Научная статья на тему 'Медико-социальные аспекты формирования здоровья студенческой молодежи'

Медико-социальные аспекты формирования здоровья студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
671
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ / СТУДЕНТ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Магомедова Саида Алирзаевна, Магдиева Нателла Тахмановна, Мусаева Саният Джалалудиновна, Эмирова Наида Нурмагомедовна

Результаты анализа проблем здоровья студенческой молодежи и проведенные социологические исследования свидетельствуют об актуальности и необходимости реализации инновационных механизмов повышения эффективности профессионального образования через интеграцию медико-социальных и психолого-педагогических ресурсов улучшения показателей здоровья студентов, что позволит сформулировать и сформировать управленческие решения для внедрения их в практику деятельности учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Магомедова Саида Алирзаевна, Магдиева Нателла Тахмановна, Мусаева Саният Джалалудиновна, Эмирова Наида Нурмагомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медико-социальные аспекты формирования здоровья студенческой молодежи»

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

©2°п Магомедова С.А., Магдиева Н.Т., Мусаева С.Д., Эмирова Н.Н.

Дагестанский государственный университет

Результаты анализа проблем здоровья студенческой молодежи и проведенные социологические исследования свидетельствуют об актуальности и необходимости реализации инновационных механизмов повышения эффективности профессионального образования через интеграцию медико-социальных и психолого-педагогических ресурсов улучшения показателей здоровья студентов, что позволит сформулировать и сформировать управленческие решения для внедрения их в практику деятельности учреждений.

The results of the analysis of students’ health problems and the sociological research are indicative of the urgency and the necessity of realization of the innovative mechanisms of increasing the professional training efficiency through the integration of medico-social and psychologo-pedagogical resources of the improvement of students’ health indicators. It will allow to formulate, to generate the managerial solvings for their introduction into the institutional practice.

Ключевые слова: проблемы здоровья, студент, здоровый образ жизни.

Keywords: health problems, student, healthy way of life.

Здоровье общества является одной из наиболее значимых социальных ценностей и его охрана выступает важной государственной, социально-эко-номической и

политической задачей, эффективное решение которой во многом предопределяет будущее страны. Сегодня обеспечить необходимый уровень здоровья нации крайне сложно, поскольку последствия критических периодов

осуществления радикальных мер экономической реформы в России продолжают затрагивать практически все стороны жизни, при этом одним из наиболее социально уязвимых контингентов остается молодое поколение россиян.

Анализ проблемы состояния здоровья молодежи в новых экономических условиях указывает на ее актуальность по причине возрастных особенностей периода,

где протекает интенсивный рост и формирование личности,

развиваются морфологические и психологические процессы,

происходит становление жизненно важных систем организма, вследствие чего он уязвим к

происходящим вокруг катаклизмам, восприимчив к воздействующим благоприятным и негативным факторам окружающей среды.

Следовательно, реализация

Национального проекта «Здоровье», в рамках которого

предусматривается сочетание

профилактических мероприятий и коррекция факторов риска среди всего населения с конкретной,

целенаправленной работой в группах высокого риска, к которым, как уже отмечалось, отнесена молодежь, в том числе и студенческая, предполагает укрепление здоровья населения России.

Студенческая молодежь вообще является особым контингентом, состояние здоровья которого следует рассматривать как барометр

социального благополучия и медицинского обеспечения

предшествующего периода детства, а также предвестником изменений в здоровье населения в последующие годы [4].

Отметим, что изучению здоровья и условий жизни данной социальной группы в республике посвящено ограниченное число работ,

направленных, в основном, на выявление зависимости показателей от состояния среды обитания, социально-гигиенических факторов, обоснование моделей оптимизации и сохранения здоровья. Их анализ показал, что аспекты сохранения и укрепления здоровья студентов, являющихся резервом

интеллектуального потенциала

общества, рассматривались

исследователями в различные периоды социально-экономической и политической жизни страны, вследствие чего особую

актуальность они приобретают в ситуации, характеризующейся

значительным ухудшением условий жизни большей части населения, реформами в системе

здравоохранения,

сопровождающимися коренными изменениями в организации медикосоциальной и профилактической помощи и т.д. [1].

На наш взгляд, улучшение состояния здоровья студенческой молодежи, ее отношения к

здоровому образу жизни выступает важным гуманитарным и

экономическим фактором, поскольку решение проблем, связанных с укреплением здоровья студентов в условиях изменившейся социально-экономичес-кой обстановки требует нового комплексного подхода. При этом существующие экономические, социальные и медицинские программы должны учитывать

социальную специфику студенческой

молодежи с позиций усиления внимания к медико-социальным проблемам и возможности использования средств, форм, методов и критериев интеграции систем здравоохранения и образования в части подготовки специалистов, обладающих

знаниями медицины, педагогики и психологии, способных к

просвещению населения и профилактической работе в семьях, учреждениях образования, на предприятиях и т.д. [2].

