Научная статья на тему 'О некоторых проблемах и проблемности в преподавании социологии в вузе'

О некоторых проблемах и проблемности в преподавании социологии в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП ПРОБЛЕМНОСТИ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / АКТИВИЗАЦИЯ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ГУМАНИЗАЦИЯ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / PROBLEMATIC PRINCIPLE / PROBLEM-SOLVING EDUCATION / ACTIVATION / CREATIVE POTENTIAL / HUMANIZATION / HUMANITARIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусаева Эльмира Шекералиевна

Рассмотрены некоторые дидактические основы развития познавательной и социальной активности студентов в ходе современного учебно-воспитательного и научно-исследовательского процесса в вузе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах и проблемности в преподавании социологии в вузе»

90

• • •

Известия ДГПУ, №1, 2009

таль - лексему смеяться. Вместе с тем, всякий раз, меняя периферийное лексическое поле, автор наполняет данную лексему новым, отличным от предыдущих содержанием, добиваясь всестороннего проникновения во внутренний мир героя. Лексико-стилистический анализ фрагментов повести показывает уча-

щимся, что отбор языковых средств полностью подчинен одной задаче - созданию полнокровного, многогранного полотна реальной жизни, где действуют не положительные и отрицательные герои, а живые люди, наделенные всеми присущими им достоинствами и недостатками.

Примечания

1. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М. : Высшая школа, 1974. 2. Толстой А.Н. Собрание сочинений. М. : Госиздат, 1961. Т.З.

Статья поступила ередакцию 15.01.2009 г.

УДК 378

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ И ПРОБЛЕМНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ СОЦИОЛОГИИ В ВУЗЕ

©2009 Мусаева Э.Ш.

Дагестанский государственный педагогический университет

Рассмотрены некоторые дидактические основы развития познавательной и социальной активности студентов в ходе современного учебно-воспитательного и научноисследовательского процесса в вузе.

The article deals with some didactic bases of the development of students’ cognitive and social activities during educational and research process at the higher school.

Ключевые слова: принцип проблемности, проблемное обучение, активизация, творческий потенциал, гуманизация, гуманитаризация.

Keywords: problematic principle, problem-solving education, activation, creative potential, humanization, humanitarization.

Стратегия модернизации российского образования, отвечающая современным потребностям общества, предполагает реализацию компетентностного подхода в подготовке специалистов, что предопределяет не простую трансляцию знаний, умений и навыков от преподавателя к студенту, а формирование у будущих выпускников профессиональной компетентности.

Новые общественные условия таковы, что они не просто заставляют людей переучиваться, а требуют изменения системы

ценностей, установок, взглядов. Мощным фактором формирования ответственной личности с высокими гражданскими качествами и ценностными установками выступает социологическое образование. Социологические знания являются своего рода инструментом адаптации человека к современному обществу, осознания своего места и роли в нем.

Рассматривая состояние социологического образования в России, М. Б. Буланова [1. С. 14] пишет, что его анализ

Психолого-педагогические науки

• ••

91

не может проводиться в отрыве от оценки общих тенденций развития социологии как науки, ибо и образование, и научные исследования, и институализация науки теснейшим образом связаны друг с другом. Она отмечает [1. С. 19], что в развитии постсоветской социологии наблюдаются весьма противоречивые тенденции. Российское общество переживает социетальный кризис во всех сферах жизнедеятельности и соответственно социология несет на себе печать окружающей социальной среды. Ведущие социологи подчеркивают [1. С. 12-26; 4. С. 104-110] три главные проблемы российской социальной действительности, с которыми современная социология с очевидностью не справляется:

1. Информационный голод. Российское общество, избрав демократический путь развития, не открывшись до необходимого уровня, стало стремительно закрываться.

2. Эффект запаздывания. Вследствие того, что динамика общественного развития России намного превышает возможности социологии эту динамику исследовать, возникает разрыв между реальным состоянием общества и его социологическим диагнозом.

