Научная статья на тему 'О некоторых принципах преподавания социально-политических дисциплинв учреждениях высшего образования'

О некоторых принципах преподавания социально-политических дисциплинв учреждениях высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / SOCIO-POLITICAL DISCIPLINES / ПОЛЕМИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / POLEMICAL INTERACTION / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябчиков Вадим Владимирович

В статье рассматриваются некоторые аспекты преподавания социально-политических дисциплин в учреждениях высшего образования. По мнению автора, процесс преподавания социально-политических дисциплин должен базироваться на полемическом взаимодействии субъектов образовательного процесса. Акцентируется внимание на стратегических принципах, реализация которых позволит добиться в процессе преподавания социально-политических дисциплин значительного образовательного эффекта и создать условия для формирования у обучающихся необходимых общекультурных и профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Some Principles of Teaching Socio-Political Disciplines in Higher Education Institutions

The article considers some aspects of teaching socio-political disciplines in higher education institutions. According to the author, the process of teaching socio-political disciplines should be based on polemical interaction among subjects of the educational process. The author focuses on strategic principles, implementation of which will enable to achieve significant educational effect in the process of teaching socio-political disciplines and create conditions for the formation of students’ necessary cultural and professional competences.

Текст научной работы на тему «О некоторых принципах преподавания социально-политических дисциплинв учреждениях высшего образования»

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН / METHODOLOGY AND METHODS OF TEACHING POLITICAL SCIENCE COURSES

Серия «Политология. Религиоведение»

И З В Е С Т И Я

2015. Т. 12. С. 166-174

Иркутского государственного университета

Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

УДК 378.147

О некоторых принципах преподавания социально-политических дисциплин в учреждениях высшего образования

В. В. Рябчиков

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые аспекты преподавания социально-политических дисциплин в учреждениях высшего образования. По мнению автора, процесс преподавания социально-политических дисциплин должен базироваться на полемическом взаимодействии субъектов образовательного процесса. Акцентируется внимание на стратегических принципах, реализация которых позволит добиться в процессе преподавания социально-политических дисциплин значительного образовательного эффекта и создать условия для формирования у обучающихся необходимых общекультурных и профессиональных компетенций.

Ключевые слова: высшее образование, социально-политические дисциплины, полемическое взаимодействие, гражданское общество.

Преподавание социально-политических дисциплин является одним из необходимых условий формирования целого ряда общекультурных и профессиональных компетенций у студентов учреждений высшего образования, а также важным механизмом формирования гражданского общества. На наш взгляд, эффективность преподавания социально-политических дисциплин в значительной степени обусловлена реализацией в образовательном процессе принципов полемического взаимодействия. Полемическое взаимодействие субъектов образовательного процесса мы рассматриваем как одну из форм педагогического взаимодействия, имеющую в своей основе критический диалог обучающихся, каждый из которых в ходе обсуждения формулирует и аргументирует собственные положения, одновременно осуществляя критику утверждений оппонентов [1, с. 129].

Охарактеризуем некоторые стратегические принципы полемического взаимодействия, реализация которых необходима в процессе преподавания социально-политических дисциплин. К стратегическим принципам полемического

взаимодействия мы относим такие требования, которые удерживают его в рамках данного типа, способствуют развитию диалога, базирующегося на наличии и столкновении различных точек зрения. Нарушение любого из стратегических принципов неизбежно приводит к трансформации взаимодействия субъектов образовательного процесса и к исчезновению существенных признаков полемического диалога.

К числу стратегических принципов полемического взаимодействия субъектов образовательного процесса мы, в частности, относим следующие:

- принцип стимулирования полемической деятельности;

- принцип системной аргументации;

- принцип сочетания плюрализма и рефлексии;

- принцип децентрической направленности учебного материала;

- принцип конструктивной критики.

1. Принцип стимулирования полемической деятельности.

Сущность данного принципа заключается в том, что преподаватели, целенаправленно организующие полемическое взаимодействие субъектов образовательного процесса, должны иметь детализированное представление о причинах возникновения критического диалога и на его основе стимулировать полемическую деятельность студентов. Для того чтобы полемический диалог имел познавательную направленность и развивался в виде дискуссии, преподавателю совместно со студентами необходимо создать определенные предпосылки. Создание таких предпосылок и эффективное взаимодействие оппонентов возможны на основе комплексного учета причин возникновения полемического диалога. Другими словами, необходимо способствовать возникновению у субъектов образовательного процесса потребности в осуществлении полемического диалога.

