Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ВХОЖДЕНИЯ В НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ И ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПОТЕНЦИАЛЕ НОВЫХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ'

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ВХОЖДЕНИЯ В НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ И ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПОТЕНЦИАЛЕ НОВЫХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
73
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / НОВЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД / ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / МАКРОРЕГИОН ДОНБАСС / ТАВРИЧЕСКИЙ МАКРОРЕГИОН / УЛУЧШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Орлов Сергей Леонидович, Строев Павел Викторович

В настоящее время актуальной задачей становится рассмотрение различных направлений социально-экономического развития, получивших дополнительный импульс в условиях трансформационного перехода к новому мировому порядку. Современные новые территории - субъекты России - уже сейчас требуют вдумчивого и обоснованного подхода в процессе их дальнейшего вхождения в экономико-правовое пространство страны на этапе построения современной национальной экономической модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Орлов Сергей Леонидович, Строев Павел Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME FEATURES OF ENTERING THE NATIONAL SPACE OF RUSSIA AND ABOUT THE ECONOMIC POTENTIAL OF NEW TERRITORIAL FORMATIONS

Currently, an urgent task is to consider various directions of socio-economic development that have received an additional impetus in the conditions of the transformational transition to a new world order. Modern new territories - subjects of Russia - already require a thoughtful and informed approach in the process of their further entry into the economic and legal space of the country at the stage of building a modern national economic model.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ВХОЖДЕНИЯ В НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ И ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПОТЕНЦИАЛЕ НОВЫХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ»

УДК 332.1

О некоторых особенностях вхождения в национальное пространство России и об экономическом потенциале новых территориальных образований*

Орлов С.Л.

Доктор экономических наук, профессор,

главный научный сотрудник Института региональной экономики и межбюджетных отношений Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Москва)

Строев П.В.

Кандидат экономических наук, директор Института региональной экономики и межбюджетных отношений Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Москва)

В настоящее время актуальной задачей становится рассмотрение различных направлений социально-экономического развития, получивших дополнительный импульс в условиях трансформационного перехода к новому мировому порядку. Современные новые территории - субъекты России - уже сейчас требуют вдумчивого и обоснованного подхода в процессе их дальнейшего вхождения в экономико-правовое пространство страны на этапе построения современной национальной экономической модели.

Ключевые слова: геополитическая реальность, экономический потенциал, новые территории, восстановительный период, восстановительные инвестиции, макрорегион Донбасс, Таврический макрорегион, улучшение социальной ситуации

В современных условиях особое значение приобретает фундаментально-прикладное осмысление складывающейся геополитической реальности, а вместе с ней формирование подходов к построению обоснованного механизма развития отечественного экономического пространства, исходя из национальных интересов России и будущих территориальных приоритетов. Причём активная фаза становления нового экономического механизма и в целом данного процесса для национальной экономики будет продолжаться достаточно долго: «...впереди, наверное, самое опасное, непредсказуемое и вместе с тем важное десятилетие со времён окончания Второй мировой войны» [1]. В целях более детальной характеристики и объективного восприятия политических и экономических особенностей происходящего этапа для обеспечения суверенитета и территориальной

целостности России важное значение приобретает ознакомление с основополагающими нормативными правовыми актами [2; 3], а также некоторыми специальными исследованиями [4].

В данном случае стратегический горизонт последующих преобразований пространственного облика страны в условиях трансформации к новой системе мирохозяйственных связей основан на поступательной реализации национальных интересов и конкретных задач, обозначенных в Указах Президента России [2; 3], способствующих формированию нового типа мировоззрения, исходя из прогнозной оценки важнейших преобразований в обозримой перспективе.

* Статья выполнена за счёт бюджетных средств, предоставленных Финуниверситету для выполнения государственного заказа.

Раскрывая многочисленные аспекты особенностей экономического потенциала различных территориальных образований России с учётом изменившейся геополитической ситуации, следует обратить пристальное внимание на так называемые новые территории в национальном пространстве, поскольку их влияние на формирование приоритетов макроэкономического развития и распределения экономических ресурсов в данном случае имеет весомое значение. Важно отметить, что в данной статье рассмотрение особенностей вошедших в состав России четырёх новых субъектов осуществляется, исходя из сложившихся административно-территориальных границ и функционирующих областных центров по состоянию на начало 2014 г., что по существу подтверждено в Основном законе Российского государства [5]. Расстановка социально-экономических акцентов, представленная ниже, основывается в том числе и на опыте, приобретённом одним из авторов статьи в начальный период трудовой деятельности на указанных территориях. Краткая характеристика наиболее отличительных особенностей в экономическом потенциале новых территорий - Донбасса, Северного Причерноморья и Приазовья в фундаментально-функциональном плане важна также для последующего выстраивания общеэкономической и ресурсной политики и ускоренного вовлечения их в народнохозяйственный оборот на основе применения федерального законодательства о стратегическом планировании [6], в настоящих условиях приобретающего особый статус для построения будущей национальной модели развития.

