Научная статья на тему 'Имагинативная природа детской игры как познавательно-творческий ресурс'

Имагинативная природа детской игры как познавательно-творческий ресурс Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
129
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ИГРА / ВООБРАЖЕНИЕ/ИМАГИНАЦИЯ / ВДОХНОВЕНИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ / РАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЗАКОН ИЗМЕНЧИВОСТИ-В-ПОСТОЯНСТВЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ИДЕАЛЬНАЯ ИГРА / CHILDREN'S PLAY / IMAGINATION / INSPIRATION / COGNITIVE ASPECT / RATIONALITY / CREATIVE POTENTIAL / LAW OF VARIABILITY-IN-CONSTANCY / MORALITY / IDEAL GAME

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Яковлева Елена Людвиговна

Введение. В современном мире ввиду интенсивного развития высоких технологий происходит множество изменений, проникающих в детство и мир детской игры. Все большее число появляющихся детских игр обладает компьютерным форматом. Играя в них, ребенок начинает отчуждаться от реальности, терять навыки к познавательной и творческой деятельности, полагаясь во всем на помощь высоких технологий. Одной из причин (негативных) трансформаций личности оказывается блокирование функционирования воображения в компьютерных играх. Цель статьи заключается в изучении имагинативной природы детской игры и ее потенциалов, имеющих познавательную и творческую направленность. Материалы и методы. обозначенная проблема рассматривается на основе феноменологического анализа и непосредственного наблюдения за детскими играми. Результаты исследования показали, что ребенок благодаря погруженности в мир непосредственной игры получает импульсы к познанию окружающего мира, творчеству и нравственным проявлениям. Истоком перечисленного выступает воображение, выполняющее роль инстинкта, культурного сознания и разума в бытии человека. Посредством имагинации ребенок воображает, создает и интерпретирует играемое, расширяя горизонты своего бытия. Обсуждение и заключение. Исследование имагинации позволило провести демаркационную линию между непосредственными и компьютерными детскими играми. Их ключевое различие заключается в функционировании воображения, которое в непосредственных играх проявляет себя свободно, а в компьютерных блокируется высокими технологиями и алгоритмами программ. Сложившаяся ситуация актуализирует идею возврата к детской игре, основанной на непосредственном взаимодействии и коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Imaginative nature of children’s play as an informative and creative resource

Introduction. In the modern world, due to the intensive development of high technology, there are many changes that penetrate into the childhood and the world of children’s play. An increasing number of children’s games appear to have a computer format. Playing them, the child begins to alienate from reality, to lose skills in cognitive and creative activities, relying on the help of high technology. One of the reasons of (negative) personality transformations is blocking of functioning of imagination in computer games. The purpose of the article is to study the imaginative nature of children’s play and its potentials, having a cognitive and creative orientation. Materials and Methods. This problem is considered on the basis of phenomenological analysis and direct observation of children’s games. The results of the study showed that the child through immersion in the world of direct play, receives impulses to the knowledge of the world, creativity and moral manifestations. The source of the above is the imagination, which performs the role of instinct, cultural consciousness and reason in human existence. Through imagining, the child imagines, creates and interprets what is being played, expanding the horizons of his being. Discussion and Conclusion. The study of imagination allowed for a demarcation line between direct and computer children’s games. Their key difference lies in the functioning of the imagination, which manifests itself freely in direct games, and in computer is blocked by high technology and software algorithms. The current situation actualizes the idea of returning to the children’s game, based on direct interaction and communication.

Текст научной работы на тему «Имагинативная природа детской игры как познавательно-творческий ресурс»

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.049.020.202001.072-082

УДК 008: 379.8.093

Е. Л. Яковлева

Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова (Казань, Россия),

e-mail: mifoigra@mail.ru

Имагинативная природа детской игры как познавательно-творческий ресурс

Введение. В современном мире ввиду интенсивного развития высоких технологий происходит множество изменений, проникающих в детство и мир детской игры. Все большее число появляющихся детских игр обладает компьютерным форматом. Играя в них, ребенок начинает отчуждаться от реальности, терять навыки к познавательной и творческой деятельности, полагаясь во всем на помощь высоких технологий. Одной из причин (негативных) трансформаций личности оказывается блокирование функционирования воображения в компьютерных играх. Цель статьи заключается в изучении имагинативной природы детской игры и ее потенциалов, имеющих познавательную и творческую направленность. Материалы и методы. Обозначенная проблема рассматривается на основе феноменологического анализа и непосредственного наблюдения за детскими играми. Результаты исследования показали, что ребенок благодаря погруженности в мир непосредственной игры получает импульсы к познанию окружающего мира, творчеству и нравственным проявлениям. Истоком перечисленного выступает воображение, выполняющее роль инстинкта, культурного сознания и разума в бытии человека. Посредством имагинации ребенок воображает, создает и интерпретирует играемое, расширяя горизонты своего бытия. Обсуждение и заключение. Исследование имагинации позволило провести демаркационную линию между непосредственными и компьютерными детскими играми. Их ключевое различие заключается в функционировании воображения, которое в непосредственных играх проявляет себя свободно, а в компьютерных блокируется высокими технологиями и алгоритмами программ. Сложившаяся ситуация актуализирует идею возврата к детской игре, основанной на непосредственном взаимодействии и коммуникации.