При организации занятий полемического характера преподаватели должны учитывать и творчески использовать целый ряд причин возникновения полемического взаимодействия. Во-первых, это внутренняя потребность личности, вызванная сомнительностью опубликованных или высказанных суждений (умозаключений), осознанием проблемы и желанием найти пути ее решения. Такая потребность часто возникает у индивида, когда он находится в ситуации выбора, рассматриваемой нами как совокупность обстоятельств внешнего мира и внутреннего состояния личности, на фоне которых актуализируется необходимость поиска и предпочтения одной из имеющихся альтернатив.

Во-вторых, это стремление продемонстрировать свои полемические возможности, поразить остроумием и эрудицией, самовыразиться, потренироваться в быстроте интеллектуальной реакции.

В-третьих, желание переубедить оппонента, доказав ему собственную точку зрения, и, тем самым, приобрести сторонника в определенной сфере. У некоторой части людей, особенно юношеского возраста, в полемике также реализуется потребность «завоевать» (покорить) аудиторию, приобрести популярность.

Базисом организации полемического взаимодействия в образовательном процессе должен быть комплексный учет вышеназванных причин, что позволит развить познавательную мотивацию, повысить интеллектуальную активность обучающихся.

2. Принцип системной аргументации.

Субъекты образовательного процесса успешно взаимодействуют в ходе полемического диалога только в том случае, если каждый из них не просто высказывает отдельные разрозненные суждения, а выстраивает собственную систему аргументации, т. е. осуществляет интеллектуальную деятельность по анализу и отбору доводов, необходимых для обоснования собственной точки зрения. Выстраиваемая каждым из субъектов образовательного процесса система аргументации должна включать несколько компонентов: тезис (совокупность тезисов), аргументы, демонстрацию.

Первый компонент (тезис) выражает стремление аргументатора убедить реципиента в наличии некоторого положения дел, существовании определенного явления, оптимальности предлагаемого решения и т. д. Тезис должен в той или иной степени выходить за рамки общепринятых положений, представлять нечто новое и оригинальное, противоречить традиционным представлениям. В этом случае сама формулировка тезиса будет способствовать возникновению и развитию полемического взаимодействия, создавать потребность в системной аргументации.

Второй компонент направлен на поддержку мнения аргументатора и содержит суждения, используемые для доказательства собственных тезисов и опровержения точек зрения оппонентов. Существенное влияние на отбор, восприятие аргументов оказывают менталитет аргументатора, образовательная и социокультурная среда и другие факторы, и поэтому при организации полемического взаимодействия необходимо акцентировать внимание студентов на том, что доводы, убедительные для одних реципиентов, могут не быть таковыми для других.

Третий компонент (демонстрация) направлен на публичное обозначение логической связи тезиса с аргументами и основывается на использовании различных умозаключений: дедуктивных, индуктивных, по аналогии.

О реализации принципа системной аргументации на занятиях полемической направленности можно вести речь в том случае, если высказывания студентов включают все вышеназванные компоненты. В этом случае полемическое взаимодействие субъектов обучения приобретает характер дискуссии, т. е. существенные признаки наиболее продуктивного и ценного в образовательном плане вида полемического диалога.

Анализируя сущность принципа системной аргументации и его роль применительно к полемическому взаимодействию субъектов обучения, необходимо рассмотреть основные аргументационные процессы: доказывание и убеждение. Процесс доказывания направлен на реальное установление истинности сформулированного тезиса. Процесс убеждения направлен на то, чтобы создавать впечатление, вселять уверенность, что истинность тезиса доказана; на то, чтобы сделать других участников диалога своими единомышленниками.

В ходе полемического взаимодействия субъекты обучения должны использовать как средства доказывания, так и средства убеждения. Наблюдение за деятельностью обучающихся во время занятий полемического характера показывает, что в некоторых случаях тезис доказан правильно, но это не убежда-

ет оппонентов, поскольку доказательство с помощью использованных аргумен-татором доводов в силу субъективных факторов для них неприемлемо, сложно и т. д. В ряде случаев обучающихся, выступающих в качестве реципиентов, убеждают не логические аргументы, а образные сравнения, обещания, призывы и др.

В процессе убеждения важную роль играют также красноречие, эмоциональность, авторитет аргументатора, апелляция к чувствам слушателей. Наиболее весомой является аргументация, в которой сочетаются средства доказывания и убеждения.

При организации полемического взаимодействия необходимо акцентировать внимание студентов на том, что процесс доказывания должен основываться на использовании логических средств аргументации, к которым относятся удостоверенные единичные факты, статистические данные, определения понятий, аксиомы, ранее доказанные положения, научные законы и принципы. Такие логические средства можно иначе назвать корректными аргументами.

