Научная статья на тему 'О некоторых проблемах индустриально-инновационного развития Казахстана'

О некоторых проблемах индустриально-инновационного развития Казахстана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ / INNOVATION DEVELOPMENT OF THE NATIONAL ECONOMY / THE ORGANIZATIONAL PROBLEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аюлов Абильмажин Мусаипович

В статье раскрываются основные направления индустриально-инновационного развития Казахстана. Акцентируется внимание на проблемах устойчивого развития стратегических отраслей национальной экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some problems of industrial-innovative development of Kazakhstan

The article describes the main areas of industrial-innovative development of Kazakhstan. The focus is on sustainable development of strategic sectors of the national economy

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах индустриально-инновационного развития Казахстана»

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ИНДУСТРИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНА

А.М. Аюлов, д-р экон. наук, профессор

Гуманитарно-техническая академия, Республика Казахстан, г. Кокшетау

В статье раскрываются основные направления индустриально-инновационного развития Казахстана. Акцентируется внимание на проблемах устойчивого развития стратегических отраслей национальной экономики

В рамках диверсификации экономики в Казахстане реализуется Государственная программа форсированного индустриально -инновационного развития. В соответствии с этой стратегической инициативой по всей стране модернизуются старые и открываются новые предприятия и производства. Создана полноценная основа для реализации программы индустриального обновления экономики, приняты и внесены изменения более чем 50 законах, утверждены 23 отраслевые и функциональные программы, в т. ч. развития территорий.

В настоящее время необходимо развивать такие стратегические отрасли национальной экономики, как энергетика, транспорт и телекоммуникации. Важнейшим направлением развития индустриально -инновационной экономики является активное внедрение информационно-коммуникационных

технологий (ИКТ) во все сферы жизнедеятельности. Имея слаборазвитую сеть телекоммуникаций, Казахстан остро нуждается в современной разветвлённой системе средств связи. Большие надежды при этом возлагаются на приток иностранных инвестиций на этот рынок. Хотя работают такие крупные фирмы как «АТ и Т», «Motorola» и другие компании, в Казахстане еще сохраняется существенный разрыв с промышленно развитыми странами по уровню внедрения и использования информационных технологий. Важность и значение ИТК в экономики и жизни общества трудно переоценить. Его внедрение во все сферы экономики будет способствовать, во-первых, структурной перестройке и экономическому росту в отраслях, повысит производительность труда и конкурентоспособность экономики, снизит издержки, связанные с обработкой, анализом и передачей информации, создаст благоприятные условия для малых и средних предприятий; во-вторых, повышению общей грамотности в области информационно-коммуникационных технологий; в-третьих, созданию более эффективного государственного управления и местного самоуправления за счет реализации концепции «электронное правительство» и систем государственных электронных закупок; в-четвертых, созданию технологических предпосылок развития

гражданского общества. Формирование

инфраструктуры с необходимым количеством публичных точек доступа к глобальной сети обеспечит вхождение Казахстана в мировое информационное сообщество на основе соблюдения прав человека, в том числе права на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации.

В государственной программе форсированного индустриально-инновационного развития страны отмечены ключевые задачи: внедрение цифрового телевидения и стандартов сотовой связи, ряд других проектов. Основное место занимают вопросы интернет-услуг, включая создание серверной платформы для оказания услуг хостинга для государственных органов, завершение

технологического оснащения серверного центра, создание резервного серверного центра. В настоящее время сделано немало, чтобы в Казахстане были внедрены новые технологии в коммуникациях. Увеличивается число сетей беспроводного доступа к сети Интернет с использованием новейших технологий, а так же сетей фиксированного доступа с использованием технологий. В ближайшие годы сети нового поколения будут доступны во всех населенных пунктах с численностью от 10 000 жителей и более. При этом планируется, что все районы страны будут обеспечены широкополосным доступом к сети Интернет. Число пользователей Интернетом в Казахстане превысило 5 млн. человек, что составляет более 40% от общего количества населения страны.

