Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ'

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
169
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРАВОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПРАВА И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ / УНИФИКАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чомаев Альберт Ансарович

Введение. На сегодняшний день современное общество невозможно представить без цифровых технологий. Внедрение таких технологий затронуло также и сферу права, в котором формирующим правовую основу общества стала цифровизация. Актуальность данной темы исследования выражается в необходимости установления основных проблем использования цифровых технологий в процессе реализации прав и свобод личности. Материалы и методы. На основе критического анализа положений законодательства и различных точек зрений, сложившихся в общей теории права и отраслевых науках, выявлены проблемы использования цифровых технологий в процессе реализации прав и свобод личности. При написании данной статьи также были применены такие общенаучные методы, как: анализ, синтез, метод абстрагирования и моделирование. Анализ. Автор выделяет такие проблемы как возможная дискриминация на основе цифровых данных о гражданах, добровольность использования гражданами цифровых технологий при взаимодействии с государством. Раскрывается проблема возможных нарушений прав человека в сети Интернет при использовании цифровых сервисов. Констатируется, что государство должно постоянно развивать технологии, препятствующие нарушению прав граждан в цифровом пространстве. Вопрос цифровой компетентности, навыков, необходимых для пользования электронными административными услугами как самими гражданами, так и государственными служащими, работниками организаций, которые используют в своей деятельности соответствующие технологии, является еще одной проблемой, требующей решения. Необходимы новые образовательные технологии и специальности, позволяющие сформировать навыки реализации отдельных прав в сети Интернет. Проблемой теоретического характера является отсутствие в законодательстве единого подхода к определению основных терминов и понятий. Высказывается мнение, что регулирование любых общественных отношений начинается именно с выработки единой понятийной базы. Автор поднимает вопросы отсутствия унифицированности норм в регулировании процедур реализации прав и свобод граждан с использованием цифровых технологий и необходимости принятия Цифрового кодекса РФ. Результаты. По итогам проведённого исследования можно сделать вывод о том, что существует глобальная необходимость в регулировании правореализационного процесса путём использования цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME PROBLEMS OF USING DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF REALIZING INDIVIDUAL RIGHTS AND FREEDOMS

Introduction. Today, it is impossible to imagine modern society without digital technologies. The introduction of such technologies has also affectedthe sphere of law, in which digitalization has become the formative legal basis of society. The relevance of thisresearch topic is expressed in the need to identify the main problems of using digital technologies in the process of realizing individual rights and freedoms. Materials and Methods. Based on a critical analysis of the provisions of legislation and various points of view that have developed in the general theory of law and branch sciences, the problems of using digital technologies in the process of realizing individual rights and freedoms have been identified. When writing this article, such general scientific methods as analysis, synthesis, abstraction method and modeling were also used. Analysis. The author highlights such problems as possible discrimination based on digital data about citizens, voluntary use of digital technologies by citizens when interacting with the state. The problem of possible violations of human rights on the Internet when using digital services is revealed. It is indicated that the state must constantly develop technologies that prevent the violation of citizens’ rights in the digital space. The issue of digital competence, skills necessary for the use of electronic administrative services by both citizens themselves and civil servants, employees of organizations that use appropriate technologies in their activities is another problem that needs to be solved. There is a need for new educational technologies and specialties that allow you to form skills for the implementation of individual rights on the Internet. The problem of a theoretical nature is the lack of a unified approach to the definition of basic terms and concepts in the legislation. The opinion is expressed that the regulation of any public relations begins precisely with the development of a single conceptual framework. The author raises the issues of the lack of uniformity of norms in the regulation of procedures for the implementation of citizens’ rights and freedoms using digital technologies and the need to adopt the Digital Code of the Russian Federation. Results. Based on the results of the conducted research, it can be concluded that there is a global need to regulate the legal realization process through the use of digital technologies.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ»

M

fr I

Научная статья УДК 340.0

https://doi.org/10.37493/2409-1030.2023.2.18

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ИСПОЛьЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИй В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ

Альберт Ансарович Чомаев1

1 Северо-Кавказский федеральный университет (д. 1. ул. Пушкина, 355017, Ставрополь, Российская Федерация) Ассистент. ORCID: 0000-0002-0528-1310. E-mail: albert.chomaev@mail.ru

