Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО ДЕЛАМ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ'

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО ДЕЛАМ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
органы прокуратуры / мораторий на проведение проверок / административная ответственность / экологические правонарушения / обязательные требования / меры обеспечения / осмотр территории / лабораторные исследования / prosecutorial authorities / moratorium on inspections / administrative liability / environmental offenses / mandatory requirements / security measures / inspection of the territory / laboratory tests

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коршунова Екатерина Александровна

С марта 2022 года на территории Российской Федерации действуют нормы, ограничивающие проведение контрольных (надзорных) мероприятий, а также введен запрет на проведение ряда плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Тогда как привлечение к административной ответственности возможно по результатам проведения таких мероприятий. Отражены особенности проведения проверочных мероприятий органами прокуратуры с привлечением специалистов контрольных (надзорных) органов, а также особенности привлечения к административной ответственности по делам об экологических правонарушениях. Затронуты вопросы действий контрольных (надзорных) органов при непосредственном выявлении административных правонарушений. Применение на практике мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, сложности и особенности, возникающие при производстве по делам об административных правонарушениях в экологической сфере. По делам об экологических правонарушениях предусмотрены особенности проведения личного досмотра, досмотра вещей, досмотра транспортных средств, осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, изъятие вещей и документов. Необходимость проведения лабораторных исследований компонентов окружающей среды испытательными лабораториями (центрами), аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, по утвержденным методикам (методам) измерений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Коршунова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE OF BRINGING TO ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY IN CASES OF ENVIRONMENTAL OFFENSE

Since March 2022, on the territory of the Russian Federation there are norms limiting the conduct of control (supervisory) activities, and a ban has been introduced on a number of scheduled and unscheduled inspections of legal entities and individual entrepreneurs. However, bringing to administrative responsibility is possible based on the results of such events. The peculiarities of carrying out verification activities by the prosecutor's office with the involvement of specialists from control (supervisory) bodies, as well as the features of bringing to administrative responsibility in cases of environmental offenses are reflected. The issues of actions of control (supervisory) bodies at direct detection of administrative offenses are touched upon. Practical application of measures to ensure proceedings in cases of administrative offenses, difficulties and features that arise in proceedings in cases of administrative offenses in the environmental sphere are discussed. In cases of environmental violations, specific features are provided for conducting a personal search, search of things, search of vehicles, inspection of premises owned by a legal entity, territories, things and documents located there, seizure of things and documents. The need to conduct laboratory studies of environmental components by testing laboratories (centers) accredited in accordance with the legislation of the Russian Federation on accreditation in the national accreditation system, according to approved measurement techniques (methods), is noted.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО ДЕЛАМ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»

570

2024. Т. 34, вып. 3

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Дискуссии

УДК 342.9:502(049) Е.А. Коршунова

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО ДЕЛАМ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

С марта 2022 года на территории Российской Федерации действуют нормы, ограничивающие проведение контрольных (надзорных) мероприятий, а также введен запрет на проведение ряда плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Тогда как привлечение к административной ответственности возможно по результатам проведения таких мероприятий. Отражены особенности проведения проверочных мероприятий органами прокуратуры с привлечением специалистов контрольных (надзорных) органов, а также особенности привлечения к административной ответственности по делам об экологических правонарушениях. Затронуты вопросы действий контрольных (надзорных) органов при непосредственном выявлении административных правонарушений. Применение на практике мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, сложности и особенности, возникающие при производстве по делам об административных правонарушениях в экологической сфере. По делам об экологических правонарушениях предусмотрены особенности проведения личного досмотра, досмотра вещей, досмотра транспортных средств, осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, изъятие вещей и документов. Необходимость проведения лабораторных исследований компонентов окружающей среды испытательными лабораториями (центрами), аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, по утвержденным методикам (методам) измерений.

Ключевые слова: органы прокуратуры, мораторий на проведение проверок, административная ответственность, экологические правонарушения, обязательные требования, меры обеспечения, осмотр территории, лабораторные исследования.

