СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ "CONCERTO GROSSO № 1" Ф. ЯНОВ-
ЯНОВСКОГО Раджабова М.А.
Раджабова Машхура Анваровна - свободный соискатель PhD, старший преподаватель,
кафедра теории музыки, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье кратко описывается творчество наиболее яркого, обладающего неповторимым творческим стилем композитора Узбекистана - Ф. Янов-Яновского. Особенное внимание уделяется его симфоническим произведениям. Акцентируются жанровые процессы, анализируется отражение идеи художника в современных средствах музыкальной выразительности,
Ключевые слова: композитор, концерт, жанр, трансформация, содержание, тема, синтез, контрапункт, развитие.
ABOUT GENRE TRENDS IN CONCERTO GROSSO F. YANOV-YANOVSKY
Rajabova M.A.
Rajabova Mashkhura Anvarovna - free PhD Candidate, Senior Lecturer, DEPARTMENT OF THEORY OF MUSIC, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article briefly describes the work of the brightest, possessing a unique creative style of the composer of Uzbekistan - F. Yanov-Yanovsky. Special attention is paid to his symphonic works. Genre processes are emphasized, the reflection of the artist's idea in modern means of musical expression is analyzed.
Keywords: composer, concert, genre, transformation, content, theme, synthesis, counterpoint, development.
Исторический период который в последние шесть лет переживает Узбекистан, скрывает глубинные процессы обновления в общественно-политической и культурной жизни республики. Изменения происходят во всех сферах жизнедеятельности современного гражданина нашей страны. И в такое активное, бурное время социального созидания особенно значимым становится сохранение и развитие имеющихся крепких духовных и культурных традиций. Важно анализировать процесс становления и развития композиторского творчества Узбекистана. В данном ракурсе изучение более полувековой творческой деятельности выдающегося композитора Узбекистана Феликса Янов-Яновского становится актуальной задачей. Его произведения отличаются своею безукоризненностью, высоким художественным содержанием и глубоко философским смыслом.
В наши дни музыкальное творчество во многом становится несколько концептуальным, чрезмерно упрощённым, или порой натуралистичным. Творчество Феликса Янов-Яновского - сохраняет в себе незыблемые основы мышления вдумчивого художника-творца - философское размышление, эмоциональную колористику, психологическую тонкость. Он придерживается сложившихся канонических устоев композиторской мысли - опору на полифоническое разнообразие, многообразную звуковую палитру, мастерское использование оркестровки. Также он обращается и к современным средствам композиторской техники. Его произведения отличает тонкое знание национальной музыки Узбекистана в её традиционно классическом (макомы) и фольклорном проявлениях. Его вокально-инструментальная музыка характерна бережным, благоговейным отношением автора к слову. Примечательны в этом отношении вокальные циклы на стихотворные сочинения Гарсиа Лорки, Р. Фархади, японских поэтов.
Ф.М. Янов-Яновский сочиняет множество произведений в симфоническом жанре. Среди них есть интересные опусы, где композитор каждый раз новаторски разрабатывает основы определённого жанра. К примеру Концерт для Оркестра (1973) - сама идея коллективного концерта с приравниванием каждого участника оркестра к солирующему и в тот же момент поддерживающему коллективное исполнение, создаёт интересное сочетание средств музыкальной выразительности. Слушатель готов воспринимать инструментальный концерт как некое воплощение идеи соревнования или согласия между одним солистом и целого коллектива исполнителей. Но его восприятие трансформируется от игры целого оркестра - как единого исполнителя. Жанровая транспозиция концерта в данном произведении явно прочитывается. Оркестровая фактура развита в полифоническом складе, полифонизирована в группировках оркестра в сложных контрапунктах. Композитор соединяет жанровые стороны "Concerto grosso" с элементами узбекской музыкальной стилистики. Произведение состоит из пяти частей. Каждую часть исполняет определённая группа инструментов оркестра. Крайние части - весь оркестр. Три средние разделены между струнными, духовыми и ударными. Такого решения мы не находим ни в одном сочинении, относящемся к
концертной или концертно-симфонической линии в музыке ХХ века (и не только). Так что без преувеличения назовём его замысел не только оригинальным, но - уникальным [2, c. 89]!