Сегодня в республике сложилась непростая ситуация, когда студенческая молодежь, которая должна быть наиболее здоровой частью общества, не является таковой по причине недостаточного внимания общества к здоровью, свидетельство чему - сокращение количества профилактических

осмотров, отсутствие цельной системы диспансерного наблюдения, возрастающий удельный вес функциональных отклонений и хронических заболеваний,

ухудшение показателей физического развития. В настоящее время отмечается снижение до 64% доли студенческой молодежи с нормальным физическим развитием, что связано с ухудшением здоровья студентов за время учебы, обусловленным объективными

(социальными) и субъективными

(нездоровым образом жизни)

причинами, среди которых в последнее десятилетие ведущее место занимает интенсификация обучения, связанная с

использованием технических

средств, в том числе видеотехники и средств мобильной связи, персональных компьютеров,

планшетников и т.д.

Для студентов большинства образовательных учреждений

характерны постоянное

психоэмоциональное напряжение, сокращение продолжительности сна, длительное пребывание в сидячей позе, снижение двигательной

активности и времени нахождения на свежем воздухе, серьезные нарушения в питании как в домашних условиях, так и по месту учебы, где при составлении меню учитывается стоимость блюд, а не пищевая

ценность рациона, уменьшаются объем и масса порций, сокращается ассортимент за счет замены

творожных, мясных, рыбных блюд более дешевыми (каши, овощные

супы, крупяные гарниры и др.) [3].

В современных социально-экономических условиях отмечается стихийное вовлечение студентов в трудовую деятельность, когда выполняется тяжелая, не соответствующая возрасту и физическим возможностям работа, что в совокупности с учебной

нагрузкой способствует

значительному ухудшению здоровья. С этих позиций существующая система медико-санитарного

обеспечения студентов нуждается в совершенствовании через поиск путей проведения лечебно-профилактичес-ких мероприятий, организацию технологий

медицинского обеспечения без прерывания процесса обучения и трудовой деятельности, что значительно усилит возможности оздоровления социальной группы, имеющей определенную специфику в образе жизни, условиях труда и быта.

Изложенное выше

предопределяет необходимость разработки и реализации программы, направленной на решение медикосоциальных проблем студенческой молодежи с позиций комплексного изучения и оценки их общественного здоровья. Следовательно, целью исследования выступает анализ состояния здоровья для разработки системы мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья студенческой молодежи, коррекции некоторых аспектов образа жизни. С учетом сказанного в качестве базы исследования нами выбран Республиканский центр

охраны здоровья подростков и студенческой молодежи. Выборку составили студенты 1 и 2 курсов Дагестанского государственного университета (ДГУ) и Дагестанской государственной медицинской

академии (ДГМА) в количестве 180 человек (85 юношей и 95 девушек).

На основе анкетирования выявлено, что большинство

студентов (78,9%) живут в полных семьях, часть (16,2%) - в неполных семьях и 4,9% являются сиротами. Поскольку на формирование

целостной личности оказывает влияние характер взаимоотношений в семье, нами был проведен опрос, результаты которого показывают, что отношения между членами семьи у большинства студентов нормальные (82,6%), и только у 17,4% в семье наблюдается отсутствие

взаимопонимания с родителями (табл. 1).

Таблица 1

Взаимоотношения студентов с родителями

Характер взаимоотношений Число студентов (%)

Понимаем друг друга 65,0%

Родители интересуются учебой 49,5%

Разрешают приглашать к себе друзей 26,2%

Проводим свободное время с родителями 13,6%

Запрещают курение и употребление алкоголя 18,4%

Часто происходят ссоры и конфликты 8,7%

В результате анкетирования показательным является тот факт, что только 13,6% родителей предпочитают проводить свободное время с детьми, что в значительной степени связано с

неудовлетворенностью материально-бы-товым положением, низкой заработной платой при высоком прожиточном минимуме, заставляющими родителей

постоянно думать о заработке, большую часть времени проводить на работе и, соответственно, уделять недостаточное внимание воспитанию

детей, формированию здорового

образа жизни, контролю за их поведением и т.д.

Анализ ответов по правильному режиму дня и продолжительности сна, влияющих на нервно-психическое и физическое развитие личности, показывает, что большинство (66,7%) юношей и более половины (51,2%) девушек не соблюдают режим дня (нерегулярно питаются, не занимаются спортом, не выполняют утреннюю гимнастику и т.д.), большинство из них (61%) отметили, что сон у них недостаточный (22%) и неспокойный (39%).

Исследования уровня здоровья студентов выявило, что основная масса имеет III группу, около трети -II группу, и единицы - I, II и V группы, характеризующие уровень состояния их здоровья как низкий, что подтверждается скрытым характером заболеваемости, высокой долей хронической патологии (до 50% от всех заболеваний), результатами экспертных оценок (I группа здоровья

- 5%, а IV - 20%). При этом к числу основных заболеваний,

определяющих структуру

медицинской помощи, относятся

болезни органов дыхания, инфекционные заболевания, травмы и отравления, болезни костномышечной системы, эндокринная патология и т.д.

