Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИ СОДЕЙСТВИИ ЗАНЯТОСТИ ИНВАЛИДОВ'

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИ СОДЕЙСТВИИ ЗАНЯТОСТИ ИНВАЛИДОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
57
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОУСТРОЙСТВО / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНВАЛИДОВ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСЛУГА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фирстаев Владимир Сергеевич, Ласточкина Ольга Фёдоровна

Причинами написания исследовательской работы является введение на территории Российской Федерации с 01.01.2019 года новой государственной услуги, оказываемой органами службы занятости населения, по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов, а также отсутствие правоприменительной практики по данному вопросу. Особенности социальной интеграции как условия обеспечения полноценной жизни инвалидов рассмотрены в работах зарубежных авторов Т. Парсонса, Ч. Миллса, Дж. Тернера, Д. Ритцера, однако акцентов на особенностях организации сопровождения при содействии занятости инвалидов работниками службы занятости в их научных трудах не встречаются. Выводы. В исследовательской работе содержатся выводы относительно необходимости закрепления работников службы занятости, ответственных за оказание государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов; необходимости выстраивания работы по обмену информацией с федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы; необходимости определения категорий граждан, имеющих инвалидность, обладающих правом на получение государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов. Практическое значение. В практическом смысле настоящая работа призвана восполнить имеющиеся пробелы в технологии работы сотрудников центров занятости по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов. Выводы, содержащиеся в исследовательской работе, позволят наилучшим образом организовать процесс сопровождения инвалидов при трудоустройстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME FEATURES OF THE STATE SERVICE SUPPLY ON EMPLOYMENT ASSISTANCE OF THE DISABLED

The purpose of the research work is a new public service introduction which is provided on the territory of the Russian Federation from January 01, 2019 by the employment service. It provides the employment assistance for the disabled moreover there is no law enforcement practice on this issue. Social integration features as conditions of ensuring full life to the disabled are considered in the works of foreign authors such as Parsons, C. Mills, J. Turner, D. Ritzer. But the emphasis on the features of employment assistance of the disabled by employment service employees is not found in their scientific works. The scope of the research. The research contains an analysis of the provisions of the Federal Law of 29.12.2017 No. 476-FZ «On Amendments to the Law of the Russian Federation «On Employment in the Russian Federation» as well as the Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of 03.08.2018 No. 518n «On Approval of the Federal State Standard of Public Services in the Employment Assistance of the Disabled». The results of the scientific work can become the base of the guideline for employment service employees. Practical value. This work is intended to fill existing gaps in the work of employment centers which provide employment assistance for the disabled. There are recommendations for best organization the employment assistance process of the disabled.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИ СОДЕЙСТВИИ ЗАНЯТОСТИ ИНВАЛИДОВ»

6. ТРУДОВОЕ ПРАВО; ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.05)

6.1. О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИ СОДЕЙСТВИИ ЗАНЯТОСТИ ИНВАЛИДОВ

Фирстаев Владимир Сергеевич, заместитель директора департамента занятости населения, труда и социального партнёрства

Место работы: Агентство по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области

urprof1986@mail.ru

Ласточкина Ольга Фёдоровна, референт департамента занятости населения, труда и социального партнёрства Место работы: Агентство по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области

zsz_73@mail.ru

Аннотация: причинами написания исследовательской работы является введение на территории Российской Федерации с 01.01.2019 года новой государственной услуги, оказываемой органами службы занятости населения, по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов, а также отсутствие правоприменительной практики по данному вопросу. Особенности социальной интеграции как условия обеспечения полноценной жизни инвалидов рассмотрены в работах зарубежных авторов Т. Парсонса, Ч. Миллса, Дж. Тернера, Д. Ритцера, однако акцентов на особенностях организации сопровождения при содействии занятости инвалидов работниками службы занятости в их научных трудах не встречаются.

Выводы. В исследовательской работе содержатся выводы относительно необходимости закрепления работников службы занятости, ответственных за оказание государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов; необходимости выстраивания работы по обмену информацией с федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы; необходимости определения категорий граждан, имеющих инвалидность, обладающих правом на получение государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов.

Практическое значение. В практическом смысле настоящая работа призвана восполнить имеющиеся пробелы в технологии работы сотрудников центров занятости по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов. Выводы, содержащиеся в исследовательской работе, позволят наилучшим образом организовать процесс сопровождения инвалидов при трудоустройстве.

