Научная статья на тему 'О некоторых подходах к стратегическому планированию регионального развития'

О некоторых подходах к стратегическому планированию регионального развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / SOCIAL AND ECONOMIC PROCESSES / РЕГИОН / REGION / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STRATEGIC PLANNING / АНАЛИЗ / ANALYSIS / ИЕРАРХИЯ / HIERARCHY / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / TERRITORIAL PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Большаков Сергей Николаевич, Мельников Дина Александровна

В статье раскрываются используемые подходы в практику управления социально-экономическими процессами в регионе, анализируются приоритеты планирования решения экономических процессов. В статье на основе метода анализа иерархий анализируются подходы территориального планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Большаков Сергей Николаевич, Мельников Дина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME APPROACHES TO STRATEGIC PLANNING OF REGIONAL DEVELOPMENTSTITUTE OF FORMATION OF ADULTS OF THE RAE

In article used approaches in management practice by social and economic processes in region reveal, priorities of planning of the decision of economic processes are analyzed. In article on the basis of a method of the analysis of hierarchies approaches of territorial planning are analyzed.

Текст научной работы на тему «О некоторых подходах к стратегическому планированию регионального развития»

СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

БОЛЬШАКОВ С.Н., МЕЛЬНИКОВ А. С.

О НЕКОТОРЫХ ПОДХОДАХ К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

В статье раскрываются используемые подходы в практику управления социально-экономическими процессами в регионе, анализируются приоритеты планирования решения экономических процессов. В статье на основе метода анализа иерархий анализируются подходы территориального планирования.

ВО и ХНА КО V X N., МЕЕШКО V А. &

ABOUT SOME APPROACHES ТО STRATEGIC PLANNING OF REGIONAL DEVELOPMENTINSTITUTE OF FORMATION OF ADULTS

OF THE RAE

In article used approaches in management practice by social and economic processes in region reveal, priorities of planning of the decision of economic processes are analyzed. In article on the basis of a method of the analysis of hierarchies approaches of territorial planning are analyzed.

Ключевые слова: социально-экономические процессы, регион, стратегическое планирование, анализ, иерархия, территориальное планирование.

Keywords: social and economic processes, region, strategic planning, the analysis, hierarchy, territorial planning.

Достижение стратегических целей развития национальной экономики, её успешная модернизация и динамичность социальной сферы предполагают выстраивание эффективных механизмов взаимодействия между обществом, бизнесом и государством, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов бизнеса и различных социальных групп общества при выработке и проведении социально-экономической политики.

Инновационный тип развития национальной экономики требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции, поскольку именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития[1].

В целях эффективного вовлечения заинтересованных субъектов в выработку и реализацию планов социально-экономической политики, необходимо выстраивание новой общественной модели, обеспечивающей:

❖ эффективные механизмы защиты прав и свобод граждан, без которых невозможно создать конкурентоспособные государственные институты;

❖ механизмы вертикальной и горизонтальной социальной мобильно -сти;

❖ высокое доверие граждан к государственным и общественным институтам;

❖ процедуры и правила, обеспечивающие выявление и учет интересов каждой социальной группы при принятии решений на всех уровнях государственной и муниципальной власти, ответственность за результаты и последствия принятых и реализованных решений;

❖ обеспечение равноправного диалога общественных организаций, бизнеса и государства по ключевым вопросам общественного развития, результаты которого становятся основой принимаемых нормативных решений;

❖ широкий общественный консенсус по основным вопросам развития России.

В свете вышесказанного, для целей стратегического планирования и желаемого развития Новгородской области как крупной социо-эколого-экономической системы в условиях неопределенности предпочтительнее использовать подход, основанный на методе анализа иерархий.

Согласно методологии территориального планирования в условиях рыночной экономики обязательным требованием к организации и осуществлению процесса планирования является вовлечение в него представителей различных групп, действующих на исследуемой территории и представляющих конкурирующие интересы, - федеральных органов государственной власти, региональных органов государственной власти, бизнеса и общественных организаций - и установление их конструктивного партнерства. В рамках исследования вовлечение четырех целевых групп в процесс планирования регионального развития обеспечивается посредством участия их представителей-экспертов в интервьюировании, позволившем определить цели и приоритеты субъектов в отношении направления развития Новгородской области, а также степень их влияния на ситуацию (экспертная оценка).

Согласно одной из процедур проведения исследований по планированию в иерархических системах, независимым экспертам предоставляется возможность построения иерархии, определения акторов, анализа целей акторов, формирования сценариев иерархии (на основе субъективных представлений об общественных ценностях, к которым следует стремиться в будущем) и их анализа[3].

Процесс планирования регионального развития начинается с построения иерархии первого прямого процесса, включающей пять уровней: фокус иерархии, акторы, цели акторов, исходы (контрастные сценарии) и обобщенный исход (сценарий) (рис. 1).

