Научная статья на тему 'О некоторых проблемах бухгалтерского учета на малых предприятиях'

О некоторых проблемах бухгалтерского учета на малых предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
586
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ECONOMY / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL BUSINESS / РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА / SMALL BUSINESS DEVELOPMENT / РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / RUSSIAN LEGISLATION / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ACCOUNTING / ДИСТАНЦИОННЫЙ АУТСОРСИНГ / REMOTE OUTSOURCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гугкаева Софья Сосланбековна

В данной статье отражена роль малых предприятий в развитии российской экономики. В связи с этим в статье рассмотрены некоторые проблемные вопросы ведения бухгалтерского учета малыми предприятиями, которые у них возникают в связи с тем, что согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» все малые предприятия обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность в соответствии с принятым специальным налоговым режимом. В статье рассмотрены различные организационные формы ведения бухгалтерского учета (в зависимости от объема учетной работы), которые предлагаются субъектам малого предпринимательства законодательством РФ и нормативными актами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах бухгалтерского учета на малых предприятиях»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ Гугкаева С.С. Email: Gugkaeva17126@scientifictext.ru

Гугкаева Софья Сосланбековна — кандидат экономических наук, преподаватель, факультет среднего профессионального образования, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Владикавказ

Аннотация: в данной статье отражена роль малых предприятий в развитии российской экономики. В связи с этим в статье рассмотрены некоторые проблемные вопросы ведения бухгалтерского учета малыми предприятиями, которые у них возникают в связи с тем, что согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» все малые предприятия обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность в соответствии с принятым специальным налоговым режимом.

В статье рассмотрены различные организационные формы ведения бухгалтерского учета (в зависимости от объема учетной работы), которые предлагаются субъектам малого предпринимательства законодательством РФ и нормативными актами.

Ключевые слова: экономика, малое предпринимательство, развитие малого бизнеса, российское законодательство, бухгалтерский учет, дистанционный аутсорсинг.

ON SOME PROBLEMS OF ACCOUNTING FOR SMALL BUSINESSES

Gugkaeva S.S.

Gugkaeva Sofya Soslanbekovna — Candidate of Economic Sciences, Lecturer, FACULTY OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION, FINANCIAL UNIVERSITY UNDER THE GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION, VLADIKAVKAZ

Abstract: this article reflects the role of small enterprises in the development of the Russian economy. In this regard, the article deals with some problematic issues of accounting by small enterprises, which they have in connection with the fact that according to the Federal law "on accounting" all small enterprises are obliged to maintain accounting and prepare financial statements in accordance with the adopted special tax regime.

The article deals with various organizational forms of accounting (depending on the volume of accounting work), which are offered to small businesses by the legislation of the Russian Federation and regulations.

Keywords: economy, small business, small business development, Russian legislation, accounting, remote outsourcing.

УДК 657.22

В настоящее время представить развитие экономики как в России, так и ее субъектах, без малых предприятий практически невозможно, так как они являются ее основным элементом и локомотивом ее развития. Не требуя крупных стартовых инвестиций, малое предпринимательство способно совершать быстрый оборот ресурсов, оперативно решать вопросы по проблемам развития экономики с учетом необходимой реструктуризации, достаточно гибко реагировать на изменения конъюнктуры рынка и адаптироваться в новых условиях, обеспечить позитивную динамику роста и стабильность развития экономики, что способствует доступу малых предприятий к новым видам деятельности.

Применяя новые современные технологии, малыми предприятиями создаются возможности для снижения издержек производства, повышения своей конкурентоспособности и увеличении доли малого предпринимательства на мировом рынке производства товаров и услуг, что ведет к росту эффективности и оздоровлению экономики в целом, что в свою очередь - к росту благосостояния общества.

Анализируя динамику количества зарегистрированных малых предприятий, можно отметить, что на 01.01.2017 в России зарегистрировано 2770,6 тыс. малых предприятий, что на 24,7% больше, чем по состоянию на 01.01.2016. В предыдущие годы с 2012 по 2014 гг. также наблюдался значительный рост числа малых предприятий. Однако, в Республике Северная

Осетия-Алания в 2012 и 2013 гг. число малых предприятий возрастало, а в 2014 и 2015 гг. их число значительно снижено, а в 2016 г. наблюдался рост по сравнению с 2015 г. (табл. 1) [1, с. 20].

Благодаря развитию малого бизнеса, оказанию всякого рода поддержки его развития в регионах успешно работают программы по созданию рабочих мест, что приводит к повышению уровня занятости населения.

Таблица 1. Число малых предприятий по субъектам Российской Федерации (на конец года)

2012 2013 2014 2015 2016

Российская Федерация 2003038 2063126 2103780 2222372 2770562

Северо-Кавказский федеральный округ 50371 52972 53522 49604 53899

Республика Дагестан 7748 7781 6991 4640 7802

Республика Ингушетия 1307 2697 3640 2946 1474

Кабардино-Балкарская Республика 4315 4342 4315 4084 5322

Карачаево-Черкесская Республика 2558 3702 3664 2947 3438

Республика Северная Осетия-Алания 6180 6471 5817 4749 5308

Чеченская Республика 6268 5245 5653 4145 4797

Ставропольский край 21995 22734 23442 26093 25758

Учитывая повышение роли малого предпринимательств в развития экономики страны, оказание государственной финансовой и инвестиционной поддержки этим предприятиям, в России постоянно уделяется значительное внимание вопросам совершенствования порядка ведения бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и составления отчетности этими предприятиями.