Много проблем до сих пор имеется и в сфере коммуникаций республики. Располагаясь

территориально в выгодном ареале, связывающем Европу и Азию, она не имеет удобного выхода на мировые рынки для сбыта своей продукции. При этом обладает большими стратегическими позициями в вопросах выбора направлений поставок энергоресурсов и в развитии важного связующего звена трансконтинентальной экономической системы взаимодействия Европейского, Азиатско-

Тихоокеанского и Южно-Азиатского экономических регионов. Одним из приоритетных направлений своей инвестиционной политики республика выбрала строительство железных и автомобильных дорог с

большой пропускной способностью, трубопроводных магистралей по перекачке нефти и газа, которые могут связывать страну с центрами мировой торговли и морскими портами. Усилия направлены на развитие транспортной инфраструктуры всех видов: железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта.

Большие перспективы развития возлагаются на железную дорогу. Казахстан рассчитывает, установив железнодорожные сообщения по маршруту Алматы -Пекин, продлить эту дорогу через территорию Туркменистана, Ирака, Турции с выходом в Европу. В будущем по ней возможны транспортные потоки из Западной Европы до Дальнего Востока и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Главный совместный экономический проект-строительство железной дороги Казахстан-Туркмения-Иран-позволит доставлять казахстанские грузы прямо к Персидскому заливу и далее на мировые рынки. Иранская сторона готова сдать складские помещения или даже морской порт на территории Персидского залива в аренду Казахстану. Когда железная дорога соединит Мангистаускую область с иранским городом Горган, товарооборот возрастет многократно. Казахстан и Иран в будущем намерены довести взаимный товарооборот до 5 млрд. долл. в год. Другая международная магистраль соединит Казахстан с Китаем. В настоящее время грузы доставляются через международный железнодорожный переход Достык -Алашанькоу. Утверждена инвестиционная программа развития станции, которая позволит расширить ее мощность, поскольку резко возрос спрос на перевозку транзитных грузов между Европой и Азией. Поэтому появилась необходимость строительства второй железнодорожной линии между Казахстаном и Китаем. С казахстанской стороны строится ветка Хоргос-Жетыген протяженностью 293 км. Вдоль железной дороги будут построены 34 сооружения, включая мост через реку Или. Кроме того, будут возведены объекты здравоохранения, таможенная и пограничная инфраструктуры. С нуля строится станция «Алтын Коль» с полной социальной инфраструктурой. Магистраль Жетыген-Хоргос сократит расстояние от Китая до юго-востока Казахстана на 500 км.

Основное внимание в развитии автомобильных дорог уделяется строительству транзитного коридора «Западная Европа-Западный Китай», который протянется на 2787 км. Девять банков выразили готовность принять участие в финансировании этого проекта. На первом этапе реализации проекта были задействованы десятки заводов на обслуживание строительства. С введением в эксплуатацию коридора ежегодный объем транзитных перевозок увеличится

на 5%. В работе транзитного коридора заинтересованы такие страны, как Россия, Узбекистан, Кыргызстан, Китай - отправители и получатели техники и оборудования, нефтепродуктов, лома черных и цветных металлов и продуктов питания. Построен и в настоящее время работает автобан по маршруту Астана - Кокшетау, который в ближайшем будущем протянется до г.

Петропавловска. В 2011 году выделено 262,8 млрд. тенге на реконструкцию автодорог общего пользования. Будут реконструированы такие трассы, как Алматы-Астана-Петропавловск; Самара-Шымкент; Омск-Майкапшагай; Астрахань-Атырау-Актау-Туркменбаши; Ташкент-Шымкент-Алматы-Хоргос; Актобе-Мартук; Астана-Костанай-Челябинск и другие. Всего в 2011 году протяженность дорог 1-й и 2-й технической категории увеличилась на 308 км. Несмотря на то, что ежегодно на строительство и ремонт автодорог выделяются огромные средства из бюджета, проблемы по их использованию остаются. Так, например, в 2004 г. было подписано соглашение о создании Международного центра приграничного сотрудничества (МЦПС). По отчетам в его строительство вложено более 30 млрд. тенге бюджетных средств. Центр должен составить серьезную конкуренцию таким портам, как Барселона, Марсель, Гамбург, Санкт-Петербург, поскольку значительная часть товаров из Китая -крупнейшего в мире экспортера будет проходить через Хоргос. МЦПС был сдан в эксплуатацию 18 апреля 2012 года. Теперь это современный центр со всеми удобствами и условиями, в нем девять коридоров, ведущих в Китай, и десять-обратно. Уже полностью готова к эксплуатации железная дорога Жетыген-Хоргос. На границе построен современный вокзал с административным зданием для государственных органов и гостиничным комплексом, который оборудован в соответствии с международными требованиями (кроме

пассажирского, есть и грузовые терминалы).