Аннотация. Введение. На сегодняшний день современное общество невозможно представить без цифровых технологий. Внедрение таких технологий затронуло также и сферу права, в котором формирующим правовую основу общества стала цифровизация. Актуальность данной темы исследования выражается в необходимости установления основных проблем использования цифровых технологий в процессе реализации прав и свобод личности. Материалы и методы. На основе критического анализа положений законодательства и различных точек зрений, сложившихся в общей теории права и отраслевых науках, выявлены проблемы использования цифровых технологий в процессе реализации прав и свобод личности. При написании данной статьи также были применены такие общенаучные методы как: анализ, синтез, метод абстрагирования и моделирование. Анализ. Автор выделяет такие проблемы как возможная дискриминация на основе цифровых данных о гражданах, добровольность использования гражданами цифровых технологий при взаимодействии с государством. Раскрывается проблема возможных нарушений прав человека в сети Интернет при использовании цифровых сервисов. Констатируется, что государство должно постоянно развивать технологии, препятствующие нарушению прав граждан в цифровом пространстве. Вопрос цифровой компетентности, навыков необходимых для пользования электронными административными услугами как самими гражданами, так

Original article

и государственными служащими, работниками организаций, которые используют в своей деятельности соответствующие технологии является еще одной проблемой, требующей решения. Необходимы новые образовательные технологии и специальности, позволяющие сформировать навыки реализации отдельных прав в сети Интернет. Проблемой теоретического характера является отсутствие в законодательстве единого подхода к определению основных терминов и понятий. Высказывается мнение, что регулирование любых общественных отношений начинается именно с выработки единой понятийной базы. Автор поднимает вопросы отсутствия унифицированности норм в регулировании процедур реализации прав и свобод граждан с использованием цифровых технологий и необходимости принятия Цифрового кодекса РФ. Результаты. По итогам проведённого исследования можно сделать вывод о том, что существует глобальная необходимость в регулировании правореализа-ционного процесса путём использования цифровых технологий.

Ключевые слова: цифровизация, информационные технологии, правореализация, права и свободы личности, унификация, электронное управление

Для цитирования: Чомаев А. А. О некоторых проблемах использования цифровых технологий в процессе реализации прав и свобод личности // Гуманитарные и юридические исследования. 2023. Т. 10 (2). С. 314-320. DOI: 10.37493/2409-1030.2023.2.18.

ON SOME PROBLEMS OF USING DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF REALIZING INDIVIDUAL RIGHTS AND FREEDOMS

Albert A. Chomaev1

1 North-Caucasus Federal University (1, Pushkina St., 355017 Stavropol, Russian Federation) Assistant. ORCID: 0000-0002-0528-1310. E-mail: albert.chomaev@mail.ru

Abstract. Introduction. Today, it is impossible to imagine modern society without digital technologies. The introduction of such technologies has also affected the sphere of law, in which digitalization has become the formative legal basis of society. The relevance of this research topic is expressed in the need to identify the main problems of using digital technologies in the process of realizing individual rights and freedoms. Materials and Methods. Based on a critical analysis of the provisions of legislation and various points of view that have developed in the general theory of law and branch sciences, the problems of using digital technologies in the process of realizing

individual rights and freedoms have been identified. When writing this article, such general scientific methods as analysis, synthesis, abstraction method and modeling were also used. Analysis. The author highlights such problems as possible discrimination based on digital data about citizens, voluntary use of digital technologies by citizens when interacting with the state. The problem of possible violations of human rights on the Internet when using digital services is revealed. It is indicated that the state must constantly develop technologies that prevent the violation of citizens' rights in the digital space. The issue of digital competence, skills necessary for the use of electronic

fr I

СКШУ

administrative services by both citizens themselves and civil servants, employees of organizations that use appropriate technologies in their activities is another problem that needs to be solved. There is a need for new educational technologies and specialties that allow you to form skills for the implementation of individual rights on the Internet. The problem of a theoretical nature is the lack of a unified approach to the definition of basic terms and concepts in the legislation. The opinion is expressed that the regulation of any public relations begins precisely with the development of a single conceptual framework. The author raises the issues of the lack of uniformity of norms in the regulation of procedures for the implementation of citizens' rights

