Научная статья на тему 'О некоторых причинах преступности в современной России'

О некоторых причинах преступности в современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
161
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / РЕЦИДИВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ДЕТЕРМИНАНТЫ СОВРЕМЕННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / ПОКАЗАТЕЛИ ПРЕСТУПНОСТИ / CRIMINALITY / RELAPSE OF CRIMES / DETERMINANTS OF MODERN CRIMINALITY / CRIMINALITY INDICATORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Клименков Илья Николаевич

в статье сопоставляются и анализируются показатели преступности за 2010 и 2011 годы, на основе чего выявляются особенные черты современной преступности и определяются ее основные детерминанты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME REASONS OF CRIMINALITY IN MODERN RUSSIA

The article compares and analyzes criminality indicators for 2010 and 2011, on the basis of which specific features and basic determinants of modern criminality are clearly seen.

Текст научной работы на тему «О некоторых причинах преступности в современной России»

Криминология и профилактика преступлений

удк343.9.018.3 ш. KLIMENKOV*

ББК 67.513 К49

ABOUT SOME REASONS OF CRIMINALITY IN MODERN RUSSIA

Аннотация: в статье сопоставляются и анализируются показатели преступности за 2010 и 2011 годы, на основе чего выявляются особенные черты современной преступности и определяются ее основные детерминанты

Ключевые слова: преступность, рецидив преступлений, детерминанты современной преступности, показатели преступности.

ИЛЬЯ

НИКОЛАЕВИЧ

КЛИМЕНКОВ*

О НЕКОТОРЫХ ПРИЧИНАХ ПРЕСТУПНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

* Соискатель

(Академия ФСИН России). E-mail: [email protected].

Abstract: The article compares and analyzes criminality indicators for 2010 and 2011, on the basis of which specific features and basic determinants of modern criminality are clearly seen.

Keywords: criminality, relapse of crimes, determinants of modern criminality, criminality indicators.

Обращаясь к вопросу о причинах преступности в России, нельзя не привести несколько характеризующих ее основных показателей. В 2011 г. было зарегистрировано 2404,8 тыс. преступлений, что на 8,5 % меньше по сравнению с предыдущим годом. Наряду со снижением общего числа преступлений произошло сокращение количества отдельных наиболее опасных и распространенных преступлений: убийство и покушение на убийство - на 8,1 %, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью - на 3,1, изнасилование - на 2,2, грабеж - на 22,3; разбой - на 18,2; кражи - на 6,3; мошенничество -на 7,9 %.

Приведенные показатели на первый взгляд должны были бы свидетельствовать об успехах в деле борьбы с преступностью, но другие показатели, также официально зарегистрированные, позволяют усомниться в этом. Статистические данные свидетельствуют о следующем.

1. Сопоставление показателей, характеризующих состояние преступности и количество рассмотренных заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, позволяет сделать вывод о росте уровня латентной преступности. Если количество зарегистрированных преступлений уменьшилось, то количество указанных заявлений и сообщений увеличилось в 2011 г. по сравнению с 2010 г. на 3,1 % и составило 24,61 %.

2. Сократилось количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, сильнодействующих веществ на 3,3 %, в то же время увеличилось

количество данных преступлений, совершенных в особо крупном размере, на 11,7 %.

3. Увеличилось количество лиц, ранее совершавших преступления, на 1,1 %; совершивших преступления, признанные опасным или особо опасным рецидивом, на 4,3 %; совершивших преступления в состоянии алкогольного или наркотического опьянения соответственно на 10,0 и 32,3 %.

Рассмотрим вопрос о детерминантах, обусловливающих современную преступность. По мнению В.В. Лунеева, ее характеризуют девять особенностей1, причем часть из них можно отнести к категории «детерминанты». Назовем наиболее важные.

1. Привыкание населения к растущей преступности (терроризм, захват заложников, работорговля и др.). Значительное число людей воспринимают криминальный путь решения жизненных проблем как нормальное явление. Стоит дополнить этот тезис: в идеологии, в сфере профилактики преступности, в объяснении ее причин превалирует акцент на объективные обстоятельства (слабая экономика, отсутствие условий для проведения досуга и т. п.), то есть личности отводится второстепенная роль.

2. Подача криминального материала через СМИ: критерий их успешности - не ближайшие и отдельные криминальные и аморальные разрушительные последствия, а рейтинг, а с ним -прибыль, сверхприбыль.

3. Безнаказанность преступников или осуждение их к символическому наказанию.

4. Непрерывный процесс криминализации, в ходе которого законодательная деятельность не обеспечена серьезными научными исследованиями, а законопроекты не проходят криминологической экспертизы. Криминализация достигает такого пика, когда требуется уже декриминализация : налоговые преступления, введение норм с административной преюдицией, меры пресечения без фактического лишения свободы (домашний арест и т. п.).