Обращение композитора к жанру "Concerto grosso" и выбор им методов воплощения художественной идеи старинного концерта заслуживает отдельного рассмотрения этого вопроса. Первый подобный опыт реализовался в СопсеАо grosso №1для струнного квартета и камерного оркестра (1968). В дальнейшем маэстро создал Сопсейо grosso № 2 (Простой концерт, 1989) для скрипки, альта, виолончели и струнных, Сопсейо grosso № 3 (2006) для альта, контрабаса и струнных, Сопсейо grosso № 4 (2009) для маримбы, чембало и струнных. Следует отметить его особенный интерес к жанру концерта, вследствии чего им за прошедшие годы были созданы множество других жанровых преобразований концерта. Таковыми являются его Концертино для фортепиано с оркестром - где наиболее ярко проявился лирико-элегический образный мир композитора. Портфолио автора дополняет ещё одно Концертино, но уже для скрипки с оркестром. Ф.Янов-Яновский также создаёт привычные традиционные концерты для солирующего инструмента и оркестра. Одним из новаторских решений жанровых преобразований концерта явились его "Fabulа". На сегодняшний день в творческом портфеле композитора заняли место восемь "Fabulа". Зарождение данного жанра во многом отвечает тенденциям информационного века, где информация, особенно художественная, больше опирается на краткость, афористичность, метафоричность, ёмкость и самое главное сжатость. Но в то же время в его "Fabulа" сохраняется основополагающая роль сопоставления соло и оркестра. Композитору удалось здесь главное: показать большие творческие возможности нового вида. Базирующаяся на концертной специфике «Фабула» непредсказуема по содержанию и форме - у каждой из них свой эмоционально-образный мир, что во многом определяется спецификой солирующего инструмента, особенностями звукоизвлечения. Все "Fabulа" различаются не только по «номенклатуре» солистов, но и по составу сопровождения - от большого оркестра в "Fabute -1" до ансамбля из семи низких струнных в "Fabute -6". (Стоит отметить, что среди солистов есть голос - концерт для этого «инструмента» - большая редкость) [3, c. 6].
Яркий тематизм Concerto grosso №1 проявился в самой теме вступления, что и явилось первым импульсом ко всему музыкальному изложению. Она предельно ясная с чётким метро-ритмическим делением определяет главный императив сочинения. Далее, тема излагаемая с первых тактов захватывает внимание слушателя своей размеренной архитектоникой, есть в её характере монументальная сила. И она написана как додекафонная серия. Тематизм вступлениия содержит в себе основные интонационные элементы проявляющимся в дальнейшем изложении музыкального повествования. Первая часть строится на главном принципе концертной формы эпохи барокко, где определяющим является "...чередование ритурнеля (главной темы), неоднократно возвращающегося и транспонируемого, с эпизодами, основанных на новых мелодических темах, фигурационном материале или мотивной разработке главной темы" [1, c. 275]. В партии солирущего квартета струнных новая тема является вариацией главной, но уже в её звучании проявляется более тонкий, драматичный, несколько танцевальный, и грациозный характер. Квартовые спуски, полутоновые ходы, октавные скачки вверх - всё это создаёт динамичную линию мелодического рисунка. Склад фактуры вполне отвечает общему неоклассическому характеру произведения. Соло скрипки на фоне сопровождения оркестра ровным, но уже диминуированным ритмическим движением, создаёт интересную динамику в оркестровой фактуре. Форма изложения темы у квартета характерна классическому строению - метрический восьмитакт. В ритмическом плане ямбическая, так как вступает в партии скрипки с затакта, интонационное строение - многофазное. Её начальное проведение - тянущееся звучание "си", переходящее полутоновым нисходящим движением со взлётом на октаву в конце фазы, создаёт импульс тематического движения в партии скрипки. Дальнейший контрапункт с альтом создаёт динамику изложения свойственную именно полифоническим построениям. Острая динамика содержащаяся в самой теме, и двухголосное каноническое проведение её на фоне оживлённого сопровождения создаёт яркую образность стремительного но в то же время сдержанного, размеренного движения. По своему составу оркестр вторит оркестрам барочного типа, где основополагающее значение играют именно струнные инструменты. Именно в подборе инструментов оркестрового состава сказывается ведущая линия неоклассичности замысла автора.
"Concerto grosso" № 1 было завершено Ф. Янов-Яновским в 1968 году. Тогда в творчестве композиторов республик бывшего Союза проявился интерес к неоклассицизму, что отразилось в обращении авторов к музыкальным формам далёкого прошлого. Сочинение было исполнено в Ташкенте 20 марта 1973 года камерным оркестром Литвы под управлением Саулюса Сондецкиса. Двойное назавание концерта -"Concerto grosso" и «Музыка для струнных» - неслучайно. Автор, с одной стороны, отражает стилевые черты большого необарочного концерта с чередованием группы солистов и оркестра, с опорой на трёхчастность, на характерные признаки тематизма, претворяет своеобразные формы классической музыки (рондо, сонатная форма, Basso ostinato). В то же время название «Музыка для струнных», которое по признанию автора было дано произведению под влиянием «Музыки для струнных» А. Тубина, расширяет жанровые ориентиры, а также свидетельствует о стремлении к усложнению образного содержания1.
Жанровые транспозиции в творчестве композитора Ф. Янов-Яновского - проявились в значительном количестве его произведений, написанных для различных инструментов, в применении в устоявшихся оркестровых составах новых, непривычных звуковых сочетаний, в мастерской инструментовке, в
1 Э. Абдуллаева. Ф. Янов-Яновский. Монография. Ташкент, 2015.
необычной трактовке формы - что является непременной составляющей композиторского творчества и стремления к новаторству в целом.
Список литературы /References
1. Холопова В.Н. "Формы музыкальных произведений". С-Пб., 2002.
2. Абдуллаева Э. Ф. Янов-Яновский. Монография. Ташкент, 2015.
3. Янов-Яновская Н.С. ""Фабула" и "Сюжет" в их проекции на музыку". Традиция и современность в музыкальном искусстве.Сборник материалов республиканской научно-практической конференции Ташкент. "Мусика", 2018.