Корректные аргументы обучающиеся должны использовать в процессе логического доказательства тезиса. Но необходимо учитывать, что участники диалога имеют свои мировоззренческие установки, взгляды и убеждения, ценностные ориентации. Поэтому в диалоге, особенно полемическом, рекомендуется использовать и психологические средства аргументации, которые можно разделить путем дихотомии на корректные и некорректные.

К корректным психологическим аргументам относятся, в частности, «элементы развлечения». Студентам свойственно стремление к развлечениям, поэтому аргументатору в процессе обоснования своей точки зрения желательно использовать шутливые примеры, юмор, крылатые выражения. «Элементы развлечения» позволяют вызвать у студентов, выступающих в качестве реципиентов, расположение к аргументатору, снять, при необходимости, эмоциональную напряженность.

Использование «элементов развлечения» должно быть продуманным, так как в противном случае они могут не усилить, а, наоборот, ослабить воздействие аргументации на участников диалога. Для того чтобы «элементы развлечения» только усиливали аргументацию, они должны отвечать следующим требованиям:

- уместно вписываться в речь и быть естественными для студенческой аудитории;

- пояснять в развлекательной форме излагаемые положения, материал изучаемых учебных дисциплин;

- создавать эффект «разрядки» в период накопления психологической усталости, снижения восприятия излагаемых аргументов.

Другим корректным психологическим средством аргументации является апелляция к чувствам слушателей. Студенты, как правило, негативно воспринимают открытую лесть, демагогические высказывания со стороны партнеров по диалогу. Им больше по душе здравый смысл и практический подход. Аргументируя свою точку зрения, субъектам полемического взаимодействия желательно заинтересовать партнеров по диалогу содержанием своей аргументации, учитывая их интересы, в определенной степени «заинтриговать» их.

Корректные психологические средства аргументации должны соответствовать уровню студенческой аудитории и атмосфере занятия полемической направленности, использоваться в расчете на конкретных слушателей. Эти средства в своей совокупности образуют психологическую мотивацию, которую необходимо сочетать с историческими аналогиями, экономическим расчетом и т. д. В процессе аргументации субъектам полемического взаимодействия следует избегать упрощенных, пошлых, показных призывов и деклараций.

Среди психологических средств выделяют некорректные аргументы, содержащие элементы хитрости, обмана и т. п., основанные на слабостях человеческой натуры. Их используют, когда логических средств аргументации не хватает, или они отсутствуют. Такие некорректные аргументы обучающиеся должны знать и не поддаваться им, давая достойный отпор оппонентам. Некорректные аргументы, в случае их использования кем-либо из оппонентов, необходимо своевременно выявлять и отклонять в ходе полемического диалога.

3. Принцип сочетания плюрализма и рефлексии.

Плюрализм в настоящее время выполняет роль мировоззренческого принципа, регулирующего отношения в различных областях социальной жизни. Плюрализм включает целый ряд аспектов, но во всех случаях он предполагает сосуществование множества разнородных начал, в качестве которых могут выступать не сводимые друг к другу субстанции, ценностные установки, мировоззренческие позиции, принципиально противоположные мнения.

На наш взгляд, плюрализм в качестве мировоззренческой установки является основой полемического взаимодействия и обеспечивает свободу индивидуальных точек зрения, открывает возможности для самобытного мышления. В свою очередь, именно полемическое взаимодействие представляет собой процесс, создающий возможности для реализации принципа плюрализма.

Рассматривая принцип плюрализма только с теоретических позиций, необходимо отметить, что он несет в себе явно выраженный позитивный потенциал, освобождая личность от внешнего принудительного догматизма. В то же время мы разделяем позицию ряда исследователей, согласно которой принцип плюрализма содержит и скрытый негативный смысл, воплощающийся «не в индивидуальном, самостоятельном мышлении, а, напротив, в неиндивидуальном, несамостоятельном, стандартизированном массовом сознании» [3, с. 4].

Речь идет о том, что, опираясь на идею равенства, плюрализм несет в себе возможность нивелировки самобытного мышления, особенно мышления личности, находящейся на этапе личностного и профессионального становления, развития ценностных ориентаций. Формально обеспечивая право человека на собственное мнение, плюрализм вместе с тем признает это мнение тождественным другому, а отождествление, в свою очередь, может привести к разрушению индивидуального. Таким образом, негативный потенциал принципа плюрализма заключается в возможности для фактического подавления индивидуальности. Кроме того, плюрализм в чистом виде, развивая мотивацию студентов к обладанию собственным мнением по профессиональным и социокультурным проблемам, может узаконить право на безграмотное суждение о любом явлении и предмете.

