Научная статья на тему 'Развитие языкового чутья в процессе обучения (на материале повести Л. Н. Толстого «Казаки»)'

Развитие языкового чутья в процессе обучения (на материале повести Л. Н. Толстого «Казаки») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
132
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
AUTHOR'S MODALITY / ЯДЕРНАЯ ЛЕКСЕМА / АВТОРСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ / ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ДЕТАЛЬ / ПЕРИФЕРИЙНОЕ ПОЛЕ / ВНУТРЕННЕЕ СОСТОЯНИЕ / NUCLEAR LEXEME / LEXICO-SEMANTIC DETAIL / PERIPHERAL FIELD / INNER STATE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Муртазаева Тасмина Казимовна, Омарова Людмила Расуловна

В статье рассматривается ядерная лексическая единица «смеяться», семантика которой меняется в зависимости от периферийного поля, соответствующего лексеме. Лексико-стилистический анализ показывает, что отбор языковых средств подчинен задаче создания полнокровного образа казака.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие языкового чутья в процессе обучения (на материале повести Л. Н. Толстого «Казаки»)»

Психолого-педагогические науки

• ••

87

тарных действий и операций, в качестве основных критериев, общих для всех познавательных умений, можно выделить состав и качество выполняемых операций, их осознанность, полноту и свернутость.

Содержание вышеотмеченной гностической деятельности студентов-экспериментаторов на проводимых экспериментально-контрольных мероприятиях обычно представляется следующими тремя группами познавательных умений:

1) наблюдения и анализ познавательной деятельности учащихся с целью ориентировки, контроля и оценки внешних условий и особенностей ее протекания, а также с целью корректировки пе-

дагогического процесса в случае неадекватной познавательной деятельности учащихся;

2) анализ соответствия используемых форм, способов и средств обучения изменившимся условиям учебной ситуации, в частности, деятельности учащихся по освоению учебного материала поставленным задачам урока.

3) анализ и контроль собственной деятельности, обеспечивающей наблюдение за работой учащихся в экспериментальных и контрольных группах.

Система формирования экспериментальных умений у студентов может включать также и модификации основных параметров исследовательского подхода в работе.

Статья поступила ередакцию 14.02.2009 г.

УДК 372.8

РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОГО ЧУТЬЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ (на материале повести Л. Н. Толстого «Казаки»)

©2009 Муртазаева Т.К., Омарова Л.Р.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье рассматривается ядерная лексическая единица «смеяться», семантика которой меняется в зависимости от периферийного поля, соответствующего лексеме. Лексико-стилистический анализ показывает, что отбор языковых средств подчинен задаче создания полнокровного образа казака.

The article deals with the nuclear lexical unit ”to laugh”, semantics of which is changed depending on peripheral field, corresponding to the lexeme. Lexico-stylistic analysis shows that selection of the language facilities subordinates to the problem of the creating the Cossack’s full-blooded image.

Ключевые слова: ядерная лексема, авторская модальность, лексико-семантическая деталь, периферийное поле, внутреннее состояние.

Keywords: nuclear lexeme, author's modality, lexico-semantic detail, peripheral field, inner state.

Сегодня значительно снизилось число читающих людей. Резко упало количество и качество прочитанной литературы,

школьники мало заучивают наизусть стихов, не говоря уже о прозе. Как след-

88

Известия ДГПУ, №1, 2009

ствие этого язык перестает быть показателем культуры, уровня образованности.

В младших классах критерием освоения речи стало чтение на скорость, при этом, безусловно, «снимается» семантическая нагрузка. В старших классах в процессе изучения литературы практически отсутствует внимательное отношение к художественному слову, к его окрашенности и мелодике.

Мы обратимся к повести Л. Н. Толстого «Казаки», которую учащиеся некоторых дагестанских школ изучают на уроках внеклассного чтения. В литературе достаточно много написано о значимости портретных характеристик, поэтому мы не заостряем внимание на данном аспекте, а предполагаем определить авторскую модальность, реализованную на семантическом уровне, закладывающую определенный образ в восприятие читателя.

Одним из ярких действующих лиц является Лукашка, бедный неграмотный казак, но отважный и смелый, внушающий сельчанам восхищение и уважение.

Можно выделить несколько фрагментов, посвященных этому герою. Вот фрагмент, описывающий встречу Лу-кашки с девками.