Ключевые слова: трудоустройство, занятость населения, сопровождение инвалидов, государственная услуга.

ON SOME FEATURES OF THE STATE SERVICE SUPPLY ON EMPLOYMENT ASSISTANCE OF THE DISABLED

Firstaev Vladimir S., Deputy Director of the Department of Employment, Labor and Social Partnership

Place of employment: the Agency for the Development of Human Potential and Labor Resources of the Ulyanovsk Region

urprof1986@mail.ru

Lastochkina Olga F., Assistant of the Department of Employment, Labor and Social Partnership

Place of employment: the Agency for the Development of Human Potential and Labor Resources of the Ulyanovsk Region

zsz_73@mail.ru

Abstract: the purpose of the research work is a new public service introduction which is provided on the territory of the Russian Federation from January 01, 2019 by the employment service. It provides the employment assistance for the disabled moreover there is no law enforcement practice on this issue. Social integration features as conditions of ensuring full life to the disabled are considered in the works of foreign authors such as Parsons, C. Mills, J. Turner, D. Ritzer. But the emphasis on the features of employment assistance of the disabled by employment service employees is not found in their scientific works.

The scope of the research. The research contains an analysis of the provisions of the Federal Law of 29.12.2017 No. 476-FZ «On Amendments to the Law of the Russian Federation «On Employment in the Russian Federation» as well as the Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of 03.08.2018 No. 518n «On Approval of the Federal State Standard of Public Services in the Employment Assistance of the Disabled». The results of the scientific work can become the base of the guideline for employment service employees.

Practical value. This work is intended to fill existing gaps in the work of employment centers which provide employment assistance for the disabled. There are recommendations for best organization the employment assistance process of the disabled.

Keywords: employment, employment of the population, support of the disabled, public service.

Вопрос обеспечения занятости граждан, имеющих инвалидность, носит многогранный характер, который включает в себя не только социальный, но и экономический аспект. Помимо социализации граждан, имеющих ограничения по труду, их вовлеченности в социум, трудоустройством решается сразу несколько иных задач: увеличение доходов населения, а также привлечение незадействованных трудовых ресурсов в экономику страны.

Процесс трудоустройства, как правило, длителен по времени. Так, средняя продолжительность поиска работы безработных граждан, находящихся на учёте в органах службы занятости в 2018 году в Ульяновской области по данным Агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области1, составила 4,61 месяца. Для категории граждан, имеющих инвалидность, данный показатель равен 5,68 месяца.

Подбор вариантов подходящей работы осуществляется с учётом индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. Особенность подбора подходящей работы связана, помимо прочего, с имеющимися ограничениями гражданина с инвалидностью, по труду. Например, запрет на поднятие тяжестей влечет исключение из перечня вакансий профессии грузчика и т.д.

Государственная политика в сфере занятости населения направлена, в том числе, на ежегодное увеличение доли занятых инвалидов из числа инвалидов трудоспособного возраста. С целью обеспечения стабильного роста данного показателя Правительством Российской Федерации были подготовлены изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере занятости населения. В результате 29.12.2017 был принят Федеральный закон № 476-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»2, который вступил в силу с 01.01.2019.

Федеральным законом внесены два блока новых законодательных норм, устанавливающих инициативный характер действий органов службы занятости по трудоустройству инвалидов, а также оказание инвалидам индивидуальной помощи при трудоустройстве путем предоставления вновь введённой государственной услуги по сопровождению при содействии их занятости. Законом предусмотрено, что информация о незанятых инвалидах, испытывающих трудности в поиске работы, об оказанных государственных услугах по содействию их занятости в соответствии с рекомендациями, содержащимися в индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалидов, вносится в Регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц в соответствии с порядком его ведения и перечнем содержащихся в нем сведений, утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Также установлены особенности организации содействия занятости инвалидов: при осуществлении содействия занятости инвалидов органами службы занятости совместно с работодателями

обеспечиваются индивидуальный подход, мониторинг трудоустройства и закрепляемости инвалидов на рабочих местах, оборудованных для работы инвалидов.

В целях реализации данных изменений Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации был издан Приказ от 03.08.2018 № 518н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов»3. Исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в сфере содействия занятости населения, в свою очередь, до 01.01.2019 должны были обеспечить разработку и принятие на региональном уровне административных регламентов государственной услуги.