Ключевые слова: детская игра, воображение/имагинация, вдохновение, познавательный аспект, рациональность, творческий потенциал, закон изменчивости-в-постоянстве, нравственность, идеальная игра.

Для цитирования: ЯковлеваЕ. Л. Имагинативная природа детской игры как познавательно-творческий ресурс // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2020. - Т. 20. -№ 1. - С. 72-82. DOI: 10.15507/2078-9823.049.020.202001.072-082.

© Яковлева Е. Л., 2020

'71 ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы ^ „„^„„„„„^

Elena L. Yakovleva

Timiryasov Kazan Innovative University (Kazan, Russia), e-mail: mifoigra@mail.ru

Imaginative nature of children's play as an informative and creative resource

Introduction. In the modern world, due to the intensive development of high technology, there are many changes that penetrate into the childhood and the world of children's play. An increasing number of children's games appear to have a computer format. Playing them, the child begins to alienate from reality, to lose skills in cognitive and creative activities, relying on the help of high technology. One of the reasons of (negative) personality transformations is blocking of functioning of imagination in computer games. The purpose of the article is to study the imaginative nature of children's play and its potentials, having a cognitive and creative orientation. Materials and Methods. This problem is considered on the basis of phenomenological analysis and direct observation of children's games. The results of the study showed that the child through immersion in the world of direct play, receives impulses to the knowledge of the world, creativity and moral manifestations. The source of the above is the imagination, which performs the role of instinct, cultural consciousness and reason in human existence. Through imagining, the child imagines, creates and interprets what is being played, expanding the horizons of his being. Discussion and Conclusion. The study of imagination allowed for a demarcation line between direct and computer children's games. Their key difference lies in the functioning of the imagination, which manifests itself freely in direct games, and in computer -is blocked by high technology and software algorithms. The current situation actualizes the idea of returning to the children's game, based on direct interaction and communication.

Keywords: children's play, imagination, inspiration, cognitive aspect, rationality, creative potential, law of variability-in-constancy, morality, ideal game.

For citation: YakovlevaE. L. Imaginative nature of children's play as an informative and creative resource. Gumanitarian : aktual'nyeproblemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2020; 20(1): 72-82 (In Russ.). DOI: 10.15507/2078-9823.049.020.202001.072-082.

Введение

Интенсивное развитие современного общества, обусловленное распространением высоких технологий, приводит к трансформации некоторых феноменов в бытии личности. К их числу можно отнести детскую игру. Сопровождая взросление ребенка, она выполняет роль не только релаксирующего, но и структурообразующего, познавательно-творческого фактора. Игра помогает ребенку приобщиться к социальному и познать мир. Все большее число игр в мире детства сегодня оказываются компьютерными, что приводит к постепенному исчезновению игр, основанных на непосредственном взаимодействии и коммуникации. Компьютерные игры «выстроили гладкую поверхность, бесконеч-

ный экран мира, позволяющий переживать, действовать и даже как-то организовывать себя, совершенствовать навыки, общаться с людьми, изменять свой статус, и все это - без малейшего проникновения вглубь, без открытия и выявления тайного». Завороженный технологичностью, гиперреалистичностью и динамичностью искусственного мира, играющий-Я-ребенок начинает «превращать себя в машину» [8]. Его жизненные проявления приобретают отчужденный и автоматизированный характер, сопровождаемый желанием сбежать из действительности в виртуальное пространство и начать/продолжить компьютерную игру, чтобы «извлекать свой квант удовольствия из этой автоматизации, быть не собой, быть другим, быть машиной в машине». Ком-

пьютерные игры уводят «от непосредственной встречи с бытием в мерцающий и непостоянный мир иллюзий» [8], в результате чего у ребенка обнаруживается снижение интереса к реальности и знаниям, теряется умение творческого подхода к ситуациям и взаимодействия с людьми.

