СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ
УДК 314.74
А.А. Костюков, Н.Е. Анохина
Сибирский государственный индустриальный университет
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ИНТЕГРИРОВАНИЯ МИГРАНТОВ В ПРАВОВОЕ И КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
Миграция на территорию Российской Федерации и, в частности, Западно-Сибирского региона является частью глобальных миграционных процессов, которым свойственен вектор движения, направленный с юга на север. Миграционные потоки оказывают неоднозначное влияние на демографическую, социально-экономическую и политическую ситуацию в государстве. Превращение человеческих ресурсов в ключевой источник социально-экономического развития или торможения модернизации регионов, стран усиливает значимость изучения миграционных проблем.
Роль Сибири во все нарастающих этнических миграциях является очень важной. Если принять во внимание географическое расположение Сибирских регионов, огромные пространства, масштабы природных ресурсов и богатств, близость и фактическую прозрачность границы с юга, уровень развития экономики, роль в обеспечении безопасности государства, то можно предложить образное сравнение Сибири с солнечным сплетением России.
На территорию Сибири люди в основном мигрируют из государств Средней Азии и республик Северного Кавказа во многом из-за того, что в этих регионах рождаемость превышает смертность, в результате чего это привело к резкому росту численности населения в указанных регионах. Вышеназванным регионам недостаточно собственных ресурсов, включая не только воду, землю и продукты, а также и рабочих мест, качественного образования медицинского обслуживания и прочего.
Результат прироста мигрантов за первое полугодие 2016 г. по Сибирскому федеральному округу (СФО) составляет 165 человек. В начале этого года в рассматриваемый регион Сибири прибыло 128 888 человек, уехало -128723. По данным Федеральной службы государственной статистики в 2012 г. всего прибыло в СФО 48 917 человек - граждан зарубежных стран. Из них 14 641 человек - из Казахстана, 7272 - из Киргизии, 6878 - из Таджикистана, 5895 - из Узбекистана, 3185 - из
Армении, 2937 - из Азербайджана, 1994 - из Украины и других стран.
Среди стран, из которых прибывают трудовые мигранты, лидирует Казахстан. Особенность миграционных процессов в Сибири связана с ее приграничным положением с Казахстаном. Почти треть всех приезжающих в Россию из Казахстана оседают именно в сибирских регионах. Прибывающие из Казахстана в основном заселяются в Омской области, поскольку здесь существуют места их компактного расселения. По численности населения (81,6 тыс. человек) они занимают в Омской области второе место после русских [1].
По данным УФМС России по краю в Западной Сибири сегодня проживают представители 140 национальностей: это в основном -украинцы, татары, казахи, белорусы, азербайджанцы, армяне, таджики и другие.
В текущем году в Кузбасс прибыли почти 900 студентов из стран Ближнего зарубежья и Европы за получением качественного образования. В общей сложности за последние три года количество иностранных студентов увеличилось почти в два раза. Чаще всего в кузбасские вузы приезжают из Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Украины и Монголии. Кроме того, в Кузбасских вузах обучаются приехавшие из Германии, Китая, Австралии, Италии, Сербии и Японии.
По данным сайта Новосибирскстата Сибирский федеральный округ стал регионом с самой активной миграцией населения в Сибири. За первое полугодие 2016 г. в область приехали 55 828 человек, а уехали отсюда за тот же период на 1322 человека меньше. В прошлом году за первые шесть месяцев покинувших регион было больше на 757 человек.
В целом же по Сибирскому федеральному округу в 2016 г. отмечается незначительная миграционная убыль — 3461 человек, что более чем вдвое меньше показателя за аналогичный период 2015 г. (7660 человек).
Был проведен опрос в Сибирском государственном индустриальном университете, по-
тому что в этом учреждении обучаются много студентов из различных регионов. Необходимо было оценить обстановку в учреждении среди студентов: как они относятся к мигрантам; надо ли вводить в дальнейшем ограничения против мигрантов и т.д.
