О СТИЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЯХ СИМФОНИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА Раджабова М.А. Email: [email protected]
Раджабова Машхура Анваровна - старший преподаватель, кафедра теории музыки, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается использование С. Юдаковым наиболее характерных средств музыкальной выразительности в двух симфонических произведениях: "Поэма -рапсодия" и "Фестивальная увертюра". Черты музыкального языка С. Юдакова, который отразил в своеобразном восточном колорите симфонические традиции европейского композиторского мышления, во многом традиционны для той эпохи. Развитие музыкального материала в "Поэме - рапсодии " в самом начале выводит на первый план ритмическую, и мелодическую составляющую, а также интонационность. В отношении формообразования композитор следует принципу контрастности, что отображается в общей трёхчастности "Поэмы - рапсодии " и "Фестивальной увертюры ".
Ключевые слова: музыка, симфония, оркестр, форма, композитор, стиль, традиция, мышление, произведение, звучание.
ON THE STYLE FEATURES OF THE SYMPHONIC WORKS OF COMPOSERS OF UZBEKISTAN Rajabova MA.
Rajabova Mashkhura Anvarovna - Senior Lecturer, THEORY OF MUSIC DEPARTMENT, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article discusses the use of S. Yudakov's most characteristic means of musical expression in two symphonic works: "Rhapsody Poem" and "Festival Overture". The features of the musical language of S. Yudakov, which reflected in a kind of Oriental flavor symphonic traditions of European composer's thinking are largely traditional for that era. The development of musical material in the "Rhapsody Poem" in the beginning brings to the fore the rhythmic and melodic component, as well as intonation. With regard to form formation, the composer follows the principle of contrast, which is reflected in the General three-part "Rhapsody Poem" and "Festival Overture ". Keywords: music, symphony, orchestra, form, composer, style, tradition, thinking, work, sound.
УДК 078
Композиторское творчество Узбекистана возникшее в ХХ веке и бурно развивающееся в течении нескольких десятилетий вобрало в себя проявление различных музыкальных стилей свойственных как национальной узбекской музыке (прежде всего традиционной классической, а также фольклора; музыкальных культур других национальностей), так и значительные особенности мировой музыкальной культуры.
Среди композиторов 20 века Узбекистана имя Сулеймана Юдакова ассоциируется прежде всего с мощным прорывом в области оперного искусства. Его комическая опера "Проделки Майсары" является первым и пожалуй, единственным огромным успехом в жанре национальной оперы. Данную работу по значимости можно сравнить с комическими операми Моцарта (Свадьба Фигаро) и Россини (Женитьба Фигаро), с операми Верди (Риголетто, Аида). Композитор оставил значительное количество произведений и в других жанрах музыкального искусства. Так, можно отметить его многочисленные романсы и песни, симфонические и хоровые произведения.
В диалоге с мощной европейской традицией восточное искусство оказалось достойным партнером: оно представило богатство собственных художественных форм, что позволяет отчетливо ощутить органику процесса. И если узбекская культура открывает для себя «чужое слово» оперы, симфонии, то и опера, симфония открывают для себя «чужое слово» восточной традиции, обнаруживая в себе самих, в связи с этим, новые грани и возможности [1, 47].
В данной статье будут рассматриваться использование композитором наиболее характерных средств музыкальной выразительности в двух симфонических произведениях:
"Поэма - рапсодия" и "Фестивальная увертюра". Черты музыкального языка С. Юдакова, который отразил в своеобразном восточном колорите симфонические традиции европейского композиторского мышления, во многом традиционны для той эпохи.. Изначально рассмотрим тематическое изложение и развитие музыкального материала в "Поэме - рапсодии". С самого начала на первый план выходит ритмическая сторона, мелодия и сама интонационность. То есть, интонационное зерно положенное в основу музыкального развития появляется в начале произведения, и постепенно прорастая принимает облик "тревожного предчувствия"...
1#с » » ^) ^-
Щ——1—!—1- 4-1— ...-= 4-1—
У д ' Г Г = Г -г 1 11
Г У г ^ О йр
Следует отметить, что мелодии созданные композитором не являются цитатами. Они оригинальны, пронизаны восточным темпераментом и изысканностью. Особый интерес вызывает его гармонический язык, где преобладающим является применение понятия тональность и народные лады в одновременности.