Изучение распространенности вредных привычек, в частности,

курения и приема алкоголя,

являющихся немаловажным

фактором ухудшения здоровья

студентов, показывает, что эти привычки формируются и закрепляются, в основном, в течение студенческого периода,

подтверждением чему служат результаты, согласно которым из общего числа большинство (70,1%) выкуривает от 1 до 9 сигарет в день, 29,9% - 10 и более штук. При этом основная масса (62 %) начали

употреблять алкоголь именно в вузе,

курящие составили 24,2% опрошенных.

Острой медико-социальной

проблемой остается ухудшение состояния психического здоровья молодежи, а также потребление психоактивных веществ по причинам, которые приведены в таблице 2.

Таблица 2 Причины употребления алкоголя и психоактивных веществ студентами

Причина Число студентов (%)

Отсутствие цели в жизни 46,9%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отсутствие знаний о вреде курения, алкоголя и наркотиков 44,1%

Любопытство 41,3%

Влияние окружающей среды 40,8%

Доступность 38,5%

Отрицательный пример 37,0%

Конфликтные взаимоотношения с родителями 34,0%

Отсутствие силы воли 27,5%

Реклама табака и алкоголя 16,5%

Влияние друзей 16,7%

Избыток свободного времени 15,7%

Подражание 9,2%

Следует отметить, что ведущими источниками знаний о вреде алкоголя и наркотиков являются сведения, полученные от родителей (71%) и из средств массовой информации (26,2%), тогда как от врачей и педагогов такую информацию получили только 6,9 и 17,5% студентов соответственно.

В повышении эффективности лечебно-профилактических мероприятий важное значение имеет выполнение рекомендаций врачей, которых по результатам

социологического исследования придерживается примерно половина

- 51,2% - студентов, частично - 20% и не выполняют - 30,8%.

Полученные результаты

указывают на важность

профилактических мероприятий и системы диспансерного наблюдения студентов, способствующих

формированию здорового образа жизни, разработки и внедрения региональной комплексной целевой

программы, направленной на сохранение и укрепление здоровья молодого поколения Дагестана.

Формированию здорового образа жизни призваны способствовать оценка состояния здоровья студентов в образовательных учреждениях; совершенствование инфраструктуры образовательного учреждения (рациональное питание, физическая активность и пр.); формирование умений и навыков ЗОЖ путем повышения медицинских и санитарно-гигиенических знаний; создание молодежных центров, деятельность которых должна быть направлена на повышение информированности студентов о здоровом образе жизни; раннее выявление разнообразных факторов риска (социальных, экологических, педагогических, генетических)

здоровья студентов и групп риска; антитабачное, противонаркотическое и антиалкогольное воспитание молодежи; активизация роли семьи, ее воспитательной и

оздоровительной функций; развитие социальных служб помощи и медикосоциальной поддержки молодежи; улучшение подготовки медицинского персонала, педагогов, социальных работников по вопросам охраны и укрепления здоровья студентов;

повышение социальной

защищенности студенческого

контингента.

Актуальное значение в

сохранении и развитии здоровья студенческой молодежи имеют современные подходы к

формированию культуры здоровья, во многом зависящие от организации специализированной системы

формирования, развития и

сохранения здоровья, которая сводится не только к традиционному медицинскому обслуживанию, но и воспитанию культуры здоровья через тесное взаимодействие всех уровней образовательного и воспитательного процессов, внедрения в учебный процесс здоровьесохраняющих и здоровьеразвивающих технологий [5].

Необходимо наметить в качестве приоритетных направлений

оздоровления студенческой

молодежи мероприятия, связанные с повышением социальной адаптации, положительной медицинской

активностью, организацией досуга студенческой молодежи,

формированием здорового образа жизни в период обучения в вузе, обеспечение социальной поддержки, выраженной в материальной помощи нуждающимся и т.д.

Примечания

1. Альбицкий В. Ю„ Добровольская М. Д., Хузиева Л. В. // Здравоохранение Российской Федерации. 2003. № 3. С. 35-38. 2. Балыгин М. М., Бруй Б. П., Горбунова Т. Ф. // Проблемы социальной гигиены здравоохранения и истории медицины. 2001. № 6. С. 14-22. 3. Гончарова Г. Н„ Горбач Н. А., Жарова А. В. Оптимизация управления здоровьем студентов. Красноярск, 2004. 4. Концепция охраны здоровья здоровых в Российской Федерации // Вопросы экономики и управления для руководителей здравоохранения. 2002. № 4 С. 8-15. 5. Миннибаев Т. Ш. Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: Мат-лы Международного конгресса. М., 2004. Ч. 2. С. 272-275.

Статья поступила в редакцию 19.02.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.