Научная статья на тему 'СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ “CONCERTO GROSSO № 1” Ф. ЯНОВ-ЯНОВСКОГО'

СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ “CONCERTO GROSSO № 1” Ф. ЯНОВ-ЯНОВСКОГО Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
53
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
композитор / концерт / жанр / трансформация / содержание / тема / синтез / контрапункт / развитие. / composer / concert / genre / transformation / content / theme / synthesis / counterpoint / development.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Раджабова Машхура Анваровна

в статье кратко описывается творчество наиболее яркого, обладающего неповторимым творческим стилем композитора Узбекистана – Ф. Янов-Яновского. Особенное внимание уделяется его симфоническим произведениям. Акцентируются жанровые процессы, анализируется отражение идеи художника в современных средствах музыкальной выразительности,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT GENRE TRENDS IN CONCERTO GROSSO F. YANOV-YANOVSKY

the article briefly describes the work of the brightest, possessing a unique creative style of the composer of Uzbekistan – F.Yanov-Yanovsky. Special attention is paid to his symphonic works. Genre processes are emphasized, the reflection of the artist's idea in modern means of musical expression is analyzed.

Текст научной работы на тему «СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ “CONCERTO GROSSO № 1” Ф. ЯНОВ-ЯНОВСКОГО»

СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ "CONCERTO GROSSO № 1" Ф. ЯНОВ-

ЯНОВСКОГО Раджабова М.А.

Раджабова Машхура Анваровна - свободный соискатель PhD, старший преподаватель,

кафедра теории музыки, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье кратко описывается творчество наиболее яркого, обладающего неповторимым творческим стилем композитора Узбекистана - Ф. Янов-Яновского. Особенное внимание уделяется его симфоническим произведениям. Акцентируются жанровые процессы, анализируется отражение идеи художника в современных средствах музыкальной выразительности,

Ключевые слова: композитор, концерт, жанр, трансформация, содержание, тема, синтез, контрапункт, развитие.

ABOUT GENRE TRENDS IN CONCERTO GROSSO F. YANOV-YANOVSKY

Rajabova M.A.

Rajabova Mashkhura Anvarovna - free PhD Candidate, Senior Lecturer, DEPARTMENT OF THEORY OF MUSIC, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article briefly describes the work of the brightest, possessing a unique creative style of the composer of Uzbekistan - F. Yanov-Yanovsky. Special attention is paid to his symphonic works. Genre processes are emphasized, the reflection of the artist's idea in modern means of musical expression is analyzed.

Keywords: composer, concert, genre, transformation, content, theme, synthesis, counterpoint, development.

Исторический период который в последние шесть лет переживает Узбекистан, скрывает глубинные процессы обновления в общественно-политической и культурной жизни республики. Изменения происходят во всех сферах жизнедеятельности современного гражданина нашей страны. И в такое активное, бурное время социального созидания особенно значимым становится сохранение и развитие имеющихся крепких духовных и культурных традиций. Важно анализировать процесс становления и развития композиторского творчества Узбекистана. В данном ракурсе изучение более полувековой творческой деятельности выдающегося композитора Узбекистана Феликса Янов-Яновского становится актуальной задачей. Его произведения отличаются своею безукоризненностью, высоким художественным содержанием и глубоко философским смыслом.

В наши дни музыкальное творчество во многом становится несколько концептуальным, чрезмерно упрощённым, или порой натуралистичным. Творчество Феликса Янов-Яновского - сохраняет в себе незыблемые основы мышления вдумчивого художника-творца - философское размышление, эмоциональную колористику, психологическую тонкость. Он придерживается сложившихся канонических устоев композиторской мысли - опору на полифоническое разнообразие, многообразную звуковую палитру, мастерское использование оркестровки. Также он обращается и к современным средствам композиторской техники. Его произведения отличает тонкое знание национальной музыки Узбекистана в её традиционно классическом (макомы) и фольклорном проявлениях. Его вокально-инструментальная музыка характерна бережным, благоговейным отношением автора к слову. Примечательны в этом отношении вокальные циклы на стихотворные сочинения Гарсиа Лорки, Р. Фархади, японских поэтов.

