О НЕКОТОРЫХ ПРИЧИНАХ И УСЛОВИЯХ УБИЙСТВ, СОВЕРШАЕМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
ВАРЫГИН Александр Николаевич ГРИГОРЯН Зираварт Маратовна
Аннотация: в статье рассматриваются причины и условия убийств, совершаемых несовершеннолетними, на основе проведенного авторами исследования. В первую очередь анализируются личностные недостатки несовершеннолетних убийц и ситуации, способствующие совершению преступлений.
Annotation: in article are considered reasons and condition murder, made minor, on base called on author of the study. V pervuyu queue are analysed larval defect of the minor murderers and situations, promoting completion of the crimes.
Ключевые слова: убийства, совершаемые несовершеннолетними, причины и условия убийств, совершаемых несовершеннолетними.
Key words: murder, made minor, reasons and condition murder, made minor.
Одним из наиболее опасных видов преступлений всегда являлось убийство. Это связано с тем, что оно посягает на самое ценное благо - человеческую жизнь, именно в результате убийства, как никакого иного преступления, наступают невосполнимые последствия в виде утраты человеческой жизни. Убийства, как и большинство преступлений, о чем отмечается в криминологических исследованиях, имеют свою специфику, в том числе в зависимости от особенностей личности преступников, их совершающих, в частности их возраста1. Специфика и иные признаки убийств, совершаемых несовершеннолетними, была нами представлена ра-нее2. Не менее важными, с криминологической точки зрения, являются данные о причинах и условиях таких преступлений. Это связано с тем, что успешное предупреждение преступности и конкретных преступлений невозможно без анализа их причин и условий. Поэтому при изучении убийств, совершаемых несовершеннолетними, нельзя обойти такой важный вопрос, как причины и условия подобных деяний.
Вопрос о причинах и условиях преступности и преступлений является, как отмечает большинство ученых, наиболее сложным
1 Криминология : учеб. / под ред. А.И. Долговой. М., 2005.
С. 349.
2 См.: Варыгин А.Н., Григорян З.М. Криминологический анализ убийств, совершаемых несовершеннолетними // Юридическая наука. 2011. № 3. С. 46-53.
и дискуссионным в криминологии, так как в этой проблеме сконцентрированы вопросы не только самой криминологии, но и философии, социологии, политики, экономики и других отраслей знаний. При этом данная проблема, как справедливо отмечает Г. А. Аванесов, является в криминологии «вечной»3.
Проблемам причин преступности посвящено значительное количество работ криминологов, в которых можно встретить различ-
4
ные их определения .
Несмотря на наличие в них различных точек зрения по данной проблеме и, как следствие, большого количества определений причин и условий преступности, все же наиболее признанной является точка зрения о том, что под причинами преступности следует понимать систему или совокупность социально-негативных явлений и процессов, порождающих преступность как свое закономерное следствие5.
Преступности несовершеннолетних в криминологии посвящено значительное количество работ, в силу чего причины преступности
3 Аванесов Г. А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980. С. 170.
4 См.: Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. М., 2007 ; Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. М., 1984 ; Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Причины преступности в России: криминологический анализ. М., 2006 и др.
5 См., например: Аванесов Г.А. Криминология. С. 182-183 ;
Кузнецова Н.Ф. Указ. соч. С. 44 ; Криминология : учеб. / под
ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. М., 1995. С. 61 и др.
несовершеннолетних в криминологии достаточно глубоко изучены 6.
Опираясь на эти работы, а также результаты проведенного исследования, можно, на наш взгляд, выделить следующие группы причин и условий убийств, совершаемых несовершеннолетними:
I. Причины и условия общего характера, порождающие как всю преступность в целом, так и преступления несовершеннолетних, в частности, совершаемые ими убийства. К ним следует относить всевозможные криминогенные явления в сферах экономики, политики, социальных отношений, нравственном состоянии современного российского общества. Именно такие недостатки продуцируют основную массу преступлений в стране, в том числе совершаемых различными социальными группами, например, такими как несовершеннолетние.
II. Специфические причины и условия, характерные, в первую очередь, для отдельных преступлений, в том числе убийств, совершаемых несовершеннолетними. Это различные недостатки в воспитательной работе с несовершеннолетними в семье, учебных, трудовых коллективах, а также в организации их досуга и профилактической работы с ними со стороны правоохранительных органов.
III. Личностные недостатки самих несовершеннолетних, совершающих убийства, которые и определяют характер преступного поведения: низкий уровень их образования и отсутствие жизненного опыта, всевозможные отклонения в психике, агрессивность и жесткость, пристрастие к спиртным напиткам и наркотикам и некоторые другие индивидуальные негативные свойства и качества таких несовершеннолетних.
