УДК 372.08
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА
ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
© 2013Магомедова С.А., Магдиева Н.Т., Мусаева С.Д.
Дагестанский государственный университет
В условиях перехода на многоуровневую систему подготовки и реформирования профессионального образования возрастают требования к профессиональной подготовке студента, поскольку образовательная система требует обновления педагогической деятельности, внедрения в педагогическую деятельность компетентностного подхода, использования инновационных технологий, активных форм и методов обучения, позволяющих ускорить процесс усвоения полученных знаний, решения проблем, связанных с профессиональной деятельностью студентов.
In conditions of transition to the multilevel system of training and reforming the professional education the requirements to the students ' professional training increase, since the renewal of pedagogical activities, introducing the the competence-based approach into the teaching activities, using the innovative technologies, active forms and methods of training, allowing to accelerate the process of the knowledge assimilation, to solve the problems connected with the students' professional activities.
Ключевые слова: активные формы и методы обучения, инновации в образовании, инновационные технологии, компетентностный подход, процесс обучения, профессиональные компетенции, современное образование, социальная медицина.
Keywords: active forms and methods of education, educational innovations, innovative technologies, competence-based approach, educational process, professional competence, modern education, social medicine.
Современный этап развития общества ставит перед образованием ряд проблем, обусловленных социально-эко-
номическими и другими факторами, среди которых повышение качества подготовки, а также реализация компетентностного подхода, внедрение инновационных технологий и т. д. Инновации в образовании понимаются как использование совокупности методов, приемов и средств обучения, характеризующиеся наличием новшеств. В настоящее время педагогические инновации выступают существенным компонентом образовательной
деятельности, обеспечивающей
конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, определяющей направление профессионального роста педагога, эффективность его
деятельности. Глубинные процессы,
происходящие в системе образования страны, ведут к формированию методологии инновационного
образования, где инновационные
технологии обучения рассматриваются как инструмент, с помощью которого образовательная парадигма может быть претворена в жизнь [1].
Следовательно, разработка и внедрение инноваций актуальны по причине их ориентированности на становление социально и
профессионально активной личности, что предполагает введение элементов нового в цель, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной продуктивной деятельности преподавателя и учащегося, ориентацию учебного процесса на потенциальные возможности личности студента.
Сегодня инновационная деятельность в образовании как социально значимая практика направлена на
самосовершенствование личности,
преобразование существующих типов практик, результатом которого является использование как теоретических, так и практических новшеств, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики [4].
В условиях изменения задач современного образования, разнообразия педагогических технологий возникает необходимость по-новому рассмотреть педагогическую деятельность,
представляющую собой особый вид деятельности по обучению и воспитанию студентов, формированию у них профессиональных компетенций. При этом важно широко использовать, наряду с традиционными методами обучения, нестандартные формы учебных занятий, обеспечить интеграцию и взаимодействие образовательных дисциплин, расширяя межпредметные связи.
С этих позиций в учебном процессе должны преобладать методы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, основной функцией которых является развитие логического осмысливания учебного материала, повышение самостоятельности в поиске новых знаний. Такие методы требуют от студентов умения мысленно
экспериментировать, формулировать проблему, искать пути ее решения, способствуя переходу от обучения к самообучению, что актуально в условиях быстрой смены общественных ценностей.
В условиях реализации
многоуровневой системы подготовки кадров возрастают требования, предъявляемые к уровню
профессиональной подготовки студентов, что требует обновления содержания деятельности, использования активных форм и методов обучения, новых образовательно-воспитательных технологий, направленных на ускорение процесса усвоения знаний, решение проблем, связанных с готовностью профессиональной деятельности. Сегодня реализация учебного процесса целесообразно осуществлять так, чтобы
содержание обучения было
полноценным. Студенты должны постигать основы общечеловеческой культуры с учетом национальных и региональных особенностей и традиций. Преподаватель должен вызвать интерес к предмету, увлечь студентов своим примером, показать необходимость и значимость полученных знаний в будущем, в дальнейшей жизни. Отношение учащихся к выполняемой деятельности определяется внутренними мотивами, исходящими из самой деятельности и создающими интерес к ней. Принцип активности обучаемого в процессе обучения остается одним из основных. Такого рода активность является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации новых педагогических технологий.
