране, Пакистане, Саудовской Аравии, Судане и некоторых других государствах, провозглашенных исламскими. В их правовую систему встроены нормы ислама (шариата), источниками которого являются Коран, сунна (предания), иджма (единое соглашение мусульманских правоведов по решению не урегулированных в Коране вопросов), кияс (толкование Корана и сунны), урф (обычай) [7, с. 5-6].

Закон об исламских уголовных наказаниях Исламской Республики Иран криминализовал покушение на жизнь руководителя иностранного государства или его официального представителя во время их пребывания на территории Ирана (ст. 516), а также их публичное оскорбление (ст. 517). Обязательным условием применения указанных норм является принцип взаимности [3, с. 238-239].

Изложенное позволяет сформулировать ряд выводов.

Нормы об ответственности за изучаемые преступления содержатся в уголовных законах многих государств, принадлежащих к различным типам уголовно-правовых систем. Данные нормы расположены преимущественно в разделах (главах) о преступлениях против интересов международного сообщества (международных отношений) или безопасности государства. Указанное обстоятельство подчеркивает двойственный характер этих посягательств, направленных одновременно против международных и государственных институтов.

Усиление ответственности за рассматриваемые преступления по законодательству некоторых зарубежных государств осуществляется посредством закрепления в УК такого обстоятельства, отягчающего наказание, как совершение преступления против защищаемого лица. В отдельных случаях зарубежный законодатель вместо указанного обстоятельства вводит в составы наиболее распространенных террористических преступлений особый квалифицирующий признак. Чаще всего в целях формирования усиленного режима уголовно-правовой охраны международно-представительской деятельности создаются: 1) общий состав преступления международного характера; 2) нормы об ответственности за нападение на защищаемых лиц или учреждения; 3) комплекс соответствующих норм. Распространены смешанные варианты.

Думается, российскому законодателю надлежит учесть положительный зарубежный опыт уголовно-правового противодействия исследуемым посягательствам путем создания комплекса самостоятельных норм о различных преступлениях против лиц и учреждений, пользующихся международной защитой.

Список литературы:

1. Ведерникова О.Н. Современные уголовно-правовые системы: типы, модели, характеристика // Государство и право. 2004. № 1. С. 68-76.

2. Додонов В.Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть. М.: Юрлитинформ, 2009. 448 с.

3. Закон об исламских уголовных наказаниях Исламской Республики Иран. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2008. 343 с.

4. Закон об уголовном праве Израиля. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2005. 412 с.

5. Зарубежное законодательство в борьбе с терроризмом / отв. ред. И.С. Власов. М.: Городец-издат, 2002. 144 с.

6. Малиновский А.А. Уголовное право зарубежных государств: учеб. пособие. М.: Новый юрист, 1998. 128 с.

7. Сабитов И.К., Эпингер В.В. Основные положения Общей части уголовного права зарубежных стран: лекция. Уфа: Уфимский юридический институт МВД РФ, 2000. 30 с.

8. Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты / сост. В.И. Лафитский; под ред. и со вступ. ст. О.А. Жидкова. М.: Прогресс, Универс, 1993. 768 с.

9. Уголовный кодекс Австралии 1995 г. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. 386 с.

10. Уголовный кодекс Австрии. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. 352 с.

11. Уголовный кодекс Голландии. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001. 509 с.

12. Уголовный кодекс Испании. М.: ЗЕРЦАЛО, 1998. 213 с.

13. Уголовный кодекс Таиланда. М.: Юрид. центр Пресс, 2005. 200 с.

14. Уголовный кодекс Туниса. М.: Ин-т правовых и сравнит. исслед.: Лика, 2005. 86 с.

15. Уголовный кодекс Турции. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. 374 с.

16. Уголовный кодекс ФРГ. М.: Зерцало-М, 2001. 208

с.

17. Уголовный кодекс Швейцарии. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. 350 с.

18. Уголовный кодекс Швеции. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001. 320 с.

19. Internationally Protected Persons Act 1978 [Электронный ресурс] // The Official Home of UK Legislation : [сайт]. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1978/17/data.pdf (дата обращения: 23.08.2015).

20. The Penal code of Finland and the decree on the enforcement of the penal code as amended up to July 1, 1983. Helsinki: Research inst. of legal policy, 1983. 163 p.

Рецензия

на статью Куличкова Алексея Александровича «Ответственность за посягательства на лиц и учреждения, которые пользуются международной защитой, по законодательству зарубежных государств»

Актуальность темы статьи обуславливается следующими обстоятельствами.

Во-первых, рассматриваемые посягательства характеризуются высокой степенью общественной опасности, так как посягают на сами основы существования любого современного государства: на состояние всеобщего мира и государственную власть. Во-вторых, несмотря на то, что мировым сообществом разработан ряд документов, требующих обязательной криминализации исследуемых преступлений, нападения на лиц и

учреждения, пользующиеся международной защитой, остаются повседневной практикой. Поскольку проблемы, связанные с привлечением к уголовной ответственности по ст. 360 УК РФ, являются недостаточно разработанными в современной российской уголовно-правовой науке, становится очевидной новизна рецензируемой статьи.

Автор на основе классификации уголовно-правовых систем проводит последовательный анализ зарубежных норм об ответственности за посягательства на международно защищаемых лиц и учреждения. В результате делается обоснованный вывод о необходимости учитывать положительный зарубежный опыт криминализации подобных деяний путем создания в УК РФ комплекса соответствующих норм. Представляется, что данное предложение, несомненно, усилит существующий в нашей стране режим специальной уголовно-правовой охраны международно-представительской деятельности.

Полагаю, что научная статья Куличкова А.А. отвечает требованиям, предъявляемым к научным публикациям. Данная работа ранее нигде не публиковалась и может быть размещена в открытой печати. Рекомендую представленную статью к опубликованию в рецензируемом журнале ВАК России «Пробелы в российском законодательстве».

Научный руководитель

Доцент кафедры уголовного права и криминологии Челябинского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент С.А.Дробот

Материал выверен, не содержит сведений ограниченного распространения. Статья публикуется впервые. Материал проверен по системе «Антиплагиат». Оригинальность 90,03%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.