Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ЮРИСДИКИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕТОДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА / КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЕ АКТЫ / ПРОТОКОЛ / CONSUMER MARKET / PUBLIC AUTHORITIES / YURISDIKIONNY ACTIVITY / METHODS OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION / OFFICIALS / CONTROL AND SUPERVISING ACTIVITY / LAW-ENFORCEMENT ACTS / PROTOCOL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Газиев Т.С.

В статье рассматриваются основные группы правоприменительных актов в сфере юрисдикционной деятельности органов внутренних дел. Проанализированы механизмы вынесения правоприменительных актов при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий в целях выявления различных правонарушений в сфере потребительского рынка. Выявлено, что в целях обеспечения законности в юрисдикционной, а также контрольно-надзорной деятельности органов внутренних дел целесообразно дополнить КоАП РФ приложением, где следует предусмотреть типовые бланки процессуальных документов, которые составляются в ходе осуществления производства по делам об административных правонарушениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Газиев Т.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF METHODS OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF JURISDICTIONAL ACTIVITY OF FEDERAL EXECUTIVE AUTHORITIES IN THE TAX SPHERE OF THE CONSUMER MARKET

In article the main groups of law-enforcement acts in the sphere of jurisdictional activity of law-enforcement bodies are considered. Mechanisms of pronouncement of law-enforcement acts at implementation of control and supervising actions for identification of various offenses in the sphere of the consumer market are analysed. It is revealed that for law enforcement in jurisdictional and also control and supervising activity of law-enforcement bodies it is expedient to supplement the Code of the Russian Federation on Administrative Offences with the application where it is necessary to provide standard forms of procedural documents which are formed during implementation of production on cases of administrative offenses.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА»

УДК 342

Газиев Т. С. студент 3 курса магистратуры научный руководитель: Параскевов И.Ф.,

доцент

«РЭУ им. Г.В. Плеханова» филиал в г. Пятигорске Россия, г. Пятигорск СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА Аннотация. В статье рассматриваются основные группы правоприменительных актов в сфере юрисдикционной деятельности органов внутренних дел. Проанализированы механизмы вынесения правоприменительных актов при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий в целях выявления различных правонарушений в сфере потребительского рынка. Выявлено, что в целях обеспечения законности в юрисдикционной, а также контрольно-надзорной деятельности органов внутренних дел целесообразно дополнить КоАП РФ приложением, где следует предусмотреть типовые бланки процессуальных документов, которые составляются в ходе осуществления производства по делам об административных правонарушениях.

Ключевые слова: потребительский рынок, органы государственной власти, юрисдикионная деятельности, методы административно-правового регулирования, должностные лица, контрольно-надзорная деятельность, правоприменительные акты, протокол.

Gaziyev T.S.

3nd year student of magistracy The Pyatigorsk branch of the Plekhanov Russian University of Economics

Russia, Pyatigorsk Scientific аdviser: Paraskevov I.F. Candidate of Economic Sciences, assistant professor The Pyatigorsk branch of the Plekhanov Russian University of Economics

Russia, Pyatigorsk IMPROVEMENT OF METHODS OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF JURISDICTIONAL ACTIVITY OF FEDERAL EXECUTIVE AUTHORITIES IN THE TAX SPHERE OF THE

CONSUMER MARKET Abstract. In article the main groups of law-enforcement acts in the sphere of jurisdictional activity of law-enforcement bodies are considered. Mechanisms of pronouncement of law-enforcement acts at implementation of control and supervising actions for identification of various offenses in the sphere of the

consumer market are analysed. It is revealed that for law enforcement in jurisdictional and also control and supervising activity of law-enforcement bodies it is expedient to supplement the Code of the Russian Federation on Administrative Offences with the application where it is necessary to provide standard forms of procedural documents which are formed during implementation ofproduction on cases of administrative offenses.

Keywords: consumer market, public authorities, yurisdikionny activity, methods of administrative and legal regulation, officials, control and supervising activity, law-enforcement acts, protocol.