Мы считаем, что в основе полемического взаимодействия, особенно того, в котором участвуют субъекты обучения, должен лежать плюрализм, сочетающийся с рефлексией. Рефлексия включает в себя различные процессы самопознания относительно деятельности, общения, собственной личности и процесса мышления. В общении выделяют следующие виды рефлексии:

- социально-перцептивную рефлексию, направленную на переосмысление субъектом собственных представлений о познаваемом человеке;

- личностную рефлексию качеств собственной личности, проявляющихся в общении с другими;

- коммуникативную рефлексию, включающую представления субъекта о том, как его воспринимают и оценивают;

- метарефлексию, т. е. представление о том, что думают о себе познаваемые люди.

Рассматривая рефлексию субъектов образовательного процесса, мы прежде всего имеем в виду их способность дать себе, своим высказываниям и действиям объективную оценку, понять как их воспринимают партнеры по диалогу. Рефлексия оказывает значительное воздействие на процессуальные и результирующие стороны полемического взаимодействия субъектов обучения, являясь компонентом стилевой характеристики коммуникативной деятельности преподавателя и обучающихся.

В научной литературе акцент делается на рефлексию преподавателя, в центре которой - осознание того, что учащийся воспринимает и понимает в педагоге и в отношениях с ним, как он может настроиться на действия педагога. В частности, рефлексия рассматривается как компонент социально-перцептивных способностей педагога, обеспечивающих процесс адекватного восприятия учителем своих учеников и через них - в зеркальном отражении -самого себя [2, с. 32].

Мы считаем, что при организации полемического взаимодействия субъектов обучения обязательно должны быть созданы условия для развития рефлексивных способностей как преподавателя, так и обучающихся. Реальным проявлением рефлексии станут представления участников диалога о ситуации полемического взаимодействия. Участники полемического взаимодействия смогут оценивать ситуацию, себя и «другого», смотря глазами «другого», воспринимая ситуацию межличностного общения в «иной» для себя позиции. Собственное самостоятельное «я» субъекта обучения обретет характер объектности и относительной объективности, а внутреннее «я» другого - статус субъектности.

Развитие рефлексивных способностей неразрывно связано с реализацией на занятиях полемической направленности различных аспектов плюрализма. Это объясняется тем, что принципиальной системообразующей идеей рефлексии выступает ее сопротивление любому насильственному влиянию, попыткам манипулировать человеческим сознанием и стремление к самостоятельности. Полемическое взаимодействие обязательно должно включать в себя аксиологический этап оценочной деятельности обучающихся и преподавателя. Каждое занятие полемического характера должно завершаться подробным критическим разбором с участием самих обучающихся. В ходе полемического взаи-

модействия все участники должны иметь возможность проявить оценочную самостоятельность в осмыслении конкретных ценностей.

На наш взгляд, основной смысл сочетания плюрализма и рефлексии заключается в том, чтобы в ходе полемического взаимодействия воспрепятствовать возникновению самонадеянных и претенциозных «я», считающих, что их смысловая позиция не может уступать любой другой, поскольку у каждого своя истина. Именно сочетание с рефлексией позволяет в полной мере реализовать позитивный потенциал плюрализма, создать естественные границы для распространения различных аспектов плюрализма в ходе полемического взаимодействия субъектов образовательного процесса.

4. Принцип децентрической направленности учебного материала.

Необходимо отметить, что децентрация, представляющая собой психологический механизм учета и координации индивидом точек зрения других людей со своей собственной, оказывает существенное влияние на характер и эффективность полемического взаимодействия субъектов образовательного процесса. Основываясь на данном положении, мы считаем, что в целях актуализации децентрации учебный материал, изучаемый студентами, должен быть представлен в качестве совокупности объективных научных противоречий, отраженных в альтернативных концепциях и теориях.

Децентрическая направленность учебного материала является фактором, способствующим определенному изменению точки зрения субъекта образовательного процесса в результате столкновения, сопоставления, интеграции ее с различными смысловыми позициями. Данный принцип требует анализировать различные явления, отвечать на поставленные вопросы с учетом наличия альтернативных мнений и аргументов, не основываясь лишь на одной смысловой позиции. Децентрическая направленность материала изучаемых учебных дисциплин позволит обеспечить поликонцептуальность, многополярность смысловых позиций и, следовательно, будет способствовать столкновению противоречащих точек зрения, побуждающему студентов к определенному преобразованию собственных смысловых позиций.