Отметим: как непосредственная, так и компьютерная игра - это место встречи воображаемого и реального, удерживающих «мгновение теперь, в котором сходится вся возможная Вселенная, чтобы стать единственной в своем роде действительностью того, кто живет только в этом действии» [8]. При этом воображаемое в компьютерных играх обладает технологизированной природой, а в непосредственных - естественной, связанной с функционированием воображения. Обнаруженное различие послужило импульсом для анализа воображения и имагинативной природы непосредственной детской игры, выяснения их роли в жизни ребенка.

Обзор литературы

Являясь объектом изучения специалистов различных областей, игра анализируется философами, культурологами, социологами, политологами, психологами и педагогами. Начиная с Античности, с идей Платона и Аристотеля, игрология занимает довольно устойчивые позиции в научном дискурсе. Практически в каждой эпохе мы обнаружим интерес к игре и теоретические высказывания о ней. Но сегодня, к ставшим уже классическими трудам об игре [5; 7; 9], добавляются новые, исследующие ее компьютерный вариант [8], тем самым расширяя проблемное поле исследований.

Методы

Методологической основой рассуждений стали идеи Я. Э. Голосовкера, связанные с воображением [1], и Ж. Делеза об идеальной игре [3]. Благодаря им обозначенная проблема рассматривается на основе феноменологического анализа и не-

74

посредственного наблюдения за детскими играми. Логика рассуждений выстраивается от общей характеристики воображения к особенностям формирования пространств бытия игры и восприятия игрового времени посредством него.

Результаты исследования

В мире детства особое место занимает воображение, организующее пространства ребенка и задающее алгоритмы его поведения. Наиболее наглядно его функционирование проявляется в играх. Неслучайно Я. Э. Голосовкер называет воображение, выполняющее главную роль в рождении и формировании мира игры, одновременно инстинктом и высшим разумом человека, интуицией и культурным сознанием, ирреальностью и реальностью. Интуитивные силы воображения связаны с концентрацией и мобилизацией в едином центре энергий жизненной силы, эмоций и ума, устраняющими эгоистическое Я: «человек становится всецело имагинативной волей, умственной волей», помогающей проникнуть в неведомое/непроницаемое и моментально воплотить в творчестве «то, что надо, и так, как надо» [1], познавая создаваемое. Именно воображение становится первоначальным импульсом к игре, являющейся одним из элементов человеческой активности, связанным с онто- и филогенезом. При этом функции имагинации в игре разнообразны: она оказывается побудом к игре, энергией, выстраивающей, поддерживающей и интерпретирующей игровой мир.

Мир детской игры есть мир имагина-тивный: он имеет сходство с реальностью, но ею в полном смысле слова не является. На данное свойство игры указывал Й. Хей-зинга в работе «Человек играющий» [7]. Характеризуя игру, нидерландский исследователь назвал присущие ей инобытийность и вымышленность, не совпадающие с реальностью, но при этом увлекающие личность процессуальностью [7, с. 70]. Имагинатив-

ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы

Том 20, № 1, 2020

гуманитарной науки и образования ' '

ный мир игры рождается в бытии из небытия, являя собой Ничто/мир воображаемый, трансформирующийся в процессе развертывания в Нечто/мир реальный. В игре ребенка встречаются два мира: Нечто/мир реальный и Ничто/мир воображаемый. На реальный мир накладывается мир иллюзорный, в котором Я-ребенок перевоплощается в играющего-Я-ребенка. Последний становится персонажем, одновременно принадлежащим и действительности, и сфере воображения. Разыгрываясь на воображаемой сцене, детская игра помогает ребенку, исполняющему главную роль, попробовать себя не только в качестве Я, но и Я-Другого, примеряя множество амплуа. Ребенок вживается в игрового персонажа, органично меняя миро(само)ощущение, манеру говорить и держаться, что придает игре флер магии, за(о)чаровывая игрока. При этом для ребенка грань между Нечто и Ничто оказывается размытой. В мире детства Ничто/ мир воображаемый обладает всей полнотой бытия: здесь существует жизнь во всех ее проявлениях. В игре рождается параллельный бытию мир, существующий как его противоположность и одновременно как особая реальность, обладающая свойством являться-в-своем-явлении, заполняя бытий-но-игровые пространства действительно существующим.

Особую роль в функционировании воображения играет вдохновение, усиливающее его действенность способностью мечтать и воплощать мечту в жизнь. Так, при создании имагинативного образа в игре требуется не только связь с окружающим миром, но и отвлечение от него. Ребенок, получая жизненный опыт, одновременно фиксирует образы реальные и фантастические, в том числе созданные силой его собственного воображения. Самопроизвольно сохраняющиеся в памяти ребенка образы комбинируются между собой. Воображение, руководствуясь вдохновением, осуществляет

нужный выбор, демонстрируемый ребенком в игре. Данный выбор «мгновенен, совершается без размышлений, само собой, и при этом до того точен и логичен», что создается впечатление, будто кто-то внутри ребенка «или с какой-то "духовной высоты"» [1] диктует ему, каким образом воплотить игрового персонажа.