В преподавании медико-социальных дисциплин важной задачей выступает создание инновационных
образовательных моделей путем объединения методов естественных и гуманитарных наук, что обеспечивает эффективность процесса обучения, достижение компетентности,
приближение учебного процесса к задачам их практической и профессиональной деятельности, рассматриваемые основным способом активизации познавательной деятельности студентов. При этом решение на качественном уровне взаимосвязанных проблем медицинского и социального характера и специфика социальных технологий требуют рассмотрения медико-социальной работы как специализированного направления, что согласуется с общепринятым пониманием его как
мультидисциплинарной (медицинский, психолого-педагогичес-кий и социально-правовой) проблемы, направленной на восстановление, сохранение и укрепление здоровья населения. С этих позиций медико-социальная работа должна решать медицинские, социальные и
психологические проблемы клиентов, комплексно разграничивая сферы компетенции медицинских и социальных работников [3].
Учебно-методическим центром
обеспечения качества подготовки специалистов в области медико-социальной работы Даггосуниверситета выступает кафедра социальной медицины, где разработана модель подготовки специалиста социальной работы, обеспечивающая готовность к оказанию медико-социаль-ной помощи населению РД. При этом в рамках учебного процесса будущие специалисты и бакалавры по социальной работе овладевают знаниями социальных и генетических основ здоровья и методиками оценки индивидуального и общественного здоровья, изучают правовые основы охраны здоровья, вопросы медицинского страхования, реабилитации инвалидов, знакомятся с особенностями организации медико-социаль-ной помощи населению, социально-медицинскими аспектами заболеваний.
В ходе проведения занятий применяются разнообразные формы и методы обучения, среди которых: демонстрация видеофильмов и
презентаций, использование
компьютерных обучающих программ, мультимедийных учебных пособий, электронных атласов, интерактивных энциклопедий. В процессе контроля используется учебно-методический
комплекс по данной дисциплине, дидактический раздаточный материал, работа с тетрадью, а также проведение текущих и итоговых тестов, разработанных на основе программы курса.
С целью облегчения работы студентов, экономии их времени, а также для удобства подготовки к занятиям учебно-методические комплексы, включающие в себя темы и планы лекционных занятий, методические разработки к каждому семинарскому занятию, тестовые задания и понятийный аппарат к текущему и промежуточному контролям, перечень литературных и интернет-источников по всем дисциплинам медико-социального блока, размещены на образовательном сервере сайта ДГУ.
В рамках занятий широко используются разнообразные формы и
методы обучения, активизирующие деятельность студентов и, в частности, постановка проблемной ситуации, вызывающей у студентов интерес к поставленной проблеме, активизация поисковой деятельности по решению задачи и т. д.
Большой эффективностью в усвоении знаний обладает метод решения ситуационных задач, в ходе которых студенты проигрывают различные варианты исхода событий, принимают решения в разнообразных экстренных ситуациях, требующих немедленного оказания медицинской помощи. Такие упражнения
способствуют повышению у студентов общего уровня медицинских знаний, которые в будущем могут быть использованы на практике,
способствуют формированию
позитивного отношения. Это зависит от умения использовать воображение, воспроизводить по памяти
теоретические знания, полученные на занятиях, и применять их в конкретной жизненной ситуации.
Продуктивным приемом следует считать самостоятельное изучение темы, выполнение рефератов и докладов, позволяющие более глубоко и детально разобраться в той или иной проблеме, самостоятельно найти пути для их решения, вызывая познавательный интерес. При этом творческая работа открывает и развивает скрытые возможности студентов, активизирует их деятельность, формирует определенные навыки и умения, которые они могут использовать на практике в будущей жизни. В ходе такой работы студенты сталкиваются с различными понятиями и терминами из других, смежных дисциплин, что заставляет их искать дополнительные источники знания.
Самостоятельная работа студента способствует расширению их кругозора, поскольку требует постоянного взаимодействия с преподавателем, который направляет творческий и научный поиск студента, обеспечивает его необходимой специальной
литературой, учебно-методическими материалами и т. д.