В связи с этим наиболее существенные особенности общей характеристики республик Донбасса до воссоединения с Россией представлены ниже:

- территория современного Донбасса в границах к началу 2014 г. формировалась в пределах Донецкой и Луганской областей. Затем на части этих регионов были образованы народные республики -Донецкая Народная Республика (ДНР) и Луганская Народная Республика (ЛНР);

- именно данные территориальные образования впоследствии оказали неприятие, а вскоре сопротивление и спровоцированное вооружённое противодействие власти Украины, совершившей антиконституционный государственный переворот [7];

- в силу целого ряда геополитических обстоятельств, в первую очередь по причине невыполнения высшим руководством Украины признанных международным сообществом Минских соглашений (2015 г.), территории Республик постепенно приближались к культурному, образовательному, информационному, а начиная с 2019 г. - к внутриполитическому и экономическому пространству России [8];

- к моменту будущего воссоединения с Российской Федерацией население значительной части 40

бывших областей, а ныне Республик Донбасса, в первую очередь проживающих в большинстве крупных городов, было в определённой степени адаптировано к правовому пространству соседнего государства и имеющемуся менталитету жителей нашей страны. Вместе с тем следует отметить, что сформировавшееся в Республиках за последние восемь лет внутреннее правовое поле всё же отличается от общероссийского и требует серьёзной подстройки. При этом важно уважительно отнестись к ранее разработанным нормативным правовым документам в ДНР и ЛНР.

Если обратиться к особенностям экономического потенциала этих территорий, можно отметить, что они заключаются в правильном сопряжении исторических традиций в размещении производительных сил с целесообразностью изменения хозяйственной специализации для последующего наращивания ресурсной базы в национальном пространстве России. В связи с постановкой данного вопроса специализация промышленного Донбасса как единого хозяйственного комплекса должна быть сохранена в максимально разумных пределах. Это, главным образом, угольная, металлургическая, машиностроительная (производство горного, металлургического, транспортного оборудования, а также металлообработка), нефтехимическая (химическая) отрасли, функционирующие ранее мощности лёгкой промышленности и развитое портовое хозяйство в разрезе отдельных сфер и многочисленных смежных отраслей. Представленная структура производственной деятельности даёт основание прогнозировать развитие двусторонних экономических связей межрегионального и внешнеторгового направлений: Донбасс - Центр, Донбасс - Поволжье, Донбасс - Юг, Донбасс - экспорт с вовлечением промышленного потенциала и логистических элементов в международные транспортные коридоры Север - Юг и Запад - Восток на основе использования развитой железнодорожно-автомобильной сети и портов Азово-Черноморского бассейна, главным из которых должен вновь стать Мариуполь.

Перед началом восстановительного периода, который продлится ориентировочно от 3,5 до 4,5 лет, для социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры и производственной сферы необходимо уточнить дальнейшую специализацию наиболее пострадавших предприятий и разработать перечень строительства новых объектов. После этого должны последовать адаптация к новой конфигурации промышленной и технологической кооперации и вовлечение производственных, транспортных и иных активов Донбасса в ресурсный и деловой оборот России. Представляется целесообразным распределить все населённые пункты на несколько (3 или 4) категорий в зависимости от имеющихся повреждений, включая полное воссоздание целого ряда го-

родов и посёлков, начиная «с нулевого» цикла, по утверждённым современным генеральным планам и схемам развития, в том числе изменяя первоначальную специализацию промышленых объектов. В частности, такой подход взят за основу при воссоздании Мариуполя. В ряде случаев целесообразно перенести социальные и производственные объекты на близлежащую территорию или вообще принять решение об отказе от восстановления определённого населённого пункта в прежних границах. Важные изменения в ближайшие пять лет следует ожидать в структуре трудовых ресурсов, привлекаемых в районы Донбасса для освоения восстановительных инвестиций: в этом случае можно прогнозировать существенный внутренний (из РФ) и, возможно, внешний миграционный приток, в среднесрочной перспективе обеспечивающий большую часть всех используемых трудовых ресурсов. В обозримой перспективе с точки зрения пространственной организации и восстановленного экономического потенциала освобождённые територии двух Республик Донбасса можно позиционировать в качестве нового макрорегиона России.