Введение. В современном мире основным фактором, формирующим правовую сферу всего общества, а также правовое поведение человека стала цифровизация. Цифровое, а также научно-технологическое развитие является необходимым условием для успешного развития страны в условиях санкционного давления и ограничения доступа к новым технологиям. Усиливающаяся цифровизация всех сфер деятельности современного человека порождает риски в процессе реализации его прав и свобод. Но внедрение цифровых технологий не может достигаться путём умаления достоинства граждан, снижать уровень гарантированности прав и свобод.

В 1990-е гг. прошлого века под влиянием на тот момент современных цифровых технологий стали образовываться новые направления правоотношений, в центре которых находился Интернет. К сожалению, в тот период еще отсутствовали полноценно сформированные технологии, которые бы предотвращали злоупотребления, в процессе реализации прав самим гражданином, так и позволяющие защитить его права. Но именно в этот период начинается формирование процедур по реализации прав человека с использованием цифровых платформ. Цифровизация активно способствовала развитию сети Интернет и информационно-цифрового пространства правоотношений, которые, естественно, несравнимы с современными цифровыми правоотношениями.

В настоящее время человечество находится на этапе цифрового развития и проходит период адаптации к цифровым технологиям, при этом находясь в вечном поиске регуляции данных процессов. Глобальная цифровизация навязывает личности изменение его интересов и ценностей, принятых устоев, принципов и условий существования. Данные изменения оказывают существенное влияние на и фундаментальные права человека, и, соответственно, их правовое регулирование.

Поэтапно цифровой мир необратимо стал ежедневной частью современного мира, организовав не существовавшие раньше для классического правового понимания объекты правоотношений, как публичных, так и частных. На сегодняшний

and freedoms using digital technologies and the need to adopt the Digital Code of the Russian Federation. Results. Based on the results of the conducted research, it can be concluded that there is a global need to regulate the legal realization process through the use of digital technologies.

Key words: digitalization, information technologies, legal realization, individual rights and freedoms, unification, electronic management

For citation: Chomaev A. On some problems of using digital technologies in the process of realizing individual rights and freedoms // Humanities and law research. 2023. V. 10 (2). P. 314-320 (In Russian). DOI: 10.37493/24091030.2023.2.18.

день современный мир невозможно представить без цифровых технологий. Это требует их изучения, что и проявляется в научном дискурсе.

Необходимость исследования реализации прав и свобод граждан в условиях цифровизации связана с тем, что действующее законодательство не всегда соответствует сформировавшейся цифровой действительности и реалиям жизни, что выражается в необходимости анализа теоретических конструкций норм права, реализация которых возможна и необходима при помощи новых цифровых технологий. Требуется и корректировка нормативно-правовой базы, которая стремительно устаревает, не успевая за цифровыми потребностями государства и граждан.

Материалы и методы. Исследование основано на общенаучных методах, таких как анализ, синтез, метод абстрагирования, моделирования. Для анализа нормативного регулирования процедур реализации прав человека применялся формально-юридический метод, который позволил выявить сущность предмета исследования явления через призму правовых норм, закрепляющих процесс реализации прав личности и выявить недостатки, имеющиеся в правовом регулировании. Проведён анализ влияния цифровых технологий на реализацию прав и свобод личности, выявлены и проанализированы проблемы, возникающие при реализации прав человека с использованием цифровых технологий, намечены возможные пути их решения.

Анализ. В последние годы появилось множество работ, посвященных теме цифровизации права, с учётом адекватной защиты прав человек. Предлагаются юридические концепции роботизации, поднимаются вопросы нарушений норм права при применении цифровых технологий, проблемы отсутствия в нормативных правовых актах норм, регулирующие те, или иные общественные отношения в сфере цифрового мира, выявляются определенные перспективы и пути решения проблем, связанных с многочисленными нарушениями прав человека в виртуальной среде. Эти вопросы еще несколько лет назад были подняты Э. В. Талапиной [8], В. Д. Зорькиным [3] и рядом других ученых.