Поспешные шаги реформирования экономики государства и изменения принципов государственно-правового регулирования отношений, складывающихся в процессе осуществления хозяйственной деятельности на потребительском рынке, некоторым образом повлияли на криминализацию стратегически важной для страны сферы экономики. В этой связи совершенствование методов административно-правового регулирования юрисдикционной деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере предупреждения и пресечения правонарушений на потребительском рынке как средство индивидуализации прав, обязанностей и мер юридической ответственности становится востребованным.

В юрисдикционной деятельности органов внутренних дел можно выделить следующие группы правоприменительных актов:

- по предмету регулирования акты применения норм административного права подразделяются на акты, реализующие материальные и процессуальные нормы. Для предупреждения и пресечения правонарушений в сфере потребительского рынка, необходима реализация материальных и процессуальных норм КоАП РФ;

- по функциональному признаку акты применения норм административного права подразделяются на акты процессуального и юрисдикционного характера. В ходе производства по делу об административном правонарушении в сфере потребительского рынка составляется большое количество процессуальных документов. На основании актов применения права происходит индивидуализация юридической ответственности. Акт реализации юридической ответственности - это официальное решение по конкретному делу, осуждающее правонарушителя, индивидуализирующее права и обязанности сторон правоотношения и содержащее государственно-властное веление о применении мер юридической ответственности, направленное на индивидуальное регулирование общественного отношения 164.

Регламентирующие акты - наиболее распространенный вид официальной документации, способной подтверждать наличие

164 Лучков В.В. Акты применения юридической ответственности // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. Тольятти, 2005. С. 12.

принадлежащих физическому или юридическому лицу прав, упорядочивать процедуру их реализации. Чаще всего такие акты выносятся при организации общественных отношений в сфере потребительского рынка.

Разрешительные акты в сфере потребительского рынка принимаются в процессе реализации физическими или юридическими лицами своих прав. Следует иметь в виду, что разрешительный порядок использования прав относится не ко всем, а лишь к некоторым специальным правам, которые требуют повышенного социального контроля для обеспечения общественной и личной безопасности граждан. Эти акты строго индивидуальны и содержат юридические решения о предоставлении хозяйствующему субъекту искомого им права. Например, разрешение на право осуществления торговой деятельности определенными товарами или в определенных местах.

Регистрационные акты удостоверяют и устанавливают фактические и юридические явления, сопутствующие реализации физическими и юридическими лицами своих прав в сфере потребительского рынка. Такие акты применяются при отсутствии каких-либо негативных обстоятельств, препятствующих использованию индивидуальными предпринимателями, а также юридическими лицами своих прав.

Удостоверяющие акты, или акты о признании, которыми официально закрепляется определенное состояние. Такие акты носят стабильный и долговременный характер и нередко влекут за собой юридические последствия не только для субъекта осуществляющего, в частности, торговую деятельность, но и государственного органа, призванного обеспечить реализацию того или иного права.

Предписывающие (директивные) акты предназначены для корректировки и уточнения путей и способов реализации определенных прав в сфере потребительского рынка. С их помощью органы внутренних дел воздействуют на волю и сознание людей, чем обеспечивают безопасную реализацию прав граждан в сфере потребительского рынка, предотвращают предполагаемые негативные факторы.

Запрещающие акты связаны с совершением индивидуальными предпринимателем или юридическим лицом правонарушений в сфере потребительского рынка.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что акт применения нормы административного права является объективированным выражением административно-юрисдикционной деятельности органа внутренних дел или конкретного должностного лица по применению предписаний КоАП РФ, в котором фиксируются соответствующие данные по разрешаемому делу об административном правонарушении.

Важным актом применения норм административного права в юрисдикционной деятельности органов исполнительной власти является протокол «... в науке административного права протокол зачастую рассматривается как основное доказательство по делу об административном

правонарушении» 165.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении могут быть вынесены следующие акты применения: постановление о назначении административного наказания; постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Составление должностным лицом органа административной юрисдикции протокола, например, о доставлении, административном задержании, возбуждении дела об административном правонарушении, необходимо рассматривать в виде акта применения. Решение по жалобе, например, судьи или должностного лица органа внутренних дел, на постановление по делу об административном правонарушении, а также протест прокурора на такое же постановление следует тоже рассматривать как акт применения в исследуемой сфере деятельности.