Для двух областей в Приазовье и Северном Причерноморье - Запорожской и Херсонской - по целому ряду обстоятельств трансформация в российское национальное пространство должна осущетвлять-ся несколько по-иному. Многолетнее идеологическое давление и активная, в значительной степени основанная на идеях украинского национализма пропаганда «особой» формы государственности со стороны властных структур Украины, постепенно начавшиеся ещё в первой половине 1990-х гг., привели к относительному привыканию к подобной ситуации. Здесь сопротивление и неприятие со стороны местного населения в последние годы выражалось в значительно менее открытых формах, чем в Донбассе, зачастую лишь на бытовом уровне. В силу указанных обстоятельств привыкание к правовому, экономическому, финансовому и денежно-кредитному пространству России в этих новых регионах может проходить сложнее, в связи с чем применение опыта Республики Крым для данных территорий имеет особое значение. Поэтому в Запорожской и Херсонской областях имеются основания для внедрения российской законодательной базы, как это в своё время наблюдалось в Республике Крым, т.е. «с чистого листа», не снижая темпов, и тем самым попытаться сократить переходный период, законодательно определённый для всех новых субъектов до 1 января 2026 г.

Положительным моментом прменительно к рассматриваемым двум областям можно считать тот факт, что основной ресурсный потенциал в виде кадрового обеспечения и производственных фондов во многом сохранился и почти не пострадал, во всяком случае по состоянию на 01.11.2022 г.,

за исключением целого ряда социальных объектов, жилищного фонда и отдельных локальных производств. В настоящее время основная специализация промышленности и транспорта, даже без учёта мощного хозяйственного потенциала Запорожской городской агломерации, представлена выпуском электроэнергии, машиностроением общего и сельскохозяйственного назначения, судоремонтом, производством гидравлического оборудования, нефтепереработкой и наличием имущественных комплексов портов и близлежащей территории. Важное значение имеет развитое сельское хозяйство: производство зерновых, плодоовощной продукции, фруктов и бахчевых, а также виноградарство и виноделие. В дальнейшей перспективе особое значение имеет продолжение функционирования энергетического и сельскохозяйственного комплексов Приазовья и Северного Причерноморья, транспортно-ло-гистической инфраструктуры, санаторно-курортной и туристско-рекреационной сфер деятельности.

Вместе с тем важное значение имеет решение ещё одной проблемы, заключающейся в том, насколько эффективна дальнейшая деятельность целого ряда производств, остановка которых наблюдалась ещё с начала 2000-х гг. Особое внимание следует обратить на правомерность проведения процедур банкротства крупных предприятий в целях скупки их активов отдельными структурами частного бизнеса, а также выявить случаи преднамеренного устранения конкурентов для необоснованного завоевания рынка иностранными (не украинскими или российскими) компаниями. Поэтому здесь имеет смысл предложить организационно-правовую и экономическую ревизию действующих или ранее действовавших предприятий, определить их реальный правовой статус и целесообразность восстановления существовавших прежде организаций для дальнейшего формирования императива ускоренного вхождения в экономический и деловой оборот России.

На рассматриваемых территориях можно также использовать определённые новации, в течение многих лет адаптированные в Российской Федерации. В этой связи целесообразно рассмотреть создание оправдавших себя «локомотивов» роста - особых экономических зон (далее - ОЭЗ (СЭЗ)) и свободных портов (далее - СП). Учитывая прежнюю специализацию новых территорий (до 2014 г.), здесь возможно формирование 2-3-х промышлен-но-производственных ОЭЗ на территории Донбасса вблизи региональных столиц - гг. Донецк и Луганск; одной ОЭЗ - промышленной и портовой - на территории Северного Причерноморья в границах и вблизи г. Херсон со специализацией «судостроение, судоремонт и портовое хозяйство». Важное значение может иметь туристско-рекреационная ОЭЗ - на базе ранее функционировавшего Всесоюзного курорта в г. Бердянск, курортов республи-

канского значения в г. Геническе (Херсонская обл.), в населённых пунктах (пгт) Кирилловке и г. При-морске (Запорожская обл.), а также развития пригодной для этого территории вблизи г. Мариуполя. Это можно рассматривать как единый Приазовский территориальный туристско-рекреационный и восстановительный комплекс протяжённостью не менее 250 км, без учёта прибрежной площади морских портов, на протяжении ориентировочно от г. Гени-ческ до г. Новоазовск, расположенного вблизи границы с Ростовской областью. Продолжение функционирования локальной портовой зоны и территории летнего отдыха должно сохраниться также в г. Ска-довске (Херсонская обл.) и в близлежащих районах, примыкающих к акватории Чёрного моря.