м

ГГI

О проблемах в процессе реализации прав личности с применением цифровизации многие исследователи пишут и Т. Н. Михеева и И. А. Бояринцева. Авторы обращают внимание на наличие не только существенных преимуществ цифровой экономики, но и ряда связанных с цифровизацией угроз [4, с. 293]. Например, это цифровое неравенство, которое влияет на возможности граждан пользоваться преимуществами электронной коммерции.

Анализ научной литературы показывает отсутствие единого мнения относительно того, учитывают ли общепризнанные права человека новые тенденции в правореализационном процессе, основанном на цифровых технологиях и в какой мере осуществляется полноценная защита цифровых прав личности, которые формировались последние годы.

Основной задачей государства на сегодняшний день является именно защита прав граждан от различных нарушений и посягательств, но для осуществления данных задач, необходимо дополнение к действующему законодательству норм, которые бы позволяли целостно отвечать существующим современным реалиям. Законодательство, касающееся регулирования цифровых прав граждан, нуждается в модернизации и систематизации, приведении его понятийного аппарата в более непротиворечивое и структурированное состояние.

Оценка действующего законодательства и теоретических проблем, позволила нам сформулировать авторскую позицию относительно имеющихся проблем при реализации прав и свобод личности с использование цифровых технологий.

Первая проблема - это дискриминация граждан. Часто вместо ожидаемой защиты прав, возникает дискриминация на основе цифровых данных о гражданах. Например, известно, что сидящие рядом пассажиры самолёта иногда могут заплатить за идентичные посадочные места цены, которые бы отличались в несколько раз. Цена билета в авиакомпаниях зависит от ряда факторов, таких как: сезон, срок, выкуп билета, наличие мест и т.д. В свою очередь, эпоху цифровизации вносит отрицательную корректировку и в данную деятельность. В эпоху интернет-торговли, цены на билеты могут формироваться от цифровых данных клиента, и прежде всего от оценки его платёжеспособности системой бронирования: более обеспеченным клиентам, с точки зрения профилирования, могут выставить более высокие цены нежели другим потенциальным покупателям. В сфере службы такси присутствуют подобные примеры дискриминации. Так, к примеру, клиент, вызывающий такси с более дорого смартфона, может получить более высокую цену.

Отметим, что власти Китая уже успели обратить внимание на подобную дискриминацию на основе коммерческих профилей и приняли меры по урегу-

лированию. Так, в феврале 2021 г. антимонопольный комитет Госсовета Китая опубликовал некоторые правила, в котором указал, что использование больших данных в ценообразовании представляет собой злоупотребление доминирующим положением компании на рынке. В Шэньчжэне в начале 2021 года разработали и начали публично обсуждать «Положение по использованию цифровых данных в Шэньчжэньской специальной экономической зоне». В данном положении предлагается запретить анализ цифровых данных участников интернет-торговли, а также дифференцированный режим ценообразования для клиентов, в случае условий одинаковой торговли [11, с. 46].

Нарушения данных положений несут за собой огромные штрафы. Мы считаем, что данный подход является целесообразным и в нашей стране, учитывая тот факт, что на данном этапе идёт глобальное формирование и становление цифровых отношений.

Вторая проблема - добровольность использования гражданами цифровых технологий. На сегодняшний день наиболее острыми проблемами следует считать, отсутствие комплексных норм, обеспечивающих добровольность использования гражданами цифровых технологий при взаимодействии с государством, а также объёмный сбор персональных данных в централизованные базы данных федерального уровня.

Распространённым являются факты принуждения к электронной форме государственных и муниципальных услуг, к подписанию соглашения на обработку персональных данных в случаях, когда таковое не требуется для реализации государственных или муниципальных функций. Проявляются серьёзные возражения социума относительно нормативных правовых актов, связанных с безальтернативной цифровизацией в сфере государственного управления в целом и конкретных областях жизнедеятельности в частности.

Третья проблема, вытекающая из предыдущей, это нарушение прав человека в сети Интернет при использовании цифровых сервисов. Из года в год, растёт общий объем преступлений и правонарушений против основополагающих прав и свобод человека, которые совершаются в сфере цифровых технологий. Не соблюдается тайна переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, нарушаются свобода слова и печати, права авторов и другие конституционные права и свободы.

