Научная статья на тему 'О некоторых особенностях проведения прокурорских проверок соблюдения прав несовершеннолетних органами военной прокуратуры'

О некоторых особенностях проведения прокурорских проверок соблюдения прав несовершеннолетних органами военной прокуратуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
19
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
военная прокуратура РФ / методика прокурорских проверок / прокурорский надзор / эффективность прокурорского надзора / соблюдение прав несовершеннолетних / образовательные учреждения / лицензирование / пожарная безопасность / the military prosecutor’s office of the Russian Federation / the methodology of prosecutor’s inspections / prosecutor’s supervision / the effectiveness of prosecutor’s supervision / observance of the rights of minors / educational institutions / licensing / fire safety

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Якушева С.Е.

на сегодняшний день деятельность органов военной прокуратуры исследована недостаточно. В представленной статье автор попытался проанализировать особенности проведения прокурорских проверок органов военной прокуратуры в рамках реализации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи. В основу статьи положены многочисленные примеры из практических материалов органов военной прокуратуры, наглядно иллюстрирующие эффективность применяемых военными прокурорами средств прокурорского реагирования. Автором вносятся предложения по совершенствованию надзора в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On some features of prosecutor's inspections of the observance of the rights of minors by the military prosecutor's office

to date, the activities of the military prosecutor’s office have not been sufficiently investigated. Therefore, in the article presented, the author tried to analyze the peculiarities of conducting prosecutor’s inspections of the military prosecutor’s office as part of the implementation of prosecutor’s supervision of the implementation of laws on minors and youth. The article is based on numerous examples from practical materials of the military prosecutor’s office, clearly illustrating the effectiveness of the means of prosecutor’s response used by military prosecutors. The author makes proposals to improve supervision in this direction

Текст научной работы на тему «О некоторых особенностях проведения прокурорских проверок соблюдения прав несовершеннолетних органами военной прокуратуры»

С. Е. Якушева,

кандидат юридических наук, доцент кафедры прокурорского надзора и криминологии Саратовской государственной юридической академии

S. E. Yakusheva,

Candidate of Law, Associate Professor, Department of Prosecutor's Supervision and Criminology of the Saratov State Law Academy don800@rambler.ru

DOI: 10.24412/1608-8794-2023-4-338-345

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОКУРОРСКИХ ПРОВЕРОК СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОРГАНАМИ ВОЕННОЙ ПРОКУРАТУРЫ

Аннотация: на сегодняшний день деятельность органов военной прокуратуры исследована недостаточно. В представленной статье автор попытался проанализи-ЭС ровать особенности проведения прокурорских проверок органов военной прокуратуры § в рамках реализации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершенно-

летних и молодежи.

§

С

338

В основу статьи положены многочисленные примеры из практических мате-oS риалов органов военной прокуратуры, наглядно иллюстрирующие эффективность Oq применяемых военными прокурорами средств прокурорского реагирования. Автором 2 вносятся предложения по совершенствованию надзора в данном направлении. г*

Ключевые слова: военная прокуратура РФ, методика прокурорских проверок, ^ прокурорский надзор, эффективность прокурорского надзора, соблюдение прав 2 несовершеннолетних, образовательные учреждения, лицензирование, пожарная ¡5 безопасность.

I ,

С ON SOME FEATURES OF PROSECUTOR'S INSPECTIONS

OF THE OBSERVANCE OF THE RIGHTS OF MINORS g BY THE MILITARY PROSECUTOR'S OFFICE

^ Abstract: to date, the activities of the military prosecutor's office have not been

sufficiently investigated. Therefore, in the article presented, the author tried to analyze the peculiarities of conducting prosecutor's inspections of the military prosecutor's office as part of the implementation ofprosecutor's supervision of the implementation of laws on minors and youth.

çy The article is based on numerous examples from practical materials of the military

O prosecutor's office, clearly illustrating the effectiveness of the means of prosecutor's response used by military prosecutors. The author makes proposals to improve supervision in this direction.

Keywords: the military prosecutor's office of the Russian Federation, the methodology of prosecutor's inspections, prosecutor's supervision, the effectiveness of prosecutor's supervision, observance of the rights of minors, educational institutions, licensing, fire safety.

Военная прокуратура, будучи неотъемлемой частью прокуратуры РФ, выполняет функции, которые присущи всей системе данных органов, но осуществляет надзор в особых специализированных объектах - в воинских частях и учреждениях Министерства обороны РФ, а также в других войсках, воинских формированиях и органах. Принципиальным отличием деятельности военной прокуратуры является ее независимость от командования воинских частей, что законодательно предусматривает реализацию широкого круга полномочий, предоставленных военным прокурорам для решения вопросов по выявлению и устранению нарушений закона в войсках.

