Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ВЛИЯНИЯ ПОЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ НА ПОКАЗАТЕЛИ АВАРИЙНОСТИ В КАНАДЕ'

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ВЛИЯНИЯ ПОЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ НА ПОКАЗАТЕЛИ АВАРИЙНОСТИ В КАНАДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
47
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / МОЛОДЫЕ ВОДИТЕЛИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ВОДИТЕЛЕЙ / ВОДИТЕЛЬСКОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ / ФАКТОРЫ РИСК

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Герман Т. А.

В статье рассматриваются основные особенности программ поэтапного получения водительского удостоверения в Канаде, в том числе специфические: от введения штрафных баллов за нарушения на различных этапах испытания до полного запрета к употреблению алкоголя для начинающих водителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME FEATURES OF PIECEMEAL DRIVING EDUCATION IN CANADA AND ITS IMPACT ON ROAD ACCIDENT RATES

Graduated driver licensing programs vary signi cantly across the country but new evidence about best practices shows there is room for improvement. Nearly every province has implemented some form of graduated driver licensing program, where new drivers are gradually introduced to more challenging driving. These include everything from lower demerit point thresholds to zero tolerance for drinking alcohol (the drinking age is 18 in Alberta, Manitoba and Quebec, and 19 elsewhere in Canada).

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ВЛИЯНИЯ ПОЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ НА ПОКАЗАТЕЛИ АВАРИЙНОСТИ В КАНАДЕ»

УДК 629.3.072.8 © Т.А. Герман, 2021

NIION: 2021-0084-3/21-015 MOSURED: 77/27-026-2021-3-214

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ВЛИЯНИЯ ПОЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ НА ПОКАЗАТЕЛИ

АВАРИЙНОСТИ В КАНАДЕ

Татьяна Александровна Герман,

научный сотрудник ФКУ «Научный центр БДД МВД России» Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121170

[email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются основные особенности программ поэтапного получения водительского удостоверения в Канаде, в том числе специфические: от введения штрафных баллов за нарушения на различных этапах испытания до полного запрета к употреблению алкоголя для начинающих водителей.

Ключевые слова: обучение, молодые водители, профессиональная подготовка водителей, водительское удостоверение, факторы риска

Для цитирования: Герман Т.А. О некоторых особенностях влияния поэтапного обучения управлению транспортным средством на показатели аварийности в Канаде // Безопасность дорожного движения. 2021. № 3. С. 72-74.

ABOUT SOME FEATURES OF PIECEMEAL DRIVING EDUCATION IN CANADA AND ITS IMPACT ON ROAD ACCIDENT RATES

Tatyana A. German,

researcher of Federal State Institution «Scientific Center for Traffic Safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia» Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121170

Abstract. Graduated driver licensing programs vary significantly across the country but new evidence about best practices shows there is room for improvement. Nearly every province has implemented some form of graduated driver licensing program, where new drivers are gradually introduced to more challenging driving. These include everything from lower demerit point thresholds to zero tolerance for drinking alcohol (the drinking age is 18 in Alberta, Manitoba and Quebec, and 19 elsewhere in Canada).

Keywords: ducation, young drivers, driver training, driving licence, risk factors

For quotation: German T.A. About some features of piecemeal driving education in Canada and its impact on road accident rates // Road safety. 2021. № 3. Р. 72-74.

В I

(

1 настоящее время в мире сложились > общепринятые стандарты анализа данных, характеризующих состояние безопасности движения на дорогах той или иной страны. Согласно стандартам, определенным регулярными докладами IRTAD [1], ОЭСР [2], Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и общепринятым в международной практике, уровень безопасности дорожного движения в той или иной стране определяется прежде всего количеством погибших в дорожно-транспортных происшествиях, а также рядом производных показателей. К числу наиболее распространенных относится показатель социального риска, определяемый по числу погибших в расчете на 100 тыс. жителей.

В 2020 году в рамках исследования, проведенного Научным центром безопасности дорожного движения МВД России, изучен зарубежный опыт по допуску водителей, в том числе несовершеннолетних, к участию в дорожном движении. Основные положения исследования базировались на анализе ежегодных международных обзоров по безопасности дорожного движения стран-членов IRTAD (со сведениями на период 2019-2020 гг.), стратегических документов в области безопасности дорожного движения государств, которые, согласно мнению экспертов данной международной организации, добились значительных успехов в вопросах безопасности дорожного движения и признаны мировым

сообществом наиболее прогрессивными в борьбе с дорожно-транспортным травматизмом.

Так, исходя из результатов проведенного анализа, наименьший показатель социального риска в 2019 году был зафиксирован в следующих 10 странах-лидерах: Норвегия (2,0), Швейцария (2,2), Швеция (2,8), Великобритания (2,9), Ирландия (2,9), Дания (3,4), Израиль (3,5), Япония (3,6), Испания (3,7), Германия (3,7). Для сравнения в России показатель социального риска в 2019 году составил 11,6.