Данная иерархия нормативно-правового регулирования типична для всех государственных услуг в сфере содействия занятости. Вместе с тем, содержательная часть технологии работы по оказанию государственной услуги может существенно отличаться в различных регионах страны.

Под сопровождением при содействии занятости инвалида понимается оказание индивидуальной помощи незанятому инвалиду при его трудоустройстве, создание условий для осуществления им трудовой деятельности и ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте, а также формирование пути его передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя.

Авторы полагают, что при определении категорий, наиболее востребованных в получении государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов, необходимо руководствоваться Приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.06.2017 № 486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абили-тации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»4. Согласно данного нормативно-правового акта к лицам, впервые признанным инвалидами, нуждающимся в помощи для преодоления барьеров, препятствующих освоению (исполнению) трудовых обязанностей относятся: инвалиды 1 и 2 группы, имеющие значительно выраженные ограничения в передвижении, в том числе с использованием кресла-коляски; инвалиды 1 и 2 группы по зрению - слепые и слабовидящие; инвалиды 1 и 2 группы по слуху - глухие и слабо слышащие; инвалиды, имеющие одновременно нарушения функций зрения и слуха (слепоглухота); инвалиды 1 и 2 группы, имеющие нарушение интеллекта.

Данный подход, может быть использован и при организации сопровождения при содействии занятости инвалидов, впервые трудоустраивающихся, в том числе после получения образования (выпускникам образовательных организаций из числа инвалидов).

Для получения государственной услуги гражданину необходимо предъявить следующие документы: паспорт гражданина Российской Федерации или заменяющий его документ, или документ, удостоверяющий

1 По данным государственной статистической отчетности по форме 2-Т Агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области: [сайт].11К1-:Ийр://и1уагюУ8к-zan.ru/labormarket/index/ (дата обращения 21.01.2019)

2 Собрание законодательства РФ, 01.01.2018, № 1 (Часть I), ст. 60.

3 «Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [сайт].11К1-Мр:// http://www.consultant.ru/ (дата обращения 21.01.2019).

4 «Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [сайт].11К1-Мр:// http://www.consultant.ru/ (дата обращения 21.01.2019).

личность иностранного гражданина, лица без гражданства; заявление гражданина об оказании государственной услуги (далее - заявление), в котором указывается: фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии); дата обращения; согласие на обработку персональных данных.

Заявление заверяется личной или простой электронной подписью инвалида в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Заявителям обеспечивается возможность выбора способа подачи заявления: при личном обращении в центр занятости населения, почтовой связью, с использованием средств факсимильной связи или в электронной форме.

Заявитель вправе по собственной инициативе представить индивидуальную программу реабилитации или абилитации, выданную в установленном порядке федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Вместе с тем, форма заявления не унифицирована для всех субъектов РФ и утверждается региональным административным регламентом.

Именно на этапе приёма документов, специалист службы занятости населения принимает решение о предоставление государственной услуги гражданину. Необходимо отметить, что отказа в предоставлении государственной услуги не предусмотрено. Предусмотрен лишь отказ в приёме документов, например, в случае не представления или представления в неполном объеме документов, предусмотренных административным регламентом.

С 01.01.2019 вступили в силу изменения в приказ Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.06.2017 г. № 486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм», согласно которым выписка из индивидуальной программы реабилитации или абилитации дополняется рекомендациями о противопоказанных видах трудовой деятельности в соответствии со стойкими нарушениями функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

Таким образом, решение о предоставлении государственной услуги принимается на основании: сведений, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (об имеющихся у него ограничениях жизнедеятельности, о показанных или противопоказанных видах трудовой деятельности, рекомендуемых условиях труда); рекомендации федерального учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости инвалида в сопровождении при содействии занятости.

Специалист службы занятости населения, осуществляющего первичный приём граждан, обладая сведениями о видах стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами, без труда может определить, каким гражданам необходимо сопровождение.

Относительно рекомендаций федерального учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости инвалида в сопровождении при содействии занятости необходимо отметить, что в настоящее время индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит раздел «Виды помощи, в которых

нуждается инвалид для преодоления барьеров, препятствующих ему в получении услуг на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур наравне с другими лицами». Именно здесь сотрудниками федерального учреждения медико-социальной экспертизы проставляется отметка о нуждаемости инвалида в сопровождении.

Отметка о нуждаемости инвалида в сопровождении проставляется как раз исходя из стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами. Однако, данный раздел для органов службы занятости, как правило, не доступен.