Обратим внимание еще на одну специфику воображения. Я. Э. Голосовкер проводит четкую линию между воображением и фантазированием. Фантазия только частично совпадает с воображением, представляя одну из его граней: она помогает создать несуществующее или то, что личность еще не знает. Ввиду отсутствия в фантазии познавательного компонента она оказывается слепой, что «мешает воображению в его творческо-познавательном процессе» [1]. Как мы считаем, выделенный Я. Э. Голо-совкером творческо-познавательный ресурс воображения принципиален и ложится в основу наших рассуждений.

Воображение формирует пространства бытия игры, где ключевая роль принадлежит познавательным и творческим актам. Первоначально остановимся на познавательном аспекте воображения. Как «высшая познавательная сила ума» имаги-нация «созерцает мир непосредственно», с помощью «дара синтетического проникновения в суть стихийных отношений и мыслительных связей», «вкладывает в эту суть смысл», воплощая в содержании игрового процесса, его образах или идеях [1]. Подобная логика функционирования воображения свидетельствует о его рациональности и гносеологическом потенциале. При этом «наше воображающее око охватывает все и целиком, и в раздельности, снаружи и внутри», существующее в опыте и вне его пределов [1], т. е. проникновение имагина-ции в природу явлений оказывается объемным, помогая понять их суть. Более того, оно свидетельствует о наличии в воображе-

нии дара всеобъемлющего проникновения, что говорит об исключительной врожденной способности, проявляющей себя в силу внутренних необъяснимых импульсов. Полученные непостижимым способом данные (из Нечто/мира реального и/или Ничто/ мира воображаемого) имагинация не только отражает, подобно зеркалу, но и перерабатывает, синтезирует, что приводит к рождению иного - реального, фантастического и/или реально-фантастического/фан-тастическо-реального. Посредством воображения осуществляется познание смысла комбинируемых элементов, являя метаморфозу перехода от неизвестного/незнаемого к известному/знаемому.

Перечисленные особенности воображения (гносеологический потенциал, рациональность, непостижимость) присутствуют и в детских играх. С одной стороны, выбирая игру и роль в ней, ребенок руководствуется спонтанно-эмоциональным принципом «я хочу», нередко не умея объяснить его. С другой стороны, игровые персонажи, воплощаемые ребенком, оказываются рационализируемыми. Ребенок осмысленно подходит к ситуации, играя Я-Другого, и меняет облик посредством положения корпуса тела, жестов, взглядов, походки, голоса, речи и пр., демонстрируя актерское мастерство. Как справедливо заметил Я. Э. Голосовкер в работе «Миф моей жизни», артист живет внутри каждого человека: «Мы о нем знаем и в то же время не знаем, мы о нем помним и в то же время забываем» [2]. Ребенок разыгрывает не только других, но и себя. Играющий-Я-ребенок в игровом процессе воплощает иное бытие, отделяясь от себя и представляя Я-Другого. Он «постоянно действует, то есть играет, играет, играет и никогда не перестает играть» [2]. Благодаря азартности и во(у) влеченности ребенок, с одной стороны, забывает о себе, с другой - играя, сохраняет контроль над ситуацией, понимая, что

76

воплощает играемого персонажа с определенными чертами (индивидуальными/ увиденными/воображаемыми). В процессе перевоплощения, обусловленного неразделимым единством реального и игрового, существующего и воображаемого, ребенок преображается. Примеряя к себе образ Другого, он расширяет собственный горизонт. Имагинативность игровых миров помогает установить активную связь с действительностью, способствуя освоению мира. Несмотря на воображаемость создаваемых пространств, детская игра являет собой подлинность, помогая интуитивно проникнуть в бытие и получить знания. Отметим: о гносеологическом потенциале игры рассуждал И. Кант. Он утверждал, что «существует такая видимость, с которой дух играет и не бывает ею разыгран. Через эту видимость создатель ее не вводит в обман легковерных, а выражает истину, облаченную видимостью. Эта видимость не затемняет внутренний образ истины, которая предстает перед взором украшенной, и не вводит в заблуждение неопытных и доверчивых притворством и надувательством, а используя проницательность чувств, выводит на сцену сухую и бесцветную истину, наполняя ее красками чувств» [Цит. по: 6]. Согласно немецкому философу, вовлеченность в видимые/имагинативные игровые миры приводит ребенка к открытию мироздания и получению знания о нем, сопровождаясь разнообразными эмоциями.