Так, с 01.01.2013, согласно Федеральному закону № 402-ФЗ от 06.12.2011 [2, ст. 6 п. 1], все субъекты малого бизнеса обязательно должны осуществлять бухгалтерский учет хозяйственно-финансовых операций в соответствии с требованиями российского законодательства. Предприятия малого бизнеса имеют право выбора варианта специального налогового режима, в соответствии с которым должно осуществляться ведение бухгалтерского учета, т.е. они имеют право осуществлять ведение бухгалтерского учета в упрощенной форме, но обязаны вести учет доходов и расходов и других объектов налогообложения. Для этого малые предприятия обязаны соблюдать единые методологические основы ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями закона «О бухгалтерском учете» а также ПБУ [2, ст. 6, п. 1, 4]. С целью обеспечения рационального ведения бухгалтерского учета в полном объеме с учетом особенностей ведения малого бизнеса и его размеров, такие предприятия формируют для себя Учетную политику, которая имеет очень важную роль и должна соответствовать требованиям российского законодательства по бухгалтерскому учету и Положения о ведении бухгалтерского учета - ПБУ 1/2008 [3]. При этом предприятия малого бизнеса составляют бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам баланса и отчета о прибылях и убытках, которые утверждены приказом Минфина от 02.07.2010 № 66н. Однако, при желании субъект малого бизнеса может отчитаться по общим формам отчетности, которые также утверждены этим приказом Минфина № 66н.

Следует отметить, что для малых предприятий, ограниченных финансовыми возможностями, при организации бухгалтерского учета стоят важные задачи по обеспечению эффективности деятельности бухгалтерской службы, выполнения задач бухгалтерского учета при максимальном упрощении порядка ведения бухгалтерского учета, не нарушая требований российского законодательства. Поэтому субъектам малого предпринимательства законодательством РФ и нормативными актами предлагаются различные организационные формы ведения бухгалтерского учета (в зависимости от объема учетной работы), такие как:

• создать бухгалтерскую службу, возглавляемую главным бухгалтером;

• ввести в штат должность бухгалтера (главного бухгалтера), который будет выполнять всю бухгалтерскую работу;

• на договорных началах передать ведение бухгалтерского учета и составление всех видов отчетности (бухгалтерской, налоговой и т.д.), специализированной организации (аудиторской фирме, консалтинговой или другой службе);

• исполнять работу по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности руководителем малого предприятия. В настоящее время Законом № 402-ФЗ разрешается

руководителям малых предприятий самостоятельно вести бухгалтерский учет. Что касается других экономических субъектов, их руководитель обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор наемному бухгалтеру-специалисту об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета согласно договору гражданско-правового характера) [4, c. 67].

В последние годы многие малые предприятия передают право ведения бухгалтерского учета и составления отчетности на дистанционный аутсорсинг, достоинство которого заключается в том, что этому предприятию как заказчику специализированная организация гарантирует качественное обслуживание по оказанию услуг, отраженных в договоре, а также обязанности, сроки их выполнения и ответственность сторон, особенно в части составления оперативной и бухгалтерской отчетности. Но отрицательная сторона аутсорсинга -практически отсутствие или невозможность использования оперативного учета, а также наличие риска нарушения конфиденциальности [5, c. 275].

Есть и другой вариант ведения бухгалтерского отчета, при котором малые предприятия нанимают специалистов-бухгалтеров, зачастую не проверяя профессиональных способностей и навыков в работе этого специалиста, не интересуясь отзывами и характеристиками с прежних мест работы и не спрашивая трудовую книжку. Для руководителей малых предприятий главное значение имеет снижение затрат на оплату труда таким специалистам против сумм оплаты труда официально принятого на работу главного бухгалтера [6, c. 349]. При решении вопроса о целесообразности такого способа ведения бухгалтерского учета они сопоставляют его договорную стоимость с затратами по содержанию бухгалтерии или бухгалтера, в том числе на заработную плату, социальные отчисления, на техническое оснащение, программное обеспечение необходимое для ведения бухгалтерского и налогового учета (1С: Бухгалтерия, справочно-правовые системы, программы передачи отчетности в электронном виде) и т.д. А очень часто такие специалисты-бухгалтера набирают до 15-20 малых предприятий на обслуживание, получая приличнее денежные средства и, и чаще всего с каждым годом от недостатка времени все больше запуская и запутывая бухгалтерский учет. Поэтому экономия в средствах к хорошему качеству бухгалтерского учета не приводит, и возникают проблемы с налоговыми и другими контролирующими органами [7, c. 337].

