Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ Ф. ЯНОВ-ЯНОВСКОГО'

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ Ф. ЯНОВ-ЯНОВСКОГО Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
98
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
симфония / жанр / искусство / творчество / тематизм / выразительность / форма / полифония. / symphony / genre / art / creativity / thematism / expressiveness / form / polyphony.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Раджабова Машхура Анваровна

в статье рассматриваются общие тенденции развития симфонического творчества на протяжении нескольких эпох – начиная с классицизма до современного периода. Затрагиваются вопросы стилистических особенностей каждой эпохи, их яркие характерные черты. Даётся краткий обзор симфонического творчества композиторов Узбекистана, а также выявляются главные стилистические особенности их произведений. Особое внимание уделяется симфоническому творчеству Ф. Янов-Яновского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF SYMPHONIC MUSIC IN UZBEKISTAN

the article examines the general trends in the development of symphonic creativity over several epochs – from classicism to the modern period. The questions of stylistic features of each epoch, their bright characteristic features are touched upon. A brief overview of the symphonic creativity of the composers of Uzbekistan is given, as well as the main stylistic features of their works are revealed. Special attention is paid to the symphonic works of F. Yanov-Yanovsky.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ Ф. ЯНОВ-ЯНОВСКОГО»

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ Ф. ЯНОВ-

ЯНОВСКОГО Раджабова М.А.

Раджабова Машхура Анваровна - свободный соискатель PhD, старший преподаватель,

кафедра теории музыки, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются общие тенденции развития симфонического творчества на протяжении нескольких эпох - начиная с классицизма до современного периода. Затрагиваются вопросы стилистических особенностей каждой эпохи, их яркие характерные черты. Даётся краткий обзор симфонического творчества композиторов Узбекистана, а также выявляются главные стилистические особенности их произведений. Особое внимание уделяется симфоническому творчеству Ф. Янов-Яновского. Ключевые слова: симфония, жанр, искусство, творчество, тематизм, выразительность, форма, полифония.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF SYMPHONIC MUSIC IN UZBEKISTAN

Rajabova M.A.

Rajabova Mashkhura Anvarovna - free PhD Candidate, Senior Lecturer, DEPARTMENT OF THEORY OF MUSIC, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article examines the general trends in the development of symphonic creativity over several epochs -from classicism to the modern period. The questions of stylistic features of each epoch, their bright characteristic features are touched upon. A brief overview of the symphonic creativity of the composers of Uzbekistan is given, as well as the main stylistic features of their works are revealed. Special attention is p aid to the symphonic works of F. Yanov-Yanovsky.

Keywords: symphony, genre, art, creativity, thematism, expressiveness, form, polyphony.