Для решения данной проблемы авторы предлагают следующее решение. Получение указанных выше сведений возможно на основании соглашения (дополнительного соглашения), подписываемого с федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы субъекта Российской Федерации, в рамках которого органам службы занятости может быть предоставлен доступ как данному разделу. В случае отсутствия данного раздела по какой-либо причине, соглашением может быть предусмотрена форма запроса.

При этом, авторы предлагают следующий алгоритм взаимодействия по обмену информацией, который реализован на практике в Ульяновской области:

Поступающие от федерального учреждения медико-социальной экспертизы выписки из индивидуальных программ реабилитации или абилитации, размещаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в сфере содействия занятости для использования в работе центрам занятости населения.

При поступлении выписок из индивидуальных программ реабилитации или абилитации, работникам службы занятости следует проанализировать их на предмет наличия выписок инвалидов, относящихся к категориям, которым безусловно необходимо сопровождение, а также на предмет наличия сведений о видах помощи, в которых нуждается инвалид для преодоления барьеров, препятствующих ему в получении услуг на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур наравне с другими лицами.

По результату анализа работники службы занятости должны сформировать и в дальнейшем актуализировать персонифицированный список вышеуказанных граждан, сведения о которых содержатся в выписках из индивидуальных программ реабилитации или аби-литации инвалидов.

В случае отсутствия необходимых сведений, при наличии выписок из индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов, относящихся к категориям, которым безусловно необходимо сопровождение, работникам службы занятости следует раз в неделю формировать соответствующий запрос о получении рекомендаций федерального учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости инвалидов в сопровождении при содействии занятости по установленной форме. Оператор, ответственный за взаимодействие с федеральным учреждением медико-социальной экспертизы формирует общий запрос по всем центрам занятости и направляет посредством защищенного канала связи. В течение 3 рабочих дней федеральное учреждение медико-социальной экспертизы обрабатывает запрос и, соответственно, направляет ответ, который в день поступления передается в

центры занятости населения. Полученные сведения вносятся работником службы занятости в свой персонифицированный список.

Таким образом, рекомендации федерального учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости инвалида в сопровождении при содействии занятости, служба занятости будет получать заблаговременно до обращения гражданина. Этот механизм позволит решить основную практическую проблему - выдержать максимальный срок предоставления государственной услуги, предусмотренный федеральным стандартом, который равен 60 минут.

Следует обратить внимание на то, что во всех центрах занятости необходимо определить специалиста, ответственного за сопровождение инвалида, на которого возлагаются задачи по содействию занятости инвалидов, определённых статьями 13.1 и 24.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» путем издания соответствующего приказа.

Аналогично тому, как оформляются приказы «О признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным»; «О назначении, размере, сроках выплаты пособия по безработице»; «О снятии с учёта в качестве безработного» оформляется приказ «О возложении обязанностей по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов» по установленной форме, утверждённой региональным административным регламентом. Приказ подписывается руководителем центра занятости населения.

После того, как оформлен приказ «О возложении обязанностей по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов» следует обратить внимание на требования к оформлению заключения о предоставлении государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов (далее - заключение). Форма заключения также, утверждается административным регламентом.

Заключение должно содержать информацию о специалисте, определённом для сопровождения в соответствии подписанным приказом «О возложении обязанностей по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов». Заключение также подписывается руководителем центра занятости. Заключение оформляется в 2 экземплярах, один из которых специалист выдаёт лично заявителю. На втором экземпляре заключения заявитель проставляет отметку о вручении, дату, личную подпись. Специалист приобщает второй экземпляр заключения, с отметкой о вручении заявителю, к личному делу получателя государственных услуг.

После проведения всех административных процедур все сведения о предоставлении государственной услуги вносятся в программный комплекс.

Необходимо обратить внимание, что административным регламентом должно быть предусмотрено исправление допущенных опечаток и (или) ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах. В данном случае гражданин может обратиться в центр занятости с заявлением об исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок в сведениях, указанных в заключении.

При обращении за исправлением допущенных опечаток и (или) ошибок в сведениях, указанных в заключении, заявитель представляет: заявление об исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок; докумен-

ты, содержащие правильные данные; выданное центром занятости заключение, в котором содержатся допущенные опечатки и (или) ошибки.