Лукашка тихо стоял перед девками; глаза его смеялись; он говорил мало, поглядывая то на пьяных товарищей, то на девок... (С. 214)

Лукашка все время молча глядел на Марьянку... Лукашка смеялся глазами, как будто что-то особенное, независимое от разговора, происходило между им и девкой... (С. 216)

Право, все о тебе скучился, ей-богу, -сказал сдержанно-спокойным шепотом Лука... и, еще ближе пригнувшись к ней, стал шепотом говорить что-то, смеясь глазами... (С. 217)

Перед нами повторяющаяся деталь -смеющиеся глаза. Они отражают внутреннее состояние героя: он рад встрече с любимой, хотя прямо автор не вкладывает в уста героя объяснения в любви. Все его чувства здесь, в этих смеющихся глазах. Они смысловое ядро, но причина и истинное состояние души раскрыто периферийной лексикой, где автор целе-

• • •

направленно использует лексемы тихо, молча, мало, сдержанно-спокойно, шепот. Перед нами сознательно сдерживаемая энергия, внутренняя эмоциональ-ныя сила, которой разрешено прятаться за смеющимися глазами. Авторское отношение эксплицитно-положительное,

его модальность передает читателю чув -ство уважения к герою.

А вот совершенно противоположный по эмоционально-экспрессивной шкале фрагмент. Лукашке говорят о том, что ему изменяет разбитная казачка:

А черт с ней! - отвечал Лукашка, оскаливая сплошные белые зубы, но не смеясь. - Разве я другой не найду (С. 190).

Оскал не означает улыбки, а вызывает ассоциативную связь со зверем. Обычное состояние героя - скрытая улыбка - переведена в антонимическую плоскость (не смеясь), хотя герой пытается изобразить нечто, внешне напоминающее улыбку (оскал). На протяжении всего произведения это единственный эпизод, где герой хочет изобразить улыбку, но оскорбленное самолюбие не позволяет этого сделать. Этот фрагмент соответствует первой части повести. Во второй части глубокие страдания героя не дают ему возможности изобразить даже такой оскал.

Авторская модальность совершенно по-другому представляет героя в строках, раскрывающих взаимоотношения в семье:

Лицо немой покраснело, и она дико загудела от радости. Схватив пряники, она еще быстрей стала делать знаки... Лукашка понимал ее и все кивал, слегка улыбаясь. Мать вернулась в хату и, узнав, о чем говорит немая, улыбнулась и покачала головой (С. 231).

Мы невольно обращаем внимание на состояние героя, общающегося с немой сестрой. Лукашка слегка улыбается. Он общается с немой, улыбаясь. Знаменательна лексема «слегка». Герой не выражает бурной радости, но его нежное от -ношение к сестре и в этих подарках, и в тихой улыбке. Его главенствующее положение в семье очевидно, его любят, им гордятся: сестра загудела от радости, мать улыбнулась. Полевое лексическое

Психолого-педагогические науки

• ••

89

окружение таково, что читатель понимает: перед нами бедные, но любящие и заботящиеся друг о друге члены семьи.

Анализируя изменение внутреннего состояния Лукашки, нельзя не обратить внимания на отношения казака к главному действующему лицу - офицеру Оленину. Эти отношения претерпевают значительные изменения: от простого интереса к недоверию и настороженности и затем - к откровенному неприятию.

Итак, вначале, во время знакомства, Оленин чувствует симпатию к бесшабашному казаку, убившему в дозоре абрека. Указывая дорогу, Лукашка провожает Оленина до станицы. Между молодыми людьми завязываются простые доброжелательные отношения:

Всякий раз как они вглядывались друг на друга, им хотелось смеяться... Оленин засмеялся:

- Да разве я боюсь? Ступай назад, благодарствую. Я один дойду.

- Ничего! А мне что же делать? Как вам не бояться? И мы боимся, - сказал Лукашка, тоже смеясь и успокаивая его самолюбие (С. 251)

Ощущение покоя и счастья передано лексемами смеяться, засмеялся, смеясь. Лексическое поле поддерживает смысловое ядро (смеяться) следующими лексемами - благодарствую, успокаивая самолюбие и др. Между молодыми людьми устанавливается, казалось бы, взаимопонимание на внутреннем, очень тонком уровне. Лукашка предстает психологом, старающимся не задеть словом самолюбие нового знакомого. И все произносится в сопровождении доброжелательной улыбки, легко.