Ускоренный вариант построения новых экономических структур на территории Донбасса может быть представлен технопарками и специализированными промышленными кластерами в гг. Алчев-ске, Артёмовске (Бахмуте), Горловке, Лисичанске, Константиновке, Краматорске, Мариуполе, Рубежном, Северодонецке и некоторых других. Кроме этого, можно предложить образование свободного порта, создание которого целесообразно в акваториях и прилегающих территориях приазовских морских портов - Мариуполя (центр управления), Бердянска, и портового пункта Геническа - с последующим включением в общую систему свободных портов, ранее определённых по федеральному законодательству для Республики Крым [9]. В данном случае имеются основания для функционирования в обозримом будущем единой транспортно-логисти-ческой схемы на базе формируемого в перспективе Азово-Черноморского морского бассейна, связанного с меридианным автомобильным и железнодорожным сообщением Москва - Харьков - Запорожье - Джанкой - (Крымский мост) с последующим выходом к субъектам Южного и Северо-Кавказского федеральных округов и возможным соединением с портами в акватории Каспийского моря. Таким образом, осуществится исторически значимый технологический проект в сфере магистральной инфраструктуры.

В вопросе подхода к дальнейшему развитию двух новых субъектов России - Запорожской и Херсонской областей - важное значение для фундаментально-прикладной концепции продолжения формирования экономического и ресурсного пространства имеет признание единства народнохозяйственного комплекса Республики Крым, Северного Причерноморья, Приазовья, а также города федерального значения Севастополя, выделив данную территорию в новый Таврический макрорегион (федеральный округ) с центром в г. Симферополе.

С учётом имеющихся проблем политического характера, связанных с поэтапным вхождением в Рос-42

Экономика

сийское правовое пространство, а также имеющейся неопределённости в развитии макроэкономической и социальной ситуации, актуальной задачей на ближайший период во всех рассматриваемых территориальных образованиях становится мониторинг эффективности механизмов для практической реализации важнейших направлений формирования ресурсной базы экономического и социального потенциала [создание условий для проживания населения (жилищный и социальный фонд), резервы продовольствия, лекарственных препаратов и медикаментов, товаров детского ассортимента и др.]. Такой подход должен оказывать положительное влияние на восприятие имиджа страны в границах новых субъектов и способствовать поступательному улучшению социальной ситуации в рассматриваемых регионах. В связи с внутриполитическими изменениями, связанными с принятием в состав России новых территорий, потребуется внести определённые коррективы и в Стратегию пространственного развития [10].

Литература:

1. В.В. Путин - Выступление на итоговой пленарной сессии XIX заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай», 27 октября 2022 г. - URL: http//www.Kremlin.ru/events/prezident/ transcripts/69695/ (дата обращения: 28 октября 2022 г.).

2. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС КонсультанПлюс.

3. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СПС КонсультанПлюс.

4. Орлов С.Л., Строев П.В. Новая реальность и новый путь для России // Проблемы современной экономики. - 2022. - № 2. - С.64-66.

5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с измен., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г. // СПС КонсультанПлюс.

6. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (ред. от 31.07.2020 г.) // СПС Кон-сультанПлюс.

7. Орлов С.Л. Слово об Украине // Актуальные проблемы экономики и права. - 2015. - № 3. -С. 279-283.

8. Орлов С.Л. Слово о Донбассе // Журнал исторических, политологических и международных исследований - 2020. - № 3/4. - С. 244-256.

9. Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (ред. от 08.03.2022 г. ) // СПС Консультан-Плюс.

10. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 г. № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» (ред. от 30.09.2022 г.) // СПС КонсультанПлюс.

About Some Features of Entering the National Space of Russia and About the Economic Potential of New Territorial Formations

Orlov S.L., Stroev P.V.

Financial University under the Government of the Russian Federation

Currently, an urgent task is to consider various directions of socio-economic development that have received an additional impetus in the conditions of the transformational transition to a new world order. Modern new territories - subjects of Russia - already require a thoughtful and informed approach in the process of their further entry into the economic and legal space of the country at the stage of building a modern national economic model.

Key words: geopolitical reality, economic potential, new territories, recovery period, recovery investments, macroregion of Donbass and Tauride macroregion, improvement of the social situation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.