Заявление об исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок в сведениях, указанных в заключении, подаётся заявителем лично в центр занятости по установленной форме, утверждённой административным регламентом, рукописным (разборчиво) или машинописным способом и подписывается заявителем. Специалист регистрирует заявление и представленные документы, путём внесения соответствующей записи в журнал учёта документов. Максимальный срок выполнения административной процедуры составляет 1 рабочий день. Далее, специалист рассматривает заявление заявителя об исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок, а также представленные заявителем документы и приступает к подготовке заключения после исправления допущенных опечаток и (или) ошибок, с последующим внесением соответствующих изменений в регистр получателей государственных услуг. Специалист выдаёт один экземпляр нового исправленного заключения лично заявителю, на втором экземпляре нового исправленного заключения заявитель проставляет отметку о вручении, дату, личную подпись и приобщает второй экземпляр нового исправленного заключения, с отметкой о вручении заявителю, к личному делу получателя государственных услуг. Максимальный срок выполнения данной административной процедуры составляет 1 рабочий день.

Подводя итог, результатом предоставления данной государственной услуги является именно выдача заявителю заключения о предоставлении государственной услуги, содержащего информацию о лицах (организациях), определённых для сопровождения.

Одним из основных критериев эффективности работы специально выделенного работника и органа службы занятости в целом должно стать, в том числе, повышение числа трудоустроенных инвалидов со значительными нарушениями жизнедеятельности (имеющих 1-11группы инвалидности) и их доли в численности трудоустроенных инвалидов.

Таким образом, в целях организации сопровождения при содействии занятости инвалидов, нуждающихся в данном сопровождении, органами службы занятости должны осуществляться следующие основные мероприятия, кроме тех, которые упомянуты выше:

- Организация персонифицированного учета инвалидов при осуществлении мер содействия занятости, в том числе инвалидов, которым в соответствии с решением службы занятости населения предусмотрено предоставление государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости;

- Организация взаимодействия участников мероприятий (инвалид - работодатель - федеральное учреждение медико-социальной экспертизы) по сопровождаемому содействию занятости инвалида в целях оказания ему помощи при трудоустройстве;

- Организация сопровождения инвалида с учетом нарушенных функций организма в процессе профессиональной ориентации, информирования о положении на рынке труда, психологической поддержки, социальной адаптации на рынке труда, профессиональной подготовки;

- Анализ базы вакансий и проведение необходимых консультаций с работодателями для подбора предложений по трудоустройству незанятого инвалида;

- Внесение сведений о незанятых инвалидах, испытывающих трудности в поиске работы, а также об оказанных им государственных услугах по содействию занятости в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости насе-

ления - физических лиц;

- Организация мероприятий по повышению квалификации и переподготовке сотрудников по вопросу реализации мероприятий, направленных на сопровождение инвалидов;

- Информационное обеспечение в сфере реализации мероприятий, направленных на сопровождение инвалидов при трудоустройстве;

- Привлечение организаций-работодателей для предоставления рабочих мест и найма на работу граждан с инвалидностью с сопровождением при трудоустройстве;

- Согласование с работодателем кандидатуры инвалида, которому оказывается государственная услуга;

- Ознакомление инвалида с информацией работодателя об условиях трудовой деятельности на подобранном рабочем месте;

- Направление запроса в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы при необходимости получения дополнительных сведений о рекомендациях по профессиональной реабилитации или абилитации инвалида; об уточнении соответствия предлагаемой гражданину. вакансии для трудоустройства рекомендациям о показанных (противопоказанных) видах трудовой деятельности;

- Проведение индивидуальных консультаций по написанию резюме, оказание помощи в составлении резюме, подготовка к прохождению собеседований, самопрезентаций, ведению переговоров;

- Сопровождение на ярмарках вакансий и учебных рабочих мест, консультациях, собеседованиях, оказание помощи в подготовке документов.

- Организация собеседований инвалида с работодателями, участие при необходимости сотрудника органа службы занятости в собеседованиях с целью возможного оказания психологической помощи инвалиду.

Специалисту службы занятости, на которого возлагается организация сопровождения соискателя из числа инвалидов, необходимо провести диагностику его готовности к трудоустройству, оценить его трудовой потенциал с учетом ограничений жизнедеятельности и возможностей при освоении и выполнении трудовых функций и на основе этой оценки разработать индивидуальную программу сопровождения инвалида, с указанием мероприятий и исполнителей. За основу следует взять план реабилитационных и абилитационных мероприятий, разрабатываемый на основании сведений из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, и расширить его. Программа индивидуального сопровождения для инвалида составляется с учётом специфики ограничений жизнедеятельности инвалида, его потребностей и личностных качеств. При этом, исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации следует разработать и принять унифицированную форму индивидуальной программы сопровождения инвалида.

