О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ Ф. ЯНОВ-
ЯНОВСКОГО Раджабова М.А.
Раджабова Машхура Анваровна - свободный соискатель PhD, старший преподаватель,
кафедра теории музыки, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются общие тенденции развития симфонического творчества на протяжении нескольких эпох - начиная с классицизма до современного периода. Затрагиваются вопросы стилистических особенностей каждой эпохи, их яркие характерные черты. Даётся краткий обзор симфонического творчества композиторов Узбекистана, а также выявляются главные стилистические особенности их произведений. Особое внимание уделяется симфоническому творчеству Ф. Янов-Яновского. Ключевые слова: симфония, жанр, искусство, творчество, тематизм, выразительность, форма, полифония.
TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF SYMPHONIC MUSIC IN UZBEKISTAN
Rajabova M.A.
Rajabova Mashkhura Anvarovna - free PhD Candidate, Senior Lecturer, DEPARTMENT OF THEORY OF MUSIC, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article examines the general trends in the development of symphonic creativity over several epochs -from classicism to the modern period. The questions of stylistic features of each epoch, their bright characteristic features are touched upon. A brief overview of the symphonic creativity of the composers of Uzbekistan is given, as well as the main stylistic features of their works are revealed. Special attention is p aid to the symphonic works of F. Yanov-Yanovsky.
Keywords: symphony, genre, art, creativity, thematism, expressiveness, form, polyphony.
Симфоническая музыка по своему внутреннему содержанию является наиболее диалектичным жанром музыкального искусства. Зачастую именно в симфонических произведениях выдающихся композиторов прошлого и современности воплощаются их главные художественные замыслы. Сформировавшись на венской почве классический симфонизм получил в Европе поистине универсальное распространение... Идёт двухъярусный, двухступенчатый процесс формирования в различных странах национальных школ и конкретизация черт данной национальной стилистики в индивидуальном творчестве художника [1, с.8]. Художники обращались больше всего к античности - с её правильными пропорциями в архитектуре и стройными формами в музыке. Достаточно вспомнить симфонии Гайдна и Моцарта. С Бетховена начинается новый этап развития симфонии. Его симфоническое творчество с многообразностью тематизма, резкими сменами настроения, неожиданными драматическими решениями подготовил лирическую в целом симфонию следующего исторического периода. В эпоху романтизма в симфонических произведениях Шуберта, Шумана, Листа, Мендельсона, Берлиоза, Брамса получили отображение лирические чувства композитора, симфония становится «исповедью души», в ней развивается многоуровневый тематизм. А также симфония передаёт заложенную в её программности тот или иной смысл, некую сюжетную линию, драматическое развитие. Симфония романтиков получает колоссальное развитие в различных аспектах музыкального целого. Берлиоз с его «Фантастической», Лист с его «Прелюдами», Мендельсон в своих шотландской и итальянской симфониях претворяют более свободную трактовку классических музыкальных построений, и развивают программное содержание. У Брамса продолжается развиваться баховский контрапункт с его сложнейшими полифоническими проявлениями в оркестровке, бетховенский метод с активной мотивной работой, лиризм мелодических построений Шуберта и некоторые эмоциональные особенности музыки Шумана. Постромантический симфонизм ознаменован великолепными симфониями Малера, с свойственными его письму монументальностью, эпичностью музыкального изложения. Яркий пример - его вторая симфония написанная 1894 году, где форма симфонии разрастается до пятичастного цикла, с огромным количеством инструментов, и включением хорала в последней части. Гигантским циклам Малера французские композиторы - авангардисты Д. Мийо и А. Онеггер противопоставляют более лаконичные и небольшие творения в стиле неоклассицизма. Неоклассицизм и её ответвление необарокко представлены также творчеством И. Стравинского, П. Хиндемита. В поисках русского мелодизма в симфонической музыке С. Рахманинова находят продолжение принципы мелодического симфонизма великого Чайковского. Что проявляется в ярких тенденциях обращения к национальным, фольклорным истокам интонационности. У С. Прокофьева резкие тональные сдвиги, отражение необарочного, а также жесткого "индустриального" начала, претворение в музыкальном языке элементов архаичного фольклора,
Д. Шостакович создавший более десятка симфоний оказал огромное влияние (как и все вышеперчисленные композиторы) на симфоническую музыку многих композиторов различных стран. Его идеи гуманизма, противоборства светлого и темного начал, воспевание героизма простого, но в то же время сложного, честного человека с глубоким интеллектом и богатым внутренним миром нашли отклик в огромной слушательской аудитории. Его отношение к мелодии, гармонии, фактуре что также ярко и самобытно представлено в музыке русских романтиков претворились появлением целого пласта гармонии связянной с музыкальным языком величайших композиторов ХХвека (именные аккорды Рахманинова, Скрябина, Прокофьева, Шостаковича). Опыт истории - повсеместное распространение симфонии, её врастание в любую национальную среду позволяет предположить, что симфонизм не есть специфически национальное "изобретение", характерное для той национальной культуры на почве которой он зародился, а явление отражающее общие, объективные законы художественной психологии, музыкально-конструктивной логики, композиции [1, с. 8].