В качестве фокуса иерархии принимается будущее развитие Новгородского региона (на основе оценок независимых экспертов).

Рис. 1. Иерархия процесса планирования перспективного развития Новгородской области.

К участию в процессе регионального планирования непосредственно были привлечены четыре актора, выступивших в качестве экспертов, - представителя интересов всех основных групп регионального сообщества: федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Новгородской области, бизнеса и общественности. Как выяснилось при исследовании, акторы, участвующие в процессе регионального планирования, имеют одинаковые цели относительно развития Новгородского региона, но

различную относительную степень их предпочтительности и различную силу влияния на конечный результат; однако они способны и предрасположены к поиску компромиссного решения.

Расчетное значение компетентности акторов, непосредственно принимавших участие в экспертной оценке, определено на основе метода самооценки, исходя из указанных каждым из них коэффициентов знакомства с обсуждаемой проблемой и аргументированности ответа на основании коэффициента компетентности эксперта:

Г К зк + К ак К = —г~,

где Кзк - коэффициент знакомства эксперта с обсуждаемой проблемой [0; 1];

Как - коэффициент аргументированности ответа [0; 1].

При упрощенном подходе к решаемой проблеме можно предложить эксперту самому установить значение Кк как число из промежутка [0; 1]. Если же требуется произвести тщательную оценку компетентности привлекаемой группы экспертов, то это следует сделать с помощь методов, описываемых в специальной литературе.

Результаты исследования показали следующее:

К1 = 10 +10 = 1.0 - коэффициент компетентности представителя федеральных органов государственной власти;

^ 0.9 +1.0 _ ,,

К 2 =—-— = 0.95 - коэффициент компетентности представителя органов государственной власти Новгородской области;

К 3 = 10 + 09 = 0.95 - коэффициент компетентности представителя бизнеса;

^ 0.9 + 0.9 ,, _

К4 =—-— = 0.9 - коэффициент компетентности представителя обще -

ственности.

Цели акторов определены в результате анкетирования, а также исследования приоритетных направлений социально-экономического развития России, согласно принятой Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.) (см. рис.1). Перечень исходов (контрастных сценариев) - потенциальных состояний системы, за которые борется каждый актор, как результат реализации своих целей, - определен независимыми экспертами (см. рис. 1). Обобщенный исход (сценарий) позволяет интегрировать значения отдельных исходов для оценки последствий принимаемых при планировании решений (определен независимыми экспертами при исследовании по планированию).

Независимыми экспертами исследования по региональному планированию всем акторам в качестве ориентира были представлены ключевые направления среднесрочной Программы социально-экономического развития Российской Федерации на 2006-2008 гг. Каждым актором в ходе проведения

экспертной оценки методом расстановки приоритетов были выбраны цели, отвечающие собственным интересам той группы регионального сообщества, представителем которой он является. Далее, в результате попарного сравнения каждым актором собственных приоритетных целей получены векторы приоритетов, отражающие упорядочение и веса целей.

Таблица 1.

Цель Актор

А1 А2 Аз А4

Ц1 - Модернизация образования 0.172 0.075 0.082 0.072

Ц2 - Реформа здравоохранения 0.153 0.108 0.106 0.109

Цз - Формирование рынка доступного жилья 0.136 0.095 0.064 0.093

Ц4 - Развитие агропромышленного комплекса 0.120 0.122 0.094 0.095

Ц5 - Повышение устойчивости демографического развития и миграционная политика 0.073 0.084 0.136 0.077

Ц6 - Сокращение масштабов бедности и развитие социальной помощи 0.082 0.168 0.120 0.151

Ц7 - Реформа государственного управления 0.094 0.104 0.153 0.130

Ц8 - Совершенствование механизмов природопользования 0.064 0.095 0.073 0.137

Ц9 - Создание и развитие рыночных институтов, обеспечивающих конкурентоспособность эконо-1 мики 0.106 0.149 0.172 0.136

Полученные векторы приоритетов позволяют провести кластеризацию акторов в группу элементов системы, имеющих в целом схожие цели регионального развития, но различную относительную степень их предпочтительности. Так, цели, являющиеся приоритетными для федеральных органов государственной власти (Ц1, Ц2, Ц3, Ц4), удовлетворяют первостепенным интересам только региональной власти и только в части целей Ц2 и Ц4. Причем приоритетная цель федеральных органов государственной власти - Ц1 (модернизация образования) - наименее предпочтительна для органов государственной власти Новгородской области и общественности в их векторе приоритетов. Целям Ц6 (сокращение масштабов бедности и развитие социальной помощи) и Ц9 (создание и развитие рыночных институтов, обеспечивающих конкурентоспособность экономики) отдают свое явное предпочтение три актора, за исключением федеральных органов государственной власти. Пары оставшихся приоритетных целей бизнеса (Ц5, Ц7) и общественности (Ц7, Ц8) имеют относительно небольшую ценность для федеральных и региональных органов власти. Вместе с тем следует повторить, что все указанные цели являются приоритетными для четырех акторов иерархической системы и представленные

К основным направлениям достижения стратегической цели создания и развития рыночных институтов, обеспечивающих конкурентоспособность экономики, относят защиту прав собственности, развитие финансовых рынков, развитие банковского и страхового сектора, развитие рынков земли и недвижимости, антимонопольную политику, сокращение нерыночного сектора, реформирование науки и стимулирование инноваций, развитие малого предпринимательства.