В связи с тем, что причины и условия первых двух групп в криминологической литературы неоднократно широко рассматривались, полагаем целесообразным остановиться,
6 См., например: Миньковский Г. М. Динамика и причины основных отклонений в поведении несовершеннолетних. М., 1968 ; Кормщиков В.М. Криминология семейного неблагополучия. Пермь, 1989 ; Бааль Е.Г. Преступность несовершеннолетних в России и организация ее предупреждения органами внутренних дел. М., 1997 ; Варыгин А.Н., Бахаев Р.Б. Преступность несовершеннолетних на железнодорожном транспорте и ее предупреждение. М., 2011 ; Ермаков В.Д., Крюкова Н.И. Причины преступности несовершеннолетних. М., 1997 ; Крюкова Н.И. Преступность несовершеннолетних в России, ее причины и пути преодоления: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1997 ; Лелеков В.А. Теоретические и прикладные проблемы комплексного исследования молодежной преступности на региональном уровне : дис. . д-ра юрид. наук. М., 1999 и др.
в первую очередь, на личностных недостатках самих несовершеннолетних убийц, выявленных в ходе проведенного исследования. Именно личностные недостатки и особенности несовершеннолетних преступников во многом и обусловливают характер их преступного поведения. Как отмечает Н.И. Крюкова, любое преступление в большинстве случаев определяется в конечном итоге всей предшествующей жизнью человека, теми его личностными чертами, которые сформированы в процессе воспитания и которые в конкретной ситуации и предопределяют выбор общественно-
7
опасного варианта поведения .
Психологические исследования показывают, что при принятии решения, в том числе и к совершению преступления, важное значение имеют такие личностные черты, как склонность к риску, уровень самоконтроля, импульсивность, ригидность и внушаемость. При этом большую степень риска при выборе решения предпочитают люди агрессивные, с сильной потребностью в самоутверждении8. У несовершеннолетних убийц, как мы выяснили в ходе исследования, такие качества присутствуют.
Как отмечают ученые, для большинства несовершеннолетних преступников присущи такие личностные качества, как:
□ потребность в престиже и самоутверждении;
□ потребность в риске;
□ наличие так называемых искусственных потребностей;
□ эмоциональная неустойчивость;
□ наличие акцентуаций характера;
п 9
□ неадекватная самооценка .
Выявление личностных особенностей
подростков, механизмов, обусловливающих их преступное поведение, и обеспечение предупреждающего воздействия в период их формирования, воздействия, пресекающего дальнейшее их существование, рассматривается многими учеными как один из перспективных подходов к борьбе с преступностью несовершеннолетних.
Проведенное исследование позволило выделить наиболее характерные личностные недостатки и деформации несовершеннолетних
См.: Крюкова Н.И. Указ соч. С.
См.: Кочетков В.В., Скотникова И.Г. Индивидуальнопсихологические проблемы принятия решения. М., 1993. С. 47.
9 Трудные судьбы подростков - кто виноват? М., 1991.
С. 37.
преступников, обусловившие совершение ими таких преступлений, как убийства. К числу наиболее типичных из них, на наш взгляд, следует отнести следующие:
1. Отсутствие, в силу возраста, устоявшихся жизненных целей и ориентиров, моральных принципов, жизненного опыта, необходимого в сложных ситуациях. У большинства несовершеннолетних преступников отмечается конформизм, для них весьма важны понятия товарищества, долга, смелости. Преступное поведение (прежде всего свое) ими не расценивается в качестве предосудительного, социально опасного. Напротив, часто воспринимается как героический, смелый поступок. Неслучайно, что 11,9 % опрошенных несовершеннолетних совершили убийство (в группе), чтобы не выглядеть трусом в глазах сверстников, «не портить с ними отношений». Кроме того, подростки в отличие от взрослых более доверчивы к словам и доводам других лиц, легко подпадают под чужое влияние, как правило, лиц с антиобщественной направленностью личности.
2. Наличие у большей части несовершеннолетних, совершивших убийства, таких качеств, как враждебность и агрессивность к другим лицам, прежде всего, несовершеннолетним. Враждебность - это негативная установка к другому человеку или группе людей, которая находит свое выражение в крайне неблагоприятной оценке своего объекта - жертвы. Агрессивность - это относительно стабильная готовность к агрессивным действиям в самых разных ситуациях10.
