Научная статья на тему 'О некоторых проблемах института лицензирования в Российской Федерации'

О некоторых проблемах института лицензирования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
60
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
институт лицензирования / лицензирующий орган / лицензиат / надзор / нормативноправовой акт / licensing institute / licensing authority / licensee / supervision / regulatory legal act

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андрей Вадимович Верещагин, Денис Валерьевич Леонов, Георгий Дмитриевич Лямин

Проводится комплексный анализ института лицензирования в действующей правовой системе Российской Федерации, а также ряда проблем рассматриваемого института. Особое внимание уделяется проблематике юридической техники, существующих и возникающих в связи с развитием общественных отношений правовых пробелов, а также практике реализации норм данного института и смежных с ним институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About some problems of the licensing institute in the Russian Federation

A comprehensive analysis of the institute of licensing in the current legal system of the Russian Federation, as well as a number of problems of the institution under consideration, is carried out. Special attention is paid to the problems of legal technology, existing and emerging legal gaps in connection with the development of public relations, as well as the practice of implementing the norms of this institution and related institutions.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах института лицензирования в Российской Федерации»

Научная статья ■УДК 342.9

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-l-40-42 EDN: https://elibrary.ru/ysvbno NIION: 2015-0066-1/24-898 MOSURED: 77/27-011-2024-01-097

О некоторых проблемах института лицензирования вРоссийской Федерации

Андрей Вадимович Верещагин1, Денис Валерьевич Леонов2,

Георгий Дмитриевич Лямин3

12>3 МИРЭА - Российский технологический университет», Москва, Россия

1 andrej.ver2003@gmail.com

2 leonov_d@mirea.ru

3 georgylyamin@gmail.com

Аннотация. Проводится комплексный анализ института лицензирования в действующей правовой системе Российской Федерации, а также ряда проблем рассматриваемого института. Особое внимание уделяется проблематике юридической техники, существующих и возникающих в связи с развитием общественных отношений правовых пробелов, а также практике реализации норм данного института и смежных с ним институтов.

Ключевые слова: институт лицензирования, лицензирующий орган, лицензиат, надзор, нормативно-правовой акт

Для цитирования: Верещагин А. В., Леонов Д. В., Лямин Г. Д. О некоторых проблемах института лицензирования в Российской Федерации II Вестник экономической безопасности. 2024. № 1. С. 40-42. https://doi. org/10.24412/2414-3995-2024-1-40-42. EDN: YSVBNO.

Original article

About some problems ofthe licensing institute in the Russian Federation

Andrey V. Vereshchagin1, Denis V. Leonov2, Georgy D. Lyamin3

12 3 MIREA - Russian Technological University», Moscow, Russia

1 andrej.ver2003@gmail.com

2 leonov_d@mirea.ru

3 georgylyamin@gmail.com

Abstract. A comprehensive analysis of the institute of licensing in the current legal system of the Russian Federation, as well as a number of problems of the institution under consideration, is carried out. Special attention is paid to the problems of legal technology, existing and emerging legal gaps in connection with the development of public relations, as well as the practice of implementing the norms of this institution and related institutions.

Keywords: licensing institute, licensing authority, licensee, supervision, regulatory legal act

For citation: VereshchaginA. V, Leonov D. V., Lyamin G. D. About some problems of the licensing institute in the Russian Federation. Bulletin of economic security. 2024;(l):40-2. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-l-40-42. EDN: YSVBNO.

Осмысление проблем лицензирования связано с необходимостью рассмотрения его теоретических аспектов и вопросов практической реализации. В российской правовой доктрине определение места лицензирования в системе права носит дискуссионный характер. В сущности, лицензирование представляет собой деятельность уполномоченных органов исполнительной власти по выдаче разрешений на осуществление той

© Верещагин А. В., Леонов Д. В., Лямин Г. Д., 2024

или иной деятельности, т. е. лицензий. На наш взгляд, данный институт имеет прежде всего административно-правовой характер, что обосновывается непосредственным взаимодействием лиц, заинтересованных в получении лицензии, с органами исполнительной власти.