Систематическое несоблюдение тайны переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, нарушение свободы слова и печати, прав авторов и других конституционных прав и свобод указывает нам на актуальность данного вопроса, в условиях активного развития цифровых технологий в обществе заключается, прежде всего, в отсутствии целостной

ГГI

СКШУ

и структурированной концепции правовых мер противодействия постоянным посягательствам на права и свободы личности, в недостаточности законодательного регулирования и общего взгляда на понимание правовых норм в доктрине и правоприменительной практике.

Решение этой проблемы взаимоотношения власти и гражданина в цифровом пространстве является определение возможного ограничения цифровых прав личности. Но при этом в законе должны быть закреплена допустимые пределы контроля информационной среды со стороны правоохранительных служб с целью обеспечения своевременной и эффективной защиты общества от киберпреступлений. Использование интернет-технологий приводит к необходимости решения таких проблем как определение чётких механизмов осуществления предварительного согласия на использование и изъятие персональных данных, а также порядка использования персональных данных интеллектуальными комплексами, функционирующими без участия субъектов (юридических или физических лиц). Требуется создание многоуровневой и многообъектной системы защиты персональных данных граждан. В связи с этим, требуется поиск оптимального правового компромисса между возможностью доступа правоохранительных служб к цифровой информации и правам граждан на её конфиденциальность.

Ориентиром могут служить конституционные принципы и нормы. Независимо от того, на каком уровне на сегодняшний день развита цифровая реальность, она должна подпадать под действие Конституции РФ как нормативного акта, который имеет высшую юридическую силу в правовой системе России, также по отношению к положениям, которые регулируют рассматриваемую сферу новых отношений.

Ряд авторов высказывают мысль о том, что государство сталкивается со многими проблемами, такими как недостаток доверия граждан; неосведомленность граждан в электронных сервисах; незащищенность электронных ресурсов от хакер-ских атак; безответственность, не квалифицированность работников как органов государственного и местного самоуправления, так и сферы обслуживания; недостаточность финансовых и технических ресурсов; государственные web-сайты с опозданием информируют граждан, или информируют не в полном объеме [2, с. 44].

Четвертая проблема, возникающая при реализации прав личности с использованием цифровых технологий это вопрос цифровой компетентности, навыков необходимых для пользования электронными административными услугами, другими электронными сервисами как самими гражданами, так и государственными служащими, работниками организаций, которые используют в своей деятельности соответствующие технологии. Так,

необходимо согласиться с мнением, что на законодательном уровне сейчас в Российской Федерации лишь частично определены такие базовые понятия, как «цифровые навыки» и «цифровые компетенции». Также, на законодательном уровне только лишь начинается процесс по дискурсу относительно разработки национальной стратегии по развитию цифровых навыков [1, с. 102].

Поэтому проблема формирования цифровых навыков является актуальной, поскольку отсутствие у служащих и граждан соответствующих информационных знаний значительно замедляет темпы развития электронных услуг делает их недоступными для широкого круга пользователей. Причиной возникновения указанной проблемы является недостаточность бюджетного финансирования, что обуславливает отсутствие должного технического обеспечения органов государственной власти, местного самоуправления, которые предоставляют некачественные электронные услуги.

Эта проблема связана с тем, что имеется ряд недостатков, обусловленных нехваткой финансирования сферы внедрения цифровых технологий в реализацию норм публичного права это низкий уровень качества работы базовых электронных реестров; отсутствие приемлемого технического решения для обеспечения функциональной совместимости систем органов государственной власти; ненадлежащее качество электронных услуг для граждан и юридических лиц.

Вместе с тем, особо важное значение, в частности, и начальном этапе внедрения различных электронных публичных сервисов имеет высокий уровень информатизации органов государственной власти и местного самоуправления, качественность программного обеспечения, достоверность информации, поскольку все это влияет на качество услуг, удовлетворенность пользователей и как следствие росту доверия к такому формату публичных услуг.

Согласимся с мнением, что основными проблемами в реализации электронного управления являются проблемы с доступом к Интернету в селах и небольших городах, населенных пунктах, высокая степень бюрократизации системы управления, низкая компьютерная грамотность среди чиновников. Необходимо согласиться с тем, что пока не будет решена проблема с полным покрытием всей территории страны качественным Интернетом, нельзя говорить об успешном развертывании электронного управления [5, с. 466].