Впрочем, незадолго до этого, присут -ствуя на передаче тела убитого абрека родственнику, приехавшему из-за Терека, Оленин поражен видом оживления и радости, царящим среди казаков. Он пытается найти истину, ту, которую сложно выделить на войне. Вот разговор двух героев:

Пускай Бога молит, что сам цел ушел, - сказал Лукашка, смеясь.

Чему же ты радуешься? - сказал Оленин Лукашке. - Как бы твоего брата убили, разве бы ты радовался.

Глаза казака смеялись, глядя на Оленина. Он, казалось, понял все, что тот хотел сказать ему, но стоял выше таких соображений.

А что ж? И не без того! Разве нашего брата не бьют? (С. 250).

Состояние Лукашки автор передает все теми же значимыми лексемами смеясь и глаза смеялись. Герой смеется, совершив убийство на войне. Но полевая лексическая периферия помогает читателям понять, что смех его - это сознательное решение преступить через зако -ны сострадания и человеколюбия. Он выше таких соображений, и здесь закладывается предопределение трагедии.

Ощущение опасности нарастает. Во второй части повести в описаниях Лу-кашки автор больше не использует лексемы «смеяться». Эта лексема появляет-ся опять только на последних страницах повести, в сцене роковой схватки с абреками:

Хорунжий был бледен и путался. Лукашка слез с лошади... Оленин, сделав то же самое и согнувшись, пошел за ним. Только что они подошли к стрелявшему казаку, как две пули просвистели над ними. Лукашка, смеясь, оглянулся на Оленина и пригнулся.

Еще застрелят тебя, Андреич, - сказал он. - Ступай-ка лучше прочь. Тебе тут не дело (C. 317).

Казалось бы, перед нами то же оживление под пулями, лихорадочное состояние в момент опасности. Но Лукашка смеется, оглядываясь на Оленина. Его развлекает не мысль о грозящей опасности, а парадоксальность ситуации, когда два соперника находятся рядом в бою. И его заботу об Оленине нельзя принять за искреннюю, так как последние его слова, обращенные к офицеру: «Тебе тут не дело». Лукашка отказывает Оленину в праве делить их опасности, казачью жизнь, а соответственно, и любовь к простой казачке.

Толстой выпукло характеризует сильную личность, которой является Лу-кашка, используя повторяющуюся де-

90

• • •

Известия ДГПУ, №1, 2009

таль - лексему смеяться. Вместе с тем, всякий раз, меняя периферийное лексическое поле, автор наполняет данную лексему новым, отличным от предыдущих содержанием, добиваясь всестороннего проникновения во внутренний мир героя. Лексико-стилистический анализ фрагментов повести показывает уча-

щимся, что отбор языковых средств полностью подчинен одной задаче - созданию полнокровного, многогранного полотна реальной жизни, где действуют не положительные и отрицательные герои, а живые люди, наделенные всеми присущими им достоинствами и недостатками.

Примечания

1. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М. : Высшая школа, 1974. 2. Толстой А.Н. Собрание сочинений. М. : Госиздат, 1961. Т.З.

Статья поступила ередакцию 15.01.2009 г.

УДК 378

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ И ПРОБЛЕМНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ СОЦИОЛОГИИ В ВУЗЕ

©2009 Мусаева Э.Ш.

Дагестанский государственный педагогический университет

Рассмотрены некоторые дидактические основы развития познавательной и социальной активности студентов в ходе современного учебно-воспитательного и научноисследовательского процесса в вузе.

The article deals with some didactic bases of the development of students’ cognitive and social activities during educational and research process at the higher school.

Ключевые слова: принцип проблемности, проблемное обучение, активизация, творческий потенциал, гуманизация, гуманитаризация.

Keywords: problematic principle, problem-solving education, activation, creative potential, humanization, humanitarization.

Стратегия модернизации российского образования, отвечающая современным потребностям общества, предполагает реализацию компетентностного подхода в подготовке специалистов, что предопределяет не простую трансляцию знаний, умений и навыков от преподавателя к студенту, а формирование у будущих выпускников профессиональной компетентности.

Новые общественные условия таковы, что они не просто заставляют людей переучиваться, а требуют изменения системы

ценностей, установок, взглядов. Мощным фактором формирования ответственной личности с высокими гражданскими качествами и ценностными установками выступает социологическое образование. Социологические знания являются своего рода инструментом адаптации человека к современному обществу, осознания своего места и роли в нем.

Рассматривая состояние социологического образования в России, М. Б. Буланова [1. С. 14] пишет, что его анализ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.