Специфика лицензирования как института административного права заключается, в частности, в разре-

JURISPRUDENCE

шительном типе правового регулирования. Указанный тип регулирования сочетает в себе ограничительные нормы, меры административного принуждения, государственный контроль за соблюдением установленных законом лицензионных требований и санкционирование деятельности, подлежащей лицензированию. В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [1], основная цель института лицензирования заключается в защите прав, интересов и здоровья граждан, а также безопасности государства от возможного ущерба путем пресечения и предупреждения нарушений при осуществлении особых видов деятельности. Воплощение такой значимой цели ставит перед государством задачу обеспечения соблюдения общественных интересов в сфере лицензирования, что в свою очередь возможно только при надлежащем выполнении функций уполномоченными государственными органами.

Анализ правового регулирования и правоприменительной практики в сфере лицензирования позволяет выделить некоторые проблемы данного института.

Так, в качестве первой проблемы мы можем выделить проблему раздробленности правового регулирования института лицензирования. В настоящей момент в правовой системе Российской Федерации насчитывается несколько десятков федеральных законов, регулирующих лицензирование, а также множество подзаконных актов в данной сфере. Данная проблема обусловливает существование некоторых негативных обстоятельств.

Во-первых, к таким обстоятельствам можно отнести нарушение принципа экономии нормативного регулирования. Значительное количество нормативно-правовых актов отрицательно сказывается на восприятии норм данного института субъектами лицензионно-раз-решительной системы.

Во-вторых, данная проблема обусловливает сложность контрольно-надзорных мероприятий, проводимых лицензирующими органами, в связи с необходимостью применения различных нормативных правовых актов в отдельных случаях.

Наличие данной проблемы обусловливает необходимость изменений нормативно-правовой основы лицензирования. Так, на наш взгляд, решением данной проблемы могла бы являться систематизация основных норм о лицензировании в одном законодательном акте. Обращаясь к зарубежному опыту, в качестве примера мы можем привести Закон Республики Казахстан от 16 мая 2014 г. № 202-У ЗРК «О разрешениях и уведомлениях» [2]. Данный закон отличается тем, что он распространяется на выдачу всех разрешений в Республике Казахстан за исключением нескольких категорий разрешений.

Другим важным аспектом лицензирования является контроль и надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований. Ежегодно лицензирующие органы

аннулируют тысячи лицензии в связи с нарушением лицензионных требований. При этом перед лицензирующим органом стоит вопрос качественной и всесторонней оценки добросовестности выполнения лицензионных требований. В связи с этим нельзя не рассмотреть вопрос о целесообразности создания отдельных подразделений по контролю в отношении деятельности лицензиатов в государственных органах.

В качестве примера создания подобного подразделения можно назвать учреждение в 2017 году в структуре Банка России Службы текущего банковского надзора. На протяжении первых пяти лет деятельности данного подразделения (с 2017 по 2022 годы) количество отозванных у банков лицензий неуклонно снижалось каждый год [3], в то время как за 2022 год значительно возрос уровень лояльности вкладчиков к банкам (Net Promoter Score (NPS) [4]. Данная статистика при продолжающемся снижении общего количества банков свидетельствует о повышении качества предоставляемых ими услуг, а также о повышении лояльности вкладчиков. Таким образом, создание Службы текущего банковского контроля положительно повлияло на устойчивость банковской системы.

Среди актуальных проблем лицензирования также можно выделить необоснованное применение лиценциатами тех или иных законодательно определенных понятий в целях обоснования нарушения лицензионных требований. Так, в 2019 году было увеличено количество проверок организаций, осуществляющих деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Согласно данным Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка [5], увеличение количества проверок было связано с заметным ростом непивоваренной продукции, заведомо ложно выдаваемой в качестве пивного продукта. Недобросовестные производители алкогольных коктейлей обозначали свою продукцию пометкой с законодательно определенной категорией «пивной напиток». Причина подобных махинаций заключалась в том, что размер акциза на пивной напиток на порядок меньше размера акциза на пиво или алкогольную пищевую продукцию. Данный прецедент показывает насколько необходим оперативный контроль лицензирующего органа в отношении соблюдения правил лицензирования соответствующего вида деятельности.