Симфоническая музыка Узбекистана в процессе становления профессиональной композиторской школы развивалась как, впрочем, и во многих республиках бывшего Союза опираясь на самобытную национальную музыку имеющую древние классические и фольклорные проявления. В своих сочинениях основатели узбекской композиторской школы применяли имеющийся богатейший ресурс, сохранившийся в устной традиции на протяжении веков в виде «Шашмакома», и фольклора. Первые опусы корифеев национальной композиторской школы, таких как В.Успенский, С. Василенко, А. Козловский и др. - связаны с музыкой симфонического жанра. Жанр симфонической музыки также представлен в концертной музыке композиторов Узбекистана. Данная область особенно интересна - так как затрагивает вопрос жанрового становления, с точки зрения воплощения локальных элементов музыкальной выразительности в партитуре того или иного художника. В этой связи надо отметить, что, будучи представителем такого региона как Узбекистан, с его глубинными историческими музыкально - художественными традициями, не отразить в своём творении хоть небольшую долю этой данности невозможно. Яркое сочетание элементов традиционного «маком»ного или фольклорного в музыкальном языке композиторов Узбекистана становится отправной точкой в их сочинениях. Прямое цитирование на уровне целого музыкального построения (песни, мелодии, наигрыша), или его отдельных фрагментов (предложения, фразы, мотива) - культивировалось в начальной стадии развития композиторского творчества. Но, с годами в музыкальном языке некоторых композиторов Узбекистана сложился принцип не цитирования определённого мелодико-ритмического рисунка, а воплощения сущности художественного образа на интонационном уровне. Прорастание интонационного ядра - который является по сути формообразующим элементом в музыке «Шашмаком»а, весьма схож с таким же примерно методом разрастания музыкальной формы в профессиональной композиторской технике. Музыкальная мысль во многих барочных композициях развивающаяся по принципу «ядро с развёртыванием» - является ярким примером принципа «прорастания» интонационной ячейки. Схожесть в деталях изложения музыкального материала в двух различных пластах музыки Востока и Запада указывает на общность категорий 1МТ - зарождение музыкальной мысли - ядро (звук, мотив, интонационная ячейка), её развитие и угасание - что в конечном итоге создаёт общее, сложное, многоуровневое течение музыкального произведения.
В настоящее время формообразование и жанровая основа значительно суживается, симфония уступает место более камерному, компактному изложению музыкального замысла. Идея синтеза «запад-восток» является основополагающим изначально в музыке композиторов республики. (Понятно, что в основе синтеза лежит интонационный пласт традиционной и фольклорной монодической музыки, а также сам феномен творческого процесса композиции музыкального произведения - средства многоголосной музыки
- гармония, полифония, инструментовка). Музыкальное мышление в котором синтезируются элементы тематического развёртывания, музыкального повествования характерные для запада и востока является определяющим в построении симфонических произведений Ф. Янов-Яновского. К примеру, в его 'ТаЪи1а -4" для флейты и девяти инструментов эта черта, завуалированно, проявляется с первых тактов. Секундовая интонация у одинокой флейты, главное интонационное ядро всей музыки 'ТаЬи1а - 4". Данная интонация, как признавался сам автор, ничто иное как секундовый ход в начале макома «Сегох» из цикла «Шашмаком». Но, в музыке макома «Сегох» секундовый ход воспринимается как начальная интонационная ячейка в контексте данного макома. Она имеет свою образно-смысловую нагрузку, и её развитие дальнейшее происходит по законам узбекского монодического склада, где каждый этап музыкального целого подчиняется своим канонам. И вообще, секундовые ходы - как некое ядро, весьма часто встречаются и в других макомах, также их можно встретить и в произведениях некоторых композиторов Узбекистана [3, с. 101]. Автор воплотил в камерной музыке, написанной для инструментов изначально европейского происхождения вечную восточную поэзию одиночества. Развитие и прорастание интонационного ядра осуществляется контрапунктическими средствами у струнных. Активная мотивная работа проводится в различных сочетаниях небольшого камерного состава инструментов. Полифоническая фактура насыщена остинатностью ритмического рисунка, что создаёт напряженный драматизм изложения. Повторность ритмо
- формулы происходит и в дальнейшем наслоении аккордовой фактуры. В этой связи нужно подчеркнуть, что опора на единый ритмический остов - главная черта узбекских макомов. На протяжении определенной части «Шашмакома», будь она инструментальная или вокальная, музыкальную основу изложения определяет единый «усуль» - ритмическая формула, и единая ладовая структура (которая по мере
разрастания музыкального изложения может «модулировать», создавая новые ладоинтонационные образования). 'ТаЬи1а - 4" написана как одночастный концерт, где автор претворил жанровые новшества, введённые им впервые в концертные сочинения. Название (Фабула-ред), при всей его условности, помогает выделить в сочинении не только собственно концертную линию, но и ассоциативную, программную, связанную с воплощением контура скрытого музыкально-образного действия [2, с. 106]. В этом отношении 'ТаЬи1а" Ф. Янов-Яновского (к настоящему времени им написано 8 'ТаЬи1а") выступают как новый жанр, вбирающий в себя эстетику драматизма симфонического жанра (в данном случае - концерта), и сложные переплетения жанрового и образно-тематического содержания задуманного художником.
Список литературы /References
1. Янов-Яновская Н.С. Узбекская симфоническая музыка. Ташкент, 1979.
2. Абдуллаева Э. Феликс Янов-Яновский. Монография. Ташкент, 2015.
3. Раджабова М. О стилевых особенностях симфонических произведений композиторов Узбекистана // Проблемы современной науки и образования, 2020. № 3(148).