Энергетика-это становой хребет национальной экономики, от которого зависит развитие всего Казахстана. В стоимости любого товара от 20 до 30% - это энергетическая составляющая. Казахстан является страной с относительно недорогой электроэнергией, где государство - серьезный инвестор, но использовать необходимый объем инвестиций без участия бизнеса достаточно сложно. Поэтому цены на электроэнергию являются привлекательными для частных инвестиций в отрасль. Пока в Казахстане наблюдается дефицит электроэнергии. Система наращивания

энергомощностей отражена в отраслевой программе по развитию электроэнергетики Республики

Казахстан на 2010-2014 годы. Планируемая к 2014 году общая сумма мощностей составит 15400 МВт, в том числе новые - 265 МВт, которые произведут 7,2 млрд. кВт/Ч. Альтернативные источники будут вырабатывать около 320 МВт. Общий объем ввода мощностей существующих электростанций до 2017 года должен составить более 4700 МВт.

Реализованные программы сформируют центры

базовой устойчивости национальной энергетической системы, и в итоге будет создана необходимая для эффективного развития экономики страны

энергетическая инфраструктура. Согласно Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию

Республики Казахстан на 2010-2014 годы и межотраслевой программе «Жасыл даму» на тот же период, в 2014 году планируемый объем электроэнергии, вырабатываемый возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ), должен составить 1 млрд. КВт/Ч в год, а доля ВИЭ в общем электропотреблении составит более 1% к 2015 году. Казахстан в силу своего географического положения и уникальных климатических условий обладает огромным потенциалом возобновляемых источников энергии. Имеется реальная возможность использования энергии солнечного излучения, ветра, воды, геотермальной энергии, а также антропогенных источников первичных энергоресурсов (биомассы, биогаза и иного топлива из органических отходов). Для развития альтернативной энергетики был принят Закон Республики Казахстан «О поддержке использования возобновляемых источников энергии», предусматривающий ряд мер:

-резервирование и приоритет при предоставлении земельных участков для строительства объектов;

-обязательства энергопередающих организаций по покупке электроэнергии, произведенной с использованием ВИЭ;

-освобождение от оплаты за транспортировку электроэнергии по сетям;

-поддержка при подключении объектов по использованию ВИЭ к сетям энергопередающей организации и другие.

При этом для внедрения возобновляемых источников энергии использование бюджетных средств не предусмотрено. К 2020 году предполагается увеличить долю ВИЭ в производстве электроэнергии до 3% с учетом выполнения обязательств Казахстана по снижению выбросов парниковых газов на 15%. Эта цифра к 2020 году может быть пересмотрена в сторону увеличения, поскольку запущены два производства:

-предприятие по производству «солнечного» кремния из металлургического кремния;

-завод по производству фотобатарей и солнечных модулей мощностью 60 мегаватт в год (с уникальной технологией, не имеющей аналогов в мире, где будет сосредоточено все производство от сырья до конечной продукции-солнечных станций).

Ветряные установки и гелиостанции из-за низкой мощности, высокой капиталоемкости и себестоимости энергии реально не могут конкурировать с ТЭС. Строятся они только на деньги грантов, которые предоставляют международные организации, заинтересованные в развитии экологически чистых видов энергетики. В условиях Казахстана возобновляемые источники до сих пор не нашли широкого применения. Пока в стране имеются огромные запасы дешевого угля, добываемого открытым способом и не требующего больших инвестиций, всерьез говорить о перспективах использования альтернативных источников достаточно сложно.

С возросшей потребностью в электроэнергии большинство развитых стран постепенно будет переключаться на развитие возобновляемых источников энергоресурсов. В этой сфере Казахстан находится в числе отстающих. В будущем грядут глобальные изменения в структуре спроса на энергоресурсы, и стране необходимо развивать все направления в сфере развития энергоносителей, чтобы не потерять статус энергетической державы. Поэтому НАК «Казатомпром» - национальный оператор по импорту-экспорту урана, редких металлов и атомного топлива - взялся за развитие возобновляемых источников энергии, используя природные естественные ресурсы: ветер, солнце и воду.