Симфоническая музыка по своему внутреннему содержанию является наиболее диалектичным жанром музыкального искусства. Зачастую именно в симфонических произведениях выдающихся композиторов прошлого и современности воплощаются их главные художественные замыслы. Сформировавшись на венской почве классический симфонизм получил в Европе поистине универсальное распространение... Идёт двухъярусный, двухступенчатый процесс формирования в различных странах национальных школ и конкретизация черт данной национальной стилистики в индивидуальном творчестве художника [1, с.8]. Художники обращались больше всего к античности - с её правильными пропорциями в архитектуре и стройными формами в музыке. Достаточно вспомнить симфонии Гайдна и Моцарта. С Бетховена начинается новый этап развития симфонии. Его симфоническое творчество с многообразностью тематизма, резкими сменами настроения, неожиданными драматическими решениями подготовил лирическую в целом симфонию следующего исторического периода. В эпоху романтизма в симфонических произведениях Шуберта, Шумана, Листа, Мендельсона, Берлиоза, Брамса получили отображение лирические чувства композитора, симфония становится «исповедью души», в ней развивается многоуровневый тематизм. А также симфония передаёт заложенную в её программности тот или иной смысл, некую сюжетную линию, драматическое развитие. Симфония романтиков получает колоссальное развитие в различных аспектах музыкального целого. Берлиоз с его «Фантастической», Лист с его «Прелюдами», Мендельсон в своих шотландской и итальянской симфониях претворяют более свободную трактовку классических музыкальных построений, и развивают программное содержание. У Брамса продолжается развиваться баховский контрапункт с его сложнейшими полифоническими проявлениями в оркестровке, бетховенский метод с активной мотивной работой, лиризм мелодических построений Шуберта и некоторые эмоциональные особенности музыки Шумана. Постромантический симфонизм ознаменован великолепными симфониями Малера, с свойственными его письму монументальностью, эпичностью музыкального изложения. Яркий пример - его вторая симфония написанная 1894 году, где форма симфонии разрастается до пятичастного цикла, с огромным количеством инструментов, и включением хорала в последней части. Гигантским циклам Малера французские композиторы - авангардисты Д. Мийо и А. Онеггер противопоставляют более лаконичные и небольшие творения в стиле неоклассицизма. Неоклассицизм и её ответвление необарокко представлены также творчеством И. Стравинского, П. Хиндемита. В поисках русского мелодизма в симфонической музыке С. Рахманинова находят продолжение принципы мелодического симфонизма великого Чайковского. Что проявляется в ярких тенденциях обращения к национальным, фольклорным истокам интонационности. У С. Прокофьева резкие тональные сдвиги, отражение необарочного, а также жесткого "индустриального" начала, претворение в музыкальном языке элементов архаичного фольклора,

Д. Шостакович создавший более десятка симфоний оказал огромное влияние (как и все вышеперчисленные композиторы) на симфоническую музыку многих композиторов различных стран. Его идеи гуманизма, противоборства светлого и темного начал, воспевание героизма простого, но в то же время сложного, честного человека с глубоким интеллектом и богатым внутренним миром нашли отклик в огромной слушательской аудитории. Его отношение к мелодии, гармонии, фактуре что также ярко и самобытно представлено в музыке русских романтиков претворились появлением целого пласта гармонии связянной с музыкальным языком величайших композиторов ХХвека (именные аккорды Рахманинова, Скрябина, Прокофьева, Шостаковича). Опыт истории - повсеместное распространение симфонии, её врастание в любую национальную среду позволяет предположить, что симфонизм не есть специфически национальное "изобретение", характерное для той национальной культуры на почве которой он зародился, а явление отражающее общие, объективные законы художественной психологии, музыкально-конструктивной логики, композиции [1, с. 8].

Симфоническая музыка Узбекистана в процессе становления профессиональной композиторской школы развивалась как, впрочем, и во многих республиках бывшего Союза опираясь на самобытную национальную музыку имеющую древние классические и фольклорные проявления. В своих сочинениях основатели узбекской композиторской школы применяли имеющийся богатейший ресурс, сохранившийся в устной традиции на протяжении веков в виде «Шашмакома», и фольклора. Первые опусы корифеев национальной композиторской школы, таких как В.Успенский, С. Василенко, А. Козловский и др. - связаны с музыкой симфонического жанра. Жанр симфонической музыки также представлен в концертной музыке композиторов Узбекистана. Данная область особенно интересна - так как затрагивает вопрос жанрового становления, с точки зрения воплощения локальных элементов музыкальной выразительности в партитуре того или иного художника. В этой связи надо отметить, что, будучи представителем такого региона как Узбекистан, с его глубинными историческими музыкально - художественными традициями, не отразить в своём творении хоть небольшую долю этой данности невозможно. Яркое сочетание элементов традиционного «маком»ного или фольклорного в музыкальном языке композиторов Узбекистана становится отправной точкой в их сочинениях. Прямое цитирование на уровне целого музыкального построения (песни, мелодии, наигрыша), или его отдельных фрагментов (предложения, фразы, мотива) - культивировалось в начальной стадии развития композиторского творчества. Но, с годами в музыкальном языке некоторых композиторов Узбекистана сложился принцип не цитирования определённого мелодико-ритмического рисунка, а воплощения сущности художественного образа на интонационном уровне. Прорастание интонационного ядра - который является по сути формообразующим элементом в музыке «Шашмаком»а, весьма схож с таким же примерно методом разрастания музыкальной формы в профессиональной композиторской технике. Музыкальная мысль во многих барочных композициях развивающаяся по принципу «ядро с развёртыванием» - является ярким примером принципа «прорастания» интонационной ячейки. Схожесть в деталях изложения музыкального материала в двух различных пластах музыки Востока и Запада указывает на общность категорий 1МТ - зарождение музыкальной мысли - ядро (звук, мотив, интонационная ячейка), её развитие и угасание - что в конечном итоге создаёт общее, сложное, многоуровневое течение музыкального произведения.