3. Пристрастие значительной части несовершеннолетних преступников к спиртным напиткам и наркотикам. О криминогенном значении алкоголя и наркотиков вряд ли стоит говорить. 16,6 % опрошенных нами подростков совершили преступления в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. При этом следует отметить, что несовершеннолетние быстрее, чем взрослые, приобретают алкогольную и наркотическую зависимость. По данным отдельных исследований, в настоящее время в России 500 тыс. подростков-алкоголиков, более 20 % подростков употребляют различные одурманивающие вещества и наркотики11.
10 См.: Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. СПб., 2007. С. 54.
11 См., например: Чапурко Т.М. Преступность несовершеннолетних и защита, охрана прав и интересов несовершеннолетних // Преступность, криминология и криминологическая защита / под ред. А.И. Долговой. М., 2007. С. 93.
4. Ограниченность и скудность потребностей и интересов подростков. У них преобладают потребности и интересы, не выходящие за пределы ближайшего будущего, то есть те, удовлетворение которых может произойти сегодня, в течение нескольких дней, максимум месяца. Перспектива будущего у них крайне сужена. В силу этого нередко подростки не задумываются о последствиях совершаемых ими действий.
5. Наличие всевозможных нарушений и отклонений в психике. Многие исследователи фиксируют, и это подтверждается результатами нашего исследования, наличие среди несовершеннолетних преступников значительного количества лиц с психическими анома-лиями12. Психические аномалии способствуют более быстрой деградации личности несовершеннолетнего правонарушителя и нередко обусловливают характер его преступного поведения. У 15,3 % опрошенных преступников были выявлены подобные отклонения.
Рассматривая причины убийств, совершаемых несовершеннолетними, целесообразно остановиться и на условиях, им способствующих, точнее, на ситуациях, в которых они совершаются. Это связано с тем, что, как установлено в ходе исследования, абсолютное большинство убийств, совершаемых подростками (86,7 %), носят ситуационный характер.
Как отмечается в исследованиях психологов, действующий субъект без ситуации столь же немыслим, как ситуация без субъекта. Любое поведение должно рано или поздно раствориться в непрерывном, двустороннем процессе взаимодействия13. Мы, конечно, согласны с Ю.М. Антоняном в том, что «никакая жизненная ситуация не приводит фатально, минуя волю и сознание субъекта, к совершению преступления. Основное внимание акцентируется на взаимодействии, взаимовлиянии конкретной жизненной ситуации и личности, ее социальных, социально-психологических и индивидуально-психологических особенно-стей»14. Но изучение ситуаций совершения преступления так же важно, как и изучение личности преступника, который в этой ситуа-
12 См.: Антонян Ю.М., Юстицкий В.В. Несовершеннолетние преступники с акцентуациями характера. М., 1993 ; Емельянов В.П. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями. Саратов, 1980 и др.
13 См.: Хеккхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 1986. Т. 1. С. 30.
14 Антонян Ю.М. Роль конкретной жизненной ситуации
в совершении преступления. М., 1973. С. 4.
ции действует. Любое преступление есть результат взаимодействия личностных свойств преступника и конкретной ситуации. Такая ситуация является проявлением внешней среды, в которой, исходя из своих внутренних «установок», действует индивид. В одной ситуации он может избрать законопослушный тип поведения, в другой, напротив, - противоправный. То есть такая внешняя среда, а точнее ее проявление (конкретная жизненная ситуация) может выступать поводом к совершению преступления. В этой связи полагаем целесообразным остановиться подробнее на ситуациях совершения преступлений и, в том числе, убийств, совершаемых несовершеннолетними.
Изучением взаимодействия конкретных ситуаций совершения преступлений и личности преступника занимались известные российские ученые криминологи, например Ю.М. Антонян, В.Н. Кудрявцев, А.М. Яковлев и многие другие.
Как отмечает Ю.М. Антонян, конкретная жизненная ситуация представляет собой сочетание обстоятельств жизни человека, непосредственно влияющих на его поведение в данный момент. К таким обстоятельствам относятся обстановка, условия жизни, отношения данного субъекта. Применительно к преступлению, конкретная жизненная ситуация представляет собой совокупность таких обстоятельств жизни конкретного лица, которые влияют на принятие им решения о совершении преступления15.
Как отмечается в отдельных исследованиях, конкретная жизненная ситуация может располагаться в различных звеньях механизма преступного поведения и играть различную роль.