В СибГИУ среди студентов института экономики был проведен социологический опрос на тему «О некоторых проблемах интегрирования мигрантов в правовое и культурное пространство Западной Сибири». В ходе исследования были опрошены 80 студентов, среди них 57 девушек и 23 юношей. Выяснилось, что проблема девушек заинтересовала больше, чем парней.
По данным опроса преобладающее большинство респондентов, в целом, относится к мигрантам нейтрально (63 %). При рассмотрении вопроса о мигрантах по территориальному признаку данные не сильно меняются. Лояльное отношение преобладает к выходцам из Китая (58 %) и республик Средней Азии (54 %) и Северного Кавказа (50 %).
Большая часть опрошенных (81 %) на вопрос «Как вы считаете, мигранты из каких государств более склонны к правонарушениям?» ответили, что мигранты из республик Северного Кавказа больше всего имеют предрасположенность к правонарушениям, чем мигранты из среднеазиатских государств. Сравнив результаты опроса с официальными источниками, пришли к выводу, что опрашиваемые правы, так как основное внимание власти, СМИ и общественности сейчас приковано к проблемам миграции из республик Северного Кавказа, поскольку все громкие и серьезные межэтнические конфликты последнего времени были спровоцированы именно приезжими из этих регионов. Среди незаконных мигрантов криминально активными лицами являются граждане в возрасте от 25 до 40 лет. В возрасте 55 - 60 лет количество совершивших преступления незначительно. Пик криминальной активности незаконных мигрантов приходится на 31 - 35-летний возраст. Наряду с такими демографическими признаками, как пол и возраст, немаловажную роль играют образовательный и интеллектуальный уровень [2]. Так, 75 % иностранных граждан и лиц без гражданства имеют лишь общее среднее образование. Соответственно они используются на низкоквалифицированной и низкооплачиваемой работе, с их участием наблюдаются случаи вооруженного нападения. Так, на группу спортсменов-автогонщиков из Омска было совершено вооруженное нападение в Новосибирске.
Понять причины и сущность межнациональных конфликтов только с помощью данных статистики невозможно, в этом случае правомерным является применение в исследовании качественных методов, в частности, методов интервью и непосредственного наблюдения. В результате проведения таких исследований становится очевидным, что сообщества мигрантов за последние годы приобрели четкую иерархическую структуру, социальные институты, лидеров и функции, характерные для диаспор. Заметной тенденцией является оформление лидеров диаспор с функцией внешнего представительства.
В целом среди респондентов можно наблюдать преобладание негативного отношения к представителям кавказских этнических групп, причем оно независимо от гражданства и вероисповедания опрошенных. Так как присутствует серьезное расхождение этнокультурных особенностей данных этнических групп, с одной стороны, и населения принимающих регионов, с другой, этот процесс чреват конфликтными ситуациями. Речь идет не только об отдельных эксцессах, в которых проявляются враждебные взаимоотношения между местным населением и представителями этносов кавказских регионов России. На основании данных опроса можно сделать вывод о том, что в массовом сознании сложился устойчивый синдром неприятия инородцев вообще. Это неприятие проявляется вдвойне, если инородцы неславянского происхождения.
На вопрос «Считаете ли вы необходимым внести дополнительные виды уголовных и административных наказаний для мигрантов?» половина студентов ответили, что да. Но следует отметить, что на сегодняшний день в российском законодательстве количество нормативных актов в области миграции насчитывает более десятка федеральных законов, свыше ста действующих указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных актов различных министерств и ведомств, а также несколько десятков межгосударственных и межправительственных соглашений.
К законам и положениям о въезде мигрантов в Россию в 2016 г. прибавился еще один существенный пункт - с 1 января все въезжающие в страну иностранцы обязаны проходить процедуру дактилоскопии. Это необходимо для того, чтобы выявлять лиц, пытающихся проникать по чужим документам, или тех, которые ранее были уличены в тех или иных правонарушениях в отношении России.