Одной из ключевых проблем в энергетике являются энергоэффективность и энергосбережение. Поэтому Законом Республики Казахстан «Об энергосбережении и повышении энергоэффективно -сти» создается государственный энергетический реестр для системного мониторинга и контроля за рациональным потреблением энергетических ресурсов. В него будут включены объекты, потребляющие энергетические ресурсы в объеме, эквивалентном 1500 тоннам условного топлива в год и выше, субъекты квазигосударственного сектора и государственные учреждения. Вводится запрет на сжигание попутного и природного газа на факелах с 2015 года (за исключением периода ремонтных работ и испытаний). В секторе жилищно-коммунального хозяйства вводится дифференцированная плата за потребленную тепловую энергию. Большие перспективы на подъем экономики страны связаны с

ядерной энергетикой, которой до атомной катастрофы в Японии пророчили уверенный рост. Международный рынок отреагировал незамедлительно. Многие страны объявили мораторий на строительство новых атомных станций и ужесточение требований к безопасности. Акции крупнейших урановых компаний снизились на 30-40%, что отразилось на стоимости урана. И тем не менее Казахстан не будет отказываться от атомной энергетики. Все вопросы, связанные со строительством атомной электростанции, будут решены в ближайшее время. Намерение о строительстве АЭС возле озера Балхаш было высказано правительством Казахстана еще в 1998г. Первый блок Балхашской АЭС было намечено запустить в 2005г., а в целом АЭС-в 2015г. Общая стоимость строительства АЭС оценивалась на тот момент в 2 млрд. долларов США. Но практических действий тогда не последовало. Правительство учло мнение общественности в большинстве негативно воспринявшей эти намерения. Среди причин назывались проблемы с обеспечением безопасности. В настоящее время с Россией была согласована и подписана комплексная программа сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Она предполагает разработку техникоэкономического обоснования и подготовку проекта по сооружению атомной электростанции на территории Казахстана, в г. Актау. Согласно программе развития энергосистемы объем электроэнергии от АЭС должен составлять 4,5% от общей вырабатываемой электроэнергии в стране. Проект обсуждается с учетом безопасности для населения и самых лучших технологий.

У Казахстана есть все необходимое, чтобы стать крупным экспортером электроэнергии: квалифицированные кадры, способные построить и эксплуатировать энергетические объекты любой сложности, но самое главное - большие запасы (на 200 лет при современных объемах добычи) недорогих экибастузских углей, существенно удешевляющих себестоимость конечного продукта. Наиболее очевидным направлением экспорта является Россия. Электроэнергия экибастузских ГРЭС-1 и ГРЭС-2 уже давно экспортируется в РФ. Для экономики это выгодно, поскольку тарифы у них выше, чем в Казахстане. Перспективным является приграничный Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая, из-за

динамичного развития которого там ожидается дефицит электроэнергии.

Таким образом, за последние годы можно отметить положительную тенденцию роста главных показателей инновационной деятельности в Казахстане. Одним из основных приоритетов является привлечение крупных иностранных инвесторов с капиталом, компетенциями и технологиями. Принят Национальный план по инвестициям, определены 20-приоритетных стран-инвесторов и 136 технологических лидеров, ведется работа по более чем 270 меморандумам и соглашениям на сумму 20 млрд. долларов США. В результате всех этих мер Казахстан сегодня занимает лидирующую позицию в СНГ по инвестиционной деятельности, и за 2,5 года приток прямых инвестиций в обрабатывающем секторе возрос на 59%, а в добывающей отрасли сократился на 17%, что свидетельствует об изменении структуры инвестиционных потоков. В настоящее время Казахстанская инновационная система совершенствуется и дополняется новыми инструментами индустриально-инновационной поддержки.

Литература

1. Аюлов А.М. Экономика Казахстана: результаты развития за последние годы. Учебное пособие. - Кокшетау, 2003.-74с.

2. Космамбетова Р.И. Модель индустриально-инновационного развития национальной экономики. - Алматы, 2012. -549с.

3. Аюлов А.М, Аюлова Г.Ж. Управление экономикой Казахстана. Учебное пособие для студентов вузов. - Кокшетау, 2013.-129с.

4. Методическое пособие по разъяснению основных положений Президента Республики Казах-стана-Лидера нации Назарбаева Н.А. к народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства. -Алматы: «Казак; энциклопедиясы, 2013. -136с.

9 (87162)26-49-49; факс: (87162)26-48-28

E-mail: [email protected]

Ключевые слова: инновационное развитие,

национальная экономика, организационные проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.