Ф.М. Янов-Яновский сочиняет множество произведений в симфоническом жанре. Среди них есть интересные опусы, где композитор каждый раз новаторски разрабатывает основы определённого жанра. К примеру Концерт для Оркестра (1973) - сама идея коллективного концерта с приравниванием каждого участника оркестра к солирующему и в тот же момент поддерживающему коллективное исполнение, создаёт интересное сочетание средств музыкальной выразительности. Слушатель готов воспринимать инструментальный концерт как некое воплощение идеи соревнования или согласия между одним солистом и целого коллектива исполнителей. Но его восприятие трансформируется от игры целого оркестра - как единого исполнителя. Жанровая транспозиция концерта в данном произведении явно прочитывается. Оркестровая фактура развита в полифоническом складе, полифонизирована в группировках оркестра в сложных контрапунктах. Композитор соединяет жанровые стороны "Concerto grosso" с элементами узбекской музыкальной стилистики. Произведение состоит из пяти частей. Каждую часть исполняет определённая группа инструментов оркестра. Крайние части - весь оркестр. Три средние разделены между струнными, духовыми и ударными. Такого решения мы не находим ни в одном сочинении, относящемся к

концертной или концертно-симфонической линии в музыке ХХ века (и не только). Так что без преувеличения назовём его замысел не только оригинальным, но - уникальным [2, c. 89]!

Обращение композитора к жанру "Concerto grosso" и выбор им методов воплощения художественной идеи старинного концерта заслуживает отдельного рассмотрения этого вопроса. Первый подобный опыт реализовался в СопсеАо grosso №1для струнного квартета и камерного оркестра (1968). В дальнейшем маэстро создал Сопсейо grosso № 2 (Простой концерт, 1989) для скрипки, альта, виолончели и струнных, Сопсейо grosso № 3 (2006) для альта, контрабаса и струнных, Сопсейо grosso № 4 (2009) для маримбы, чембало и струнных. Следует отметить его особенный интерес к жанру концерта, вследствии чего им за прошедшие годы были созданы множество других жанровых преобразований концерта. Таковыми являются его Концертино для фортепиано с оркестром - где наиболее ярко проявился лирико-элегический образный мир композитора. Портфолио автора дополняет ещё одно Концертино, но уже для скрипки с оркестром. Ф.Янов-Яновский также создаёт привычные традиционные концерты для солирующего инструмента и оркестра. Одним из новаторских решений жанровых преобразований концерта явились его "Fabulа". На сегодняшний день в творческом портфеле композитора заняли место восемь "Fabulа". Зарождение данного жанра во многом отвечает тенденциям информационного века, где информация, особенно художественная, больше опирается на краткость, афористичность, метафоричность, ёмкость и самое главное сжатость. Но в то же время в его "Fabulа" сохраняется основополагающая роль сопоставления соло и оркестра. Композитору удалось здесь главное: показать большие творческие возможности нового вида. Базирующаяся на концертной специфике «Фабула» непредсказуема по содержанию и форме - у каждой из них свой эмоционально-образный мир, что во многом определяется спецификой солирующего инструмента, особенностями звукоизвлечения. Все "Fabulа" различаются не только по «номенклатуре» солистов, но и по составу сопровождения - от большого оркестра в "Fabute -1" до ансамбля из семи низких струнных в "Fabute -6". (Стоит отметить, что среди солистов есть голос - концерт для этого «инструмента» - большая редкость) [3, c. 6].