В игре посредством невидимой работы воображения «может рождаться смысл» [8]. В динамичности игрового процесса с его спонтанностью и свободной импровизацией, «из порыва зрения, слуха, обоняния, осязания рождается познавательный порыв зреть, слушать, обонять, осязать и овладеть, и понимать все это в себе самом, ибо если понимания нет, то рождается порыв все это воображать, выдумывать и даже выдумывать само понимание всего». Именно вооб-

ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы

ражение оказывается побудом к познанию, помогая «вложить смысл в существование» [1], тем самым вдохновляя ребенка к дальнейшим интеллектуальным поискам. Генезис познания в игре осуществляется от воображения через воплощение к осмыслению, итогом чего является кристаллизация смысла. Ребенок, увлеченный созданием игрового мира, начинает понимать смысл творимого, видя думаньем (Я. Э. Голосов-кер). Интеллектуальный компонент игрового процесса оказывается достоинством детской игры. Как заметил Л. Кэрролл, игра «не только служит неисчерпаемым источником развлечения... но и позволяет игроку узнать нечто новое» [4, с. 9], что дает возможность расширять жизненный горизонт с удовольствием. Подчеркнем: не только игра оказывается наполненной чувствами и смыслами, но и ее интерпретация сопровождается эмоционально-интеллектуальными открытиями.

Анализируя творческий потенциал игрового пространства, задаваемый воображением, отметим следующие моменты. Игровой воображаемый мир рождается в реальности. Ребенок как человек играющий (Й. Хейзинга) [7] постоянно создает воображаемые миры, поэтому его можно считать и человеком творящим. Отталкиваясь от заданного игрового алгоритма, сценарий игры ребенок пишет сам, импровизируя в нем. В детских играх главенствует случай, который разветвляет процесс на многочисленные комбинации-созвездия. Бесконечное количество вариантов одной игры приводит к тому, что ни один из них «не является окончательным, все они разветвляются, порождая другие» [3, с. 85]. Ребенок, нередко соединяя несовместимое, начинает свободно обращаться с полученным материалом, устанавливая связи, пробуя их в разных конфигурациях и моделируя ре-ально-фантастические/фантастическо-ре-альные конструкции. Творческая свобода

и импровизационность игрового процесса увлекают ребенка: он, постоянно внося новые элементы и детали, каждый раз по-другому выстраивает игру и свою роль, трактует происходящее, делая его более динамичным, захватывающим и интригующим.

Имагинация как культурное сознание удовлетворяет потребность ребенка в наличии идеального, конструируя его в иллюзорном мире и затем перенося посредством игры в реальность. Еще Ф. Шиллер обратил внимание на данный факт. Он считал, что игровая видимость, превосходящая действительность совершенством и изяществом, позволяет человеку играющему наслаждаться создаваемым [9]. Вера в идеал живет в сознании ребенка, а воображение реализует ее. Имагинация создает «нечто невозможное в мире действительном», признаваемом впоследствии более действительным, «чем сама действительность» [1]. В игровом процессе ребенок конструирует беззаботный мир счастья и согласия. Даже появляющиеся в нем конфликтные ситуации направлены к разрешению, устанавливая гармоничные взаимоотношения. Стремясь к гармонии и совершенству, игра претворяет в жизнь некий абсолют/ идеальный образец. Спонтанно воображая несуществующее (взятое из внешнего и/ или внутреннего мира) и конструируя его в идеальное, ребенок вплетает результат в игру. В ней идеальное имагинативного мира превращается в реальность. Сила воображения заключается в том, что создаваемые им имагинативные миры не дублируют действительность, а создают «новое, "небывалое", возможное, вероятное - наряду с невозможным» [1]. Интересно, что в детской игре мечты об идеальном воплощаются в действительность: Ничто творческими ресурсами воображения переводится в Нечто. Игровой процесс оказывается возможностью реализации идеального, что противоположно пассивному принятию те-

кущего положения дел. Именно рождаемая воображением абсолютность игровых пространств, их развертывание в-себе и для-себя позволяет ввести понятие идеальной игры по отношению к миру детства.

Создаваемый имагинативный мир как ипостась идеала/абсолюта обладает совершенством и неизменностью, выступая побудом стремления к нему личности, что нашло отражение в законе изменчивости-в-постоянстве. Функционирование воображения построено на данном законе. Има-гинация как константа в бытии личности проявляет изменчивость в многочисленных метаморфозах посредством роли абсолюта-побудителя (конструирует идеал/совершенство), а затем - абсолюта-творца (реализует идеал/совершенство). В игре как постоянной форме культуры наблюдаются метаморфозы Ничто в Нечто, преобразования творческого порыва и вдохновения в определенную разумность смысла. Внутри постоянной игровой формы мы видим динамичные изменения и появление новых смыслов содержания. Ребенок, «работая одной силой воображения», «воплощает свой порыв к совершенству в совершенство своего творения» [1]. Активность ребенка в игре проявляется в имагинативном творчестве и свободном импровизировании с содержанием, ролями, игровыми предметами, что дарит игроку чувство легкости, приводя к радостному возбуждению.