Инвалиды со значительными ограничениями жизнедеятельности, нуждающиеся в услугах по сопровождению при содействии их занятости, как правило, имеют барьеры не только физического, но и психологического характера, что выражается, чаще всего, в пессимистическом настрое относительно возможности своего трудоустройства и дальнейшей трудовой деятельности на рынке труда. Такие лица могут не работать и не проявлять активности в поиске работы из-за того, что их пугают некоторые нюансы будущего трудоустройства: невозможность добраться до работы, неприятие трудовым коллективом, неспособность справиться с производственными задачами, страх ухудшения здоровья, опасения потерять пенсию, льготы (помощь) и др. При этом надо понимать, что человек с инвалидностью не захочет воспользоваться открывшимися для него возможностями в сфере трудоустройства, пока не

будут решены его личностные проблемы и устранены психологические барьеры.

Поэтому при работе специалистов службы занятости с таким инвалидом важной задачей является оказание ему психологической помощи в преодолении предубеждений (страхов, боязни) уже на первом этапе знакомства, мотивируя его воспользоваться услугами службы занятости по трудоустройству.

В целях мотивации трудовой деятельности необходимо провести информирование инвалида в удобной для него форме об имеющихся возможностях трудоустройства на рынке труда и гарантиях трудовой занятости; создание условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилита-ции; о возможности обучения новым профессиям; об оказании содействия в предпринимательской деятельности; о возможности получения услуги по сопровождению в процессе трудоустройства, включая помощь в освоении пути до места работы и обратно и по территории работодателя, а также о помощи наставника на рабочем месте.

При общении с инвалидом необходимо выявить барьеры, препятствующие, по его мнению, успешному трудоустройству и осуществлению трудовой деятельности, определить уровень его трудовой мотивации и на основании этого разработать индивидуальную программу мероприятий по трудоустройству с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида.

Для повышения трудовой мотивации инвалида ему могут быть важны такие взаимосвязанные мотивы трудовой занятости, как:

- улучшение материального положения;

- возможность общения с коллегами по работе, ощущение принадлежности к трудовому коллективу;

- возможность самореализациии, получение удовольствия от труда;

- ощущение своей полезности другим людям;

- изменение социального статуса человека с инвалидностью - получение оснований для социального признания, самоуважения;

- возможность карьерного роста;

возможность расширения круга общения и создания семьи;

- возможность разнообразить жизнь, сделать ее содержательной, наполненной смыслом.

При работе с инвалидами следует учитывать, что специфика их трудовой мотивация во многом обусловлена такими факторами, как возраст инвалида, возраст приобретения инвалидности, уровень образования, имеющиеся профессиональные навыки, специальные знания и способность к переобучению. Как показывает практика, в наиболее значительной психологической поддержке нуждаются следующие категории инвалидов — инвалиды с детства, молодые инвалиды-выпускники образовательных учреждений, а также инвалиды, мотивированные к труду, но имеющие негативный опыт трудоустройства.

Так, особенностью контингента молодых инвалидов является отсутствие опыта работы и ее поиска, отсутствие навыков самопрезентации, а также низкий уровень социального опыта, что снижает их конкурентоспособность на рынке труда не только по профессиональным навыкам, но и по параметрам психологической готовности и адаптационным возможностям.

В рамках оказания услуги по психологической поддержке таких инвалидов важное значение имеет выявление причин их низкой мотивации к трудовой деятельности. В зависимости от полученных результатов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тестирования авторы предлагают рассмотреть возможность:

- проведения в индивидуальной форме тренингов, консультаций с целью формирования позитивного отношения к трудностям, возникающим в процессе поиска работы;

- оказания помощи в преодолении пессимистического настроя в отношении возможности успешного трудоустройства с имеющимися у инвалида ограничениями возможностей здоровья;

- ознакомления с примерами успешного трудоустройства инвалидов со сходными проблемами здоровья, организация экскурсий на предприятия перспективного трудоустройства;

- знакомства с рабочими местами непосредственно на производстве;

- организацию стажировок.