В гармоническом языке композитор использует традиционные гармонические средства музыкального развития - секвенции, модуляции, сопоставления тональностей. Вместе с этим он широко применяет народные лады - миксолидийский, дорийский, фригийский. И в этом симбиозе ладовых и гармонических сторон Европы и Востока рождается удивительно самобытная музыка, ярко характеризующая ту историческую эпоху нашей страны.
В отношении формообразования композитор следует принципу контрастности, что отображается в общей трёхчастности "Поэмы - рапсодии" и "Фестивальной увертюры". Трёхчастность, как универсальная форма (по В.Н.Холоповой ) наиболее ёмко вобрало в себя художественный замысел композитора как в "Поэме - рапсодии" так и в "Фестивальной увертюре".
Контрастная трёхчастность в "Поэме - рапсодии" осуществлена путём тематического развития и изменения общей эмоциональной атмосферы внутри произведения. В самом начале музыкального изложения слушательское внимание привлекает бодрая и жизнерадостная, танцевального характера мелодия у альтов. Однако в тени этой моторной темы у духовых на звучности "р", с затакта незаметно проходит элемент с восходящей секундой, который станет в дальнейшем "ядром" основной трагической темы, что заранее определяет общую эмоциональную направленность произведения, от жизнерадостного к трагическому. В активном процессе тематического развития проявляются свойственные стилю композитора, его музыкальному языку мелодические, интонационные, ритмические, ладо-гармонические, а также фактурные особенности.
Превоначальное изложение и дальнейшее развитие основного "ядра" темы - секундовой интонации в "Фестивальной увертюре" является "толчком" для прорастания всей музыкальной ткани произведения. Иначе говоря секундовая ячейка в дальнейшем опевании различными интервалами структурирует мелодию в изменённом повторении, чем обуславливается тематическое варьирование. При этом принцип повторности (с расширением диапазона вверх или вниз) имеет важное значение.
»* ШЁ ШI гиг т I ЛИ Ш г
шш
шшш
В "Фестивальной увертюре"формирование темы осуществляется путём дальнейшего прорастания секундовой (танцевальной) интонации, что в итоге образует части увертюры. Секундовые ходы двух типов во вступлении, имеют активное развитие и обогащаются в ладовом и ритмическом отношении также как и в "Поэме - рапсодии". Если эта скундовость в одном случае (Поэме - рапсодии) связано с трагической образностью, то в другом случае (Фестивальная увертюра) данная интонационная ячейка характеризуется акцентностью на ладовую опору, и представляет жизнерадостную танцевальность.
Развитие интонационных корней в каждом произведении осуществляется по разному (соответственно художественному замыслу композитора). В "Фестивальной увертюре" - это последовательное интонационно - ритмическое, ладовое обогащение одной тематической основы. Серединные части в каждом произведении являются центром лирических образов. В "Поэме - рапсодии" строение лирической темы полностью контрастирует с основной. В "Фестивальной увертюре" контраст с серединой проявляется в активном развитии темы первой части. В этой связи в "Поэме - рапсодии" контраст более глубокий, а в "Фестивальной увертюре" почти не ощутим.
Сулейман Юдаков впитавший фундаментальные знания московской композиторской школы одновременно являлся знатоком узбекской, таджикской и иранской музыки. В рассмотренных двух симфонических произведениях он смог удачно синтезировать устои классической гармонии с характерными мелодико-ладовыми особенностями восточной мелодики в свойственной для той исторической эпохе стилю композиторского письма -совмещения тональности с народно-ладовыми элементами.
В "Поэме - рапсодии" изменение тональности а для этого использование модуляции-сопоставления имеет важное эмоциональное значение. Начавшись в светлом ре-мажоре, изложение музыкального материала при тематическом развитии и подготовки "трагической" темы, перетекает в более тёмный и мрачный до-минор. В этом композитор не отступает от принятых канонов классической гармонии.