Воображение «предъявляет ко всему абсолютные требования и ставит абсолютные ценности - этические, эстетические, познавательные», подчиняя «все понятию "совершенства"» [1]. Среди абсолютов воображения Я. Э. Голосовкер особо выделяет нравственность: «моральные начала только постольку онтологичны и естественны, поскольку онтологична и естественна сама деятельность воображения или «разум воображения»» [1]. Воображение исходит из бытия, представляющего собой абсолют

78

облагороженного «есть». Нравственность не уничтожима в сознании индивида, поэтому она изначально присутствует во всех его творениях, в том числе в игре, на что указывал и Й. Хейзинга [7]. В игре нравственность проявляется не только в соблюдении правил, но и в выстраивании партнерских отношений, признающих уникальность, независимость и свободу Другого. Понимание этого формирует в ребенке умение выстраивать нравственные взаимоотношения, основанные на уважении к Другому, ощущении причастности к группе, эмпатии, ответственности за свои действия.

Обратим внимание еще на один нравственный момент. Несмотря на вообража-емость игрового мира, ребенок различает иллюзию и обман. Если иллюзия органична природе игры, то обман выступает в качестве средства ее разрушения. И. Кант был принципиален в этом вопросе: меркантильности обмана он противопоставлял иллюзию как бескорыстную игру, указывая на этимологическую связь латинских слов illusion и illudo («я играю»). Философ подчеркивал: «Видимость, которая обманывает, исчезает, когда становится известной ее бессодержательность и обманчивость. Но играющая видимость, так как она есть не что иное, как истина в явлении, все же останется даже и тогда, когда становится известным действительное положение вещей» [Цит. по: 6]. Несмотря на воображае-мость рождаемых миров, детская игра - это пространство подлинности. Согласимся с Л. Т. Ретюнских, заключившей, что «будучи мнимой, игра никогда не бывает лживой, ибо ложь невозможна там, где изначально присутствует видимость, не выдаваемая за реальность, а существующая сама по себе» [5, с. 109]. В игре ребенок интуитивно чувствует ложь и симуляцию, открыто протестуя и изгоняя их из пространства. Обман, проявляющийся в нарушении правил, создании неоднозначных ситуаций, мошенни-

ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы

честве, негативно сказывается на игровой стихии, разрушая ее и переводя в разряд нечестных.

Воображение, создающее в игре познавательно-творческие пространства, влияет и на восприятие игрового времени. Играющий ребенок специфично понимает время: все временные пласты посредством функционирования воображения встречаются в игре, но в особой модальности, где, с одной стороны, «всегда ограниченное настоящее, измеряющее действие тел как причин и состояние их смесей в глубине (Хронос); с другой - по существу неограниченные прошлое и будущее, собирающие на поверхности бестелесные события в качестве эффектов (Эон)» [3, с. 86]. При этом в процессе развертывания игры преобладает настоящее, заставляющее ценить и максимально использовать каждое мгновение, потому что в нем присутствует шанс выиграть/понять смысл. Как замечает по этому поводу Ж. Делез, игровое настоящее «впитывает в себя прошлое и будущее, сжимает их в себе и, двигаясь от сжатия к сжатию, со все большей глубиной достигает пределов всего Универсума, становясь живым космическим настоящим» [3, с. 86]. В итоге рождается потрясающий эффект: в детской игре настоящее одновременно ограничено и бесконечно растянуто. Погруженный в игру ребенок теряет ощущение времени, становящееся для него бесконечным, но при этом многочасовая игра сворачивается в одно мгновение. Благодаря интенсивности вовлечения в игровой процесс время для ребенка, с одной стороны, сжимается, с другой - растягивается, создавая ощущение бесконечно длящегося континуума. Ведущую роль в создании психологического эффекта амбивалентности времени играет, как мы считаем, сила имагинации. Посредством воображения происходит метаморфоза времени: в нем часть оказывается больше целого. Неслучайно игровая секун-

да «длится дольше, чем десятилетие в воображении» [1]. Объяснение данному парадоксу находим у Ж. Делеза. Он считает, что в игре прошлое и будущее делят мгновение «настоящего до бесконечности, каким бы малым оно ни было, вытягивая его вдоль своей пустой линии» [3, с. 86]. Каждый игровой временной пласт неоднороден: «один составлен только из сплетающихся настоящих, а другой постоянно разлагается на растянутые прошлые и будущие» [3, с. 87]. Ребенок, увлеченный игрой, способен рационально растягивать время, конструируя игровой процесс и наполняя его смыслами, а эмоционально - сжимать, обращая в одно мгновение, насыщенное колоссальным количеством аффектов/страстей/чувств/переживаний.