DOI: 10.35634/2412-9593-2024-34-3-570-573

Привлечение к административной ответственности по делам об экологических правонарушениях всегда на практике вызывало множество вопросов. Причем сложности возникают как при привлечении к ответственности по статьям главы 8 КоАП РФ, так и при рассмотрении части дел главы 7 КоАП РФ, хоть и предусматривающей ответственность за нарушения в сфере охраны собственности, но при этом устанавливающей наказание за предоставление в пользование природных ресурсов, таких как земля, недра, вода, лес и другие.

В данном исследовании речь идет не о тех составах административных дел, которые предусматривают ответственность за непредставление документов, например статьей 8.5 КоАП РФ (сокрытие или искажение экологической информации), а о вопросах реального доказывания нарушений, связанных с загрязнением компонентов природной среды, причинением вреда окружающей среды, осуществлением деятельности с нарушением экологической документации.

В первую очередь, особенности составления протоколов и привлечения к ответственности связаны с изменениями, внесенными в статью 28.1 КоАП РФ Федеральными законами от 14.07.2022 № 290-ФЗ и от 29.12.2022 № 625-ФЗ, обязывающими возбуждать дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, в соответствии с требованиями Федеральных законов от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» или от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2024. Т. 34, вып. 3

Поскольку большая часть нарушений в области охраны окружающей среды в настоящее время составляют именно обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), то и органы государственного и регионального экологического контроля (надзора), земельного контроля (надзора), лесного контроля (надзора) подчинены требованиям частей 3.1, 3.2 статьи 28.1 КоАП РФ связаны обязательным условием возбуждения административных дел строго по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий.

При этом в настоящее время продолжает действовать постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 (ред. от 29.02.2024) «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», устанавливающее ограничения при проведении данных мероприятий, в связи с чем с 2022 года существенно снизилось количество административных дел, возбужденных и рассмотренных перечисленными органами контроля (надзора) в природоохранной сфере.

Данные ограничения зачастую вызывают негативные отзывы со стороны граждан, которые не понимают процедуру и порядок согласования проведения контрольных (надзорных) мероприятий с органами прокуратуры при наличии исключительных обстоятельств, прямо предусмотренных федеральным законодательством.

В связи с перечисленными изменениями у природоохранных органов контроля (надзора) практически исчезла практика возбуждения административных дел, и привлечения к административной ответственности лиц по подпункту 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ при непосредственном обнаружении должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Такие полномочия остались фактически только при патрулировании лесов в ходе лесной охраны, либо при непосредственном обнаружении незаконной охоты, незаконной рыбалки и иных подобных нарушений, совершенных неконтролируемыми лицами.

В связи с чем органам контроля (надзора) при отсутствии оснований для проведения контрольных (надзорных) мероприятий целесообразно составлять служебные документы, фиксирующие факт выявления нарушений, собирать возможный максимум информации без взаимодействия с контролируемыми лицами и направлять такие материалы в органы прокуратуры для решения вопроса о применении мер прокурорского реагирования.

Следующим проблемным моментом, возникающим при возбуждении административных дел в экологической сфере, являются вопросы применения на практике мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Эти проблемы связаны с несколькими причинами. Нельзя не отметить ежегодно снижающийся уровень знаний государственных инспекторов в области охраны окружающей среды, которые в полной мере не владеют всеми методиками проведения проверочных мероприятий, отбора проб и т. д. И конечно отдельным камнем преткновения становится сама процедура применения мер обеспечения.

Наиболее часто по делам об экологических правонарушениях применяются меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренные подпунктами 3, 4 частью 1 статьи 27.1 КоАП РФ личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, изъятие вещей и документов.

Например, частью 3 статьи 27.7 КоАП РФ закреплено, что личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых (часть 4 статьи 27.7 КоАП РФ).

