Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В 2022 ГОДУ'

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В 2022 ГОДУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
116
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / КОНТРОЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шальнев В. О., Орлов М. С., Тадевосян А. С.

В статье рассматриваются особенности применения Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» с учетом действия вступившего в силу Постановления Правительства Российской Федерации № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в рамках осуществления регионального экологического контроля, раскрываются проблемы привлечения к административной ответственности по результатам контрольных (надзорных) мероприятий. Авторы отмечают важность данной темы, анализируют нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральной закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и приходят к выводу об усложнении механизма привлечения к административной ответственности и предупреждения административных правонарушений в области охраны окружающей среды, присутствии ограничений для наступления административной ответственности, а также необходимости его совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шальнев В. О., Орлов М. С., Тадевосян А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE APPLICATION OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY WITHIN THE FRAMEWORK OF REGIONAL ENVIRONMENTAL CONTROL IN 2022

The article discusses the features of the application of the Federal Law "On State Control (Supervision) and municipal control in the Russian Federation" taking into account the effect of the Decree of the Government of the Russian Federation that has entered into force №336 "On the features of the organization and implementation of state control (supervision), municipal control" in the framework of the implementation of regional environmental control, problems of attracting to administrative responsibility based on the results of control (supervisory) activities. The authors note the importance of this topic, analyze the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation, the Federal Law "On State Control (Supervision) and Municipal Control in the Russian Federation" and come to the conclusion on the problems of complicating the mechanism of bringing to administrative responsibility and the prevention of administrative offenses in the field of environmental protection, the presence of restrictions for the onset of administrative responsibility, as well as the need to improve it.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В 2022 ГОДУ»

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В 2022 ГОДУ

В.О. Шальнев, магистрант М.С. Орлов, магистрант А.С. Тадевосян, магистрант

Московский финансово-юридический университет МФЮА (Россия, г. Калининград)

Б01:10.24412/2500-1000-2022-10-4-29-32

Аннотация. В статье рассматриваются особенности применения Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» с учетом действия вступившего в силу Постановления Правительства Российской Федерации № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в рамках осуществления регионального экологического контроля, раскрываются проблемы привлечения к административной ответственности по результатам контрольных (надзорных) мероприятий. Авторы отмечают важность данной темы, анализируют нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральной закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и приходят к выводу об усложнении механизма привлечения к административной ответственности и предупреждения административных правонарушений в области охраны окружающей среды, присутствии ограничений для наступления административной ответственности, а также необходимости его совершенствования.

Ключевые слова: административная ответственность, государственный контроль, муниципальный контроль, контрольное мероприятие.

До недавнего времени вопрос применения административной ответственности не был актуальным. Должностные лица, контрольных (надзорных) органов, осуществляющих региональный государственный экологический контроль (надзор) при необходимости возбудить дело об административном правонарушении руководствовались частью 1 статьи 28.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), которая позволяла возбуждать дела при непосредственном обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (в том числе при проведении административного расследования) и на основании поступивших из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалов, сообщений и заявлений физических и юридических лиц, а также сообщений в средствах массовой инфор-

мации, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения [1].

Принятый не так давно Федеральной закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248) предусматривал применение административной ответственности по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных без взаимодействия с контролируемым лицом. К таким мероприятиям Федеральным законом № 248 были отнесены наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование [2].

Например, при непосредственном обнаружении сброса отходов на почву должностное лицо при наличии события и состава административного правонарушения, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ могло возбудить дело об административном правонарушении

путем составления соответствующего протокола по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ.

Или, например, при проведении должностным лицом выездного обследования, осмотра акватории водного объекта и обнаружении признаков его загрязнения неочищенными сточными водами должностное лицо, руководствуясь пунктом 4 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ могло возбудить дело об административном правонарушении путем вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ и провести административное расследование, предусмотренное статьей 28.7 КоАП РФ [1].

Таким образом, существовавшая система разрешала должностным лицам возбуждать дела об административных нарушениях, по результатам рассмотрения которых привлекать виновных лиц к административной ответственности, что позволяло оперативно принимать меры административного реагирования в отношении нарушителей, назначать им соответствующее административное наказание.

Ключевой особенностью здесь была возможность должностных лиц, осуществлявших региональный государственный экологически контроль (надзор) возбуждать дела об административных правонарушениях, не используя и не руководствуясь Федеральным законом № 248.

Вместе с тем, 10.03.2022 вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее - Постановление № 336).

В соответствии с пунктом 9 Постановления № 336 должностное лицо контрольного (надзорного) органа, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона № 248) [3].

Пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона № 248 определено, что контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения должен направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности [2].

Таким образом, из принятого Постановления № 336 прямо следует, что привлечение к административной ответственности возможно только по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятия, к которым, в том числе, относятся мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами (наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование).

Однако последовавшим разъяснением Минэкономразвития России от 24.03.2022 № Д24и-8436 было уточнено, что должностное лицо контрольного (надзорного) органа вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения

включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, только при проведении контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом [4].

Вслед за этим, в КоАП РФ частью 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ ввели идентичную правовую норму, которая в отличие от нормы Постановления подлежит бессрочному применению [1].

В связи с этим должностные лица контрольных (надзорных) органов лишились ранее повсеместно используемой возможности применять административную ответственность без проведения контрольного (надзорного) мероприятия, как такового (в рамках КоАП РФ), и по результатам проведения мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами.

Обозначенные изменения распространяются, в том числе, на случаи непосредственного обнаружения признаков административного правонарушения, получение таких сведений от граждан и организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации.

По мнению законодателя, теперь оценка достаточности данных для решения вопроса о привлечении к административной ответственности может быть осуществлена только по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом. Однако проведение указанного мероприятия сопряжено с большими времен-

ными затратами, усложненными процедурами, необходимостью согласования с органами прокуратуры.

Подводя итог, полагаем, что данные изменения законодательства Российской Федерации, усложняющие процедуру применения административной ответственности, позволят существенно сократить количество возбуждаемых административных дел, однако они также приведут к невыполнению задач законодательства об административных правонарушениях по предупреждению административных правонарушений и охране окружающей среды, в том числе, к росту числа административных правонарушений, в особенности среди граждан.

Библиографический список

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 11.06.2022). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru (дата обращения: 20.06.2022)

2. Федеральный закон 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru (дата обращения: 20.06.2022).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru (дата обращения: 20.06.2022).

4. Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.03.2022 № д24и-8436 «О разъяснении особенностей организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 году». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru (дата обращения: 20.06.2022).

FEATURES OF THE APPLICATION OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY WITHIN THE FRAMEWORK OF REGIONAL ENVIRONMENTAL

CONTROL IN 2022

V.O. Shalnev, Graduate Student M.S. Orlov, Graduate Student A.S. Tadevosyan, Graduate Student Moscow University of Finance and Law MFLA (Russia, Kaliningrad)

Abstract. The article discusses the features of the application of the Federal Law "On State Control (Supervision) and municipal control in the Russian Federation" taking into account the effect of the Decree of the Government of the Russian Federation that has entered into force №336 "On the features of the organization and implementation of state control (supervision), municipal control" in the framework of the implementation of regional environmental control, problems of attracting to administrative responsibility based on the results of control (supervisory) activities. The authors note the importance of this topic, analyze the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation, the Federal Law "On State Control (Supervision) and Municipal Control in the Russian Federation" and come to the conclusion on the problems of complicating the mechanism of bringing to administrative responsibility and the prevention of administrative offenses in the field of environmental protection, the presence of restrictions for the onset of administrative responsibility, as well as the need to improve it.

Keywords: administrative responsibility, state control, municipal control, control measure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.