Научная статья на тему 'О некоторых особенностях церковной архитектуры Старых Нидерландов'

О некоторых особенностях церковной архитектуры Старых Нидерландов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
486
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРЫЕ НИДЕРЛАНДЫ / ХРАМЫ / ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ / ДЕКОРАТИВНОЕ УБРАНСТВО / ФАСАДЫ / ИНТЕРЬЕРЫ / РОМАНСКИЙ СТИЛЬ / ГОТИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Каптиков Анри Юрьевич

В ходе анализа большого количества малоизвестных в России памятников культовой архитектуры современных Бельгии и Голландии выявляются характерные черты объемно-планировочной композиции, декора фасадов и интерьеров, свойственные Нидерландам в эпоху Средневековья, влияние зодчества соседних стран и самобытные местные приемы и формы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых особенностях церковной архитектуры Старых Нидерландов»

УДК 725.94

КАПТИКОВА. Ю.

О некоторых особенностях церковной архитектуры Старых Нидерландов

В ходе анализа большого количества малоизвестных в России памятников культовой архитектуры современных Бельгии и Голландии выявляются характерные черты объемно-планировочной композиции, декора фасадов и интерьеров, свойственные Нидерландам в эпоху Средневековья, влияние зодчества соседних стран и самобытные местные приемы и формы.

Ключевые слова: Старые Нидерланды, храмы, объемно-планировочная композиция, декоративное убранство, фасады, интерьеры, романский стиль, готика.

KAPTIKOV A. Y.

ABOUT SOME PARTICULARS OF THE CHURCH ARCHITECTURE OF OLD NETHERLAND

Characteristics of a space-planning composition, decoration of facades and interiors typical of the Netherlands in the middle Ages, the influence of neighboring architecture and distinctive local techniques and forms can be determined by analyzing a large number of little-known monuments of our cultural architecture of modem Belgium and Holland.

Keywords: The Old Netherlands, temples, space-planning composition, a decoration, facades, interiors, Romanesque, Gothic.

из готических культовых зданий Фландрии и Брабанта кратко остановились лишь на соборе в Брюсселе [2; т. 4, 423], а Е. И. Ротен-берг, сделав довольно подробное описание старонидерландского гражданского зодчества эпохи Ренессанса, — только на антверпенском и харлемском соборах [2; т. 5, 497-498\. Несколько больше места отведено храмам в обзоре Н.Л. Крашенинниковой, но они для нее представляют «сложный клубок влияний, напластований, перестроек, тогда как гражданское зодчество создало самобытные памятники мирового значения» [6, т. 3, 44].

Не оспаривая этого, хотелось бы по возможности (статья основана на подробном знакомстве еще не со всеми памятниками) разобраться в культовых зданиях, сооружавшихся в разных провинциях Старых Нидерландов. Недаром зарубежных исследователей привлекают в первую очередь они, а уже затем ратуши, торговые ряды и т. п. Правда, К. О. Гартман склонен в местных храмах преувеличивать немецкое влияние [3,226]. Современный автор П. Курман, напротив, не обращая особого внимания на то, что приходило из Германии, пишет, что «бра-бантская готика» «была единственной... которой удалось успешно и целенаправленно объединить элементы английской и французской архитектуры» [4,178], но в подтверждение ссылается главным образом на декор.

Хронологические рамки настоящей статьи отсчитываются от раннего Средневековья до столь этапного события, как обретение семью северными провинциями Нидерландов независимости от испанского владычества

Каптиков

Анри

Юрьевич

кандидат

искусствоведения, профессор УралГАХА

e-mail: henri2@com.ru

Нидерланды — не только официальное название современного государства Голландия, но и гораздо более широкое историческое понятие. Когда-то территория Нидерландов включала нынешние Бельгию и Голландию и даже прилегающие части Франции и Германии. Эти территории в историографии и особенно в искусствоведческой литературе принято именовать Старыми Нидерландами. Еще во времена Средневековья они сделались богатейшими во всей Европе благодаря развитию суконной промышленности, торговли и мореплавания и «представляли собой четко выраженное культурное целое, несмотря на внутренние политические и языковые барьеры» [4,178].

Если старонидерландская живопись пользуется широкой известностью в России, этого нельзя сказать об архитектуре, по которой до сих пор не имеется ни одного отечественного (и переводного) монографического исследования. Правда, Старым Нидерландам отводились небольшие разделы в трудах общего характера, порой содержащие блестящие формулировки, например, у Н. Л. Крашенинниковой: «...зодчество Нидерландов то монументально, то интимно, то аскетически строго, то фантастически богато декором. Но оно и очень цельно, поскольку накладывает на все общую печать практической и деловой заинтересованности, самоутверждения ощутившего свою силу народа» [6, т. 3,44].