Кроме того, проблема существует именно в реализации реформирования обычного правительства в е-правительство, проблема выражена в том, что уже на первых подготовительных этапах необходимо потратить большую сумму бюджетных денег на закупку необходимых технологий и программ, провести обучение среди государственных работников и дать возможность гражданам получить бесплатно необходимые знания.

м

ГГI

Еще одной проблемой теоретического характера является отсутствие единого подхода к определению основных терминов и понятий, поскольку, как известно, регулирование любых общественных отношений начинается именно с выработки единой и однозначной понятийной базы. По этому поводу В.Э. Волков отмечает, что в текстах многочисленных нормативно-правовых актов встречаются следующие термины: нейро-технологии и искусственный интеллект, технологии виртуальной и дополненной реальности, технологии распределённого реестра, квантовые технологии, новые производственные технологии, компоненты робототехники и сенсорика, технологии беспроводной связи, однако большинство из приведенных терминов не имеют четких определений, объяснений особенностей применения программно-технических характеристик [1, с. 10]. Поэтому проблема унификации и легитимного толкование некоторых специальных понятий и терминов в сфере использования цифровых технологий в праве требует скорейшего решения. Одной из самых обсуждаемых в научных и других социальных кругах проблем, является проблема безопасности и защиты прав и свобод человека во время использования цифровых технологий в реализацию норм публичного права.

Отметим и то, что важным условием для эффективного внедрения цифровых технологий в сферу реализации различных прав и свобод личности является формирование надлежащей правовой базы. Однако, сейчас необходимо констатировать существование проблемы неупорядоченности законодательства в этой сфере, несогласованности отдельных его положений с международными стандартами. И это еще одна проблема, стоящая на пути эффективного процесса реализации прав граждан с использованием цифровых технологий.

Одной из проблем правового регулирования является неурегулированность некоторых видов правоотношений, возникающих в сети Интернет. В частности, А.В. Сухарева считает, что наиболее весомую группу рисков в сфере развития интернет-технологий составят правовые проблемы, которые будут обусловлены возникновением принципиально нового множества общественных отношений, которые базируются на использовании соответствующих технологий. Это, по мнению ученого, будет связано прежде всего с возникновением и реализацией правоотношений, что будут возникать в процессе использования технологий с элементами искусственного интеллекта; правовыми механизмами регулирования инфраструктурной безопасности, внедрение и использование Интернет-технологий [7, с. 342].

И. В. Понкин и А. И. Редкина высказывают позицию о том, что вопрос интернета уже давно вышел за пределы компьютерных наук и проник почти во

все сферы общественных отношений. Однако, несмотря на интенсивное развитие и прямое влияние на жизнедеятельность людей, эта область научно-технического знания до сих пор недостаточно, а в отдельных вопросах еще совсем, не урегулирована правовыми нормами. Так, по мнению автора, общемировой остается проблема недостаточной регламентации нормативно-правового регулирования особенностей разработки, функционирования и деятельности, интеграции в другие системы и контроля применения технологий искусственного интеллекта [6, с. 91].

В свою очередь, Т. Я. Хабриева и Н. Н. Чер-ногор считают, что инновационность технологий вызывает закономерные вопросы правового регулирования таких правоотношений, потребности изменения и совершенствования механизмов обеспечения прав человека, а также выделения новых, которые также могут выступать объектом защиты [10, с. 97].

Некоторые ученые отмечают, что с точки зрения правового обеспечения, законодательных и нормативно-правовых документов сфера «циф-ровизации» в России требует существенного аудита, структуризации, доработки согласно существующих потребностей, современных вызовов и задач. Отмечается, что, хотя и разработано около десятка законопроектов, в той или иной степени касающихся сферы «цифровизации», а некоторые из них уже стали законами, однако между ними отсутствует должная согласованность.