В начале 2016 года около двухсот тысяч дактилоскопических пунктов были установлены в местах въезда иностранных граждан. План дактилоскопии пока рассчитан на 4 года - с 2016 по 2020 гг. Затем результаты обязательной дактилоскопии будут всесторонне оценены, и по итогам будет ясно - станут продлевать или расширять эту программу после 2020 г. [3].
Можно отметить, что нет необходимости вносить дополнительных видов уголовных и административных наказаний для мигрантов, так как нужно на первый план выдвигать задачу систематизации нормативного правового материала в области миграции. При этом план необходимо привести к структурному единообразию, отследить внутреннюю согласованность различных норм, а также осуществить мониторинг возможных пробелов и противоречий между федеральным и региональным законодательством и общепризнанными принципами и нормами международного права.
Стоит отметить, что динамика преступности по сибирскому округу среди мигрантов снизилась на 20 % (совершено преступлений за 2013 г. - 3224, 2014 г. - 3140, 2015 г. - 2585) [4]. Ужесточения касались правил въезда в Россию для всех граждан СНГ (за исключением представителей ЕАС), а именно: запрещен въезд по внутреннему паспорту для граждан тех государств СНГ, которые не состоят в Таможенном союзе, но въезд по внутреннему паспорту остался сохраненным для граждан тех государств, которые входят в ЕАЭС. Для мигрантов с Украины также меняются правила въезда. Так например, льготный миграционный режим для приезжающих с Украины отменен, и последним сроком продления временного пребывания в РФ стал октябрь 2015 г. Граждане Украины, не получившие разрешительных документов, рискуют стать невъездными на срок от трех до десяти лет. Это предупреждение не касается лишь жителей двух областей (Донецкой и Луганской). Согласно статье 31 закона о миграции, нарушение миграционных правил может повлечь за собой не только штрафные санкции, но и административное выдворение, депортацию или реадмис-сию [5]. Теперь въехать в РФ жители соседней страны смогут только по загранпаспорту.
В 2016 г. были введены поправки в трудовом законодательстве для мигрантов в России. Среди нововведений для граждан СНГ, касающихся трудового законодательства (и прочих сфер), можно выделить следующие: разрешение на работу, отмена квоты на мигрантов (безвизовые страны); работа по патенту для
мигрантов разрешена как у частных лиц, так и у юридических; в определенных случаях мигранты будут иметь право на оплату больничного; экзамен по русскому языку, по истории России и на знание азов законодательства РФ теперь также обязателен для всех мигрантов при трудоустройстве; работа для водителей с водительским удостоверением, выданным иностранным государством, теперь запрещена; медстраховка.
Больше половины (58 %) опрошенных убеждены, что власти должны ограничить приток в нашу страну иностранной неквалифицированной рабочей силы. Также 67 % считают, что нужно ужесточить порядок въезда и регистрации мигрантов. Еще 67 % полагают, что нельзя допускать концентрированного проживания мигрантов в отдельных городах и районах России, т. е. создания так называемых «этнических анклавов». При этом 39 % респондентов поддерживают легализацию и повышение правовой защищенности мигрантов и лишь 33 % - за улучшение условий их проживания.
На основании постановления Губернатора Кемеровской области от 26 сентября 2016 г. № 65-ПГ «Об установлении на 2016 г. запрета на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Кемеровской области, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности» установлен запрет, ограничивающий деятельность мигрантов. Последние теперь не смогут преподавать в учебных заведениях, работать в сфере производства детского питания и управлять автомобильным (автобусным) пассажирским транспортом, подчиняющемуся расписанию. Кроме того, мигранты не могут заниматься трудоустройством и подбором персонала, деятельностью по предоставлению мест для краткосрочного проживания.
В настоящий момент на территории области работают более 4 500 мигрантов [6]. Но глобальных «гонений» не ожидается, т.к. в выше перечисленных сферах иностранные граждане работают довольно редко. Чаще всего мигранты задействованы в производственной сфере и сферах ЖКХ.
В заключение необходимо отметить, что миграция активно вмешивается в процессы урбанизации, оказывает влияние на формирование систем расселения, перераспределения населения и трудовых ресурсов, на уровень социально-экономического развития регионов, а также на те или иные социально-
экономические, политические, межэтнические изменения в обществе.