И все же в российском искусствознании этой архитектуре уделялось не много внимания, сосредоточенного почти исключительно на светских постройках. Так, И. Л. Маца и И. В. Эрн

© Каптиков А. Ю., 2012

27

Иллюстрация 1. Неймеген. Капелла дворца Валкхоф. План (поН.Л. Крашенинниковой)

Иллюстрация 2. Неймеген. Капелла дворца Валкхоф. Интерьер

Иллюстрация 4. Маастрихт. Онзе-ливе-Враукерк. План (по Р. Вагенеру)

и образования Республики Голландия в 1609 г. С тех пор художественное развитие в Голландии и оставшейся под властью Испании части страны (Фландрия, Брабант), лишь в 1830 г. ставшей самостоятельным государством Бельгия, пошло разными путями.

Древнейшие памятники Старых Нидерландов, находящиеся на крайнем юге теперешней Голландии, относятся еще ко временам империи Карла Великого. Одной из императорских резиденций был Неймеген. Здесь на холме Валкхоф над рекой Ваал стоял дворец, от которого осталась капелла. Эта постройка несколько загадочна тем, что ее часть, вероятно, более древняя (VIII в.), выложена из камня, тогда как остальное, возможно, сложено заново из кирпича (в XI в.?). Однако центрическая композиционная схема, безусловно, изначальна и восходит к значительнейшему произведению архитектуры Каролингов — дворцовой капелле в недалеком отсюда Аахене. Очертания плана многоугольные, своей плавностью вносящие долю округлости (Иллюстрация 1). Ядро — восьмиугольное подкупольное пространство, образованное массивными столбами. В него через проемы, каждый из которых разделен колонкой, раскрыты хоры (Иллюстрация 2). Снаружи и нижние, и верхние окна

Иллюстрация 5. Маастрихт. Онзе-ливе-Враукерк. Вестверк

вписаны в арочные ниши, чьи архивольты в первом ряду несколько рельефнее. Каких-либо фасадных украшений нет (Иллюстрация 3). Быть может, этот памятник дает представление и о внешнем облике своего ныне встроенного в позднейший собор прототипа.

Каролингские традиции ощутимы в сравнительно немногих романских памятниках Старых Нидерландов, особенно тех, что начинали создаваться на заре нового стиля. Такова церковь Онзе-ливе-Врау в Маастрихте (Богоматери). Здесь не только клуатр, второй, расположенный с западной стороны, хор, но и предшествующий ему вестверк (ок. 1100 г.) развивают приемы, найденные зодчими Карла Великого (Иллюстрация 4). Внушительное впечатление производит западный фасад (Иллюстрация 5) с очень высокой стеной, оставленной, за исключением

Иллюстрация 3. Неймеген. Капелла дворца Валкхоф. Общий вид

Иллюстрация 6. Маастрихт. Онзе-ливе-Враукерк. Деталь восточного фасада

Иллюстрация 7. Маастрихт. Онзе-ливе-Враукерк. Деталь восточного фасада

немногих окошек, в глухой каменной кладке и фланкированной двумя круглыми остроконечными башенками (галерея между ними, поверху стены, возведена несколько позже). Уже вполне романской выглядит выступающая с востока полукруглая апсида с двухъярусной аркатурой (конец XII в.). Тогда же между апсидой и боковыми, выступающими из рукавов трансепта капеллами втиснуты крупные четырехгранные башни, в декор которых, помимо аркатуры, введены ряды мелких арочек. Интересно, что аркатура капелл держится не на колонках, а на выступах типа пилястр. Впрочем, на этой, восточной стороне церкви и колонки, и «пилястры» обладают замечательными резными капителями с крылатыми мужскими фигурками в окружении виноградных лоз и птиц и даже сидящими обнаженными женщинами, прикрытыми лишь своими

Иллюстрация 8. Маастрихт. Синт-Сервас-керк. План (по Н.Л. Крашенинниковой)

длинными косами (Иллюстрации 6,7). Внутри церковь трехнефная. Причудливые нервюрные своды центрального нефа относятся к более позднему времени, тогда как в боковых нефах использованы типичные для романики цилиндрические своды. Апсида украшена такой же аркатурой, что и снаружи, состоящей из двух ярусов.

