DOI 10.24411/9999-054A-2020-10016 УДК 008:796.01
E. Л. ЯКОВЛЕВА
о некоторых особенностях традиционных детских игр татарского народа
В статье рассматривается вопрос о специфике традиционных детских игр татарского народа. Актуальность исследования обусловлена проблемой сохранения национальной традиции в условиях глобализации и цифровизации общества. Особое внимание уделяется анализу национальных игр татарских детей, опубликованных в начале ХХ в. в татарском детском журнале «Ак юл»/«Светлый путь» (1913, 1915 гг.). Доказано, что национальные игры не требуют наличия особой подготовки и специальных помещений, в них участники одновременно творцы, игроки и зрители. Национальные игры, приобщая ребенка к социуму, являют собой деятельность и развлечение, обучение и досуг. Национальные игры тесно связаны с фольклором, помогают детям в овладении родным языком.
Ключевые слова: игра; детская игра; homo ludens; национальные детские игры; принципы нравственности; игры татарских детей; смеховая ситуация; национальный язык.
Е. L. YAKOVLEVA
About some features of traditional children's games of the Tatar people
The article deals with the specifics of traditional children's games of the Tatar people. The relevance of the research is due to the problem of preserving the national tradition in the context of globalization and digitalization of society. Games of Tatar children are a component element of the game as a universal phenomenon of culture. Tatar games have many points of intersection with the game. They contain such universal traits noted by I. Huizinga as involvement, voluntariness, otherness, aesthetics, limitations in space and time, rallying character, following the rules. Special attention is paid to the analysis of national games of Tatar children published in the beginning of the XX century in the Tatar children's magazine "Ak Yul" / "Path of the Light" (1913, 1915). It is shownthat national games do not require special training and spaces, their participants are simultaneously creators, players and spectators. National games, introducing to the social space, are activities and entertainment, training and leisure. The main features of children's games of the Tatar people include reliance on folklore and the national language. Games are played in the Tatar language and are associated with the Tatar tradition, the knowledge of which allows you to understand what is happening, interpret and respond adequately to emerging situations. Keywords: game; children's game; homo ludens; national children's games; principles of morality; games of Tatar children; laughing situation; national language.
Игра — уникальный феномен культуры, укорененный в человеческой природе и обладающий глубинным смыслом [Апинян 2003; Ретюнских 2002; Финк 1988; Хейзинга 2001; Шинкаренко 2003; Эко 2007]. В игре кодируются знания, навыки, опыт, лучшие традиции и ценности народа, передаваемые из поколения в поко-
ление. В ней моделируется особое пространство, погружаясь в которое homo ludens приобретает и закрепляет различные навыки и способности. В игре происходит формирование и развитие воображения, когнитивных и физических способностей, эмпатии, основ взаимодействия и коммуникации в социуме, а также моделирование ситуаций и принятия решений, умение реагировать на окружающую обстановку и действовать быстро/слаженно/результативно.
Игровой процесс является своеобразным повторением детского опыта и мировидения. Игра — это особый план бытия и чувствования жизни: здесь нет места отчуждению, потому что и игроки, и болельщики оказываются включенными в процесс. Переживающий за игру человек верит в реальность (не условность!) происходящего в игровом пространстве. В игре создается особая (отгороженная от бытия) среда, развивающаяся в соответствии с заданным сюжетом и соответствующим ему алгоритмом. В любой игре «кто-то выигрывает, кто-то проигрывает, кто-то повеселее, кто-то попечальнее уходит, — но баланс-то один и тот же, и все довольны» [Гачев 2015, 114]. То есть для игрока и болельщика важен сам игровой процесс, вовлеченность в него, а исход игры оказывается довольно условным.