3. Криминальный барьер. Криминализация всех сфер жизни общества в частности привела к тому, что практически исчезают предметные области социологических исследований, где нет угрозы столкнуться с криминалом. Поэтому не стоит удивляться ощущению внутренней цензуры, которое все чаще и чаще посещает социологов, активно работающих и в «поле» и преподающих в вузе.

Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., «повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросом современной жизни - необходимое условие модернизации системы образования России». Настоящее и будущее российского образования заключено в творчестве учителя, поиске им новых открытий и технологий, требующих не созерцания, а высочайшего духа, оригинальности мышления, ответствен-

ного действия. Меняется положение преподавателя, который, сохраняя лидирующую позицию, не доминирует, а стремится быть соучастником процесса обучения. Предлагаемая система отношений позволяет выявлять творческие способности обучаемых, проявляющиеся в процессе решения поставленных перед ними задач. Представляет интерес обнаружение оригинальных самостоятельных решений, свидетельствующих о возможностях и способностях обучаемых.

Сегодня вузы должны быть нацелены на подготовку специалистов, умеющих адаптироваться к современным реалиям, осознающих, что они могут и на что они способны. При этом для квалифицированных преподавателей не представляет труда разработать собственные упражнения, формы заданий, активизирующие деятельность студентов, и использовать их в процессе обучения.

В настоящее время социология намного больше, чем раньше, акцентирует внимание педагогов на проблеме развития мыслительных способностей подрастающего поколения - это требование современной действительности: быстрого развития науки и техники, возникновения «сквозных» профессий и др.

Современный период характеризуется тем, что ученые ведут глубокое исследование проблемы активизации учащихся, расширяя при этом понятийный аппарат теории активизации [5. С. 5466]. На каждом этапе развития общества это решалась по-разному, с использованием достижений в данный период. Под активностью понимается свойство, важнейшая черта личности, необходимое условие, определенный внешний признак зарождения и развития самостоятельности, под активизацией учебной работы - деятельность преподавателя, направ ленная на совершенствование содержания, форм, методов, приемов и средств обучения. Целенаправленная деятельность преподавателя должна способствовать повышению активности, творчества, самостоятельности студентов в усвоении знаний, формировании умений и навыков. Обучение - это процесс взаимодействия между преподава-

92

Известия ДГПУ, №1, 2009

телем и студентом, и оно будет эффективным в том случае, если обе стороны проявят высокую активность (активность преподавателя превалирует). Сегодня на практике мы сталкиваемся с тем, что около 70% студентов не проявляют активности в усвоении знаний, формировании умений и навыков. Последние десятилетия школа, да и вся система образования переживают кризис и, соответственно, в вузы поступают выпускники со средним и низким уровнем подготовки. Социологические опросы, проводимые в ДГПУ, отражают данную тенденцию [8. С. 262].

Анализ литературы позволяет выделить единство трех компонентов активизации познавательной деятельности студентов: мотивационного, содержательного и операционного [2. С. 54-56].

Мотивационный компонент, выступая побудительной силой, характеризуется эмоционально-положительным отношением к содержанию и процессу деятельности, что проявляется в повышении интеллектуального уровня и характеризуется любопытством, интересом к проблемам, удивлением при обнаружении противоречий, повышенной работоспособностью и самоотдачей.

Содержательный компонент выполняет важную роль в развитии всех качеств личности, делает деятельность студентов целенаправленной, до конца осознанной, творческой и характеризуется наличием осмысленности, глубины и прочности знаний, критичности, самостоятельности и доказательности в процессе их восприятия. У студента формируется способность к установлению связей и взаимосвязей между фактами, явлениями, процессами. Происходит постоянное взаимодействие старых и новых знаний, создается система знаний, используемая в новых условиях.

Полноценное усвоение знаний возможно только в том случае, если оно строится на основе развития операционных структур учебной деятельности. Сущность творческой деятельности составляют операции, которые позволяют студенту творить, производить самостоятельный перенос ранее усвоенных

• • •

знаний и умений в новую ситуацию, учат видеть новые проблемы, подлежащие изучению, находить альтернативу решения.