В настоящее время формообразование и жанровая основа значительно суживается, симфония уступает место более камерному, компактному изложению музыкального замысла. Идея синтеза «запад-восток» является основополагающим изначально в музыке композиторов республики. (Понятно, что в основе синтеза лежит интонационный пласт традиционной и фольклорной монодической музыки, а также сам феномен творческого процесса композиции музыкального произведения - средства многоголосной музыки

- гармония, полифония, инструментовка). Музыкальное мышление в котором синтезируются элементы тематического развёртывания, музыкального повествования характерные для запада и востока является определяющим в построении симфонических произведений Ф. Янов-Яновского. К примеру, в его 'ТаЪи1а -4" для флейты и девяти инструментов эта черта, завуалированно, проявляется с первых тактов. Секундовая интонация у одинокой флейты, главное интонационное ядро всей музыки 'ТаЬи1а - 4". Данная интонация, как признавался сам автор, ничто иное как секундовый ход в начале макома «Сегох» из цикла «Шашмаком». Но, в музыке макома «Сегох» секундовый ход воспринимается как начальная интонационная ячейка в контексте данного макома. Она имеет свою образно-смысловую нагрузку, и её развитие дальнейшее происходит по законам узбекского монодического склада, где каждый этап музыкального целого подчиняется своим канонам. И вообще, секундовые ходы - как некое ядро, весьма часто встречаются и в других макомах, также их можно встретить и в произведениях некоторых композиторов Узбекистана [3, с. 101]. Автор воплотил в камерной музыке, написанной для инструментов изначально европейского происхождения вечную восточную поэзию одиночества. Развитие и прорастание интонационного ядра осуществляется контрапунктическими средствами у струнных. Активная мотивная работа проводится в различных сочетаниях небольшого камерного состава инструментов. Полифоническая фактура насыщена остинатностью ритмического рисунка, что создаёт напряженный драматизм изложения. Повторность ритмо

- формулы происходит и в дальнейшем наслоении аккордовой фактуры. В этой связи нужно подчеркнуть, что опора на единый ритмический остов - главная черта узбекских макомов. На протяжении определенной части «Шашмакома», будь она инструментальная или вокальная, музыкальную основу изложения определяет единый «усуль» - ритмическая формула, и единая ладовая структура (которая по мере

разрастания музыкального изложения может «модулировать», создавая новые ладоинтонационные образования). 'ТаЬи1а - 4" написана как одночастный концерт, где автор претворил жанровые новшества, введённые им впервые в концертные сочинения. Название (Фабула-ред), при всей его условности, помогает выделить в сочинении не только собственно концертную линию, но и ассоциативную, программную, связанную с воплощением контура скрытого музыкально-образного действия [2, с. 106]. В этом отношении 'ТаЬи1а" Ф. Янов-Яновского (к настоящему времени им написано 8 'ТаЬи1а") выступают как новый жанр, вбирающий в себя эстетику драматизма симфонического жанра (в данном случае - концерта), и сложные переплетения жанрового и образно-тематического содержания задуманного художником.

Список литературы /References

1. Янов-Яновская Н.С. Узбекская симфоническая музыка. Ташкент, 1979.

2. Абдуллаева Э. Феликс Янов-Яновский. Монография. Ташкент, 2015.

3. Раджабова М. О стилевых особенностях симфонических произведений композиторов Узбекистана // Проблемы современной науки и образования, 2020. № 3(148).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.