Яркий тематизм Concerto grosso №1 проявился в самой теме вступления, что и явилось первым импульсом ко всему музыкальному изложению. Она предельно ясная с чётким метро-ритмическим делением определяет главный императив сочинения. Далее, тема излагаемая с первых тактов захватывает внимание слушателя своей размеренной архитектоникой, есть в её характере монументальная сила. И она написана как додекафонная серия. Тематизм вступлениия содержит в себе основные интонационные элементы проявляющимся в дальнейшем изложении музыкального повествования. Первая часть строится на главном принципе концертной формы эпохи барокко, где определяющим является "...чередование ритурнеля (главной темы), неоднократно возвращающегося и транспонируемого, с эпизодами, основанных на новых мелодических темах, фигурационном материале или мотивной разработке главной темы" [1, c. 275]. В партии солирущего квартета струнных новая тема является вариацией главной, но уже в её звучании проявляется более тонкий, драматичный, несколько танцевальный, и грациозный характер. Квартовые спуски, полутоновые ходы, октавные скачки вверх - всё это создаёт динамичную линию мелодического рисунка. Склад фактуры вполне отвечает общему неоклассическому характеру произведения. Соло скрипки на фоне сопровождения оркестра ровным, но уже диминуированным ритмическим движением, создаёт интересную динамику в оркестровой фактуре. Форма изложения темы у квартета характерна классическому строению - метрический восьмитакт. В ритмическом плане ямбическая, так как вступает в партии скрипки с затакта, интонационное строение - многофазное. Её начальное проведение - тянущееся звучание "си", переходящее полутоновым нисходящим движением со взлётом на октаву в конце фазы, создаёт импульс тематического движения в партии скрипки. Дальнейший контрапункт с альтом создаёт динамику изложения свойственную именно полифоническим построениям. Острая динамика содержащаяся в самой теме, и двухголосное каноническое проведение её на фоне оживлённого сопровождения создаёт яркую образность стремительного но в то же время сдержанного, размеренного движения. По своему составу оркестр вторит оркестрам барочного типа, где основополагающее значение играют именно струнные инструменты. Именно в подборе инструментов оркестрового состава сказывается ведущая линия неоклассичности замысла автора.

"Concerto grosso" № 1 было завершено Ф. Янов-Яновским в 1968 году. Тогда в творчестве композиторов республик бывшего Союза проявился интерес к неоклассицизму, что отразилось в обращении авторов к музыкальным формам далёкого прошлого. Сочинение было исполнено в Ташкенте 20 марта 1973 года камерным оркестром Литвы под управлением Саулюса Сондецкиса. Двойное назавание концерта -"Concerto grosso" и «Музыка для струнных» - неслучайно. Автор, с одной стороны, отражает стилевые черты большого необарочного концерта с чередованием группы солистов и оркестра, с опорой на трёхчастность, на характерные признаки тематизма, претворяет своеобразные формы классической музыки (рондо, сонатная форма, Basso ostinato). В то же время название «Музыка для струнных», которое по признанию автора было дано произведению под влиянием «Музыки для струнных» А. Тубина, расширяет жанровые ориентиры, а также свидетельствует о стремлении к усложнению образного содержания1.

Жанровые транспозиции в творчестве композитора Ф. Янов-Яновского - проявились в значительном количестве его произведений, написанных для различных инструментов, в применении в устоявшихся оркестровых составах новых, непривычных звуковых сочетаний, в мастерской инструментовке, в

1 Э. Абдуллаева. Ф. Янов-Яновский. Монография. Ташкент, 2015.

необычной трактовке формы - что является непременной составляющей композиторского творчества и стремления к новаторству в целом.

Список литературы /References

1. Холопова В.Н. "Формы музыкальных произведений". С-Пб., 2002.

2. Абдуллаева Э. Ф. Янов-Яновский. Монография. Ташкент, 2015.

3. Янов-Яновская Н.С. ""Фабула" и "Сюжет" в их проекции на музыку". Традиция и современность в музыкальном искусстве.Сборник материалов республиканской научно-практической конференции Ташкент. "Мусика", 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.