Не всегда, а зачастую, наоборот, только в редких случаях охотничьи или лесные инспектора при встрече в лесу нарушителей и браконьеров имеют возможность соблюсти указанные условия, и у судов очень часто различаются понятия исключительных случаев, когда признают законным проведение личных досмотров без понятых того же пола.

При осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов, либо изъятии вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об

572

2024. Т. 34, вып. 3

Е.А. Коршунова

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

административном правонарушении в порядке статей 27.8, 27.10 КоАП РФ, также фиксируется ряд сложностей, которые в последующем могут быть признаны судами существенными нарушениями и повлечь признание доказательств недопустимыми и, как следствие, повлечь процедуру отмены вынесенных постановлений о назначении наказания.

Такие случаи возникают при проведении осмотров комплексов очистных сооружений, с которых осуществляются сбросы загрязняющих веществ в водные объекты или выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, а также при возникновении необходимости проведения отбора проб, образцов для последующего назначения экспертиз и проведения лабораторных исследований.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об охране окружающей среды», все исследования в сфере охраны окружающей среды должны проводиться испытательными лабораториями (центрами), аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, по утвержденным методикам (методам) измерений.

Отсутствие у лаборатории аккредитации на какой-либо из изымаемых в ходе административного расследования компонентов либо несоблюдение методики отбора проб, регулирующей даже температуру воздуха, при которой пробы могут отбираться, однозначно влекут признание судом последующих проведенных экспертиз недопустимыми доказательствами.

И конечно, в заключении нельзя не отметить свойства компонентов окружающей среды, особенно при загрязнении атмосферного воздуха, воды, которые вряд ли будут находиться строго на месте выброса или сброса и терпеливо ждать, пока государственные инспектора соблюдут все процессуальные моменты, уведомят всех заинтересованных лиц и приедут со специалистами для проведения административных процедур.

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 22.04.2024);

2. Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;

3. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024);

4. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024);

5. Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 (ред. от 29.02.2024) «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».

Поступила в редакцию 19.03.2024

Коршунова Екатерина Александровна,

заместитель Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора Прокуратура Удмуртской Республики 426057, Россия, г. Ижевск, ул. В. Сивкова, 94 E-mail: priroda@18.mailop.ru

E.A. Korshunova

PRACTICE OF BRINGING TO ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY IN CASES OF ENVIRONMENTAL OFFENSE

DOI: 10.35634/2412-9593-2024-34-3-570-573

Since March 2022, on the territory of the Russian Federation there are norms limiting the conduct of control (supervisory) activities, and a ban has been introduced on a number of scheduled and unscheduled inspections of legal entities and individual entrepreneurs. However, bringing to administrative responsibility is possible based on the results of such events. The peculiarities of carrying out verification activities by the prosecutor's office with the involvement of specialists from control (supervisory) bodies, as well as the features of bringing to administrative responsibility in cases of

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2024. Т. 34, вып. 3

environmental offenses are reflected. The issues of actions of control (supervisory) bodies at direct detection of administrative offenses are touched upon. Practical application of measures to ensure proceedings in cases of administrative offenses, difficulties and features that arise in proceedings in cases of administrative offenses in the environmental sphere are discussed. In cases of environmental violations, specific features are provided for conducting a personal search, search of things, search of vehicles, inspection of premises owned by a legal entity, territories, things and documents located there, seizure of things and documents. The need to conduct laboratory studies of environmental components by testing laboratories (centers) accredited in accordance with the legislation of the Russian Federation on accreditation in the national accreditation system, according to approved measurement techniques (methods), is noted.

Keywords: prosecutorial authorities, moratorium on inspections, administrative liability, environmental offenses, mandatory requirements, security measures, inspection of the territory, laboratory tests.

Поступила в редакцию 19.03.2024

Korshunova E.A., Deputy of the Udmurt Environmental Protection Agency, Interdistrict Prosecutor Prosecutor's Office of the Udmurt Republic, V. Sivkova st., 194, Izhevsk, Russia, 426057 E-mail: priroda@18.mailop.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.