Однако в ряде стран, не вошедших в данный перечень, не менее эффективно реализуются меры по снижению общих показателей аварийности, часть из них касается обучения кандидатов в водители. Так, например, в Канаде, не вошедшей в 10 лучших стран рейтинга IRTAD, на протяжении последних десяти лет зафиксированы низкие статистические показатели детского дорожно-транспортного травматизма и аварийности с участием начинающих водителей. Кроме того, в период с 1990 по 2019 год число погибших на дорогах страны за год сократилось на 65%.

Это может быть связано с тем, что в государстве, начиная с 1994 года, успешно реализуется программа по поэтапному допуску водителей, в том числе несовершеннолетних, к управлению транспортными средствами.

С учетом возраста кандидата в водители в Канаде реализуется ступенчатая система

SCIENTIFIC RESEARCH, DEDICATED TO ROAD SAFETY

допуска к управлению ТС - Graduated Licensing (GLP) - и включает в себя два последовательных этапа: получение ученического водительского удостоверения, включающее прохождение «испытательного срока», и получение водительского удостоверения без ограничений.

Получить ученическое водительское удостоверение (иные названия - L, Learner's Permit, G1) возможно с 16 лет (в штате одной из наиболее крупных провинций страны Альберте - с 14). Для получения водительского удостоверения с отметкой ученика необходимо: согласие на обучение родителя или законного представителя, если кандидату не исполнилось 19 лет, прохождение теста [3] на знание теории (подготовка осуществляется кандидатом самостоятельно с помощью пособий и материалов, размещенных в мобильных приложениях), и офтальмологического исследования.

Ученическое удостоверение позволяет управлять транспортным средством в дневное время (запрещено вождение в период с 00:00 до 05:00) в сопровождении водителя старше 25 лет, чей стаж управления автомобилем не менее четырех лет. Ученику запрещено выезжать на скоростные магистрали и управлять автомобилем в состоянии опьянения. В случае установления подобного факта водительское удостоверение аннулируется.

В течение двух лет, но не ранее одного года в статусе ученика разрешено сдавать экзамены для прохождения испытательного срока в качестве самостоятельного водителя (иные обозначения -probationary licence или G2). Для перехода на данный этап ученику необходимо сдать практический экзамен. Допуск к нему разрешен через 12 месяцев после сдачи теории на предыдущем этапе G1. Практическое обучение, как и в России, проводится в автошколе.

Водительское удостоверение уровня G2 в Канаде выдается сроком на два года после сдачи практического экзамена. На автомобиле при этом устанавливается специальный знак «N» - «Новичок». Передвигаться на ТС разрешено самостоятельно в любое время суток по любому типу дорог и по автомагистралям страны, но при этом перевозить разрешается лишь одного пассажира. Ограничение снимается только в случае нахождения в салоне водителя, который имеет водительское удостоверение без имеющихся ограничений, возраст которого превышает 25 лет, или если все пассажиры - родственники водителя.

Содержание алкоголя в крови у водителя-новичка при передвижении на автомобиле должно составлять 0%, иначе (в случае выявления факта употребления спиртосодержащего напитка) водительское удостоверение подлежит аннулированию.

Вторым этапом является получение водительского удостоверения без ограничений на управление транспортным средством (категория G или full licence). Сдавать практический экзамен для получения данного типа удостоверения можно спустя один год после получения водительского удостоверения уровня G2, но не позднее пяти лет

после получения «ученического» водительского удостоверения уровня G1. Экзамен включает в себя поездку по городу с экзаменатором, а также беглый опрос об устройстве автомобиля.

Водительское удостоверение с открытой категорией G (канадский аналог категории В в России) предоставляет право управлять транспортным средством без каких-либо ограничений, однако имеет предельный срок действия, который определяется возрастом водителя, 80 лет). В среднем для получения данного типа водительского удостоверения в Канаде претенденту требуется не менее двух-трех лет.

К обучению практическому вождению большинство кандидатов в водители подходят подготовленными, освоив ряд специальных программ, реализуемых в стране, и ориентированных на все категории граждан, в том числе на школьников.

Так, например, в Канаде на протяжении 90 лет реализуется программа «Школьная бригада». Ее участниками являются учащиеся 4-6 классов, они при поддержке школьного сообщества участвуют в обеспечении дорожной безопасности своих сверстников. В одной из наиболее густонаселенных провинций Канады, Квебеке, программа реализуется в 335 школах с общим количеством участников более 510 тысяч.