Исходя из всего вышесказанного, в настоящее время перед законодателем стоит ряд важных вопросов, непосредственно касающихся комплексного и всестороннего реформирования не только системы института лицензирования, но и его адаптации к существующим реалиям, диктуемым императивами политической и экономической конъюнктуры.

Список источников

1. Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов де-

№ 1 / 2024

Bulletin of economic security

41

ятельности» // Российская газета от 6 мая 2011 г. №97.

2. Закон Республики Казахстан от 16 мая 2014 г. № 202-У ЗРК // Казахстанская правда от 20.05.2014 г. №97 (27718).

3. Банки: отзыв лицензии/https://www.profbanking. сот/агйскв^ПО-Ьапкьйгуу-Швепгу (дата обращения: 22.11.2023).

4. Время доверия и поддержки: лояльность к банкам среди россиян выросла / https://nafi.ru/ analytics/vremya-doveriya-i-podderzhki-loyalnost-k-bankam-sredi-rossiyan-vyrosla (дата обращения: 22.11.2023).

5. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка. Обзор судебной практики и работы по аннулированию лицензий во внесудебном порядке / Ьйрв:// fsrar.gov.ru/actual/annulirovanie-licenzii-vo-vnesudebnom-poryadke/obzor_sudebnoj_praktiki_i_raboty_po_ annulirovaniju_licenzij_vo_vnesudebnom_porjadke (дата обращения: 22.11.2023).

References

1. Federal Law of May 4, 2011 No. 99-FZ «On Licensing Certain Types of Activities» // Rossiyskaya Gazeta ofMay 6, 2011, No. 97.

2. Law of the Republic of Kazakhstan dated May 16, 2014 No. 202-V ZRK // «Kazakhstanskaya Pravda» dated May 20, 2014 No. 97 (27718).

3. Banks: license revocation / https://www. profbanking.com/articles/2170-banki-otzyv-litsenzij (accessed: 22.11.2023).

4. Time of trust and support: loyalty to banks among Russians has increased / https://nafi.ru/analytics/vremya-doveriya-i-podderzhki-loyalnost-k-bankam-sredi-rossiyan-vyrosla (accessed: 22.11.2023).

5. Federal Service for Regulation of the Alcohol Market. Review ofjudicial practice and work on cancellation of licenses out of court / https://fsrar.gov.ru/actual/ annulirovanie-licenzii-vo-vnesudebnom-poryadke/obzor_ sudebnoj_praktiki_i_raboty_po_annulirovaniju_licenzij_ vo_vnesudebnom_porjadke (accessed: 22.11.2023).

Информация об авторах

А. В. Верещагин - студент Института технологий управления МИРЭА - Российского технологического университета;

Д. В. Леонов - старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Института технологий управления МИРЭА - Российского технологического университета, кандидат юридических наук;

Г. Д. Лямин - студент Института технологий управления МИРЭА - Российского технологического универси-

Information about the authors

A. V. Vereshchagin - Student of the Institute of Management Technologies of the MIREA - Russian Technological University;

D. V. Leonov - Senior Lecturer of the Department of State Law Disciplines of the Institute of Management Technologies of the MIREA - Russian Technological University, Candidate of Legal Sciences.

G. D. Lyamin - Student of the Institute of Management Technologies of the MIREA - Russian Technological University.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 07.12.2023; одобрена после рецензирования 26.01.2024; принята к публикации 09.02.2024.

The article was submitted 07.12.2023; approved after reviewing 26.01.2024; acceptedforpublication 09.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.