Научная статья на тему 'Проблемный подход в обучении экономическим дисциплинам'

Проблемный подход в обучении экономическим дисциплинам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
876
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемный подход в обучении экономическим дисциплинам»

Руденко Андрей Джоржевич,

Московский городской университет управления Правительства Москвы, кафедра общественных финансов, бухгалтерского учета и аудита, кандидат экономических наук, доцент

Проблемный подход в обучении экономическим дисциплинам

Сохранение и накопление человеческого и интеллектуального капитала, стремление людей непрерывно поддерживать необходимый уровень образования и постоянно совершенствовать его, является в настоящее время важнейшей тенденцией развития современного общества. В связи с этим, одной из актуальных задач современной высшей школы стала подготовка студента как творческой личности, способной быстро адаптироваться к меняющимся условиям жизни в информационном обществе.

Подготовка студента к будущей социальной и профессиональной адаптации предполагает его умение самостоятельно находить необходимую учебную информацию и осознанно усваивать ее. В учебном процессе это умение рассматривается как проявление познавательной активности личности.

В настоящее время имеется не так много работ, основным направлением которых явился бы проблемный подход к изучению экономики как одной из отрасли социальных наук. В связи с этим в отечественной высшей школе совершается повсеместный переход от репродуктивной модели образования, работающей на воспроизводство готовых знаний, к школе мышления, основанной на принципах осознанного овладения знаниями, ориентированной на активизацию поисково-познавательной деятельности студентов.

Проблемное обучение сегодня - одна из основных технологий обучения, в том числе обучения экономическим и финансовым дисциплинам.

Проблемное обучение можно рассматривать как технологию развивающего образования, направленного на активное получение учащимися знаний, формирование приемов исследовательской познавательной деятельности, на приобщение студентов к научному поиску, творчеству, на воспитание профессионально значимых качеств личности. Основное дидактическое назначение проблемного обучения состоит в педагогическом управлении активной поисковой деятельностью обучающихся.

Перспективность проблемного обучения убедительно доказана как в теории обучения, так и на практике. Проведенные исследования свидетельствуют о его высокой результативности. Эффективность проблемного обучения проявляется в связи с формированием знаний, развитием активности, сознательности и самостоятельности студентов, воспитанием творческого подхода в профессиональной деятельности.

Уяснение сущности проблемности как закономерности познания, определения ее роли в обучении и введение в дидактику понятия «принцип проблемности» открыло новые возможности для теоретического объяснения пути активизации учебно-познавательной деятельности студентов.

Принцип проблемности отражается в логике построения учебного процесса, в содержании изучаемого материала, в методах организации учебно-познавательной деятельности студентов и управлении ею, в структуре лекций и семинаров, в формах контроля преподавателя за процессом и результатом деятельности студентов.

Цель активизации путем проблемного обучения (его также называют креативным обучением) состоит в том, чтобы понять уровень усвоения понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения нестереотипных задач. Эта активность заключается в том, чтобы студент, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получил из него новую информацию. Другими словами, это расширение и углубление экономических знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни преподаватель, ни книга, оно ищется и находится студентом, поставленным в соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения.

Креативное преподавание - деятельность преподавателя по созданию системы проблемных ситуаций, изложение учебного материала с его объяснением и управление деятельностью студентов, направленной на усвоение новых знаний как традиционным путем, так и путем самостоятельной постановки учебных задач (проблем) и их решением.

Проблемная ситуация - это интеллектуальное (мыслительное) затруднение студента, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом, - действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Такая ситуация есть закономерность продуктивной, творческой познавательной деятельности.

Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:

Проблемная ситуация ^ проблема ^ поиск способов ее решения ^ решение проблемы (задачи).

Полый цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения задачи имеет несколько этапов:

• возникновение проблемной ситуации,

• осознание сущности затруднения и постановка задачи,

• нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы,

• доказательство гипотезы,

• проверка правильности решения задачи.

Как показали исследования, можно выделить наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций.

Первый тип: проблемная ситуация возникает при условии, если студенты не знают способы решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.

Второй тип: проблемные ситуации возникают при столкновении студентов с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.

Третий тип: проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью выбранного способа.

Четвертый тип: проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у студентов знаний для теоретического обоснования.

В оценке дидактического процесса с точки зрения познавательной самостоятельности студента выделяются четыре уровня усвоения, позволяющие ориентироваться на качество усвоения учебного материала. Первый (ученический) требует знаний и умений репродуктивного плана: на воспроизведение учебного материала, на выполнение заданий по образцу, по инструкциям, по алгоритмам (как правило, используется на начальном этапе обучения). Второй уровень (алгоритмический) ориентирован на репродуктивные алгоритмические действия, выполняемые без подсказки, по памяти. Третий уровень усвоения и умений (творческий) ориентирован на критическое осмысление, сознательное и прочное запоминание учебного материала и выработку умений, на анализ алгоритмов деятельности. Он требует сочетания репродуктивной и продуктивной деятельности учащихся. Четвертый уровень (эвристический) характеризуется овладением способами продуктивной поисковой и эвристической познавательной деятельности, умением применять знания в новых условиях, в нетиповых ситуациях, находить новые пути достижения целей, решать задачи творчества (используется, как правило, на заключительном этапе обучения). Уровням усвоения учебного материала можно поставить в соответствие характер деятельности и степень овладения знаниями и умениями.

