Конечно, зрителю больше нравились комедии, нежели серьезные спектакли. Но это вовсе не означало, что зрителю ближе и понятны легкие комедии, нежели драмы и трагедии. Если в этих серьезных произведениях показывались сцены из реальной жизни, поднимались современные проблемы, то они смотрели с удовольствием. К примеру, спектакль «Отцеубийца» М. Бехбуди и «Свадьба» Н. Кудратилло воспринимались ими восторженно.
Таким образом, в начале ХХ века благодаря огромной работе просветителей-джадидов была положена основа создания узбекского театра европейского типа, который в дальнейшем своем развитии глубоко освоил опыт мирового театра, опираясь в то же время на национальные традиции.
Список литературы / References
1. Рахманов М. Узбекский театр. Т., 1981. 270 с.
2. Ризаев Ш. Жадид драмаси. Т., 1997. 4 с.
3. Туляходжаева М. Режиссура узбекского драматического театра (тенденции развития и современные проблемы). Т., 1995. 3 с.
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ НАВЫКИ ИГРЫ НА САКСОФОНЕ Назарьян А.А. Email: Nazariyan17133@scientifictext.ru
Назарьян Арсен Ашотович - старший преподаватель, кафедра эстрадного инструментального исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: одна из основных задач - познакомить студента с широкими возможностями исполнения на саксофоне произведений композиторов Узбекистана. Тщательное изучение музыкального материала расширит кругозор студента и даст навыки исполнения узбекской музыки в эстрадном стиле.
Целью является подготовка саксофониста широкого профиля для деятельности в профессиональном эстрадном ансамбле или оркестре. Эстрадная специализация требует от преподавателя и студента решения целого ряда сложных педагогических задач в процессе обучения на данном инструменте. Знакомясь с лучшими образцами классической, эстрадной и джазовой музыки, студент совершенствует свой эстетический вкус, правильно формируется его художественное мышление. Это возможно лишь при условии, с одной стороны, овладения профессиональными навыками, приемами исполнения, с другой - решения задач воспитательных. Поэтому от педагога, являющегося основным воспитателем и руководителем студента, требуется высокое профессиональное мастерство, творческая устремленность.
Ключевые слова: эстрада, джаз, саксофон, исполнение, прием игры, профессионал, творчество, музыка.
PERFORMANCE SKILLS OF THE PLAY ON SAXOPHONE
Nazariyan A.A.
Nazariyan Arsen Ashotovich - Senior teacher, DEPARTMENT VARIETY INSTRUMENTAL PERFORMANCE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: оne of the primary tasks to introduce the student with broad possibility of the performance on saxophone of the product composer Uzbekistan. The Close examination of the music material, will increase the outlook of the student and will give the skills of the performance of the uzbek music in vaudeville stiletto.
The purpose is preparation саксофониста broad profile for activity in professional vaudeville ensemble or orchestra. Vaudeville specialization requires from teacher and student of the decision integer row of the complex pedagogical problems in process of the education on given instrument. Acquaintance with the best sample classical, vaudeville and jazz music, student improves its aesthetic taste, it is correct is formed his(its) artistic thinking. This possible only at condition, on the one hand, masterings professional skill, receiving the performance, with other - a decisions of the problems воспитательных. So from teacher, being main воспитателем and leader of the student, is required high professional skill, creative устремленность.
Keywords: bandstand, jazz, saxophone, performance, receiving the play, professional, creative activity, music.
УДК 078
Важным фактором личности педагога является целостность его натуры. «Важнейшее проявление целостности - выбор личностью главной линии своего поведения, определение возможностей и такого рода деятельности, в котором она наиболее ярко может себя проявить. Целостная личность выражает себя в стремлении к творчеству и художественному самовыражению» [1, 32]. Обучение специфическим особенностям эстрадного исполнительства складывается из практического овладения стилями эстрадной музыки.
Существенной чертой эстрадной музыки является её импровизационная природа и поэтому музыкант эстрадного ансамбля или оркестра обязан уметь художественно видоизменять музькальный материал в рамках определенного стиля. Из этого следует ещё одна педагогическая задача, развитие творческих способностей и творческой самостоятельности студента, воспитание художественного вкуса, который проявляется в чувстве формы, логичной фразеровке, штриховой культуре, точном следовании особенностям стиля.