Основная цель деятельности военной прокуратуры состоит в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, „ защите прав и свобод военнослужащих, являющихся отдельной особой категорией граждан РФ, а также в защите охраняемых законом ь ^ интересов общества и государства. Особое место в реализации над- | § зорной функции отводится такой важнейшей ее отрасли, как надзор за О§3 соблюдением прав и свобод человека и гражданина, где приоритетным § направлением является надзор за соблюдением прав и свобод несо- § о вершеннолетних и молодежи. | §>

Проблема эффективности такого надзора во многом обусловлена | О знаниями прокурорских работников законодательства, складываю- § 3 щейся правоприменительной практикой и полнотой информации | ' о допущенных нарушениях. Первостепенными задачами надзора .о 5! являются предупреждение нарушений прав детей, причинения им | ® вреда и профилактика преступлений среди подростков. | *

Надзор военной прокуратуры в данном направлении в целом § 1

Ф

аналогичен надзору территориальных органов прокураты, поскольку § О осуществляется в соответствии с положениями Приказа Генеральной О' | прокуратуры РФ от 13 декабря 2021 г. № 744 «Об организации про- | О курорского надзора за исполнением законодательства о несовершен- "§ § нолетних, соблюдением их прав и законных интересов» [1], за ис- ^ 1 ключением определенной специфики.

Говоря о специфике надзорной деятельности в рассматриваемом 339 направлении, следует начать с того, что специфичными являются уже п поднадзорные органы, к числу которых относятся: ^

■ ведомственные общеобразовательные организации со специ- ^ альными наименованиями «президентское кадетское училище», § «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское 01 училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус», «кадетский (морской кадетский) корпус», «казачий кадетский корпус» и профессиональные образовательные организации со специальным

наименованием «военно-музыкальное училище» (далее - кадетские и суворовские (нахимовские) училища);

■ ведомственные - общеобразовательные школы и дошкольные образовательные учреждения (в том числе зарегистрированные в качестве дошкольных образовательных учреждений, а также группы по присмотру и уходу за детьми, содержащиеся за счет штатной численности воинских частей и не имеющие лицензии на право осуществления образовательной деятельности; далее - образовательные учреждения);

■ ведомственные санаторно-курортные организации.

По состоянию на конец февраля 2022 г. в ведении поднадзорных органам военной прокуратуры федеральных органов исполнительной власти находились 32 кадетских и суворовских (нахимовских) училища, 96 детских садов и 33 общеобразовательные школы военных „о ведомств, в которых в целом по стране обучались более 33,4 тыс. го детей [2, с. 7-8].

Указанные поднадзорные объекты должны находиться под особым № вниманием органов прокуратуры, поскольку многие из них предус-§ матривают не периодическое, а круглосуточное пребывание детей. § Исходя из практики военной прокуратуры, на сегодняшний день 2 наиболее типичными нарушениями закона, выявляемыми органами прокуратуры при осуществлении надзора за соблюдением прав несо-— вершеннолетних в образовательных учреждениях, являются: § 1. Несоблюдение лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности.

По состоянию на февраль 2022 г. в рамках действующей структуры Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов дошкольное образование осуществляется в 96 детских садах о штатной вместимостью 10,8 тыс. мест, в которых обучаются свыше ^ 9,6 тыс. детей. При этом в ведении Минобороны России находится С 85 детских садов, которые посещают более 8,9 тыс. детей. Из них мероприятия по регистрации в качестве юридического лица в форме 340 федерального государственного казенного дошкольного образователь-^ ного учреждения или его структурного подразделения и оформлению СЧ лицензии, что позволяет осуществлять образовательную деятельность, ® выполнены - только в 29 (4,5 тыс.) из них. Остальные такого статуса ^ не имеют, при этом одни действуют в качестве групп по присмотру и уходу за детьми, а другие являются юридическими лицами без лицензии, ввиду чего дошкольное образование не предоставляют.

Как правило, получению лицензии препятствуют ненадлежащее техническое состояние зданий и помещений детских садов, необходи-

I

С

мость их капитального ремонта, отсутствие правоустанавливающих документов, в том числе закрепляющих право пользования земельными участками, а также неурегулированность правового статуса отдельных дошкольных учреждений (отсутствие регистрации в качестве юридического лица или его филиала). Выявление и устранение данных нарушений путем использования средств прокурорского реагирования имеет важнейшее значение.