Глобальные изменения, произошедшие за последние годы в экономике, социальной сфере, причиной которых явилось стремительное распространение информационных технологий, потребовали соответствующей перестройки содержания образования. Проблемный подход к обновлению содержания образования рассматривается как очередной шаг в естественном процессе следования школы и профессионального образования за требованиями меняющегося мира. Успешность человека в будущей профессиональной и социальной жизни определяется уровнем развития ключевых компетентностей.

В последнее время в российской школе широкое распространение получили проблемные методы обучения, среди них: метод проектов, компьютерное моделирование, деловые игры и т. д. Наименее изученным и используемым является метод CASE STUDY, несмотря на то, что он очень популярен на Западе и имеет более чем 20-летнюю историю. Этот метод изучения экономики был предложен в Гарвардском университете в Америке и в последнее время нашел широкое распространение в изучении медицины, юриспруденции, математики и других наук.

Применение кейс-метода позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения задачи, изложенной в кейсе, - творческий процесс познания, подразумевающий коллективный характер познавательной деятельности. Метод обеспечивает имитацию творческой деятельности студентов по производству известного в науке знания, его можно также применять и для получения принципиально нового знания. В западных странах кейс-метод используется не только как педагогический метод, но и как эффективный метод исследования.

Кейсы применяются в педагогике, психологии, медицине, юриспруденции. Наиболее широко метод используется в обучении экономике и бизнес-наукам. Гуманитарное образование является естественной сферой применения данного метода, в то время как его применение в обучении естественнонаучным и техническим дисциплинам, в том числе и информатике, вызывает затруднения, так как требует создания специфических разновидностей кейсов.

Выдающиеся ученые рекомендуют при изучении информатики и информационных технологий в ВУЗе использовать кейсы при освоении правовых вопросов, социальных аспектов информатики, архитектуры персонального компьютера и т. д. Наиболее эффективным представляется включение в обучение мультимедиа- и видео-кейсов.

Кейс-метод обучения (CASE STUDY) — это метод креативного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста.

Отличительной особенностью этого метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Метод CASE STUDY иллюстрирует реальную жизнь.

Он демонстрирует академическую экономическую теорию с точки зрения реальных событий, позволяет заинтересовать студентов в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные экономические ситуации. Для того чтобы учебный процесс на основе CASE был эффективным, важны два момента: хороший CASE и определенная методика его использования в учебном процессе.

CASE - не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Кроме того, он должен включать набор вопросов, подталкивающих к решению поставленной задачи.

Хороший CASE должен удовлетворять следующим требованиям:

1) соответствовать четко поставленной цели создания;

2) иметь соответствующий уровень трудности;

3) иллюстрировать несколько аспектов экономической жизни;

4) не устаревать слишком быстро;

5) иметь национальную окраску;

6) быть актуальным на сегодняшний день;

7) иллюстрировать типичные ситуации в бизнесе;

8) развивать аналитическое мышление;

9) провоцировать дискуссию;

10) иметь несколько решений.

Использование методов проблемного обучения в сегодняшней практике обучения все более разнообразно и находит свое применение, например, в преподавании такой дисциплины, как Международные стандарты учета и финансовой отчетности (МСФО). Внедрение стандартов МСФО в российскую финансовую отчетность становится все более актуальным, особенно если учитывать новые возникающие предпосылки к очередному финансовому кризису. Россия обязана быть в числе тех, кто участвует в принятии решений, которые могут иметь для российского бизнеса и для иностранных компаний, работающих в России, принципиальное значение.

В отношении проблемных методов обучения целесообразно в процессе изучения МСФО отметить следующее: их разработка и внедрение представлены в разных областях научного знания и исследованы многими педагогами и психологами. Следует заметить, что еще недостаточно изучено использование проблемных методов обучения, в частности, в процессе изучения курса МСФО.

Проблемное обучение осуществляется в преподавании Международных стандартов учета и финансовой отчетности, применяется, в основном, в трех основных формах:

а) проблемного изложения материала преподавателем в лекциях (так называемые проблемные лекции);б) частично-поисковой деятельности студентов при участии преподавателя во время проведения семинарских и лабораторных занятий;

в) самостоятельного исследования и решения проблемы.

В процессе проведения эксперимента, в ходе которого оценивались знания студентов в двух группах (одна из них - та, где велось проблемное обучение экономическим дисциплинам, другая - где велось традиционное обучение), результаты первой группы выросли после стандартного курса по результатам срезовых работ обучения в 2,4 раза, по сравнению с результатами группы, где велось традиционное обучение.

Таким образом, проблемное изучение экономических дисциплин может считаться эффективным методом обучения.

Литература

1. Буравой М. Углубленное case study: между позитивизмом и постмодернизмом //

Рубеж. 1997. № 10-11.

2. Козина И. Case study: некоторые методические проблемы // Рубеж. - 1997. № 10-

11. С. 177-189.

3. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика

1972.

4. МахмутовМ. И. Организация проблемного обучения. М.: Педагогика 1977.

5. Михайлова Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия // Маркетинг. 1999. №1.

6. http://writing.colostate.edu/references/research/casestudy/index.cfm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.