5. Неспособность уголовной юстиции переработать даже регистрируемую преступность: учитывается не более 1/4-1/5 части реальной преступности, выявляется менее половины виновных по зарегистрированным деяниям и доводится до суда не более одного из пятидесяти фактических преступников (нужны другие подходы, другие стратегии в борьбе с преступностью). Фактически перестала существовать система предупреждения преступности. Нормы, которые регулируют данную сферу, часто но-

сят декларативный характер, не содержат конкретики, а иные при всей конкретности не обеспечены механизмом реализации.

В качестве примера можно привести норму, содержащуюся в ст. 182 УИК РФ: «Осужденные, освобожденные от ареста или лишения свободы, имеют право на трудовое и бытовое устройство и получение других видов социальной помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами». Однако на сегодняшний день таких законодательных и нормативных правовых актов нет.

Другой пример. В соответствии с п. 26 ст. 12 Федерального закона «О полиции» полиция обязана участвовать (курсив наш. - А.Г.) в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно. В результате возникают вопросы, во-первых, о разграничении понятий «контроль» и «надзор»; во-вторых, о том, что аналогичная функция возложена на уголовно-исполнительные инспекции (ч. 1 ст. 188 УИК РФ).

6. Направленность системы уголовной юстиции в основном на бедные, слабо адаптированные, маргинальные слои населения, совершающие традиционные уголовные преступления (УПК РФ предусматривает особенности производства по уголовным делам в отношении девяти категорий граждан - члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, судьи, аудиторы счетной палаты, уполномоченный по правам человека, прокуроры, следователи, адвокаты, члены избирательной комиссии, комиссии референдума, бывшие президенты РФ, кандидаты в президенты и др.).

9. Снижение социально-правового контроля за преступностью, хотя в этом направлении предпринимаются определенные меры, например принят Федеральный закон «О полиции». На осуществление такого контроля направлен и Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 67-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Он устанавливает следующие категории лиц, в отношении которых осуществляется административный надзор:

1) совершеннолетние лица, освобождаемые или освобожденные из мест лишения свободы и имеющие непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления, совершенного при рецидиве; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;

Криминология и профилактика преступлений

Криминология и профилактика преступлений

2) совершеннолетние лица, освобождаемые или освобожденные из мест лишения свободы и имеющие непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

В отношении первой категории лиц административный надзор устанавливается в том случае, если:

1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;

2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершит в течение одного года два и более административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

В отношении второй категории лиц административный надзор устанавливается независимо от признания лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (во время отбывания наказания) и совершения правонарушений (после освобождения от отбывания наказания согласно ст. 3 Закона).

Несмотря на давнюю востребованность данного Закона, на практике он реализуется недостаточно активно. При значительном уровне рецидивной преступности в 2011 г. количество лиц, взятых под административный надзор, в отдельных субъектах Российской Федерации составляет единицы.

Из поля зрения законодателя ушла такая категория лиц, как больные социально опасными заболеваниями (в местах лишения свободы количество больных активными формами туберкулеза составляет 73 тыс., ВИЧ-инфициро-

ванных - 55 тыс.; в ИУ находятся более 100 тыс. осужденных, имеющих психические аномалии, больных наркоманией - 102 тыс., больных алкоголизмом - 55 тыс.).

При отсутствии должного лечения, социальной помощи после выхода из исправительного учреждения, а также соответствующегоадмини-стративного контроля перечисленные группы риска первыми совершают повторные преступления,

о чем свидетельствуют приведенные выше показатели. При этом прогнозируется, что доля осужденных, больных социально значимыми заболеваниями, к 2015 г. возрастет до 55-60 %, психические расстройства будут встречаться в 27,5-33,5 % случаев. В 5-6 % случаев осужденный может быть алкоголиком а в 7,2-8,4 % - нар-команом2 .

К числу других детерминант, характеризующих преступность в России, считаем необходимым отнести:

1) декларативность намерений относительно привлечения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, руководителей предприятий к деятельности по предупреждению преступлений. Ни на законодательном, ни на нормативно-правовом уровнях не конкретизированы компетенции и формы их участия в этой деятельности;

2) продолжающаяся практика излишней криминализации деяний, отсутствие системы профилактики преступлений со стороны лиц, больных социально значимыми заболеваниями (алкоголизм, наркомания, токсикомания и др.), отсутствие преюдициального подхода к формированию составов преступлений Особенной части УК РФ;

3) распространение тюремной субкультуры

4) отсутствие криминологического анализа, прогноза и принятия соответствующих упреж-дающе-профилактических мер при проведении реформ (в Вооруженных Силах РФ, правоохранительных органах и т. п.).

1 См.: Лунеев В.В. Курс мировой и российскойкриминологии учебник: в 2 т. Т. 1: Общая часть. М., 2011. С. 388-404.

2 См.: Характеристикамужчин, осужденныхк лишению свободы(по материалам исследования2009-2010 годов) // Ведомостиуголовно-исполнительнойсистемы. 2011. N° 5. С. 33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.