Если вышеописанный памятник, как сказано, сочетает каролингские и романские черты, то в архитектуру других церквей, относящихся в основном к романскому стилю, на заключительном этапе их строительства вторгается готика. Грандиозный монастырский собор Синт-Сервас (Х-ХУ вв.) в Маастрихте (Иллюстрация 8) напоминает церковь Богоматери не одним клуатром: с восточной стороны сходны апсида (дополненная, правда, поверху галереей на карликовых колонках), примкнутые к апсиде башни. Более того, и в этом храме присутствует вестверк, наделенный двумя башнями. Композиция и сама форма четырех башен напоминают собор в г. Лимбурге (ныне в Германии, ранее относился к Нидерландам). Все башни квадратные, однако западные — гораздо массивнее восточных и покрыты вариациями романских аркатур. Вместе с тем трансепту придана система аркбутанов и контрфорсов, а в интерьере можно увидеть готические сетчатые своды. Всецело готическим является оформление порталов.

Еще большие размеры имеет собор Нотр-Дам в Турне, созданный главным образом за XII столетие. При первоначально близком к крестообразному плану четыре башни, поднимающиеся у стыков главного нефа, скругленного на концах капеллами трансепта, в сочетании с мощной центральной над средокрести-ем, образуют редкую по цельности и монументальности группу (Иллюстрация 9). Вместе с тем, по удачному выражению У. Шебер, «снаружи ансамбль башен словно разграничивает

Иллюстрация 9. Турне. Нотр-Дам.

Фото XIX в.

романский стиль и готику» [8, 355\. Если убранство башен и трансепта (ступенчато поднимающаяся аркатура на колонках и т.п.) — типично романское, то возведенный в XIII в. заново хор, наделенный снаружи арк-65'танами и контрфорсами, всецело принадлежит готике. Внутри он замечателен слиянием деамбулатория с венком капелл за счет общего свода [подробнее см.: 4, 93]. Крестовые своды центрального нефа — не изначальны и сменили деревянный потолок.

Дальнейший этап развития культовой архитектуры Старых Нидерландов относится уже к готике, сохраняя, правда, на первых порах те или иные элементы от романской эпохи. Такова в своей большей части церковь Синт-Квинтин в Турне (XIII в., разрушена в годы Второй мировой войны; ныне восстановлена). Сохранил, хотя и в переоформленном на готический лад виде, романскую башню над сре-докрестием собор Синт-Янскерк в Хертогенбосхе (конец XIV - XVI в.).

Готические церкви здесь иногда принимали зальное построение, впервые разработанное, как известно, в соседней Германии. Первоначально зальной являлась Аудекерк в Делфте (начата в 1325 г.), позже переделанная в базилику. Но характернее обратная трансформация: перестройка базилик в зальные храмы. Это произошло в середине XV в. с Синт-Якобскерк в Гааге, Аудекерк в Амстердаме (в конце ХУ-ХУ1 в.), Синт-Стевенскерк в Неймегене (ок. 1440 г.). Возможно, сразу как зальная сооружалась Синт-Гиллис-керк в Брюгге (неф — 1240 г.). Иногда, как в церкви Синт-Брис в Турне (1200— 1505 гг.), зальным решался только хор.

Подавляющее большинство старонидерландских храмов представляют собой базилики. Среди них единичны как однонефные (Синт-Аннакерк в Брюгге, XVI в.), так и пятинефные (собор в Хертогенбосхе). Известнейшее произведение местной готики — собор в Антверпене, возводившийся с постепенным сносом старого ро-

Иллюстрация 10. Турне. Синт-Пиаскерк. Интерьер

майского храма с 1352 г., — семи-нефный. П. Курман отмечает в нем как почти уникальное явление вы-тянутость пространственных ячеек в длину [4,179]. Обычное же число продольных нефов — три. Отметим, что широких, трехнефных трансептов, свойственных великим французским соборам вроде реймсского или амьенского, в Бельгии и Голландии нам не встретилось. Дополнительные боковые травеи хора, расширенного тем самым по отношению к основному корпусу здания, в Старых Нидерландах можно отметить пока только у брюссельского собора Св. Михаила и Св. Гудулы (сооружался с 1260 г.), и то в несколько ином построении. Трансепт может быть сдвинут к западу (Онзе-ливе-Врау-керк а Кортрейке, ок. 1211-1225 гг.; Синт-Гертрудискерк в Лувене, неф и хор — XV в.).