Другая группа - это незанятые инвалиды, впервые поставленные на учет в учреждениях медико-социальной экспертизы и нуждающиеся в трудоустройстве с учетом ограничений возможностей здоровья, которые чаще всего имеют недавний опыт работы и социализированы в обществе, но при этом следует учитывать, что значительная часть из них утратили способность трудиться по имеющейся специальности, но не готовы выполнять менее квалифицированную работу, находя ее непрестижной и малооплачиваемой.

Как показывает практика, для большинства незанятых граждан, с приобретенной инвалидностью и впервые поставленных на учет в учреждениях медико-социальной экспертизы, проблемой является адаптация к новым условиям, в том числе в трудовой деятельности, особенно в случае утраты способности трудиться по имеющейся специальности. Затруднения в поиске работы и трудоустройства вызваны у них не только объективными факторами, обусловленными ухудшением здоровья, но и социально-психологическим состоянием.

Для данной группы инвалидов важное значение имеет проведение психологических консультаций, направленных на повышение мотивации к труду, активизацию позиции по поиску работы и трудоустройству, преодоление психологических комплексов, препятствующих возобновлению профессиональной деятельности, повышение адаптации к существующим условиям в новом статусе, отработку новых приемов и способов поведения, преодоление негативных факторов поведения с учетом специфики приобретенных нарушений функций организма инвалида.

При формировании индивидуальной программы сопровождения инвалида следует учитывать, что затруднения, испытываемые им в процессе поиска работы и адаптации на рабочем месте, в большей степени зависят от имеющегося у него основного ограничения жизнедеятельности.

При этом особенности потребностей инвалидов и нуждаемость в конкретных мероприятиях по поддержке и сопровождению при трудоустройстве и адаптации на рабочем месте имеют свою специфику и различную степень значимости для инвалидов разных контингентов.

В наибольшей степени потребность в услугах по сопровождению выражена у инвалидов с интеллектуальными нарушениями. У инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, инвалидов с нарушениями слуха и зрения такая потребность выражена сравнительно меньше, но также достаточно высоко, чтобы рассматривать потребность в услугах сопровождаемого трудоустройства как актуальную.

Инвалиды с интеллектуальными нарушениями нуж-

даются в оказании помощи на всех этапах трудоустройства и адаптации на рабочем месте: при оформлении документов в службе занятости и при трудоустройстве; ведении переговоров с работодателем; в решении возникающих на рабочем месте проблем (с работодателем, с руководством, с коллегами и пр.), при освоении трудовых функций, а также формировании и освоении маршрута.

Инвалидам с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата необходимы консультации по правовым вопросам трудоустройства; профконсультирова-ние, профподбор; оказание содействия в оборудовании рабочего места (обеспечения особой пространственной и временной организации среды, обеспечения безбарьерной архитектурно-пространственной среды); разработка маршрута передвижения к месту работы и с работы; консультирование работодателя по вопросам создания специальных условий труда, заключающихся, прежде всего, в адаптации графика работы и служебных обязанностей под индивидуальные возможности инвалида.

При работе с инвалидами, имеющими нарушения функций зрения, необходимо организовать оказание помощи в доступной для них форме при оформлении документов в службе занятости и при трудоустройстве, при проведении переговоров с работодателем (при участии тифлопереводчика), а также помощи в оборудовании рабочего места, в ориентировке по территории организации и ознакомлении с посещаемыми местами (кабинет руководителя, места совещаний, туалет, столовая), в организации наставничества и в разработке маршрута передвижения к месту работы (ориентировке в городских условиях, пользованию общественным транспортом). Следует учитывать, что инвалиды с такими ограничениями нуждаются в психологической поддержке при разрешении личностных проблем, возникающих в процессе формирования трудовой мотивации, трудоустройства и трудовой деятельности (проблемы общения, кризисные ситуации и т.д.).

Инвалидам с нарушениями слуха необходимо организовать помощь в доступной для них форме (сурдоперевод или общение в письменной форме) при оформлении документов, при проведении переговоров с работодателями, с профконсультантами. При трудоустройстве инвалидов с глухотой следует консультировать работодателей по созданию условий труда для них, специфике общения с ними; консультировать специалистов организации-работодателя, работающих с инвалидом, по вопросам оказания помощи в преодолении барьеров, мешающих исполнению им трудовых обязанностей. Такие инвалиды также нуждаются в психологической поддержке при разрешении личностных проблем, возникающих в процессе формирования трудовой мотивации, трудоустройства и трудовой деятельности (проблемы общения, кризисные ситуации и т.д.