Обсуждение и заключение

Детскую игру можно отнести к идеальным конструкциям со своим пространственно-временным континуумом, демонстрирующим абсолюты бытия. Огромная роль в этом принадлежит воображению, являющемуся инстинктом, высшим разумом и мерилом культуры. Воображение оказывается истоком детской игры, ее познавательно-творческих ресурсов и нравственности. Благодаря функционированию воображения устанавливается действенная связь между Ничто/миром воображаемым и Нечто/миром реальным, потенциальным и воплощаемым. В игровом процессе воображение оказывается стимулом/побудом стремления к идеалу и деятельности, к потребности знать и творить, в чем проявляется его мощь.

Среди элементов имагинации в процессе игры можно назвать фантазирование, вдохновение, сосредоточенность в-себе и действие во-вне, осознанно-неосознанное комбинирование, восприятие и/или постижение смысла, саморазвитие мысли. Перечисленное базируется на законе изменчивости-в-постоянстве, истоком

которого оказывается имагинация. В игре идеальное имагинативного мира превращается в реальность. Можно утверждать, что в бытии играющего ребенка имагинатив-ный абсолют тройственен в своем воплощении, проявляясь как стимул/творческий импульс, деятельность и творение.

Воображение создает познавательно-творческое пространство игрового мира, помогая ребенку проявиться как личности, созидающей мир и познающей его. Имаги-нация рождает Ничто/мир воображаемый как реальность, проникает в его суть силой вдохновенного поиска, а затем превращает в Нечто/мир реальный, интерпретируя содержание воплощенного в действительность. Творчески комбинируя разнородное, воображение углубляется в невидимое и созданное, давая знания о них.

Имагинация рождает иллюзию метаморфозы времени, оказывающегося одновременно сжатым и растянутым. Следя за событийно-содержательной, довольно непредсказуемой канвой игрового процесса и постоянно вопрошая о нем (что сейчас произойдет? каким образом развернутся события?), ребенок увлекается происходящим и теряет ощущение продолжительности времени. В итоге в детской игре мы встречаем реальность воображаемого и длящееся-теперь, где ребенок активен при достижении целей. Посредством воображения ребенок одновременно творит и познает, расширяя горизонты своего бытия.

Встает вопрос: что происходит в современном мире с форматом детских игр? Из них исчезает естественное воображение, а значит, и его познавательно-творческие ресурсы, что негативно сказывается на метафизике личности. Большинство детских игр сегодня имеют компьютерный формат, где акценты смещаются с непосредственного взаимодействия на симу-лятивную коммуникацию в пространстве высоких технологий, нередко обладающих

80

разрушительным/деструктивнымхарактером. В данных играх так же, как и в идеальных детских играх, из Ничто создается Нечто, но процесс осуществляется посредством техники и обладает симулятивным характером. Компьютерные игры игнорируют функционирование воображения и даже подавляют его: ребенок в них имеет дело с креативным меонизмом (В. А. Кутырев), где природное заменяется технически-искусственным. Ничто в компьютерных играх не принадлежит миру ребенка и его воображению: оно есть технологизированный воображаемый мир, созданный алгоритмами программного обеспечения его разработчиками и воплощаемый посредством цифровых матриц. Компьютерные игры, втягивая ребенка в готовые лабиринты действий, учат его просчитывать, а не искать/ изобретать/строить новое. Компьютерные игры буквально уничтожают многообразные импульсы воображения, в результате чего ребенок перестает самостоятельно мечтать и воображать, креативно мыслить и проявлять себя, надеясь в любых ситуациях на силу высоких технологий. Компьютерные игры, подавляя функционирование воображения, приводят к упадку/снижению уровня культуры, продуцированию аномалий/уродства/лжи. Ребенок начинает жить в пустоте виртуального мира, проявляя себя автоматически и равнодушно взирая на реальный мир.