Можно, конечно, привести и в Старых Нидерландах целый ряд примеров свойственной классической французской готике композиции хора с деамбулаторием и венком капелл (соборы Синт-Бавонс в Генте, Синт-Ромбоутс в Мехелене, хор — с 1312 г.; Синт-Питерс в Лувене, начат ок. 1425 г. С. ван дер Ворстом и Я. Кел-лермансом, хор — ок. 1228 г. — нач. XIV в.). В то же время нередок хор, лишенный деамбулатория, где у боковых нефов имеются свои апсиды либо какие-то пристройки (Синт-Мартенс-керк в Кортрейке, 1390-1439 гг.; Синт-Вальбюргискерк в Ауденарде, боковые части хора — ок. 1250 г., центральная — 1404 г.; церковь Нотр-Дам-де-Саблон в Брюсселе, хор — 1420-1435 гг.). Хора прямоугольных очертаний, столь частого в Англии, представленного также отдельными примерами во Франции и Германии, в Старых Нидерландах, по всей вероятности, не делали.

В интерьерах столбы пучкообразной формы, преобладавшие во французской и немецкой готике, нидерландскими строителями при-

Иллюстрация 11. Харлем. Синт-Бавонскерк. Интерьер

менялись не часто (антверпенский собор; Ньювекерк в Амстердаме, ок. 1490-1540). Явное предпочтение отдавалось простым круглым столбам.

Замечательной чертой многих местных храмов были деревянные перекрытия центрального, а подчас и боковых (Ньювекерк в Делф-те, окончена ок. 1435-1441 гг.) нефов. Подобное находит параллели только в Англии, где было связано с кораблестроением. Но в Старых Нидерландах, помимо этого, приходилось учитывать еще мягкость почв, заставлявшую по возможности облегчать вес зданий. Данный фактор в первую очередь сказался на памятниках нынешней Голландии, но прослеживается и во фламандских городах (Синт-Квинтин; Синт-Николас, неф — 1213 г.; Синт-Пиас и другие храмы Турне; Синт-Катаринакерк в Мехелене, 1366-1409 гг.). Однако если в перечисленных объектах деревянное подобие свода стрельчатых очертаний лишь подразделено на отдельные ячейки (Иллюстрация 10), то в делфтской Аудекерк (центральный неф — XVI в.) каждой ячейке приданы «нервюры» и даже замковые розетки. А в харлемском соборе Синт-Бавон превосходно воспроизведен в дереве каменный позднеготический «звездчатый» свод (Иллюстрация И).

При деревянных перекрытиях основного нефа, естественно, воздерживались от установки снаружи даже сугубо декоративных аркбутанов. Впрочем, аркбутаны могли отсутствовать и при наличии каменного свода. Их нет на алтарной части Синт-Квинтинкерк в Лувене (ок. 1450 г.; зодчий Матейс де Лайенс). А в Онзе-ливе — Врау-ван-Памеле в Ауденарде (1234-1242 гг.; Арнульд

из Бенша) они отсутствуют вовсе — над боковыми нефами чем-то вроде арочных галерей. Последнее, правда, могло быть результатом более поздней перестройки.

Башни над средокрестием в готическую эпоху бывают в Старых Нидерландах унаследованными от романских храмов (как говорилось выше) либо относятся к ранней готике (Синт-Николаскерк в Генте, неф — нач. XIII в., трансепт и хор — ок. 1230 г.). Заслуживает упоминания еще по-романски мощная башня одноименной церкви в Турне (ок. 1366 г.), асимметрично возвышающаяся над южным рукавом трансепта (Иллюстрация 13). Впоследствии эти башни встречаются как исключения (мехеленская Синт-Катаринакерк). Взамен средокрестие получает шпиль или сколько-нибудь существенно не акцентируется. Тем не менее это место сочли нужным украсить (вместо рухнувшей очень скоро каменной) деревянной башней при достройке собора в Харлеме. Возведенная в 1519-1520 гг., она состоит из стройных убывающих восьмериков и венчается ажурной луковичной главкой (Иллюстрация 12).

Во многом уникальной является Иерусалимская церковь в Брюгге. Построенная в XV в. якобы по образцу храма Гроба Господня в Иерусалиме, она в восточной части наделена внушительной башней во всю ширину здания. Форма башни — сочетание прямых и диагональных стен, во втором ярусе дополненных двумя угловыми гранеными башенками. Этот ярус, кроме того, наделен сквозным верхом типа площадки, над которым выведены два деревянных восьмерика (Иллюстрация 14). Они венчаются куполом, как объясняет местный

Иллюстрация 12. Харлем. Синт-Бавонскерк. Башня над средокрестием

краевед, в виде земного шара с мальтийским крестом [1,107].