Ухудшение в последние десятилетия показателей индивидуального и общественного здоровья в стране актуализирует проблему подготовки профессионалов, способных решать широкий комплекс проблем социально незащищенных групп населения. При этом вопросы медико-социальной работы в различных сферах охраны здоровья (профилактика заболеваний, охрана материнства и детства, планирование семьи, оказание кардиологической, наркологической, онкологической,
психиатрической и др. видов специализированной помощи)
способствуют формированию готовности специалиста к социальной работе через реализацию технологий медико-социальной работы, поскольку, наряду с теоретическими знаниями, важно обеспечить готовность к решению различных ситуационных задач, отработку алгоритмов медико-социальной работы с различными группами клиентов, формировать практические навыки работы с клиентами, страдающими различными
заболеваниями и т. д. С этих позиций в рамках изучения отдельных тем, связанных с проблемами здоровья, будущих специалистов необходимо ориентировать на овладение не только соответствующими знаниями, умениями и навыками, но и личностными качествами, позволяющими эффективно участвовать в решении проблем тяжелобольных, инвалидов и членов их семей. При этом большое значение придается включению студентов в научно-исследовательскую деятельность выступающей одним из приоритетных направлений работы кафедры, тематика которой ориентирована на анализ проблем и разработку технологий работы с различными группами населения, нуждающимися в медико-социальной помощи.
Анализ научных публикаций, организация и проведение
социологических исследований, другие виды научно-исследовательской
деятельности студентов способствуют отработке умений написания курсовых и дипломных работ, подготовке научных
публикаций и регулярному участию студентов во внутривузовских, региональных, всероссийских и международных конференциях, форумах и выставках. Кроме того, при подготовке будущего специалиста по социальной работе с медицинской специализацией большое внимание уделяется
формированию навыков здорового образа жизни, в связи с чем в программно-методическое обеспечение включены дидактические материалы,
способствующие лучшему усвоению теоретических дидактических основ, отработке практических навыков и умений, использованию технологий с применением мультимедийных средств обучения [2].
Стратегия ориентирования студентов на здоровый образ жизни (ЗОЖ) включает в себя ознакомительного, рекомендательного, поддерживающего характера действия преподавателя, направленные на информирование обучающихся о ЗОЖ, адекватное оценивание своего образа жизни, активизацию здоровьесберегающей деятельности. При этом обеспечивается овладение личностью определенными способами здоровьесберегающей
деятельности, приобретение и развитие необходимых качеств, способствующих организации и ведению ЗОЖ. Основной целью ориентирования студента на ЗОЖ выступает развитие и становление социально адаптированной, здоровой личности, способной к активной преобразующей деятельности, что требует реализации педагогических условий ориентирования студента на ЗОЖ, получения им знаний по теории и практике формирования ЗОЖ, обеспечение позитивного отношения к созданию собственного образа жизни, творческого подхода к реализации здоровой жизнедеятельности.
Процесс формирования научного мировоззрения и повышения общей культуры студентов высших учебных заведений не должен быть ограничен рамками аудиторной и самостоятельной работы, а само взаимодействие студента и преподавателя должно ставить ряд задач, которые вытекают из учебного
процесса. Все это призвано активизировать работу студента, вызывая у него интерес к предмету, к процессу познания окружающего мира, помогать расширению кругозора, усвоению новых знаний, закреплению умений и навыков на практике.
Таким образом, в преподавании медико-социальных предметов
преподаватель должен способствовать формированию философской культуры мышления, системного отношения к проблеме сохранения здоровья, а зачастую и жизни человека в
экстремальных условиях.
Инновационные методы преподавания способствуют формированию интереса к учебе, готовности искать ответ на поставленный вопрос, приобщают студентов к систематической и углубленной работе над актуальными проблемами социальной медицины, что актуализирует необходимость широкого использования в учебном процессе инновационных образовательных
технологий и других приемов мотивации учебно-познавательной деятельности.
Примечания
1. Дебердеева Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества // Инновации в образовании. 2005. № 3. С. 78-79. 2. Магомедова С. А., Мусаева С. Д., Эмирова Н. Н., Магдиева Н. Т. Подготовка специалистов для оказания медико-социальной помощи населению в РД // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2011. № 2(15). С. 71-74. 3. Назарова Е. Н. Жилов Ю. Д. Основы социальной медицины: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2007. 368 с. 4. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М. : Издательский центр «Академия», 2002. С. 230232.
Статья поступила в редакцию 30.04.2013 г.