В протоколе об административном правонарушении, постановлении о назначении административного наказания, постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении должны соответственно указываться обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность и др. Если в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют указания на обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, это может служить основанием для отмены принятого по делу решения.

В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий должностные лица органов внутренних дел выявляют различные правонарушения в сфере потребительского рынка. Для того чтобы контрольные мероприятия носили легитимный характер, не нарушали права хозяйствующих субъектов необходимо вынесение целого ряда правоприменительных актов 166.

Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)» 167 определяет, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

165 Никулина О.В. Акт об административном правонарушении как доказательство по делам об административных правонарушениях в сфере потребительского рынка // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2018. № 1-2. С. 17.

166 Сущинская С.И. К вопросу об административно-правовом регулировании управления в сфере торговли и услуг // Вестник Московского университета МВД России. 2015. №6. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/k-voprosu-ob-administrativno-pravovom-regulirovanii-upravleniya-v-sfere-torgovli-i-uslug (дата обращения: 23.12.2018).

167 Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) // СЗ РФ. 2008, N 52 (ч. 1), ст. 6249.

Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

К акту проверки прилагаются: протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами; предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.

В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.

В случае, если для проведения внеплановой выездной проверки требуется согласование ее проведения с органом прокуратуры, копия акта

проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки. Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством РФ. Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной федеральным органом исполнительной власти.

В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, обязаны: выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения; принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

Подводя итог исследованию последнего элемента рассматриваемого механизма, заметим, что именно в актах применения, перечисленные должностные лица, реализуют на практике соответствующие нормы права, регламентирующие деятельность органов внутренних дел в сфере предупреждения и пресечения административных правонарушений на потребительском рынке. Для обеспечения законности в юрисдикционной, а также контрольно-надзорной деятельности органов внутренних дел целесообразно дополнить КоАП РФ приложением, где следует предусмотреть типовые бланки процессуальных документов, которые составляются в ходе осуществления производства по делам об административных правонарушениях.

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) // СЗ РФ. 2008, N 52 (ч. 1), ст. 6249.

2. Лучков В.В. Акты применения юридической ответственности // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. Тольятти, 2005. С. 12.

3. Никулина О.В. Акт об административном правонарушении как

доказательство по делам об административных правонарушениях в сфере потребительского рынка // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2018. № 1-2. С. 17.

4. Сущинская С.И. К вопросу об административно-правовом регулировании управления в сфере торговли и услуг // Вестник Московского университета МВД России. 2015. №6. URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/k-voprosu-ob-administrativno-pravovom-regulirovanii-upravleniya-v-sfere-torgovli-i-uslug (дата обращения: 23.12.2018).

УДК 342

Газиев Т. С. студент 3 курса магистратуры научный руководитель: Параскевов И.Ф.,

доцент

«РЭУ им. Г.В. Плеханова» филиал в г. Пятигорске Россия, г. Пятигорск ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА Аннотация. В статье рассмотрены теоретические проблемы природы и сущности отношений, которые складываются в сфере потребительского рынка и защиты прав потребителей. Проанализирована терминологическая база в сфере потребительского рынка, а также даны дефиниции основным понятиям. Рассмотрены основания применения мер административной ответственности за нарушения прав потребителей.

Ключевые слова: потребительский рынок, административно-юрисдикционная деятельность, исполнительные органы власти, торговля, потребитель.

Gaziyev T.S.

3nd year student of magistracy The Pyatigorsk branch of the Plekhanov Russian University of Economics

Russia, Pyatigorsk Scientific аdviser: Paraskevov I.F.

Candidate of Economic Sciences, assistant professor The Pyatigorsk branch of the Plekhanov Russian University of Economics

Russia, Pyatigorsk

THE LEGAL NATURE AND ENTITY OF ADMINISTRATIVE AND JURISDICTIONAL ACTIVITY OF EXECUTIVE AUTHORITIES IN THE FIELD OF THE CONSUMER MARKET

Abstract. In article theoretical problems of the nature and an entity of the relations which develop in the field of the consumer market and consumer protection are considered. The term base in the field of the consumer market is

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.