При оказании инвалидам индивидуальной помощи в формировании пути их передвижения до места работы и обратно необходимо учитывать ряд особенностей. Методика построения маршрута «от пункта А до пункта Б» следует рассматривать как прокладку маршрута вдоль дороги, на следующем этапе - движение вне дорог (дворы и т.д.).

Схема должна рассчитывать несколько вариантов маршрута с учетом доступности объектов, встречающихся на пути. Каждый недоступный для выбранной категории объект должен создавать альтернативный

маршрут для пользователя. Прокладки маршрута с учетом пути следования и готовности транспортного средства к перевозке гражданина с указанными ограничениями: определение возможности использования прямого маршрута; при отсутствии прямого маршрута - подбор маршрута с пересадками; на построенном маршруте анализ наличия транспорта, адаптированного под нужды пользователя; вывод для пользователя информации о маршруте следования и времени (расписании) движения адаптированного транспорта; при отсутствии на маршруте или его части возможности перемещения на адаптированном транспорте предлагать другие варианты передвижения - на неадаптированном (с показом оповещения) транспорте или предлагать построить маршрут до более отдаленной остановки адаптированного транспорта с построением движения.

Для использования методики прокладки маршрута необходимы данные о маршруте и времени движении адаптированного транспорта, необходимо получить сведения о наличии такого транспорта и графике его движения; при построение маршрута от пункта А до пункта В, независимо от использования адаптированного транспорта, с учетом всех критериев отбора в соответствие с возможностями пользователя, самый доступный маршрут может быть построен очень длинным (или даже петляющим); данные о дорожных покрытиях (наличие тактильной плитки, угол наклона пандуса и т.д.) должны поддерживаться только в актуальном состоянии. В противном случае, гарантировать доступность проложенного маршрута для граждан в соответствии с их ограничениями, не будет представляться возможным.

В связи с тем, что государственная услуга по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов начала оказываться лишь с 01.01.2019 года, устоявшейся правоприменительной практики по данному вопросу не много. Службы занятости субъектов Российской Федерации в ближайшие несколько лет будут накапливать эмпирический опыт в оказании данной государственной услуги, следовательно, механизм её оказания будет совершенствоваться. Однако уже сейчас можно однозначно утверждать, что вся та работа, которая проводится по трудоустройству инвалидов, приводит к положительному эффекту и позволяет вовлечь в экономику страны всё большее количество трудовых ресурсов.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 81,79%.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 29.12.2017 № 476-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 01.01.2018, № 1 (Часть I), ст. 60.

2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03.08.2018 № 518н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов» // «Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [сайт].URL:http:// http://www.consultant.ru/ (дата обращения 21.01.2019).

3. Приказ Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.06.2017 № 486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилита-ции ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» // «Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [сайт].URL:http:// http://www.consultant.ru/ (дата обращения 21.01.2019).

4. Государственная статистическая отчетность по форме 2-Т Агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области: [сайт].URL:http://ulya-novsk-zan.ru/labormarket/index/ (дата обращения 21.01.2019)

РЕЦЕНЗИЯ

на публикуемую статью «О некоторых особенностях предоставления государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов» заместителя директора департамента занятости населения, труда и социального партнёрства Фирстаева Владимира Сергеевича, а также референта департамента занятости населения, труда и

социального партнёрства Ласточкиной Ольги Фёдоровны Агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области. Введение на территории Российской Федерации новой государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов и отсутствие правоприменительной практики по данному вопросу определяет актуальность исследуемой темы.

Структура работы обусловлена целью и предметом исследования и направлена на последовательное выявление возникающих проблем, а также на обоснование выдвигаемых в публикуемой статье положений и выводов.

Публикуемая статья по специальности 12.00.05 «трудовое право; право социального обеспечения» представляет собой очерк на обозначенную тему.

Изучение научных публикаций по заданной теме позволяет сделать вывод о том, что в научных кругах данная тема практически не обсуждалась. Именно поэтому настоящая статья позволит восполнить пробел в научной проработанности исследуемого правового института, обеспечит реализацию государственной услуги в правоприменительной плоскости.

В целом, работа производит благоприятное впечатление: она отвечает всем предъявляемым формальным и содержательным требованиям. Данный материал рекомендуется к публикации. Статья не содержит сведений, не разрешенных для опубликования в открытой печати, не содержит научных материалов, принадлежащих другим авторам.

Заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Ульяновского филиала РАНХиГС, канд. юрид. наук, доцент

И.В. Долганова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.