Во-первых, ситуация может быть источником мотивации преступного поведения. Это встречается главным образом тогда, когда перед субъектом возникает трудная проблема, которую он может решить как законным, так и незаконным путем. (Если говорить об убийствах, то применительно к ним, в качестве примера такой ситуации может быть жестокое обращение отца или отчима к ребенку или его матери. Несовершеннолетний может выбрать различные пути решения - обратиться за помощью в правоохранительные органы или же -лишить жизни такого обидчика).
15 Антонян Ю.М. Криминология. Избранные лекции. М., 2004. С. 115.
Во-вторых, ситуация может означать создание возможностей для удовлетворения мотива поведения и достижения тех или иных целей.
В-третьих, конкретная жизненная ситуация может быть поводом для совершения преступления.
В-четвертых, ситуация может способствовать или препятствовать достижению преступного результата.
В-пятых, конкретная ситуация может влиять и на постпреступное поведение субъекта.
В-шестых, конкретная ситуация может быть и ситуацией субъективного характера (например, состояние опьянения)16.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что конкретные жизненные ситуации являются проявлением внешней среды, играющие важнейшую роль в формировании личности преступника и ее непосредственном преступном поведении, то есть способствовать такому поведению. В связи с этим полагаем необходимым остановиться на тех конкретных жизненных ситуациях, которые способствуют совершению преступлений, в нашем случае убийств, совершаемых несовершеннолетними. Такие ситуации в криминологии называют криминогенными, они, как пишет Ю.М. Антонян, благоприятны для достижения преступного результата . Иными словами, можно сказать, что криминогенная ситуация - это совокупность условий, способствующих совершению преступления18.
Криминогенных ситуаций, существующих в жизни, очень много. В криминологии существуют различные классификации таких ситуаций. Так, Ю.М. Антонян выделяет три группы таких ситуаций: 1) связанные с личностью субъекта и его деятельностью; 2) складывающиеся независимо от субъекта и связанные с предметом преступного посягательства; 3) смешанные, то есть возникающие в результате действий как лица, так и других обстоя-тельств19.
Е.О. Алауханов по содержанию выделяет ситуации:
□ проблемные, при которых человек сталкивается с определенными трудностями
16 См., например: Яшин А.В. Постпреступное поведение: криминологический аспект. М., 2006. С. 61.
17 Антонян Ю.М. Криминология. Избранные лекции. С. 116.
18 Яшин А.В. Указ. соч. С. 62.
19 Антонян Ю.М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления. С. 24-26.
и препятствиями в достижении преследуемой цели;
□ конфликтные, то есть связанные с острыми противоречиями и прямым столкновением интересов и позиций виновного и других лиц либо государственных органов.
В зависимости от характера воздействия на виновного, автором выделяются ситуации:
□ экстремальные, то есть необычные, исключительные для данного лица, оказывающие на него особо сильное воздействие;
□ соблазняющие или провоцирующие, побуждающие к совершению преступного посягательства;
□ разряжающие, вызывающие разрядку психологического напряжения, обусловленного иными обстоятельствами20.
Другие авторы делят криминогенные ситуации по следующим основаниям:
□ по источникам возникновения, выделяя ситуации, заранее создаваемые самим преступником; создаваемые им же, но не преднамеренно (например, путем приведения себя в состояние опьянения); возникающие в результате аморальных и правонарушающих действий других; создаваемые потерпевшим от преступления; вызванные стихийными силами природы; возникшие по стечению случайных обстоятельств;
□ времени возникновения: на кратковременные, возникающие в момент совершения преступления, и длительные, возникающие задолго до преступления;
□ пространственной распространенности: на общие и локальные21.
Мы полагаем, что при классификации криминогенных ситуаций в целях успешного предупреждения преступлений необходимо прежде всего учитывать роль субъекта преступления (личности преступника) и жертвы преступления. Это, на наш взгляд, связано с тем, что именно в преступлениях против личности
и, в том числе в убийстве, как ни в каких иных преступлениях, осуществляется непосредственное взаимодействие преступника и жертвы, и это взаимодействие обусловлено, в первую очередь, поведением и иными свойствами и качествами жертвы, самого преступника, а затем уж всех иных лиц и объективных обстоятельств. Такая классификация необходима
для того, чтобы в дальнейшем определять пути и средства предупредительного воздействия, иными словами, определять на кого - потенциального преступника, или потенциальную жертву, или еще на кого или что-либо - оно должно быть направлено. Исходя из сказанного, полагаем возможным выделить следующие виды криминогенных ситуаций, способствующих совершению несовершеннолетними убийств:
1) криминогенные ситуации, создаваемые жертвой преступления;
2) криминогенные ситуации, создаваемые преступником;
3) криминогенные ситуации, создаваемые другими лицами.