Планирование учебной работы и глубоко продуманный выбор репертуара являются важнейшими факторами, способствующими правильной организации учебного процесса и успешному всестороннему развитию музыкально -исполнительских данных студента. Нынешняя ситуация в нашей современной жизни такова, что основными условиями являются стремительные темпы развития, расширение информационного пространства, освоение которого требует умения реагировать на происходящие изменения и учитывать данные условия вносить определенные коррективы в учебный процесс.
Успеваемость студента во многом зависит от целесообразно составленного индивидуального плана и от того, в какой мере полно, своевременно и высоко по качеству он осуществляется. При составлении индивидуального плана педагог должен стремиться к всестороннему развитию профессионально - исполнительских данных студента, к охвату всех разделов репертуара, указанного в программе, имея в виду необходимость уяснения студентами особенностей исполнения сочинений различных стилей. В репертуар студента следует включать произведения, различные по содержанию, форме, стилю и фактуре. Одной из важнейших задач работы в специальном классе следует считать развитие навыков самостоятельной работы над произведением, умения на основе внимательного и вдумчивого изучения нотного текста создавать и реализовывать свой исполнительский замысел. В числе профессионально значимых качеств личности педагога-музыканта следует особо подчеркнуть умение и способность проникать во внутренний мир студента, адекватно воспринимать их чувства и мысли в момент восприятия музыки. Психология
восприятия представляет собой одну из центральных проблем музыкального воспитания студента. «Восприятие, - характеризует Р. Кадыров, - это наиболее полное отражение в нашем сознании окружающего мира, воздействующего на нас через органы чувств» [2, 22].
Большое значение для расширения кругозора студента и для его будущей деятельности имеют систематические занятия по разбору и чтению нот с листа. Успешное развитие этих навыков возможно лишь на основе серьёзной и разносторонней - музыкально воспитательной работы.
Общий подъем джазового саксофонного исполнительства не останавливается, он идет по пути продолжения и развития прекрасных традиций, накопленных уже не одним поколением саксофонистов различных стран и континентов. В целом джаз сыграл положительную роль в судьбе саксофона - намного обогатил технический и выразительный арсенал инструмента, одновременно разграничил саксофонистов на исполнителей академического и джазового направления.
Можно отметить то, что стереотипы академической музыки в области формы, жанра, языка, звука, эстрада диктовала свои правила. Особенно в выборе средств выразительности, способов звукоизвлечения, манеры пения. При этом усиливалась роль ритма, тембра, открытого эмоционального посыла. Делалась ставка на стирание дистанции между сценой и залом, реакция которого, порой столь горячая, во многом определяла дальнейшее существование того или иного стиля, произведения, исполнителя [3, 98].
Как известно, академическое и эстрадное исполнение имеют свои тонкие нюансы исполнения. Они непосредственно связаны с исполнительским толкованием. Для того чтобы передать национальный колорит музыки, исполнитель должен владеть высшим мастерством. Эстрадные произведения значительны с точки зрения профессионализма и многообразия. Во время исполнения произведений, нужно тщательно изучить жанровые особенности выбранного произведения. Исходя, из этого наставник-учитель должен учитывать максимальные возможности своего ученика. Для каждого произведения необходимо дать определенную характеристику о музыкальном произведении, о его стиле; также ряд методических рекомендаций - как использовать возможности саксофона при исполнении, на что нужно обращать внимание.
Развитие различных исполнительских школ и пособий игры на саксофоне все еще продолжается. Далеко не исчерпаны выразительные ресурсы инструмента, которые еще бесконечно долго и творчески будут раскрываться композиторами. Все это - плодотворные перспективы для будущего прогресса саксофона. Современный саксофон - это инструмент, который ярко выделяется среди других духовых инструментов своим красивым, гибким и певучим звучанием, а также броской элегантной формой. Именно красочная звуковая палитра, разнообразие приемов звукоизвлечения будят фантазию композиторов, притягивают его к активному применению в различных сферах современного музыкального искусства. Саксофон - инструмент универсальный, а значит, саксофонист может быть универсальным исполнителем.
Список литературы /References
1. Арчажникова Л. Профессия - учитель музыки. М., 1984.
2. Кадыров Р. Музыкальная психология. Т., 2014.
3. Яфасова Э. Пространство массовых жанров // Узбекская музыка на стыке столетий
(XX-XXI вв.): тенденции, проблемы.