Передние фасады храмов в смысле классификации допустимо подразделить на щипцовые и башенные. Разумеется, первые могут быть фланкированы тоже башенками — круглыми (Синт-Николаскерк в Турне) или квадратными (харлемский собор). У церкви Нотр-Дам-де-Саблон в Брюсселе они граненые, выполненные уступами в глубину, однако не сопрягаются там с аркбутанами, как на фасаде французского собора в Бове. В Панкраскерк г. Лейдена (XIV — нач. XVI в.) грани этих башенок, переходящих выше в цилиндры, идут по сторонам гигантского вытянутого стрельчатого окна (Иллюстрация 15). Над ним поверх ажурной галереи (такая есть и между башенками Саблон) выведен щипец с нишами, чьи пинакли слагаются с башенными заострениями в особую композицию. Этому фасаду трудно подыскать аналоги во Франции или Германии.

Оформление фасадов данного типа может быть и проще: обычное стрельчатое окно над порталом и гладкая поверхность щипца (Онзе-ливе — Врау-ван-Памелекерк в Ауденарде; Синт-Катаринакерк в Мехелене). В последней передняя стена со стороны южного нефа неожиданно прорезана розой, тогда как по центру роза присутствует лишь в переплете окна.

Переходя к фасадам, оформленным монументальными башнями, сразу отметим, что двухбашенные фасады в Старых Нидерландах имеются лишь у очень немногих готических храмов. Это Онзе-ливе-Вра-ускерк в Кортрейке (фасад — 2-я пол. XIII в., суровый, с преобладанием глухих плоскостей), брюссельский собор Св. Михаила и Св. Гудулы, чья

Иллюстрация 13. Турне. Синт-Николаскерк. Вид с юго-запада

Иллюстрация 15. Лейден. Синт-Панкраскерк. Западный фасад

Иллюстрация 14. Брюгге. Иерусалимкерк. Башня Иллюстрация 16. Лувен. Синт-Квинтенкерк. Башня и фрагмент

южного фасада

трехпортальная фасадная схема восходит к классическим французским образцам, но вместо розы по центру — стрельчатое окно, а также антверпенский собор. Южная башня последнего, как известно, осталась недостроенной, зато северная достигла рекордной для всех Нидерландов высоты в 123 м.

Несравненно распространеннее были здесь однобашенные фасады, чем старонидерландская готика перекликается с немецкой. Однако в Германии подобных примеров все же значительно меньше. Да и композиция переднего фасада, например, соборов в Ульме и Фрайбурге, особенно пропорциональное построение самой башни, в Нидерландах не находит совпадений. Башня, не всегда подме-

няя собой фасад, могла принимать оригинальную шестигранную форму (Синт-Якобскерк в Гааге, башня — ок. 1424 г.). Или представлять собой то, что у нас на Руси называли «восьмериком на четверике» — конечно, специфически готическое, т. е. очень продолговатое (Ньювекерк в Делфте).

Тем не менее, конечно, типичнее четырехгранный объем, порой простейший (собор Синкт-Сальва-тор, Брюгге), дополненный только вертикалями контрфорсов (Синт-Аннакерк, там же). Своеобразными контрфорсами порой служили и примкнутые по бокам спереди или в глубине низкие малые башенки — цилиндры (Синт-Квинтенкерк в Лувене; Иллюстрация 16) либо граненые (Синт-Герирудискерк,

там же). Сходную граненую форму принимали углы или выступы самой башни. При этом сохранялся такой же лаконизм убранства (Он-зе-ливе-Враускерк и Синт-Янскерк, 1443-1483 гг.; Мехелен).

Вариантом или развитием только что описанного следует считать вытягивание угловых выступов во всю высоту объема башни (обычно с подразделением горизонталями, но без сколько-то существенного убывания). Эти выступы чаще получают заостренный верх (собор Синт-Бавон в Генте; делфтская Аудекерк), но может быть и нечто вроде куполков или луковиц. В последнем случае посередине устраивается довольно сложная надстройка. У Синт-Мартенскерк в Кортрейке (1390-1439 гг.) это два

Иллюстрация 18. Ипр. Синт-Мартенскерк. Иллюстрация 19. Брюссель. Нотр-Дам-Западный фасад де-Саблон. Скульптуры южного фасада

Иллюстрация 17. Кортрейк. Синт-Мартенскерк. Завершение башни

Иллюстрация 20. Турне. Синт-Брискерк. Капи

восьмерика, нижний из которых наделен курантами, а верхний — сквозной, венчаемый, как и угловые части-высту-пы башни, как бы усеченными шатрами и луковицами (Иллюстрация 17).