Реализация принципа децентрической направленности требует от преподавателей, целенаправленно организовывающих полемическое взаимодействие в образовательном процессе, разработки учебников, учебных пособий, методических рекомендаций инновационного характера, в которых должны быть представлены альтернативные подходы к решению профессиональных и социокультурных проблем. На наш взгляд, эффективность полемического взаимодействия субъектов обучения в значительной степени зависит от того, насколько выражена децентрическая направленность лекционного материала, содержания используемой в образовательном процессе научной и учебной литературы.

5. Принцип конструктивной критики.

В ходе полемического взаимодействия, как правило, оппоненты высказывают критические замечания, касающиеся смысловых позиций и аргументов друг друга. Взаимная критика, осуществляемая участниками полемического взаимодействия, способствует возникновению картины неоднозначности

смыслов относительно обсуждаемых проблем и явлений, позволяет выявить имеющиеся противоречия и слабые места в системе аргументации.

Значение критики заключается также в том, что она позволяет познавать социальные противоречия и предлагать конкретные решения по их разрешению; способствует развитию мировоззрения; вскрывает и показывает недостатки, ошибки в деятельности с целью их устранения, исправления и совершенствования. В то же время необходимо отметить, что в ряде случаев критика может иметь негативное содержание, выполнять деструктивно-нигилистические цели, способствовать возникновению конфликтов в ходе полемического взаимодействия.

Сущность данного принципа заключается, на наш взгляд, в следующем: осуществляемая в ходе полемического взаимодействия субъектов обучения взаимная критика смысловых позиций друг друга обязательно должна носить конструктивный характер. Речь идет о том, что критические высказывания не должны причинять психологический ущерб ни одному из участников полемического взаимодействия, не должны ущемлять их чувство собственного достоинства, т. е. процесс противоборства различных логик развития мысли не должен превращаться в процесс противоборства личностных амбиций. Категорически недопустима подмена логических цепочек рассуждений оценками личности оппонента.

Конструктивную критику отличают следующие черты: отсутствие догматизма и апологетики, наличие самокритики, умеренность и доброжелательность в критических оценках, отсутствие декларативных и демагогических положений, аргументированность, готовность к встречным критическим замечаниям. На необходимости соблюдения принципа конструктивной критики следует акцентировать внимание обучающихся уже на начальном этапе организации полемического взаимодействия в образовательном процессе. В ходе аналитического разбора проведенных занятий полемической направленности целесообразно совместно с обучающимися обсуждать степень конструктивности высказанных оппонентами критических замечаний.

В заключение отметим, что стратегические принципы полемического взаимодействия субъектов образовательного процесса выступают в качестве системообразующих. Речь идет о том, что целостная система занятий полемической направленности в процессе преподавания социально-политических дисциплин может быть создана и принесет значительный образовательный эффект только при условии реализации рассмотренных выше стратегических принципов.

Список литературы

1. Рябчиков В. В. Особенности и значение полемического взаимодействия в образовательном процессе / В. В. Рябчиков // Знание. Понимание. Умение. - 2008. - № 3. -С. 128-133.

2. Ткач Е. Н. Социальная рефлексия учителя как условие и средство его профессионального саморазвития : дис. ... канд. психол. наук / Е. Н. Ткач. - Хабаровск, 2000. - 168 с.

3. Шестакова М. А. Индивидуальное мышление в контексте принципа плюрализма / М. А. Шестакова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. - 2005. - № 4. - С. 3-18.

On Some Principles of Teaching Socio-Political Disciplines in Higher Education Institutions

V. V. Ryabchikov

Irkutsk State University, Irkutsk

Abstract. The article considers some aspects of teaching socio-political disciplines in higher education institutions. According to the author, the process of teaching socio-political disciplines should be based on polemical interaction among subjects of the educational process. The author focuses on strategic principles, implementation of which will enable to achieve significant educational effect in the process of teaching socio-political disciplines and create conditions for the formation of students' necessary cultural and professional competences.

Keywords: higher education, socio-political disciplines, polemical interaction, civil society.

Рябчиков Вадим Владимирович Ryabchikov Vadim Vladimirovich

доктор педагогических наук, Doctor of Sciences (Pedagogy),

проректор по учебной работе Vice-Rector for Studies

Иркутский государственный университет Irkutsk State University 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 1, K. Marx st., Irkutsk, 664003

тел.: 8(3952)521510 tel.: 8(3952)521510

e-mail: proedu@isu. ru e-mail: proedu@isu. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.