значения указывают только относительную степень их предпочтительности с точки зрения экспертов.

Используя пять целей системы с максимальными значениями и нормализируя их веса, рассчитывается результирующий вектор весов целей: Ц2 - Реформа здравоохранения Ц4 - Развитие агропромышленного комплекса

Ц6 - Сокращение масштабов бедности и развитие социальной помощи Ц7 - Реформа государственного управления

Ц9 - Создание и развитие рыночных институтов, обеспечивающих конкурентоспособность экономики Полученный общий вектор приоритетов целей системы (Ц2, Ц4, Ц6, Ц7, Ц9) в большей степени удовлетворяет приоритетным целям органов государственной власти Новгородской области (Ц2, Ц4, Ц6, Ц9), бизнеса (Ц6, Ц7, Ц9) и общественности (Ц6, Ц7, Ц9). Национальный проект «Современное здравоохранение», принятый к реализации с 2006 года, также вошел в число приоритетных целей иерархической системы регионального развития, согласно экспертной оценке акторов, принимающих участие в процессе планирования развития Новгородской области.

Векторы приоритетов альтернатив-сценариев, разработанных на основе выделения системы стратегических целей, принадлежащие различным акторам, несущественно отличаются по значениям, характеризующим относительную степень предпочтения альтернатив. Так, все движущие силы иерархии посчитали сценарий С1 («производственная устойчивость») наиболее предпочтительным, сценарий С3 («устойчивость локальной экосистемы») - наименее предпочтительным. Реализации первого сценария отдают предпочтение, прежде всего, представители органов государственной власти Новгородской области, реализации сценария развития, обеспечивающего сохранность окружающей среды, - представители общественности. Вместе с тем следует отметить, что в целом вероятности реализации контрастных сценариев достаточно сбалансированы (значения находятся в пределах 0,2-0,3), что дает возможность предполагать устойчивость будущего развития Новгородской области. Анализ интегральных оценок обобщенных исходов показывает, что наилучшего будущего можно достичь при реализации целей, преследуемых регионом как крупной иерархической системой, т. е. вектора приоритетных целей акторов (значение оценки +41,577). Таким образом, наиболее вероятный сценарий будущего развития Новгородского региона следует считать желаемым сценарием, т. е. максимально учитывающим интересы всех акторов, участвующих в планировании. Другими словами, сходимость вероятного и желаемого будущего развития Новгородской области обеспечена уже в первом прямом процессе планирования, что не требует осуществления изменений на входе системы. Результаты осуществленного процесса регионального планирования иллюстрируют возможность развития Новгородского региона в среднесрочной перспективе в соответствии с принципами устойчивости. Однако особое внимание при этом движущим силам регионального развития следует уделить сохранению и восстановлению локальной экосистемы на фоне активного развития производственного, финансового и социального потенциала региона.

0,232 0,171 0,200 0,180

0,217

В качестве объекта региональной политики, как системы мер по формированию конкурентных преимуществ региона, выступают процессы и явления, способствующие повышению общественной эффективности на мезоэко-номическом уровне, в рамках субъектов РФ как административно-хозяйственных единиц или группы соседних мезоэкономических систем.

Стратегия регионального развития, как приоритетно-целевой механизм, ориентированный на средне- и долгосрочную перспективу, в качестве главной цели имеет обеспечение высокого уровня благосостояния населения и стандарты качества жизни через создание динамично развивающейся, сбалансированной и конкурентоспособной экономики и превращение региона в лучшее место для жизни, работы и отдыха. Это может быть достигнуто, как демонстрирует стратегический анализ социально-экономического развития региона, при условии максимально полного использования внутренних ресурсов и регионального конкурентного потенциала, межрегионального и общероссийского территориального разделения труда, возможностей национального и международного экономического сотрудничества.

_Литература_

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ. - Москва, МЭРТ, 2008.

2. Николаев Н., Махотаева М. «Обобщение опыта планирования социально-экономического развития в субъектах Российской Федерации» / «Вопросы экономики», №5, 2002г.

3. Шалмуев А.А. Организация регионального управления. Монография, 2006. - Великий Новгород, НовГУ. - С.156.

4. A study of the Factors of regional Competitiveness, Comission EU, 2004. -p.14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.