Врожденность имагинации позволяет сделать вывод о возможности ее поддержания, развития и проявления на протяжении всей жизни личности. Подчеркнем: учитывая современную ситуацию, с каждым годом подобное осуществить становится все труднее из-за простоты и навязчивости компьютерных игр, делающих ребенка невосприимчивым к переключениям, растущей инфантильности, требований современной системы образования, связанного с компьютеризацией обучения. Тем

ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы

не менее предпринимать усилия по реабилитации воображения сегодня оказывается насущной потребностью. Для минимизации негативных последствий, связанных с уничтожением функционирования воображения посредством современного формата компьютерных игр, необходимо возрождать традиционную дворовую культуру, формировать самостоятельность и инициативность ребенка, переключать его внимание на непосредственные детские игры, позднее знакомить с миром виртуальной

реальности и компьютерными играми, ограничивать время работы за компьютером, учить проводить четкие грани между реальностью и виртуальностью, миром игровым и виртуально-игровым. Перечисленное будет способствовать (с)охра-нению детской игры в ее чистом, первозданном виде, а значит - и воображения, что позитивно скажется на метафизике личности, использующей в жизнедеятельности познавательно-творческие ресурсы имагинации.

Библиографический список

1. Голосовкер Я. Э. Имагинативный Абсолют [Электронный ресурс]. - URL: http://litresp.ru/ chitat/ru/r/golosovker-yakov-emmanuilovich/izbrannoe-logika-mifa/2. - Загл. с экрана.

2. Голосовкер Я. Э. Миф моей жизни [Электронный ресурс]. - URL: https://fil.wikireading. ru/58031. - Загл. с экрана.

3. Делез Ж. Логика смысла. - М. : Академический Проект, 2011. - 472 с.

4. Кэрролл Л. Логическая игра. - М. : Наука, 1991. - 192 с.

5. Ретюнских Л. Т. Философия игры. - М. : Вузовская книга, 2002. - 255 с.

6. Столович Л. Н. «Тартуская рукопись» Канта и его эстетическое учение // Столович Л. Н. Философия. Эстетика. Смех. - СПб. ; Тарту, 1999 [Электронный ресурс]. - URL: https:// pravo.studio/etika-estetika/tartuskaya-rukopis-kanta-ego-esteticheskoe-78947.html. - Загл. с экрана.

7. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. - 350 с.

8. Шевцов К. П. Компьютерные игры как предмет философского анализа // Вестник СПбГУ -Сер. 17. - 2016. - Вып. 1 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ kompyuternye-igry-kak-predmet-filosofskogo-analiza. - Загл. с экрана.

9. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека [Электронный ресурс]. - URL: http://yanko.lib.ru/books/cultur/shiller=letters.htm. - Загл. с экрана.

References

1. Golosovker Y. E. Imaginative Absolute. Available at: http://litresp.ru/chitat/ru/G/golosovker-yakov-emmanuilovich/izbrannoe-logika-mifa/2. (In Russ.).

2. Golosovker Y. E. The Myth of My Life. Available at: https://fil.wikireading.ru/58031. (In Russ.).

3. Delez G. The logic of meaning. Moscow, 2011, 472 р. (In Russ.).

4. Kerroll L. Logical game. Moscow, 1991, 192 р. (In Russ.).

5. Retyunskih L. T. Philosophy of the game. Moscow, 2002, 255 р. (In Russ.).

6. Stolovich L. N. Kant's Tartu Manuscript and its aesthetic teaching. In book: Stolovich L. N. Philosophy. Aesthetics. Laugh. St. Petersburg; Tartu, 1999. Available at: https://pravo.studio/etika-estetika/tartuskaya-rukopis-kanta-ego-esteticheskoe-78947.html. (In Russ.).

7. Hejzinga J. Homo ludens. The person playin. Moscow, 2001, 350 р. (In Russ.).

8. Sрevcov K. P. Computer games as a matter of philosophical analysis. VestnikSPbGU = Vestnik St. Petersburg University. 2016: 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kompyuternye-igry-kak-predmet-filosofskogo-analiza. (In Russ.).

9. Shiller F. Letters on the aesthetic education of man. Available at: http://yanko.lib.ru/books/cultur/ shiller=letters.htm. (In Russ.).

Поступила 24.03.2019.

Сведения об авторе

Яковлева Елена Людвиговна - доктор философских наук, кандидат культурологии, заведующий кафедрой философии и социально-политических дисциплин, профессор Казанского инновационного университета им. В. Г. Тимирясова. Сфера научных интересов - философия культуры. Автор более 150 научныгх и учебно-методических публикаций. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1799-0883.

E-mail: mifoigra@mail.ru

Submitted 24.03.2019.

About the author

Elena L. Yakovleva - Doctor of Philosophy, Candidate of Cultural Studies, Head of the Department of Philosophy and Socio-Political Disciplines, Professor, Timiryasov Kazan Innovative University. Research interests: philosophy of culture. The author has more than 150 scientific and educational publications. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1799-0883.

E-mail: mifoigra@mail.ru

ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.