Усвоение знаний и способов деятель -ности у студента происходит на трех уровнях: воспроизводящем, интерпретирующем и творческом.

Для формирования, в частности, творческого потенциала студентов необ -ходимо использовать инновационные технологии обучения. К таковым мы относим проблемное обучение, дискуссию, частично-поисковый метод, проблемнодиалогический метод, метод «дедуктивного исследования», многомерные матрицы, технологии коллективного генерирования идей («прямая мозговая атака», «обратная мозговая атака», «теоретический штурм») и т.д.

Если раньше закономерности активизации познавательной деятельности обучающихся были представлены в виде совокупности приемов и способов преподавания, стимулирующих активную репродуктивную деятельность студентов, то есть обычную активность, то в современных реалиях такая активизация не отвечает этапу развития общества, а наиболее актуальной является теория проблемного обучения, которая дала возможность перевести внимание с развития репродуктивного мышления обучающихся на развитие в ходе обучения их продуктивного и творческого мышления. Основу проблемного обучения составляет поиск решений и ответов при получении информации, содержащей противоречие. Практика показывает, что интенсивная умственная работа происходит тогда, когда студенты пытаются анализировать ситуацию, когда они в поисках ответа на поставленные вопросы мобилизуют, актуализируют имеющиеся у себя знания. Подобные качества формируются только при условии высокой активности самих студентов. Любая форма обучения в ее современном виде требует не пассивного усвоения, а активной мыслительной деятельности. И хотя методических приемов и способов преподавания возникло не так уж и много, изменилась сама структура обучения.

Психолого-педагогические науки

• ••

93

Учитывая то, что вопросы становления и развития теории проблемного обучения достаточно описаны [9. С. 17], обратим внимание на содержание еще малоизученной категории проблемности. Как известно, основными понятиями проблемного обучения считаются «проблемная ситуация», «учебная проблема», «ученическая гипотеза», «взаимодействие преподавателя и учащихся», «теория учения». Следовательно, можно говорить о появлении нового дидактического принципа в связи с возникновением проблемного обучения -принципа проблемности.

Понятие «проблемность в обучении» вошло в язык общественных наук в последние 20 лет. На эмпирическом уровне оно связалось в основном с понятиями «проблема» и «проблемная ситуация», появившимися в языке психологии более ста лет назад [3. С. 183]. Проблемность имеет глубокие корни - она отражает определенную закономерность процесса научного познания. Основу проблемного обучения составляют поиск и процесс активной познавательной деятельности. Отметим: это не означает, что можно недооценивать другие способы обучения, обеспечивающие передачу и усвоение знаний. При проблемном обучении студент сталкивается с объективным противоречием (так как любой познаваемый объект характеризуется наличием дидактического противоречия), и тогда возникает противоречие процесса познания. Это второе противоречие тоже объективное, но, поскольку возникает в сознании субъекта, оно имеет субъективный характер. Закономерность возникновения логико-познавательного противоречия и является основой понятия проблемности.

Преподаватель, применяя определенные приемы, способы и средства, ставит студента в ситуацию интеллектуального и эмоционального затруднения, что заставляет его усваивать новые знания и способы действия. Сегодня в экономически развитых западных сообществах преподавание социологии базируется на инновационных технологиях обучения, в основе которых лежат преимущественно прагматические концептуальные идеи позитиви-

стской, структурно-функциональной социологии Р. Дарендорфа, М. Вебера, П. Сорокина, Р. Мертона и других.

В России ситуация другая. Сама социология в условиях СССР стала развиваться под определенным цензурным просмотром лишь с конца 60-х годов ХХ века. Все это определило отрыв нашей страны от индустриально развитых западных государств и, следовательно, привело к появлению ряда требований к преподаванию социологии.