Отдельные, часто используемые понятия, остаются неопределенными в законодательстве. Так Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» оперирует термином «информационные отношения» без определения его понимания [9]. Несмотря на то, что закон содержит ряд изменений и дополнений, но законодатель так и не определил данную правовую категорию. Такая понятийная неопределенность, по мнению ученых, вызывает разноплановые трактовки понятия «информационные правоотношения».

Существующий мировой опыт «цифровиза-ции», и главное - жизненная необходимость внедрения изменений, реформ и трансформаций позволяют говорить о возможности разработки и формирования комплексного нормативно-правового подхода к сфере цифровизации - Цифрового кодекса РФ.

Необходимость принятия унифицированного правового акта в сфере цифровизации активно обсуждается в научных и правовых кругах. Высказывается позиция о необходимости создания базового системного кодифицированного нормативно-правового акта, содержащего правовые нормы и институты, которые являются фундаментальной базой для всестороннего развития законодательства в информационной сфере с учетом динами-

fr I

СКШУ

ческого процесса становления информационного общества во взаимодействии с другими составляющими правовой системы России. Ученые выражают единство и в том, что на современном историческом этапе в России уже сформировалось информационное право, как комплексная отрасль права, где определяющими являются правоотношения по созданию, фиксации, распространения, поиска, получения, хранению информации с применением различных технологий.

Существует мнение, что стремительное развитие Интернет-отношений обусловливает значительное отставание нормативно-правового регулирования от фактического состояния таких отношений, а многочисленность актов законодательства и разобщенность в них норм - отсутствие унификации терминов, используемых в этой сфере, и определение некоторых из них (в частности, е-бизнеса), наличие коллизий, слабую эффективность правовых механизмов защиты прав потребителей и прочее.

Современное общество живёт в новой цифровой действительности, созданной информационно-техническим прогрессом. Благодаря тому, что цифровые технологии, проникли во многие сферы человеческой деятельности, сегодня идёт речь о создании новой реальности, которая не имеет аналогов и активно влияет на поведение людей. Цифровизация общества, его политической и экономической составляющих, говорит о том, что есть необходимость наполнения национальных правовых систем стандартами, которые изменят алгоритм и процедуры реализации прав человека.

Рассмотренные выше проблемы носят фундаментальный характер, поскольку касаются практически всех сфер использования цифровых технологий в процессе реализации прав личности.

Результаты. Современная цифровая действительность диктует новые требования как к праву, так и к юридической практике, касающихся разработки рациональных инструментов и моделей правового регулирования разных областей общественной жизни. Задача современного законодателя - внести в эту область адекватное и работоспособное правовое поле.

В современных политических и правовых условиях, цифровизация и все существующие цифровые технологии стали неотъемлемой частью

жизни человека. По этой причине возникает необходимость обеспечения качественной защиты прав и свобод человека в мире глобальной цифровизации. Диджитализация политических и социально-экономических аспектов ведёт к появлению новых понятий и феноменов - цифровой личности, цифровой реальности, информационно-цифрового пространства в области правоотношений.

Может сложиться мнение, что цифровой век приносит определённую свободу человечеству, путём расширения горизонтов человеческого воздействия и упрощая возможности общения и взаимодействия. Так, например, благодаря сети интернет расширяется круг взаимодействия человека с окружающим миром, человек имеет определённую свободу общения, имеет доступ к огромному потоку информации во всём мире. При этом не стоит отрицать, что признаки свободы в виртуальном мире являются отчасти мнимыми и несут за собой серьезную угрозу. С распространением цифровых технологий возникают новые этические и моральные вопросы реализации основных прав человека и проблемы их самозащиты, что часто нарушается в просторах интернета - право на уважение частной жизни, свободы слова, запрета дискриминации, защита прав человека перед бизнесом, защиты уязвимых социальных групп и другие.

Некоторые авторы считают, что цифровые технологии еще не созрели, а следовательно, их неконтролируемое использование может вызвать немало проблем (увеличение расслоения общества на богатых и бедных за счет цифрового неравенства и связанных с этим недостатком возможностей, уничтожение рабочих мест, использование преступниками и «сторонниками старой парадигмы» и т. д.), чисто правительственное вмешательство обычно неэффективно, что свидетельствует о необходимости новых подходов к регулированию отношений в сфере цифрови-зации, а именно: о необходимости сотрудничества государства с специалистами, с институтами гражданского общества, а также сочетание соответствующих средств саморегулирования (включительно с правилами деловой этики в сети) с государственным регулированием.