В музыкальном развёртывании и в процессах формообразования этих симфонических произведений активно проявляется принцип "IMT", описанный Б. Асафьевым [2, 53]. В "Фестивальной увертюре", где в тематическом отношении развивается одна интонационная ячейка, наложение одного завершения на новый толчок в моментах цезуры обеспечивает зарождение и развитие кульминационных волн. В "Поэме-рапсодии" принцип "толчка" обуславливается внезапным вторжением (sforzando) в процесс развития, что проявляется ещё более активным развитием трагической темы на другом, более сложном уровне.
Музыкальный язык Сулеймана Юдакова богат гармоническим, ладовым, ритмическим, мелодико-интонационным своеобразием. Как отмечалось выше основой этому является симбиоз европейского и восточного начал в музыкальном письме творца с восточными корнями. Именно эта особенность дало композитору право создавать свои, оригинальные мелодии, интонационно родственные мелодическим оборотам локального происхождения. В
заключение хотелось отметить, что Сулейман Юдаков был одним из первых симфонистов узбекской композиторской школы. Его симфонизм проявился в рассмотренных выше "Поэме -рапсодии" как "симфоническая драма", а в "Фестивальной увертюре" представляет собой "монотематический симфонизм".
Список литературы / References
1. Янов-Яновская Н.С. Творчество композиторов Узбекистана в аспекте теории интертекста // Узбекская музыка на стыке столетий (XX-XXI вв.): тенденции, проблемы. Т., 2008.
2. АсафьевБ.В. "Музыкальная форма как процесс". Ленинград, 1963.
ПЕРВЫЕ ШАГИ ОБУЧЕНИЯ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОМУ ИСКУССТВУ В УЗБЕКИСТАНЕ Назарьян А.А. Email: [email protected]
Назарьян Арсен Ашотович - старший преподаватель, кафедра эстрадного инструментального исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана. г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: у истоков стояли: заведующий цирковым отделением Николай Иванович Локиза, композиторы Владимир Ефимович Мелов, Евгений Петрович Живаев. С 1984 года начали преподавать на инструментальном отделе композитор Валерий Ибрагимович Сапаров, где преподавал по классу фортепиано и ансамбля, по классу гитары - Юрий Середа, по классу ударных инструментов - Иван Димов, по классу кларнета и саксофона - Юрий Исаков, а с 1998 года продолжили преподавать класс кларнета и саксофона молодые педагоги Арсен Назарьян, Руслан Чир-Чир. Композитор и пианист Валерий Сапаров писал и аранжирововал произведения для эстрадных ансамблей, исполнение которых имело успех на концертах в колледже и за его пределами.
Ключевые слова: джаз, эстрада, исполнитель, концерт, саксофон, класс, композитор, искусство, ансамбль.
THE FIRST STEPS IN TEACHING POP-JAZZ ART IN UZBEKISTAN
Nazaryan AA.
Nazaryan Arsen Ashotovich - Senior Lecturer, DEPARTMENT VARIETY INSTRUMENTAL PERFORMANCE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: а1 the source were the head of the circus department Nikolai Ivanovich Lokiza, composers Vladimir Efimovich Melov, Evgeny Petrovich Zhivaev. Since 1984, composer Valery Ibragimovich Saparov began teaching at the instrumental department, where he taught piano and ensemble, guitar Yuri Sereda, percussion Ivan Dimov, clarinet and saxophone Yuri Isakov, and from 1998 continued to teach clarinet and saxophone young teachers Arsen Nazaryan, Ruslan Chir-Chir. Composer and pianist Valery Saparov wrote and arranged works for pop ensembles whose performances were successful at concerts in college and beyond.
Keywords: jazz, pop, performer, concert, saxophone, class, composer, art, ensemble.
УДК 078
В.Сапаров и С.Сапарова являются авторами учебного пособия для эстрадных ансамблей, что дало быстрое и качественное развитие в эстрадно-джазовом направлении. Эстрадно-джазовое направление также развивалось в музыкальном училище им. Хамзы, где по классу кларнета и саксофона преподавал Юнус Гульзаров. В 1996 году в Государственной консерватории Узбекистана была открыта кафедра «Эстрадного инструментального