В игре как жизненной ситуации перед ребенком встают определенные задачи, решая которые он опирается на собственные опыт, знания, логику и понимание ситуации. Даже если игра проходит не первый раз, ее очередное разыгрывание оказывается вариативно-новым и неповторимым. Разнообразие игр (командных, подвижных, интеллектуальных и др.) позволяет ребенку многогранно обучаться. Развитое воображение и творческий подход позволяют детям каждый раз импровизировать с игровым содержанием и исполнением. Любой игровой сеанс рождает множество проблем и вопросов, стимулируя познавательный поиск и развитие стратегического мышления. В игре ребенок буквально вырастает: увлеченный игровым процессом, он становится равным героям, для которых не существует никаких преград и все цели достижимы. В игре задействованы само тело ребенка, его интеллектуальные и физические силы, а также игровые инструменты (например, шайба, кегли, мяч). Каждый из перечисленных компонентов важен: им необходимо управлять, контролировать, а нередко, исходя из ситуации, изменять с ним тактики. Игровые впечатления и достижения способствуют физическому/интеллектуальному/нравственному росту, приспосабливая ребенка к жизни в социуме. Можно утверждать, что игра как бытийственная сфера оказывается для ребенка интеллектуально-
морально-эстетическим феноменом, помогающим в становлении и формировании его индивидуальных качеств.
В каждой культуре можно обнаружить множество детских игр. С одной стороны, в них существуют общие для игры алгоритмы, с другой — присутствует национальная спецификация. Как подчеркивает Г. Гачев, «игры каждого народа — это его Космос, приведенный в движение» [Гачев 2015, 110]. В любой игре обнаруживают себя элементы сотворения (игрового) мира, воспринимаемого в качестве реального и обладающего космическим порядком. Здесь встречаются Хаос и Гармония: «рассеянное бытие приводится в порядок силами любви и вражды, притяжения иль отталкивания всего между собой» [Гачев 2015, 115]. Благодаря противоположным импульсам создается игровое напряжение и динамика.
Национальные детские игры связывают современных людей с прошлым и традицией. Для татарских игр, как части общемировой игровой культуры, характерны те же признаки, выделенные Й. Хей-зингой: добровольность, интермедийность, эстетичность, вовлеченность, инобытийность, неординарность, ограниченность в пространстве и времени, сплачивающий характер, следование правилам [Хей-зинга 2001]. Игры татар обладают повышенной экспрессивностью, что связано с состояниями риска, азарта и напряжения. Структура детских игр татарского народа включает в себя этапы, характерные для игры как феномена культуры: формирование игрового отношения, поля игры и появление особого мира [Левада 1984].
У многих народов мира известны такие игры, как догонялки, дочки-матери, угадайки, соревнования, борьба, подражание и пр. Не являются исключением и татары. Национальные игры не требуют специализированных пространств и подготовки, в них все участники одновременно/попеременно могут выполнять роли творцов/игроков/ зрителей. Несмотря на будничность, национальные игры создают атмосферу воодушевления и праздника. Они выполняют для детей функцию деятельности и развлечения, обучения и релаксации, демонстрации умений и снятия напряжения. Оценивание игровых действий осуществляется через принципы нравственности, где фигурируют категории добра и зла, правды и лжи, честности и жульничества, одобрения и неудовольствия. Для ребенка в игре важен сам процесс, его увлекательность и азартность, движение и разнообразие.
В национальных играх высвечиваются особенности определенного народа. Многие из них связаны с народным календарем и фольклором: они включают элементы праздников и обрядов, мифов и ска-
зок, песен и танцев, загадок и считалок. Использование фольклорных элементов в детской игре неслучайно: так передаются детям в незатейливой и необременительной форме духовно-культурные знания, ценности и символы народа.