Bедение бухгалтерского учета на условиях дистанционного аутсорсинга гораздо выгоднее, не смотря на более высокие затраты. При выполнении работы бухгалтер должен не только отражать в бухгалтерском учете хозяйственно-финансовые операции, но и составлять бухгалтерскую и налоговую отчетность. А эта деятельность требует различной квалификации, но бухгалтеру, обладающему высокой квалификацией неинтересно заниматься низко квалифицированной работой. Обращаясь в специализированную компанию, малое предприятие получает не только квалифицированные услуги, но и значительную экономию времени и затрат [8, c. 19].

В заключение хотелось бы сказать, что малые предприятия играют важную роль в развитии экономики страны, поэтому важное значение имеют постановка и ведение бухгалтерского учета и составление отчетности этими предприятиями в соответствии с требованиями российского законодательства по данному вопросу.

Список литературы / References

1. Малое и среднее предпринимательство в России, 2017: Стат. сб. / М 19. Росстат. M., 2017. 78 с.

2. Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете» (в редакции изменений от 31.12.2017 № 481-ФЗ). Официальный сайт компании «КонсультантПлюс».

3. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) с изменениями от 28.04.2017 № 69н. Официальный сайт компании «КонсультантПлюс».

4. Капустина В.С. Аудит бухгалтерского баланса предприятия // Молодой ученый, 2018. № 7. С. 66-68. URL https://moluch.ru/archive/ 193/48393/ (дата обращения: 27.04.2018).

5. Никифорова Я.Е. Роль и место аутсорсинга в организации бухгалтерского учета // Молодой ученый, 2017. № 24. С. 275-277. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/158/44535/ (дата обращения: 30.04.2018).

6. Сапожникова Н.Г. Бухгалтерский учет: учебник / Н.Г. Сапожникова. 7-е изд., перераб. М.: КНОРУС, 2016. 452 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.book.ru/ (дата обращения: 17.05.2018).

7. Улыбина Л.К. Характерные особенности регионального финансового рынка и основные проблемы в обеспечении доступности финансовых услуг / Л.К. Улыбина, С.А. Федоренко // Экономика и предпринимательство, 2015. № 1 2-3 (65-3). С. 335-338.

8. Гугкаева С.С., Цораев З.О. Бухгалтерская (финансовая) отчетность как источник информации для принятия управленческих решений // Научный журнал. Декабрь, 2017. № 10 (23). С. 18-23.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ В ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВЫХ СТРАТЕГИЙ Агапова А.В.1, Лихачёва О.Н.2 Email: Agapova17126@scientifictext.ru

'Агапова Анна Владиславовна — студент, финансово-экономический факультет;

2Лихачёва Ольга Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, Департамент корпоративных финансов и корпоративного управления, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в данной статье проанализированы необходимость, цели и задачи финансовой стратегии компании. Обосновывается необходимость контроля свободного денежного потока, а также рассматриваются показатели денежных потоков, несколько методов их расчёта, оценка их влияния на выбор используемой финансовой стратегии в организации. На основе рассчитанных денежных потоков показаны пути расчёта стоимости компании. Помимо этого приведены показатели, характеризующие эффективность использованных финансовых стратегий в организации.

Ключевые слова: финансовые стратегии, свободный денежный поток, стоимость компании.

USE OF INDICATORS OF CASH FLOWS IN ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF FINANCIAL STRATEGY Agapova A.V.1, Likhacheva O.N.2

'Agapova Anna Vladislavovna — Student, FINANCIAL-ECONOMY FACULTY;

2Likhacheva Olga Nikolaevna - PhD in Economics, Associate Professor, DEPARTMENT OF CORPORATE FINANCE AND CORPORATE GOVERNANCE, FINANCIAL UNIVERSITY UNDER THE GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION, MOSCOW

Abstract: in this article needs, the purposes and problems of financial strategy of the company are analyzed. Need of control of a free cash flow is proved and also indicators of cash flows, several methods of their calculation, assessment of their influence on the choice of the used financial strategy in the organization are considered. On the basis of the calculated cash flows ways of calculation of cost of the company are shown. In addition the indicators characterizing efficiency of the used financial strategy in the organization are given. Keywords: financial strategy, free cash flow, value of the company.

УДК 658.14/17

Многообразие и возрастающая сложность рыночной среды, интенсивность и динамизм хозяйственных процессов требуют от компаний максимально использовать все свои возможности и резервы. Трансформационные процессы, происходящие в отечественных организациях, во многом связаны с финансами. Анализ денежных потоков, поиск эффективных источников финансирования, выгодных инвестиционных решений, грамотный мониторинг дебиторской и кредиторской задолженности, а также разработка рациональной учетной и налоговой политики — все это является наиболее важным в деятельности компании. Поэтому в современных условиях все более широкое использование в практике хозяйствования российских компаний получает методология стратегического финансового менеджмента. В этой связи вопросы формирования финансовой стратегии и управления разработанной финансовой стратегией приобретают особую актуальность.

Эффективность функционирования организации зависит от правильного выбора и обоснования финансовой стратегии, являющейся существенным компонентом общей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.