Например, сегодня среди лекторов зачастую оказываются те, кто сформировался как специалист в русле концептуальных идей исторического материализма. Следовательно, в первую очередь необходимо повысить требования к излагаемому материалу со стороны самого лектора. Лекция всегда должна быть ориентирована на развитие познавательной самостоятельности студентов, их мыслительной активности, творчества и инициативы. Опыт работы в ДГПУ позволяет сделать вывод, что, несмотря на явно наблюдаемый в последние годы прогресс, коснувшийся различных сторон обучения, оно (обучение) продолжает оставаться информационносообщающим. В ходе опросов, проводимых социологической службой ДГПУ среди студентов вуза [8. С. 260-264], было выявлено, что, усвоив материал, обучающиеся слабо продвинулись в творческом отношении, так как лекции носили ин-формационно-сообщающий характер. Получается любопытная картина: те формы учебной работы, которые связаны с лекцией и зависят от нее (семинары, коллоквиумы, контрольные работы), повышают академическую активность студента, заставляют его активно работать, сама же лекция - основная форма обучения в вузе - довольно часто этим качеством не обладает. Вот почему в общей системе средств и способов повышения активности студентов важное значение приобретает проблемное построение лекций. Проблемная лекция предполагает особую комбинацию материала, подачу информации в таком количестве и так, что образуется проблемная ситуация, которая имеет внутренне противоречивый характер. В ходе разъяснения того или иного блока проблем не-

94

Известия ДГПУ, №1, 2009

обходимо не самому делать выводы, а подводить студентов к самостоятельным выводам.

При обучении постановке и формулировке социальной проблемы следует исходить из плюрализма точек зрения; учить поиску идей «мозговым штурмом»; выработке решений; достижению согласия всей группы с найденным решением. На базе факультета педагогики и психологии ДГПУ функционирует проблемная группа «Социс» как особая форма дополнитель -ного социально-гуманитарного образования и научно-исследовательской деятельности. Создание подобной структуры позволило решить следующие проблемы: приобретение студентами профессиональных знаний и практических умений, дополняющих и расширяющих учебный материал, полученный на занятиях; преодоление равнодушного отношения и развитие интереса к социологии; повышение статуса кафедры политологии и социологии в ДГПУ.

Сегодня в ходе изучения курса социологии становится необходимым развитие «критического мышления». Например, социология личности располагает рядом подходов в рассмотрении взаимоотношений личности и общества (концепции Хо-манса, Оппа, Скиннера, Фрейда и т.д.). Студенты готовят социологическое исследование, проводят опросы, анализируют и обрабатывают информацию, делают выводы. При этом мы наблюдаем процесс формирования собственного отношения к реалиям общества.

Особые поисковые возможности содержит такой вид проблемного обучения, как «ролевые игры» и «сюжетноролевые игры». Они предполагают «живое изображение» основных черт социальной ситуации, имитационное моделирование с распределением социальностатусных ролей в студенческой аудитории. Можно предложить осуществление моделирования ситуации, когда студенты воспринимают себя творцами социальных действий. При этом проявляет себя и «пассивная» часть учебной группы, которая сразу включается в социологическую аналитику. Складывается ситуация, когда пассивная часть учебной

• • •

группы, «боясь» проиграть «активи-

стам», у которых наиболее высокие адаптивные качества, старается подготовиться к занятию. Преподаватель заранее распределяет тему, роли, участников «моделируемой ситуации».

При проблемном обучении меняется положение преподавателя, который, сохраняя лидирующую, но не доминирующую позицию, стремится исполнить в аудитории не только функции руководителя, но и соучастника процесса обучения. Использование принципа про-блемности в преподавании социологии позволяет:

- содействовать выработке научнообоснованных представлений о природе и динамике современных социальных процессов;

- определить взаимосвязи и взаимообусловленности явлений экономической, политической, духовной жизни российского общества;

- способствовать формированию у студентов социально-психологической устойчивости к воздействию различных стрессовых ситуаций, характерных для переходного общества;

- обучать навыкам ведения конструктивных переговоров с установкой на сотрудничество, достижение социального партнерства;

- освоить основы социального прогнозирования и т.д.