Анализируя национальные игры татар, в том числе опубликованные в начале ХХ в. в татарском детском журнале «Ак юл»/«Светлый путь» (1913, 1915 гг.) и переведенные со старотатарского языка Р. Г. Шара-фиевой, отметим их разнообразие [Развивающие... 2017]. Татарские дети, как и их сверстники других национальностей, играли самостоятельно и со взрослыми, с игрушками и другими игровыми приспособлениями, в командные, одиночные, хороводные, настольные, пальчиковые, подвижные, состязательные, обрядово-ритуальные, драматические, подражательные, развлекательные, интеллектуальные и другие игры как в домашнем пространстве, так и на улице. Четкой классификации у многих игр не существует: они могут быть отнесены к нескольким рубрикациям. Вспомним, игра в загадывание и отгадывание загадок одновременно считалась развлекательной, интеллектуальной, воспитательной и образовательной [Яковлева 2017, 103-147]. Как известно, «загадка, с одной стороны, должна вызывать интерес у слушателей, заставить их навострить уши, с другой — сам процесс отгадки должен быть увлекательным, заставлять слушателей проявлять смекалку, сообразительность» [Татарское. 2013, 19]. Сам процесс сочинения и отгадывания загадки направлен на формирование воображения, мышления, логики и смекалки. Данные принципы были характерны для игр-загадок всех народов мира. Как подчеркнул В. П. Аникин, «загадка есть мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления», сделанного «с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью привить ему поэтический взгляд на действительность» [Аникин 1957, 55]. У игр с загадками существовали строгие правила, которых необходимо было придерживаться. Для игры в загадки неприемлемым было жульничество. Любая загадка содержит в себе тайну, что свидетельствует о ее ритуальности и табуировании в произнесении некоторых слов. Неслучайно играть в подобные игры разрешалось в определенное время. Знание загадочной речи «было обязательным для каждого человека, желающего обеспечить себе и своему роду благополучие и достаток» [Аникин 1957, 56]. В играх с загадками играющие делились на две группы и состязались в придумывании и отгадывании. Это одновременно было и развлекательным, и интеллек-
туальным времяпрепровождением. В дореволюционной татарской деревне загадка играла важную роль на молодеджных посиделках [Татарское... 2013, 14]. Самыми распространенными загадками были метафорические, арифметические, загадки-вопросы и лжезагадки (в их содержании заложен ответ).
Многие детские игры татар универсальны. В них не задаются возрастные ограничения, нивелируются социальные различия, они могут быть разыграны в замкнутом (дом, комната) и открытом (на улице, на лужайке) пространстве. Даже если игры оказывались трудными для детей младшего возраста (например, на знание математики или на связанное с метафоричностью мышление), на помощь им приходили старшие игроки, что формировало пространство нравственной коммуникации и партнерских отношений [Яковлева 2017, 103-147]. Вспомним довольно сложные, метафорические детские загадки:
Есть у старика двенадцать сыновей: Трое носят серый бешмет, Трое носят зеленую рубашку, Трое носят желтый армяк, Трое носят белую шубу (Четыре сезона года);
или:
Меня бьют палкой, Камнем придавливают, Ножом режут. Почему так мучают? Потому что меня любят! (Хлеб) [Татарское. 2013].
У каждой детской игры существуют определенные цели, о которых сам ребенок не задумывается. Например, цель игры «Гонки обратные» — «упражнение для ног»; «Игра кота и мыши по-новому» рассчитана на «привыкание к строю»; в инструкции к игре «Думай крепко» ее польза обозначена как «повышение умственной активности игроков» [Развивающие. 2017].
Некоторые игры татар содержат в себе элементы смеховой культуры, что помогало ребенку снять напряжение, обесстрашить какую-либо проблему, внося в жизнь гармонию и равновесие:
«настоящий смех, амбивалентный и универсальный, не отрицает серьезности, а очищает и восполняет ее. Очищает от догматизма, односторонности и окостенелости, от фанатизма и категоричности, от элементов страха или устрашения, от дидактизма, от наивности и иллюзий, от дурной одноплановости и однозначности, от глупой истошности» [Бахтин 1990, 137]. Смеховые ситуации в коллективной игре, связанные с сочинением вслепую историй, способствуют сплачиванию коллектива. Например, игра «Сырая (недопи-санная) песня» основана на случае, где каждый участник записывает по одной строчке из первого пришедшего на ум стихотворения или песни. Собранные строчки зачитываются, вызывая смех окружающих [Развивающие. 2017].