Литература

1. Волков В.Э. Цифровое право. Общая часть: учебное пособие. Самара: Издательство Самарского университета, 2022. 111 с.

2. Гайворонская Я.В., Мирошниченко О.И., Мамычев А.Ю. Нескромное обаяние цифровизации // Правовая парадигма. 2019. Т. 18. № 4. С. 40-47.

3. Зорькин В.Д. Право в цифровом мире. Размышление на полях Петербургского международного юридического форума // Российская газета. Столичный выпуск. 2018. 29 мая. № 7578 (115).

4. Михеева Т.Н., Бояринцева И.А. О некоторых понятийных и правовых аспектах цифровизации // Вестник Марийского государственного университета. Сер.: Исторические науки. Юридические науки. 2019. Т. 5. № 3 (19). С. 289-296.

5. Подставкина Е.С., Сударкина Е.С. Электронные государственные услуги: проблемы реализации и перспективы решений // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2016. № 2. С. 463-468.

м

fr I

6. Понкин И.В., Редкина А.И. Искусственный интеллект с точки зрения права // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2018. № 1. С. 91-101.

7. Сухарева А.В. Цифровизация правоприменения // Молодой ученый. 2020. № 24 (314). С. 340-342.

8. Талапина Э.В. Право и цифровизация: новые вызовы и перспективы // Журнал российского права. 2018. № 2 (254). С. 5-17.

9. Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 31 (часть I). Ст. 3448.

10. Хабриева Т.Я., Черногор Н.Н. Право в условиях цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. № 1. (253). С. 85-102.

11. Цифровая трансформация и защита прав граждан в цифровом пространстве. Доклад Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. Москва, 2021. 124 с.

References

1. Volkov V. E. Digital law. General part: tutorial. Samara: Samara University Press, 2022. 111 p. (In Russ)

2. Gaivoronskaya Ya.V., Miroshnichenko O.I., Mamychev A.Yu. Immodest charm of digitalization. Legal paradigm=Legal paradigm. 2019;18:40-47. (In Russ).

3. Zorkin V.D. Law in the digital world. Reflection on the St. Petersburg International Legal Forum Rossiyskaya Gazeta, Stolichny issue. 2018;7578:115. (In Russ).

4. Mikheeva T. N., Boyarintseva I. A. On some conceptual and legal aspects of digitalization. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Istoricheskie nauki. Juridicheskie nauki =Bulletin of the Mari State University. Ser.: Historical Sciences. Legal sciences. 2019;3 (19):289-296. (In Russ)

5. Podstavkina E.S., Sudarkina E.S. Electronic public services: problems of implementation and prospects of solutions Jelektronnyj vestnik Rostovskogo social'no-jekonomicheskogo institute = Electronic bulletin of the Rostov Socio-Economic Institute. 2016;2:463-468. (In Russ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ponkin I. V., Redkina A.I. Artificial intelligence from the point of view of law Vestnik RUDN. Serija: Juridicheskie nauki = Bulletin of the RUDN. Series: Legal Sciences. 2018;1:91-101. (In Russ)

7. Sukhareva A. V. Digitalization of law enforcement. Molodoj uchenyj = Young scientist. 2020. №. 24 (314). 340-342 p. (In Russ).

8. Talapina E.V. Law and digitalization: new challenges and prospects. Zhurnal rossijskogo prava = Journal of Russian Law. 2018;2(254):5-17. (In Russ).

9. Federal Law No. 149-FZ «On Information, Information Technologies and Information Protection» of 27.07.2006. Collection of Legislation of the Russian Federation. 2006. No. 31 (part I). Art. 3448. (In Russ).

10. Khabrieva T. Ya., Chernogor N. N. Law in the conditions of digital reality. Zhurnal rossijskogo prava = Journal of Russian Law. 2018;1(253):85 - 102. (In Russ).

11. Digital transformation and protection of citizens' rights in the digital space. Report of the Presidential Council for the Development of Civil Society and Human Rights. Moscow, 2021. 124 p. (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.