При рассмотрении формирования творческого потенциала студентов в процессе преподавания социологии невозможно обойти вниманием следующие факты. Как известно, в России не существует официальной идеологии. Но скрытая апологетика выходит на первый план в социологии. В статьях и программах учебных курсов по социологии стало порой трудно различать границы научного и политического дискурса, притом политическая предзаданность начинает превалировать над реальным содержанием научной дискуссии.

Рост национального самосознания с большой остротой ставит вопрос формирования у молодежи Дагестана правильных ориентиров в такой важной сфере, как межэтническое общение. Тем более,

Психолого-педагогические науки

• ••

95

что сегодня национальный экстремизм в основном паразитирует на искренних заблуждениях молодежи. Работа со студентами, к сожалению, позволяет констатировать наличие таких негативных процессов, как:

- депатриатизация духовной и социальной жизни российской молодежи;

- размывание ценностно-

мотивационного ядра национального самосознания молодежи;

- утрата отечественной историей, ее героическими событиями силы нравственного идеала [7. С. 102-109].

В процессе преподавания таких тем, как «Этническая социология», «Социальные конфликты: генезис и механизмы, их решения», «Социология политики», «Социология религии», необходим учет региональной специфики.

Студенты полностью дезориентированы обилием издаваемой учебной литературы по социологии, и разобраться в этом изобилии им достаточно сложно. В библиотеках ДГПУ имеется в наличии литература по социологии, но содержание

Примечания

многих книг вызывает сомнение. Преподавателями кафедры политологии и социологии ДГПУ разработаны для студентов: Программа учебного курса «Социология», планы семинарских занятий, спецкурсы «Социология образования», «Гражданское общество», «Конфликтология». Изданы учебное пособие «Социология в схемах и таблицах» и «Учебнометодический комплекс по социологии».

Кафедра политологии и социологии работает по целому ряду направлений. Это учебно-методическая работа, реализация научно-исследовательских проектов, воспитательная работа среди студентов, создание проблемных групп практически на всех факультетах университета. Все это влияет на оптимизацию учебного процесса, способствует осмыслению и поиску эффективных приемов, форм, средств работы со студентами в ходе преподавания социологии. Рассмотренные в данной статье некоторые пути повышения познавательной и социальной активности студентов отнюдь не являются исчерпывающими.

1. Буланова М.Б. Социологическое образование в России (1960 годы - настоящее время) // Социс. 208. №12. С. 12-26. 2. Жанабаев З.Ж., Мукушев Б.А. Научные основы контроля учебной деятельности // Мониторинг в образовании. 2007. №8. С. 54-56. 3. Журавлева Г.А. Некоторые вопросы вузовской ориентации молодежи. Сборник «Молодежь и образование». М., 1972. 323 с.

4. Майкова Э.Ю. Социологическое образование в свете Болонского процесса // Социс. 2007. №8. С. 104-110. 5. Медведев Г.П., Фоменко В.Т. О некоторых дидактических путях формирования академической активности студентов. Сборник. Проблемы активности студентов. М. : Изд-во РГУ, 2000. С. 54-66. 6. Мусаева Э.Ш. Гуманизация образования как основа стабильности полиэтнического и поликонфессионального общества. Гуманитарные науки: новые технологии образования. Материалы XIV Региональной научно-практической конференции 14-15 мая 2009 г. Ч.И. С. 73-78. 7. Мусаева Э.Ш. Проблемы и проблемность в преподавании социологии в полиэтническом обществе России. Сборник научных трудов преподавателей кафедры. Социальнополитические проблемы современной России. Вып.4. Махачкала, ДГПУ, 2008. С. 102-109. 8. Мусаева Э.Ш. Проблемы формирования творческого потенциала студентов в процессе преподавания социологии. Гуманитарные науки: новые технологии образования. Материалы IX Региональной научно-практической конференции 18-19 мая 2006. Махачкала, 2006. С. 260-264. 9. Проблемы активности студентов / Под редакцией А. Г. Афанасьева // Вопросы вузовской педагогики. М. : Изд-во РГУ, 1995. 168 с.

Статья поступила в редакцию 25.02.2009 г.

УДК 372.08

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.