В детских татарских играх присутствует и нравственный элемент. Большая часть детских игр носит командный характер, формируя у подрастающего поколения татар коллективную коммуникацию, сплоченность, уважение к партнеру, чувство взаимовыручки. Например, в игре «Сборщик мнений» игрокам предлагается высказать мнение (как положительное, так и отрицательное) о водящем. Но данное мнение должно быть корректным, поэтому игроки должны помнить о принципе «не навреди» [Развивающие. 2017].
В современных условиях важной особенностью национальной игры становится язык, на котором она ведется. Так, если игра ведется на татарском языке, требуется его знание, чтобы понимать происходящее, адекватно интерпретировать и реагировать на игровые ситуации. Владение языком позволяет беспрепятственно играть со словами [Яковлева 2017, 103-147]. Так, в игре «Слова на одну букву» участники, выбрав букву и тематику, за определенное время пытаются написать большее количество слов, не повторяясь между собой: «допустим, выбрана буква "Б" и договорились о том, что писать будут только названия животных и птиц. Один игрок пишет: буре (волк), бвркет (орел), былбыл (соловей), болан (олень), бозау (теленок) и т. д.» [Развивающие. 2017].
В целом игра как особый план бытия обнаруживает себя в жизни ребенка в каждом элементе его повседневной жизни. Она доставляет ребенку удовольствие, помогает войти в социосферу, приобщая к культуре и правилам жизни. Детскую игру можно охарактеризовать как специфическую заботу о себе, высвечивая желание ребенка активно жить и взаимодействовать в социуме. Игра завораживает ребенка своей чудесностью. Происходящее в игре не меняет ничего в реальном бытии: действительность и игра сосуществуют
одновременно и параллельно. Детские игры выполняют функции воспитания, образования, интеллектуальной и физической подготовки к жизни в социуме. В них моделируются игровые ситуации, формирующие стратегическое мышление, умение принятия решений и коммуникационные навыки. В национальных играх ребенок усваивает стереотипы культуры и традиции своего народа, проводя время с пользой. В современных условиях данные качества не потеряли актуальности. Более того, игра оказывается транслятором традиции, помогая в современных условиях сохранить самобытность народа.
ЛИТЕРАТУРА
Аникин 1957 — Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: Учпедгиз, 1957. 240 с.
Апинян 2003 — Апинян Т. А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. 400 с.
Бахтин 1990 — Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. 545 с.
Гачев 2015 — Гачев Г. Космо-Психо-Логос: национальные образы мира. М.: Академический проект, 2015. 511 с.
Левада 1984 — Левада Ю. А. Игровые структуры в системах социального действия // Системные исследования. Ежегодник. 1984. С. 269-281.
Развивающие детские игры. 2017 — Развивающие детские игры татар: по страницам журналов начала ХХ века / под ред. А. В. Тимирясовой. Казань: Казанский инновационный университет, 2017. 148 с. (Серия: Сокровищница Татарстана).
Ретюнских 2002 — Ретюнских Л. Т. Философия игры. М.: Вузовская книга, 2002. 256 с.
Татарское народное творчество 2013 — Татарское народное творчество: в 15 т. / сост. Х. Ш. Махмутов. Казань: Татар. кн. изд-во, 2013. Т. 4: Загадки. 367 с.
Финк 1988 — Финк Е. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. С. 357-403.
Хейзинга 2001 — Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. М.: Эксмо-Пресс, 2001. 352 с.
Шинкаренко 2003 — Шинкаренко В. Д. Игра и культура // Социально-гуманитарные знания. 2003. №4. С. 288-300.
Эко 2007 — Эко У. Полный назад! «Горячие войны» и популизм в СМИ. М.: Эксмо, 2007. 592 с.
Яковлева 2017 — Яковлева Е. Л. Эссе о повседневности, идентичности, детстве и игре: философские интуиции об их национальном колорите // Развивающие детские игры татар: по страницам журналов начала ХХ века / под ред. А. В. Тимирясовой. Казань: Казанский инновационный университет, 2017. С. 103-147 (Серия: Сокровищница Татарстана).