Наиболее расчлененной по вертикали, даже как-то дробно, является башня мехеленского собора Синт-Ромбоутс (была задумана значительно выше, хотя и в существующем виде — 97 м). По всей вероятности, предполагалось и остроконечное завершение, примерно такое, как у Синт-Мартенскерк (Иллюстрация 18) и Якобскерк в Ипре, с той разницей, что малых шатров-шпилей было бы не четыре, а больше.

Декоративное убранство фасадов и особенно интерьеров храмов сильно пострадало от иконоборчества, сопровождавшего Реформацию и нидерландскую буржуазную революцию XVI в. Но и с учетом этого можно утверждать, что даже в период «пламенеющей» готики оно не являлось особенно богатым, уступая Франции, Англии, местным гражданским зданиям вроде прославленных ратуш в Брюсселе, Лувене, Ауденарде, Кор-трейке. Не вдаваясь в подробности (это может стать предметом специального рассмотрения), отметим, что общеупотребительные во всем готическом стиле детали, в том числе как следствие влияния Франции, со-

четались с некоторыми самобытными элементами. Так, если статуи на фасадах брюссельской церкви Нотр-Дам-де-Саблон, особенно женские, отмечены чисто французскими грацией и изяществом (Иллюстрация 19), то, к примеру, капители колонн внутри некоторых храмов Турне, состоящие из нераскрывшихся «бутонов» (Иллюстрация 20), имеют право считаться местным изобретением.

Свой готический характер культовое зодчество в Старых Нидерландах сохраняло очень долго — и на протяжении XVI в., что сопоставимо с Францией и Англией. Если в гражданских постройках тогда стали, пусть еще не часто, давать о себе знать возрожденческие мотивы (например, оформление дворов замка в Бреде, резиденции Маргариты Австрийской в Мехелене), и ближе к концу столетия это привело к созданию такого шедевра, как ратуша в Антверпене, то подобного почти нельзя найти в храмах. Их облик после разделения страны в начале XVII в., фактически минуя Ренессанс, от готики эволюционировал сразу к пышному барокко (Фландрия) или умеренному варианту того же барочного стиля с элементами классицизма (Голландия).

Заключение

Рассмотрение старонидерландской церковной архитектуры позволяет сделать определенные обобщения.

Несмотря на влияния, шедшие из Германии (в романский период — вестверки, в готический — зальные церкви и однобашенные фасады), а также Франции (объемно-планиро-вочные схемы) и Англии (некоторые детали убранства), все заимствованное в большей или меньшей степени перерабатывалось, и местные храмы могут считаться обладающими

своеобразием. Это выражалось в несколько грубоватой монументальности, тяге заказчиков и строителей к крупномасштабным формам, соревновании в высоте храмовой башни, частом использовании круглых столбов, деревянных перекрытий (даже с имитацией нервюр) при общей для фасадов и интерьеров декоративной сдержанности.

Хотя старонидерландское культовое зодчество уступает по значению гражданскому, его вклад в архитектуру Западной Европы достоин быть оцененным как весьма существенный.

Список использованной литературы

1 Варнир Б. Брюгге. [Sincheim], 2008.

2 Всеобщая история архитектуры : в 12 т. Л.; М., 1966. Т. 4 ; М., 1966. Т. 5.

3 Гартман К. О. История архитектуры. М., 1936. Т. 1.

4 Готика: Архитектура. Скульптура. Живопись. Koln, 1998.

5 Де Ринк П. Собор Антверпенской Богоматери. [Antwerpen], 2005.

6 Искусство стран и народов мира : энциклопедия : в 5 т. М., 1962. Т. 1; М., 1967. Т. 3.

7 Лясковская О. А. Французская готика XII-XIV веков: Архитектура. Скульптура. Витраж. М., 1973.

8 Шебер У. Церкви и монастыри Европы. М., 2004.

9 Ullmann Е. Gotik. Leipzig, 1981.

10 Wagener R. The Church Our Lady «Star of the Sea» Maastricht. [Regensburg], 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.