При проведении прокурорских проверок в данном направлении следует уделять особое внимание вопросам соответствия учебного плана нормативным требованиям, соблюдения порядка допуска лиц к занятию педагогической деятельностью и порядка проведения аттестации педагогических работников. „

т г °

Как показывает практика, нередко выявляются нарушения зако- ^

нодательства при издании локальных нормативных правовых актов, ь ^

в том числе о порядке приема, перевода и отчисления обучающихся, | § организации работы комиссии по урегулированию споров между |

участниками образовательных отношений. " 1

О3

В ходе проведения проверки органами военной прокуратуры о о в ФГКОУ «Московское президентское кадетское училище имени | §> МА. Шолохова войск национальной гвардии Российской Федерации», | О в нарушение требований ч. 2 ст. 61 Федерального закона № 273-Ф3, § 3 предусматривающей основания для досрочного прекращения обра- £ О зовательных отношений, с родителями 40 детей заключены типовые .о 5 договоры, предоставляющие руководству училища право самостоя- | £ тельно (без согласия родителей) отчислять воспитанников, в том числе £ * не достигших возраста пятнадцати лет. Договоры в рамках реализации § || принятых прокуратурой гарнизона мер реагирования приведены в со- | О ответствие с требованиями законодательства [3]. О'£

В ФГКОУ «Казанское суворовское военное училище», ФГКОУ | О «Тульское суворовское военное училище», ФГКОУ «Петрозаводское "§ § президентское кадетское училище» Минобороны России выявлены 1 "§ нарушения, обусловленные приемом на работу ряда педагогов, не имеющих высшего, среднего или дополнительного профессионального 341 образования по направлению подготовки «образование и педагогика». п Указанные нарушения были устранены только по итогам рассмотрения ^ внесенных органами военной прокуратуры представлений прокурора. ^

В одной из образовательных организаций не разработаны ло- | кальные нормативные акты, регламентирующие вопросы управления данной организацией, особенностей образовательного процесса, порядка оценки и учета достижений обучающихся (детский сад «Золотая рыбка» при ФГКОУ «Средняя общеобразовательная школа

№ 14» по месту дислокации 7-й военной базы Вооруженных Сил РФ в Республике Абхазия).

Весьма наглядным, на наш взгляд, является пример выявления нарушений закона в деятельности ФГКОУ «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации» (г. Санкт-Петербург). Органами прокуратуры установлен факт непринятия приемной комиссией названного училища решения о переносе на резервные время или день кандидату Д. вступительных испытаний, во время дистанционного проведения которых произошел технический сбой, вследствие чего он лишился возможности участвовать в них.

Начальнику названного училища внесено представление. В отношении названного ФГКОУ возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 19.30 КоАП РФ - нарушение требований по ведению образовательной деятельности и организм зации образовательного процесса [4].

Отдельного внимания со стороны органов военной прокуратуры ^ требуют вопросы распределения недельной образовательной нагрузки § в зависимости от возраста обучающихся, соотношения объема обяза-® тельной и дополнительной форм образования, урочной и внеурочной С деятельности преподавателей.

^ Несмотря на то, что финансирование образовательных учреж-2 дений осуществляется на должном высоком уровне, прокурорским работникам следует обращать внимание на обеспечение учебниками и учебными пособиями по установленным нормам, в том числе при С выполнении образовательной программы на дому, а также на наличие ^ в образовательных организациях библиотек, в том числе цифровых § (электронных), их укомплектованность печатными и электронными ^ учебными изданиями. методическими и периодическими изданиями с; по всем входящим в реализуемые образовательные программы учебным предметам.

342 2. Несоблюдение требований пожарной безопасности образовательных учреждений. су Данное направление надзорной деятельности военной проку® ратуры регулируется весьма большим количеством нормативных правовых актов, основными из которых являются: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» [5], Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 [6] и др.

Особенность надзора в данном направлении также во многом обусловлена тем, что режим работы рассматриваемых поднадзорных органов предполагает круглосуточное пребывание в них воспитанников.

В ходе прокурорской проверки ФГКОУ «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» установлено, что в помещениях училища отсутствовало аварийное (эвакуационное) освещение. Электропровода и кабели эксплуатировались с видимыми повреждениями изоляции, светильники не были оборудованы защитными плафонами-рассеивателями. На путях эвакуации применены материалы с высокой степенью пожарной опасности. Коридоры длиной более 60 м не разделены противопожарными перегородками второго типа, двери не имели приспособлений о для самозакрывания. По результатам проверки начальнику училища внесено представление. В отношении виновных должностных лиц £ ^ возбуждено девять дел об административном правонарушении, пред- | § усмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной Ц | безопасности). В рамках реализации принятых мер реагирования £ 1

о 3

нарушения устранены, виновные привлечены к административной | о ответственности [7].