Анализ уголовных дел и результаты опроса осужденных несовершеннолетних показывают, что в основной массе (53,7 %) криминогенные ситуации создавались самим преступником или его соучастниками. Они заключались в ссорах, конфликтах, драках, инициатором которых был преступник, и который их и реализовал путем лишения жизни потерпевших. Например, в 2010 году в г. Москве пятеро несовершеннолетних совершили убийство четырех человек. Поджидая в вечернее время одиноких прохожих, они приставали к ним под
незначительным предлогом, а затем избивали
22
и наносили смертельные ножевые ранения .
Кроме того, преступник сам создавал ситуации таким образом, что совершал в отношении жертвы какие-либо преступные действия, как, например, при ограблении, изнасиловании жертвы. Когда те оказывали сопротивление или заявляли преступнику о том, что сообщат о его преступных действиях в правоохранительные органы, то он убивал их. Так, Самарским областным судом осужден по п. б.
ч. 4 ст. 131 УК РФ и п. в, к ч. 2 ст. 105 УК РФ несовершеннолетний М., который изнасиловал малолетнюю, а затем, когда та заявила, что сообщит о случившемся родителям, боясь привлечения к ответственности и, чтобы скрыть содеянное, убил ее23.
В 42,7 % случаев инициатором создания конфликтной ситуации был потерпевший. Такая ситуация была вызвана прежде всего его неправомерным, а, порой, провоцирующим поведением. Оно заключалось в избиении, издевательствах над виновным или же в избиениях, унижениях его близких, как правило, ма-
20 Алауханов Е.О. Криминология : Общая и Особенная
части : учеб. Алматы, 2008. С. 95 . 22 ИЯЬ: http://infox.ru. 28 дек. 2010 г.
21 См.: Криминология : учеб. / под ред. В.Д. Малкова. М., 23 Архив Самарского областного суда. Уголовное дело
2004. С. 105. № 02-31/11.
тери. Например, в 2009 году Брянским областным судом был осужден несовершеннолетний Н., который, застав сожителя своей матери М., избивавшего ее, убил его24.
В 5,6 % случаев криминогенную ситуацию создавал не сам преступник, а его близкие - друзья, подруги, отстаивая интересы которых, виновный совершал убийство. Например, в 2007 году Самарским облсудом были осуждены несовершеннолетние С. и В., которые убили несовершеннолетнего К. Инициатором этого убийства был несовершеннолетний С., у которого с К. был конфликт, и для расправы над ним он позвал своего друга В.25
Таким образом, проведенное исследование причинного комплекса убийств, совершаемых несовершеннолетними, позволило выделить основные группы причин и условий таких преступлений, а именно:
1. Причины и условия общего характера, порождающие как всю преступность в целом, так и преступления несовершеннолетних, в частности, совершаемые ими убийства. Среди них прежде всего следует отметить отсутствие организованного досуга несовершеннолетних; пропаганду насилия, жестокости, осуществляемую в том числе средствами массовой информации, распространенность пьянства и наркомании среди несовершеннолетних.
2. Специфические причины и условия, характерные, в первую очередь, для отдельных
преступлений, в том числе убийств, совершаемых несовершеннолетними. К ним следует отнести недостатки семейного и школьного воспитания подростков, демонстрирование взрослыми членами семьи несовершеннолетним примеров насильственного поведения, в том числе применение насилия в отношении них; участие несовершеннолетних во всевозможных неформальных группах, где также насаждается культ насилия и жестокости. Именно перечисленные причины и условия в большей мере формируют личностные недостатки несовершеннолетних преступников.
3. Личностные недостатки несовершеннолетних, совершающих убийства: низкий уровень их образования и отсутствие жизненного опыта, всевозможные отклонения в психике, агрессивность и жестокость как типичные черты характера, пристрастие к спиртным напиткам и наркотикам и некоторые другие индивидуальные негативные свойства и качества таких несовершеннолетних.
Немаловажную роль в совершении убийств, совершаемых подростками, играют конкретные жизненные ситуации (криминогенные ситуации). Их разновидностями являются:
1) криминогенные ситуации, создаваемые жертвой преступления (42,7 %);
2) криминогенные ситуации, создаваемые преступником (53,7 %);
3) криминогенные ситуации, создаваемые другими лицами (5,6 %).
24 Архив Брянского областного суда. Уголовное дело № 02 -87/2009.
25 Архив Самарского областного суда. Уголовное дело № 02587/07.