Суть программы заключается в том, что обучающиеся разделяются на группы и выполняют ряд характерных для них функций. Такими группами являются: школьные бригадиры (следят за передвижением детей во дворе школы и в школе), автобусные бригадиры (разъясняют сверстникам правила посадки и высадки в школьный автобус), пешеходные бригадиры (находятся вблизи школ и напоминают пешеходам правила безопасного перехода проезжей части), и, наконец, троттибюс («шагающий автобус»), закрепляющий основные навыки обучающихся по передвижению в дорожных условиях в группах. Ученики начальной школы совместно со взрослыми двигаются парами в колонне, напоминая «шагающий автобус» по направлению к школе, придерживаясь правил безопасносного поведения на дороге (аналогичная схема успешно реализуется и в различных регионах России). Необходимым условием передвижения является использование детьми световозвращающих элементов.

В настоящее время канадская автомобильная ассоциация в сотрудничестве с Автомобильной страховой компанией (SAAQ) оказывают практическую помощь в создании школьных бригад, бесплатно предоставляя необходимую документацию, включая членские карточки, обучающие журналы и приобретая аксессуары (нагрудные знаки, ремни для обучающихся), которые можно приобрести на интернет-сайтах школьных бригад.

Описанные меры, в том числе по внедрению поэтапного допуска к управлению транспортным средством, а также реализации обучающих программ в сочетании с иными профилактическими

№ 3/2021

Road safety

73

рычагами позволили значительно снизить основные показатели аварийности в стране.

Так, например, в 2018 году в Канаде в результате дорожно-транспортных происшествий погибли 1922 человека, ранения получили 9,5 тыс. человек. Чаще всего в ДТП погибают водители

и пассажиры автомобилей (67,6% от общего количества ДТП с погибшими), в 4 раза реже -пешеходы (17,2%), в 6,5 раз реже - мотоциклисты (10,4%) [4]. На долю велосипедистов приходится 2,2% смертельных случаев от общего количества погибших в ДТП [5].

Рис. 1. Число погибших в результате дорожно-транспортных происшествий по категориям участников дорожного

движения в Канаде

Наиболее значительную группу по количеству погибших составляют водители автотранспорта, но, как отмечается в ежегодных статистических обзорах, подготавливаемых дорожными службами, в провинциях страны данный показатель имеет тенденцию к планомерному снижению, прежде всего за счет реализации описанных выше мер.

Cписок источников:

1. URL: https://www.itf-oecd.org/IRTAD. IRTAD (International Road Traffic and Accidentai Database) - международная организация, специализирующаяся на обобщении, анализе и распространении данных о дорожно-транспортных происшествиях и подготовке рекомендаций по повышению безопасности дорожного движения. В настоящее время IRTAD насчитывает 80 членов и наблюдателей из более чем 40 стран мира. Российская Федерация по состоянию на август 2019 г. в проекте не участвует (дата обращения: 08.04.2021).

2. URL: https://knowledge4policy.ec.europa.eu/organisa-tion/oecd-organisation-economic-co-operation-development_en. Organisation for Economic Cooperation and Development, ОЭСР -Организация экономического сотрудничества и развития (дата обращения: 08.04.2021).

3. URL: http://www.valuecartruckrental.com/blog/cana-das-legal/Кроме вопросов, касающихся соблюдения ПДД, в тест включаются задания, касающиеся обеспечения безопасности вождения (например, о проверке «слепых зон» при совершении

маневра, использованию зеркал заднего и бокового видов, толерантного отношения к другим участникам дорожного движения, культуре вождения, управлении автомобилем в соответствии с климатическими условиями, о приоритетном поведении на дороге («всегда пропускать пешехода!», «пешеход всегда прав!»). В тест включаются вопросы о техническом состоянии автомобиля, этапах прохождения технических осмотров и пр. (дата обращения: 21.03.2021).

4. URL: https://tests.ca/driving-statistics/. Сотрудниками статистических центров страны подсчитано, что в Канаде вероятность попасть в аварию у мотоциклистов в 15 раз выше, чем у водителей автомобилей. Вероятность гибели мотоциклистов в результате аварии в 13,5 раз выше, чем у водителей автомобилей (дата обращения: 15.03.2021).

5. Электронный ресурс URL: https://tests.ca/driving-sta-tistics/ 18% велосипедистов, погибших в авариях, были моложе 16 лет (CAA, 2020) (дата обращения: 15.01.2021).

6. An Integrative Review on Teen Distracted Driving for Model Program Development. Classen S, Winter SM, Brown C, Morgan-Daniel J, Medhizadah S, Agarwal N.Front Public Health. 2019 May. PMID: 31131271 Free PMC article. Review.

7. The Roles and Performance of Professional Driving Instructors in Novice Driver Education. Jawi Z.M., Deros B.M., Rashid AAA, Isa MHM, Awang A.Sultan Qaboos Univ Med J. 2017 Aug; PMID: 29062549 Free PMC article. Review.

8. Social norms and risk perception: predictors of distracted driving behavior among novice adolescent drivers. Carter P.M., Bingham C.R., Zakrajsek J.S., Shope J.T., Sayer TB.J. Adolesc Health. 2014 May. PMID: 24759439 Free PMC article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.