Полагаем, что в целях достижения наибольшей эффективности £ 1

прокурорского надзора в данном направлении вопросами, подлежа- § 3

щими выяснению, должны быть следующие: назначение специальным £ о

3 ||

приказом лиц, ответственных за противопожарное состояние зданий .о 5 и сооружений, эксплуатацию электрохозяйства и молниезащитных £ £ устройств, создание пожарно-технических комиссий, нештатных £ * пожарных расчетов и постов, прохождение ими обучения по пожарно- 11

Ф

техническому минимуму и наличие соответствующих удостоверений; | О определение перечня наиболее пожароопасных зданий и сооружений, О' £ их ежедневная проверка лицами из состава нештатного пожарного ^ О расчета при сдаче под охрану; наличие программы проведения "§ § противопожарных инструктажей и обучения мерам пожарной без- 11 опасности, журналов первичного и повторного противопожарного инструктажа, наблюдательного дела «Противопожарная защита», 343 деклараций пожарной безопасности зданий, фактическое выполне- п ние предусмотренных названными ведомственными документами ^ мероприятий; выполнение плана противопожарной охраны на те- ^ кущий год; проведение ежеквартальных практических тренировок §| по эвакуации лиц, работающих в учреждении; полнота отражения в соответствующих актах пожарно-технической комиссии результатов ежеквартальных проверок, фактического устранения выявленных нарушений; работоспособность систем автоматической пожарной

сигнализации, оповещения и управления эвакуацией, наличие исполнительной документации на них; проведение огнезащитной обработки деревянных конструкций на путях эвакуации; соблюдение периодичности замера сопротивления изоляции осветительной и потребительной электросети (с составлением протоколов испытаний и технических отчетов), установленной Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными Приказом Минэнерго России от 22 января 2003 г. № 4145; наличие и состояние эвакуационных выходов, молниезащитных устройств; обеспеченность и содержание средств пожаротушения, источников противопожарного водоснабжения, систем и установок противопожарной защиты; оснащение (при наличии круглосуточного пребывания детей) автономными резервными источниками электроснабжения систем противопожарной защиты. „о При проведении надзорных мероприятий следует учитывать специфические особенности организации противопожарных мероприятий в местах нахождения несовершеннолетних. На объектах с круглосуточным пребыванием детей руководитель образовательного учреждения должен организовать суточные дежурства обслуживающего персонала, обеспечить каждого дежурного исправным ручным 2 электрическим фонарем, средством индивидуальной защиты органов ^ дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара. — К типичным нарушениям закона, выявляемым военными проку-§ рорами при проведении проверок в образовательных учреждениях, ^ относящихся к Министерству обороны РФ, также следует причислить: § несоответствие нормам законодательства вещевого обеспечения вос-^ питанников кадетских и суворовских (нахимовских) училищ, требований по организации питания детей, санитарных норм и правил о в местах приготовления (хранения) продуктов и приема пищи, при ^ организации перевозки детей. Кроме этого, особое внимание следует С уделять соблюдению прав воспитанников на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом.

^ Анализ выявленных нарушений закона свидетельствует о полосу жительном опыте органов военной прокуратуры, но при этом не ис-® ключает необходимости усиления прокурорского надзора в данном * направлении.

344

Список литературы:

1. Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интере-

сов : Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 13 декабря 2021 г. № 744 // Законность. - 2022. - № 2. - С. 66-72.

2. Организация надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних в органах военной прокуратуры : методические рекомендации от 25 февраля 2023 г. // Документ из личного архива автора.

3. Из архивных материалов 51-й военной прокуратуры гарнизона // Документ из личного архива автора.

4. Из архивных материалов 50-й военной прокуратуры гарнизона - войсковая часть 77932 // Документ из личного архива автора.

5. О пожарной безопасности : федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ (в ред. от 10 июля 2023 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации.

- 1994. - № 35, ст. 3649; 2023. - № 29, ст. 5305.

6. Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 о (в ред. от 24 октября 2022 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации.

- 2020. - № 39, ст. 6056; 2022. - № 44, ст. 7567. 5

7. Из архивных материалов военной прокуратуры Ульяновского гарни- £ £ зона // Документ из личного архива автора. * |

1 1

Ю о £1

3

о | |

(О о

о о> |£

£ О §3

® ю

3 ||

н

Ю О |

? 0 о

31

ш о

и

345

о

Т |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.