В процессе переезда и адаптации мигранты сталкиваются с целым комплексом различных проблем. Наиболее важными являются регистрация, оформление гражданства, обеспечение жильем, трудоустройство, оплата труда, финансовые трудности. В свою очередь миграционные процессы влекут за собой изменения во многих сферах жизнедеятельности. Эти изменения носят как положительный, так и отрицательный характер.
К положительным последствиям изучаемого явления относятся пополнение местного населения и трудоустройство мигрантов в невостребованные местными жителями области. К отрицательным последствиям относится размывание культурных традиций, межнациональные и межэтнические конфликты, а также угроза террористических акций на территории Западной Сибири. В связи с этим считаем необходимым усиление профилактической работы спецслужб в мигрантской среде, а также тщательное регулирование потока приезжих в интересах российского государства для заполнения вакантных рабочих мест, не востребованных местным населением. Требуется оказывать помощь мигрантам в процессе адаптации к региональным правовым и культурным особенностям, например в виде образовательных и правовых курсов при образовательных учреждениях.
По нашему мнению, необходимо осуществлять следующие мероприятия: во-первых, необходимо повышать эффективность международного сотрудничества в области противодействия и пресечения незаконной миграции и связанной с ней преступности (в первую очередь со странами СНГ, ОДКБ и ЕврАзЭс). Во-вторых, нужно ужесточать ответственность в отношении недобросовестных работодателей за прием на работу иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением установленных требований. В-третьих, необходимо создание единого федерального банка данных, содержащего информацию об иностранных гражданах и лицах без гражданства, с доступом для всех правоохранительных органов и возможностью оперативного реагирования на противоправные действия. В-четвертых, при создании нормативно-правовой базы по противодействию незаконной миграции необходимо сделать акцент на устранение причин и условий, способствующих нарушению мигра-
ционного законодательства. Также требуется привлечение институтов гражданского общества (дружинников, казачества, активных граждан) к профилактике противоправных деяний со стороны мигрантов в помощь органов МВД. Реализация предложенных мер позволит сократить нелегальные миграционные потоки в Сибирский Федеральный округ, а также существенным образом улучшить криминогенную обстановку в этом регионе.
Выводы. Собранные данные и социальный опрос говорят о том, что наши сограждане серьезно обеспокоены ситуацией, сложившейся в области миграции. После анализа приведенных фактов даются конкретные рекомендации по оказанию помощи мигрантам в процессе их адаптации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ю д и н а Т.Н. Социология миграции: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2006. С. 256 - 258.
2. Н о в и к о в М. Россия занимает второе место в мире по числу мигрантов // Российская газета. 2013. - 12 сент.; URL: http://www.rg.ru/ 2013/09/12/migranty-site.html (дата обращения 25.10.16 г.).
3. ФМС приступит к массовой дактилоскопии мигрантов с 2016 года // Известия. -2015. - 14 декабря. URL:http://izvestia.ru /news/594993#ixzz4SnW7HUOphttp: //izvestia.ru/news/594993#ixzz4SnVFIDQO.
4. Отделение Росстата по Новосибирской области. Электронный ресурс. - 2016.:URL:// http://www.novosibstat.gks.ru (дата обращения 25.10.16 г.).
5. Пребывание граждан Украины в РФ: миграционные правила 2016 года: URL: http://topmigrant.ru/migraciya/pereselency/mi gracionnye-pravila-dlya-grazhdan-ukrainy.htmlhttp://topmigrant.ru/migraciya/pe reselency/migracionnye-pravila-dlya-grazhdan-ukrainy.html (дата обращения 25.10.16 г.).
6. Новость от 3 октября 2016. Тулеев ограничил деятельность мигрантов. Электронный ресурс. 2016. URL: http://novokuznetsk.su /news/city/1475474428 (дата обращения 25.10.16 г.).
© 2016 г. А.А. Костюков, Н.Е. Анохина Поступила 17 ноября 2016 г.